Денежно-кредитную политику следует рассматривать в широком и узком смысле. В широком смысле она направлена на борьбу с инфляцией и безработицей, на достижение стабильных темпов экономического развития через регулирование денежной массы в обращении, ликвидности банковской системы, долгосрочных процентных ставок. В узком смысле такая политика направлена на достижение оптимального валютного курса с помощью валютной интервенции, проведения учетной политики и других методов регулирования краткосрочных процентных ставок. Под валютной интервенцией понимается политика купли-продажи центральным банком иностранной валюты на национальную на валютном рынке.
Когда центральный банк продает или покупает иностранную валюту в обмен на национальную, то меняется соотношение спроса и предложения на иностранную валюту и соответственно изменяется курс национальной валюты. Если например, Банк России продает доллары на валютной бирже, то предложение долларов увеличивается и соответственно курс их понижается, а курс рубля повышается. При скупке долларов их курс растет.
Денежно-кредитное регулирование экономики Российской Федерации осуществляется Банком России путем определения норм обязательных резервов, учетных ставок по кредитам, проведения операций с ценными бумагами, установления экономических нормативов для банков.
В целях воздействия на ликвидность банковской системы Банк России рефинансирует банки путем предоставления им краткосрочных кредитов по своей учетной ставке и определяет условия предоставления кредитов под залог различных активов.
Банк России устанавливает следующие экономические нормативы для банков: минимальный размер уставного капитала; предельное соотношение между размером уставного капитала банка и суммой его активов с учетом оценки риска; показатели ликвидности баланса банка в виде нормативного соотношения между активами и обязательствами банка с учетом срока их погашения, а также возможности реализации активов; минимальный размер обязательных резервов, депонируемых в Банке России, в процентном отношении к обязательствам банков; максимальный размер риска на одного заемщика в виде определенного процента от обшей суммы капитала банка (при расчете максимального риска в понятие риска включается вся сумма вложений и кредитов этому заемщику, а также выданные по его поручению обязательства); ограничение размеров валютного и курсового рисков; ограничение использования привлеченных депозитов для приобретения акций юридических лиц.
Банк России осуществляет функции регулирования и надзора за деятельностью банков для поддержания стабильности денежно-кредитной системы, при этом Банк России не вмешивается в оперативную деятельность банков.
Регулирование и контроль Центральным банком деятельности коммерческих банков РФ
Функцию общего регулирования деятельности каждого коммерческого банка в рамках единой денежно-кредитной системы страны возложены на ЦБР. Это регулирование призвано содействовать обеспечению: устойчивости работы и укреплению финансового положения коммерческого банка; ориентации и стимулированию деятельности банка в области кредитования на выполнение приоритетных задач развития экономики и повышения благосостояния общества; научной организации денежного обращения в народном хозяйстве. При этом со стороны ЦБР используются в первую очередь экономические методы управления (изменение норм обязательных резервов, размещаемых коммерческими банками в ЦБ РФ; изменение объёма кредитов предоставляемых ЦБ РФ коммерческим банкам, а также процентных ставок по кредитам; проведение операций с ценными бумагами и с иностранной валютой) и только при их исчерпании – административные (ограничение объема кредитных вложений, установление предельных размеров процентных ставок по выдаваемым ими кредитам, введение временно администрации, отзыв лицензии и ликвидация банка).
Также в целях регулирования деятельности коммерческих банков Банк России устанавливает следующие экономические нормативы для банков: минимальный размер уставного капитала; предельное соотношение между размером уставного капитала банка и суммой его активов с учетом оценки риска; показатели ликвидности баланса банка в виде нормативного соотношения между активами и обязательствами банка с учетом срока их погашения, а также возможности реализации активов; минимальный размер обязательных резервов, депонируемых в Банке России, в процентном отношении к обязательствам банков; максимальный размер риска на одного заемщика в виде определенного процента от обшей суммы капитала банка (при расчете максимального риска в понятие риска включается вся сумма вложений и кредитов этому заемщику, а также выданные по его поручению обязательства); ограничение размеров валютного и курсового рисков; ограничение использования привлеченных депозитов для приобретения акций юридических лиц.
Банк России осуществляет функции регулирования и надзора за деятельностью банков для поддержания стабильности денежно-кредитной системы, при этом Банк России не вмешивается в оперативную деятельность банков.
Организация Центральным банком налично-денежного обращения в РФ
Функция эмиссии денег и организации денежного обращения. Эмиссия денег является монопольным правом ЦБ и находится только в его компетенции. КБ не имеют права самостоятельно выпускать в обращение денежные средства. Необходимость выпуска новых денег обусловлена реализацией национального дохода или вновь созданной стоимости совокупного общественного продукта. Эмиссия денег производится в размерах, утверждаемых Советом Министров РФ, и распределяется в соответствии с предусмотренными целями.
Выпуск денег – главный источник денежных средств ЦБ, используемый для авансирования расширенного воспроизводства. Эмиссия денег осуществляется в двух формах: деньги банковского оборота при кредитовании коммерческих банков; наличные деньги, обеспечивающие кассовые операции по обслуживанию народного хозяйства и бюджета.
При кредитовании коммерческих банков происходит зачисление денежных средств ЦБ на их счета в расчетно-кассовых центрах (РКЦ). Операции банков, связанные с выдачей наличных денег предприятиям и организациям, осуществляются на основе кассовых заявок клиентов. Эти заявки представляются в обслуживающие банки и содержат все необходимые данные о предстоящих операциях с наличными деньгами.
На основе кассовых заявок предприятий составляются прогнозы кассовых оборотов коммерческих банков. Приходную часть этих программ рассчитывают исходя из поступления наличных денег в кассы банков. Поступление денег организуется с помощью инкассации (доставки в банк) денежной наличности торгово-закупочных структур, предприятий общественного питания, транспортных систем и других органов, оказывающих платные услуги населению. Расходная часть прогнозируется на основе предстоящих выплат заработной платы и прочих расходов предприятий, учреждений и организаций.
Величина денежных средств, поступающих в обращение, зависит от соотношения приходной и расходной частей кассовых программ банка. При росте предпринимательской деятельности наблюдается постоянное превышение расходной части программы над приходной и выпуск в обращение новых денежных средств (Шевчук Д.А., Шевчук В.А. Деньги. Кредит. Банки. Курс лекций в конспективном изложении: Учеб-метод. пособ. – М: Финансы и статистика, 2006).
Рефинансирование Центральным банком РФ коммерческих банков
РЕФИНАНСИРОВАНИЕ – обмен ценных бумаг с истекшим сроком погашения на новые виды ценных бумаг (слов.)
Функция кредитования коммерческих банков на основе рефинансирования портфеля их ресурсов. Главная особенность этой функции состоит в том, что ЦБ как «банк банков» производит кредитование только банковских учреждений. Процесс кредитования заключается в восстановлении денежных средств низовых банков, вложенных в кругооборот капитала предприятий различных отраслей народного хозяйства. Представление кредитов происходит по ставкам рефинансирования, установленным ЦБ.
Регулирование процентных ставок КБ осуществляется установлением маржи или предельного уровня повышения ставок рефинансирования ЦБ. Таким образом маржа представляет собой дифференциал процентных ставок Центрального и коммерческих банков (Шевчук Д.А., Шевчук В.А. Макроэкономика: Конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2006).
В настоящее время ставка рефинансирования установлена на уровне 12 % годовых, что призвано ограничить темпы роста инфляции путем «сжатия» денежной массы, находящейся в обращении. Введение такой ставки – временная мера, характеризующая денежное обращение при переходе к рыночной экономике. В западных странах ставки рефинансирования коммерческих банков составляют 6–8 % годовых. Подобная «дешевизна» кредитов центральных банков стимулирует активное использование заемных капиталов для расширения предпринимательства и внедрения в производство достижений НТП.
В целях воздействия на ликвидность банковской системы Банк России рефинансирует банки путем предоставления им краткосрочных кредитов по своей учетной ставке и определяет условия предоставления кредитов под залог различных активов.
Операции ЦБ РФ на открытом рынке
Закон о банке России предусматривает проведение ЦБ операций на открытом рынке. В ст.39 отмечается, что под операциями на открытом рынке понимаются купля-продажа Банком казначейских векселей, государственных облигаций и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки.
В странах с развитым рынком ценных бумаг наиболее распространенным методом денежно-кредитного регулирования являются операции на открытом рынке, которые влияют на деятельность коммерческих банков через объем имеющихся у них ресурсов. Если центральный банк продает ценные бумаги на открытом рынке, а коммерческие банки их покупают, то ресурсы последних и соответственно их возможность предоставлять ссуды клиентам уменьшается. Это приводит к сокращению денежной массы в обращении и повышению ссудного процента. Покупая ценные бумаги на рынке у коммерческих банков, центральный банк предоставляет им дополнительные ресурсы, расширяет их возможности по выдаче ссуд. Операции на открытом рынке способствуют регулированию банковских ресурсов, процентных ставок и курса государственных ценных бумаг.
Для регулирования краткосрочных процентных ставок традиционно применяются операции центрального банка с векселями (казначейскими и коммерческими) и краткосрочными государственными облигациями. Продажа их ограничивает наличность денежного рынка и ведет к повышению рыночных ставок процента. Если центральный банк не желает допускать увеличения рыночной нормы процента, то он оказывает поддержку банкам, покупая у них краткосрочные ценные бумаги и векселя по текущим рыночным ставкам.
Традиционным средством регулирования долгосрочных процентных ставок служат операции центрального банка с долгосрочными государственными обязательствами. Покупка таких обязательств центральным банком вызывает повышение их рыночного курса (в результате расширение спроса на них). Увеличение цены облигаций означает снижение их фактической доходности, которая определяется отношением суммы купонного дохода по облигации к ее рыночному курсу. Уменьшение фактической доходности долгосрочных облигаций приводит к снижению долгосрочных процентных ставок на рынке. Продажа облигаций центральным банком на открытом рынке вызывает падение их курса и повышение доходности облигаций, а значит и долгосрочных процентных ставок. Кроме того, купля-продажа ценных бумаг оказывает влияние на процентные ставки через расширение или ограничение банковской наличности.
Сущность и назначение фонда обязательных резервов коммерческих банков в ЦБ РФ
В большинстве стран коммерческие банки обязаны хранить часть своих кассовых резервов в центральном банке в соотвествии с законом. Такие резервы называю обязательными банковскими резервами. Центральный банк устанавливает минимальное соотношение обязательных резервов с обязательствами банков по депозитам (норма обязательных резервов). Через счета, открываемые коммерческими банками в центральном банке, последний осуществляет урегулирование расчетов между ними. С внедрением электронных расчетных систем существенно снизилось значение традиционной для центрального банка функции расчетного центра банковской системы.
Принимая на хранение кассовые резервы коммерческих банков, центральный банк оказывает им кредитную поддержку. Он является для коммерческих банков кредитором последней инстанции, т. е. кредитором на крайний случай (Денис Шевчук). Обычно его кредиты предоставляются банкам по ставке более высокой, чем рыночная, и поэтому банки обращаются за поддержкой к центральному банку только в случае отсутствия иной возможности получить кредит.
Существенное воздействие на кредитные ресурсы коммерческих банков, на их возможности предоставлять ссуды оказывает изменение нормы обязательных резервов. Повышение ее не означает, что большая часть банковских средств «заморожена» на счетах центрального банка и не может использоваться коммерческими банками для выдачи кредитов. В результате сокращаются банковские ссуды и денежная масса в обращении, повышаются проценты по банковским ссудам. Снижение нормы банковских резервов ведет к расширению банковских кредитов и денежной массы, к снижению рыночного процента (Шевчук Д.А. Ценообразование. Учебное пособие. – М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2008).
Банки индивидуального элитного обслуживания – Privatebanking(«Прайвит бэнкинг»)
Индивидуальный инвестор теряется перед многообразием рыночных инструментов. На помощь ему приходит банк, предлагая финансовые консультации либо беря на себя управление портфелем клиента. Так как инвестор обычно стремится поддерживать с банком постоянные отношения, выплаты комиссионных, которые он осуществляет в пользу банка, приобретают характер стабильного ежегодного процентного дохода. Банк, зарекомендовавший себя в области управления частным капиталом, получает постоянную стабильную прибыль, существование которой делает его устойчивым к влиянию неблагоприятных рыночных условий. Мощные швейцарские банки имеют возможность проводить самые рискованные операции, зная, что при любом исходе останутся надежно обеспечены за счет сумм, взимаемых со своих многочисленных частных и институциональных клиентов.
Управление активами, безусловно, является основной сферой деятельности банков, оказывающих услуги крупным частным инвесторам, однако в их компетенцию входит множество других сложных операций. Работа с частными клиентами предполагает среди прочего планирование имущества, консультации по торговле на иностранных рынках и работе с иностранными валютами, организацию пенсионного обеспечения и кредитование. Стремление сделать индивидуальное обслуживание более разнообразным поднимает репутацию финансовой компании в глазах клиента.
Одним из ведущих вузов России в области финансов, банковского дела, оценки и управления недвижимостью является Московский Государственный Университет Геодезии и Картографии (МИИГАиК), в частности Факультет Экономики и Управления Территориями (ФЭУТ).
Рынок индивидуального банковского обслуживания столь широк, формы деятельности на нем так многообразны, что перед специалистами открывается простор для использования любых финансовых стратегий. Большинство банкиров, работая с частными лицами, следует принципам, традиционно принятым в их компаниях. Континентальные сберегательные банки, например, до сих пор выступали в основном в роли хранителей капитала. В английских клиринговых банках состоятельный клиент вправе рассчитывать всего-навсего на более высокий уровень обслуживания. Инвестиционные банки США заняты продажей сложных финансовых продуктов, заметная доля которых, по мысли создателей, предназначалась для нужд институциональных инвесторов. Увеличение числа клиентов и рост их финансовой компетенции приводят в последнее время к изменению первоначальных стратегий. Банкирам в Англии и на континенте приходится учитывать желание клиента не только хранить сбережения, но и приумножать их, лично участвуя в инвестиционном процессе. Американские специалисты вынуждены делать поправку на несходство корпоративных и индивидуальных задач: технологии, отлично зарекомендовавшие себя в среде финансистов, не всегда привлекают частных богатых инвесторов. Банку важно также приспособиться к национальным особенностям клиентов. Так, для англичан характерно традиционное уважение к ценным бумагам, одно из требований британских клиентов – высокий уровень профессионализма в этой области. Владельцы крупных состояний в Азии предпочитают размещать активы в недвижимость и другие виды собственности и ждут от банкиров компетентных советов касательно этой сферы финансов. Преуспеть в индивидуальном банковском обслуживании сможет та компания, где к любым запросам клиентов относятся с предельным вниманием. Банки, в которых наилучшим образом налажена работа с крупным частным капиталом, используют, как правило, одну из двух основных тактик. Либо, как это принято в среде английских и швейцарских банкиров, они прежде всего выступают в роли советчиков, а характер услуг приспосабливают к очень специфическим требованиям клиентов, принадлежащих к верхушке экономической элиты; либо, как в случае большинства инвестиционных банков США, сосредоточиваются на создании особо сложных финансовых продуктов, покупателей для которых находят как среди очень обеспеченных людей, так и в более широких слоях населения. Сегодня индивидуальное обслуживание нередко включает оба эти компонента. Уважаемые английские и швейцарские компании предлагают финансовые инструменты, предназначенные для освоения различных сегментов рынка, в то время как американские инвестиционные банки открывают отделения, обслуживающие нужды конкретных клиентов.
Как считает Шевчук Денис, Заместитель генерального директора, Вице-президент «Кредитный брокер INTERFINANCE» (ИПОТЕКА * КРЕДИТОВАНИЕ БИЗНЕСА), рост благосостояния и более демократичное распределение богатств стали возможны благодаря либерализации торговли, ослаблению таможенных запретов и развитию телекоммуникационных систем. К сожалению, свободное обращение капиталов открывает простор для противозаконных действий. Банкирам, обслуживающим частных клиентов, равно как и специалистам правоохранительных организаций неизменно приходится балансировать между необходимостью осуществлять проверку и нежеланием сковывать активность честного инвестора или нанести ему обиду. Во многих странах юристами выработаны особые формы анкет, а также нормы поведения для специалистов, позволяющие финансовой компании оградить себя от криминальных денег. Строгость и осмотрительность обычно только привлекают клиентов, поскольку являются гарантией профессионализма и щепетильности банка. Разумные проверочные меры, проводимые в сотрудничестве с умелыми банкирами, позволяют законопослушному клиенту почувствовать свою защищенность.
Банки, занятые индивидуальным обслуживанием, высоко ценят свое прошлое. Самые старые из них, традиционно существующие в форме товариществ, известны уже с середины XVIII века.
Огромное большинство банков индивидуального обслуживания (так же, как и банков, имеющих отделения по работе с крупным частным капиталом) открывают свои проспекты абзацами, повествующими об их историческом прошлом (Денис Шевчук). Даже новички, до последнего времени чуждые этой финансовой сферы, – например, инвестиционные банки США, включаются в игру, преподнося в наиболее заманчивом свете свою историю и традиции. Вот, что пишут составители проспекта:
Индивидуальное банковское обслуживание претерпело (и претерпевает) в наше время существенные изменения.
Между тем до сих пор жив особый стиль, принятый в обращении банкира с клиентом. Деловые отношения выстроены здесь достаточно своеобразно.
В банке Pictet нет лифтов. Они столь же неуместны здесь, как серая стальная мебель, компьютеры или жужжащие принтеры. Посетитель спускается вниз по ступенькам. Он проходит не в «офис», а в комнату для приемов – несколько дверей из нее ведут в кабинеты. Обстановка Pictet отличается некоторой небрежностью – это общее свойство множества женевских банков. Чуть потертая мебель, выцветшие портреты на стенах, – между тем, попав сюда, очень скоро понимаешь, что подобное пренебрежение к роскоши могут позволить себе только очень богатые люди.
Pictet, Bordier и Lombard сохраняют качества, уходящие из банковского мира, – обаяние, индивидуальный деловой стиль, неприятие безличности…
На свои деньги Pictet мог бы оснастить не одну контору лучшими IВМ. Отсутствие компьютеров – знак верности традициям, которые так ценятся клиентами Pictet.
Документы здесь пишутся от руки. Напечатанные на листе мертвые значки вызвали бы неодобрение клиента. Форма деловых бумаг тоже зависит от желания посетителя: если французская леди желает, чтобы корреспонденцию с ней вели гусиным пером, синими чернилами на красном фоне, Pictet удовлетворит ее просьбу.
Такие факторы, как история, культура, характер, репутация компании, играют существенную роль в момент выбора советчика или управляющего.
Кредитные аукционы: сущность, порядок организации, значение
Сущностью участия коммерческих банков в кредитных аукционах является получение ими МАРЖИ, т. е. разницы между ценой приобретения ресурсов и их дальнейшей перепродажей в виде ссуды клиентам. К участию в кредитных аукционах проводимых ЦБ РФ допускаются только головные конторы банков, соблюдающие все необходимые требования ЦБ. ЦБ РФ допускает различные способы организации аукционных торгов – по американскому способу, голландскому способу и с фиксированной процентной ставкой.
При американском способе заявки банки-участников ранжируются по уровню предложенной процентной ставки в порядке убывания, а затем удовлетворяются в том же порядке, начиная с максимально предложенной процентной ставки до полного исчерпания установленного на данном аукционе объеме кредита. В результате сумма последней из удовлетворенных заявок может быть сокращена.
При голландском способе все заявки удовлетворяются по цене отсечения – минимальной ставки, которую предлагают банки, попавшие в круг покупателей.
В случае аукциона с фиксированной процентной ставкой удовлетворяются все заявки, однако при превышении общей суммы этих заявок над объемом кредита, предложенного к аукциону, все заявки удовлетворяются частично. Степень удовлетворения заявок соответствует отношению общего объема аукционного кредита к их общей сумме.
Посредством проведения кредитных аукционов ЦБ РФ демократизовал процесс распределения централизованных кредитных ресурсов, предоставив возможность всем коммерческим банкам, отвечающим установленным требованиям, стать покупателями аукционного кредита. Одновременно ЦБ РФ получил инструмент, определяющий соотношения спроса и предложения на денежные средства в банковской системе и их «стоимости». Анализ сложившейся по итогам аукциона ситуации на рынке кредитных ресурсов позволяет обосновано корректировать уровень учетной ставки ЦБ РФ, условия проведения последующих аукционов и необходимость маневрирования иными инструментами денежно-кредитного регулирования.
Операции ЦБ РФ по обслуживанию государственного долга России
Функция реализации облигаций государственныхзаймов и кредитования расходов федерального бюджета. ЦБ – уполномоченный орган Минфина РФ по продаже облигаций государственных займов. Реализация облигаций этих займов осуществляется банками-диллерами, состав которых формируется Минфином и ЦБ.
Продажа облигаций производится на трех уровнях рынка:
1. Предприятия, организации, учреждения и население. Они свободно покупают и продают долговые обязательства государства за счет временно свободных денежных средств. Основная часть облигаций подлежит продаже на данном рынке.
2. КБ, которые размещают свои активы в операциях с ценными бумагами государства. Такие операции отличаются меньшей степенью риска по сравнению с бизнес-кредитами функционирующим предпринимателям.
3. Собственно ЦБ, покупающий остаточную (невыкупленную) часть выпущенных облигаций. В большинстве стран мира законодательство о центральных банках запрещает последним открытую покупку облигаций государственных займов. Для этого банк должен быть наделен полномочиями, предоставляемыми органами законодательной и исполнительной власти.
Помимо распространения облигаций государственных займов, ЦБ производит прямое кредитование расходов бюджета за счет своего эмиссионного фонда. В 1992-94 гг. основная часть фонда использовалась для покрытия текущих расходов государства в размере 75 % бюджетного дефицита. Погашение задолженности производилось за счет поступления налогов в доходную часть бюджета. При отсутствии доходов предоставленные кредиты списывались на убытки ЦБ с последующей компенсацией за счет различных источников денежных средств Минфина. С 1 января 1995 г. прекращено прямое кредитование ЦБР расходов федерального бюджета.