Книга Другая жизнь - читать онлайн бесплатно, автор Олег Васильевич Фролов
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Другая жизнь
Другая жизнь
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Другая жизнь

Олег Фролов

Другая жизнь

I

«Надо же, – Арсений подошел к окну и посмотрел на школьный двор, усыпанный желтыми листьями берез, – вот это новость! Вот тебе и классный час! Вроде ничего особенного не сулил: ну, расскажут ученики о том, что они знают о своем селе и разойдутся. А тут такое! Оказывается, из поколения в поколение передаются устные рассказы о спрятанном где-то здесь сокровище… И никто не знает, что это за сокровище: одни говорят, что золото, другие, что драгоценности… И кому принадлежали? То ли князю, чей род владел этими землями? А может быть купцам? Разбойникам? Никому ничего не известно… Сколько раз искали, но ничего не нашли. Ничего!»

– Что не идете домой?

– А? – Арсений повернулся и посмотрел на стоящего в дверях класса директора школы. – Вы что-то сказали?

– Сказал, – улыбнулся Иван Петрович. – Спросил, что не идете домой?

– Задумался…

– Задумались? – директор школы внимательно посмотрел на Арсения. – А может быть загрустили?

– Да, нет, что вы, – помотал головой Арсений. – Правда, задумался.

– Что так? – директор вошел в класс и прокрыл за собой дверь. – Классный час не удался?

– Что вы, все хорошо. Ребята рассказали много нового для меня, очень интересного, даже поспорили между собой.

– Да? – Иван Петрович присел за первую парту. – И что же именно они вам рассказали? Из-за чего поспорили?

– Вы знаете, что где-то здесь спрятано сокровище?

– Знаю, – кивнул директор школы. – Так вот о чем вам рассказали ребята и о чем спорили…

– Да, – Арсений присел за соседнюю парту. – А как вы думаете: есть сокровище?

– Думаю, что есть, – Иван Петрович задумался. – Не может не быть, раз о нем столько лет помнят…

– А вы, – Арсений замялся, – вы…

– Искал, – рассмеялся директор школы, – искал, правда, когда подростком был. Я же родился и вырос здесь.

– А я не знал…

– Ничего. Теперь знаете.

– Скажите, Иван Петрович, а как вы думаете, не мог кто-нибудь все-таки найти сокровище и воспользоваться?

– Вряд ли. У нас в селе каждый на виду, если кто-нибудь и нашел, во что я не верю, это вряд ли могло остаться незамеченным. Люди бы увидели или услышали, да и никто вроде за все это время внезапно не разбогател: не начал строиться, дорогих машин не покупал. Заметили, наверное, и сами, что люди у нас в селе не очень зажиточные…

– А раньше?

– Да, и раньше… По крайней мере, с тех пор, как вступили в колхоз, никто особо не выделялся.

– А если нашедший затаился?

– Может быть… Хотя, пусть не он, так его потомки, особенно в нынешнее время, – Иван Петрович вздохнул, – открыли бы «кубышку». А это бы люди заметили.

– А среди тех, кто уехал из села, не могло быть таких?

– Не знаю… Знаю только, что олигархов из нашего села нет.

– Вы думаете, что сокровище так дорог стоит?

– Любое сокровище имеет цену, особенно то, которому очень много лет, – директор школы встал из-за парты. – И знаете, что я вам скажу: если вам это интересно, поработайте над этим со своими учениками-старшеклассниками, даже если и не найдете ничего, хотя бы история села будет создана…

– Спасибо, Иван Петрович! – просиял Арсений. – Я как раз хотел вам это предложить!

– Ну, тогда и занимайтесь, а теперь домой. Хватит на сегодня.

– Да, домой. До свидания, Иван Петрович.

– До свидания.

II

«Да, мог ли я подумать, что приехав после окончания пединститута в это, не особо удаленное от областного центра, село я узнаю такое! – размышлял по дороге домой Арсений. – Сокровище! Здесь есть сокровище! Да за одно его нахождение я стану известным и знаменитым, да и вознаграждение получу от государства… Хотя, положим, не только я , но и те, кто будет вместе со мной… Ну и ладно! Всем хватит! Только бы найти это сокровище!»

– Ты чего такой сияющий? – поинтересовался, встретив его у калитки, дед Прохор. – Премию дали?

– Сияющий? – переспросил Арсений. – Неужели так заметно?

– Заметно, заметно… Так что?

– Нет, премию не дали. Просто…

– Что просто?

– Послушайте, Прохор Семенович, вы же всю жизнь в этом селе живете?

– Ну, да, – кивнул дед головой, – только в Великую Отечественную не был в нем. Сам понимаешь, воевал. А что?

– И про сокровище, конечно, знаете?

– Вот ты о чем… Знаю, конечно.

– И что вы об этом думаете?

– А что думать-то, раз говорят о нем, значит, оно где-то здесь…

– Так его не нашли?

– А кто его найдет-то, если оно не хочет, находиться.

– Не хочет? Как это?

– А ты сам посуди, – дед внимательно посмотрел в глаза Арсению, – если бы сокровище хотело, оно бы давно было найдено.

– Так, может быть, его плохо искали…

– Плохо? Да, знаешь ли ты, сколько народу его искало! Не хочет оно, чтобы его нашли! А, ты, что решил тоже поискать его?

– Да, – признался Арсений, – и Иван Петрович посоветовал.

– Посоветовал, говоришь? Ну, что же, плохого наш директор школы не посоветует. Поищи, поищи, может и найдешь… А теперь пошли в дом.

В доме их встретила жена деда Прохора – Антонина Тимофеевна.

– Знаешь, – сказал ей Прохор Семенович, – а наш постоялец-то собрался искать сокровище…

– Правда? – она посмотрела на Арсения. – И где же?

– Пока не знаю, – признался тот. – Думаю…

– А что тут думать-то? – Антонина Тимофеевна усмехнулась. – До тебя тут все облазили… Да, только не нашли ничего.

– Думаете, что сокровища нет? – спросил Арсений.

– Да, кто его знает… Может и есть… Да не про нашу честь!

– Как это?

– А так. Раз в руки не дается, значит, не достойны мы владеть этим сокровищем.

– Почему?

– А кто это знает? Так, что попробуй, поищи… Может хоть тебе повезет…

– Поищу…

– Один искать-то будешь?

– Нет, Иван Петрович предложил подключить старшеклассников.

– Правильно, чем без дела болтаться пусть лучше чем-то полезным займутся. Да и тебе веселее будет, а то смотрю, что-то ты в последнее время смурной какой-то… Не нравится тебе у нас?

– Что вы! Мне все у вас нравится.

– Спасибо, да только я не про наш с дедом дом, а про село… Городской ты…

– Да, немного не привычно, – признался Арсений. – Но жить можно…

– Жить не можно, а надо, – поправила его Антонина Тимофеевна. – Жить везде, где оказываешься. Главное, дело себе стоящее найти, любить его.

– Да, правильно, – поддержал жену Прохор Семенович. – Именно так!

III

Вечером, перед тем как лечь спать, Арсений долго сидел за компьютером в комнате, которую ему предоставили для проживания хозяева. Идея поиска неизвестного сокровища настолько захватила его, что он решил сразу подготовить план ее осуществления и зафиксировать его в виде первоначального файла в специально созданной папке, которую он назвал «Сокровище».

«В этой папке я буду накапливать всю найденную информацию. Здесь будут тексты, фотографии и, возможно, видеофайлы… – решил он. – В Интернет выкладывать все это пока не буду. Открыть свой блог я всегда успею. Надо накопить сначала материал. А может и не блог, а сайт об истории села? Старшеклассникам будет интересно… Только надо договориться с ними, чтобы информация о поиске сокровища на сайте не размещалась… Не размещалась до поры… А то сообщим о его поиске, но не найдем. Неудобно получится. Да и вдруг конкуренты объявятся… А конкурентов нам не надо!»

Арсений понимал, что на принятии этого решения сказывается и его желание быть первооткрывателем сокровища.

«Хорошо это или плохо? А что плохого в том, что я хочу быть известным и знаменитым? Этого хотят все… или почти все. Да и материальное вознаграждение мне не помешает… Хотя, не мне, а нам… я же буду искать с учениками. Но тогда и они будут знаменитыми! Ну, и пусть! И я с ними буду знаменитым… – он представил заголовки в средствах массовой информации, – «Учитель сельской школы со своими учениками нашел сокровище!»… «Сокровище, найденное старшеклассниками под руководством их учителя»… Будут брать интервью… Расскажут по радио… Покажут по телевидению… Это же здорово! Еще как здорово!»

Он выключил компьютер и стал ходить по комнате.

«Да и село прославится. Туристы поедут… может даже музей откроют… Хотя, музей вряд ли… Сокровище заберут отсюда… Но, село-то, возможно, приведут в более привлекательный вид… По крайней мере дорогу к нему… – Арсений вздохнул, – хотя бы чуть-чуть будет похоже на город… Да, на город… Пока же это не город… Даже Антонина Тимофеевна заметила, что не стал я сельским жителем. Как она сказала? Надо жить, найдя себе стоящее дело и любя его… А я нашел себе дело? Нашел: учительство, а теперь и поиск сокровища. Быть учителем я всегда хотел. Хотел и стал. Стал уже в четвертом поколении. Так, что же я тогда вздыхаю? Не адаптировался здесь – вот и вздыхаю. Ничего, это пройдет… Пройдет… Я же намеренно приехал работать в сельскую школу, чтобы стать настоящим учителем! Учителем, а не урокодателем! И я стану им. Стану!»

Спать не хотелось.

«Да и вообще, а надо ли, чтобы село было похоже на город? – продолжал размышлять он. – Надо, но только по уровню комфорта. А так село должно остаться селом… С сельских поселений начиналась страна… Да и страны-то тогда еще не было… Сельские жители были и тогда, есть и сейчас, и будут в дальнейшем… Как была, есть и будет природа… Как было, есть и будет сокровище… А будет ли сокровище? Если оно будет найдено и вывезено отсюда? Будет. Будет? В материальном воплощении, конечно, будет. А в духовном, в нравственном? Сокровище – означает что-то сокровенное, скрытое. А, если оно открыто для любого, то оно уже не становится таким! Пропадает некоторое таинство… Если это так, то что же тогда получается? Получается, что сокровище не может быть открыто всем, оно может быть открыто только некоторым… Своего рода, доверенным или посвященным. Но почему я об этом подумал? Неужели под влиянием разговора с дедом Прохором и его женой? Дед же сказал, что «если бы сокровище хотело, оно бы давно было найдено», а Антонина Тимофеевна: «в руки не дается, значит, не достойны мы владеть этим сокровищем». Мы? Кто мы? Они? А может быть все те жители села, которые в разные времена искали сокровище? А я? Я достоин? Не знаю. А мои ученики? Тоже не знаю. Значит, если я или они найдут, то я или они достойны! А не найдем – не достойны! Мистика какая-то…»

Арсений почувствовал, что додумался до чего-то, что не мог предполагать, решившись приступить к поиску сокровища.

«Может быть, я просто переутомился? Ночь уже давно, вон, как темно, – он выглянул в окно. – Все спят, даже собаки не лают. Надо и мне спать. Придти в класс не выспавшимся нельзя. Учитель всегда должен быть в форме!»

IV

Спал он беспокойно. Ему снились какие-то подземелья, а в них люди, лиц, которых он не мог разглядеть, он куда-то все торопился, но при этом понимал, что почему-то не хочет попасть туда, куда стремится.

«Странно, – проснувшись по звонку будильника, подумал он, – никогда мне ничего подобного не снилось. Наверняка это из-за вчерашних моих мыслей. Но почему во сне я был один, без учеников? И, почему меня весь сон как будто что-то сдерживало? Попросить Антонину Тимофеевну растолковать сон? Она, несомненно, может. А надо ли? Что она и дед Прохор подумают обо мне? Учитель верит снам! Посмеются… Нет, скорее не покажут виду, но подумают… Точно подумают. Нет, не буду просить».

– Ты чего ночью долго не ложился? – спросил Прохор Семенович, когда Арсений вышел из комнаты.

– Извините, я ходил и думал.

– Думал? – дед внимательно посмотрел на него. – Думал, это хорошо. Это надо. А зачем ходил-то?

– Не знаю, – пожал плечами Арсений. – Так получилось. Больше не повторится.

– Что не повторится?

– Не буду своим хождением мешать спать.

– А ты и не мешал, – улыбнулся дед Прохор, – у нас, стариков, сон не такой как у молодых…

– Почему?

– По разным причинам. Станешь стариком – поймешь…

– Ну, это не скоро…

– И хорошо, что не скоро. О чем думал-то? Или это секрет?

– Да, нет, какой секрет! Думал о том, о чем мы вчера говорили: о поиске сокровища.

– И что же?

– Сегодня поговорю со старшеклассниками, и начнем…

– Ну, что же, попробуйте…

– Думаете, что не найдем?

– Попробуйте, – повторил Прохор Семенович, – а там посмотрим…

– А вы что-нибудь может посоветовать?

– А что тут можно посоветовать? Ищите с умом, думайте…

– И все?

– Все, – кивнул Прохор Семенович. – Думайте, и в первую очередь сам думай…

– Так и будет!

– Ну-ну… Будет, значит, будет… Время покажет…

Минут через двадцать Арсений и хозяева позавтракали, и он, поблагодарив Антонину Тимофеевну, ушел в школу…

«Дед Прохор не верит, что мы найдем сокровище. Это его право. До нас-то не нашли… А мы найдем! Только бы ребята согласились! А они согласятся, пусть не все, но согласятся. Это же интересно! А если не согласятся? Согласятся. А если все же нет? Ну, что же, буду искать один. Правда, Иван Петрович решит, что у меня нет авторитета перед старшеклассниками… Это плохо. Очень плохо, – Арсений разволновался. – Да и откуда авторитету-то у меня взяться, чуть больше месяца всего работаю… Чуть? А может быть наоборот: уже больше месяца работаю, а авторитета нет. А может есть? На уроках у меня с учениками проблем не возникает. Лодырей и прогульщиков нет, домашние задания выполняют… Успевают все. Конечно, по разному, но двоек я еще никому не ставил. Не за что. Так что сегодня можно сказать проверка моих учительских способностей. Если старшеклассникам действительно интересны мои уроки, интересен я, то они согласятся, если же нет… Если нет, то буду думать почему… Думать и искать сокровище».

Взволнованный, он вошел в учительскую, поздоровался, взял классный журнал и вышел.

«К обеду все прояснится. У старшеклассников урок будет последним по расписанию. Попрошу их задержаться после него, – решил он. – Поговорю с ними, а по итогам разговора будет видно, есть у меня авторитет или нет, будет видно, один я буду искать или нет. А пока буду вести уроки в других классах».

V

Старшеклассники заинтересованно выслушали его предложение, но не постеснялись и высказать свой скепсис.

– Сколько людей уже искали, а так и не нашли, – поднялся из-за парты Александр Калугин, – так откуда же известно, что мы найдем?

– Это, как раз неизвестно, – ответил Арсений. – Гарантий того, что мы найдем сокровище, я дать не могу. Но попробовать стоит…

– Время только зря терять, – поддержал Калугина его неразлучный приятель Юрий Берегин. – Лучше чем-то другим заняться…

– Я никого не принуждаю заниматься поиском, – Арсений окинул взглядом класс, – каждый должен сам решить хочет ли он участвовать или нет.

– А если никто не захочет? – поинтересовался Берегин. – Что тогда? Двойки будете ставить?

– Двойки ставят за неуспеваемость, – улыбнулся Арсений. – За не желание изучать учебную программу. Поиск сокровища – вне учебной программы и на успеваемости по предмету никак не отразится.

– Значит, двоек ставить не будете.

– Не буду.

– Ну, тогда я не участвую.

– И я, – сказал Калугин.

– И я… и я… – Арсений услышал голоса еще нескольких старшеклассников.

– А я буду! – вскочила Нина Харитонова. – Вам не интересно, а мне интересно!

– И я буду, – сказал Иван Андреев, – я давно хотел этим заняться… Заняться основательно.

– Правильно! – вступил в разговор Владимир Щеглов. – Даже если и не найдем, то лучше о прошлом узнаем. Мне, например, интересно, откуда и когда появилось наше село, кто его основал…

– А я так, вообще, историком хочу стать, – признался Владимир Стулов, – вернее, археологом… В экспедиции ездить на раскопки…

– Ну, я ни археологом, ни историком быть не хочу, но участвовать буду: сайт буду делать и вести. Можно? – Григорий Хохлов посмотрел на Арсения.

– Конечно, сайт, как я уже говорил, нам будет нужен обязательно.

– А может быть не только сайт, но и блоги каждому сделать?

– Посмотрим… Позже решим…

– Нет, блоги не надо, – заявила Ольга Цветкова, – мы же одно общее дело будем делать: сокровище искать. Правильно?

– Правильно.

– Вот и давайте все вместе готовить материалы для сайта, а не каждый за себя.

– Да, именно так и надо, – кивнул головой Петр Дорошин. – Если, уж, мы вместе, то и сайт надо делать общий.

– А я не понял, – сказал Николай Павлов, – сайт-то для кого будет? Для нас?

– И для нас, и… – Ольга Цветкова посмотрела на Арсения, – а, действительно, для кого еще?

– Для тех, кто любит историю, занимается краеведением, – ответил он.

– А как они узнают о нем?

– Я отправлю электронные письма своим друзьям по институту, попрошу их, чтобы они сделали перепост…

– Правильно! – воскликнул Григорий Хохлов. – И мы с ребятами так же сделаем. Правда?

Желающие заниматься поиском сокровища дружно согласились.

– Как я понимаю, остальные не хотят участвовать, – подвел итог Арсений. – Так?

– Так, – подтвердил Александр Калугин.

– Не совсем, – поправил его молчавший все время Павел Чмуров, – я, например, хочу подумать, может, и буду участвовать…

– И я тоже…

– Что тоже? – поинтересовался Владимир Щеглов.

– Подумаю, – смутилась Вера Зимина. – Немного…

VI

И начались поисковые работы. Арсений дал старшеклассникам, изъявившим желание участвовать в них, примерный перечень вопросов, сопоставление ответов на которые, по его задумке могло хотя бы немного прояснить ситуацию с сокровищем.

Старшеклассники, обходили по вечерам дома и расспрашивали старожилов, записывали их воспоминания, а по воскресеньям, собираясь в школе, систематизировали их.

– Ничего не получается, – сказал после того, как были подведены итоги проделанной работы, Владимир Стулов. – Никто ничего толком не знает!

– Ну, как же не получается, – не согласился с ним Арсений. – Смотри: мы теперь знаем где, в каких местах уже искали сокровище. Согласен?

– Согласен. Ну, и что?

– Следовательно, в этих местах мы можем не искать.

– Правильно! – понял Владимир. – Мы будем искать в других!

– Да. Только надо установить очередность.

– А давайте возьмем схему села в администрации, – предложила Нина Харитонова. – Нанесем на нее все места, где уже искали…

– Точно! Оставшиеся разобьем на квадраты и будем там искать! – поддержал ее Иван Андреев.

– А если там дома или деревья растут? – спросил Петр Дорошин. – Как мы там искать будем? Да и зима уже скоро…

– Мы начнем с тех мест, где ничего нет, – Арсений улыбнулся, – да и копать не будем.

– Как это не будем? – удивился Григорий Хохлов. – А как же мы будем искать?

– Я думаю, что купим металлоискатель… Вот им и обследуем…

– Здорово! – восхитился Григорий. – И мы тоже будем пользоваться металлоискателем?

– Конечно, каждый…

– А почему вы думаете, что нужен именно металлоискатель? Может быть сокровище не металлическое? – тихо спросила Ольга Цветкова. – А?

«Интересная мысль! – подумал Арсений. – Молодец, Ольга!»

– Как не металлическое! – возразил Николай Павлов.

– А вот так. Может это драгоценные камни…

– Ну и что! Пусть даже и камни, но они же должны в чем-то быть. А что может быть лучше для их хранения, чем металлический ларец, например?

– Например, стеклянная бутылка или банка… Ларец, изготовленный из дуба. Сам же знаешь, от влаги дуб крепче становится…

– Может быть… – растерялся Николай. – Так, что же делать?

– Думаю, сначала мы все же поищем с помощью металлоискателя, – внес предложение Арсений, – а после, если понадобится, попробуем по-другому…

– Как это?

– Щупами, простукиванием… Есть разные способы…

– Но это же долго… – разочаровано произнес Николай.

– Да, долго. Но другого пути нет, если мы хотим найти сокровище.

– Конечно, хотим! – воскликнул Владимир Стулов. – Мы же это уже давно решили..

– Теперь настало время решить вопрос о нашем сайте, – сказал Арсений. – Григорий показал мне несколько его вариантов, предлагаю, чтобы каждый познакомился с ними, и мы выбрали наиболее понравившийся, при необходимости доработав его.

– А что мы поместим на нем? – поинтересовалась Ольга Цветкова.

– Для начала итоги того, что нам удалось выяснить.

– Предлагаю еще и фотографии старожилов нашего села, – предложил Иван Андреев.

– Не только фотографии, но и слова благодарности им, – добавил Арсений.

– Точно! – кивнул Иван. – Им будет приятно.

– Только им надо будет это показать, – уточнила Нина Харитонова. – Они же не умеют пользоваться Интернетом.

– И надо будет начать раскрутку сайта, – добавил Арсений. – Как договаривались.

VII

Сайт был выбран, его модератором стал Арсений, а администратором – Григорий Хохлов. Подготовленные старшеклассниками вместе с Арсением материалы были размещены на сайте.

– Хорошо получилось, – оценил Иван Петрович, после того, как Арсений с учениками показали ему готовый сайт. – И молодцы, что про наших пожилых жителей не забыли.

– Это Иван Андреев предложил, – сказал Арсений.

– Молодец! – директор школы посмотрел на покрасневшего от похвалы Ивана. – И им показали?

– Да, – ответил тот, – всем.

– И как они отнеслись?

– Сначала удивились, а потом благодарили.

– И что теперь будете делать?

– Продолжать поиск…

– Помощь нужна?

– Нам бы металлоискатель… – опередил всех Николай Павлов.

– Металлоискатель? – Иван Петрович посмотрел на Арсения.

– Я куплю на свои…

– Зачем же? Сколько он может стоить?

Арсений назвал примерную цену.

– Я решу этот вопрос… Двух вам хватит?

– Вполне, даже одного.

– Два. Приобретем два. Что-то еще нужно?

– Схему села, а лучше карту…

– И это получите. Что еще?

– Да, вроде, ничего…

– Хорошо, – директор школы улыбнулся, – а сокровище-то найдете?

– Не знаю, – признался Арсений.

– А вы, ребята, как считаете?

– Трудно сказать, – ответил за всех Владимир Стулов, – но мы будем стараться…

– Удачи вам! И держите меня в курсе…

– Обязательно, – Арсений посмотрел на старшеклассников, – правда, будем держать?

– Конечно! – дружно ответили ребята. – Будем.

Иван Петрович ушел.

– Я, наверное, не должен быть говорить про металлоискатель, – тихо сказал Николай, подойдя к Арсению, пока остальные обсуждали дальнейшие действия. – Неудобно получилось.

– Что же теперь поделаешь, – Арсений внимательно посмотрел на смущенного ученика, – теперь уже поздно… Сказал, так сказал… Не вини себя.

– Хорошо, я же хотел как лучше…

– Понимаю. Так и получилось: вместо одного у нас будут два металлоискателя. Поиск пойдет быстрее…

– Арсений Викторович! – подошла к ним Нина Харитонова. – Мы тут кое-что придумали, хотим рассказать…

– Рассказывайте…

Старшеклассники предложили для начала составить подробную схему бывшей усадьбы князя.

– Почему именно усадьбы? – поинтересовался Арсений.

– Мы думаем, что сокровище, скорее всего княжеское…

– Почему?

– Князья богатые были… Разве нет?

– Ну, положим, разные дворянские рода были по разному богаты… Но то, что они были богаче своих крепостных – это точно.

– Вот видите! – обрадовалась Ольга Цветкова. – Поэтому-то и хотим начать с усадьбы.

VIII

– И что же вы хотите нанести на схему?

– Как что? – удивился Владимир Щеглов. – Границы… Пока не лег снег и видны оставшиеся развалины стен и углов…

– Этого мало, – покачал головой Арсений, – надо зафиксировать на схеме все, что еще можно различить: дорожки, ворота, аллеи… Естественно, с указанием размеров и расстояний.

– А зачем? – спросил Петр Дорошин.

– Во-первых, чем точнее будет схема, тем проще будет наносить места, где уже велись поиски и где нет… Во-вторых, думаю, что нам надо будет поискать документы об усадьбе, ее чертежи…

– А разве это возможно?

– Возможно… Придется поработать в архивах, библиотеках, да и через Интернет попробовать…

– Чур, я займусь Интернетом! – предложил Григорий Хохлов.

– Хорошо, но не ты один… Всем дело найдется…

– А зачем нам чертежи? – задал вопрос Николай Павлов.

– Мы сравним их с тем, что нам удастся нанести на схему. Так мы получим наиболее подробную информацию для поиска. Мы сможем узнать примерную толщину стен, выяснить точные контуры княжеского дома и имевшихся в усадьбе построек … А то и расположение комнат и окон…

– Здорово!

– И вот, что еще… На схему надо нанести даже расположение деревьев…

– Деревьев? – не понял Иван Андреев. – Их-то зачем?

– По возрасту деревьев можно определить, как давно они на своих местах растут или были посажены…