Книга Происхождение слов и примет. Наука о суевериях - читать онлайн бесплатно, автор Андрей Евгеньевич Тихомиров
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Происхождение слов и примет. Наука о суевериях
Происхождение слов и примет. Наука о суевериях
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Происхождение слов и примет. Наука о суевериях

Происхождение слов и примет

Наука о суевериях

Составитель Андрей Евгеньевич Тихомиров


ISBN 978-5-4485-7283-8

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Введение

Область мистики, религии, сверхъестественного наступает тогда, когда человек не уверен в завтрашнем дне, верит во всемогущий случай, в то, что называется удачей, счастьем, везением, когда иллюзия заменяет настоящую действительность. Логика так дает объяснение области сверхъестественного: «Обоснованность – важнейшее свойство логического мышления. Во всех случаях, когда мы утверждаем что-либо, убеждаем в чем-либо других, мы должны доказывать наши суждения, приводить достаточные основания, подтверждающие истинность наших мыслей. В этом состоит коренное отличие научного мышления от мышления ненаучного, которое характеризуется бездоказательностью, способностью принимать на веру различные положения и догмы. Это особенно характерно для религиозного мышления, опирающегося не на доказательство, а на веру. Закон достаточного основания не совместим с различными предрассудками и суевериями. Например, существуют нелепые приметы: разбить зеркало – к несчастью, рассыпать соль – к ссоре и т.д., хотя между разбитым зеркалом и несчастьем, рассыпанной солью и ссорой нет причинной связи. Логика – враг суеверий и предрассудков. Она требует обоснованности суждений и не совместима поэтому с утверждениями, которые строятся по схеме „после этого – значит, по причине этого“. Эта логическая ошибка возникает в случаях, когда причинная связь смешивается с простой последовательностью во времени, когда предшествующее явление принимается за причину последующего» (Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика: Учебник для юридических вузов. М.: Юристъ, 1998, с.17—18). Вот 3 основных правила, по которым формируются приметы, вера в сверхъестественные явления. 1. Правило омонизации (от слова – омонимы) – разные, но примерно одинаково звучащие и пишущиеся единицы языка (напр., слова или иероглифы) создают в сознании человека ассоциацию об их непосредственной связи и взаимообусловленности, что в свою очередь, приводит к выводу о схожести их смысла. 2. Эвфемизм (от греч. – воздержание от неподобающих слов) – непрямые, смягченные выражения вместо резких или нарушающих нормы приличия. 3. Древний принцип талиона (от лат. talio – возмездие, восходящее к talis – такой, столь замечательный, важный). Данный принцип применяется в истории юриспруденции как принцип наказания, сложившийся в родовом обществе, заключался в причинении виновному такого же вреда, который нанесен им («око за око, зуб за зуб», этим же можно объяснить и поговорку – кто старое помянет, тому глаз вон, а кто забудет – тому два вон, в данном случае старое подразумевает нечто особо ценное, также объясняется и следующий вариант: танцуй – тебе письмо). Используется также рифмообразование. Но необходимо его рассматривать более широко, во всех областях жизни человека. Современные научные данные говорят о том, что онтогенез повторяет филогенез и в социальном плане, по фактам развития одного индивидуума можно судить и развитие всего социума с точки зрения социального развития. Может показаться парадоксальным, но в нашу эпоху огромных завоеваний человеческого разума мистика не только удерживает свои позиции, но и укрепляет их во многих странах. Это – проявление духовной сущности буржуазного общества, порожденного общей задачей отвлечения людей от реальной жизни. В условиях общей неустойчивости, неуверенности в завтрашнем дне, бесперспективности существования жители современных стран видят единственный для себя выход в мистических переживаниях. Человеку свойственно связывать счастливые и несчастливые события с каким-либо амулетом, оберегом, талисманом, действиями сверхъестественных сил. Напр., потрогать нос скульптурной собаки в метро, прежде чем пойти на экзамен. Когда-то впервые это действие «дало» хороший результат, а если оно повторилось – то это становится уже приметой и его отсутствие психологически выбивает студента из колеи. Эта «связь» закрепляется на уровне нейросвязей в мозгу и человек бессознательно ищет опору в этой примете. В 2008 году в Москве даже открыли памятник студенческим приметам – гранитный круг, в центре которого 5 копеек 1978 года диаметром 1 метр, чтобы отлично сдать сессию, нужно загадать хорошие оценки, стоя на пятаке. А чтобы «счастливый» пятак не украли, его решено было застраховать. Что же такое суеверие и примета? Откуда пришли эти нелепые представления в наш «просвещенный век»? Почему они столь упорно держатся среди людей? Каковы же основные направления современной буржуазно-клерикальной пропаганды сегодня? Прежде всего, попытки показать несостоятельность марксистско-ленинского учения о религии как «опиуме народа». Предпринимаются попытки утвердить мнение о прогрессивной роли религии в истории общества. Имевшие в прошлом место факты религиозного фанатизма, разгула инквизиции, преследования свободомыслия, разжигания религиозных распрей и т. п. объясняются субъективными причинами, «неправильными действиями» отдельных церковных иерархов, отдельных церквей. В то же время подчеркивается роль религии в распространении культуры, просвещения и т. д. Религиозные апологеты настойчиво развивают мысль о том, что именно религии обязаны народы разных стран становлением своей государственности и культуры. Примечательно, что в этой пропаганде все большее место занимают «факты истории», будто бы свидетельствующие об исключительной роли религии в историческом процессе. Буквально любой повод служит основанием для пропагандистских кампаний церковников. Всячески подтасовываются факты истории, фальсифицируется исторические события в России и других странах, идеализируется русское православие как «неотъемлемый элемент русской жизни». В современной религиозной пропаганде довольно четко прослеживается несколько основных направлений. Все они, в конечном счете, подчинены одной цели – защите и оправданию основных принципов капиталистического общества. Для этого предпринимаются попытки дискредитировать науку, фальсифицировать историю, с религиозно-идеалистических позиций показать несостоятельность диалектико-материалистического понимания мира. Расчет делается в первую очередь на людей, которые сами не могут разобраться, где правда, а где ложь. В выходящих религиозных пропагандистских материалах подчас подвергаются критике некоторые буржуазные идеи, что создает видимость объективности. В действительности же речь идет о незначительных уступках во имя наиболее эффективной критики материалистической идеологии. Хотя во многих из современных государств формально провозглашено отделение церкви от государства, фактически существуют многообразные формы связи церкви и светских институтов. Убедительный пример этому – США, где церковь от государства была формально отделена еще в 1781 году. Но и по сей день, свобода совести остается там пустым звуком. И сегодня деятельность государственных органов США освящается религией, связана с исполнением определенных религиозных ритуалов. Молебном открываются сессии обеих палат конгресса США, широко распространены религиозные клятвы и присяги. Лицо, вступающее на пост президента, приносит присягу на Библии. В 1956 году конгресс установил, что национальным девизом США является принцип: In God we trust – «Мы надеемся на бога». В некоторых штатах США законодательно закреплена дискриминация неверующих, во многих штатах теория Дарвина под запретом. Так, согласно законам, действующим во многих штатах, показания в судах свидетелей-атеистов не признаются.

В алфавитном порядке

АВГУР – Во многие языки вошло слово «авгур» – так назывались в Древнем Риме жрецы, предсказывавшие будущее по полету птиц. Слово «птица», по-латыни «авис», выступает в первой части слова. Вторая же часть – «гур» (латинское «гургулио») – горло. Дословно авгур – птицегадатель. По словам Цицерона, римляне еще до нашей эры с насмешкой относились к авгурам. Однако и в наши дни есть люди, верящие в гадания. Этим и объясняется, что слово «авгур» сохраняется и в настоящее время. Так называют сейчас незадачливых «гадателей», шарлатанов. К примеру, голубь, точнее голубка, еще в древности – обычная эмблема плодородия, а затем и мира. В библейском мифе о всемирном потопе голубка приносит Ною в ковчег оливковую ветку как весть об умиротворении стихии, а в Древнем Риме эмблемой мира служили голубки Венеры, свившие гнездо в опрокинутом шлеме Марса. Голуби, их помет ассоциировался со счастьем, везением, голуби хорошо приручаются и используются для пересылки информации как, напр., почтовые голуби. Это отзвуки древнейшего обожествления животных и растений. Голубь сел на плечо – к добру, в древности так «избирали» царя: подкормка птиц, их дрессура, доброе к ним отношение и дают такой эффект. Также голуби использовались с древних времен в качестве почтовых как приносящие вести. Добрая примета – птица залетела в дом, значит, в доме есть, чем поживиться.

