Книга Теория журналистики в России - читать онлайн бесплатно, автор Коллектив авторов. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Теория журналистики в России
Теория журналистики в России
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Теория журналистики в России

В свете культурно-цивилизационного подхода каждая нация создает свой собственный модуль теории, образования и практики журналистики, который коррелирует с определенными культурными устоями, обычаями, ценностями и т. д. Некоторые нации склоняются к англосаксонскому академическому знанию, другие более или менее самобытны. Соответственно, в мире существует (потенциально может существовать) много центров теоретико-журналистской мысли, и сегодняшние отношения между центрами и перифериями не являются данностью на вечные времена.

Будем различать особость, или оригинальность, и вторичность, или периферийность. Это различение в значительной мере лежит в области психологии ученых и их самооценки. Стойкая привычка осознавать себя глубокой провинцией на карте научного мира формирует синдром периферийности, который становится тормозом на пути теоретического поиска. Понятие синдрома периферийности встречается в обществоведческой литературе, в частности, когда рассматриваются проблемы социально-экономического развития регионов. Носителями синдрома являются жители региона, он существует на уровне психики и сознания как неадекватная форма отражения действительности, выраженная в последующем неадекватном поведении[46]. В контексте нашего анализа примечательно и важно, что данный феномен стал предметом беспокойства исследователей журналистики и медиа целого региона мира – Центральной и Восточной Европы. Конференция консорциума CEECOM-2017 (Central and Eastern Europe Communication) (Любляна, июнь 2017) носила название «Critique of/at/on periphery?» и была посвящена критическому осмыслению зависимости (вторичности) научной мысли в регионе от теоретических постулатов ведущих западных школ, прежде всего американских. Для России данная проблематика не менее актуальна. С нашей стороны интернационализация предстает как восприятие опыта и концепций, идущих из других районов мира, и одновременно необходимо осознавать себя крупной научной державой, не страдающей синдромом периферийности. На конференции CEECOM-2017 мы выдвинули идею компромисса приоритетов[47], то есть органичного сочетания своего и стороннего, которое принесет гораздо больше пользы науке, чем бессодержательные дискуссии об абсолютном и неоспоримом лидерстве в глобальном масштабе.

В самом деле, до крайности неверно было бы упрекать отечественную теорию журналистики во вторичности, учитывая длительность ее биографии и глубину исторических корней. В Санкт-Петербургском госуниверситете выполнен коллективный исследовательский проект, который выявил истоки теоретико-журналистской мысли в России[48]. Они обнаруживаются в XVIII–XIX веках, в трудах выдающихся мыслителей, редакторов и публицистов. Уже тогда были заложены предпосылки формирования социологии и психологии журналистики, политологического и культурологического анализа прессы, нормативных теорий журналистики и т. д., разработаны и проверены опытом методики эмпирических исследований печати и ее аудитории. Это были подлинно новаторские оригинальные концепции, рождавшиеся без заимствований из-за рубежа и преломлявшие в себе отечественные социально-культурные реалии.

На следующих этапах движение научной мысли направлялось к созданию самостоятельной дисциплины, причем имеющей комплексный характер по охвату тем и вопросов. К примеру, историки обращают внимание на то, что в начале 1920-х гг. ректор знаменитого Государственного института журналистики (ГИЖ) К. П. Новицкий провозгласил необходимость разработки журнализма как самостоятельной науки. По его плану, изучение периодики должно быть: 1) историческое (ее эволюция в зависимости от изменений форм хозяйствования); 2) производственно-технологическое (изучение средств, орудий и способов газетно-журнального производства); 3) статистическое; 4) идеологическое (содержательное), в том числе классификация периодики и ее произведений по темам и формам изложения. Многое уже было сделано в те далекие годы[49].

Теоретические разработки в области журналистики получили целенаправленное развитие в послевоенные годы. Стоит бросить взгляд на исторически недавнее прошлое, чтобы увидеть достаточный материал для осмысления и теоретико-концептуальной атрибуции.

Теоретический арсенал советского времени, взятый совокупно, как формационное явление в научной истории заслуживает углубленного внимания. Нет необходимости в детальном описании его атрибутов и составных частей, это многократно и подробно было сделано в соответствующие годы[50]. Для признания существования целостной научной школы важно, что в масштабах социальной мегасистемы (Советский Союз и государства социалистического блока) сформировалось однородное направление теоретической мысли, восходившее к определенной – марксистской – идеологии, давшее имена признанных исследователей-лидеров и воспроизводившее себя в трудах нескольких поколений специалистов. Надо добавить, что директивное одобрение (и даже насаждение) идеологического единообразия отнюдь не исключало ни полемичности в понимании методологических вопросов – например, по поводу принципов журналистики[51], ни разработки категориального аппарата на уровне «высокой» теории. В последнем случае надо вспомнить о введении в оборот и осмыслении категорий законов, функций, назначения, эффективности журналистики, которые в иных исследовательских культурах чаще рассматривались с уклоном в эмпиризм.

Обращение к ушедшей реальности служит не только и не столько данью памяти, оно оправдано с позиций оценки сегодняшней ситуации в отечественной науке. Для гуманитарного познания особенно значим вывод науковедения о том, что «переход к новой парадигме отнюдь не означает полного перечеркивания прежней. Возможна такая модель развития науки, когда сохраняется преемственность между старой и новой парадигмами…»[52]. В новых исторических обстоятельствах нет места советским постулатам, но проложенное тогда методологическое русло не стоит предавать забвению. Это особенно важно иметь в виду, когда речь идет о проблемах, относительно далеких от политико-идеологического контекста времени. В частности, о профессионально-творческих стилях и методах труда в журналистике. 1970–1980-е годы прошлого столетия в нашей стране были ознаменованы углубленной разработкой вопросов публицистики как особого рода творческой деятельности в журналистике, явления культуры и способа познания действительности, в органичной связи с ними изучались законы и методические основы журналистского мастерства. На этой проблематике сосредоточили усилия видные теоретики, следом за которыми шли многочисленные продолжатели[53]

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Теории журналистики в России: зарождение и развитие / под ред. С. Г. Корконосенко. СПб., 2014.

2

Шевченко А. В. Журналистика: блуждающий аттрактор информационной эпохи: Научные статьи разных лет. М., 2016. С. 8.

3

Колесниченко А. В. Настольная книга журналиста: учеб. пособие. М., 2013. С. 22. URL: https://docviewer.yandex.ru/view/0/?*=yvlnt3Zb tDrg6tkw15ECRaJOplx7InVybCI6Imh0dHA6Ly93d3cubmV3c21hbi50c3U ucnUvd3AtY29udGVudC91cGxvYWRzLzIwMTUvMTEvS29sZXNuaWNo ZW5rb18tX05hc3RvbG5heWFfa25pZ2Ffemh1cm5hbGlzdGEucGRmIiwid-Gl0bGUiOiJLb2xlc25pY2hlbmtvXy1fTmFzdG9sbmF5YV9rbmlnYV96aH-VybmFsaXN0YS5wZGYiLCJ1aWQiOiIwIiwieXUiOiI5NTg4MjIwNjAx-NDkzODgwMTMyIiwibm9pZnJhbWUiOnRydWUsInRzIjoxNDk0NjAyM-DQ4OTU0fQ%3D%3D&page=22&lang=ru.

4

Steensen S., Ahva L. Theories of journalism in a digital age // Journalism Practice. 2015. Vol. 9. № 1. P. 2. DOI: 10.1080/17512786.2014.928454.

5

Суходолов А. П., Рачков М. П. К созданию теории средств массовой информации: постановка задачи // Вопросы теории и практики журналистики. 2016. T. 5. № 1. С. 8, 11. DOI: 10.17150/2308-6203.2016.5(1).6-13.

6

Heinderyckx F. The academic identity crisis of the European communication researcher // Media technologies and democracy in an Enlarged Europe: the Intellectual Work of the 2007 European Media and Communication Doctoral Summer School / ed. by N. Carpentier, P. Pruulmann-Vengerfeldt, K. Norden-streng, еt al. Tartu, 2007. P. 357–359.

7

Russial J., Laufer P., Wasko J. Journalism in crisis? // Javnost – The Public. 2015. № 22 (4). P. 299–301. DOI: 10.1080/13183222.2015.1091618.

8

«Люди от телевизора начинают физиологически меняться». Расшифровка беседы Кирилла Набутова и Ольги Романовой // Meduza. 2015. 2 нояб. URL: https://meduza.io/feature/2015/11/02/lyudi-ot-televizora-nachinayut-fiziologicheski-menyatsya.

9

Кастельс М., Паркс М., ван дер Хаак Б. Будущее журналистики: сетевая журналистика / пер. В. Гатова // Как новые медиа изменили журналистику. 2012–2016 / под науч. ред. С. Балмаевой и М. Лукиной. Екатеринбург, 2016. С. 269, 271.

10

Тулупов В. В. Дизайн и реклама в системе маркетинга российской газеты. Воронеж, 2000. С. 159.

11

Carpentier N. Journalism, media, and democracy // Reclaiming the media. Communication rights and democratic media roles / ed. by B. Cammaerts, N. Carpentier. Bristol (UK); Chicago (USA), 2007. P. 151; Nordenstreng K. The journalist: a walking paradox // The democratization of communication / ed. by Ph. Lee. Cardiff, 1995. P. 117.

12

Представления журналистов о профессии и профессиональном сообществе. Общий аналитический отчет по результатам научно-исследовательских работ. М., 2017. С. 32–33.

13

Nerone J. What’s new about truth // Russian Journal of Communication. 2017. Vol. 9, № 2. P. 205. DOI: 10.1080/19409419.2017.1323179.

14

Ibid. P. 206.

15

Конец журнализма. Version 2.0. Индустрия, технология и политика / под ред. А. Чарльза. Харьков, 2016. С. 72–73.

16

Дунас Д. В. О целесообразности создания теории СМИ на современном этапе // Вопросы теории и практики журналистики. 2017. T. 6. № 1. С. 38.

17

Полянин Д. П. Некоторые размышления по поводу очередного юбилея журфака // Изв. Урал. гос. ун-та. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2016. Вып. 19. С. 7.

18

Interview with Mark Deuze, professor of Media Studies // University of Amsterdam. 2016. 2 August. URL: http://www.uva.nl/en/news-events/ news/uva-in-the-spotlight/prof.-mark-deuze/prof.mark-deuze.html.

19

Witschge T., Nygren G. Journalism: A profession under pressure? // Journal of Media Business Studies. 2009. № 6(1). P. 54–55. DOI: 10.1080/16522354.2009.11073478.

20

Хубецова З. Ф. Политическая журналистика современной России: эволюция профессиональной идеологии vs модернизация комплекса квалификационных требований // Век информации. 2017. № 1. Философия в СПбГУ. Журналистика XXI века: профессиональная идеология для ускользающей профессии / ред. – сост. А. Н. Гришанина, С. Г. Корконосенко; отв. ред. С. Г. Корконосенко. СПб., 2017. С. 295.

21

Правила журналистов: Всеволод Пуля // ЖурДом. 2015. 19 окт. URL: http://jourdom.ru/news/77696.

22

Nerone J. Op. cit. P. 205.

23

Global journalism education in the 21st century: Challenges and innovations / ed. by R. S. Goodman, E. Steyn. Austin, 2017. P. 229.

24

Ibid. P. 332

25

Weinberger D. Transparency: The new objectivity // KMWorld. 2009. № 18 (8). URL: http://www.kmworld.com/Articles/Column/David-Weinber-ger/Transparency-the-new-objectivity-55785.aspx.

26

Конец журнализма. С. 87.

27

Simons G. Good” battles and “bad” battles: A comparative analysis of Western media coverage of the battles of Mosul and Aleppo // Tractus Aevorum. 2016. № 3 (2). Fall/Winter. P. 116.

28

Составлено нами по: Представления журналистов о профессии и профессиональном сообществе. С. 43–44.

29

Preface // The handbook of journalism studies / ed. by K. Wahl-Jorgensen, Th. Hanitzsch. New York; London, 2009. P. xi.

30

Global journalism education in the 21st century. P. 254.

31

Wahl-Jorgensen K., Hanitzsch Th. Introduction: On Why and How We Should Do Journalism Studies // The handbook of journalism studies. P. 7.

32

Хомский Н. Избранное. М., 2016. С. 85.

33

Wahl-Jorgensen K., Hanitzsch Th. Op. cit. P. 7.

34

Хубецова З. Ф. Политическая коммуникация. Теория, образование, опыт: учеб. пос.: в 2 ч. Ч. 1: Исследование и преподавание политической коммуникации. СПб., 2017. с. 22.

35

O’Donnell P. Journalism and philosophy: Remembering Clem Lloyd // Australian media traditions 2007, distance and diversity: Reaching new audiences / ed. by M. Van Heekeren. Bathurst (Australia), 2007. P. 3.

36

Ibid. P. 10–12.

37

Фейерабенд П. Наука в свободном обществе. М., 2010. С. 43–44.

38

Downing J. Internationalizing media theory: Transition, power, culture: reflections on media in Russia, Poland and Hungary 1980-95. London, 1996.

39

Ibid. P. x.

40

De-Westernizing media studies / ed. by J. Curran, M. J. Park. New York, 2000.

41

Waisbord S. De-Westernization and cosmopolitan media studies. P. 2. URL: http://www.academia.edu/2971672/De-Westernization_and_cosmopolitan_media_studies 2013.

42

Ekecrantz J. Media and communication studies going global // Nordicom Review. 2007. Jubilee Issue. P. 169–170.

43

Ekecrantz J., Olsson T., Ericson S., Åker P. Media societies around the Baltic Sea. Cultures and communications in transition // Nordicom Information. 1999. № 3. P. 81–85.

44

Shirokanova A. Inter-civilizational dynamics of scientific knowledge creation between zones of intellectual stagnation and creativity // Журнал социологии и социальной антропологии. 2012. Т. XV. № 6(45). С. 270.

45

Там же. С. 269.

46

Якобсон-Оболенский С. Калининградский эксклав: модернизация пространственного планирования на уровне европейской периферии // Мегарегион – сетевая конфедерация. URL: http://net-conf.org/articles_text_28.htm.

47

Berezhnaia M., Korkonosenko S. Theoretical and pedagogical journalism schools in Russia: the compromise of priorities // CEECOM 2017 – Critique of/at/on periphery?: Book of abstracts. Ljubljana, 2017. P. 8–9.

48

Теории журналистики в России: зарождение и развитие / под ред. С. Г. Корконосенко. СПб., 2014.

49

Фатеева И. А. Первая научно-образовательная школа журналистики в России: ГИЖ // Век информации. 2017. № 3. С. 65.

50

Бережной А. Ф. Ленин – создатель печати нового типа (1893–1914 гг.). Л., 1971; Кузин В. И. Газета – орган партийного комитета. Л., 1971; Средства массовой информации и пропаганды / сост. Б. М. Морозов. М., 1984; Ученова В. В. Основы марксистско-ленинского учения о журналистике. М., 1981 и др.

51

Бережной А. Ф. О ленинских принципах советской журналистики // Бережной А. Ф. Ленинская журналистика: некоторые вопросы теории и факты истории. Л., 1989.

52

Павельева Т. Ю. Трансформация содержания деятельности научно-образовательных школ в условиях смены научных парадигм // Вестн. Моск. гос. обл. ун-та. Сер. Филос. науки. 2011. № 3. С. 114.

53

Горохов В. М. Закономерности публицистического творчества. М., 1975; Здоровега В. И. У майстернi публiциста. Львiв, 1969; Прохоров Е. П. Искусство публицистики. М., 1984; Стюфляева М. И. Поэтика публицистики. Воронеж, 1975; Ученова В. В. Гносеологические проблемы публицистики. М., 1971; Черепахов М. С. Таинства мастерства публициста. М., 1989 и др.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги