Владимир Михайлов
Как стать изобретателем и помочь в этом ребенку
Почему я решил написать эту книгу
28 сентября 2018 года по приглашению руководства Национального исследовательского технологического университета МИСиС я выступал перед студентами с лекцией на тему: «Изобретения: от идеи до воплощения». Я рассказывал, что такое изобретения, какова их ценность, приводил в пример свои разработки. Вместо отведенных мне 60 минут студенты не отпускали меня три часа и буквально завалили вопросами. Но на этой встрече я не смог ответить на их главный вопрос – как стать таким же, как я изобретателем? В данной книге я решил ответить на этот вопрос.
В детстве мы изучаем все, с чем сталкиваемся. Мы постоянно удивляемся, познавая этот мир, но с годами утрачиваем врожденное чувство любопытства. В своей книге я не учу ни считать, ни решать задачи, я хочу, чтобы читатель понял – если каждый раз по-новому смотреть на привычные для нас вещи, то в них можно увидеть много интересного.
Если вам нужно больше, чем другим,
и больше, чем сегодня есть,
вы можете стать изобретателем
Владимир Михайлов
Глава 1. Что такое для меня изобретение и кто такие изобретатели
Открытие VI Съезда ВОИР в 2017 году слева направо: Михайлов В.В., Кондратенко В.С., Ковальчук М.В., Кононов В.М., Ищенко А.А.
На одном из круглых столов я услышал такое мнение, что после сотворения мира бог поручил дальнейшее его развитие философам. В те далекие времена философия включала в себя все науки, а философом называли любого ученого человека. Но потом, по прошествии тысячелетий, из философии были выделены отдельные науки – физика, математика, химия и другие. И нынешним философам осталось только рассуждать о переменах в мире. Я считаю, что мир меняют изобретатели, так как бог создал их по своему подобию. Но в довесок к таланту изобретателям он дал скромность, которой, на мой взгляд, философам, особенно современным, не досталось.
Толчком для эволюционного развития человечества всегда были изобретения. Фундаментальными изобретениями я считаю колесо, благодаря которому появилось множество необходимых для человека вещей – от гончарного круга до токарного станка, и стекло, ставшее основой для всех оптических приборов. И еще к важнейшим изобретениям я отношу электричество. О его значении в нашей жизни есть такой анекдот. «Я знаю всё!», – сказала Википедия. «Во мне всё можно найти!», – похвастался Google. «Я самый главный в мире!» – заявил Internet. «Ну, ну…», – тихо ответило электричество.
Изобретательство – это захватывающий процесс работы по решению задачи, ответ на которую заранее не известен. А изобретение – результат этой работы. Поэтому для меня все люди в каком-то смысле изобретатели, так как каждый человек постоянно сталкивается с задачами, которые ему приходится решать впервые. Не все свои решения человек может защитить патентом, так как может выясниться, что кто-то уже решал подобные задачи раньше, и на это есть патент. Но это ни в коей степени не принижает талант человека, который для себя решил эту задачу впервые.
Конечно же, принято называть изобретателями тех людей, чьи изобретения защищаются патентами. Эти люди смогли первыми оформить и подать заявку на патент по решению какой-то задачи. Такие изобретатели, на мой взгляд, делятся на две группы. Первая – это профессионалы, которые занимаются разработкой определенного изделия и первыми в мире решают стоящие перед ними задачи. Они занимаются изобретательством в рамках своей профессиональной деятельности.
Конструкторы за кульманом
Вторая группа – это те, кто не являются профессионалами в тех областях, в которых они разрабатывают что-то новое. Они становятся авторами изобретений и разработок в самых разных областях и направлениях человеческой деятельности. Такие люди, сталкиваясь с окружающими нас предметами, видят их недостатки и пытаются их устранить. К примеру, поехал такой человек на теплоходе и вместо того, чтобы просто любоваться на волны за кормой думает, как усовершенствовать гребной винт. Или летит на самолете и вместо того, чтобы досадовать на то, что шум двигателя не дает ему дремать думает над усовершенствованием турбины или шумоизоляции салона самолета.
Всем известен древнегреческий математик и изобретатель Архимед, который изобрел червячную передачу, изогнутые зеркала, с помощью которых, по легенде, ему удалось сжечь флот противника, планетарий и т.п. Или итальянский художник, ученый, изобретатель Леонардо да Винчи – автор воздушного винта, танка, парашюта, подшипника и многого другого. Изобретения и открытия этих людей на сотни лет опережали свое время и были в совершенно разных сферах. Если вашим девизом будет высказывание известного древнегреческого философа Сократа, жившего в 5 веке до нашей эры,
Архимед и Леонардо да Винчи
«Сколько же есть вещей, без которых можно жить», вы никогда не станете изобретателем. Мне кажется, стать изобретателем можно лишь живя под девизом, как у меня: «Сколько же есть вещей, без которых мне трудно жить».
Изобретатель – это человек, не только любопытный от природы, но и желающий изменить окружающий мир.
Чтобы стать изобретателем вам нужно смотреть на предметы иначе, чем на них смотрят все остальные люди, изучать их так, как будто видите их впервые. Нам надо брать пример с детей, которые даже на знакомые вещи смотрят, изучая их как в первый раз. С возрастом врожденное чувство любопытства приглушается, и у нас пропадает интерес ко всему, что нас окружает.
Вы должны не восхищаться окружающими предметами, а искать в них недостатки. Если вы не видите недостатков, значит, не будете пытаться их устранить. Например, при проведении совещаний на предприятии я запрещаю говорить о хороших сторонах нашей продукции. Потому что когда мы себя хвалим, мы не работаем над недочетами и, следовательно, не делаем нашу продукцию еще лучше. Так и изобретение – это устранение недостатков.