АГРЕССИВНОСТЬ МАЛЫШЕЙ – наблюдается, как и у животных, так и у людей. Агрессивность – врожденный инстинкт, позволяющий детенышу выжить и закрепиться в коллективе. Нападая на слабых, дети человека ведут себя как приматы, которые пытаются выделиться в своей среде и даже объединиться в борьбе против врагов и друзей. Дети нападают на тех, кто отличается тем или иным признаком (что наблюдается и у животных) – национальностью, физиологической комплектностью, цветом волос, инвалидными признаками. Унижение слабых дает видимость «комплекса полноценности», самоутверждения или утверждения в глазах друзей, заставляет поверить в собственную «силу».

АД – от греч. hades или Аид – подземное царство или невидимый мир (пещеры, где жили люди и обитали животные, у которых редуцировалось зрение из-за постоянной темноты), по мнению церковников, место посмертных мучений грешников. Извержение вулканов (от лат. vulcanus – огонь, пламя), вытекающая магма из жерла вулканов, различные выходящие из недр земли газы, термоисточники, гейзеры, как бы говорили о том, что под землей находится нечто ужасное, что, впрочем, соответствует действительности, температура ядра Земли доходит до 5 тысяч градусов по Цельсию (отсюда выражение – исчадие ада, то есть из чада, чад, исходящий из жерла вулкана). Люди вышли из пещер тогда, когда начали использовать огонь, огонь вызывает дым, что приводит к тому, что находиться в пещерах становится невозможно, и необходимо возводить искусственные сооружения, в середине этих жилищ, в разных вариациях, располагается очаг, с отверстием вверху для вытяжки дыма, такие жилища сохранились у многих современных народов – иглу, вигвам, юрта. Археологи реконструировали древнейший искусственный дом, построенный 11 тысяч лет назад в долине Вади-эн-Натуф (верхнее течение реки Иордан), круглое углубление в каменном основании, гибкие жерди, вставленные в заранее выдолбленные отверстия и сходящиеся наверху, затем жерди – главные ребра этого примитивного каркаса – переплетались более тонкими прутьями и обмазывались глиной, в середине основания этого круглого дома – место очага, над ним – отверстие для выхода дыма.

АДАМ – с древнееврейского – «человек», схожее слово «адама» – «прах, красная земля, глина». Древние люди не считали слова игрой ума и не брали их просто так «из головы». Они считали естественным, что имя принадлежит той или иной вещи как неотъемлемый признак и что все характеристики этой вещи переходят также и на имя (правило омонизации). Если слова «адам» и «адама» случайно оказались похожими, это совпадение должно было служить прекрасным доказательством, что человек, действительно, изначально был «сотворен из праха, глины, красной земли». Не исключено также, что слово «адам» произошло от «адама» уже после того, как родилась легенда, – и таким образом было заменено какое-то древнее слово, обозначавшее человека, или все произошло наоборот, и заменилось старинным слово, обозначающее «прах, красная земля, глина». В знак скорби у некоторых народов лица вымазываются глиной. Это также может быть и фигуркой, куклой, сделанная из глины – по-греч. идол – маленькое изображеньице, икона – изображение, образ. Игрушки, куклы воспринимаются детьми и ныне как живые существа. Созданные из глины в древности тоже воспринимались как живые существа – аналогия с формированием сознания человека – от детских восприятий до творческого мышления. Существуют древние вавилонские, египетские и греческие мифы о создании человека из глины, напр., древнегреческий миф рассказывает о том, что первых людей вылепил титан Прометей (с греч. – провидец). В древности и гончарный круг и изделия из глины тоже были обожествлены. Талмуд объясняет происхождение демонов мифом о сотворении первого человека. Богословы учат, что Адам не хотел, чтобы Ева имела детей, так как предвидел, что дети ее будут смертны. Покинутую и одинокую Еву окружили злые духи мужского пола, от которых она зачала и произвела на свет несметное количество демонов женского пола. Подражая ей, Адам связался с демоном женского пола Лилит (с др-евр.– ночь) и дал жизнь легиону демонов мужского пола. В этих легендах и мифах нашли отражение древнейшие религиозные представления о злых и добрых духах.

АЗАЗЕЛЬ – Азаел – у древних евреев дух пустыни в образе козла. В праздник иом-кипур жрец переносил на козла грехи всего народа и отпускал его в пустыню к Азазелю, отсюда пошло выражение «козел отпущения». Характерно, что в арабских сказках и народных преданиях Сатана-Шайтан наделяется и иными устойчивыми именами и эпитетами, такими как Азазил, аль-марид (бунтующий, непокорный), аль-ханнас (исчезающий, отступающий, при упоминании имени Аллаха) и аль-уасуас (наущающий, искушающий). Именование Шайтана Азазилом, несомненно, пришло из иудео-христианской традиции, где в Библии Азазель (вариант Азазил) употребляется только в контексте описания ритуала «дня искупления» (иом-кипур). Согласно библейским представлениям, местом обитания Азазеля была пустыня. Известно, что пустыня в сознании народов Ближнего и Среднего Востока ассоциируется с местом обитания злых духов. Значение имени Азазил (Азазил) может быть переведено как «сильное, могущественное божество».

АЛЕШЕНЬКА – кыштымский «пришелец», недоразвитый живой организм, имеющий ручки, ножки, черепные кости срослись таким образом, что головка организма имела шлемообразную форму, очень напоминающую «петушиный гребень», случаи таких рождений у людей крайне редко, но бывают. Это вызвано экологическими, генными причинами, нарко-алкогольной зависимостью родителей, другими причинами, в частности результатами взрыва хранилища радиоактивных отходов на комбинате «Маяк» в Кыштыме в 1957 г. У некоторых обезьян на черепе есть гребни. Кроме того, это могли быть и результаты генетических экспериментов, в том числе и над людьми. Об этом писали еще фантасты – А. Р. Беляев «Человек-амфибия» (1928 г.), Г. Д. Уэллс «Остров доктора Моро» (1896 г.).

АЛКОНОСТ – искаженное древнерусское выражение «алкион есть (птица)», от греч. alkyon – зимородок, сказочная птица с человеческим лицом, изображавшаяся на старинных лубочных русских картинках, скорее всего обожествленный зимородок с головой, напоминающей человеческую голову, отсюда, впоследствии, возникли и летающие ангелы – люди с крыльями. Так же и вещая птица Гамаюн. Гамаюн – по славянской мифологии вещая птица, посланник бога Велеса, его глашатай, поющая людям божественные гимны и предвещающий будущее тем, кто умеет слышать тайное. Гамаюн все на свете знает о происхождении земли и неба, богов и героев, людей и чудовищ, птиц и зверей. Когда Гамаюн летит с восхода, приходит смертоносная буря. Первоначально – из восточной (персидской) мифологии. Изображалась с женской головой и грудью. Собрание мифов «Песни птицы Гамаюн» повествует о начальных событиях в славянской мифологии – сотворении мира и рождении языческих богов. Слово «гамаюн» происходит от «гамаюнить» – баюкать (очевидно, потому, что эти легенды служили также сказками детям на ночь). В мифологии древних иранцев есть аналог – птица радости Хумаюн. «Песни» делятся на главы – «Клубки».

АЛЛАХ – наименование бога у мусульман. Слово возникло из арабского «альилах», где первый слог «аль» – артикль (родовое слово), а второй – «илах» – божество. Есть и другая версия, согласно которой слово восходит к арамейскому «алаха» – бог.

АЛЛИЛУЙЯ (др.-евр. – «хвалите господа») – в христианском богослужении припев церковного песнопения, обращенный ко всем ипостасям божественной троицы, в православии аллилуйя произносится 3 раза с добавлением «Слава тебе, господи»; у старообрядцев – 2 раза, третье пение заменяется фразой «Слава тебе, боже». В иудаизме аллилуйя – возглас, прославляющий бога.

АЛТАРЬ – (лат. altaria, от altus – высокий) – в древности на возвышенных местах разделывали пищу, что более удобно, затем это место становится священным, где расправляются с жертвой, сооружение становится очагом. У ранних христиан – стол, на котором приготовлялось и распределялось причастие. У китайцев иероглиф «алтарь предков» – это небольшой столик, на который клали предметы, приносимые в жертву усопшим.

АМАЗОНКИ – в греческой мифологии народ женщин-воительниц, живших в Малой Азии или в предгорьях Кавказа, вступали в близкие отношения с мужчинами для сохранения рода (родившихся мальчиков отсылали или убивали, девочек оставляли). Амазонки связываются с сарматами (савроматами), однако современные ученые считают, что женщины савроматов никогда не жили отдельно от мужчин, но на равных с мужчинами участвовали в кровопролитных битвах, девочек с ранних лет обучали пользоваться оружием и ездить верхом, обычай предписывал савроматской женщине до замужества убить в бою трех противников, что давало ей право создать семью, замужние женщины уже не воевали. Название возможно связано с древним скифским племенем алазонов, отсюда аланы – осетины. Считается, что религия савроматов сводилась к поклонению оружия, члены племени (мужчины и женщины) молились своему мечу.

АМИНЬ – (греч. и лат. amen, от др.-евр. «Да будет истинно, верно»).

АНГЕЛЫ – Так называют в иудаизме, христианстве, исламе сверхъестественных бесплотных существ, небесных служителей. Слово «ангел» заимствовано из греческого языка. Греч. aggelos – ангел, буквально: вестник, посол – образовано от глагола aggelo – сообщать, объявлять. Представления о духах, сообщающих волю верховного божества, содержались во многих древних религиях; эти представления затем прочно утвердились в иудаизме, христианстве, исламе. Усилиями богословов разработана целая иерархия ангелов: архангелы, серафимы, херувимы и др. (по аналогии с государственной византийской иерархией). Летающие ангелы – ассоциация с птицами и возможно дельтапланами, на которых летали в древности.

АНТЕЙ – в древнегреческой мифологии гигант из Ливии, сын Посейдона и Геи (Земли), побеждал в единоборстве всех своих противников, так как во время борьбы каждое прикосновение к земле – его матери – давало ему новые силы. Антей был побежден Гераклом, который поднял его на воздух и задушил, не дав прикоснуться к земле. По греч. antos – цветок, если цветок с корнем вырвать из земли и опять прикопать, то он оживает, возможно, это и послужило прототипом легенды об Антее.

АНЧАР – дерево семейства тутовых (другое название – упас), прежние представления о ядовитости анчара на расстоянии и при прикосновении к нему ошибочны, но млечный сок его может вызывать нарывы на коже; им пользовались для отравления наконечников стрел. Ядом в млечном соке является глюкозид антиарин.

АПОКАЛИПСИС – Так называется одна из книг Нового завета, содержащая мистические пророчества о конце мира о грядущей катастрофе человечества. Древнегреческое «апокалюпсис» означает открытие, разоблачение, откровение. Происходит от глагола «апокалюпто» – открываю, «калюпто» – наоборот скрывать, покрывать.

АПОКРИФ – церковный термин, служащий для обозначения произведений иудейской и раннехристианской литературы, не включенных в так называемый канонический текст Библии. От греческого «апокрюфи» – непризнанный, тайный, подложный.

АПОСТОЛ (греч. – посланец) – в первоначальном христианстве странствующие проповедники, переходившие от общины к общине и существующие за их счет. Позднее, с формированием Нового завета, церковная традиция закрепила за апостолами лишь 12 учеников Христа.

АРМАГЕДДОН – место, в котором согласно Откровению Иоанна (16:16), при наступлении конца света произойдет последняя битва с участием всех царей земли. Научные исследования доказали, что Армагеддон – искаженное еврейское словосочетание, переводимое как «гора у города Мегиддо» (на севере Палестины), где в древности происходили в силу географического положения этой местности многие решающие сражения, там же размещался римский гарнизон, известный своей жестокостью.

АСКЕТ – В широком своем значении аскет – человек, который отказывается от всех жизненных удовольствии. В узком значении – это религиозный термин, обозначает фанатика, во имя божье умерщвляющего плоть. Веря в загробную жизнь, аскет идет на всевозможные лишения, становится отшельником, отрекается от жизненных благ, борется с чувственными влечениями плоти. Слово древнегреческого происхождения. «Аскезис» у греков означало упражнение, гимнастика, атлетика, а глагол «аскео» – стараюсь, упражняюсь, изготавливаю. Этимологически можно трактовать это слово более глубоко, а именно: 1) первый слог – а – отрицание; 2) корень-ск означает покрывать. Отметим древнегреческое «ския» – тень, «скойс» – одежда, сосуд. В таком случае «аскетизм» дословно – раздевание, разоблачение.

АСТРОЛОГИЯ – В отличие от старейшей науки астрономии, астрология – лженаука. Она занималась предсказанием судьбы человека по положению звезд. Распространенная в древности и в средневековье, она и поныне занимает большое место. В современной буржуазной России, напр., насчитываются десятки тысяч «профессиональных астрологов», получающих огромные доходы из воздуха! В газетах и журналах регулярно появляются гороскопы – таблицы расположения светил в момент рождения человека. Слово «астрология» древнегреческое, составное. Первая часть – астрон – звезда, созвездие. Вторая часть – логос – имеет много значений, напр.: слово, речь, понятие, учение, изложение, беседа, изречение, фраза, принцип, завет, обещание, сообщение, доклад, сочинение, сказка. Именно последнее значение, думается, наиболее подходяще для точного обозначения астрологии. Доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник Института психофизического моделирования Российской академии естественных наук академик В. С. Василевич в интервью «Астрология – грандиозная мистификация» так пишет: «…главная причина живучести астрологии, как ни дико звучит, – это как раз ее бредовость, алогичность, абсурдность. Когда человеку говорят о влиянии неких космических сил, в его сознании проносятся примерно такие мысли: «Вселенная построена по Плану, постичь который невозможно. Все вокруг, в том числе и я, подчинены этому Плану. Значит, мои личные качества и судьба тесно связаны со звездами. Я не понимаю этой связи, но она, конечно, есть». Обывателю нравится чувствовать себя причастным к большой космической жизни. Это придает уверенности в себе, в своей значимости и в то же время освобождает от ответственности. Ведь причиной всему, получается, не мы и наши дела, а некое от нас никак не зависящее положение планет и светил…». Абсурдность, алогичность поведения свойственна человеку, знаем, что так не надо поступать, но поступаем. Астрономы обнаружили в 2010 г. во Вселенной пустое место, которое находится в 1,5 тысячи световых лет от Земли, обычно такие пятна в космосе объясняются большим количеством пыли, но там ничего не обнаружено.

АТАЛЫЧЕСТВО – от туркменского «аталык» – «отцовство», обычай отдавать детей знатных родителей на воспитание вассалам или слугам (по достижению определенного возраста возвращался в родную семью) у народов Кавказа, кельтов, арабов и других народов. Высокая детская смертность заставляла как бы «обмануть» отвлечь злых духов: болезни, смерть, обезопасить детей. Это же прослеживается и с именами. На Руси издревле давали имена от сглаза и с современной точки зрения они звучат оскорбительно, когда после христианизации, имена стали давать римские, греческие и древнееврейские. Так, напр., Дурак, Негодяй, Тать (вор), Брех, Плохой, Вырод, Нехороший, Несмеяна и др. Каждое имя несет в себе запас некой энергии. Чем «сильнее» имя, тем полнее самореализуется личность. Считается, что каждому имени свойственны вибрации, не воспринимаемые человеческим ухом. Существует мистическая теория о том, что, поняв сущность этих вибраций, можно определить, как имя может влиять на личность, характер и в определенной мере – на судьбу человека. А при смене имени якобы происходит разрыв прошлым, утверждается также что мелодия, вибрация звуков, присущая имени, соотносится с его цветом. Здесь роль играют также формы воздействия на сознание человека, восприятия его имени на окружающих.