Книга Внеклассная работа по биологии - читать онлайн бесплатно, автор Ирина Валерьевна Ткаченко. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Внеклассная работа по биологии
Внеклассная работа по биологии
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Внеклассная работа по биологии

Ведущий N 3: Из всех домашних животных кошка пользуется наибольшей самостоятельностью – «гуляет сама по себе». Казалось бы, она должна быть признательна человеку за это. К сожалению, ее привязанность к дому часто сильнее любви к хозяину. Истоки такого эгоизма уходят в седую старину: дикая кошка была оседлым животным и в одиночку охотилась на небольшой территории, как бы владела ею. Давайте послушаем разговор двух котов: городского и деревенского.

(городской – разжиревший, деревенский – тощий).

Городской: Эй, дружище! Ты откуда такой взялся? Вас, что, в деревне не кормят?

Деревенский: Кормят. Но очень мало. Приходится самому добывать пищу. Это вы тут питаетесь всякими «Вискасами» и другими лакомствами!

Городской: Да! Что есть, то есть! Ну, а как вообще в деревне живется?

Деревенский: Как всегда. Наша охотничья территория начинается метрах в 50 от дома. У каждого своя вотчина. Если кто из котов или кошек пытается пересечь границы, то это пресекается.

Городской: Но у меня, конечно, не такой размах. Мое убежище – подушка или уголок дивана. Здесь я – хозяин. Тут у меня благодушное настроение, и владельцы могут фамильярничать со мной: ласки будут благосклонно приняты. Каждый день совершаю моцион по квартире. К окну или любимой батарее иду по одной и той же трассе. И наконец, в заставленной мебелью квартире пытаюсь отвоевать для себя еще одну зону – охотничьи владения. Здесь я наиболее сердит.

Деревенский: Да… Вот, чего вам, городским домашним котам, не хватает, так это своей территории на улице. Да и вообще мало вы бываете на воздухе. А у нас жизнь интересная: сражения почти каждый день. В общем, живем мы весело.

Ведущий N 4: Мы привыкли к кошкам, полюбили их. Теперь, когда человек воздвигает между собой и природой все новые и новые преграды, посланец животного мира Земли, способный ужиться с нами в городской квартире, делает нас чуть-чуть сердечнее.

Ведущий N 3: Конечно, с разумной добротой нужно относиться ко всему живому, а не только к пушистым мурлыкам, которые с наслажденьем разоряют птичьи гнезда. Кстати, власти некоторых американских городов распорядились, чтобы «котовладельцы» вешали на шею своим питомцам бубенчики, звон которых якобы предупреждает птицу об опасности.

Ведущий N 4: Кошек можно обучать почти так же, как и собак. Например, Данте приучил одну из своих любимиц держать в лапе горящую свечу, когда он по вечерам читал книги. Конечно, торшер кошка в лапах не удержит. Но чему-то новому научить ее можно.

Ведущий N 3: И все-таки в кошке что-то настораживает. Представьте себе, что собака вдруг увеличилась до размеров слона? Но, не обращая на это внимания, она не поменяет свой характер, а все же останется защитником и другом человека. А кошка?

Ведущий N 4: А кошка гуляет само по себе. И иногда ловит мышей. Вот как раз и поговорим о грызунах.

Ведущий N 5: Ученые считают, что на Земле их чуть ли не вдвое больше, чем людей. Основное поголовье вредителей – пасюк, сильная серая крыса (на самом деле они буроватые), в прошлом наводнявшая города и веси. Сейчас она уцелела лишь кое-где.

Ведущий N 6: Вероятно, пасюки не могут прикончить черных крыс потому, что те, спасая свою жизнь, отступают на труднодоступные чердаки – они способны пройти из дома в дом по телефонному проводу, качающемуся высоко над асфальтом улицы. Но все-таки эти акробаты не только слабее, но и глупее пасюков.

Ведущий N 5: Крысы плодятся молниеносно. И слава богу, что их жизненный путь ограничен лишь 6 годами. Хорошо и то, что борьба за существование или люди в среднем через 2 года отправляют крысу в «загробный мир».

Ведущий N 6: Крысиная «компания» на продуктовом складе – все равно что пожар. Однако крысы бывают и всамделишними поджигателями: их мания точить зубы об электрические кабели не раз приводила к коротким замыканиям.

Ведущий N 5: Крысы угрожают не только благополучию людей. Они вредят всей биосфере: чрезмерное размножение любого вида нарушает природное равновесие.

Ведущий N 6: Крыса, загнанная в угол, борется до последнего. В критической ситуации она первой бросается на фокстерьера, мертвой хваткой вцепляется в собачий нос и мотается на нем, как пиявка. А когда крыс много, они защищают друг друга.

Ведущий N 5: Быт крыс основан на иерархии, а иерархия – на страхе перед более сильными особями и перед местным «диктатором» – самой главной крысой. Когда «диктатор» хоть капельку не в духе, подвластные раболепствуют: валятся на бок, полузакрыв глаза, или даже подползают на брюхе под тело «его сиятельства», а если есть хоть малейшая возможность, стараются спрятаться или удрать. Ведь старшие по рангу самцы норовят тех, кто послабее, укусить в спину или в корень хвоста.

Ведущий N 6: На крысиной совести «незаконные валютные операции»: в норах находили драгоценности, металлические и бумажные деньги. Причем монеты были сложены в столбики по стоимости. Вряд ли грызуны понимают толк в бухгалтерии, скорее, они раскладывали деньги по величине, чтобы ровные блестящие колонки украшали интерьер: крысам присуща тяга к блестящему и к правильным, симметричным формам.

Ведущий N 5: Крысы ежегодно отбирают у людей десятки миллионов тонн риса и хлеба. Иначе говоря, любой шестой фермер кормит не людей, а крыс. Крысы пожирают все съедобное, но особенно любят молоко и тыквенные семечки.

Ведущий N 6: Если в эти лакомства положить яд, например стрихнин, они выберут из своей среды самую голодную особь, стоящую на низшей ступени в иерархической лестнице стаи, и она будет дегустировать соблазнительные продукты. Если ей станет плохо, другие не тронут приманку.

Ведущий N 5: Мы хотим сжить крыс со света. А вдруг они играют какую-то положительную роль в биосфере? Нет. Специалисты решительно подписывают им смертный приговор, заявляя, что без крыс природа будет лучше.

Ведущий N 6: И все же на Земле они останутся не только в зоопарках, крысы – удобнейший объект для медицинских экспериментов, проводящихся в поисках излечения от болезней, от которых страдаем и мы.

Ведущий N 5: Десятки миллионов белых крыс выращивают специально. Белые крысы едят ядохимикаты, чтобы «рассказать» об их опасности или, наоборот, безвредности для человека. Их пичкают всевозможными вирусами или превращают их шкуру в твердый панцирь, чтобы выяснить первопричину некоторых кожных болезней.

Ведущий N 6: Давайте послушаем, о чем разговаривают две крысы?

1-я крыса: Что с тобой, дорогая? Ты так страшно похудела!

2-я крыса: Они заставили меня питаться какими-то непонятными таблетками, и каждую неделю я теряю в весе. А ты что делаешь?

1-я крыса: Хотя я очень молодая крыса, я твердо решила исследовать воздействие загрязненного воздуха на живой организм.

2-я крыса: Как только ты выдерживаешь?

1-я крыса: Приходится! Каждый день меня возят по самым загрязненным территориям, и я дышу этим воздухом. И если я умру, люди поймут, что загрязнение воздуха на данных территориях намного превышает допустимую норму.

2-я крыса: А я работаю в области космической физиологии. На мне проверяют влияние невесомости на разные органы жизнедеятельности. У меня частые тяжелые рвоты. Но по крайней мере это здорово – все же программа освоения космоса. А еще мне все время вводят микробы гриппа.

Ведущий N 5: Итак, есть польза и от крыс. Но уж больно мала эта ложка меда в бочке крысиных злодеяний.

Ведущий N 6: И все же не стоит все красить в черный цвет. Прирученная крыса становится милым шалунишкой. Она чистоплотна и легко дрессируется. Хорошо ведет себя за пазухой хозяина, чинно пьет чай за общим столом, одобрительно пощелкивает зубами в такт симфонической музыке и отворачивается от приемника, когда хрипит джаз.

Ведущий N 5: Зубы крыс приносят и будут приносить людям страдания, если во взаимоотношениях с ними человечество не добьется какого-то перелома.

Ведущий N 7: А сейчас отгадайте загадку:

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает.

В полях ночует -

Крохи ворует. Кто это?

Правильно, воробей.

Ведущий N 8: По всей вероятности, старинная загадка имеет в виду полевого воробья. У этого птичьего народца в «серые армячишки» одеты и мальчишки, и девчонки, и мамы, и папы. Другое дело – воробьи домовые. Хотя они и очень похожи на деревенских родственников, но немного крупнее, а главное – одеты по-разному.

Ведущий N 7: Орнитологи подсчитали, что в шикарном одеянии лебедя ровно 25 216 перьев. Воробьи и тут обходятся малым – у них 1359 перышек. Воробьи старательно чистят перья в воде, песке или пыли. Другие птицы привередливей. Одним подавай только песок, другим – только воду.

Ведущий N 8: Большинство птиц просыпаются очень рано, а домовые воробьи берут пример с человека – любят поспать. Пробудившись, они с карнизов, вентиляционных труб слетаются на облюбованное дерево почистить перышки и наметить программу дня. После «бурных прений» наши пернатые соседи разлетаются по делам.

Ведущий N 7: Давайте прислушаемся к чириканью воробьев.

1-й воробей: Я вчера катался на вращающейся антенне аэродромного радара. Вот это было здорово! Голуби и синицы шарахались от меня!

2-й воробей: А меня вчера чуть не съел лев. Хотел спокойно пообедать в клетке льва. Пролетел возле самой его морды. Вдруг царь зверей шамкнул ртом – и я исчез в его пасти. Ну, думал, все: пришел конец. Хорошо, что я пришелся не по вкусу льву: он тотчас сморщил нос и высунул язык. Я судорожно вцепился в язык своими лапками. Мокрый, взъерошенный, я отряхнулся и – был таков!

Ведущий N 7: Да! Воробьи – лихие ребята.

Ведущий N 8: Воробьи плодовиты. Да у них и нет другого выхода – надо противостоять невзгодам и числом, и умением. А трудностей с каждым годом больше: это и панельные здания, где не найдешь места для гнезда при всей изворотливости, и стальные бочки на помойках, отрезающие доступ к еде. А болезни? А кошки? А автомобили?

Ведущий N 7: Так или иначе, до осени доживает лишь половина птенцов. Средняя продолжительность жизни воробья – 9 месяцев. Вообще же воробьиный век не так уж и мал – 14-15 лет.

Ведущий N 8: Благоустраивая жилье, заботясь о потомстве, воробьи вряд ли думают об агрессорах. А те тут как тут. Это стрижи. Стрижи вышвыривают из гнезда беспомощных птенчиков или бьют яйца. Защищая дом и семью, самцы порой сражаются до последнего вздоха.

Ведущий N 7: Почти всюду воробей – оседлая птица. Но из самых северных районов они иногда откочевывают на 1000 км к югу.

Ведущий N 8: Следует сказать, что немалая часть урожая исчезает и в воробьиных желудках. Но это случается там, где птицы слишком расплодились. Вредят воробьи и полям подсолнечника, и виноградникам.

Ведущий N 7: Полагают, что на Земле живет около 1 млрд воробьев. Вопреки распространенному мнению, небольшая их часть соглашается жить с внутренней стороны квартирных стен. Правда, пребывая в клетке, воробьи не хотят пускать в свое проволочное жилье собратьев. В общем, воробей – птица презанятная. А вот еще любопытная информация.

В городах, кроме воробьев, обитают голуби. В ХI-ХIII вв. почтовый голубь в Европе стоил столько же, сколько чистокровный арабский жеребец. И не мудрено – телефона еще не было, и рыцари с помощью пернатых курьеров поддерживали связь между замками и посылали с ними записки дамам сердца.

Ведущий N 8: А еще раньше голуби служили предметом культа и тотемными животными – покровителями людей. Было время, когда даже города посвящали голубям. Например, Древний Вавилон, где мифическая царица Семирамида устраивала висячие сады, был городом голубей.

Ведущий N 7: Легенда рассказывает, как в конце царствования Семирамида превратилась в голубку и улетела на небо. И христианская религия считает этих пернатых Божьими птицами. Как символ воскресения их клали в могилы мучеников.

Ведущий N 8: Человек вывел великое множество пород голубей – декоративных, спортивных, мясных. Они и выглядят, и летают по-разному. Голуби не могут быстро бегать, не могут взять что-нибудь своей розовой лапой. Зато их крылья замечательные – они дают им возможность обогнать даже стрижа (рекорд наших спортивных голубей – 1,58 км/мин).

Ведущий N 7: Голубиными глазами интересовались многие. Пишут, что их цветное зрение лучше человеческого: неопрятные сизари, загаживающие подоконники, различают малейшие оттенки, ускользающие от изощренного взгляда специалистов-текстильщиков, сортирующих ткани.

(появляется голубь).

Голубь: Все правильно пишут. Мы и вправду видим и тончайшие нарушения на поверхности отшлифованных деталей, и крошечные трещины в стекле. За несколько дней «профессиональной» подготовки мы усваиваем, что, если по конвейеру плывет хорошая деталь, нужно вести себя спокойно. Если же деталь плохая, бракованная, следует клюнуть рычажок. Деталь с конвейера сбросит механизм, а перед клювом откроется кормушка.

Ведущий N 8: Выяснилось, что голуби сами учатся друг у друга, наблюдая за поведением «видавшего виды» собрата. Сильная и одинокая птица может заставить другую подражать себе.

Ведущий N 7: В некоторых городах мира голубей теперь видимо-невидимо. Они пачкают памятники и карнизы, «отираются» возле столовых и кафе и не брезгуют ни пирожками с мясом, ни мороженым.

Ведущий N 8: И все это отнюдь не улучшает санитарного состояния улиц.

Ведущий N 7: Но санитарное состояние улиц зависит не только от голубей, но и от ворон. В последнее время их очень много развелось в городах.

Ведущий N 8: Хотя, с другой стороны, чего только они не едят – очищают железнодорожное полотно от мусорных завалов и выбросов из вагонных туалетов, глотают мышей, ящериц и лягушек, семена ели и полевого вьюнка…

Ведущий N 7: На испуг ворон не очень-то возьмешь: по сигналу тревоги стая тает, как дым. А чуть все утихнет – вороны опять озабоченно зашныряют по помойкам, балконам и подоконникам – нет ли наживы? (появляются две вороны).

1-я ворона: Ты что такая печальная сидишь? Кто обидел?

2-я ворона: Обидели. Из-за этой машины мне не удалось съесть вон то, что застыло на асфальте.

1-я ворона: Это вон то белое пятно?

2-я ворона: Да. Кар! Я сейчас с балкона стянула пакет со сливками. Еле-еле держалась в воздухе, тяжело махала крыльями над мостовой. Но из-за угла вынырнул автомобиль, и пришлось сделать крутой вираж. Пакет выскользнул из клюва. И на этом все закончилось.

1-я ворона: Ну, не расстраивайся. Поищи еще что-нибудь. Мы вот вчера хорошо пообедали. Правда, сначала разогрели заледеневшие картофельные очистки, корки хлеба на котельной трубе…

Ведущий N 8: Всемерно заботясь о хлебе насущном, вороны находят время для развлечений даже зимой. Сотни птиц катаются в воздушном потоке, пока он не иссякнет или пока стаю не разгонит приближающийся самолет.

Ведущий N 7: А что вы скажете о вороньих бухгалтерских способностях? Они лихо считают в уме до пяти. На ворон устраивали облаву. Если в укрытие входили пять человек, стая не возвращалась, пока все участники не теряли терпение и не отправлялись восвояси.

Ведущий N 8: Врановые птицы могут быть и почтальонами. Но увы, ценных отправлений, в особенности блестящих монет, им доверить нельзя – прикарманят.

Ведущий N 7: Наша беседа подходит к концу. Мы сегодня с вами больше узнали о тех животных и птицах, которые живут рядом с нами. Узнали об их многообразных связях друг с другом и со средой обитания. Нам с вами нужно с большим пониманием и гуманностью относиться к «братьям нашим меньшим», что в конечном итоге послужит делу охраны природы, сохранению экологического равновесия.

3. ПОЗНАНИЕ ЖИЗНИ (5-й кл.)

ЗАДАНИЯ

1. Каждому на листочках требуется записать фамилии ученых, философов, о которых шла речь (в конце мероприятия).

2. Вызываются 2-3 учащихся: кто из них быстрее перепишет все планеты Солнечной системы.

ЦЕЛИ:

1) формирование у учащихся познавательного интереса к изучению предметов естественного цикла;

2) создание у учащихся представления о целостной естественно-научной картине мира.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Астроном – министр Пьер Лаплас

2. Земля родилась холодной (О. Шмидт)

3. Школа «перипатетиков» (Аристотель)

4. Библиотекарь измерил Землю (Эратосфен)

5. Океан истин (И. Ньютон)

6. Шестерка и 21 нуль (Геттон)

7. Шар на проволоке (Фуко)

8. «Тормоз» планеты

9. «Живой» пояс Земли

10. Неожиданный поворот

11. Заключение

ОФОРМЛЕНИЕ:

1) красочное изображение планет Земли, Луны, Солнца, вулканических извержений, кратеров;

2) портреты или фотографии исследователей, ученых, философов.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

(один учащийся может играть 2 роли)

1. Ведущий N 1.

2. Ведущий N 2.

3. Ведущий N 3.

4. Ведущий N 4.

5. Ведущий N 5.

6. Ведущий N 6.

7. Ведущий N 7.

8. Ведущий N 8.

9. Бувар.

10. Лаплас.

11. Джинс.

12. Учитель.

13. Шмидт.

14. Аристотель.

15. Глашатай.

16. Торговец.

17. Эратосфен.

18. Мать Ньютона.

19. Родственник Ньютона.

20. Академик.

21. Ньютон.

22. Местный житель.

23. Геттон.

24. Кавендиш.

25. Мальчишка-газетчик.

26. Фуко.

27. Астроном.

28. Д. Дарвин.

29. Елькин.

30. Альпинист.

31. Альпинистка.

32. Слуга.

33. Бюффон.

Ведущий N 1: «Сила познания – в сомнении», – говорил Максим Горький.

Ведущий N 2: Сегодня мы с вами познакомимся с историей исследования и развития представлений о происхождении нашей планеты, ее форме, размерах, тайнах строения, о возрасте и вращении Земли.

(появляется Наполеон).

Ведущий N 1: Наполеон отложил книгу в сторону и мелкими шажками пробежался по комнате. Потом потер руки, взглянул на потемневшие от времени портреты французских королей, сел к столу. По бумаге заторопилось перо…

Наполеон (пишет и говорит вслух): «…истинно сожалею, что сила обстоятельств удалила меня от ученого поприща, по крайней мере я желаю, чтобы люди будущих поколений, читая „Небесную механику“, не забыли того уважения, которое я питал всегда в душе к ее автору…»

Ведущий N 2: «Завоеватель мира» считал себя покровителем наук. Ведь он числился действительным членом механической секции французской академии. Особенно Бонапарт чтил академика Пьера Лапласа. Назначил его министром. Дал ему графское звание.

Ведущий N 1: Нередко к Лапласу заглядывали и знаменитый математик Лагранж, и не менее знаменитый Кювье. Но чаще всего – молодые ученые. Среди них был розовощекий швейцарец Бувар. Обычно после утренних занятий Лаплас беседовал с молодыми.

Бувар: Учитель, что вы думаете о происхождении планет, в частности нашей Земли? Не можете ли поделиться своими мыслями?

Лаплас: Думаю я об этом давно. После Коперника нам известно, что Земля и планеты вращаются вокруг Солнца. Притом, дорогой Бувар, все они движутся в одном направлении. Только по разным орбитам. Одни дальше от дневного светила, другие ближе. Не кажется ли тебе, что в этом общем движении, может быть, и спрятан секрет происхождения нашей Земли?

Бувар: Не понимаю. Право, не понимаю.

Лаплас: Тогда представь себе наше Солнце, наше жгучее светило в виде огромной раскаленной газовой туманности. Я думаю, таким оно было очень давно: миллионы, а может быть, и миллиарды лет назад. Туманность быстро вращалась и постепенно расплывалась, сплющивалась. Она стала похожа на огромное чечевичное зерно. Со временем из-за очень быстрого вращения от нее начали отрываться раскаленные кольца. Ну, такие же, как от твоей трубки. Так вот, дорогой Бувар, я предполагаю, что и Земля произошла из подобного распавшегося Солнечного кольца. У меня уже есть кое-какие математические расчеты. Они подтверждают эту гипотезу. Потом покажу их тебе. А сейчас извини, нужно идти работать.

Ведущий N 2: Таков был Лаплас. Добрый к друзьям – строгий к себе. Изо дня в день более 25 лет он писал свой многотомный труд «Трактат о небесной механике» – учение о движении и происхождении далеких планет. В нем заключена вся жизнь ученого.

Ведущий N 1: Джеймс Хонвуд Джинс был физиком. Он изучал свойства земных газов.

Джинс: Два очень раскаленных тела будут обладать свойствами газов и жидкостей. Когда они подойдут близко друг к другу, на их поверхности появятся приливы, похожие на бугры. Они возникнут от взаимных сил притяжения. Если тела одинаковые, то и приливы будут одинаковые. А если разные? Тогда большое тело вырвет из маленького «соседа» струю горячих газов, очень похожую на длинный рукав. Сначала такой «рукав» будет находиться под действием двух вращающихся звезд и сам начнет вращаться между ними. Потом «чужая» звезда уйдет дальше, в мировое пространство. Наступит сгущение огненной струи. Она превратится в отдельные планеты.

Ведущий N 2: «Приливная гипотеза» Джинса просуществовала четверть века.

Учитель: Шмидт.

Ведущий N 1: Отто встал, подошел к доске, взял в руки мел и задумался. Лицо гимназиста было бледным, в уголках губ проглядывали морщинки. Еще совсем недавно он лежал в постели. Теперь Отто победил тяжелую болезнь. Теперь он снова в классе, но…

Учитель: Что вы молчите, Шмидт? Не приготовили урок?

Шмидт: Да.

Учитель: В таком случае ставлю единицу. Ничего не поделаешь.

Ученик: Он болел! Не ставьте. Он догонит!

Ведущий N 2: Математик нахмурился, чуть улыбнулся, опять стал строгим. Внимательно оглядел своих учеников и сказал гимназисту:

– Прошу извинить. Можете идти на место.

Шмидт: Не пойду. Я попробую доказать теорему по-своему.

Ведущий N 1: Шмидт сначала робко, потом все смелей и смелей начал выписывать цифры и формулы. И с каждым прикосновением мела к доске все шире и шире раскрывались глаза старого математика. Ирония перешла в удивление, потом в восторг. Казалось, дальнейший путь гимназиста 7-го класса определен. Его призвание – математика.

Ведущий N 2: Но почему спустя много лет Отто Юльевич Шмидт едет к далекому Памиру? Затем он отправляется в знаменитые арктические походы? Да потому, что его призванием также стала и география. Ученый рассказывал о своей новой теории происхождения Земли.

Шмидт: Земля – это огромный шар, на котором живут люди. Она кормит нас и одевает. Земля дает людям жизнь. Как же она сама родилась? Нас долго учили, что наша планета была огненно-жидким телом и потом постепенно остывала. Такое утверждали и Лаплас, и англичанин Джинс, который сумел избежать многих ошибок великого француза. Но и сам во многом ошибался.

Солнце и Земля движутся во Вселенной. Иногда они проходят сквозь космические туманности. Тогда в ночном небе можно увидеть «звездный дождь». Тысячи осколков «небесных» камней сгорают в воздушной атмосфере. Она – защитная одежда Земли. Но раньше такой атмосферы не существовало. Да и сама планета напоминала собой лишь бесформенный сгусток газо-пылевых веществ. Этот сгусток постепенно рос. Он вбирал в себя и гигантские обломки, и маленькие частички из межзвездной туманности. Густым дождем падали они на поверхность будущей Земли. Шло время. От такой бомбардировки, от перехода энергии из одного вида в другой будущая Земля стала колебаться. Сначала неравномерно, словно легкая лодка среди бушующих морских волн. Потом все равномернее, равномернее. И вот уже планета вращается.

Ведущий N 1: Так, по мнению академика Отто Юльевича Шмидта, рождалась Земля. Лишь позднее начались частичный разогрев и расплавление горных пород благодаря распаду радиоактивных веществ.