Чтобы что-то изобрести, вы должны находить то, что считаете несовершенным во всех окружающих вас предметах. Запнулись о порог двери – думайте, как сделать дверь без порога. Не нравится точилка для ножа, попробуйте ее доработать. Неудобная ручка у двери – придумайте, как ее усовершенствовать. И так далее.
То есть, чтобы стать изобретателем, вам должно быть нужно больше, чем другим людям, и, конечно же, больше, чем сегодня есть.
Следует понимать, что даже наличие большого количества денег не может гарантировать вам возможность стать изобретателем. Есть много людей, которые хотят стать изобретателями, но у них это не получается. Конечно, они могут изобретение купить, но они не станут изобретателями, а будут лишь правообладателями.
Глава 2. Упорство, упорство и еще раз упорство
Чтобы стать изобретателем, вы должны ставить под сомнение устоявшиеся теории и законы. Вы должны понять, что те люди, которые писали эти законы, необязательно были умнее вас. Они такие же как вы, хоть и более знаменитые, и могли ошибаться, так же как и те, кто эти законы выдает за истину.
К примеру, у меня нет образования по гидро- и аэродинамике, но я изобрел две конструкции винта: один – с изменяемым шагом, а второй винт с регулируемым шагом, но с правильной геометрией. Оба эти винта можно использовать как для летательных аппаратов, так и для водного транспорта. Когда специалисты, которые обсуждали конструкцию одного из моих винтов, узнали, что у меня нет специального образования, они сделали вывод, что, возможно, именно поэтому я и смог его изобрести. Все, кто имеет специальное образование, выучили и навсегда усвоили общепринятую теорию, по которой такой винт работать не должен. И даже одна из проектных организаций, специализирующаяся на разработке проектов катеров и движителей к ним, дала заключение, что мой винт вместо полезной работы будет мешать движению. Я же общепринятую теорию поставил под сомнение, а в результате изобрел новый винт. Проведенные мною испытания показали, что винт не просто работает, а еще и на пять процентов экономит топливо. И, хотя я рассчитывал на большее, специалисты мне сказали, что даже пять процентов – это очень много, ведь весь мир сегодня борется за экономию в десятые доли процента.
Кроме этого нужно быть упорным, обязательно добиваться поставленной цели, руководствоваться правилом «Не оставляй на потом то, что можешь сделать сейчас» (именно так, а не «Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня»). Этому с детства меня учила мама.
Необходимо понять, что прежде чем удастся чего-то добиться, вы обязательно много раз ошибетесь и вас будут преследовать неудачи. Если же после одной из них вы бросите решать эту задачу, то как же тогда вы ее решите?
Кстати, про себя могу сказать, что в детстве были случаи, когда мне не хватало упорства. К примеру, я ходил в авиамодельный кружок, но так и не доделал до конца свою модель самолета, так как у меня не было денег, чтобы приобрести к ней моторчик. Еще один пример. Когда я пришел в клуб картингистов, то наивно полагал, что мне там выдадут картинг, на котором я сразу смогу ездить. Но после того как мне его не дали, а предложили собрать самому, я понял, что не смогу этого сделать и просто не стал в этот клуб ходить. Но во многих ситуациях я все же проявлял силу воли, добивался результата, доводил начатое до конца. Так, в седьмом классе мне купили мопед «Рига-7», на котором задний тормоз был, как на велосипеде. Я сам его усовершенствовал: вместо педали к шатуну приварил два рычага и у меня получилась педаль тормоза почти как на мотоцикле.
Я это рассказываю, так как считаю, что каждый может развить в себе упорство.
Мопед Рига-7
Глава 3. Необходимо развивать пространственное мышление
Чтобы стать изобретателем, вы должны увидеть то, чего не видят другие. А для этого необходимо стимулировать творческий процесс, развивая взаимодействие правого и левого полушарий головного мозга. Наверное, есть много способов, как это сделать, я же расскажу о своем.
Сразу после армии я работал в пожарной охране, и у меня было достаточно свободного времени. Сейчас уже не помню почему, но я тогда решил, что мне нужно научиться жонглировать тремя теннисными мячиками. Я понимал, что одновременно подбрасывать, ловить и следить за тремя предметами, которые к тому же находятся в движении, очень трудно. И хоть мне это удалось не сразу, но я достиг своей цели и через несколько месяцев уже свободно жонглировал тремя мячиками. Позже по телевизору я увидел, что на международных соревнованиях вундеркиндов почти у каждого участника на столе лежали такие же три мячика, которыми они жонглировали в перерыве между выполнением заданий. Наверное тем самым они стимулировали свои умственные способности во время соревнований.
И сейчас, когда у меня появляется свободная минутка, я жонглирую тремя мячиками, но уже пытаюсь усложнить задачу – жонглирую мячиками, глядя на них через зеркало. Сначала я наблюдаю за мячиками как обычно, но потом перевожу взгляд на зеркало и контролирую их движение уже в зеркальном отображении. И, кстати, у меня уже иногда получается.
Есть игры, которые развивают наши способности. Я с детства неплохо играл в шахматы. В свое время даже победил на турнире костромского бизнес-клуба, обыграв всех предпринимателей, которые в него в то время входили. Однажды у меня был такой случай. В фойе дома отдыха в Сочи стояли большие шахматы, и я в них иногда играл. Однажды за моей игрой наблюдал мастер спорта международного класса по шахматам. После окончания партии он посоветовал мне заняться шахматами всерьез. Несомненно, шахматы – полезная игра, но в последнее время я стараюсь в них не играть, так как считаю, что в шахматах ограничена импровизация, ведь фигуры ходят по шаблону, и побеждает тот, кто лучше просчитывает ходы.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги