Книга Мастерство артиста цирка. Учебное пособие - читать онлайн бесплатно, автор Владислав Шпак. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Мастерство артиста цирка. Учебное пособие
Мастерство артиста цирка. Учебное пособие
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Мастерство артиста цирка. Учебное пособие


Продолжая этот раздел, учащимся предлагаются упражнения

«Выход», «Приветствие», в которых исполнитель должен выйти на сцену или манеж, внимательно рассмотреть «зрительный зал», отдельно сидящего в зрительном зале человека, используя язык пародии, рассказать, что представляет из себя сидящий в зрительном зале человек, попробовать с ним познакомиться, увидеть и познакомиться с девушкой, сидящей в зрительном зале, ребенком, старушкой и т. д.

«АРТИ»






Ю. Никулин и М. Шуйдин Клоун РУБЭН


Подобного рода упражнения являются своего рода подходом к разделу воображение и фантазия и переходом к разделу круги внимания.

Обращая внимание на разделы «Выход», «Приветствие» отмечается немаловажное значение этих упражнений, т.к. номера, даже целые программы в цирке и на сцене строятся по определенному принципу. Схематично это можно изобразить так: Выход – Представление /или сама непосредственная работа/ – Финал.

Б клоунской репризе, клоунаде, скетче, антре и т. д. «Выход» занимает одно из самых важных мест. Это «визитная карточка» клоуна. У клоуна у ковра – это самостоятельная реприза, называемая «Выходной».

КРУГИ ВНИМАНИЯ

Выполняя те или иные упражнения в этом разделе необходимо обращать внимание студентов не только на выработку механического навыка, перехода от малого круга /или объекта-точки/ к большому кругу, и наоборот, а постараться смело использовать и включать в упражнения цирковые акробатические, эксцентрические и комические элементы и логику поведения.

Например: 1) не только рассматривать «соринку» на ковре манежа, а «споткнуться» о нее, отнести в сторону и, проверив «чистоту» ковра, пойти или прокатиться колесом дальше.

2) Заглядывая в воображаемую замочную скважину увидеть что-то смешное, что заставляет расхохотаться и привлечь внимание окружающих.

3) Рассмотреть в «подзорную трубу» какой-либо нафантазированный «объект» или происшествие, которое бы заставило смотрящего громко зарыдать и т. д.

В такого рода упражнения можно вводить цирковые элементы «АПАЧ» и «КАСКАД5«*, которые понадобятся также и в этюдах последующих разделов комплексного обучения. Эти технические элементы используются во многих клоунских антре, клоунадах и пр. в разл. вариантах. Без «апача», хорошо технически исполненного, трудно представить развивающееся действие в вышеуказанных Формах комических номеров.


В арсенале артиста эти элементы должны быть в наличии и использоваться им в определенной дозе без грубости и профессиональной грязи. Эти упражнения, которым на уроках по акробатике должно быть отведено специальное время, по мере технического освоения их, требуют постепенного усложнения и органики исполнения: простой «апач» с добавлением «каскада» (падения); «апач» с «плачем», «смехом» и т.:


СУММАРНОЕ ВНИМАНИЕ

или многоплоскостное внимание


Как в обычной жизни, так и во время занятий и репетиций артист цирка сталкивается с многоплоскостным /суммарным/ вниманием: стоя на катушках, слушает музыку по радио или магнитофон; размалывая кофе, успевает посмотреть на градусник и беседовать с другом м т. д. Развивая и продолжая закреплять раздел внимание, учащимся предлагаются упражнения, которые развивали бы не только чувство многоплоскостного внимания, но и давали бы возможность педагогам, которые впоследствии будут работать со студентом над номером, определить возможности студента, характер номера, трюковой арсенал артиста и органику сосуществования самых разнообразных трюков и комбинаций, Например:

1) стоять на руках и рассказывать какое-либо стихотворение;

2) Жонглировать и петь;

3) Во время эквилибристики на катушках или на свободной проволоке, попросить студента исполнять музыкальное произведение на музыкальном инструменте и пр.

ВООБРАЖЕНИЕ И ФАНТАЗИЯ

«…человек, на стене которого не висит географическая карта со страной по имени фантазия, недостоин названия человека»

0.Уайльд.

Воображение и фантазия являются основой творческого процесса не только в обучении будущего артиста, но и в профессиональной последующей работе. «Талант психофизически, безусловно, связан с таким явлением, как фантазия. Но фантазия, как таковая, в свою очередь связана с умением видеть мир»6 Поэтому, развитие воображения и фантазии, особенно у артиста клоунады, играет, пожалуй, самую главную роль, ибо драматургический материал может дать только схему, в которой действует оригинальная сатирическая маска клоуна, дополняя и раскрывая своими эксцентрическими поступками, приспособлениями основную тему и содержание цирковой клоунады или антре.

Проведя вступительную беседу о значении фантазии и воображения в творчестве будущего артиста, месте и Формах логического развития фантазии и воображения, приступить к пробным этюдам.

Говоря о воображении и фантазии, нельзя не коснуться в процессе работы таких важных элементов творческого процесса, как «предлагаемые обстоятельства» и «магическое» «если бы», ибо, как говорил К. С. Станиславский, «Одно без другого не может существовать и получать необходимую силу»…

Необходимо обратить внимание на то, что при разнообразии и смене программ, номеров, представлений «предлагаемые» цирковые обстоятельства всегда, на протяжении всего представления являют собой величину постоянную. В цирке вряд ли будет целесообразно выстраивать театральные выгородки квартиры, лужайку или лес в силу специфических условий и требований этого вида искусства. Поэтому, как бы мы не пытались «разнообразить» предлагаемые обстоятельства, они, несомненно, будут одни и те же: в КРУГУ ВНИМАНИЯ ЛЮДЕЙ, где публика постоянно является соучастником представления и номеров. Отсюда фантазия и воображение, как студента, так и артиста направляется на раскрытие обобщенного образа или маски, учитывающего «настоящие предлагаемые» обстоятельства. Поэтому на занятиях в этом разделе не просить учащихся исполнить бытовой этюд «в комнате» или «в лесу», /в общежитии» или «у станка», а скорее «на манеже», «на сцене», «в кругу сидящих товарищей», «зрителей».

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Е. Кузнецов.«Цирк», М.-Л.,1931 г.,стр.413.

2

* К.С.Станиславский. Собр. соч. в 8 т.М.,1954—1964,т.3,стр.81

3

** В.Э.Мейерхольд «Статьи, письма, речи, беседы», ч.2,стр.437 Искусство», 1968

4

* Б. Брехт. Собр. соч. в 5-ти т.М.,1965,т.5/стр.527

5

«Апач» – трюк, создающий иллюзию пощечины у зрителя «Каскад» – трюк, основанный на падении артиста на манеж, с применением пассировки самого артиста в момент прихода-падения на манеж.

6

* Каарел Ирд. «Размышляя в театре». Искусство» Л.1973,стр.96

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги