Возможно, в скором времени какие-нибудь российские банки выпустят предоплаченные карты, тем более на наш взгляд для этих карт есть свой сегмент рынка. Например, предоплаченные подарочные карты можно было бы распространять не только в отделениях банков, но и в торговых сетях, аналогично другим предоплаченным небанковским картам (карты мобильных операторов, Интернет провайдеров и др.). Такие карты должны иметь праздничный «подарочный» дизайн и подарочную упаковку (картонный конверт, небольшая коробка). Карта может, имеет фиксированный номинал и не пополняется в дальнейшем, т. е. после использования карта выбрасывается. Такие карты можно было бы выпускать на основе VISA Electron или Cirrus Maestro. Вместо имени держателя на карте может быть указано Gift Card или любая другая нейтральная или поздравительная надпись, т. е. карта может быть передана другому лицу. Карты выпускаются с уже установленным лимитом, которым можно пользоваться с момента активации карты в банке. Такие карты должны продаваться по цене выше номинала, для того, чтобы торговое предприятие имело свою маржу.
Пока таких карт не выпущено, посмотрим, как обстоят дела с предоплаченными подарочными картами за рубежом. Подарочные карты, пришли на смену подарочным сертификатам магазинов – бумажным купонам, на которых проставлена сумма, на которую можно приобрести товары в магазине, выдавшем сертификат. В банке подарочную карту можно купить на любую сумму (хотя верхний порог всегда ограничен), чаще всего на ней даже отсутствует фамилия и имя держателя, так что Вы можете подарить ее любому человеку. Получив такой подарок, человек сам решит, что для него важно и полезно, и купит это там и тогда, где и когда ему будет удобно. Банковские Gift карты принято разделять на два вида – перезагружаемые и неперезагружаемые. По неперезагружаемым возможно только первоначальное пополнение, а иногда номинал карты указывается прямо на карте и далее карта используется пока не будет израсходована внесенная сумма. Перезагружаемые позволяют проводить по ним пополнения и использовать как обычную банковскую карту.
Это очень важное отличие зарубежной практики от российской действительности, так как на основании одной из трактовок российского законодательства (положения 266-П), перезагружаемые предоплаченные карты эмитировать российские банки не могут и вынуждены будут ограничиться эмиссией неперезагружаемых карт.
Банковские подарочные карточки появились в конце 2002 г. Одним из первых банков, начавших продавать подарочные карточки, был National City Corp. Несколько лет он выпускал молодежные перезагружаемые карточки. Затем выяснилось, что клиенты хотели бы покупать недорогие карточки для подарка. В ноябре 2002 г. National City стал предлагать подарочные карточки VISA в отделениях и на своем сайте. Неперезагружаемые карточки имели номинал от 25 до 500 долл., их выпуск стоил от 4,95 до 8,95 долл. в зависимости от номинала. И тут оказалось, что за карточками в отделения банка стали обращаться люди, которые ранее не были клиентами. Согласно отчету Unisys, 3 % потребителей купили подарочные карточки у банка или кредитной компании – по сравнению с 52 %, приобретшими их у розничных торговцев. В то же время 28 % опрошенных выразили заинтересованность в той или иной степени в покупке карточек в банках. В 2003 г. объем программы подарочных карточек VISA достиг 1 млрд долл., в течение пяти лет VISA планирует довести эту цифру до 50 млрд долл., предполагая, что к 2007 г. предоплаченные платежи будут составлять 15 % всех покупательских платежей. В 2003 г. VISA и MasterCard выпустили 7,6 млн предоплаченных карточек, на которые было загружено почти 2 млрд долл.[7] Большинство этих карточек – подарочные.
В настоящее время, согласно сообщению TowerGroup, исследовательской компании под управлением MasterCard, популярность банковских предоплаченных подарочных карточек растет, и ожидается, что вскоре они обойдут магазинные. По утверждению Джона Гулда (John Gould), директора TowerGroup, «Банковская карточка – это больше чем просто подарочная карточка. Это финансовый инструмент». В настоящее время магазинные карточки лидируют. В 2003 г. их было выпущено 42 млн, а банковских только 3 млн. Ожидается, однако, что к 2007 г. магазинных карточек будет выпускаться около 58 млн, а банковских – уже 31 млн.
2.2.1. Международный опыт
VISA International[8]
Платежная система VISA предлагает новый продукт – предоплаченную карточку Распространение таких карточек, несомненно, будет способствовать привлечению новых клиентов и вытеснению наличных денег из обращения (рис. 1).
Рис. 1. Предоплаченные карточки VISA
Авансовая оплата товаров и услуг все шире применяется в различных отраслях, таких как коммунальное хозяйство, газо– и электроснабжение, сотовая связь, кабельное телевидение. Это удобно и выгодно как для поставщика, так и для потребителя. Поставщики получают следующие выгоды:
♦ привлечение новых клиентов, с низкими или нерегулярными доходами;
♦ сведение к минимуму риска неуплаты;
♦ новые источники доходов;
♦ возможность снижения затрат;
♦ поддержание конкурентоспособности путем расширения диапазона способов оплаты.
Потребители получают следующие выгоды:
♦ возможность эффективнее управлять собственным бюджетом, без риска перерасхода средств;
♦ нет необходимости заполнять многочисленные документы и заключать договоры;
♦ немедленное получение услуги, без ожидания утверждения документов или согласования процедуры платежа.
Предоплаченные карточки можно выдавать клиентам в тех случаях, когда дебетовые и кредитные карточки не подходят. Предоплаченные карточки заинтересуют потенциальных клиентов, которые не отвечают критериям выдачи кредитной или дебетовой карточки VISA. Это работники с низким уровнем доходов, сезонные рабочие, подростки, другие лица, которые не могут пользоваться банковским кредитом.
Предоплаченные карточки можно выдавать существующим держателям карточек, которые хотят выделить средства на целевые расходы.
Предоплаченные карточки являются лучшей заменой наличных денег в тех случаях, когда обычные карточки с именем клиента не подходят, например для подарка или перевода денег другому лицу.
Держателям дебетовых или кредитных карточек, отправляющимся в поездку за рубеж, предоплаченная карточка поможет лучше контролировать свои расходы.
Предоплаченные карточки
Предоплаченные карточки являются средством доступа к предварительно депонированным, авторизованным или переведенным со счета средствам. Они могут использоваться для оплаты покупок и/или получения наличных денег.
Предоплаченные карточки бывают:
♦ физические или виртуальные;
♦ одноразовые или пополняемые;
♦ с магнитной полосой либо с микропроцессором.
В большинстве программ эмиссии предоплаченных карточек карточные счета ведутся в авторизационной системе в процессинговом центре.
Процессинговый центр эмитента контролирует доступный остаток на счете, который уменьшается по мере снятия наличных средств, оплаты товаров и услуг и прочих расходов. Предоплаченные карточки выпускаются с указанием на них либо имени держателя карты, либо объекта оплаты: например Gift Card (подарочная карточка) или Travel Card (карточка для путешествий), что позволяет банкам продавать их в своих отделениях или филиалах.
Банки могут выпускать предоплаченные карточки VISA Electron или предоплаченные Virtual VISA Accounts (виртуальные счета VISA), что позволяет минимизировать риск совершения транзакций при отсутствии денег на счете. Предоплаченные карточки VISA Electron, так же как и обычные карточки VISA Electron, обеспечены широчайшей сетью приема: это 12 млн электронных POS-терминалов, 750 тыс. банкоматов в разных странах мира и глобальный виртуальный рынок Интернет.
Карточки VISA Electron просты в использовании и легко узнаваемы, что, в сочетании с глобальным приемом, способствует активному использованию электронных предоплаченных карточек.
VISA предлагает новую удобную в использовании карточку, которая поможет Вам привлекать новых клиентов.
Преимущества предоплаченных карточекПредоплаченные карточки открывают новые возможности для банков. Эмитенты могут использовать этот продукт для выхода на новые сегменты рынка и привлечения новых клиентов. Банки могут получать доход от использования средств, депонированных на предоплаченные карточки.
Другие источники дохода включают:
♦ плату за выпуск карточки;
♦ комиссию за конвертацию;
♦ плату за пополнение счета;
♦ плату за справку об остатке средств на карточном счете;
♦ плату за выписку по карточному счету;
♦ плату за выдачу дополнительной карточки;
♦ плату за возврат остатка средств на карточке после окончания срока ее действия;
♦ плату за досрочное прекращение действия карточки;
♦ плату за замену утраченных карточек;
♦ комиссию за получение наличных в банкоматах;
♦ сборы с неактивных счетов.
Затраты банка на реализацию программы определяются набором услуг и дополнительных сервисов, предлагаемых с предоплаченной карточкой. Например, создание веб-сайта или телефонной справочной системы для обработки запросов об остатке на карточке и совершенных транзакциях может увеличить затраты, но позволит привлечь больше клиентов. На начальном этапе, возможно, банку легче использовать существующую инфраструктуру для обслуживания предоплаченных карточек. Важно помнить, что работа и с предоплаченными карточками, и с карточками VISA Electron, и с виртуальными счетами VISA подчиняется единым правилам. По всем этим видам платежных средств задействованы одни и те же ставки комиссий межбанковского вознаграждения, определены одинаковые процедуры приема карточек в POS-терминалах торговых точек или же оспаривания платежей.
Вы сможете привлекать новых клиентов, предлагая им возможность оплаты целевых расходов по предоплаченным карточкам. Это карточки для путешествий, подарочные карточки, «семейные» карточки для совместного использования супругами, карточки для оплаты служебных расходов – вариантов множество. Существующим держателям дебетовых или кредитных карточек банки могут предлагать предоплаченные платежные продукты как способ планирования конкретных приобретений или как замену наличных денег там, где они до сих пор остаются популярным средством, например для подарка или денежного перевода. Карточки-подарки можно оригинально оформить в ознаменование какого-либо события – свадьбы, годовщины, дня рождения или религиозной церемонии.
Многие крупные работодатели, например авиакомпании, рассматривают возможность контроля за расходами своих сотрудников или выплаты им заработной платы при помощи предоплаченных карточек с пополняемым балансом.
Карточки для путешествийКарточки для путешествий – привлекательная альтернатива наличной валюте и дорожным чекам
Предоплаченная карточка VISA Electron для оплаты дорожных расходов призвана заменить наличные деньги и дорожные чеки во время поездки. Это удобно для многих: и для предпринимателей, и для обучающихся за рубежом студентов, и для туристов с ограниченным бюджетом. (Рынок иностранного туризма представляет собой выгодную цель для банков благодаря возможности получать доходы от конвертации.) Так как предоплаченные карточки можно использовать в банкоматах и торговых точках, они являются более привлекательной и доходной для банка альтернативой наличным средствам и дорожным чекам. В отличие от наличной валюты в случае потери или кражи карточку можно заблокировать и заменить. Кроме того, держателю предоплаченной карточки в поездке необязательно иметь при себе удостоверение личности для совершения транзакции в отличие от путешествующих с дорожными чеками.
Карточки для путешествий могут предоставлять следующие возможности:
♦ карточка может быть именной либо анонимной с указанием ее назначения, например Travel Card;
♦ возможна прямая продажа карточки филиалами банка;
♦ карточки выпускаются в одноразовом и пополняемом вариантах;
♦ банк может предоставить круглосуточный доступ к информации о балансе по телефону или через Интернет;
♦ дополнительные услуги, такие как страхование путешествий и медицинское страхование;
♦ возможен выпуск дополнительных карточек к одному и тому же номеру счета
Зарплатные карточкиЗарплатные карточки – надежно защищают семейный бюджет.
Потенциальный рынок зарплатных карточек достаточно велик в большинстве стран, входящих в регион СЕМЕ А, где значительная доля населения не отвечает критериям открытия банковского счета либо из-за низкого или нерегулярного дохода, либо из-за отсутствия постоянного места жительства. В некоторых странах карточка VISA Electron позиционируется на рынке как зарплатная карточка – в тех ситуациях, когда банк-эмитент берет на себя начисление заработной платы сотрудникам какой-либо организации. В случае с дебетовой карточкой сотрудники должны открыть текущие счета в банке, который выдает им карточки VISA Electron. В случае же с предоплаченной зарплатной карточкой VISA Electron эмитент уже не требует от сотрудников открытия счетов, что позволяет ему исключить затраты на предоставление различных услуг по ведению счета клиента. Вместо этого банки ежемесячно пополняют зарплатные предоплаченные карточки. Зарплатные карточки открывают для эмитента новые источники доходов, от использования привлеченных на карточные счета средств до получения дополнительных межбанковских комиссий.
В свою очередь организация получает ощутимую выгоду от сокращения затрат на выдачу заработной платы наличными. Это удобно и сотрудникам: им больше не нужно стоять в очереди для того, чтобы получить зарплату, к тому же с карточками иметь дело безопаснее, чем с наличными деньгами. Сотрудников обучают, как пользоваться карточками VISA Electron при получении наличных в банкомате и при оплате товаров в пределах депонированных на карточки сумм их заработной платы. Зарплатные карточки более всего подходят для крупных предприятий, например сталелитейных, прядильных, нефтеперерабатывающих. Они также удобны для сферы быстрого питания, где оплата труда низкая, а временные работники получают зарплату наличными. Вместе с зарплатной карточкой клиенту могут быть предоставлены следующие возможности:
♦ специальные предложения от торговых точек (например, скидки при оплате товаров);
♦ определенное количество бесплатных операций по снятию наличных в банкоматах
или кассовых отделениях;
♦ доступ к информации о балансе и предыдущих операциях по карте через банкоматы;
♦ автоматизированная оплата коммунальных услуг;
♦ дополнительные карточки для членов семьи.
Предоплаченные карточки для использования только в ИнтернетеVISA СЕМЕА разработала первую карточку VISA, предназначенную для использования только в Интернете – виртуальный счет VISA (Virtual VISA Account). Этот продукт оказался очень успешным в регионе – к началу 2002 года было осуществлено более 70 программ эмиссии.
Виртуальный счет VISA включает в себя предоплаченный счет и справочную карточку, на которой указаны его реквизиты.
Банки предпочитают эмитировать виртуальные счета VISA вместо локальных Интернет-карточек по причине широкого приема карточек VISA в предприятиях торговли. Кроме того, бренд VISA обеспечивает конкурентное преимущество нового продукта перед локальными схемами.
Одноразовые или пополняемые предоплаченные виртуальные счета VISA (с невысоким номиналом) удобны для подростков, студентов, профессионалов, для других лиц, часто пользующихся Интернетом. Предоплаченный виртуальный счет можно предлагать новым клиентам, открывающим текущий или сберегательный счет в банке, а также как дополнительный продукт существующим клиентам, которые хотели бы анонимно оплачивать товары и услуги через Интернет.
Предоплаченный виртуальный счет VISA может открыть лицо, не являющееся клиентом данного банка, – это еще один способ привлечения новых клиентов. Счет может обеспечивать такие дополнительные услуги, как страхование от мошеннического использования, выделенные веб-страницы, совместные карточки с Интернет-провайдерами. Эмитенты могут создать веб-сайт для предоставления информации об остатке средств и мини-выписок по счетам, а также могут направлять пользователю текстовое сообщение после каждой выполненной им транзакции.
Карточки для подростковПодростки могут с раннего возраста стать лояльными клиентами банка. Подростки составляют многочисленный контингент потенциальных пользователей на некоторых рынках, особенно в тех странах, где закон не дает права несовершеннолетним открывать банковские счета на собственное имя. В регионе СЕМЕА многие банки используют карточки VISA Electron для обслуживания подростков, если один из родителей несовершеннолетнего клиента открывает счет в банке.
Предоплаченная карточка VISA Electron выгодна тем, что родители или подросток могут приобрести ее, не открывая банковского счета. В то же время, привлекая предоплаченными карточками подростков, банк может положить начало будущему многолетнему сотрудничеству.
Предоплаченная карточка для подростков может предоставить следующие возможности:
♦ баланс карточки могут пополнять родители, друзья или родственники;
♦ доступ к информации о балансе и предыдущих транзакциях по карте на специальном веб-сайте;
♦ специальные предложения от Интернет-магазинов, публикуемые на веб-сайте;
♦ студенческий информационный бюллетень с публикациями и предложениями для молодежной аудитории;
♦ карточки, выпускаемые совместно с музыкальными фирмами или операторами мобильной связи;
♦ выбор ярких модных вариантов дизайна;
♦ регулярное пополнение предоплаченной карточки с банковского счета или карточки родителей (аналогично выделению средств на карманные расходы);
♦ на карточку можно поместить фотографию владельца, что позволит использовать ее в качестве удостоверения личности учащегося.
Подарочные карточкиДарить и получать подарки любят все, поэтому подарки составляют важный и прибыльный аспект бизнеса. Чтобы подарить денежную сумму, клиенты могут использовать предоплаченные подарочные карточки VISA Electron или виртуальные счета VISA. Подарочные карточки можно выпускать с различным дизайном, приуроченным к таким событиям, как день рождения, годовщина, свадьба и т. п.; на различные суммы; с указанием имени получателя или с формальным традиционным поздравительным текстом, например «Поздравляем» или «Желаем счастья».
Банки также могут выпускать совместные подарочные карточки с партнерами и предоставлять по ним скидки или поощрительные баллы.
Рыночные возможности предоплаченных карточек
♦ Рекламная карточка. Как элемент рекламной кампании, эта предоплаченная карточка участвует в розыгрыше призов. Банк может выпускать предоплаченные карточки совместно с партнером по рекламной кампании или организатором мероприятия.
♦ Поощрительная карточка для персонала. Средство поощрения сотрудников за успешную работу. Счет карточки кредитуется суммой премиальной выплаты сотруднику. Такая карточка может быть одноразовой или пополняемой, а также может быть выпущена с логотипом работодателя.
♦ Компенсационные карточки. Выдаются организациями вместо наличных денег в тех случаях, когда клиент получает право на компенсацию, например в случае дорожно-транспортного происшествия, задержки рейса или багажа и т. п. Банк может выпускать такие карточки совместно с партнером, помещая на карточке его логотип.
♦ Карточка для выплаты государственных пособий. Государство выплачивает различные пособия нуждающимся гражданам: безработным, инвалидам, пенсионерам, малообеспеченным, матерям-одиночкам. Обычно такие выплаты осуществляются наличными или через почтовые отделения и представляют значительное административное бремя. Если же выплачивать пособия посредством предоплаченной пополняемой карточки VISA Electron, бенефициару не нужно посещать почтовое отделение, сокращаются административные расходы и бюрократический аппарат.
♦ Карточка для командировочных расходов. Командированным сотрудникам необходимо оплачивать транспорт, проживание и другие услуг. Многие сотрудники не соответствуют критериям выдачи корпоративной платежной или кредитной карточки, поскольку редко ездят в командировки или работают на временной основе. Для упрощения работы бухгалтерий и снижения административных затрат банки могут предложить корпоративным клиентам предоплаченную карточку VISA Electron для командировочных расходов. Сотрудникам, работающим за рубежом, также можно выдавать предоплаченные карточки для покрытия расходов на переезд и управления финансами до того, как они откроют банковский счет в новой стране.
♦ Карточка для денежных переводов. Удобное и недорогое средство перевода денег родственникам и друзьям. Отправитель приобретает предоплаченную карточку и пересылает ее заказной или курьерской почтой члену семьи или другу. Получателю не нужно открывать счет в банке, который эмитировал карточку. Он использует ее, сняв наличные в банкомате и/или оплатив товары и услуги.
Преимущества предоплаченных карточекДля банков-эмитентов:
♦ привлечение новых групп клиентов; предоставление существующей клиентуре дополнительных карточек для целевых расходов;
♦ новые источники доходов, например платежи за пополнение карточки; за предоставление выписки; за выпуск дополнительной карточки; процентный доход от средств, привлеченных на карточные счета; доход от межбанковских комиссий и конверсионных операций;
♦ замещение наличных денег там, где обычными дебетовыми и кредитными карточками пользоваться невозможно (предоплаченные подарочные карточки и карточки для денежных переводов);
♦ повышение качества обслуживания корпоративных клиентов (зарплатные карточки);
♦ возможности кросс-продаж банковских продуктов и переход к полному обслуживанию в банке. Повышение лояльности держателей карточек к эмитенту;
♦ распространение карточек через сеть филиалов банка без персонализации позволяет быстро и эффективно достичь целевых сегментов рынка.
Для банков-эквайреров:
♦ дополнительное увеличение объема транзакций;
♦ возможности развития партнерских отношений.
Для торговых точек:
♦ уменьшение объемов обработки наличных денег;
♦ дополнительное увеличение объема сбыта;
♦ использование имеющегося аппаратного и программного обеспечения, что снижает затраты на обработку платежей;
♦ возможность укрепления лояльности клиентуры за счет выпуска совместных предоплаченных карточек или специальных предложений по карточкам;
♦ новое средство рекламы.
Для держателей карточек:
♦ теперь большинство людей может получить карточку VISA;
♦ управление собственными средствами без риска перерасхода средств;
♦ предоплаченные карточки идеальны для подарка или денежного перевода;
♦ доступ к собственным средствам в любой точке мира через банкоматы и торговые точки, принимающие карты VISA и VISA Electron;
♦ выгодные курсы обмена валют;
♦ анонимность;
♦ большая безопасность и удобство карточек по сравнению с наличными деньгами или дорожными чеками;
♦ удобство и простота использования.
Помимо соблюдения вышеупомянутых правил, потенциальные эмитенты должны отвечать «Минимальным требованиям по выпуску предоплаченных карточек в регионе СЕМЕА», которые изложены в «Справочнике по предоплаченным продуктам». Этот справочник Вы можете получить в представительстве ассоциации VISA в своей стране. Банки должны продумать, какие услуги они будут предоставлять по предоплаченным карточкам и каким образом.
Необходимо рассмотреть следующие аспекты:
♦ кому адресована новая карточка?
♦ как она будет распространяться?
♦ как она будет активироваться?
♦ сколько она будет стоить?
♦ как будет предоставляться ПИН-код?
♦ можно ли использовать новую карточку для покупок в Интернете или по почте?
♦ можно ли пополнять баланс карточки и, если да, то каким образом?
♦ будет ли карточка обеспечивать дополнительные возможности?
♦ как держатель карточки будет запрашивать баланс?
Банкам следует рассмотреть все возможные для держателей карточек методы управления своими счетами при минимальных затратах, например посредством банкоматов, банковских веб-сайтов, мобильных телефонов и CMC-сообщений или интерактивных речевых систем. Дополнительную информацию по избранной программе эмиссии можно почерпнуть в «Справочнике по предоплаченным продуктам для региона СЕМЕ А».