Приблизительно 90 % мужчин и 80 % женщин в этой стране[2] любят выпить время от времени. Только небольшое количество людей пьет очень много; лишь немногие даже падали когда-либо при каждом шаге (особенно те, которых провожают криками во Дворце Вестминстера), а пара пинт два или три раза в неделю не превращает большинство людей в пьяных хулиганов. Противники пития сообщают выборочные данные: они выхватывают несчастья, которые настигают то меньшинство, которое пьет слишком много и делают выводы из его поведения и состояния здоровья, которые потом применяют к населению в целом. Этот путь создания статистики ненормален, а введение людей в заблуждение незаконно. Медицинские преимущества алкоголя были скрыты от широкой публики в течение многих лет и причина, обычно выдвигаемая для этого сокрытия – забота о том, что алкоголь, восхитительный при приеме и полезный для сердца, не может быть доверен массам иначе они допьются до смерти.
История трезвости интересна. В настоящее время нас обычно учат, что неприязнь к алкоголю берет начало в кампании по сохранению здоровья нации. Фактически, в Англии и Америке, как в древнем Риме, беспокойство в отношении алкоголя концентрировалось не столько на физическом, сколько на моральном и политическом здоровье людей. В Риме празднования в честь Вакха рассматривались как постоянные религиозные празднества и на них допускалось любое поведение. Такое огромное значение имело чувство опьянения, достигаемое в критический момент возлияния, что древние считали это божественным ощущением; по выражениям римлян, они думали, что в тот момент боги посещают их души. Празднования в честь Вакха были настолько популярными, что консулы боялись, не станут ли они рассадниками политических интриг и революции. Позже даже религиозные методисты признавали, что употребление алкоголя улучшает жизнь до тех пор, пока алкогольные напитки не начинают поступать из злачных мест, которые притягивают женщин легкого поведения.
Что было правильно в движении методистов по ту сторону Атлантики, в первые годы Соединенных Штатов, так это то, что пуритане первоначально расхваливали целебные свойства алкоголя. Запрет на алкоголь в мусульманских странах, обычно считавшийся полностью основанным на его растормаживающем эффекте, был также заботой о здоровье.
Книга Алека Вауга «О Пользе Вина» исследует подход к алкоголю мусульманской религии. Хотя он утверждает, что набожный мусульманин искренне считает, что в вине есть демон, который заставляет пьющего отклоняться от правильного поведения, Вауг также подчеркивает, что алкоголь был отвергнут потому, что, являясь диуретиком (мочегонным), вызывает обезвоживание организма и жажду, что нежелательно в пустыне. Как выразила эту мысль одна мать, столкнувшись со своим сыном-студентом, вернувшимся домой из университета, ошеломленно глядя на завтрак, состоящий из бекона с яйцами и полностью выпитый заварной чайник: «Я не могу понять, почему мой сын так поздно приходит домой. Не думаю, что он пьет, поскольку его всегда утром мучает жажда».
Влияние алкоголя на душу столь же важно, как и его влияние на тело. Его способность ослаблять запреты (хоть и справедливо осуждается, если приводит к антиобщественному поведению) имеет значительные преимущества. Алкоголь позволяет застенчивым людям общаться легко и непринужденно; именно этот расслабляющий эффект сделал его желательной частью любого праздника, позволяя человеку быть самим собой.
Современная жизнь несет с собой такие сильные стрессы, что преимущества умеренного употребления алкоголя очевидны (что, к сожалению, является соблазном для злоупотребления). Для многих людей безрадостное ежедневное существование начинается с мучительного путешествия утром на работу и продолжается неумолимо до возвращения вечером домой. Даже сравнительная безопасность домашнего окружения не обходится без давления со стороны домочадцев: семейная жизнь сегодня тяжелее, жестче и не так спокойна, как это было поколение назад.
Стаканчик спиртного при возвращении домой усталого труженика даст возможность ему или ей снова приспособиться к изменившейся окружающей среде. Исследование показало, что самый большой стресс люди испытывают в момент прихода в офис или на фабрику и когда они возвращаются домой. Отсутствие возможности сесть и обдумать день в офисе до столкновения с проблемами укрепляет неприятные ощущения. Аналогично, по возвращению домой необходимо время для того, чтобы одному разобраться в своих мыслях перед обсуждением семейных проблем, что существенно ослабило бы напряжение. В это время небольшая доза спиртного поможет расслабить переутомленный организм, смягчая, таким образом, течение психосоматических болезней (некоторые из которых потенциально опасны и весьма неприятны), которые поражают различные органы тела.
Алкоголь употребляли в течение тысяч лет до Рождества Христова. Его эффекты всегда вызывали комментарии – первое осуждение злоупотребления алкоголем было зарегистрировано в 3000 году до Р.Х… Уильямс Теннесси понимал очарование выпивки и часто объяснял, что ему надо пить до тех пор, пока он не почувствует «щелчок». «Щелчок» Уильямса – это та точка, достигая которой чувствуешь себя расслабленно и непринужденно в этом мире. С тех пор как я натолкнулся на эту фразу, я поговорил с сотнями людей, озабоченных своей потребностью в алкоголе и способными всегда определить ту точку, когда их вечерняя выпивка достигает этой цели. Опасность доверия этим ощущениям все более и более подтверждалась; пациенты знают, как легко бывает перейти эту черту, если жизнь стала трудной.
Методисты и движение умеренных вообще, обеспокоены не только отдаленными последствиями приема алкоголя на физическое и умственное здоровье пьющих, но также и его растормаживающим действием. Они считают, что печаль, которую алкоголь вызывает у меньшинства сильно пьющих, настолько велика, что большинство тех, для кого он только увеличивает счастье, должны воздерживаться от удовольствия, которое он может предложить. Девятнадцатое столетие было особенно обеспокоено тем фактом, что алкоголь притуплял совесть и освобождал гнев, так же как делал неконтролируемым либидо.
После второй рюмки он будет стесняться гораздо меньше
При этом защитники умеренности увековечивали традицию женоненавистничества. Средневековые резные изображения в церквях изображают женщину как соблазнительницу, толкающую мужчину к пороку и вечным мукам в адском пламени скорее, чем мужская агрессивность.
Первоначально методисты опасались трактиров не из-за того, что там продавали пиво, а потому что женщины сомнительной репутации, подстерегающие около баров, могли бы соблазнить членов их конгрегации.
Теккерей не всегда думал о женщине, как о соблазнительнице, но иногда, как о возможной добыче. В его Парижском Альбоме, честно описан нередкий мужской принцип:
«Вы знаете мой подход к женщинам, это шампанское: заставьте их пить – заставите их говорить, заставите их говорить – заставите их делать все что угодно».
Алкоголь оказывает растормаживающее действие, так же как и транквилизирующее (успокаивающее), но это может быть полезно при небольших количествах выпитого. Сопоставление преимуществ приема разумных количеств алкоголя и опасностей чрезмерного его употребления – искусство, которое всегда привлекало внимание. Попытки людей постичь это искусство часто кончаются комедией или трагедией, но за тысячелетия большинство из нас преуспели в нахождении равновесия, которое позволяет нам получать удовольствие и улучшает наше здоровье.
Значит ли это, что вечерний стаканчик спиртного после трудного рабочего дня подлежит осуждению? Любой ответ должен был бы принять во внимание вероятность увеличения продолжительности жизни, выявленного у мало и умеренно пьющих – имеются достоверные, обстоятельные свидетельства, что в какой-то степени это результат расслабляющих свойств алкоголя. Изучение эффектов воздействия алкоголя на человеческий организм позволяет более обоснованно размышлять о его положительных или отрицательных качествах. Есть очень немного медицинских показаний для полного воздержания: к примеру, употребление алкоголя не рекомендуется во время приема некоторых лекарств. Теперь на аптечном пузырьке обычно пишут предупреждение, если таблетки несовместимы с алкоголем.
Некоторые доктора негативно настроены в отношении выпивающего пациента, если курс приема таблеток сравнительно короток. Они боятся, что пациент может забыть вовремя принять лекарство, оттого что его память притупится больше, чем парой стаканчиков спиртного.
Пациенты с болезнью печени, алкогольной кардиомиопатией, некоторыми формами эпилепсии или панкреатита и, конечно, алкоголики, должны избегать даже случайного приема спиртного. При многих формах расстройства желудка, включая рефлюкс, эзофагит изжогу, алкоголь вызывает обострение и такие больные на следующий день могут обнаружить, что они охрипли. Это не полный список, но большинство людей здоровы и спиртное скорее принесет им пользу, чем вред.
Беседа 1. Краткая история алкоголя
«Из всех спиртных напитков вино наиболее выгодно из лекарств – наиболее приятно, а из изысканных яств – наиболее безопасно».
Когда Плутарх написал эти слова, виноград выращивали уже в течение многих тысяч лет, а вино употребляли еще дольше. Виноградные лозы существуют на Земле приблизительно два миллиона лет, но только за последние десять тысяч, благодаря вмешательству человека, виноград стал достаточно сочным, чтобы обеспечить вино, которое с тех пор играло важную роль в нашей жизни. Ботаникам известно 24000 видов виноградной лозы, но только девяносто из них представляют большой интерес для владельца виноградника – и из них только шестнадцать классифицируются как «классические» винные сорта, типа Каберне Совиньон (Cabernet Sauvignon), Шардоннэ (Chardonnay), Рислинг и Pinot Noir. Существующие культурные сорта могут различаться в зависимости от страны, поскольку различные клоны были выращены, чтобы соответствовать местным, окружающим их условиям и даже микроклимату виноградника.
Удовольствие пить забродивший виноград было зафиксировано в Ассирии еще за 10000 до н. э., но в то же самое время и другие злаки и плоды использовались для производства хмельных напитков. Пиво также родом из Ассирии, хотя никто и не знает точную дату его появления.
Хлебные злаки впервые начали культивировать в 6 веке до н. э., а в 3 веке до н. э. шумерский поэт написал:
Я чувствую замечательно, пью пиво в блаженном настроении, с радостью в моем сердце и счастливой печенью.
Пиво так высоко ценилось, что его местное название было kash, которое сохранилось даже сегодня как cash («наличные деньги»). Оно использовалось для обмена и выплаты заработной платы не только чернорабочим, но и представителям власти, вроде управляющих, работавших на правящую семью.
Ко времени расцвета фараонов в Египте пиво производилось в больших количествах и разных сортов: аристократия и высокие должностные лица предпочитали темное и выдержанное пиво, тогда как простым рабочим давали молодое и светлое.
В древнем Египте и Месопотамии производство пива было простым – смешав ячмень и воду, позволяли этой смеси забродить и затем добавляли листья, позднее финики или мед, для придания ему аромата, для чего в наше время используется хмель. Хотя присутствие хмеля в аромате пива сегодня кажется неотъемлемой составляющей, на самом деле хмель появился в Англии только в пятнадцатом столетии. Понадобилось некоторое время, чтобы использование хмеля стало обычным, так как для многих он был «вредным сорняком»; Норвич призывал оппозицию объявить пиво, содержащее хмель, вне закона, а Генрих VIII запретил использование хмеля в любом пиве, употребляемом при дворе.
В Китае уже за 4500 лет до нашей эры властители провинций наслаждались рисовым вином в изящно вырезанных кувшинах, образцы которых можно увидеть в Британском музее. В 1996 году указом премьер-министра Китая Ли Пена предписывалось, чтобы на всех министерских приемах подавалось рисовое вино, а не крепкие спиртные напитки, так как оно более точно представляет китайскую культуру и ее «этический прогресс».
Пока китайцы устанавливали правила для своей выпивки, местные жители Америки также развивали свои алкогольные напитки, но делали их из меда и кукурузы, а не из риса. Западная Европа настолько прочно утвердилась в умах людей в качестве центра виноградарства и виноделия, что, трудно в это поверить, но вина Чили, производившиеся начиная с шестнадцатого столетия, все еще относят к новым винам. Виноградники Западной Европы, образовавшиеся около 2500 лет до Р.Х., являются сами по себе относительно молодыми по сравнению с виноградниками Сирии и части Палестины, образованными за 5000 лет до Р.Х. Хотя виноградные лозы и не росли в таком порядке, который мы сегодня называем виноградниками, но именно в деревнях между Черным и Каспийским морями вино производилось искусственно и формировалось виноградарство.
Для расы, создавшей слово «демократия», очень уместно, что именно греки образовали виноградники и таким образом вино стало удовольствием, доступным каждому независимо от класса.
Питиё вина сначала стало традицией среди правящих классов Ассирийской Империи в первом тысячелетии до нашей эры. Эти древние виноградники обеспечивали приемлемое вино и его употребление было привилегий, ревниво охраняемой элитой. Пиво, сделанное из ячменя, было тем алкогольным напитком, которым обычно наслаждались простолюдины. В древнем Египте, как и в Вавилоне, употребляемый алкогольный напиток зависел от благосостояния и знатности пьющего: забродившие финики чаще, чем ячмень использовались в производстве спиртных напитков, доступных трудящимся массам. Даже многие из достаточно знатных людей, фигурировавших на картинах изображавших непристойное пьянство, найденных в гробницах, относящихся, примерно, к 1500 веку до Р.Х., вероятно, пили вино, сделанное из фиников. Наоборот, различные произведения искусства того периода показывают, что древнеегипетская знать предпочитала виноградное вино.
В египетских гробницах есть картины, которые иллюстрируют весь процесс создания вина и с легкостью интерпретируются любым, сведущим в современном виноградарстве. Ритуал подачи вина на стол во время аристократических пиров имел сексуальный оттенок; древне-египетская культура отразила тот факт, что алкоголь был глубоко связан с другими удовольствиями плоти. На пирах женщины были одеты откровенно, те, кто подавал вино, носили эротические символы и интересно, что иероглиф, обозначающий наливающего вино, был тот же самый, что и для эякуляции.
Древние цивилизации имели своих любителей вина, бывших такими же энтузиастами и знатоками, как и их более поздние последователи. Поиск «эстетического интереса» (как это описано в Napa Valley) в питии вина не новое явление. Многие из классических философов и писателей, сделавших латинский и греческий таким мучением для поколений студентов, также писали и о вине, а в некоторых случаях, возможно, были вдохновлены им. Известные, но анонимные строки:
Аристотель, мастер искусств,Был всего лишь болван без вина.И что мы приписываем его способностям,Обязано соку виноградной лозы,описывают чувства какого-то школяра девятнадцатого столетия. В то время как Гиппократ и Гален анализировали лекарственную ценность вина, Плиний и Страбон с таким же знанием писали о вине в свое время, как и те, кто пишут в воскресных приложениях сегодня. Они особенно наслаждались вином с островов Кос (которое очень нравилось Гиппократу), Лесбос и Хиос, отвергая вино с других греческих островов как недостаточно качественное. Они высказывали свои мнения не только по поводу вкуса вин из различных виноградников и областей, но и, подобно некоему пожилому завсегдатаю Лондонского клуба, относительно их вероятного развития.
Рабам в Риме ежедневно выдавали большую порцию вина, чтобы вдохновить их на работу и смирить с тяжелым положением. Точно так же способность римских солдат переживать суровость и болезни их победных походов частично приписывалась выдаваемой порции вина. В течение последних столетий Римской империи, вина больше не хранились из-за изменений в составе контейнеров и приходилось пить более молодое вино. Это, возможно, сделало его более целебным, т. к. вино, в котором весь танин был окислен при длительном хранении, содержит меньшее количество эффективных флавоноидов.
К 100 году нашей эры, римские авторы сравнивали различные вина и годы изготовления вина с таким большим количеством деталей, учитывая зависимость от времени, как и каталог торговца вином двадцатого столетия. Тогда, как и теперь, было важно знать год изготовления вина, чтобы пить его, когда оно наилучшее; вино могло храниться в амфорах в течение нескольких лет, что позволяло ему созреть.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Сноски
1
Маленькая рюмка используемая, как стандартная мера (ёмкость) для разлива по стаканам крепкого спиртного напитка в аглийском пабе, (прим. перев)
2
Речь идет о Великобритании» (прим. перев.)
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги