предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.
В статье 2 Федерального закона «О бухгалтерском учете» даны основные общие понятия бухгалтерского учета. Несмотря на оговорку о том, что они используются для целей этого Федерального закона, они имеют нормативное значение, поскольку надо учитывать, что этот Федеральный закон устанавливает правила, с которыми должны быть согласованы все виды бухгалтерского учета. К используемым в Федеральном законе «О бухгалтерском учете» основным (общим) понятиям относятся следующие:
руководитель организации – руководитель исполнительного органа организации либо лицо, ответственное за ведение дел организации;
синтетический учет – учет обобщенных данных бухгалтерского учета о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным экономическим признакам, который ведется на синтетических счетах бухгалтерского учета;
аналитический учет – учет, который ведется в лицевых, материальных и иных аналитических счетах бухгалтерского учета, группирующих детальную информацию об имуществе, обязательствах и о хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета;
план счетов бухгалтерского учета – систематизированный перечень синтетических счетов бухгалтерского учета;
бухгалтерская отчетность – единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.
Согласно ст. 57 Федерального закона «О бухгалтерском учете» Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций и банковских групп правила бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами. При этом устанавливаемые Банком России правила применяются в отношении бухгалтерской и статистической отчетности, которая составляется за период, начинающийся не ранее даты опубликования указанных правил.
Нормативные акты Банка России, регулирующие порядок бухгалтерского учета и отчетности кредитных организаций, обязательны для всех кредитных организаций. Нарушение этих норм влечет применение к кредитным организациям санкций, предусмотренных в ст. 74 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
Установление правил бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы РФ осуществляется Банком России исходя из необходимости достижения следующих целей:
обеспечения единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых кредитными организациями;
составления и представления сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении кредитных организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.
Для осуществления своих функций Банк России в соответствии с перечнем, установленным Советом директоров, имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации.
Банк России вправе устанавливать для участников банковской группы порядок предоставления информации об их деятельности, которая необходима для составления консолидированной отчетности.
Для составления банковской и денежной статистики, платежного баланса Российской Федерации, для анализа экономической ситуации Банк России имеет право запрашивать и получать необходимую информацию на безвозмездной основе у федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, юридических лиц.
Поступившая от юридических лиц информация по конкретным операциям не подлежит разглашению без согласия соответствующего юридического лица, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Банк России публикует сводную статистическую и аналитическую информацию о банковской системе Российской Федерации в «Вестнике Банка России».
Важно, что, устанавливая правила, о которых идет речь, Банк России не должен требовать от кредитных организаций несвойственных для них функций, а также не вправе требовать предоставления не предусмотренной федеральными законами информации о клиентах кредитных организаций и об иных третьих лицах, не связанной с банковским обслуживанием указанных лиц (ст. 58 Федерального закона).
Положения ст. 40 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» устанавливают, что правила ведения бухгалтерского учета, представления финансовой и статистической отчетности, составления годовых отчетов кредитными организациями определяются Банком России с учетом международной банковской практики».
Отчетность кредитных организаций и банковских групп. В статье 43 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» устанавливается, что кредитная организация представляет в Банк России годовой отчет (включая бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках) после подтверждения его достоверности аудиторской организацией. Если кредитная организация имеет возможность оказывать существенное (прямое или косвенное) влияние на деятельность иных юридических лиц (за исключением кредитных организаций), она составляет и представляет указанный отчет на консолидированной основе в порядке, определяемом Банком России. (См.: Положение Банка России от 5 января 2004 г. № 246-П «О порядке составления головной кредитной организацией банковской/консолидированной группы консолидированной отчетности».)
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. Постатейный комментарий к Федеральному закону от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
2
Суханов Е. Приобретение и прекращение права собственности // Хозяйство и право. – 1998. – № 6. – С. 3.
3
См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 19 января 1999 г. № 4401/98 // www.inpravo.ru/prinrg/orgb154/page14.htm
4
Качанов Р.Е. Бесправие Банка России как следствие неурегулированности его статуса // www.edu-zone.net/show/81793.html
5
Курбатов А. Комментарий к Федеральному закону «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // Хозяйство и право. – 2001. – № 12. – С. 23.
6
СЗ РФ. – 2002. – № 48. – Ст. 4746.
7
См.: Происхождение центральных (эмиссионных) банков и их сущность // www.ido.edu.ru/developmen/lectures/204/P7.htm
8
Макарова Я.М. Проблемы правового положения Центрального банка Российской Федерации как юридического лица. – М., 2001. – С. 7.
9
Суханов Е.А. // www.cyclopedia.ru/106/202/2697656.html
10
Бэкер А. Банк Англии и его взаимоотношения с правительством // Бизнес и банки. – 1999. – № 6. – С. 7.
11
Викулин А.Ю. Особенности правового положения Банка Японии // Труды Московской государственной юридической академии. – 1997. – № 2. – С. 98.
12
Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.В. Современный экономический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2006.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги