Иван Козлов
История философии в контексте времени: Учебное пособие для музыкальных вузов (академический бакалавриат)
Автор:
Козлов Иван Иванович
кандидат философских наук,
доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин
ФГБОУ ВО «Российская академия музыки имени Гнесиных»
Рецензенты:
Дмитриева Нина Анатольевна доктор философских наук, доцент, профессор кафедры философии ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Заборских Тамара Петровна кандидат философских наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин ФГБОУ ВО «Российская академия музыки имени Гнесиных»
В оформлении обложки использована «Афинская школа» – фреска работы Рафаэля Санти в Станца делла Сеньятура («Залеуказов») Ватиканского дворца.
© Козлов И.И., 2020
© «Пробел-2000», 2020
Введение
Что такое философия и зачем ее нужно изучать?
За последние годы произошло качественное преобразование социума на основе стремительного развития информационных технологий и высокого уровня инноваций. В современном мире большинство людей продолжают размышлять на так называемые философские темы, задавая обманчиво простые вопросы, в надежде получить столь же простые ответы. Именно с ответа на вопросы «почему», «зачем» и «для чего» следует приступать к изучению новой области знания.
Как разобраться в перипетиях философии? Что такое разум и сознание? Какова природа реальности? Что представляет собой человек? Свободны ли мы в своем выборе? Можем ли мы вообще быть в чем-то уверены?
Большинство философских вопросов не имеет ничего общего с повседневной жизнью. Однако это не значит, что не нужно пытаться найти на них исчерпывающие ответы. Иногда это получается, но гораздо чаще эти вопросы остаются без ответов.
Осознаем ли мы это или нет, но философия является частью нашего жизненного мира, а философские размышления проходят через всю нашу повседневную жизнь. Изучать философию имеет смысл потому, что ее предмет является самым важным из того, что нужно знать, чтобы быть настоящим Человеком. Если выявление и уточнение философских размышлений осуществляется отдельным человеком, то они носят личностный характер. Однако одновременно они являются и всеобщими, поскольку с их помощью открывается все более глубокое и единое понимание человеческого мира. Такого рода деятельность является философской по своей природе и можно многому научиться, зная, что думали и говорили по поводу различных жизненных вопросов философы.
Как и наши современники, философы прошлого утверждали, что говорят истину. В этом смысле они бросают вызов нашему времени точно так же, как они бросали его своему. Вот почему необходимо серьезно относиться и к мыслителям античности, и, например, философам Нового времени, только заняв определенную позицию по отношению к сказанному ими. Такой подход предполагает вступление с ними в диалог, позволяющий сопоставить и испытать наши и их точки зрения. Именно в этом состоит одно из отличий философствующей истории философии от вторичной реконструкции идей прошлого.
Вопрошание продолжает оставаться наиболее важным для понимания того, что такое философия. Изучающий ее должен сам задавать вопросы, не бояться прибегать к помощи других. В философии не существует «окончательных» ответов, которые легко отыскать в перечне готовых решений. Поэтому, только начав задавать вопросы, можно прийти к ее лучшему пониманию.
Философия – это не готовое знание, а поиск истины. Иначе говоря, освоившим философию как учебный предмет является такой обучающийся, который научился думать самостоятельно. Безусловно, такое мышление должно быть культурным и грамотным. Грамотность подразумевает знание хотя бы элементарных вещей в области философии – основных проблем, терминов, идейных течений, а культура мышления включает в себя умение созерцать сверхчувственные феномены, умение видеть проблему и правильно ставить вопросы, умение размышлять и логично связывать свои мысли, умение адекватно выражать и обосновывать свою позицию, умение понимать оппонента и учиться у него.
Пособие познакомит с древними и современными философами и позволит узнать, что они думали об устройстве Вселенной, истине, нравственности, человеке. Вы сможете узнать о наиболее важных философских учениях, школах, направлениях в контексте времени, чтобы понимать взгляды и оценки великих мыслителей в свете их собственных представлений и, возможно, это поможет Вам по-новому понять мир.
Цели и задачи дисциплины «Философия»
Цели дисциплины:
• способствовать созданию у студентов целостного системного представления о мире и месте человека в нем;
• сформировать и развить философское мировоззрение и методологическую культуру в качестве основы практических навыков для дальнейшего использования в рамках избранной образовательной программы;
• содействовать воспитанию гармонично развитой личности с гуманистически ориентированной ценностной системой.
Эти цели соотнесены с общими целями основной образовательной программы, способствуют освоению знаний междисциплинарного характера, служат основой решения воспитательных задач в ходе учебного процесса.
В ходе освоения историко-философской проблематики студенты знакомятся с процессом смены типов познания в истории человечества, обусловленным временем, культурной и цивилизационной спецификой стран и регионов, внутренними закономерностями и основными векторами развития. Теоретические аспекты курса включают в себя основные проблемы бытия и познания, рассматриваемые как в рефлексивном, так и ценностном отношении.
Изучение курса философии опирается на исторические знания студентов, а также на полученные ими знания по обществознанию в средней школе.
Реализация основных целей в ходе преподавания учебной дисциплины «Философия» предполагает решение следующих задач:
развить у студентов интерес к фундаментальным знаниям, стимулировать потребность в философских оценках исторических событий и фактов действительности, способствовать усвоению ими идеи единства мирового историко-культурного процесса при одновременном признании многообразия его форм;
• обеспечить изучение студентами всеобщих законов бытия и общественного развития, достижений мировой и русской философской мысли, осмысление общечеловеческих и отечественных гуманистических ценностей, способствовать на этой основе формированию у них устойчивой мировоззренческой ориентации, необходимого уровня общей и философской культуры;
• помочь студентам в овладении методологией научного анализа, в том числе междисциплинарного, адекватной современным требованиям и вызовам социального развития, потребностям эволюции основных сфер общественной жизни;
• содействовать формированию духовного мира будущих профессионалов (юристов, экономистов, психологов, специалистов в области государственного и муниципального управления и других), воспитанию чувства высокой ответственности за выполнение гражданского и профессионального долга, способствовать развитию интеллекта, культуры, высокой нравственности, патриотизма, чести и достоинства российского интеллигента;
• сформировать у студентов навыки и умения систематической работы над философскими источниками и литературой;
• содействовать решению воспитательных задач и формированию гармонично развитой, граждански и профессионально ответственной личности, руководствующейся высокими духовными ценностями и моральными нормами.
В ходе изучения выпускник должен обладать следующими универсальными компетенциями:
УК-1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач.
Знать:
– основные закономерности взаимодействия человека и общества,
– этапы исторического развития человечества;
– основные философские категории и проблемы человеческого бытия;
– принципы поиска методов изучения произведения искусства;
– терминологическую систему.
Уметь:
– анализировать социально и личностно значимые философские проблемы;
– осмысливать процессы, события и явления мировой истории в динамике их развития, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;
– «мыслить в ретроспективе» и перспективе будущего времени на основе анализа исторических событий и явлений;
– формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам;
– использовать полученные теоретические знания о человеке, обществе, культуре, в учебной и профессиональной деятельности;
– критически осмысливать и обобщать теоретическую информацию;
– применять системный подход в профессиональной деятельности.
Владеть:
– технологиями приобретения, использования и обновления социо-гуманитарных знаний;
– навыками рефлексии, самооценки, самоконтроля;
– общенаучными методами (компаративного анализа, системного обобщения).
УК-5. Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально- историческом, этическом и философском контекстах.
Знать:
– механизмы межкультурного взаимодействия в обществе на современном этапе, принципы соотношения общемировых и национальных культурных процессов;
– проблемы соотношения академической и массовой культуры в контексте социальной стратификации общества, основные теории культурного развития на современном этапе;
– национально-культурные особенности социального и речевого поведения представителей иноязычных культур;
– обычаи, этикет, социальные стереотипы, историю и культуру других стран;
– исторические этапы в развитии национальных культур;
– художественно-стилевые и национально-стилевые направления в области отечественного и зарубежного искусства от древности до начала XXI века;
– национально-культурные особенности искусства различных стран.
Уметь:
– адекватно оценивать межкультурные диалоги в современном обществе;
– соотносить современное состояние культуры с ее историей;
– излагать и критически осмысливать базовые представления по истории и теории новейшего искусства;
– находить и использовать необходимую для саморазвития и взаимодействия с другими иноязычную информацию о культурных особенностях и традициях различных социальных групп;
– проводить сравнительный анализ онтологических, гносеологических, этических идей, представляющих различные философские учения;
– сопоставлять общее в исторических тенденциях с особенным, связанным с социально-экономическими, религиознокультурными, природно-географическими условиями той или иной страны;
– работать с разноплановыми историческими источниками;
– извлекать уроки из исторических событий, и на их основе принимать осознанные решения;
– адекватно реализовать свои коммуникативные намерения в контексте толерантности;
– находить и использовать необходимую для взаимодействия с другими членами социума информацию о культурных особенностях и традициях различных народов;
– демонстрировать уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп.
Владеть:
– развитой способностью к чувственно-художественному восприятию этнокультурного разнообразия современного мира;
– нормами недискриминационного и конструктивного взаимодействия с людьми с учетом их социокультурных особенностей;
– речевым этикетом межкультурной коммуникации;
– навыками анализа различных художественных явлений, в которых отражено многообразие культуры современного общества, в том числе явлений массовой культуры.
Раздел I
Введение в философию
Тема № 1
Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества
Характеристика философского знания
Философия – одна из древнейших областей человеческого знания, часть духовной культуры. На протяжении тысячелетий человечество ориентировалось в мире, опираясь на религиозно-мифологические представления. Но на рубеже VII–VI вв. до н. э. практически одновременно в трех разных географических регионах человеческой ойкумены – Индии, Китае и Греции – происходит так называемый интеллектуальный поворот, повлекший за собой формирование исторически первой теоретической формы познания – философии. Осуществляется переориентация общества на интенсивное развитие интеллекта (абстрактного мышления), который становится главным авторитетом в жизни человека и социума.
Философия как разновидность мировоззрения
Изучение философии способствует формированию собственной мировоззренческой позиции человека. Философия представляет собой теоретическое ядро мировоззрения, систему его основополагающих идей.
Что же такое мировоззрение?
Мировоззрение – совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нём человека, а также жизненные позиции, программы поведения и действий людей. Мировоззрение – необходимая составляющая человеческого сознания. В мировоззрении обобщенно представлены познавательная, ценностная, поведенческая сферы в их взаимосвязи.
Объект мировоззрения – мир в целом, но предмет, т. е. то, что оно выделяет в объекте, – это именно взаимоотношение мира и человека. Поэтому мировоззрение всегда субъективно, личностно окрашено.
Мировоззрение – понятие сложное. Оно состоит из знаний человека (жизненно-практических и теоретических), системы ценностей – представление о добре и зле, норм поведения, нравственных, эстетических идеалов.
В структуре мировоззрения можно выделить четыре основные составляющие.
1. Ценностные ориентации. Это система материальных и духовных благ, которые человек и общество признают, как доминирующую силу над собой, определяющую помыслы, поступки и взаимоотношения людей. Определить действительный стержень ценностных ориентаций в человеке, выявить его подлинную духовную составляющую – значит узнать о нем нечто сущностное, после чего становится понятным очень многое в его помыслах, поведенческих актах, поступках. Ценностные ориентации складываются у человека в раннем детстве.
2. Верования. Вера – это феномен сознания, обладающий силой неустранимости и огромной жизненной значимости: человек не может жить без веры, поскольку разум знает, что за его пределами есть бездна, ему недоступная, но в ней что-то схватывается силой интуиции, на чем и вырастает вера. Акт веры представляет собой сверхсознательное чувство, ощущение, своего рода внутреннее «ясновидение», в той или иной мере свойственное каждому человеку, особенно художественным натурам, обладающим философски ориентированным умом. Нельзя отождествлять веру вообще с религиозной верой. Любой атеист тоже преисполнен веры – в самого себя, в свои убеждения, в то, что мир есть «движущаяся материя, данная нам в ощущениях». Ведь это никто никогда не доказал, и никто никогда доказать не сможет, в это можно только верить.
3. Идеалы. Идеал – это своего рода путеводная звезда, без которой нет четкого направления, а нет направления, нет и жизни. Люди решаются на самые грандиозные дела, если впереди им сверкает путеводной звездой идеал. Идеалы – это мечта и о самом совершенном устройстве общества, где все «по справедливости», и о гармонически развитой личности, и о разумных межличностных отношениях, и о нравственном, и о прекрасном, и о полной реализации своих возможностей на благо человечества. Идеалы в основном обращены в грядущее, однако случается, что их находят и в прошлом (вспомним эпоху Возрождения). Истинное в идеалах, как правило, сохраняется в мировоззрении и в конечном счете реализуется в практике, в жизни, а неистинное рано или поздно отбрасывается.
4. Убеждения. Это четко составленная система взглядов в сфере сознания и подсознании, в сфере интуиции и чувств. Убеждение является субъективно наиболее ценной частью мнения человека, но вместе с тем убежденным можно быть лишь в том, что не имеет характера логической бесспорности, а в большей или меньшей степени поддерживается верой. Убеждения составляют стержень мировоззрения и духовное ядро личности. Человек без глубоких убеждений не является личностью в высоком смысле этого слова. Именно идейная убежденность позволяет человеку в минуту смертельной опасности преодолевать инстинкт самосохранения.
Существует несколько основных форм мировоззрения, каждая из которых строит свою картину мира.
Бытовая (обыденная) форма мировоззрения есть у каждого человека. Для нее характерна связь с практической жизнью человека, с его жизненным опытом. Бытовой подход к познанию мира дает элементарные сведения о природе, о самих людях, их условиях жизни, общении, социальных связях и т. д. Однако полученные на этой базе знания носят хаотический, разрозненный характер, представляя собой набор сведений. С другой стороны, значимость житейского знания в качестве предшественника иных форм знания не следует преуменьшать: здравый смысл оказывается нередко тоньше и проницательнее, чем ум ученого или философа. Основанное на здравом смысле и обыденном сознании, такое знание является важной ориентировочной основой повседневного поведения людей в их взаимоотношении между собой.
Мифологическое мировоззрение. Мифология является древнейшей формой мировоззрения и жизненной ориентации человека. В мифе человек не выделяет себя из окружающего мира природы. Предметом отражения является сама первобытная община, а основная функция мифологического сознания имеет не познавательный, а практический характер и состоит в конституировании человеческой общности, регуляции отношений между людьми. Миф необходим для мобилизации сил коллектива, для его сплоченности, от которой зависит степень выживаемости последнего. В этой связи главная мифологическая установка заключается в максимальном подчинении жизни индивида интересам сплочения.
Религиозное мировоззрение заключается в построении картины мира на основе веры в существование сверхъестественной силы, которой, так или иначе, объясняется все происходящее в мире.
Искусство. Художественная форма мировоззрения заключается в построении картины мира на основе саморефлексии, пропускании реальности через собственную душу и построении на основе этого целостных художественных образов.
Научное мировоззрение строит модель реальности, максимально приближенную к истине, даже если абсолютная истина недостижима. У науки есть цель, которая ориентирована на постижение истинного знания, в стремлении достижения истины в определенной сфере жизнедеятельности.
Философское мировоззрение интегрирует наиболее существенные результаты исследований других наук (а также искусств, религий, повседневности и др.) и, синтезируя их, создает наиболее общее и целостное представление о том или ином объекте или предмете. О чем бы ни рассуждал философ, его мысли и идеи, как правило, касаются самого общего, самого существенного, самого глубокого, ценного и важного.
Таким образом, философия является теоретическим ядром мировоззрения. Особенность философского мировоззрения заключается в том, что в нем объединяются научно-теоретический и духовно-практический способы человеческой жизнедеятельности. После мифологии и религии философия в истории человечества явилась третьей, наиболее сложной, интегральной формой мировоззрения, отличающейся рациональностью, системностью, логичностью и теоретической оформленностью.
В отличие от мифологического и религиозного миросозерцания, философская мысль принесла с собой принципиально новый тип миропонимания, фундаментом для которого стали доводы интеллекта. Наблюдения, логический анализ, обобщения, выводы и доказательства постепенно вытесняют фантастический вымысел, сюжеты, образы и самый дух мифологического мышления.
Сопоставление философии, религии и науки как форм мировоззрения
Термин «философия» (от греч. фИею – любить и ooqia – мудрость) буквально означает «любовь к мудрости», стремление к познанию. Считается, что слово «философ» впервые употребил древнегреческий математик и мыслитель Пифагор (ок. 580–500 г. до н. э.) по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и достойному образу жизни. Истолкование же и закрепление в европейской культуре термина «философия» связывают с именем древнегреческого мыслителя Платона. В учении Платона «София» – это мысли божества, определяющие разумное и гармоничное устройство мира. Слиться с «софией» способно лишь божество. Людям же посильны только стремление и любовь к мудрости. Вставших на этот путь стали называть философами, а область их занятий – философией.
Философия как особый вид знания
Философию как особый вид знания следует рассматривать в контексте таких сфер человеческой деятельности и сфер общественного сознания, как наука, идеология, искусство, религия, гуманитарное и обыденное знание.
1. Философия – наука. Специфика философии как вида научного знания заключается в предельной обобщенности информации, получаемой на основе данных частных наук. Большинство философских разделов отвечает критериям научности (объективность, рациональность, проверяемость и др.).
2. Философия – идеология. Все общественные науки идеологичны, в том числе и философия. Так как философия оказывается связанной с идеологией (отражением общественного бытия сквозь призму социальных или классовых интересов), в ее содержании есть идеологическая сторона.
3. Философия – гуманитарное знание. В содержании философского знания есть вопросы, относящиеся к гуманитарным наукам (психологии, литературе и др.), объектом которых является человек, его внутренний мир, человеческие взаимоотношения, сфера культуры.
4. Философия – искусство. В философии имеются черты художественного освоения действительности: личностный, эмоциональный характер познания, образность, синтетичность, эстетичность, субъективность и т. д.
5. Философия – трансцендирующее постижение объекта. Трансцендентный (от лат. transcendendere – переступать) – выходящий за границы возможного. Философия связана с религиозным постижением мира.
6. Философия – любовь к мудрости. Философия внутренне связана с обыденным знанием и включает в себя установку здравого смысла с его ориентацией на познание причин явлений, их познание и практическое применение.
Предмет и структура философского знания
Понимание предмета философского познания исторически менялось. Не существует единого определения философии и в наше время. Наиболее точно выражает специфику философии трактовка ее предмета как всеобщего в системе отношений «мир – человек». Данная система включает различные типы отношений человека к миру: познавательный, практический, ценностно-ориентирующий.
Данные типы отношений точно выявлены немецким философом Иммануилом Кантом (1724–1804) в сформулированных им вопросах, аккумулирующих проблемное ядро философии:
– Что я могу знать? (Каковы познавательные возможности человека.)
– Что я должен делать? (Что я должен делать, чтобы быть человеком и жить достойно.)
– На что я могу надеяться? (Вопрос о ценностях и идеалах.)
Ответив на эти вопросы, мы получаем ответ на интегративный вопрос:
– Что есть человек?
Сложное структурирование самого предмета философии определяет разветвленное внутреннее строение философского знания, которое состоит из нескольких основных областей:
Онтология – учение о бытии, об истинной реальности (о первоначалах и первопричинах всего сущего).
Гносеология – учение о познании познавательной деятельности, чувственном и рациональном уровнях познания (ответ на вопрос: что есть истинное, достоверное знание и каковы его критерии).
Эпистемология – учение о логическом уровне познания, теоретическом мышлении, истине и путях её постижения;