Стихи и рассказы о животных
Редактор Екатерина Хозяинова
Редактор Анастасия Затонская
Иллюстратор Владлена Затульская
© Владлена Затульская, иллюстрации, 2022
ISBN 978-5-0056-8995-5
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Зоозащитное движение: приветственное слово
Работы из сборника стихов и рассказов «Рядом» за 2020 и 2021 – современники сложной турбулентной эпохи, полной неожиданных поворотов судьбы. Никто из нас, конечно же, не ждал эпидемий и социальной напряженности в мире, где все привыкли к относительной стабильности и предсказуемости.
И тем радостнее, что этот сборник все же вышел. Несмотря ни на что, люди продолжают любить братьев наших меньших, переживать за судьбу своих питомцев и бездомных животных, считать их членами семьи и спасать их с улиц. Продолжают рассказывать всему миру, что в нашу сложную пору общение с животными-компаньонами – это маленькое чудо, которое помогает человеку стать лучше, каждый день находить повод для радости и обрести внутреннюю силу или, наоборот, неожиданно найти опору в маленьком и бессловесном существе.
Очень надеемся, что и читатель не потерял интерес к нашему сборнику. Здесь вас ждут смешные и грустные, реалистичные и фантастические работы, отдельный раздел детской литературы и истории спасения животных.
Зоозащитное движение России хотело бы напомнить о принципах ответственного отношения к животным:
1. Стерилизуйте своих питомцев. В условиях, когда животных слишком много и добрых рук на всех не хватит, не нужно плодить лишних собак и кошек. Каждый щенок или котенок, родившийся дома, отнимает шанс у тех, кто уже на улице.
2. Если у вас есть возможность, стерилизуйте бездомных животных, живущих в вашем дворе, ведь одна бездомная собака лучше, чем бездомная собака и ее потомство.
3. Самовыгул – зло. Питомец, оказавшийся на улице без хозяина, подвергается смертельной опасности и рано или поздно не вернется домой.
4. Не поддерживайте деньгами эксплуатацию животных в индустрии развлечений. Цирки, трогательные зоопарки, дельфинарии и фотографы с животными не имеют ничего общего с гуманным отношением к животным.
5. Охота – не культурное наследие прошлого, а хобби для современных садистов. Сегодня в охоте для большинства людей нет никакой насущной необходимости, это просто кровавая забава для одних людей и выгодный бизнес – для других.
Благодарности
Эта книга – результат слаженных усилий множества людей.
В первую очередь, я хотела бы выразить благодарность всем участникам конкурса «Рядом» – ведь это из их работ составлен сборник, благодаря им эта книга получается такой эмоционально богатой, разнообразной и увесистой. И хотя конкурс по сути своей предполагает оценку и выбор победителя, мне иногда жаль, что это так. Потому что каждому автору, работа которого доставила мне эстетическое удовольствие (ну то есть подавляющему большинству участников), мне хочется сказать – Ваша работа победила. И Ваша. И вот Ваша тоже. Еще раз – огромное вам спасибо!
Большое сердечное спасибо всем членам жюри и организаторам конкурса: Екатерине Шарковой, Наталье Жемчуевой, Ольге Новиковой, Елене Анохиной, Юлии Митяшиной, Юлии Шакиро и Анастасии Затонской за большую работу, которую они проделали.
Огромная благодарность зооволонтеру, редактору и копирайтеру Екатерине Хозяиновой, которая собрала сборник воедино.
Большое спасибо Владлене Затульской за предоставленные иллюстрации!
Спасибо нашим партнерам «Рок в защиту животных», которые приглашают всех участников конкурса на свои благотворительные концерты.
И конечно же, спасибо российскому зоозащитному движению как главному организатору и вдохновителю этого конкурса!
Спонсоры
Глубокая благодарность нашим спонсорам, которые согласились стать таковыми непосредственно в самый разгар приема работ за более чем скромную рекламную отдачу на сайте и в группе конкурса:
Ridero, электронная издательская система для независимых авторов (https://ridero.ru)
«Справочник писателя», крупнейший образовательный портал для авторов, которые пишут на русском языке (https://www.avtoram.com/);
Canva, бесплатный онлайн-инструмент для графического дизайна (https://www.canva.com/ru_ru/)
Бессменный спонсор нашего конкурса Ridero – электронная издательская система для независимых авторов
Ridero это:
– сервис для создания и распространения электронных и бумажных книг;
– удобный посредник между авторами и книжными онлайн-магазинами;
– Интернет-магазин книг, изданных на платформе Ridero;
– заказ тиража или возможность продвижения по принципу «печать по требованию»;
– доступ автора к наиболее популярным онлайн-магазинам (Bookmate, Google Play, Litres, Amazon) несколькими щелчками мыши.
Простота регистрации, user-friendly редактор, макеты для оформления текста и обложки, которые можно выбрать на свой вкус, заключение контракта прямо на сервисе, доступ к другим Интернет-магазинам, функционал для создания аннотации, прозрачная статистика, всевозможные учебные материалы – все это богатство функций и возможностей предоставляется совершенно бесплатно. Как раз то, что нужно начинающим авторам, тем, для кого творчество – скорее хобби, а не работа, или тем, кто просто хотел бы попробовать свои силы на писательском поприще.
Для профессиональных литераторов есть и платные сервисы – услуги редактирования, верстки, корректуры, создания аудиокниги, продвижения, и конечно же дополнительные варианты оформления. На Ridero собрано все, что может понадобиться профессионалам художественного, документального и академического слова.
Мы искренне рады, что такому высокотехнологичному сервису нечужды доброта и гуманность.
Благодарим за поддержку конкурса «Рядом»!
Редактор Екатерина Хозяинова
Екатерина (https://vk.com/sibcatwoman) с детства любит кошек. Стихи тоже пишет с детства. Волонтёрство объединило эти две страсти. И вот уже пятый год она сочиняет рекламные четверостишия про жителей тюменского частного приюта «Мурка и Васька». Они еженедельно выходят на ее стене «В контакте».
Но помощь животным не ограничивается словами! Ей доводилось брать котиков на передержку, помогать в отлове щенка, клеить объявления о поиске питомцев, а однажды даже чистить собачьи вольеры. Возможно, когда-нибудь Екатерина напишет стихи или рассказы и об этом.
В семье Екатерины все четвероногие взяты с улицы: у мамы кот, у сестёр – кошка и собака. Вот и её домашний котик Полосатик найден во дворе – растерянный и испуганный. А теперь это важный хозяин дома, давно забывший, что кто-то когда-то его выбросил.
Екатерина —автор поэтического сборника «Кошки-Мышки» (2015 год) и цикла информационных статей о редких растениях Тюменской области для еженедельника «Тюменская правда» (2014—2022 гг.). В конкурсе «Рядом» Екатерина участвовала три раза, и очень гордится, что попала в шорт-лист.
Художник Владлена Затульская
У двух математиков получилась дочь-художница. Наверное, что не назло, а просто вопреки.
Сколько себя помню, действительно всю жизнь рисовала, лепила и была полна разными творческими идеями.
Уже во взрослой жизни поняла, что счастье – это когда ты занимаешься любимым делом и это нужно не только тебе, а другие люди готовы покупать твои работы, заказывать и восторгаться. Это греет душу и побуждает к новым начинаниям.
Сейчас у меня два любимейших занятия – это лепка и рисование спиртовыми чернилами. Леплю я в основном маленьких милых зверей, целую их в нос и всячески в своей голове одушевляю и люблю.
А спиртовыми чернилами занялась сравнительно недавно (два с половиной года назад) и сначала, поддавшись новому модному течению, рисовала абстракции. Но потом природа взяла своё и из странных чернильных пятен, раздуваемых феном, начали складываться вполне узнаваемые образы. В основном это – образы животных, птиц, цветов, но иногда рисую и людей, хотя в технике спиртовых чернил это сделать очень трудно.
Одну комнату в своей квартире я оборудовала под мастерскую и теперь с утра до вечера мне очень удобно заниматься любимым делом.
