В 1970—1980-е гг. было опубликовано несколько работ, посвященных истории и роли советской милиции в событиях войны 1941–1945 гг[32]., в частности в вопросах разоблачения вражеской агентуры в крупных городах и борьбы с парашютными десантами противника.
В 1970 г. была издана «Великая Отечественная война Советского Союза 1941–1945. Краткая история» (второе дополненное издание). К сожалению, приходится констатировать, что в этом обобщающем исследовании практически не отражены вопросы разведки и контрразведки[33].
Отрывочные сведения о деятельности немецких разведывательно-диверсионных школ встречаются в работах участников и руководителей партизанского движения[34]. Так, в воспоминаниях В.Ф. Золотаря сообщается, что «недалеко от Борисова в расположении военного городка Печи обосновались филиал вражеской разведки «АК-3 Цепеллин» и разведывательная школа»[35]. Комиссар партизанской бригады «Смерть фашизму» Минского областного соединения И.П. Дедюля вспоминал: «…на основе данных, полученных от разведки, проникшей в Ново-Борисовскую диверсионно-разведывательную школу Абвера, нам сообщили точные приметы одного из гитлеровских лазутчиков, посланного в наш отряд. И действительно, чуть ли не на следующий день к нам пожаловал под видом советского военнопленного новоиспеченный диверсант»[36]. Бывший командир партизанских соединений Герой Советского Союза Р. Мачульский в книге «Вечный огонь» так описывает деятельность «народных мстителей» по раскрытию этой школы: «Весной 1943 года… стало известно от подпольщиков, что где-то в Борисове или поблизости от него гитлеровцы открыли разведывательную школу по подготовке лазутчиков и диверсантов для засылки в тыл Красной Армии и партизанские отряды… Под видом художника-любителя Николай Капшай (подпольщик из Борисова. – Авт.) облазил всю местность вокруг города и установил, что неподалеку от Ново-Борисова функционирует… школа, организованная военной разведкой Абвер»[37]. Далее указывалось, что эта школа имела свой филиал возле Ново-Борисова, в бараках бывшего дорожно-эксплуатационного управления (ДЭУ), который «официально назывался школой старших специалистов при отделении «Волга» немецко-фашистской военно-строительной организации ТОДТ»[38]. На самом деле «школа старших специалистов» – узкоспециализированная диверсионная школа, которая действовала самостоятельно. Более подробно ее история будет рассмотрена в соответствующей главе. Аналогичные сведения о подвиге Н. Капшая приводит Илья Борисов в работе «Бессмертные имена». Там же автор описывает эпизод похищения одного из руководителей школы полковника Нивелингера[39].
В воспоминаниях участников партизанской борьбы указываются и некоторые категории вербуемых агентов: женщин, инвалидов, военнопленных, лесников, а также данные о деятельности лжепартизанских отрядов[40]. Краткие сведения о Слуцкой и Бобруйской школе встречаются в статье В. Киселева «Враг их боялся»[41]. Во втором томе издания «Всенародная борьба в Белоруссии против немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны» в разделе, посвященном контрразведывательной деятельности партизан, можно встретить упоминание о Борисовской школе абвера. Это упомянутый выше эпизод с подпольщиком Н. Капшаем. Кроме того, в работе отмечается, что «осенью 1943 г. служба разведки Борисово-Бегомльского партизанского соединения с помощью подпольщиков устроила в школу своего человека. Действуя смело и в то же время осмотрительно, он собирал сведения о всех, кто обучался в «Сатурне»[42]. В 1984 г. была издана монография В. Андрианова и А. Князькова «Всенародная борьба с фашистскими захватчиками на временно оккупированной территории Советского Союза», в которой описывается операция разведчиков Минского партизанского соединения по внедрению своего агента («Курсант») в разведывательно-диверсионную школу, которая располагалась «недалеко от Ново-Борисова в с. Печи под вывеской школы старших специалистов военно-строительной организации ТОДТ»[43].
Отдельно отметим исследование В. Киселева «Борьба партизан с подрывной деятельностью фашистских спецслужб в Белоруссии»[44]. Это, фактически, первая комплексная работа, посвященная противостоянию органов партизанской контрразведки немецким спецслужбам на территории БССР. Автор верно указал на то, что борьбой с партизанским движением, в том числе и подготовкой агентуры, занимались не только структуры абвера, но и другие секретные органы: Тайная полевая полиция (ГФП), служба безопасности СД, комендатуры и др.
В целом данный период (1950—1980-е гг.) историографии можно считать достаточно продуктивным. Повышение интереса к теме (пусть и в контексте других проводимых исследований. – Авт.) способствовало введению в научный оборот значительного фактического материала, который позволил частично осветить следующие аспекты деятельности немецких спецшкол и курсов в Белоруссии:
• была определена, хоть и весьма поверхностно, сама проблема деятельности разведывательно-диверсионных учебных центров в годы Великой Отечественной войны. О самостоятельности в изучении данной темы в этот период речь не могла идти, но в качестве отдельных сюжетов и аспектов контрразведывательной деятельности и борьбы со спецслужбами Германии информация частично вводилась в научный оборот;
• введены в научный оборот количественные данные в отношении общего числа немецких разведывательно-диверсионных школ и курсов, действовавших на территории БССР в 1941–1944 гг., – 22 (25), а также выявлены сами учебные центры, которые дислоцировались в Минске, Могилеве, Бобруйске, Гомеле, Борисове, Бресте, Белостоке, Петрикове, Марьиной Горке, Волковысске, Лиде, Слуцке, Кобрине, Лунинце. Кроме того, в исследованиях приведены отдельные данные по количеству выявленных и разоблаченных агентов различными партизанскими соединениями и за различные временные промежутки. И хотя большинство этих данных требуют уточнения и корректировки, в тот период времени их ввод в оборот имел большое научное значение;
• определены группы населения, из которых в первую очередь вербовалась агентура: люди, находящиеся в активной, или пассивной оппозиции к советскому государству (эмигранты, раскулаченные и пострадавшие от советской власти, уголовный элемент и др.); изменники и предатели Родины; военнопленные; представители военной и политической коллаборации. Единичные упоминания касаются деятельности агентов из числа женщин, детей, инвалидов и стариков. Общими для всех групп были данные им характеристики, которые часто встречаются в исследованиях советского периода: «отбросы человеческого общества»[45], «обиженные Советской властью, различного рода антисоветское отребье, предательский и уголовный элемент» [46], «участники белогвардейской эмиграции, буржуазные националисты, бывшие кулаки, лица ранее репрессированные Советской властью за контрреволюционную деятельность, уголовники»[47]. Такая упрощенная и ненаучная характеристика не совсем объективна, особенно в отношении незащищенных групп населения (женщины, дети, евреи и др.), которым очень часто просто не оставалось выбора, кроме согласия на работу в пользу немцев;
• опубликованы некоторые данные о нескольких разведывательно-диверсионных школах на территории БССР: Борисовской, Бобруйской, Минской, Слуцкой и др. Наиболее часто упоминаемой в этот период является школа (школы) в Борисове.
Вместе с этим имеется целый ряд проблем, которые остались за рамками исследовательских работ, что было вызвано идеологической цензурой, закрытостью архивов, сложностями с доступом к зарубежным исследованиям и слабостью Источниковой базы:
• изучение структуры, функций и деятельности немецких оккупационных органов и служб, в первую очередь секретных. В исследованиях давались поверхностные и общие характеристики, фактологический материал вводился очень дозированно[48];
• оценка событий оккупационного режима и противостояния спецслужб зарубежными исследователями. Работы немецких и англоязычных ученых (либо их переведенные исследования) активно начинают вводится в исторический оборот лишь с начала 1990-х гг., хотя имелись и определенные исключения[49];
• тенденциозная и односторонняя характеристика некоторых аспектов оккупационного режима: политической и военной коллаборации, участия гражданского населения в войне и стратегия его выживания, истории повседневности, взаимоотношений партизан и населения и др.;
• практически полное отсутствие критического анализа историографии и источников. Цифры, приведенные в архивных документах, не проверялись на предмет их достоверности и объективности.
1.3. Современная историография (1990-е гг. – по настоящее время)
Новый активный всплеск интереса к теме наблюдается с начала 1990-х гг. Это связано с распадом СССР, ликвидацией идеологической цензуры, активным интересом интеллигенции и профессиональных ученых новых независимых государств к малоизученным сюжетам истории, в том числе и периода Великой Отечественной войны. Пересмотр концептуальных подходов к оценке событий войны 1941–1945 гг., рассекречивание архивных фондов и возможность работы с первоисточниками (фактически «архивная революция») дали новый импульс разработке проблематики, связанной с деятельностью немецких спецслужб и спецшкол на территории Белоруссии. Укажем на то, что значительное место в информационном пространстве 1990-х гг. заняли публицисты, с легкой руки которых в общество вбрасывались разнообразные сенсации, непроверенные факты и версии сомнительного сорта (аналогичные процессы происходили и с соседних государствах – на Украине и в России)[50].
В 1991 г. была издана работа разведчика и участника партизанского движения в Белоруссии Ивана Андреевича Колоса «По заданию Центра. Записки разведчика», в которой он рассказал об операции по выявлению летом 1943 г. немецкой абвершколы в деревне Ставок недалеко от Пинска [51].
В 1992 г. в журнале «Неман» были опубликована статья И. Борисова «Сатурн» на ладони»[52], которая впоследствии вошла в монографию автора с аналогичным названием[53]. По сути, это первая работа, посвященная истории деятельности разведывательно-диверсионной школы в Борисове. Исследование написано в форме исторических очерков (повести), что несколько снижает его научное восприятие. В основу работы легли два основных сюжета: переход на советскую сторону преподавателя Борисовской абвершколы И. Матюшина-Фролова и внедрение в нее советского разведчика А. И. Козлова. Именно это исследование познакомило читателей с работой на территории оккупированной Белоруссии спецшколы «Сатурн», а также деятельностью советских зафронтовых разведчиков по ее разложению. Эти сюжеты в дальнейшем перекочевали во многие работы, связанные с Борисовской абвершколой, в том числе числе зарубежные[54].
Сразу несколько важных исследований было опубликовано в середине 1990-х гг. Это монография бывшего заместителя командира Борисово-Бегомльского партизанского соединения К. И. Доморада[55], а также несколько работ по истории деятельности советских органов госбезопасности в 1941–1945 гг [56]. В монографии К. Доморада представлена достаточно объемная глава, посвященная контрразведывательной работе партизан, в которой приводятся сведения по Минской, Борисовской, Бобруйской, Могилевской, Барановичской, Гомельской, Стаховской[57]школах. Традиционно представлен сюжет о деятельности
А. И. Козова. Кроме того, четко и концентрировано определена социальная база вербуемой агентуры, причем некоторые категории (евреи, служители религиозных культов) обозначены впервые: «спецслужбы и карательные органы оккупантов засылали свою агентуру под видом бежавших из лагерей военнопленных, из еврейского гетто, перебежчиков из полиции, антисоветских военных формирований, под маской беженцев, погорельцев, бродячих нищих, горожан, прибывших в сельскую местность для обмена вещей на продукты питания, немецких солдат-антифашистов, не желающих воевать против СССР и решивших перейти на сторону партизан и т. д. Гитлеровцы не останавливались перед вербовкой в разведывательных целях даже служителей религиозных культов»[58]. Кроме того, представляется важным отметить факт достаточно активного (по сравнению с предыдущими исследованиями) использования «партизанских документов», в первую очередь фонда БШПД (сейчас фонд № 1450 НАРБ. – Авт.).
В статье «Поединки с абвером» В. Коровин подробно анализирует методы разоблачения и поимки вражеских шпионов, применяемые советскими чекистами, а также способы их внедрения в спецшколы немцев. Автор отмечает, что «уже с начала 1942 г. начали планироваться и осуществляться операции по проникновению советских разведчиков в разведорганы и школы спецслужб противника и их агентурную сеть… Наши разведчики действовали в ряде абвергрупп (103, 107 и др.), были «своими» в борисовской, гомельской, каунасской, полтавской, смоленской, тростенецкой и многих других разведывательных школах противника» [59].
Белорусский исследователь А. Соловьев, давая характеристику немецким спецслужбам, констатирует: «Достоверно установлено, что кадровый состав абвера, действовавший в Беларуси, был укомплектован опытными сотрудниками военной разведки и контрразведки Германии, в их числе были и те, кто служил еще в разведке кайзеровской Германии». Автор подробно анализирует структуру и функции секретных органов немцев, дает характеристики отдельным руководителям, а также приводит сведения о деятельности спецшкол в Борисове, Бобруйске, Могилеве, Новогрудке, Минске, Гомеле, Бресте, Орше, Глубоком. Важным представляется мнение А. Соловьева о том, что «в связи с отсутствием информации о дислокации спецслужб врага в первые месяцы оккупации территории Беларуси, их специальных школ и курсов, а также достоверных данных о структуре абвера и его агентурной базы массовое выявление и ликвидация шпионов начались лишь в 1943 г.». Резюмируя, автор отмечает: «В результате кропотливой работы чекистами Беларуси выявлен каждый восьмой шпион, диверсант, террорист, радист, содержатель явочной квартиры гитлеровских спецслужб из всех, что вообще были выявлены советской контрразведкой в годы минувшей войны»[60].
Определенное влияние на историографию темы оказали воспоминания советских разведчиков. С начала 1990-х, для единообразия появилось большое количество мемуаров ветеранов внешней разведки. Различные по объему, информационной ценности, степени откровенности и отношению к прошлому, в совокупности они представляют весьма неоднозначную картину. Ведущее место среди них, бесспорно, занимают воспоминания бывшего заместителя начальника Иностранного отдела накануне Великой Отечественной войны генерал-лейтенанта П. А. Судоплатова, руководителя разведывательно-диверсионной службы в военные годы[61].
Начиная со второй половины 1990-х гг. и до настоящего времени материалы по теме активно публикуются в средствах массовой информации, в первую очередь в газетах и журналах. Авторами статей выступали историки-спецслужб, военные журналисты и краеведы. И хотя научная составляющая таких публикаций не всегда высокая, тем не менее, они имеют важное значение, так как касаются узких вопросов темы, которые до этого не рассматривались. Например, именно в средствах массовой информации впервые были опубликованы данные о деятельности в Борисовской школе советских зафронтовых разведчиков Н. Палладия, Л. Матусевич, И. Коцарева, А. Корчагина[62]. Кроме того, на страницах печатных изданий нашли отражения некоторые сюжеты деятельности немецких разведывательно-диверсионных школ в Борисове[63], Слуцке[64], Шумилино[65] и противостояния немецких и советских спецслужб[66].
Дальнейшее развитие проблемы деятельности немецких разведывательно-диверсионных школ связано с новыми направлениями исторических исследований, которые начались во второй половине 1990-х и продолжились в 2000-х гг., и касались изучения истории и противостояния спецслужб на Восточном фронте[67]. Отметим, что в этот период исследователям открылся доступ к материалам спецслужб, что позволило ввести в научный оборот значительный объем новых документов. Это особенно характерно для территории Украины[68]. Такой подход позволил украинским исследователям перейти к изучению новых тем, связанных как с деятельностью советских секретных органов и партизан, с одной стороны, так и «национально-освободительного украинского движения» (и его органов разведки и контрразведки), с другой[69].
На основании новых рассекреченных и опубликованных документов значительно расширилась изучаемая тематика: деятельность зафронтовой и военной разведки[70], радиоигры[71], отдельные операции секретных органов[72], противостояние спецслужб в экономической сфере[73], борьба с антисоветским подпольем[74], методы и формы антипартизанской борьбы немецких спецслужб[75], история оккупационных органов[76], партизанское судопроизводство и судьба разоблаченной агентуры[77] и др. Популярными становятся биографические исследования, посвященные в том числе, деятелям немецкой и советской разведки[78], а также воспоминания и мемуары разведчиков.
Деятельность немецких разведывательно-диверсионных школ и смежных тем отражена в исследованиях, посвященных отдельным городам и регионам[79]. К сожалению, иногда это только фрагментарное упоминание. Например:
«В контексте оборонительных мероприятий важной задачей была борьба со шпионами, которых регулярно пробовали засылать в расположение партизан карательные органы противника, особенно с началом наступления Красной армии»[80]. Отдельно следует сказать о серии книг «Память», которые были подготовлены практически по каждому району и областному центру. Вместе с этим, согласимся с мнением белорусского историка С. Новикова, который отмечает, что «при всей важности этой серии «Память» в нее не могли попасть те материалы, которые выходили за рамки существующей тогда концепции истории Великой Отечественной войны»[81].
Значительный фундамент для более глубокого изучения деятельности немецких разведывательно-диверсионных школ и курсов был заложен исследованиями, посвящеными различным аспектам оккупационного режима на территории Белоруссии[82], вопросам коллаборации[83] и истории повседневности[84]. И, хотя тема подготовки шпионской агентуры в них проходит эпизодически, тем не менее созданная фактологическая и научная база позволила, во-первых, использовать наработки исследователей в этом вопросе, а во-вторых – перейти к ранее не изученным аспектам проблемы (использование гражданского населения в разведывательно-диверсионной работе, органы коллаборантов и их роль в антипартизанской борьбе, подготовка и деятельность лжепартизанских соединений на территории Белоруссии и др.).
Важным направлением в исследовании Великой Отечественной войны является изучение историографии коллаборации и оккупационного режима[85]. Приходится констатировать, что во всех вышеназванных работах нет акцентированного упоминания и анализа проблем деятельности немецких спецшкол на территории Белоруссии в годы войны и привлечения различных категорий населения к агентурной работе.
Еще одной тенденцией истории в последние десятилетия становится ее «социализация». Активно изучаются различные группы населения (социальные, половозрастные, национальные, региональные) в различные временные периоды, в том числе в период войны 1941–1945 гг[86]. В Республике Беларусь проведены значительные исследования в этом направлении. Прежде всего отметим исследования В. Бездель[87], посвященные проблеме белорусских детей в условиях немецкого оккупационного режима, а также работы Л. Смиловицкого[88] о евреях Белоруссии и И. В. Николаевой[89], которая всесторонне изучила положение женщин БССР периода оккупации. Отметим еще ряд работ, посвященных положению детей[90], женщин[91], военнопленных[92] и различных национальных меньшинств[93]на территории Белоруссии в годы немецкой оккупации. Большой фактологический материал и новые исторические источники, введенные в научный оборот, позволяют всесторонне и глубоко рассмотреть положение различных категорий населения в период немецкой оккупации и определить причины и масштабы их сотрудничества с немецкими спецслужбами. Отдельно отметим исследование Д. Кривицкого, которое является одной из первых попыток анализа проблемы использования женщин немецкими секретными и оккупационными органами в качестве своих агентов. И, хотя некоторые количественные данные и выводы автора являются спорными, значимость этой работы очевидна[94].
Укажем также некоторые узкоспециализированные работы, посвященные деятельности немецких шпионских школ на территории БССР. В первую очередь это исследования С. Чуева [95]. Автор приводит сведения о деятельности более 40 разведывательно-диверсионных школ на территории СССР, Польши, Германии, в том числе Борисовской, Минской и Витебской[96]. Не совсем понятен критерий отбора, так как в годы оккупации на территории Белоруссии действовали и другие, в том числе И более Крупные, ШКОЛЫ. В основу ИСТОЧНИКОВОЙ базы исследований С. Чуева (как и некоторых других исследователей), видимо, был положен Сборник справочных материалов об органах германской разведки, действовавших против СССР в период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.: «Германская военная разведывательная и контрразведывательная служба «Абвер» и «Главное управление имперской безопасности Германии – РСХА и подчиненные ему органы», составленный в 1952 г. Министерством Государственной безопасности СССР. Обработанные и дополненные новыми данными материалы данного сборника были изданы отдельной книгой без купюр в 2011 г. под названием «Структура и деятельность органов германской разведки в годы Второй мировой войны»[97].
Важной работой по теме является монография белорусского историка доктора исторических наук Э. Иоффе, посвященная деятельности немецких спецслужб на территории Белоруссии в годы войны[98]. Автор дал характеристику основным разведывательным органам противника, проанализировал методы их работы. Э. Иоффе систематизировал и обобщил значительный объем информации по данной проблеме, изданный ранее, в том числе документальный. Вместе с этим монография содержит некоторые новые данные и оценки по ряду вопросов: проникновение агентов в партизанские соединения, сюжеты разоблачения крупных немецких провокаторов и партизанских командиров. Справедливым представляется разделение Э. Иоффе деятельности немецких спецслужб[99] на борьбу с партизанами и работу в частях Красной армии и советском тылу. В своей работе автор упоминает школы в Минске, Борисове, Могилеве, Гомеле, Бресте, Белостоке, Бобруйске, Полоцке, Слуцке, Новогрудке, Волковыске, Калинковичах, Петрикове, Лунинце[100]. В целом, можно говорить о достаточно качественном обобщающем исследовании, которое в определенной мере заложило традиции изучения этой темы на территории Белоруссии.
Еще одной работой, на которую хочется обратить отдельное внимание, является исследование украинского историка А. Иванкова[101]. Первое, что необходимо отметить, – это качественная источниковая база, которую в том числе составляют ранее не опубликованные документы советских и украинских органов госбезопасности. Автор подробно анализирует и классифицирует агентуру противника, методы ее работы, вербовки и обучения. И хотя основной фактологический материал касается территории Украины, но общие закономерности этой деятельности выделены достаточно точно.
В 2013 г. был издан 6-й том энциклопедии «Великая Отечественная война 1941–1945 годов»: «Тайная война.
Разведка и контрразведка в годы Великой Отечественной войны», в котором встречаются различные сведения о деятельности спецшколы в городе Борисове. Отмечается, что уже в период битвы за Москву «органами военной контрразведки был разоблачен ряд немецких агентов, прошедших специальную подготовку в городах Борисове и Смоленске…»[102]. В работе приводятся сведения о деятельности чекистов по разоблачению немецких агентов, ведению объектовых агентурных дел, внедрению в «Сатурн» сотрудников госбезопасности, а также данные о работе А. И. Козлова и агента «Курсанта»[103].
Ряд научных исследований по различным аспектам деятельности немецких разведывательно-диверсионных школ и курсов на территории БССР в годы Великой Отечественной войны был опубликован автором данной монографии[104].
Историография ближнего и дальнего зарубежья представлена как работами (переводными и оригинальными) профессиональных историков, так и воспоминаниями и исследованиями участников тех событий (в данном случае разведчиков). Тематика этих работ включает историю спецслужб, оккупационный режим, движение сопротивления, биографические исследования. История разведывательно-диверсионных учебных центров в них встречается фрагментарно и четко не определяется[105].
1.4. Источники
Прежде всего укажем на общие закономерности использования документальных источников на протяжении всего послевоенного этапа:
• закрытость архивов. На протяжении всего этого периода можно говорить о том, что документы по этой теме в своем большинстве являлись засекреченными. Это касается как архивов спецслужб, так и соответствующего корпуса документов «партизанских и партийных фондов»[106]. Такая ситуация вызвана тем, что в советское время комплексное изучение этой темы было невозможно из-за прямой связи с коллаборацией. Возможность работать с рассекреченными документами появилась только в последние десятилетия, а проблемы с доступом в архивы органов госбезопасности сохраняются до настоящего времени. Отдельные направления исследований велись в ведомственных учреждениях и имели закрытый характер;