Книга Теория государства и права в вопросах и ответах - читать онлайн бесплатно, автор Людмила Александровна Морозова
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Теория государства и права в вопросах и ответах
Теория государства и права в вопросах и ответах
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Теория государства и права в вопросах и ответах

Людмила Александровна Морозова

Теория государства и права в вопросах и ответах

©  Морозова Л.А., текст, 2022

©  Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2022

* * *

Предисловие

Предлагаемое вниманию читателей издание одноименного учебного пособия ставит своей целью дать сжатое и доступное изложение сложного учебного курса по теории государства и права. Это тем более необходимо, что учебный материал за последние годы значительно обновился, обогатился новыми темами и общетеоретическими положениями, а по многим вопросам изменились их трактовка и понимание.

Форма подачи материала – в виде диалога, беседы с читателем – получила широкое признание как студентов, так и преподавателей юридических вузов и факультетов, поскольку делает более понятными для первокурсников важнейших общетеоретических категорий, конструкций, элементов государственно-правовой действительности. Опыт показал, что данная форма эффективна и при повторении пройденного материала, при подготовке к зачетам и экзаменам, так как способствует лучшему усвоению учебной программы.

Цель книги – убедить обучающихся в том, что усвоение материала теории государства и права создает надежную теоретическую базу для последующего изучения отраслевых юридических дисциплин, особенно в плане постижения понятийно-категориального аппарата юриспруденции.

Поскольку в науке теории государства и права немало дискуссионных или не до конца разработанных вопросов, автор данного учебного пособия, уделяя значительное внимание последним достижениям теоретико-правовой мысли, постарался представить позиции и мнения, которых придерживается большинство теоретиков юридической науки. Вместе с тем отечественная общетеоретическая наука дала в последнее время немало интересных и самобытных идей. Они нашли отражение в настоящем издании.

Материал книги соответствует государственному образовательному стандарту и учебной программе по курсу теории государства и права. Он изложен в той последовательности, которая принята в российских юридических вузах при изучении этой учебной дисциплины.

В целях сокращения объема книги, иллюстрирующие примеры к теоретическим положениям, как правило, не приводятся. Они сохранены лишь при изложении более сложного для восприятия материала.

Многолетняя преподавательская работа автора в Российском государственном университете правосудия, Московской государственной юридической академии им. О. Е. Кутафина и в других высших учебных заведениях России позволила учесть восприятие того или иного материала студентами и соответствующим образом отреагировать в новом издании учебника.

Автор надеется, что цели, поставленные при подготовке данного издания, будут оправданны, если те, кто изучает юриспруденцию, воспользовавшись книгой, почувствуют потребность в более полном и глубоком овладении этой интересной, чрезвычайно важной и многоплановой наукой – теорией государства и права.

Раздел I. Введение в теорию государства и права

Тема 1. Предмет и методология теории государства и права

1. Что составляет предмет изучения теории государства и права

Определить предмет теории государства и права – значит установить круг тех общественных отношений, явлений, институтов, учреждений и проч., которые она изучает, те вопросы, которые она рассматривает. Предмет науки – это та область познания, на которую данная дисциплина направлена.

Как следует из названия, эта наука изучает такие объекты, как государство и право. Но их исследуют и другие общественные науки – философия, социология, политология и т. п. Предмет изучения теории государства и права составляют общие закономерности существования и развития государственно-правовых явлений. Иначе говоря, данная наука ставит своей задачей изучение не всех, а наиболее общих закономерностей функционирования государства и права и, опираясь на другие отрасли знаний, формулирует понятия, категории, конструкции и модели отдельных юридических явлений.

Предмет теории государства и права не является застывшим: с течением времени он развивается и изменяется, что обусловлено развитием самого общества, его культуры, идеологии, уровня общественного сознания, вместе с которыми меняются представления о государстве и праве, отдельных их сторонах, месте и роли в жизни общества, назначении, сущности и т. д.

Принято различать предмет и объект изучения. Объект шире, чем предмет науки. Предмет – это конкретизированная часть объекта. Объект у всех общественных наук практически один и тот же – государство и право. Предмет у них разный: те или иные стороны (аспекты) в объекте.

Государство и право изучаются наукой теории государства и права в единстве и взаимодействии, поскольку как законодательство и нормы права не могут существовать вне государства, так и государство проявляет свою деятельность прежде всего посредством принятия разнообразных нормативных правовых актов, регулирующих наиболее важные общественные отношения.

2. Какое место занимает теория государства и права среди общественных наук

Как и другие общественные науки, теория государства и права изучает явления – государство и право, которые существуют в человеческом обществе и немыслимы вне его. В раскрытии своего предмета теория государства и права тесно взаимодействует с другими общественными науками, например политологией, экономической теорией, так как невозможно познать в полной мере государственно-правовые явления вне связи с политическими, экономическими и иными факторами. Они во многом предопределяют развитие государства и права и позволяют раскрыть глубинные процессы становления и функционирования, а также закономерности развития государственно-правовых явлений. Теория государства и права тесно связана практически со всеми социальными дисциплинами, т. е. она не обладает монополией на рассмотрение государства и права, но имеет свой ракурс исследования этих явлений по сравнению с другими общественными науками. Теория государства и права делает особый акцент на юридических началах в функционировании государства и права, в том числе на политическом содержании права, юридической политике и юридических моментах в деятельности государства, его органов и должностных лиц.

3. Каково место теории государства и права в системе юридических наук

Чтобы определить это место, необходимо остановиться на классификации юридических наук, которые принято подразделять на следующие группы:

1) теоретико-исторические, к которым относятся теория государства и права, история государства и права, история учений о праве и государстве;

2) отраслевые, занимающиеся исследованием одной какой-то сферы государственно-правовой жизни, например гражданское право, уголовное право;

3) прикладные, например криминалистика, криминология, судебная статистика, судебная медицина, судебная психиатрия;

4) организационные, такие как судоустройство, организация прокуратуры, адвокатуры, нотариата;

5) международные, в число которых входят международное публичное, международное частное право, морское, космическое, атомное право и др.;

6) сравнительное правоведение (компаративистика), главное назначение которого – сравнение правовых систем разных стран, их институтов, норм права, актов и др. для выявления общих закономерностей и особенностей развития государственно-правовых явлений в разных государствах, регионах в целях использования юридического опыта разных народов.

По отношению к прочим юридическим дисциплинам теория государства и права выступает в качестве обобщающей науки, поскольку синтезирует выводы отраслевого значения, разрабатывает общие модели и понятия, применимые ко всем или многим отраслям права.

Кроме того, теория государства и права является наукой фундаментальной, поскольку раскрывает глубинные связи и отношения в государственно-правовой действительности и формулирует положения, используемые иными юридическими науками (например, категории правоотношения, нормы права, юридического факта, сущности права и др.).

Теория государства и права имеет методологическое значение для других юридических наук, так как разрабатывает базовые идеи, концепции и приемы изучения тех или иных явлений, применяемые и другими юридическими науками.

Теория государства и права есть исходная по отношению к другим юридическим наукам дисциплина, так как от уровня ее развития зависит состояние юриспруденции в целом. Отсюда ее особая ответственность за состояние дел во всей юридической науке и задача аккумулировать новейшие достижения юридической практики, других общественных наук, а также в определенной степени и естественных наук.

4. Какие функции призвана выполнять теория государства и права

Чаще всего выделяют следующие функции этой науки:

1) гносеологическую (гносеология – теория познания), направленную на изучение и объяснение процессов, происходящих в государственно-правовой сфере, определение их сущности, содержания и тенденций развития;

2) онтологическую (онтология – учение о бытии), призванную определить, что такое государство и право, как и в силу каких причин они возникли, что они представляют собой в современный период и каково их будущее;

3) эвристическую (эвристика – искусство нахождения истины, новых открытий), предназначенную не только познавать и объяснять основные закономерности государственно-правовой действительности, но и открывать новые закономерности в развитии государства и права;

4) методологическую, которая выражается в выработке общей теорией познания государственно-правовых явлений методов, используемых отраслевыми юридическими науками для освоения своих сфер исследования;

5) идеологическую, которая неразрывно связана с мировоззренческой ролью теории государства и права как общественной науки и состоит в разработке и формулировании основных идей и базовых концепций правовой политики государства;

6) воспитательную, призванную воспитывать уважение к праву, к закону, способствовать повышению правовой культуры населения и общества в целом;

7) практически-организаторскую, содержание которой составляет подготовка рекомендаций и предложений по совершенствованию действующего законодательства, юридической практики, улучшению работы органов государства, укреплению правопорядка, по выявлению малоэффективных или устаревших норм права и актов, имеющихся в них пробелов, противоречий, иных несовершенств, определению факторов, воздействующих на реализацию законов, и др.;

8) прогностическую, направленную на формулирование прогнозов относительно развития не только отдельных государственно-правовых институтов или актов, но и динамики преступности, дальнейшего развития государственно-правовой жизни страны или группы стран и регионов.

Все названные функции связаны между собой, дополняют друг друга, а взятые в совокупности, дают наиболее полное представление о месте и роли теории государства и права в жизни общества.

5. Что такое методология теории государства и права

Теория государства и права как наука характеризуется не только предметом исследования, но и методами, т. е. совокупностью приемов, способов, правил и принципов научной деятельности, применяемых для получения истинных (объективно отражающих действительность) знаний.

Учение о методах, теоретическое обоснование используемых в науке методов познания действительности принято называть методологией.

Методологический арсенал теории государства и права сложен и разнообразен.

В настоящее время все многообразие методов познания государства и права принято располагать по следующим группам:

1) общефилософские, или мировоззренческие, методы;

2) общенаучные (общие) методы;

3) частнонаучные (частные, специальные) методы.

6. Как можно охарактеризовать общефилософские методы

Диалектика представляет собой науку о всеобщих законах развития природы, общества, человека, его мышления. Она требует изучения действительности во взаимосвязи явлений и постоянном их изменении, развитии, движении.

Материализм – философское направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, т. е. вне и независимо от сознания человека, материя первична, никем не сотворена и существует вечно. Сознание, мышление – свойства материи; мир познаваем.

На основе материалистического и диалектического подходов в исследовании государственно-правовых явлений формулируются следующие выводы:

а) государство и право – реально существующие явления;

б) государственно-правовая действительность пребывает в постоянном развитии, изменении, движении, борьбе старого с новым;

в) существуют разнообразные связи между государственными и правовыми явлениями, а также между ними и экономическими, культурными, национальными и иными процессами;

г) государственно-правовые явления следует изучать, ориентируясь на юридическую практику.

Очевидно, что могут быть использованы все общефилософские методы применительно к тем или иным явлениям, т. е. в использовании методов для изучения и трактовки государственно-правовой реальности следует исходить из плюрализма.

7. Что представляют собой общенаучные методы

Это те методы, которые используются во всех или многих областях научного знания. Среди общенаучных методов принято выделять исторический, логический, системный и функциональный и некоторые другие.

Исторический метод направлен на изучение хронологии развития государства и права. Он требует, чтобы государственно-правовые явления изучались не просто в развитии, а с учетом специфических условий существования отдельных народов, стран, регионов, с учетом исторических традиций, особенностей культуры, обычаев, социокультурных корней. Иначе говоря, современное состояние государственно-правовых явлений должно рассматриваться как результат предшествующего развития.

Логический метод основывается на использовании абстрактно-теоретических приемов, таких как анализ и синтез, индукция и дедукция.

Анализ представляет собой процесс мысленного или фактического разложения целого на части. Например, логическая структура нормы права с выделением в ее составе гипотезы, диспозиции и санкции. Синтез, напротив, предполагает процесс мысленного или фактического воссоединения из частей (элементов) целого. Например, из формы правления, государственного устройства и государственно-правового режима создается характеристика формы государства. Индукция как логический прием позволяет на основе частного знания получить знание общее. Так, изучая формы правления отдельных государств, можно выделить модель республиканской или монархической форм правления. Дедукция – логический прием, который на основе знания общего приходит к знанию частного. Так, на основе общих признаков демократического или недемократического политического режима можно установить, какой режим существует в том или ином государстве.

Системный метод базируется на рассмотрении государственно-правовых явлений как систем, т. е. целостных явлений, состоящих из множества других явлений и сообщающих данному явлению новое качество. В частности, система права состоит из таких институтов, как правовые нормы, правовые институты, субинституты, подотрасли, отрасли и иные образования. Каждый из этих компонентов имеет свои признаки и свойства, а в целом, в совокупности, они определяют систему права данного государства. В системе главное не ее элементы, а качество самой системы.

Функциональный метод позволяет выявить в государственно-правовых явлениях механизм их функционирования, рассматривать их не в статике, а в динамике, в реальном действии. Отсюда рассмотрение функций государства, права, правосознания и т. д.

8. Что можно отнести к частнонаучным методам

Эти методы представляют собой использование теорией государства и права достижений технических, естественных и смежных общественных наук. К частным методам относят следующие.

Метод конкретно-социологических исследований представляет собой анализ, переработку и отбор необходимой информации о важнейших сторонах юридической практики. При использовании данного метода применяются такие приемы, как анализ юридических документов и официальных сообщений, устные и письменные опросы (интервью, собеседования, анкетирование), рассмотрение материалов судебной и арбитражной практики, изучение общественного мнения по поводу работы правоохранительных органов и др.

Метод моделирования – один из главных в теории государства и права. Он состоит в создании на основе изучения государственно-правовых процессов моделей отдельных институтов, например правоотношения, юридического факта, нормы права и т. д. Модель же представляет собой идеальное воспроизведение анализируемого явления на основе общих признаков.

Статистический метод – использование количественных показателей юридически значимых явлений. Он применяется главным образом для характеристики массовых явлений, например динамики преступности.

Метод социально-правового эксперимента – способ проверки научных гипотез или проекта какого-либо решения или законопроекта, например воссоздание суда присяжных в нашей стране.

Среди частнонаучных методов принято выделять собственно юридические методы. К ним относят сравнительно-правовой и формально-юридический.

Сравнительно-правовой метод состоит в сопоставлении различных государственных и правовых систем, институтов, категорий в целях выявления черт сходства или различий между ними. Этот метод используется при изучении типологии государств и правовых систем мира, форм государств и т. д.

Формально-юридический (догматический метод) является традиционным для юриспруденции и составляет необходимую ступень в научном познании государства и права. Он основан на различных классификациях, на формулировании юридических понятий и категорий, на установлении приемов толкования норм права, актов и т. д.

Как видно, частнонаучные методы обладают богатством и большим разнообразием. Нельзя сказать, какие из них главные, а какие вспомогательные. В зависимости от целей исследования могут оказаться полезными те или другие методы, а иногда их совокупность.

Тема 2. Происхождение государства. Основные концепции

9. Как современная наука объясняет происхождение государства

Первой в истории человечества формой жизнедеятельности, охватывающей эпоху от появления человека до образования государства, было первобытное общество. Современная наука выделяет два этапа в развитии первобытного общества: этап присваивающей экономики и этап производящей экономики. Между ними лежал важный рубеж неолитической революции, когда произошли серьезные изменения мегафауны и постепенно исчезли многие животные и растения, которые человек употреблял в пищу. На этой теории эволюции человека основана современная теория происхождения государства, названная потестарной (лат. potestas – сила, власть).

Формой социальной организации первобытного общества была родовая община, т. е. объединение людей по кровному родству и по ведению общего хозяйства. Родовая община представляла собой личный, а не территориальный союз людей. Возглавлялась родовая община наиболее авторитетными, мудрыми, опытными добытчиками пищи, знатоками обычаев, ритуалов, т. е. теми, кого сейчас назвали бы лидерами.

Управление в общине на первом этапе строилось на началах естественного самоуправления, что соответствовало уровню развития человека.

В общине существовали следующие институты власти:

а) лидер (предводитель, вождь);

б) совет старейшин;

в) общее собрание всех взрослых членов общины, решавшее наиболее важные вопросы ее жизни.

Власть носила общественный характер, так как исходила от общины, которая формировала органы самоуправления. Существовали выборность и сменяемость первых двух институтов власти, они работали под контролем общины и могли быть смещены общиной. Власть лидера не была наследственной, он избирался советом старейшин или общим собранием общины и наряду с другими членами общины участвовал в производственной работе, не имея никаких льгот.

Религиозные функции выполнял жрец (шаман), деятельности которого придавалось большое значение, поскольку первобытный человек непосредственно зависел от природы, одушевлял ее и верил в возможность ее задобрить, чтобы она была благосклонна к нему.

Таким образом, для власти первобытного общества на этапе присваивающей экономики характерны следующие особенности:

1) верховная власть принадлежала общему собранию членов общины;

2) внутри общины не было аппарата, осуществлявшего управление на профессиональной основе;

3) власть основывалась на авторитете и на личных качествах лидеров;

4) внутри общины отсутствовали какие-либо имущественные различия, поэтому установилось фактическое равенство, единство потребностей и интересов.

10. В чем сущность перехода от присваивающей к производящей экономике

Переход к производящей экономике, как свидетельствуют археологические и иные научные данные, был обусловлен экологическими кризисными явлениями. Эти явления, по мнению ученых, угрожали существованию человечества как биологического вида. Поэтому возникла необходимость перехода к новому способу существования и воспроизводства человека – к производящей экономике. Такой переход охватил многие десятки тысячелетий, на протяжении которых человек от охоты, рыболовства и собирательства перешел к развитым формам земледелия и скотоводству. Таким образом, человек был объективно вынужден перейти к подлинно трудовой деятельности, т. е. не только к изготовлению орудий труда (средств производства), но и средств потребления.

Производящая экономика привела к разделению труда, что способствовало усложнению организации производства, появлению новых организационных и управленческих функций, необходимости нормировать и учитывать вклад каждого члена общины в труд, распределять созданный продукт и т. д.

Создание орудий труда вызвало рост его производительности и появление прибавочного продукта. А это, в свою очередь, привело к расслоению общества по социальному признаку. Поскольку верхушка не участвует непосредственно в материальном производстве, происходит отделение ее от основной массы производителей, постепенно формируются классы, различные социальные слои, группы, которые различаются по своим общественным функциям, потребностям и интересам, нередко противоположным.

Переход человечества к производящей экономике, завершившись, вызвал перестройку и властных отношений и институтов в обществе, так как управлять старыми институтами родовой общины, в которой все были равны по потребностям и интересам, в новых условиях стало невозможно. На этом же этапе происходит сакрализация личности вождя, борьба за власть приобретает характер борьбы за пост главы общины, а сама власть начинает отождествляться с собственностью того, кто занимает властную должность. Власть-собственность начинает решать вопросы распределения материальных благ. На следующем этапе появляются ранние государственные образования – сначала протогосударства, затем города-государства.

11. Что представляли собой древнейшие города-государства

Первые города-государства – это поселки (селения), в которых, как предполагают ученые, проживали свободные общинники-земледельцы. Они селились по территориальному признаку, а не по родству и представляли собой соседскую, а не родовую общину.

Город-государство был административно-хозяйственным и религиозным центром селения и прилегающей к нему территории. В самом городе постоянно проживали вождь, жрецы, чиновники. Следовательно, город-государство был центром управления городской общиной и одновременно центром административного лидерства (дворец) и центром идеологического лидерства (храм).

Город-государство имел четкую систему территориального расселения, социально дифференцированную по имущественному признаку, по принципу разделения труда (кварталы оружейников, горшечников, медников, воинов, купцов и др.). Типичным средством формирования господствующих слоев, а затем и классов стал наследственный механизм передачи должностей, а власть открывала путь к присвоению прибавочного продукта.