В соответствии со ст. 31 Соглашения оно вступает в силу с даты сдачи на хранение депозитарию третьего уведомления о выполнении подписавшими его сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу (для сторон, выполнивших необходимые процедуры позднее, оно вступает в силу с даты сдачи соответствующих документов депозитарию). На 29 мая 2008 г.: соответствующие внутригосударственные процедуры были завершены в Белоруссии и Казахстане; в остальных подписавших Соглашение государствах эти процедуры не были завершены.
Согласно ст. 34 Соглашения возможно присоединение к нему государств, не являющихся членами СНГ.
При применении Соглашения следует учитывать: согласно п. «б» ч. 1 его ст. 16 в запросе в другое государство об оказании помощи должны быть указаны: (1) данные о лице, совершившем преступление либо о лице, от которого исходит угроза ПВ (фамилия, имя, отчество, гражданство, место жительства или пребывания и пр.); (2) содержание показаний участников судопроизводства, в связи с которыми принято решение об осуществлении мер безопасности. При этом в соответствии со ст. 17 Соглашения возможно оставление запроса без рассмотрения, если он не содержит всех необходимых данных, предусмотренных ст. 16 Соглашения. Однако далеко не всегда при угрозе ПВ (например, если лицо, совершившее преступление, не установлено) правоохранительные органы будут располагать информацией о фамилиях, именах и отчествах преступника и иных лиц, представляющих опасность для участника судопроизводства[17], и не всегда информация об угрозе ПВ будет содержаться именно в показаниях участников УСП.
Глава 2 Виды государственной защиты
Статья 6. Меры безопасности
1. В отношении защищаемого лица могут применяться одновременно несколько либо одна из следующих мер безопасности:
1) личная охрана, охрана жилища и имущества;
2) выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности;
3) обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице;
4) переселение на другое место жительства;
5) замена документов;
6) изменение внешности;
7) изменение места работы (службы) или учебы;
8) временное помещение в безопасное место;
9) применение дополнительных мер безопасности в отношении защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в месте отбывания наказания, в том числе перевод из одного места содержания под стражей или отбывания наказания в другое.
2. При наличии оснований, указанных в статье 16 настоящего Федерального закона, в отношении защищаемого лица могут применяться также другие меры безопасности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
3. Меры безопасности, предусмотренные пунктами 4–7 части 1 настоящей статьи, осуществляются только по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях.
1. Меры безопасности, предусмотренные комментируемым Законом, – предупредительные правовые средства, применяемые для обеспечения безопасности лиц, указанных в ч. 1–3 ст. 2 Закона. Комментарии конкретных мер безопасности приведены ниже.
2. Часть 2 комментируемой статьи гласит, что при наличии оснований, указанных в ст. 16 Закона, могут применяться и другие меры безопасности, предусмотренные российским законодательством, однако в иных законодательных актах, предусматривающих меры безопасности, установлены другие основания их применения.
Так, в ч. 3 ст. 11 УПК РФ в качестве оснований применения мер безопасности, перечисленных в ст. 11 УПК РФ, установлены: угроза убийством, применения насилия, уничтожения, повреждения имущества, а также иного опасного противоправного деяния. В пункте 3 ч. 1 ст. 97 УПК РФ установлено иное основание для применения такой группы мер безопасности, как меры пресечения: наличие достаточных оснований полагать, что обвиняемый может угрожать участникам УСП. Иные основания применения мер безопасности указаны в ст. 19 Закона о содержании под стражей: угроза совершения преступления против личности со стороны других подозреваемых и обвиняемых, в ч. 2 ст. 13 УИК РФ: угроза личной безопасности осужденного.
Таким образом, предусмотренные перечисленными федеральными законами меры безопасности должны применяться по основаниям, указанным в этих законах[18], а не по основаниям, предусмотренным комментируемым Законом.
3. Общим правилом является возможность применения мер безопасности, перечисленных в комментируемой статье и в ст. 13, 14 Закона, во-первых, вне зависимости от категории преступления, в связи с которым осуществляется УСП (категории преступлений указаны в ст. 15 УК РФ), и, во-вторых, вне зависимости от вида уголовного дела (согласно ст. 20 УПК РФ уголовные дела подразделены на дела частного, частно-публичного и публичного обвинения). Исключением из этого общего правила является то, что меры безопасности, предусмотренные п. 4–7 ч. 1 ст. 6, могут применяться только по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях, определения которых даны в ч. 4–5 ст. 15 УК РФ:
«Статья 15. Категории преступлений
…4. Тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает десяти лет лишения свободы.
5. Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых настоящим Кодексом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание».
Статья 7. Личная охрана, охрана жилища и имущества защищаемого лица
1. Личная охрана, охрана жилища и имущества защищаемого лица обеспечиваются органами, осуществляющими меры безопасности, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
2. Занимаемое защищаемым лицом жилище и его имущество могут быть оборудованы техническими средствами наблюдения, а также противопожарной и охранной сигнализацией.
1. Порядок реализации мер, предусмотренных комментируемой статьей, установлен в п. 4–7 Правил применения отдельных мер безопасности:
«4…Перечень подразделений (служб), непосредственно задействованных в обеспечении личной охраны защищаемого лица, порядок привлечения сотрудников других подразделений (служб), режим несения службы (выполнения служебных обязанностей), а также оснащение и вооружение этих подразделений (служб) определяются руководителем органа, осуществляющего меры безопасности.
5. Сотрудникам подразделений (служб), непосредственно задействованным в обеспечении личной охраны защищаемого лица, для подтверждения их полномочий может выдаваться постановление об избрании меры безопасности.
6. Организация, тактика, формы и методы работы по обеспечению личной охраны защищаемого лица определяются в пределах компетенции задействованных для этих целей подразделений (служб) на основании сведений о защищаемом лице.
7. Охрана жилища и имущества защищаемого лица при наличии реальной угрозы их уничтожения или повреждения обеспечивается органом, осуществляющим меры безопасности, путем заключения договора с подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел с соблюдением конфиденциальности сведений о защищаемом лице.
В случае отсутствия в регионе подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел, а также недостаточности в указанных подразделениях сил и средств по решению руководителя органа, осуществляющего меры безопасности, к обеспечению охраны жилища и имущества защищаемого лица могут привлекаться иные подразделения (службы) этого органа.
При обращении органа, осуществляющего меры безопасности, подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел принимают меры к первоочередному оснащению жилища защищаемого лица средствами охранно-пожарной и тревожной сигнализации с подключением к пультам централизованного наблюдения.
В случае отсутствия технической возможности организации централизованной охраны жилище защищаемого лица оборудуется средствами автономной сигнализации. Для принятия мер по оснащению жилища защищаемого лица средствами охранно-пожарной и тревожной сигнализации на договорной основе могут привлекаться организации, имеющие лицензию на осуществление указанной деятельности.
Подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел при обеспечении мероприятий по охране жилища и имущества защищаемого лица немедленно информируют орган, осуществляющий меры безопасности, о каждом случае угрозы или попытке осуществить противоправные действия в отношении указанных жилища и имущества.
Оборудование жилища и имущества защищаемого лица противопожарной сигнализацией осуществляется Государственной противопожарной службой Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий путем заключения договора с органом, осуществляющим меры безопасности, с соблюдением конфиденциальности сведений о защищаемом лице.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Утверждена постановлением Правительства РФ от 10 апреля 2006 г. № 200. Текст Программы приведен в приложении № 1 к разд. I настоящего издания.
2
Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1991. С. 484.
3
Началом этой стадии (и УСП в целом) является регистрация повода для возбуждения уголовного дела (см. гл. 19 УПК РФ).
4
Такое ограничение ошибочно, поскольку государство в лице правоохранительных органов обязано защищать граждан не только в ходе УСП, но и в ходе ОРД. Регулирующее ОРД законодательство обеспечивает сохранение в тайне от преступников сведения о гражданах, участвующих в ОРМ, лишь при их успешном завершении. В случае же провала ОРМ возможна угроза жизни, здоровью указанных граждан, однако необходимых в этих случаях мер безопасности (охрана, помещение в безопасное место и др.) Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» не содержит.
5
Утверждены постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. № 664 (вред, постановления Правительства РФ от 4 октября 2007 г. № 636). Текст Правил приведен в комментарии к ст. 15 Закона.
6
См., в частности: Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности». С пост. прил. норм, актов и документов / Автор-сост. А.Ю. Шумилов. 6-е изд., доп. и перераб. М., 2004.
7
Казакова В.А. Новый закон об обеспечении социальной и правовой защиты свидетелей в ФРГ// Государство и право. 2000. № 9. С. 79.
8
Подробнее об этом см.: Брусницын Л. В. Обеспечение безопасности лиц, содействующих уголовному правосудию: российский, зарубежный и международный опыт XX века (процессуальное исследование).М., 2001. С. 74–83.
9
Безопасность участников УСП обеспечивается, в частности, и мерами пресечения (см. приложение № 1 к разд. II настоящего издания).
10
Утверждены постановлением Правительства РФ от 27 октября 2006 г. № 630.
11
См.: Малое А.А., Тимошенко А.А. Состояние законности и проблемные аспекты применения мер государственной защиты к потерпевшим, свидетелям и иным участникам уголовного судопроизводства. М., Генеральная прокуратура РФ. 2008. С. 17.
12
См.: Вестник Мэрии Москвы. 1996. № 21 (1323).
13
См.: Рекомендация № R (97) 13 по вопросу запугивания свидетелей и обеспечения прав защиты Комитета министров государств – членов Совета Европы // Зарубежный опыт правового регулирования и практика его применения по вопросам защиты участников уголовного судопроизводства. Сборник правовых актов, организационных документов и информационно-аналитических материалов. Под общ. ред. В.В. Черникова. М., 2000. С. 42, 71, 72.
14
См..Овчинский В.С. XXI век против мафии. Криминальная глобапизация и Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности. М., 2001. С. 87.
15
См.: Заключительный доклад на европейском семинаре, посвященном проблеме лиц, сотрудничающих с правосудием // Зарубежный опыт правового регулирования и практика его применения по вопросам защиты участников уголовного судопроизводства. С. 185–190.
16
Полиция десяти стран Балтики – за единую систему защиты свидетелей // http://rus.delfi.ee/arhive.php?id=7033075.
17
К таким лицам, например, относятся неустановленные следствием члены ОПГ, преследующие жертв и свидетелей преступлений.
18
Разные основания применения мер безопасности – следствие того, что законотворческая деятельность до настоящего времени не основана на единой концепции обеспечения безопасности участников УСП.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги