Семенов
Насколько Панин в курсе этих дел?
Шаповалов
Я после смерти Луцкого не стал
его тревожить. Без того достался
ему в наследство беспокойный сброд,
который надо было урезонить,
направить к цели, прекратить шатанье.
Я промолчал, ведь призраки живут
не собственною жизнью – нашим страхом
и памятью. А призрак Старика
хотелось мне забвением развеять,
а не своим усердьем напитать.
Пауза.
Об этом разговоре Панин знает.
Семенов
Тебя просил он с нами говорить,
но так, чтоб самому в тени остаться.
Шаповалов
Примерно так.
Семенов
Ну ладно, мы с тобой
проверенные, преданные люди,
но вот зачем ты Гурину открылся?
Тот глуп и ненадежен.
Шаповалов
Слово в слово
я Панину сказал, но он упрям,
и он уверен в преданности Гриши.
Семенов
Ну, с ним мы разберемся, а Ланская…
Шаповалов
Все к одному идет: мне принесли
сегодня списки принятых – и что?
На первом месте там Сергей Берсентьев.
Семенов
Да полно, тот ли?
Шаповалов
Тот. Я проверял.
Мы после смерти Луцкого о нем
забыли думать, но он объявился,
и Егерь поручился за него.
Семенов
Все это странно. Егерь и Берсентьев –
я не пойму, что связывает их.
ИНТЕРМЕДИЯ
Берсентьев
Этой страны
гибель недалека,
тьма обступила.
Высохшая река
времени не дождется
новых больших дождей,
нет и подземных
вод никаких у ней.
Ходики встали,
недвижны, как хмарь-тоска,
если не тронет
маятника рука,
а подтолкнешь чуть
стрелки, поднимешь груз –
тикают нервно,
всяких лишившись уз,
связывавших движенье
времени с ходом их,
бить будут полночь,
будто со слов чужих.
(Оборачивается в сторону хора и Корифея.)
Если начнется
мелочная возня,
забота какая,
ты не буди меня.
Даже и пьяный,
плохо ночами сплю.
Как все погибнет:
сам ли я погублю,
рухнет под весом
собственным в нужный час, –
разницы мало,
как похоронит нас.
СЦЕНА 3
Средняя московская мещанско-интеллигентская квартира. Приличная убогость по всей видимости вполне устраивает хозяйку, которая так и старается подчеркнуть невзрачность обстановки тщательной уборкой и всякой сувенирной продукцией в книжном шкафу.
Арина
Я слышала, ты принят. Поздравляю.
Берсентьев
Я должен бы тебя благодарить:
твои рекомендации в цене
у публики, до подвигов охочей.
Арина
Оставь свой тон. Довольно и на встрече
ты нашутился – Егерь говорил,
что, слушая тебя, едва сдержался.
Берсентьев
Сдержался Егерь, слушая меня,
сдержался я, стараясь с ним не спорить, –
взаимоуваженье наше стоит
твоих рукоплесканий и похвал.
А ежели пенять изволишь мне
на тон, на смех, за шутовской личиной
не видишь сердца пламенного ты –
я удивлен, обижен, ошарашен.
Как не узнать невидимые слезы
за смехом видимым.
Арина
А слезы эти есть?
Берсентьев
Смех точно есть, а значит, будут слезы.
Арина
Ты не серьезен.
Берсентьев
Плох тот заговорщик,
который тих, задумчив и серьезен.
Не шахматы – азартная игра:
что сдали – тем играешь; как придется,
бросаешь карты – вдруг да угадаешь,
дурацкий ход случайно будет в масть
и невзначай спасет твою фортуну.
Примерно так…
Арина
Мы не играем – наша цель ясна
и благородна…
Берсентьев
Да-с, и благородна…
Уволь меня от этих разговоров.
Во всем другом, ma chère, к услугам вашим,
но мне претит высокопарный слог
вот этот ваш – как можете вы им
так связно изъясняться? Не смеясь?
Других не хуже Обществу служить
Берсентьев сможет, умереть сумеет
других не хуже, это ремесло
нехитрое. Все будет в лучшем виде:
поможет Бог – наверно, победим,
а не поможет, так и проиграем…
Что до того, зачем я к вам пришел,
сама ты знаешь… По твоим следам…
И как они петляли, так и я
маршруты выбирал. А по-другому
я б век не знался с вашей шелупонью.
Арина
Ах шелупонью…
Берсентьев
Не хотел обидеть.
Арина
Ты сам-то кто?
Берсентьев
Я?
Общество сильней
попутчиками. От бойцов идейных
в иных делах не польза, вред один.
Неправильно вам ставить на одних
фанатиков – примешивайте к ним
за модою гонящегося дурня
и тех, кто с вами следует, блюдя
бубновый интерес, корысть свою.
Сподручнее не молотком единым,
но разным инструментом строить дом.
Арина
Я думала, все будет по-другому,
торжественней; а зря ты отказался
от Ритуала: я люблю его
торжественный, неумолимый строй,
мерцанье свеч, глухие голоса,
поющие таинственную песню,
а я с тобою рядом как твоя
наставница.
Берсентьев
Я знаю этот фарс.
Ты помнишь, для чего он был задуман?
Он есть проверка, оселок: тот, кто
прошел его во тьме и полуголый,
тот не годится для серьезных дел,
поскольку глуп, поскольку всякий бред
готов принять за чистую монету,
и шут не то что я, а настоящий,
природный шут, кто верит шутовству
чужому. И еще: когда поймают,
а он расскажет, как в одних трусах
бродил по подземелью, песни пел, –
послушают его да и отпустят:
чего взять с дурака, пущай поет.
Я сам писал стишки для этих песен.
Арина
Ты невозможен; впрочем, без тебя
мне было б скучно.
Берсентьев
Рад, что развлекаю,
всегда готов на ваш явиться свист,
тоску прогнать шутливым разговором,
иных томлений страстный зуд унять,
уже не разговором.
Арина
Невозможен.
Берсентьев
Так как насчет…
Арина
Не здесь и не сейчас.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги