Посвящается 20-летию со дня успения архиепископа Брестского и Кобринского Константина (Хомич)
Книга о приснопамятном архиепископе Константине составлена из воспоминаний людей, знавших владыку многие годы. Воспоминания проникнуты глубоким уважением к любвеобильному Пастырю, а также благодарностью за ту духовную помощь, которую он оказывал всем, кто к нему обращался. Ему было открыто внутреннее состояние души человека, он провидел события в жизни многих людей. По молитвам владыки Константина Господь подавал исцеления больным при его жизни и продолжает подавать исцеления многим, обращающимся к владыке после ухода его из земной жизни.
9 лет прошло после 1-го издания книги «Жизнь в молитве и любви». В течение этих лет многие люди продолжали присылать воспоминания о владыке Константине при жизни и свидетельства о его помощи после упокоения. Эти воспоминания вошли в настоящее издание книги.
Предисловие
Эта книга о священнослужителе, длинная жизнь которого и все его служение православной Церкви связаны с Республикой Беларусь.
С Божией помощью и благодаря внутренней духовной силе владыка Константин стойко перенес все трудности богоборческого периода в жизни православной Церкви.
Книга содержит воспоминания о владыке как о «молитвенном батюшке», снискавшем у многих людей любовь к нему и веру в духовную помощь по его молитвам.
Любвеобильный Пастырь, сострадательный, всем доступный, терпеливо несший крест архипастырского служения, глубоко смиренный и в тоже время непоколебимо твердый в вопросах веры, обладавший высотой духовного облика – таким запомнился владыка Константин тем, кто знал его при жизни.
Будучи милостивым, он всех прощал, сочувствовал, скорбел вместе с ними и горячо молился о всех пасомых.
В феврале 1990 года была учреждена Брестская и Кобринская епархия Белорусского Экзархата Русской православной церкви. Владыка Константин был правящим архиереем Брестской и Кобринской епархии с февраля 1990 года по 19 сентября 2000 года.
Архиепископ Брестский и Кобринский Константин отошел ко Господу 19 сентября 2000 года, но добрая память о нем у многих людей, знавших и любивших владыку, не угасает.
Как при жизни владыки люди шли к нему за молитвенной помощью, так и сейчас приходят на его могилку, заказывают панихиды и верят, что и на Небесах владыка Константин не оставляет их своим молитвенным попечением.
Газета "Вечерний Брест" № 78 от 22 сентября 2000 года, в статье «Ищите Пастыря на Небе» написала: «Он был очень добр. Немало православных берестейцев (брестчан), за какой-нибудь надобностью заходивших в епископские апартаменты, могут рассказать о том, как просто и ласково были приняты, обогреты беседой, накормлены обедом, одарены книгами и благословлены на дорогу.
Также тепло принимал высокий служитель Церкви и нашу журналистскую братию. Одаривал всегда с избытком, оказывал гораздо большие благодеяния, чем те, за которыми к нему обращались. Причем Его Высокопреосвященство совсем не докапывался, воистину ли перед ним предстал христианин.
С высоты своей мудрости он уже воспринимал людей как заблудившихся в потемках детей, которым нужна помощь независимо от того, чуть больше или чуть меньше напастей на них ополчилось.
Благодатный Батюшка говорил: «Все веруют! Когда все хорошо это и незаметно, а как только что случится – бегут в Церковь к Богу и коммунисты, и ученые».
Верится, что отныне на Небесах у берестейцев появится еще один сильный заступник».
Краткие биографические данные
Владыка Константин (Хомич) родился одиннадцатого числа, одиннадцатого месяца, одиннадцатого года.
В 1935 году окончил Виленскую Духовную Семинарию и с 1936 года по 1956 год служил на Пинщине, был настоятелем храмов в деревнях Пинской области: Купятичи, Пинковичи, Охово.
В 1956 году был назначен настоятелем Никольского храма в г. Добруш Гомельской области.
С 1962 года служил настоятелем Успенского храма в деревне Красное Гомельской области. В 1969 году овдовел и в 1970 году принял монашеский постриг в Жировичском Свято-Успенском монастыре с именем Константин (в честь мученика Константина, день памяти 19 марта).
В 1970 году был возведен в сан архимандрита и назначен наместником Жировичского Свято-Успенского мужского монастыря.
В 1980 году архимандрит Константин был награжден вторым крестом с украшениями.
В 1981 году архимандрит Константин награжден Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом орденом равноапостольного великого князя Владимира 2-й степени.
За ревностное полувековое служение Церкви Христовой в 1986 году удостоен Святейшим Патриархом Пименом права ношения голубого Патриаршего креста
Постановлением Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода от 23 марта 1987 года архимандриту Константину, Наместнику Жировичского Свято – Успенского монастыря, определено быть епископом Пинским, викарием Минской епархии.
11 апреля 1987 года в Минском Свято-Духовом кафедральном соборе, после всенощного бдения, наречение архимандрита Константина во епископа Пинского совершили: митрополит Швейцарский Дамаскин, митрополит Минский и Белорусский Филарет, архиепископы Оренбургский и Бузулукский Леонтий, Чебоксарский и Чувашский Варнава. Епископская хиротония была совершена на следующий день 12 апреля того же года.
В связи с восстановлением самостоятельной Брестской кафедры определением Святейшего Синода от 19 февраля 1990 года владыка Константин назначен епископом Брестским и Кобринским, а 25 февраля 1995 года возведён в сан архиепископа.
В 1991 году награжден Святейшим Патриархом Алексием II орденом князя Даниила Московского 2-й степени.
Воспоминания о приснопамятном архиепископе Брестском и Кобринском Константине
Митрополит Минский и Слуцкий ФИЛАРЕТ, почетный Патриарший Экзарх всея Беларуси
Все, кто знал приснопамятного владыку Константина, навсегда запомнили светлый образ сего старца.
В 1969 году протоиерей Константин Хомич овдовел и принял монашеский постриг в Свято-Успенском Жировичском мужском монастыре, где более 17 лет достойно нес церковное послушание наместника монастыря. То были годы богоборчества.
Наместник был одним из тех людей, кто удерживал священный дар жизни в святой Жировичской обители. С Божией помощью, он находил поддержку в защиту интересов монастыря даже у некоторых представителей богоборческой власти.
Сколько молитв, сколько любви, терпения, тепла и кротости потребовалось от наместника, чтобы сохранить Обитель!
Моя первая встреча с будущим архиепископом Константином состоялась в 1978 году, когда по промыслу Божию я прибыл для несения церковного послушания в Беларусь.
Вопрос кадрового обеспечения Церкви стоял тогда очень остро. И, конечно же, добрый и сердечный наместник монастыря был в те годы надежной опорой для укрепления позиций Церкви в Беларуси.
Постановлением Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода РПЦ от 23 марта 1987 года архимандриту Константину, наместнику Жировичского мужского монастыря, определено было быть епископом Пинским, викарием Минской епархии.
На высочайшую степень церковного служения был возведен Пастырь, не искавший почестей, но всю свою жизнь отдавший смиренному и искреннему служению Господу.
После того как архимандрит Константин был хиротонисан во епископа, полнота жизни в Боге проявилась владыкой Константином во всех его делах и поступках.
Он был человеком, который весь принадлежал Церкви Божией. Никто не уходил от владыки без ободрения, утешения, благословения.
Искренней сердечностью он завоевал у множества людей любовь и уважение.
Люди шли к нему как к истинному отцу. Он много и усердно молился, был чист душой и вел праведный образ жизни.
Желание всем помочь – одна из отличительных черт приснопамятного владыки. Он любил свою паству и служил ей самоотверженно.
В годы изменения церковно-государственных отношений, когда стало возможно восстанавливать разрушенные за десятилетия храмы и монастыри, владыка Константин был назначен управляющим Брестской епархией. Он нес свое служение на Брестской кафедре с молитвой и любовью.
Рукопись о приснопамятном архиепископе Константине подготовлена по воспоминаниям людей, знавших владыку многие годы.
Воспоминания проникнуты глубоким уважением к любвеобильному Пастырю, а также благодарностью за ту духовную помощь, которую он оказывал всем, обращающимся к нему. Правдивый образ приснопамятного владыки начертан его сыном.
Мне очень понравились эти страницы искренних слов и чувств.
Вечная память почившему в Боге архиепископу Константину. Да упокоит его Господь со святыми в вечных селениях райских.
И дай Бог, чтобы читатели сей книги воспоминаний смогли вместить в свои сердца часть той благодатной любви к людям, что переполняла душу Преосвященного Константина.
Да благословит Господь всех авторов и читателей сего издания.
С благословением
Протоиерей Евгений (Семенюк)
приснопамятный митрофорный протоиерей Свято-Симеоновского кафедрального собора г. Брест
Памяти пастыря доброго – архиепископа Константина
«Аз есмь пастырь добрый: пастырь добрый
душу свою полагает за овцы» (Ин.10:11)
При входе на погост Брестского кафедрального собора, слева, не доходя шагов десяти до паперти, находится скромный могильный холмик, увенчанный монашеским крестом. (от ред. В настоящее время на могилке владыки Константина установлен мраморный крест.)
Снизу на кресте, в застекленной рамке, помещена фотокарточка и под ней надпись: «Архиепископ Брестский и Кобринский Константин (Хомич). Родился – 11.11.1911г, умер 19. 09.2000г.»
Если всмотреться внимательно в изображенное на фотоснимке лицо, то невольно вспоминаются слова из Евангелия, приведенные выше: «Аз есмь пастырь добрый …». И действительно на нас смотрит очень доброе лицо благообразного, убеленного сединой старца в архиерейском достоинстве.
Кроткий взгляд свидетельствует о его любвеобильном сердце, от которого веет теплом, который успокаивающе действует на душу, умиротворяет и располагает к себе.
Своим любящим взглядом владыка Константин как бы призывает посетителей словами Спасителя: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас».(Мф.11: 28) И действительно, приходящие находят здесь успокоение. Воистину он человек Божий. Сколько в этом лице кротости и смирения!! Оно сияет любовью и добротой, которые излучают его глаза, его почтенный возраст и украшающая его седина – признак мудрости и его богатство.
Благочестивые прихожане и богомольцы свято чтут память своего архипастыря. Очень многие из верующих людей, идущих в храм, поравнявшись с могилкой, поворачиваются в сторону «зде почившего», осеняя себя крестным знамением, и низко склоняют головы, отдавая дань чести, уважения и любви дорогому их памяти владыке. Иные прямо направляются к могилке, подолгу шепчут у изголовья что-то «про себя», приносят цветы, возжигают свечи и лампаду.
Время от времени сюда приходит один батюшка «из соборных», чтобы помянуть своего любимого владыку на месте его захоронения, а затем на Литургии и на панихиде. Видимо ему очень дорог владыка, которому он многим обязан в своей жизни и службе.
Многие священнослужители епархии, монашествующие и гости из других епархий посещают могилку архипастыря и возносят о нем молитву к Богу.
Приведу лишь несколько примеров из собственных наблюдений.
Вот подошел к могиле мужчина почтенного возраста, снял головной убор и трижды, в меру своих сил, с крестным знамением поклонился почившему. Он долго всматривался в фотографию владыки и, конечно же, в душе своей молился. Видимо, что-то доброе связывало их при жизни архиерея. Может быть, мудрый совет или сердечные беседы, в чем владыка не отказывал никому.
Спустя какое-то время над могильным холмом владыки склонилась женщина средних лет, со сложенными крестообразно на груди руками. Она часто шевелила дрожащими губами, и время от времени вытирала, накатывающиеся на глаза, слезы. Я знаю эту женщину, судьба ее весьма тяжелая. Она часто приходила к владыке и находила у него утешение. Он принимал ее с лаской и отцовской заботой, давал нужный совет, это придавало ей новые силы выживать в трудных условиях. В лице владыки она видела, что мир не без добрых людей. Вот и сейчас она пришла к своему доброму пастырю в надежде на его молитвенную помощь, которую, видимо, неоднократно ощущала.
Молодежь по-своему любит владыку и не обходит его своим вниманием. Свидетельством тому является следующее наблюдение: вдоль церковной ограды, ведущей к центральным входным воротам, со стороны улицы, идут две молоденькие девицы, они между собой о чем-то разговаривают и весело улыбаются. Вступив на церковный погост, поспешно покрыли головы косынками, которые были в их сумочках, и прямо от входных ворот направились к могилке. Лица их теперь стали серьезными, немного напряженными и сами они казались более взрослыми. Одна из них аккуратно подняла поваленную порывом ветра вазу с цветами и прочно установила ее. Затем, немного постояв, они перекрестилась, сложив на груди руки «пирамидой» и немного склонившись, как бы замерли на какое-то мгновение. Возможно, владыка Константин когда-то благословлял их на успешную сдачу экзаменов или на поступление в учебное заведение. С его архипастырского благословения на душе всегда становилось легко, спокойно, мирно и непременно сопутствовала удача.
Однажды я наблюдал, как два озорных мальчишки толкая друг друга то в плечо, то дергая за рукава курток, незаметно для себя приблизились к могилке владыки. Увидев пред собой могильный крест и смотрящего на них с фотокарточки «батюшку», мгновенно остепенились, как-то выпрямились и, указывая пальцем на владыку, о чем-то говорили. Им, видимо, было знакомо это лицо. Они могли его видеть во время службы, а может он их причащал. Возможно, вспоминали, как владыка на Рождественской елке щедро одарял их подарками, или просто ласково улыбаясь угощал конфетами, которые были всегда припрятаны им для детей в глубоком кармане подрясника, или возлагал свою теплую благословляющую руку на их головки. владыка любил детей.
Даже из этих, немногочисленных, примеров можно судить о всеобщем почитании людьми владыки Константина. Множество заупокойных записок, подаваемых на панихиды с именем архиепископ Константин, в заглавной их части, свидетельствуют о том, что благочестивые прихожане молятся Богу о своем любимом Пастыре, как и он, несомненно, молится о них.
Для меня владыка Константин был образцом служителя Церкви Божией. Это был истинный Пастырь. Всю свою священническую и архиерейскую жизнь он посвятил служению Богу и ближним. Он часто говорил: «любите друг друга, молитесь друг за друга, помогайте друг другу, защищайте друг друга». Наставление апостола Павла пастырям церкви: «будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте.»(1.Тим.4:12), во всей полноте было исполнено владыкой. Так поступая в жизни, он спасал себя и всю окружающую его паству.
Владыка никогда не гордился своим высоким духовным званием архиепископа, никогда не превозносился своим административным положением – Управляющего Брестской и Кобринской епархией, был всегда кроток и близок к людям. Он понимал, что как архипастырь, он не должен своим значением возвышаться над другими, а просто и сердечно, по-семейному, относился к людям, к членам Церкви. Владыка помнил слова апостола Павла: «старца не укоряй, не увещевай, как отца; младших, как братьев; стариц, как матерей; молодых, как сестер со всякой чистотою, вдовиц почитай».(1 Тим. :1–3). За это его любил народ. Владыка любил говорить в беседах и учил тому, чтобы внутри христианской семьи царствовала забота друг о друге и если кто о своих и, особенно о домашних, не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного.
Огромный опыт пастырского служения в священническом чине позволил владыке вникать в нужды священников, сочувствовать их нелегкому служению, давать полезные советы и всячески содействовать их благоустройству.
Будучи священником, до того как овдовел, владыка был семейным человеком и это помогало ему понимать семейную жизнь, ее запросы и нужды. Все это сблизило владыку с простым народом. Сам, претерпев много страданий и нужд в жизни, он всегда сочувствовал страждущим и нуждающимся, по – отечески заботился о них, помогал словом и делом, наставлял и вразумлял. Делал все это владыка с великой кротостью и любовью. Приходивших в его келью часто благословлял иконкой или одаривал какой-нибудь душеполезной литературой.
Владыка любил подолгу сидеть на лавочке возле храма и беседовать с людьми. Он говорил, что в ограде церкви воздух особо чистый, безвредный и благодатный, рекомендовал каждому приходить и хоть немного подышать этим «благорастворенным воздухом», отдохнуть от дневного шума и забот, от усталости и городской суеты, успокоить душу от обиды, ненависти, зла, поразмыслить о смысле жизни и о спасении души.
Владыка был глубоко верующим человеком. Возникшая с детства православная вера росла и крепла в нем по мере его физического, нравственного и духовного возрастания. Будучи в сане архиепископа, он не тяготился службами в храме, любил длинные церковные богослужения. Всегда приходил на службу за 5–10 минут до начала. Во время службы был задумчив, молчалив и терпелив, часто замыкался во внутренней молитве. Как добрый пастырь – был снисходителен к нашим немощам, никогда не повышал голос, а при необходимости сделать замечание, делал это тихо и кротко. Молитва сопутствовала ему везде. Когда владыка ехал на службу в какой – либо приход своей епархии, или в Минск на заседание Синода, то всю дорогу молился. В пути часто читал свой любимый «Акафист Блаженной Ксении Петербургской». Особенно он почитал эту святую и постоянно чувствовал ее помощь. Когда владыка молился по дороге, то даже большие расстояния незаметно быстро и благополучно преодолевались, а все пассажиры, едущие с владыкой, ощущали силу его молитв.
Владыка не имел пристрастия к деньгам. Он часто говорил словами апостола: «Корень всех зол есть сребролюбие, которому, предавшись, некоторые уклонились от веры, и сами себя подвергли многим скорбям».(1.Тим.6:10).
Не будучи прихотливым в пище, а также не стремясь к разным приобретениям, владыка всегда довольствовался тем что есть, помня слова апостола: «удаляйся от тех, которые думают, будто благочестие служит для прибытка …Великое приобретение – быть благочестивым и довольным, ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем».(1.Тим.6:5–8). Владыка был доволен и той убогой кельей, с минимальными удобствами, где приходилось жить. Он не стремился к роскоши, не требовал благоустроенных «архиерейских покоев», а терпеливо, с кротостью и смирением нес свой тяжелый святительский крест. Все это делало его не таким как все, даже среди епископов. Он был каким-то особым, святым человеком. Он жил по примеру великих светильников церкви, для которых главным была молитва, спасение души, любовь к Богу и ближним, а всему остальному, материальному, он не придавал большого значения, помня евангельские слова: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут; ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». (Мф.6:19–21).
Владыка всегда старался быть незаметным. Но разве можно его не заметить? К нему, как преемнику апостолов, относятся слова Христа Спасителя, обращенные к Его ученикам: «Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». (Мф.5:14–16).
Вспоминается, как прекрасен был в своем архиерейском облачении владыка Константин! Как воженный светильник сиял он во время богослужений и, особенно, за Божественной Литургией. Владыка казался в это время особенно светлым, добрым, благолепным и в то же время – величественным и молитвенно строгим. От него веяло необычным теплом, миром, любовью, которые наполняли храм и души верующих. Удивительно, что владыка, имея такой солидный возраст, никогда за богослужением не читал в очках.
После окончания службы у служебного входа владыку всегда ждали прихожане, которых архипастырь терпеливо и с улыбкой благословлял, скрывая усталость и боль в ногах.
За время архиерейского служения владыка освятил много восстановленных старых и построенных новых храмов. Количество рукоположенных им священнослужителей исчисляется десятками.
Владыка воспитал хорошего сына, который по праву гордится своим отцом и всем сердцем желает увековечить его память.
Увековечить память о владыке и мое сокровенное желание и, я думаю, желание всех, кто близко знал покойного. Поэтому каждый из нас должен внести свою посильную лепту в этот труд.
По указу Его Высокопреосвященства я был назначен духовником епархии и имел счастье быть его личным духовником, что почитал за великую честь и о чем, никогда не высказываясь вслух, в душе всегда был владыке благодарен. Будучи духовником владыки, я еще более познал его богатый внутренний мир. Он дал мне возможность проявить себя, как пастыря, как проповедника Слова Божия и просто, как человека. Я чувствовал, что владыка меня любит и знал, что он мне доверяет, поэтому старался, как мог не потерять это доверие.
На всю жизнь запомнился мне момент, когда архиепископ Константин, ко дню моего двадцатилетнего служения в соборе, наградил меня крестом «с украшением». При этом он возложил на меня свой собственный «архимандритский» крест, как бы вместе с ним передавая мне свое богатое, доброе священническое наследие, накопленное долгими годами усердного пастырского служения. И каждый раз, взирая на этот крест, я вспоминаю доброго архипастыря владыку Константина, и это обязывает меня постоянно молитвенно его помнить.
Приятно отметить, что за могилкой владыки постоянно ухаживают уборщицы нашего храма и просто благочестивые почитатели Его Высокопреосвященства.
Часто возле могилки почившего можно слышать умиленное, мелодичное пение. Это молодые хористки из «большого хора» пришли посетить владыку. Они любят после вечернего богослужения «пропеть Владыке» «вечная память» и другие песнопения, особенно Богородичные, такие задушевные и трогательные. Их звонкие, нежные и чистые музыкально-профессиональные голоса звучат и звучат в пред ночной тишине, как ангельские хоры, воздавая честь и славу почившему, вызывая слезы на глазах собравшихся людей, перед мысленным взором которых встает светлый образ доброго пастыря архиепископа Константина.
Хочется верить, что со временем место захоронения владыки обретет более пристойный его архиерейской чести вид.
«Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр.13:7).
Игумен Серафим
наместник Спасо – Преображенского мужского монастыря в с.Хмелево Брестской области
Был теплый, солнечный день. Ко мне в село Хмелево, которое расположено на границе с Беловежской пущей, приехали владыка Константин и его гости – сын Андрей с супругой.
Визит почитаемого мною правящего архиерея обрадовал и взволновал. Волнение прошло, когда владыка благожелательно сказал: «Решил показать моим гостям ваши красивые места, храм и икону Пресвятой Богородицы», которая в то время начала чудесным образом просветляться.
На территории кладбища, где расположен храм, владыка увидел белочку на дереве, вокруг раздавались оживленные голоса птиц. Это так понравилось владыке, что он сказал: «Хорошо бы, о.Серафим, в таком прекрасном месте создать мужской монастырь. Только постарайтесь при строительстве сохранить природу и красоту этих мест». Наставление владыки Константина мы помним и стараемся выполнять.
Когда владыка предложил мне быть его духовником, я с радостью согласился. С этого начались наши частые встречи, из которых я узнал его как человека глубокой и истинной духовности, кроткого, смиренного, беспредельно любящего людей. С большой теплотой относился к владыке Константину митрополит Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси, при встречах с которым владыка Константин показывал образец смирения и послушания.