***
С Владленой можно связаться вКонтакте: https://vk.com/artvladlena
Лавровый венок. Рассказы
Первое место: Виктория Колесник. «Грин»
Грин прослужил на границе шесть лет. Артур Киреев прослужил год. В родной город сержанта-пограничника они вернулись вместе. Артуру разрешили забрать с собой «вышедшего на пенсию» заслуженного пса. А еще через год парень уехал работать на север. Друга он оставил своему дяде, Борису Моисеевичу. Старик жил один и быстро привязался к Грину. Утром и вечером вдвоем они прогуливались по парку. Борис Моисеевич никогда не брал поводок. Пес всегда дисциплинированно шел рядом. Когда Борис Моисеевич задерживался в своей консерватории, Грина выгуливала милейшая Анна Степановна, или просто баба Аня, давняя приятельница пожилого музыканта. Бывали дни, когда Грина отпускали во двор одного. Обычно он устраивался у песочницы. Малышня обожала большую добрую собаку и висла на ней гроздями. Если Грин был во дворе, мамаши смело могли ненадолго отлучиться. Пес охранял подступы к детской площадке, как государственную границу.
Погулять с Грином в парке каждый несовершеннолетний гражданин двора считал за счастье. Но это счастье было приватизировано соседкой бабы Ани, восьмилетней Аленкой. Она радостно носилась с Грином по парку, громко отдавая команды. Впрочем, через месяц Аленке исполнится девять. Она очень гордилась этим, потому что Грин две недели назад тоже отметил свое девятилетие. Иногда, в качестве жеста доброй воли, Аленка брала на эти прогулки приятеля Пашку, который жил этажом выше, но был на целый год младше подружки.
Лето незаметно подкатило к своему концу. Борис Моисеевич с головой окунулся в преподавательскую деятельность, а Аленка отправилась грызть гранит науки в рамках программы третьего класса. Вечером они оба были приглашены к бабе Ане на фирменный пирог с яблоками. Для Грина радушная хозяйка приготовила аппетитные кусочки говяжьей печенки. Аленка примчалась с коробкой зефира и новостями.
В конце первой четверти в школе состоится грандиозное мероприятие – Фестиваль сказок! Каждый класс должен придумать и сыграть на сцене пьесу собственного сочинения. Аленкин класс придумал сказку про пастушку, у которой была волшебная овечка с золотыми волосками. По ходу пьесы овечка пропадает, а пастушка ищет ее. По пути ей помогают разные сказочные персонажи. И вот, когда овечка уже найдена, и счастливая пастушка обнимает ее, появляется злой волк. Девочка вместе с домашним животным, практически, становятся его добычей, но ситуацию спасает… кто? Конечно же, прекрасный принц. Он побеждает волка, и… все счастливы!
Аленка тарахтела без умолку. Роль пастушки, конечно же, досталась ей. Принца пообещал сыграть старший брат Маринки Крыловой, девятиклассник Лешка. Остальные роли были распределены согласно уровню таланта исполнителей. Существовала только одна проблема: где взять овечку?!
Всю эту информацию юная актриса прихлебывала чаем и заедала сладким пирогом. В то же время по телевизору шел старый фильм «Веселые ребята». Классная такая комедия. Поэтому Аленкина тирада периодически прерывалась интеллигентным смешком Бориса Моисеевича и заливистым хохотом бабы Ани. На экране подвыпившие животные громили столовую. Грин, не отрываясь, смотрел на эту вакханалию, нервно подергивая ушами.
– Кстати, – внезапно перестав смеяться, произнес Борис Моисеевич, – а знаете ли вы, уважаемые дамы, что в этой сцене овечку сыграла загримированная собака. Дело в том, что овцу невозможно было заставить стоять смирно. И тогда выручила собака!
Аленка перестала жевать, баба Аня отодвинула от себя сахарницу, и все посмотрели на Грина. Потом Анна Степановна молча вышла из комнаты и вернулась уже с корзинкой в руках. Там лежали разноцветные клубки ниток, пронзенные спицами, как стрелами Амура.
– За неделю я свяжу Грину такой кучерявый костюм, что любая овца позавидует, – торжественно сказала баба Аня и водрузила корзинку на стол. Все опять посмотрели на Грина, который и не подозревал, какую актерскую славу приготовила ему судьба.
После первой же репетиции Грин сделался всеобщим любимцем. Он великолепно справлялся с ролью, четко выполняя все, что тихим шепотом говорила ему Аленка. Трех репетиций для Грина оказалось вполне достаточно. К концу четверти спектакль был готов. Правда, генеральный прогон пришлось проходить без костюмов, потому что привезли их только накануне «премьеры».
На фестиваль Аленка пригласила всех. Борис Моисеевич и Анна Степановна сидели в первом ряду. Баба Аня заметно волновалась и все время теребила в руках тонкий носовой платочек.
Спектакль начался. Актеры прекрасно справлялись с поставленной перед ними задачей. Грин в белых с золотом кудряшках был просто великолепен. Наконец, наступила финальная сцена. Счастливая пастушка уже обнимала за шею любимую овечку, и тут появился волк. Костюм у волка был потрясающий: большая голова, оскаленная пасть, меховая жилетка, черные штаны, остро пахнущие шерстью и кожзамом. Грин напрягся. Это страшное существо с незнакомым запахом угрожало Аленке! Тихо рыча, овечка обошла девочку и зарычала громче. Волк замер. И тут волшебная овечка отчаянно залаяла. Перепуганного волка как ветром сдуло за кулисы. Зал притих, но тут раздался интеллигентный смешок Бориса Моисеевича. Через мгновение взрыв хохота накрыл весь зал, потом зрители захлопали, и Аленкин папа громко закричал «браво». Слегка растерянные артисты стали выходить на поклон. Вышел даже девятиклассник Леша Крылов, хотя ему так и не пришлось спасти пастушку с ее овечкой. Волшебная овечка прекрасно справилась сама, ведь волк не знал, что она шесть лет прослужила на границе. Грину аплодировали особенно громко.
После спектакля верный друг Пашка вручил Аленке букет хризантем и незаметно сунул «овечке» кусок колбасы, предусмотрительно изъятый из утреннего бутерброда.
2020Первое место: Виктория Беляева. «Небесная подкова»
– Ты посмотри, что эта псина делает. Ну, гад, поймаю, получишь. Стой, стой, говорю тебе.
Круглая тетка в ватнике, пуховом платке и валенках засуетилась между картонной коробкой с ледяными окорочками и убегающей собакой дворянской породы. В зубах псина держала синие куриные ноги. Предновогодний рынок был усыпан снегом. Среди елок, мандарин, жареных пирожков и палаток с контрафактом лавировал вместе с «добычей» пес.
Из динамиков страдал Шатунов: «Белые розы, белые розы, беззащитны шипы…»
Тетка смачно сплюнула и визгливо спросила у бомжеватого прохожего:
– А ты чего отираешься у кур. Или бери, или мимо чеши.
Мужчина остановился, достал из кармана деревянную подкову, подмигнул и протянул ее продавщице:
– C наступающим, красавица.
Тетка хмыкнула, скрутила губы трубочкой и задергала курносым носом. Сняла рукавицу, взяла за веревку подкову, и она закачалась, как детская мечта. Тетка стала разглядывать резной рисунок и спросила у мужчины:
– Спер, небось, малахольный? Но какова подкова – точно от Сивки Бурки. Тебя как звать-то?
Мужчина, запрокинув голову к небу, ответил:
– Николаем меня звать, красавица. А подкову я сам сделал. Люблю запах сосны и дуба. Подковка-то волшебная, ты ее у входа над дверью повесь – она тебе счастье в дом принесет. Ей богу, красавица.
Тетка подула на подкову и ласково коснулась ее сучковатой поверхности. Потом спрятала в карман, бросила в пакет два тощих окорочка и крикнула уходящему мужчине:
– Эй, Коля, на вот тебе, к Новому году и от меня кой-че. Ну, в общем бери.
Мужчина нерешительно взял в потрескавшиеся пальцы куль с куриными льдинками:
– Ну, дай бог тебе здоровья и мира, красавица.
Тетка поправила выбившиеся волосы и хохотнула:
– Скажешь ведь, красавица. Ну, и тебе, Колья-Николай не хворать.
Наблюдавший картину дед в каракулевой шапке прокашлялся и спросил скрипучим голосом:
– Мадам, позвольте полюбопытствовать, это лирическое представление еще долго тянуться будет? Мне бы кило куры. К столу новогоднему успеть, так сказать, блюдо организовать.
Тетка опять примерила хмурое выражение и хотела огрызнуться, но нащупала в кармане подкову. И она молча начала класть бедра на весы.
Когда продавщица рассчиталась с покупателем в каракуле, Николай уже исчез. Она сняла перчатку, достала подкову, похожую на крошечную радугу, вспомнила о елке в деревенском доме отца и матери. Там над входной дверью тоже когда-то висела подкова, только настоящая, медная. Дед смеялся, что когда-то одной левой гнул их, а вот эту оставил для бабуси. На казачье уютное счастье.
Николай вышел в ворота рынка. Прошел несколько метров в сторону застывшей стройки. Огляделся, зашел в обитый фанерой и дерматином вагончик, потом позвал:
– Фимка, Фимааа, ты здесь, бродячая душа?
В ответ услышал шкрябающие звуки и продолжил:
– Ну, я это, я. Выходи, свои, хорош опасаться. Я обед тебе праздничный раздобыл – гляди.
Из-под деревянных досок показалась серая псина. Та самая, которую тетка не сумела остановить. Собака радостно завиляла хвостом, подпрыгнула и уперлась лапами в грудь Николая, а потом лизнула его в нос. Мужчина засмеялся и одной рукой потрепал собаку за холку, а другой показал окорочка:
– Вот такие новогодние чудеса, Фимка. Красавица одна нам новогодний стол устроила.
Пес радостно взвыл, крутанулся, а потом исчез за фанерной коробкой. Через секунду он уже тыкал в куртку Николая синими ногами кур. Мужчина присел на матрас, что стоял на кирпичах, и молча заплакал. Слезы заскользили по глубоким морщинам. Фимка тут же лизнул Николая в лицо, а потом, положив свой подарок рядом, сам же зарыл морду в коленях хозяина.
На город упали сумерки и окрасили снег синевой. Николай прижался к псу и сказал:
– Вот зажгу керосинку, Фимка, и такой с тобой ужин справим, самый что ни на есть новогодний. А подковки еще продать успеем, а кому и на счастье дать, правда, верная ты голова?
Пес зевнул, перевернулся на спину, заерзал, ветер ворвался в незапертую бытовку и пробежал по висевшим вдоль стены деревянным радугам. Николай встал, зажег фонарь и прикрыл двери:
– Вот и ветрушка нам спел, пожелал счастья, праздник вдохнул. Ничего, Фимка, живы будем – не помрем!
В небе, сквозь облепиховые звезды прокрался месяц. Николай улыбнулся ему в окно и сказал:
– А вон, Фимка, и небесная подкова засияла. Ну, теперь наладим жизнь, она ж тоже чудо, верная голова.
2021Второе место: Рино Рэй. «Воспитанный пес»
Когда Смерть пришла, он отказался идти за ней.
– Меня так воспитали, – сказал он. – Не ходить за чужими.
Смерть молчала. Смотрела пустыми глазницами.
– У меня есть хозяин, – сказал он. – Хозяин научил меня команде «рядом». Он хочет, чтобы я был рядом, понимаешь?
Смерть не умеет дышать. Наверное, поэтому она не вздохнула в ответ.
– Найди себе другую собаку, бездомную, – сказал он. – Как когда-то хозяин нашел меня. Тогда и у тебя будет свой пес. А чужих не переманивай. Слышишь?
Возможно, Смерть слышала. Белые костяшки ее ладоней безжизненно свисали вдоль черного балахона.
– Не пойду с тобой, – сказал он. – И не уговаривай. И косточками своими не мани, не выйдет.
Хозяин ласково потрепал его по загривку. Он обернулся, залился лаем радостно.
– Пришел, пришел! А я ждал! Я ждал и ничего из рук незнакомцев не брал! И вон с ней не пошел вот, хоть она и звала! Я молодец, молодец, хозяин?
Вертелся пропеллером хвост, влажно блестел собачий нос. Хозяин засмеялся и обнял своего пса.
Смерть протянула белую ладонь, и мужчина покорно выпустил собаку.
– Охраняй маму, понял? – Проговорил хозяин немного севшим почему-то голосом. – Маму охраняй обязательно!
И взял Смерть за руку. Они медленно поплыли прочь от дверей супермаркета, у которых оставался привязанным пес. Тот залаял, залаял, пытаясь сорваться с поводка, но лай его глох в быстро нарастающем взволнованном гуле голосов внутри магазина, где кому-то только что стало плохо.
– Он хочет, чтобы я был рядом! Возьми меня с собой! – Звенело вдоль улицы.
– Он хочет, чтобы я был рядом! Возьми меня с собой! – Звенело рядом со Смертью.
– Он хочет, чтобы я… – Звенело везде, пока он не осип, не обессилел, не свалился у входа, тяжело дыша, но до последнего выискивая глазами своего хозяина.
Смерть не умеет жмуриться и затыкать уши. Но в такие моменты ей кажется, что она скоро научится.
2020Второе место. Татьяна Скрипкина. «Первое задание»
– Мяу!
Котёнок, до этого невозмутимо сидевший в тени газетного ларька, встрепенулся и рванул к человеку в толпе, выбрав его по каким-то одному котёнку ведомым признакам.
– Мяу! Мя-я-я-у! – казалось, если бы на кошачьем языке можно было сказать «Да мяу же, черт возьми!», именно это окружающие и услышали бы.
– Ой! Ты откуда такой полосатый?
– Мяу! – серый комочек начал активно тереться об ноги, пару раз невозмутимо пробежавшись по носку ботинка и настойчиво привлекая к себе внимание.
– Так похож на Тишку, который у меня в детстве был…
***
За некоторое время до этого в одном из кабинетов марсианского штаба по защите Земли от метаэнергетических вмешательств агент-оперативник Тина нервно тряхнула головой – ещё не привыкла к новым передатчикам, и они слегка чесались.
– Осторожнее ты, – буркнул техник Бастер, поправляя крохотные, едва заметные глазу устройства на кончиках её заострённых ушей. – Свалятся ещё. А если деформируются – будут током бить. Ни тебе, ни людям вокруг не понравится, поверь.
Связистка фыркнула, но головой крутить перестала. Это было её первое полевое задание, и волнение всё не отступало.
– Это правда, что там очень холодно? – не удержавшись, спросила она.
Марсиане были теплолюбивы, жили в хорошо отапливаемых тоннелях и редко выбирались на неуютную поверхность планеты, так что от одной мысли о неизбежных на Земле сугробах и морозах у Тины холодок пробегал вдоль хребта, поднимая шерсть. Бастер понимающе хмыкнул.
– Есть такое, да. Но там, куда ты отправишься, сейчас лето. И на улице проведешь максимум несколько часов. Дождешься своего человека, внедришься – и можешь вообще весь срок из помещений не выходить.
– Отопление будет?
– Конечно, жилой дом же. Но если что – просто держись поближе к технике, она у них отлично греет. Тем более, твое задание позволяет. Хоть спи в обнимку с компьютером, если работа от этого не пострадает.
У дверей кабинета раздался легкий беззлобный рык – капитан оперативного отдела Хонти, неподвижно стоявший в дверях последние полчаса, напомнил о своём присутствии. Бастер ободряюще подмигнул коллеге, хлопнул ее по спине мягкой белой лапой и вышел, оставив наедине с шефом.
Капитан шевельнул усами, и, уставившись на Тину оранжевыми глазами с вертикальными зрачками, начал финальный инструктаж:
– Напоминаю, агент, твоя основная задача – наладить связь. Задействуй все навыки, используй местную технику, если придётся. Оснащение там, конечно, так себе, но иногда удаётся отправить сигнал. Если совсем других вариантов не останется – кодируй через вибропередатчик.
Тина понимающе кивнула. Вибрационный передатчик сигнала вживляли в грудную клетку каждому агенту, который отправлялся работать на Землю. Устройство было компактным, почти не создавало помех, а его сигналы не вызывали недовольства у местных жителей (да что там – большинству землян они нравились), вот только работа с ним требовала полной сосредоточенности, а для передачи даже самого простого сообщения требовалось вибрировать пару часов.
– Словом, у тебя полный карт-бланш, делай что хочешь, но чтобы данные поступали без искажений.
Тина постаралась сдержать самодовольную улыбку. В конце концов, её перевели в оперативники из технического отдела, так что в своём мастерстве она не сомневалась. Вот только…
– Нападений стоит ожидать?
Капитан помедлил.
– Гипотетически да, но это маловероятно. Конечно, если увидишь противника – атакуй из засады, как вас учили.
Да-да, а если заметят местные жители – делай вид, что ловишь муху или мышь. Если мышей нет, а для мух не сезон – у любого уважающего себя марсианина есть хвост, отлично отвлекающий внимание.
Главным противником их расы (да и, по правде говоря, всего живого) были обосновавшиеся на Земле бестелесные энергетические паразиты, постепенно выпивающие жизненные силы у любого, кто попадал в поле их зрения. Для людей эти существа были невидимы и неощутимы, и потому земляне оказались идеальными жертвами. А марсиане не только отлично видели этих тварей, но и успешно охотились на них – и для защиты Земли и был создан марсианский штаб.