Александр Чуев
Народная вера Православие
Об авторе
Чуев Александр Викторович, родился в Москве 27 августа 1965 г. русский православный, окончил Московскую государственную юридическую академию (МГЮА) и Университет истории культур (УНИК), кандидат юридических наук, культуролог, избирался депутатом Государственной Думы третьего и четвертого созывов, а также муниципальным депутатом района Раменки г. Москвы, женат, имеет троих детей.
Подробнее об авторе можно узнать на следующих сайтах:
www.modern-rf.ru
или путем соответствующего запроса в поисковых системах сети Интернет
Краткое предисловие
О православии написано множество книг. Священники и богословы, ученые и мистики, – все предлагают свои взгляды на Веру и Священное Писание. Есть особые книги, признаваемые Церковью, большая часть которых входят в Священное Предание. Их должен прочесть каждый воцерковленный христианин. Это и жития Святых, и труды Отцов Церкви, и постановления Вселенских Соборов.
То, что написано в этой книге, – взгляд простого верующего, не претендующего на истину в последней инстанции, но имеющего свою личную позицию. Все, что здесь изложено, написано простым языком, и надеюсь, будет понятно даже самым неподготовленным читателям.
В нашей стране, пережившей безбожное лихолетье, очень многие люди хотят прийти к Вере, но не понимают, в чем она состоит, не готовы воспринимать церковную службу и вообще иногда, просто веря интуитивно, не знают, чем православие отличается от других вероисповеданий, каковы его духовные и нравственные основы. Эта короткая работа – для них и для тех, кто еще не пришел к Богу, но уже стремится к Нему в своих мыслях и чувствах.
Я очень люблю свою страну и свой народ. Мы все очень разные и в то же время гораздо ближе друг другу, чем нам кажется. Просто в погоне за материальным благополучием мы позабыли, что гораздо лучше и человечнее, чем хотим показаться другим. И именно Вера в Бога и любовь к Богу и людям может помочь вернуть нам нашу внутреннюю красоту, человечность и силу нашего духа.
Величие России всегда основывалось на ее глубинной духовности и искренности, силе молитвы ее православного народа. Пришло время новой общей народной молитвы и время единой народной православной веры.
Очень просто о том, в чем сущность православной Веры (взгляд верующего)
Многие люди, которые еще не пришли к Богу, да и некоторые верующие порой задают один и тот же вопрос: чем православие отличается от других религий? В чем его особенность не только по отношению к другим религиозным учениям, но и к другим христианским деноминациям?
Как я понимаю православную веру, так постараюсь и объяснить, в чем ее принципиальная неповторимость и притягательность. Причем я особо хотел бы выделить православие русское, поскольку оно не только сумело вобрать все лучшее из православия греческого и византийского, но и привнесло кое-что свое, очень важное и ценное для каждого верующего.
Итак, начнем с того, в чем же суть православного христианства как вероисповедания.
Самой важной ценностью христианства и, по существу, сердцевиной православной Веры является любовь.
Любовь безусловная всеобъемлющая и всепрощающая. Любовь человека к человеку, человека к Богу и Бога к людям. Самым высшим проявлением любви Бога к людям, которое мы знаем, является крестная жертва, принесенная Иисусом Христом за грехи людей.
Всесильный Господь, способный создавать и в мгновение ока разрушать целые миры, послал «Сына своего возлюбленного», чтобы принести людям новое понимание жизни, добра и зла, чтобы дать людям свой Новый Завет.
Христос, являясь Богочеловеком, был наделен всеми силами Господними и самим Духом Святым. Именно поэтому Он мог исцелять больных и даже оживлять умерших, мог пройти сквозь желающих схватить Его – нетронутым. Но Иисус Христос пришел не карать и наказывать, хотя и выгнал торгующих из Храма, что было для них уроком, – Христос пришел дать новые заповеди и учить людей. Он принес с собой знание о пути спасения человеческой души. Самым главным, что лежало в основе всего Его учения, была любовь. Он любил всех людей, даже самых плохих и даже того, кто Его впоследствии предал. Он показал пример того, как люди должны относиться друг к другу.
Но не только это, – Христос показал такую силу и жертвенность любви, которую ни один из Его последователей не смог проявить не только к другим, но даже и к Нему самому. Вспомним, как трижды отрекся от Христа сам апостол Петр.
В этом великая сила и новый взгляд на отношения человека и Бога. Ни в одной религии мира, ни в одном вероисповедании нет ничего подобного. В Ветхом Завете Господь проявляет любовь к людям, но эта любовь воплощается иначе, и сами люди не понимают ее. Они больше боятся Бога Отца, чем по-настоящему искренне любят Его. И даже если любят, то их любовь несовершенна, поскольку омрачена страхом и неспособностью охватить своим умом и своими чувствами хотя бы часть широты и величия Божиих замыслов.
Христианская любовь к Богу – иная. Мы любим Бога не за Его силу и величие, не потому, что боимся Его гнева и кары за наши грехи, – мы любим Бога потому, что Он Сам дал нам пример того, как можно любить, показал свою любовь, и она отозвалась в наших сердцах слабым, но искренним ответом. Христос зажег пламя любви в душах верных, и они понесли его дальше. Вот уже более двух тысяч лет верующие христиане своими сердцами раздувают этот живой прекрасный огонь. И настоящая любовь к Богу не может не объять собой и других людей, своих ближних.
Именно такой всепроникающий круг любви и дает надежду на спасение всего человечества. Не в религиозном смысле, а в самом простом и понятном. Стать единым целым, жить со своими соседями и близкими в добре и любви – разве может быть что-то важнее этого в нашем истерзанном ненавистью, насилием и разрушительными страстями мире?..
Не имея силы и возможности объять Бога своим небольшим и ограниченным умом, человек становится способным понять Божий замысел через свои чувства, через любовь. И это делает человека богоподобным не только и не столько в плане физическом, но духовно и душевно.
Красота мира всегда рождается в любви, творчестве и созидании. Да и сам мир существует только благодаря этому. В свое время Господь долго терпел существование Содома и Гоморры только потому, что там жил праведник Лот со своей семьей, искренне любивший Бога.
Видимо, и наш мир еще существует только благодаря молитвам живущих в нем праведников и тех, кто способен искренне возлюбить нашего Создателя.
Другим, очень важным для каждого верующего христианина, отличием христианской Веры от любой другой является постоянная связь с Богом через Святое причастие. В христианстве вообще, а в православии особенно причастие играет важнейшую роль в духовной жизни каждого верного. Во время тайной вечери, когда Иисус собрался с учениками праздновать Пасху, Он разломил хлеб и, обмакнув его в вино, подал им. При этом Он сказал, что хлеб этот – плоть Его, а вино – кровь. И это не просто метафора или какой-то символ. Каждый христианин, живущий полноценной духовной жизнью, обязательно участвует в литургии, важнейшим элементом которой является причастие. И сегодня, как и две тысячи лет назад, верующие получают специальный, приготовленный с молитвой и освященный во время литургии, хлеб, смешанный с церковным вином. Это называется Святыми Дарами – в память о том, что Господь оставил это людям именно в виде дара. Физически, принимая внутрь себя эти Святые Дары, каждый верующий в это время воссоединяется с Богом и телесно и душевно.
Не стоит понимать здесь тело и кровь как человеческие, но силою Святого Духа хлеб и вино, освященные во время литургии, для верующих становятся действительно частицами тела и крови Господних. Вкушая их, мы принимаем в себя частицу Божией сущности.
Сила Святых Даров такова, что они не только могут исцелять болящих и укреплять души поскользнувшихся на жизненном пути; их сила проявляет себя самым очевидным образом. Тысячи лет люди – и больные, и здоровые – употребляют эти Дары из общего сосуда, а священник пользуется одной и той же ложкой. Но пока не известно ни одного случая, чтобы кто-то заразился после причастия какой-нибудь болезнью, хотя и больные и здоровые причащаются вместе.
Кроме причастия Господь дал и другие возможности быть в единстве с Ним. Одна из таких возможностей, безусловно, молитва «Отче наш…». Кроме того, Иисусова молитва, молитва Пресвятой Богородице «Богородице Дево, радуйся…» и многие другие молитвы, данные уже позднее, хотя причастие, безусловно, остается самым прямым и коротким путем соединения с Богом.
Кроме этого, в христианстве есть множество особых знаков, напоминающих нам о постоянном Божественном присутствии. Особенно много их опять же в православии. Это и Священный огонь, сходящий в Иерусалиме в Великую Субботу перед православной Пасхой, и облако, нисходящее на верующих в ночь празднования Преображения Господня на горе Фавор на Святой земле, и мироточивые иконы, которых великое множество, и нетленные мощи святых праведников, и еще многое и многое другое. Эти знаки внимания Господня помогают многим людям укрепляться в своей Вере, а сомневающимся – уверовать. В христианстве такие знаки называют чудом Господним.
Стоит обязательно сказать и о таинстве исповеди, без совершения которого не обходится ни один христианин. Вообще покаяние – очень серьезный этап на пути к духовному самопознанию и очищению своей души от греха. Человек несовершенен. Он постоянно, желая того или не желая, совершает греховные поступки, или говорит не очень хорошие слова, или его посещают греховные мысли и чувства.
Конечно, каждый старается в меру своих сил и возможностей или в силу своего миропонимания, чтобы таких поступков, слов, мыслей и чувств было меньше. Но христианину дана возможность не нести в себе постоянный, все увеличивающийся груз вины за содеянное, сказанное, помысленное или ощущаемое, – груз, который в какой-то момент может стать просто невыносимым для совестливого и стремящегося к добру человека. Такая ноша может просто раздавить самого человека под своей тяжестью и навсегда перечеркнуть его попытки спасти свою душу. Через исповедь и покаяние христианину дана возможность освободиться от этого груза своих грехов и с чистой душой идти по жизни дальше, меняясь самому и изменяя мир вокруг себя.
Итогом истинной исповеди и покаяния является отпущение мирских грехов человека, Право совершать такое отпущение дано священнослужителю. Выслушивать исповедь, призывать к покаянию и отпускать грехи раскаявшимся – не только право, но и святая обязанность священника. Это своеобразная гигиена души, хотя на самом деле это намного больше и важнее для самого человека. Каждый раз, исповедуясь в своих грехах, раскаиваясь в них, верующий становится пусть ненамного, но чище и лучше, чем был до этого. Получив отпущение грехов и разрешение на причастие, христианин получает также мощную духовную поддержку на этом нелегком пути. И священник (через принятие исповеди и отпущение грехов), и Сам Господь (через причащение Святых Таин) помогают верующему не упасть в будущем, делают его духовно сильнее и выше.
Безусловно, не каждый грех может быть так легко отпущен: существуют особо тяжкие нераскаянные грехи, которые священник не имеет силы и власти просто отпустить, а иногда это в силах сделать только иеромонах. И, тем не менее, обрести прощение может каждый искренне раскаивающийся грешник.
Но в основном подавляющее большинство верующих людей, все же не совершает таких ужасных грехов, и для них исповедь, покаяние и причащение являются неотъемлемой частью их духовной жизни.
Если говорить о базовых фундаментальных понятиях православной Веры, то практически все они вмещаются в короткий Символ Веры. Важно понять, что Господь Вседержитель, создатель Неба и Земли, Его единородный Сын Иисус Христос и Дух Святой, исходящий от Бога Отца, соединяются в сознании верующего христианина в Святую Троицу – нераздельное и единосущное целое. Единый Господь, проявляя Себя непосредственно или в Своем Сыне (Богочеловеке), или в Святом Духе (Божественной силе или Божественной энергии), дает человеку возможность более полно и всесторонне почувствовать и воспринять (услышать) Бога.
Как жить по православному
Каждый человек, вступивший на путь Веры, задает себе один и тот же вопрос: как жить в соответствии с принципами и ценностями избранного вероучения? В православии имеется много книг, написанных Святыми Отцами Церкви на эту тему. Но, конечно, нельзя почерпнуть ответы на все вопросы только из книг. Личный жизненный опыт, общение с другими верующими людьми и наставления своего духовного пастыря (духовника) дают более четкие представления о том, как поступать в той или иной ситуации.
В Евангелии Иисус Христос не только дает новые заповеди жизни, но и в Своих притчах объясняет, как нужно поступать в тех или иных обстоятельствах.
Важнейшим жизненным принципом для каждого христианина является сострадание – не только больным, нищим, людям, попавшим в тяжелую ситуацию, но сострадание вообще всем, каждому, кто встретился на жизненном пути. Сострадание – это, по сути, сопереживание, способность разделить и горе и радость того, кому сострадаешь. На некоторое время ты как бы перестаешь быть только самим собой, но становишься немножко и тем человеком, которому сочувствуешь. Душа одного человека входит в своеобразный резонанс с душой другого, и это в одних случаях приносит облегчение в горе, как бы уменьшает его, а в других – усиливает радость и ощущение счастья. Иногда достаточно нескольких слов или даже способности выслушать другого человека, чтобы ему стало легче. Порою же требуются не только слова, но и дела, реальная помощь, которую нужно оказать. Однако даже малая помощь может быть значительной и ценной, если она оказана не формально, а с искренним желанием помочь и тем душевным теплом, которое само по себе увеличивает значение любого сделанного для кого-то дела.
Не каждый человек готов по-евангельски раздать все свое имущество и пойти за своим Богом и верой, – на это способны единицы. Да этого от большинства людей и не требуется. Нужно лишь любить своих ближних, как самого себя, и принимать близко к сердцу их радость и боль, поддерживая их по мере своих скромных сил.
Но как же тогда быть с плохими людьми? Как сопереживать им? И что в таком случае является таким сопереживанием, когда человек творит зло?..
Сначала нужно понять и принять для себя одну простую, но сложную для понимания истину: безнадежно плохих людей не бывает. Каждый человек, даже совершивший очень плохой поступок, способен к покаянию – и в этом случае заслуживает прощения. Но ведь существуют закоренелые преступники, на совести которых многие людские жизни; настоящие злодеи, не щадящие никого, способные к самым мерзким и страшным преступлениям. Да, наш мир не совершенен, каждый день и час в нем происходит борьба добра и зла, света и тьмы. Как же можно сострадать злодею? Оказывается, можно. Только в этом случае сострадание обращено не к его злому разуму, желаниям и действиям, а к его бессмертной душе, которая осталась забытой и брошенной ее носителем во тьму небытия при его многогрешной жизни. Иисус Христос силой Святого Духа мог показать истину самому закоренелому разбойнику и призвать его к покаянию.
Безусловно, большинство из нас не сумеет усовестить закоренелого рецидивиста, поскольку Вера наша слаба и нетверда. Но в таком случае есть иной способ сопереживания душе, гибнущего во зле, человека. Мы не должны судить других людей, однако обличать людские грехи – прямая обязанность каждого христианина. И если мы видим неправедность и совершаемое зло, то должны смело и честно обличать их; если же слов недостаточно, чтобы остановить совершаемое зло, следует пресекать его всеми данными нам Богом силами.
Мне хотелось бы рассказать об одном случае, когда преступник с оружием в руках напал на верующих в Храме на Сахалине и убил, и ранил нескольких из них.
Я читал, что нищий, просивший подаяние у Храма, встал и пошел, как он сказал «защищать» и стал выводить людей, и пытался образумить осатаневшего преступника, даже раненный им, и погиб, приняв на себя четыре пули. Четыре, не доставшиеся кому-то, но принятые им. Я верю, что именно такие люди и попадают в рай. И что может быть всем великим смыслом жизни этого человека, было однажды встать и пойти защищать свою веру и людей, – защищать без оружия, только силой своего Духа.
В такие моменты чувствуешь одновременно умиление и раскаяние. Умиление от красоты и силы души человеческой, а раскаяние от того, что ты сам, к сожалению не такой, а много хуже: слабый, жалкий, трусливый… Но, именно в такие мгновения в душе и появляется решимость изменить самого себя, подняться над своей слабостью и трусостью, своей мелочностью и ничтожностью, и тоже, вослед за ним, пойти «защищать»…
При этом, даже когда мы должны остановить преступника силой, важно не возненавидеть его. Фактически, пресекая преступление, мы спасаем преступника от совершаемого им зла. Это и есть в данном случае способ нашего сопереживания. Христианин никогда не должен проходить мимо совершаемого злодеяния. Он должен сделать все от него зависящее, чтобы остановить зло или не допустить его.
Часто многие не знают, как поступить в следующей ситуации. Если злодей убивает или насилует кого-то, а я вступлю с ним в схватку, то могу поранить либо убить его – или он это сделает со мной. Но ведь насилие и убийство – зло, страшный грех. Как же тогда правильно поступать? Насилие и убийство – безусловное, ничем не оправдываемое зло, но жизненная ситуация, в которую вы попадаете, такова, что в ней просто нет другого пути, чем совершить зло – меньшее или большее.
В данном случае, если вы пройдете мимо насилия, вы совершите зло большее, чем сам насильник или убийца. Во-первых, вы становитесь соучастником этого преступления, поскольку могли, но не предотвратили или не остановили его. Во-вторых, проявляете безразличие к жертве преступления, которая нуждалась в вашей помощи и поддержке. И, в-третьих, делаете шаг к уничтожению и забвению собственной души, поскольку ваш страх и желание уберечь себя физически от столкновения со злодеем, чем бы этот страх ни оправдывался и ни объяснялся, разрушает вас как личность, отвращает от веры в Бога. А Господь, возможно, и послал вам это испытание именно для проверки силы вашего духа и для укрепления вас в Вере. Ну и, кроме всего прочего, своим бездействием вы позволяете преступнику действовать безнаказанно, поэтому губите и его душу, не оказываете и ему сострадание, которое в данном случае состоит в том, чтобы не дать этому человеку совершить страшный грех – а значит, спасти и его душу.
Итак, идите смело на борьбу со злом, если не хотите стать большим злодеем, чем тот, кто вам встретился. Если грабят и убивают лично вас, то драться или попустить злодеям совершить преступление – ваш выбор. В этом случае только вы сами можете оценить, как вам поступить. Но в ситуации, когда речь идет о жизни и здоровье других людей, нужно сделать все, чтобы остановить преступника. И даже если вы при этом совершите грех и прервете его жизнь (если не будет иного способа предотвратить преступление), то вы при этом спасете жизнь другому, не дадите преступнику совершить злодеяние, спасая и его душу (а может, еще и свою). Ваш грех останется грехом, требующим искреннего покаяния и долгой духовной работы, но это будет значительно меньший грех, чем, если бы вы прошли мимо преступления, тем самым погубив и душу преступника, и свою, и жизнь жертвы.
Особым случаем является профессиональная деятельность по защите правопорядка, безопасности и суверенитета своей страны. В этом случае православный христианин должен понимать, что его служение всегда будет сопряжено с определенным моральным выбором и его главная задача именно в противодействии злу и защите жизни и спокойствия своих ближних. Главное здесь – не уподобиться самому преступнику или врагам своего Отечества, не допустить зла в свою душу. Нужно учиться любить даже врагов, которых должен поразить, хотя это и очень трудно.
Вообще за своих врагов, недругов или недоброжелателей, если они у вас есть, нужно научиться молиться – молиться с любовью об их вразумлении, спасении душ и умягчении сердец, об их покаянии и обращении к Богу. Это очень сложно, но сила такой молитвы велика. Случается, что искренняя молитва оказывается сильнее самого мощного оружия и прекращает самую тяжелую ссору.
Часто бывает и так, что сострадать чужому горю для многих гораздо легче, чем радоваться счастью или успехам другого человека. Зависть – страшное чувство, которое, как рана, ноет в душе. Человек думает: «А почему не я? Ведь я был хорошим христианином: отдавал в храм десятину и помогал нуждающимся, регулярно молился и постился. А он (сосед, к примеру) часто грешил и десятину в храм не давал, а ему вот такое счастье привалило (новый дом или квартира, хорошая работа, дорогой подарок, удачная свадьба дочери…)». Возникает чувство несправедливости по отношению к самому себе. Это и есть самая настоящая черная зависть, разрушающая человека. Если такое чувство посетило вас, нужно просто понять, что это испытание, данное Богом для того, чтобы укрепить вашу веру. «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Не праведников пришел Я призвать к покаянию, но грешников», – говорит Христос, когда Его спрашивают, почему Он уделяет столько внимания людям недостойным и неправедным, по мнению Его учеников: мытарям и блудницам. Зависть, если ей не противостоять, может заставить доброго и порядочного человека совершать недостойные и некрасивые поступки (я уж не говорю о мыслях и чувствах).
И поэтому, если у кого-то случилось что-то хорошее, порадуйтесь за него искренне: значит, Господь обратил на него Свое внимание; значит, этот грешный и слабый человек нуждается в поддержке Господа больше, чем вы – более праведный и сильный (если вы таковым себя считаете).
И все же главное – не судить о других, кто выше и кто ниже, кто заслужил, а кто не заслужил помощи Божией. Судить, нужно прежде всего себя и свои грехи.
Что такое «жить по-христиански»? Каждый понимает это по-своему. И, тем не менее, существуют какие-то общие вещи, с которыми трудно не согласиться.
Христианин должен посещать храм и регулярно исповедоваться и причащаться. Так учит нас наша Церковь. Но если одни действительно делают это регулярно (хотя иногда скорее автоматически, чем с душой), то другие или просто ленятся, или находят обоснование своему игнорированию литургии. В этом храме священник «не тот», а до другого далеко добираться, или «я молюсь дома, Бог в моей душе, а в Церкви стало много сребролюбия и показухи, поэтому я туда хожу редко». Очень грустно слышать такие объяснения, так же, как грустно, когда люди регулярно ходят на службу, но в своей повседневной жизни не следуют заповедям Господним.
Безусловно, нужно посещать храм, как можно чаще, но не формально, «для галочки», а для совместной молитвы с другими верующими и очищения своей души через церковные таинства.
Если же получается формально и мысли заняты не службой, а посторонними вещами, может быть, имеет смысл ходить в храм несколько реже, но подготовившись дома, настроившись на службу и молитву.
Конечно, наша Православная Церковь – плоть от плоти нашего народа, поэтому все проблемы, с которыми мы сталкиваемся, существуют и внутри Церкви. Священник и даже монах – такие же грешные люди, как и все мы. Святые рождаются очень редко, и потому в отличие от Церкви Небесной, чистой и безгрешной, Церковь земная такова, каковы сами верующие. Не стоит ждать, что за спиной сельского батюшки или архиепископа (и даже – да простит меня Господь! – у Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси) вырастут вдруг ангельские крылья. И тем не менее Церковь каждый день и час во всех своих храмах, на всех службах прославляет Святое Имя Господне, возносит общие молитвы ко Господу нашему и совершает церковные таинства и обряды.
Так как же относиться к тому, что конкретный священник – такой же грешник, как и вы? Ну, во-первых, для священников все же существует ряд ограничений, на которые они согласились добровольно (о монашествующих я уж и не говорю). Если священнослужитель неправильно ведет службу, нарушает ее порядок или вообще делает что-то неподобающее, то в этом случае долг верующих – обратиться к правящему архиерею и просить его заменить нерадивого священнослужителя, ясно изложив все причины своей просьбы.
Если же священник в храме все делает правильно, нужно отделять то, что происходит внутри храма, от того, что случается за его пределами. То есть, в этом случае любой священник свят во время богослужения, и совершенно неважно, что у себя дома он грешит (например, выпивает, или излишне чванится, или даже отягощен сребролюбием). Стоит помолиться о его грешной душе, а возможно, и обличить его грех в частной беседе в то время, когда он не исполняет свои обязанности в храме, но игнорировать из-за этого службу значит впасть в гордыню.