Книга Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2007 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» - читать онлайн бесплатно, автор Андрей Николаевич Королев. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2007 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»
Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2007 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2007 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»

Под сведениями о прохождении Государственной границы РФ в соответствии со ст. 8 Федерального закона понимаются сведения, содержащие:

описание прохождения Государственной границы;

реквизиты международных договоров РФ и федеральных законов, в соответствии с которыми установлено или изменено прохождение границы;

реквизиты документов об изменениях, уточнениях прохождения Государственной границы РФ на местности, произведенных в порядке проверки на основании международных договоров РФ (см. комментарий к ст. 8).

Перечень сведений о границах между субъектами РФ, о границах муниципальных образований, о границах населенных пунктов, закрепленный в ст. 9 Федерального закона, включает:

описание местоположения границ между субъектами РФ;

реквизиты правовых актов о согласовании и об утверждении изменения границ между субъектами;

описание местоположения границ муниципальных образований, населенных пунктов;

реквизиты правовых актов об установлении или изменении границ муниципальных образований, населенных пунктов (см. комментарий к ст. 9).

В состав сведений о территориальных зонах и о зонах с особыми условиями использования территорий, установленный ст. 10 Федерального закона, входят:

индивидуальные обозначения зон;

описание местоположения границ зон;

наименование органов и реквизиты решений органов государственной власти или органов местного управления, принявших решения об установлении или изменении этих зон с указанием официального источника опубликования таких решений;

содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах зоны с особыми условиями использования территорий (см. комментарий к ст. 10).

К иным сведениям, предусмотренным Федеральным законом, относятся сведения о кадастровом делении территории РФ, а также сведения о картографической и геодезической основах кадастра.

Сведения о кадастровом делении территории Российской Федерации, перечисленные в ст. 11 Федерального закона, включают:

номера единиц кадастрового деления;

наименования кадастровых округов, кадастровых районов;

описания местоположения границ единиц кадастрового деления;

реквизиты правовых актов об установлении или изменении единиц кадастрового деления территории РФ (см. комментарий к ст. 11).

Перечень сведений о картографической и геодезической основах кадастра, указанный в ст. 12 Федерального закона, включает:

дату создания, масштаб, систему координат соответствующей картографической основы кадастра, сведения об организации, ее создавшей;

каталоги (списки) координат пунктов опорных межевых сетей с указанием системы координат;

типы знаков и описание местоположения пунктов опорных межевых сетей (см. комментарий к ст. 12).

Государственный кадастр недвижимости является государственным информационным ресурсом, под которым в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»[2] (ч. 9 ст. 14) понимается информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы. Государственные информационные системы в соответствии с указанным Законом (ст. 2, ст. 13, 14) – это федеральные и региональные информационные системы, представляющие собой совокупность информации и обрабатывающих их информационных технологий и технических средств.

Государственные информационные системы создаются в целях реализации полномочий государственных органов и обеспечения обмена информацией между этими органами на основе статистической и иной документированной информации, предоставляемой гражданами, организациями, государственными органами, органами местного самоуправления.

3. Одной из составляющих кадастровых отношений является осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества.

В комментируемой части определяется государственный кадастровый учет недвижимого имущества как действия уполномоченного органа (в настоящее время это Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость)(см. комментарий к ст. 3)) по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе. Данные сведения представляют собой объединение уникальных характеристик объекта и дополнительных сведений об объекте, которые в совокупности подтверждают существование или прекращение существования такого недвижимого имущества.

Порядок осуществления государственного кадастрового учета установлен ст. 16–28 Федерального закона (см. комментарий к ним).

4. К кадастровым отношениям относится также выполнение кадастровой деятельности, определение которой ранее не было закреплено на законодательном уровне.

Кадастровая деятельность представляет собой выполнение кадастровым инженером кадастровых работ.

Новеллой Федерального закона является появление нового субъекта кадастровых отношений – кадастрового инженера, который представляет собой физическое лицо, соответствующее определенным квалификационным требованиям, перечень которых указан в ст. 29 Федерального закона, и готовящее документы для проведения кадастрового учета объектов недвижимого имущества.

Под кадастровыми работами понимаются работы, осуществляемые кадастровым инженером на основе договора подряда, результатом которых является подготовка следующих документов: межевого плана, технического плана или акта обследования – для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет объекта недвижимости, об учете изменений объекта недвижимости или о снятии с учета объекта недвижимости (см. комментарий к ст. 35–42).

5. Под объектами недвижимого имущества (недвижимости) в соответствии со ст. 130 Гражданского кодекса РФ[3] (ГК РФ) понимаются земельные участки, участки недр и объекты, прочно связанные с землей, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в частности здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

К недвижимому имуществу относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты.

В комментируемой части статьи содержится исчерпывающий перечень объектов недвижимости, в отношении которых осуществляется кадастровый учет на основе Федерального закона, а именно:

земельные участки;

здания;

сооружения;

помещения;

объекты незавершенного строительства.

Понятие земельного участка закреплено в ст. 6 Земельного кодекса РФ от 25 декабря 2001 г. № 136-ФЗ (в ред. от 19 июня 2007 г.)[4] (ЗК РФ), где под ним понимается часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.

Земельный участок может быть делимым и неделимым. Делимым является земельный участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Понятия «здание» и «сооружение» не закреплены на законодательном уровне.

Однако согласно Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94[5], утвержденному постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 г. № 359, к зданиям (кроме жилых) относятся здания, представляющие собой архитектурно-строительные объекты, назначением которых является создание условий (защита от атмосферных воздействий и проч.) для труда, социально-культурного обслуживания населения и хранения материальных ценностей. Здания имеют в качестве основных конструктивных частей стены и крышу.

В названном классификаторе также приведено определение сооружения. Это инженерно-строительные объекты, назначением которых является создание условий, необходимых для процесса производства путем выполнения тех или иных технических функций, не связанных с изменением предмета труда, или для осуществления различных непроизводственных функций.

Объектом, выступающим как сооружение, является каждое отдельное сооружение со всеми устройствами, составляющими с ним единое целое.

Например:

нефтяная скважина включает вышку и обсадные трубы;

плотина – тело плотины, фильтры и дренажи, шпунты и цементационные завесы, водоспуски и водосливы с металлическими конструкциями, крепления откосов, автодороги по телу плотины, мостики, площадки, ограждения и др.;

эстакада включает фундамент, опоры, пролетные строения, настил, пути по эстакаде, ограждения;

мост включает пролетное строение, опоры, мостовое полотно (мостовые охранные брусья, контрольный и мостовой настил);

автомобильная дорога в установленных границах – земляное полотно с укреплениями, верхнее покрытие и обстановку дороги (дорожные знаки и т. п.), другие, относящиеся к дороге сооружения – ограждения, сходы, водосливы, кюветы, мосты длиной не более 10 м, ров;

отдельные элементы главного железнодорожного пути каждого направления в границах дистанции пути – включают земляное полотно, дренажные, водоотводные и укрепительные сооружения земляного полотна, верхнее строение пути (рельсы, глухие пересечения, стрелочные переводы и др.), переезды через главные пути, которые включают ручные шлагбаумы, постоянные снеговые заборы.

Понятие помещения ранее было закреплено в Федеральном законе от 15 июня 1996 г. № 72-ФЗ «О товариществах собственников жилья», где под ним понималась единица комплекса недвижимого имущества (часть жилого здания, иной связанный с жилым зданием объект недвижимости), выделенная в натуре, предназначенная для самостоятельного использования для жилых, нежилых и иных целей, находящаяся в собственности граждан или юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований.

На данный момент законодательно закреплено определение жилого помещения. Согласно ч. 2 ст. 15 и ст. 16 Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ) от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ[6] жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

К жилым помещениям относятся:

жилой дом, часть жилого дома;

квартира, часть квартиры;

комната.

Жилой дом – индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

Квартира – структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

Комната – часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.

Под объектом незавершенного строительства в законодательстве понимается объект недвижимого имущества, строительство которого не завершено[7].

Согласно ст. 25 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»[8] (в ред. от 24 июля 2007 г.) право собственности на объект незавершенного строительства регистрируется при наличии:

документов, подтверждающих право собственности на данный земельный участок (право пользования данным земельным участком);

разрешения на строительство;

проектной документации;

документов, содержащих описание объекта незавершенного строительства.

6. В связи с тем, что к объектам недвижимого имущества относятся также участки недр, предприятия, подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты, Федеральный закон прямо исключил их из сферы своего регулирования.

Государственный учет участков недр в связи с их особой значимостью для экономики государства осуществляется в специальном порядке в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов РФ от 21 декабря 2005 г. № 346 «Об утверждении порядка государственного учета и ведения государственного реестра работ по геологическому изучению недр»[9] Федеральным агентством по недропользованию или его территориальным органом.

Предприятием в соответствии со ст. 132 ГК РФ признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права. В связи с тем что целью Федерального закона является индивидуализация и идентификация каждого из входящих в предприятие объектов недвижимого имущества, предприятие как имущественный комплекс не может быть объектом учета.

Воздушные и морские суда исключены из сферы регулирования Федерального закона, так как учетом данных объектов и их государственной регистрацией занимаются специализированные органы технического надзора.

Космические объекты регистрируются и учитываются отдельно в соответствии с федеральными законами и международными договорами РФ.

7. Отдельно в качестве объектов недвижимого имущества, попадающих под сферу действия Федерального закона, выделены подземные сооружения. Это связано с тем, что комментируемый Закон и иные федеральные законы могут устанавливать ограничения в отношении учета подземных сооружений. Под ними понимаются сооружения, расположенные ниже уровня поверхности земли, в частности тоннели, трубопроводы, хранилища.

Статья 2. Правовая основа регулирования кадастровых отношений

Правовую основу регулирования кадастровых отношений составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

Статья 2 определяет систему нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением ее государственного кадастрового учета и кадастровой деятельности. При этом необходимо отметить, что законодатель не просто определил совокупность нормативных правовых актов, а выстроил их систему:

Конституция Российской Федерации;

основные кодексы;

комментируемый Федеральный закон; иные федеральные законы;

иные нормативные правовые акты Российской Федерации, издаваемые в соответствии с федеральным законодательством.

Следует, однако, сразу же оговориться, что предусмотренная система не должна восприниматься как установление приоритета применения в сфере кадастровых отношений отдельных кодексов и Федерального закона по отношению к другим федеральным законам.

По этому вопросу Конституционный Суд РФ в Определении от 5 ноября 1999 г. № 182-0 «По запросу Арбитражного суда города Москвы о проверке конституционности пунктов 1 и 4 части четвертой статьи 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» в ответ на ссылку заявителя на ст. 3 ГК РФ, согласно которой «нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать данному Кодексу», специально указал, что «в статье 76 Конституции РФ не определяется и не может определяться иерархия актов внутри одного их вида, в данном случае – федеральных законов. Ни один федеральный закон в силу статьи 76 Конституции РФ не обладает по отношению к другому федеральному закону большей юридической силой».

Таким образом, при возникновении спорных ситуаций и выявлении противоречий между одним из указанных кодексов и иным федеральным законом нельзя однозначно говорить о том, что подлежит применению кодекс. Для правильного определения правовой нормы, подлежащей применению в конкретном случае, необходимо использовать основные правила устранения правовых коллизий (правила общей и специальной нормы, ранее и позднее изданные акты и т. д.).

В данном случае законодатель всего лишь структурировал нормативные правовые акты, выделив среди них основные. Так, основы регулирования содержатся в Конституции РФ, понятие, режим и особенности регулирования различных видов недвижимого имущества определены в Гражданском кодексе РФ, Земельном кодексе РФ, Лесном кодексе РФ, Водном кодексе РФ, Градостроительном кодексе РФ, Жилищном кодексе РФ, а специальные нормы в отношении именно кадастровых отношений – в комментируемом Законе, других федеральных законах и, наконец, специальных нормативных правовых актах, уже принятых, и тех, которые еще планируется принять.

Что интересно, практически все кодексы, указанные в комментируемой статье, за исключением Гражданского кодекса РФ, были приняты за последние 6 лет, поэтому правовой режим отдельных объектов недвижимого имущества достаточно изменился по сравнению с ранее действовавшим законодательством. В качестве положительной тенденции можно отметить тот факт, что обновление происходило практически одновременно с учетом единой концепции, поэтому «омолаживание» законодательства прошло без обнаружения явных противоречий и коллизий между ними.

Рассмотрим основные нормативные правовые акты, прямо или косвенно регулирующие сферу кадастровых отношений.

Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием, применительно к сфере регулирования кадастровых отношений включает три группы норм: нормы, определяющие принципы осуществления права собственности на имущество, основы федеративного устройства государства и разграничения компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления, принцип прямого действия Конституции РФ и порядок принятия федеральных законов в данной сфере.

Так, ст. 9, 35, 36 Конституции РФ посвящены институту собственности на недвижимое имущество.

В соответствии со ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Устанавливается, что право частной собственности охраняется законом, и никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (ст. 35 Конституции РФ).

Установление каких-либо ограничений и запретов в отношении возможности граждан и юридических лиц иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами не допускается (ст. 35 Конституции РФ).

Особо регулируются вопросы собственности на землю. Так, в соответствии со ст. 36 Конституции РФ граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю; владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Согласно ст. 5 Конституции РФ ее федеративное устройство основано на разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ. Разграничение полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами определяется Конституцией РФ, предусматривающей: 1) компетенцию Российской Федерации, 2) совместную компетенцию Российской Федерации и ее субъектов и 3) компетенцию субъектов РФ.

Полномочия Российской Федерации в сфере «кадастровых» отношений, предусмотренные в комментируемой статье, основываются на ст. 71 и 72 Конституции РФ.

Так, к ведению Российской Федерации согласно ст. 71 относятся:

принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением (прежде всего в сфере регулирования кадастровых отношений);

регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;

федеративное устройство и территория Российской Федерации;

определение статуса и защита территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации (в систему государственного кадастра входят также и сведения о прохождении Государственной границы РФ, о границах между субъектами РФ, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий);

установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;

федеральная государственная собственность (прежде всего на земельные участки и расположенные на них сооружения, на иные природные ресурсы) и управление ею;

гражданское, гражданско-процессуальное законодательство (как методы защиты прав и законных интересов собственников недвижимого имущества и иных правообладателей).

К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов согласно ст. 72 Конституции РФ относятся:

обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и федеральным законам;

защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности;

вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, лесными и другими природными ресурсами;

разграничение государственной собственности (прежде всего на землю, на другие природные ресурсы);

природопользование;

охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;

особо охраняемые природные территории;

административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.

Вне пределов ведения и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов субъекты РФ согласно ст. 73 Конституции РФ обладают всей полнотой государственной власти.

И, наконец, третья группа норм, посвященных действию Конституции РФ и порядку принятия федеральных законов в данной сфере.

Статья 15 Конституции РФ предусматривает, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в ней, не должны противоречить Конституции РФ, а законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, принятые по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации или к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, не могут противоречить федеральным законам (ст. 76 Конституции РФ).

Таким образом, устанавливается принцип прямого, непосредственного действия Конституции РФ, означающий, что ее нормы действуют на всей территории страны и не требуют дополнительной фиксации в иных нормативных правовых актах. Наиболее важным следствием из этого принципа выступает возможность защитить свои права посредством указания на конкретную статью Конституции РФ, которой предусмотрено нарушенное право. И для этого совершенно не важно, предусмотрено оно еще каким-либо нормативным правовым актом или нет.

Важным нормативным правовым актом в сфере регулирования кадастровых отношений, безусловно, является Гражданский кодекс РФ, и прежде всего его первая, вторая и отчасти третья части.

Нормы Гражданского кодекса РФ (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. 118-ФЗ от 26 июня 2007 г.) определяют: