Книга Таро Уэйта как система. Теория и практика - читать онлайн бесплатно, автор Андрей Костенко
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Таро Уэйта как система. Теория и практика
Таро Уэйта как система. Теория и практика
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Таро Уэйта как система. Теория и практика

Сост. Андрей Костенко

Таро Уэйта как система. Теория и практика

Copyright © А. Костенко, 2008, 2014

Copyright © ООО «СОФИЯ МЕДИА», 2019

Предисловие


У этой книги достаточно долгая судьба. Первое издание в мягкой обложке вышло в 1999 году и сразу же приобрело известность как самое полное и авторитетное русскоязычное руководство по самой популярной во всем мире колоде карт Таро «Райдер – Уэйт». Авторитетность книге, несомненно, придает то, что в ней обильно цитируется главный труд одного из создателей колоды, Артура Эдварда Уэйта, – «Иллюстрированный ключ к Таро» (1911). При работе над книгой были также использованы работы Дэвида Халса, Роберта М. Плейса, Марши Мазино, Стюарта Каплана, Джеймса Ривака, Роберта О’Нилла, К. Франка Йенсена, Иден Грей, Эйлин Коннолли, Джоан Баннинг, Рональда Декера и Майкла Дамметта и других видных современных специалистов по Таро Уэйта. Чтобы проследить ход развития тарологических идей Уэйта и прокомментировать многочисленные полунамеки и недосказанности, которыми славился этот выдающийся знаток оккультных наук, пришлось обратиться к работам его предшественников – французов Кура де Жебелена, Элифаса Леви, Поля Кристиана, Освальда Вирта, Папюса и англичанина С. Л. Макгрегора Матерса.

Несколько раз сменив название, формат и содержание, в нынешнем издании наша книга называется «Таро Уэйта как система. Теория и практика». Мы сократили раздел, посвященный истории карт Таро Уэйта, но этот материал обязательно войдет в нашу будущую книгу о различных эзотерических системах Таро. Кроме того, мы готовим полное издание «Иллюстрированного ключа к Таро» и других тарологических работ Артура Эдварда Уэйта – со всеми необходимыми комментариями, библиографией и другими дополнительными материалами.

Андрей Костенко

Теория

Общее описание

Карты Таро Уэйта (которых всего 78) делятся на несколько категорий:


Большие Арканы (Козыри) – 22 карты

Это символические карты, которые не относятся ни к одной из мастей. В карточных играх с колодой Таро эти карты называются козырями (в зарубежной оккультной литературе они тоже так часто называются; напомним, что термин Аркан (таинство) применительно к Таро ввел Поль Кристиан, а разделил Арканы на Большие и Малые Эли Стар). В русской тарологической литературе термин козыри практически не употребляется, потому что в России никогда не было традиции игры в Таро. Впрочем, в России издавна играли в покер, используя колоду с одним или более джокерами. Джокеры могут служить отдаленным аналогом Больших Арканов, особенно Дурака, с которым они находятся в генетическом родстве.

Обычно считается, что Большие Арканы символизируют явления и события духовного мира (хотя по этому поводу есть и другие мнения).


Малые Арканы – 56 карт

Это большая группа карт, разделенная на четыре масти: Жезлы, Мечи, Чаши и Пентакли.

В игральных картах Жезлы соответствуют Трефам, Мечи – Пикам, Чаши – Червам, а Пентакли – Бубнам (впрочем, об этом соответствии тоже есть разные мнения).

Малые Арканы повествуют о различных обстоятельствах и моментах повседневной жизни. В этой части Таро перед нами проходят события и ситуации, составляющие наш индивидуальный мир, и связанные с ними переживания.

Малые Арканы делятся на:

Номерные (очковые) Карты – 40 карт

Карты от Туза (Единицы) до Десятки, имеющиеся в каждой из четырех мастей. В этой группе особо выделяются Тузы (в карточных играх они часто бывают старше остальных очковых карт и даже фигур).

Фигурные Карты – 16 карт

В каждой из четырех мастей есть по четыре таких карты. В системе Уэйта они называются Королем, Королевой, Рыцарем и Пажом. В обычных игральных картах Королева – это Дама, Паж – Валет, а Рыцаря нет вообще. В Таро Уэйта Рыцари (всадники) стоят по старшинству на предпоследнем месте – между Королевами и Пажами. Такой же порядок принят и в большинстве вариантов игры в Таро. В других системах оккультного Таро порядок и номенклатура Фигурных Карт могут отличаться. В частности, в классическом Таро «Золотой Зари», каким его разработал Матерс, Рыцарь (всадник) – самый старший; за ним идут Королева (сидящая на троне), Принц (бывший Король, едущий на колеснице) и Принцесса (стоящая); этой же схемы придерживался Кроули.

Фигурные Карты указывают на присутствующих в нашей жизни людей и на характер наших с ними взаимосвязей. Степень участия и влияния этих особ на мир нашего личного бытия отличается особой силой.

Порядок описания карт в книге «Иллюстрированный ключ к Таро» таков:

• Козыри (начиная с Мага (I) и заканчивая Миром (XXI); Дурак (0) идет предпоследним, как во французской традиции)

• Масть Жезлов (по убыванию старшинства: сначала Фигурные Карты от Короля до Пажа, затем номерные от десятки до туза, как у Эттейлы)

• Масть Чаш

• Масть Мечей

• Масть Пентаклей


Поскольку настоящее издание не есть академический перевод «Иллюстрированного ключа», но лишь популярное описание системы Таро Уэйта, в нашем изложении порядок карт изменен. Поскольку же дальнейший материал должен обнаружить зашифрованные эзотерические значения карт, мы и начнем с карты, которая эзотерически должна идти первой, – с Дурака.

Большие Арканы

0. ДуракАлеф = ВоздухОригинальный текст Уэйта

Легко шагавший, словно все земные препятствия неспособны были его удержать, юноша в цветистых одеждах замирает над краем пропасти среди высочайших вершин этого мира; взгляд его устремлен в голубую даль – скорее в бездонные небеса, чем на панораму, открывающуюся внизу. Он показан в энергичном шаге, хотя в данный момент и неподвижен; его собака [показана взметнувшейся] в прыжке. Край разверзшейся пропасти не пугает [его]; похоже, что ангелы готовы подхватить его, если он вдруг решится прыгнуть с высоты. Его лик светится умом и мечтательностью. В одной руке у него роза, в другой – перекинутый через правое плечо драгоценный жезл, на котором висит затейливо расшитая сума. Это князь мира иного, странствующий через этот [мир] – посреди утреннего великолепия и свежего воздуха. Солнце, сияющее у него за спиной, знает, откуда он пришел, куда идет и как он вернется другой тропой много дней спустя. Он есть Дух в поиске Опыта. Многие символы Учрежденных Мистеpий обобщаются в этой карте, полномочно отменяя тем самым все прежние недоразумения.

В своем «Руководстве по картомантии» Великий Восток[1] делает любопытное предположение о функции Мистического Дурака как части его процесса высшего прорицания; однако для того, чтобы заставить его работать, требуются незаурядные дарования. Мы еще увидим, как ведет себя эта карта в обычном гадании, и для тех, кто обладает проницательностью, это послужит подтверждением того факта, что Старшим Картам изначально не было места в искусстве гадательных игр, где карты используются как указатели на заранее заготовленные тексты. Впрочем, нам очень мало известно об обстоятельствах зарождения этого искусства. Согласно общепринятым толкованиям[2], Дурак означает плоть и чувственную жизнь; у одного острослова[3] его дополнительным именем был Алхимик – воплощение предельной стадии глупости.

Метафизическая интерпретация

Символика Дурака – это подлинная сокровищница оккультных образов, однако не зная точного значения этой символики, легко сбиться с пути. Само собой разумеется, что тайные знаки этого первого и чрезвычайно важного Аркана Таро задумывались именно с целью сокрытия их истинного смысла. Оккультные школы Таро придавали огромную ценность непостижимым тайнам, заключенным в Больших Арканах. Стремясь уберечь их от превращения в «разменную монету», эти школы создали нечто, именуемое «завесой». Эта «завеса» представляла собой намеренное облечение карты Таро такими именами или символами, которые неизбежно заводили непосвященного – каковы бы ни были его намерения – в тупик. Ярким тому примером может послужить карта Дурак. Само название карты совершенно обманчиво. Сколь же важной должна быть идея, заложенная в ней учителями оккультизма, если они прибегли к столь изощренному камуфляжу!

В этой карте перед нами предстает Созидатель с присущей ему энергией, мощью и громадным потенциалом. Юношеский облик Дурака символизирует его силу и динамичную открытость навстречу жизни. Собственно, и сами эти приключения представлены образом юноши, одержимого жаждой странствий и открытия окружающего мира. Этот юноша, все скромные пожитки которого умещаются в небольшом узелке, стремится к посвящению в жизнь, отважно проходя через уготованные ею испытания. Об этом говорит и беспечность, с которой наш персонаж ступает в глубокий овраг.

Адепты «Золотой Зари» считают, что карта Дурак символизирует Силу, или Созидательную энергию, движущую всей Вселенной. Дурак фактически является Божественной сущностью Таро. В этом аспекте она представляет Дух, стремящийся к познанию себя и избравший для этого проявление на земном уровне и достижение совершенства. Ничего удивительного в том, что потенциальные возможности Дурака столь огромны – ведь это энергия самого Творения!

В странствиях по материальному миру Дурака сопровождают животные. Нередко у его ног изображается кошка. Во французских вариантах Таро у ног Дурака можно увидеть крокодила. Эта рептилия, чье брюхо касается земли, означает не просто животный мир, мир физических ощущений, но и саму Землю, на которой Дурака ожидают немалые испытания.

В колоде Уэйта Дурака сопровождает белый пес, символизирующий две различные концепции. Во-первых, он указывает на звериное чутье, которым мы руководствуемся в земном мире. Во-вторых, пес наводит на мысль и о рассудочном разуме, с помощью которого мы анализируем и определяем свойства окружающей нас Вселенной. Иными словами, перед нами хозяин и его преданный слуга. Но кто же подлинный повелитель, если маленький пес, символизирующий сознательный разум и пять физических чувств, – это всего лишь верный друг и проводник? По-видимому, сам Дурак символизирует куда более широкую концепцию. Это Созидательная Божественная Сила, неизмеримо превосходящая по величию и могуществу все то, чему мы, смертные, позволяем руководить нашей жизнью.

На карте Дурак мы видим белое солнце и желтые небеса. Желтый цвет неба указывает на озарение или свет. Что до белого солнца, то оно совсем не то, что сияет на нашем небосводе. Это совершенно особая сила, преисполненная духовной чистоты сила белого света, известная как «Древний днями, Единосущий, Блаженство и Единение», понимаемая как Бог, Источник нашей духовности.

Во многих книгах по Таро Дурак означает глупый безрассудный поступок, нередко с признаками безумия. Есть три возможных объяснения подобному толкованию. Авторы или толкователи, по-видимому, атеисты, которые считают связываемую с этой картой Всевышнюю Силу глупым поверьем. Или же, не зная подлинного значения этой карты, они исходят лишь из поверхностного ее толкования. Третий ответ в том, что авторам отлично известно истинное значение карты, однако они скрывают его, будучи связаны клятвой верности своей школе оккультных наук.

Образный строй

Перед нами Том Сойер, беззаботно странствующий с Геком Финном по Миссисипи, увязав свои пожитки в нехитрый узелок. Впереди у них великие приключения и постижение житейских уроков, что называется, из первых рук.

Это блудный сын, стремящийся к постижению жизни.

Это чистый душой и плотью рыцарь Парсифаль, идущий к спасению через постижение всего присущего земному миру добра и зла.

Это странствующий принц и менестрель, ибо люди такого сорта, отличаясь от других и видом, и поведением, всегда служат посмешищем для зевак.

Дурак – это присущее любому из нас совершенно особое свойство, которое пробуждается при одной мысли о приключениях и живо откликается на каждый новый вызов. Его юношеский вид символизирует тлеющую в каждом из нас искру вдохновения, готовую вспыхнуть и разгореться жарким пламенем, едва лишь повеет ветер перемен.

Символизм

Каббалистическим атрибутом Дурака является еврейская буква Алеф a, соответствующая элементу Воздуха как дыханию жизни, а также аспекту духа как животворящему принципу всей жизни.

Уэйт вставил в эту карту много символических указаний на Алеф, первую букву еврейского алфавита:

Самая очевидная подсказка – это собака на переднем плане картины. Ее тело графически отображает форму еврейской буквы Алеф, где хвост соответствует верхнему завитку Алеф, голова, тело и задние лапы – центральной наклонной части Алеф, а передние лапы – фактической «ножке» Алеф. Более того, ее задние лапы напоминают по форме букву Бет, вторую букву алфавита. Комбинация Алеф-Бет означает исток, оригинал или начало, а также алфавит.

Десять кругов на одежде Дурака напоминают о десяти эманациях, формирующих еврейское Древо Жизни[4], которое выходит из небытия-пустоты (Айн-Соф-Аур). Само их присутствие на ткани одеяния показывает, что Дурак – это то, что предшествует десяти эманациям каббалистического числового ряда, и, по существу, именно он должен возглавлять этот ряд как нуль. Внутреннюю часть этих кругов представляют колеса из восьми спиц, которые в «Золотой Заре» символизируют Дух (второй из двух атрибутов Алеф).


Собака алеф-бет


• Платье Дурака, перо в его головном уборе и растрепанные ветром волосы вызывают ассоциацию с элементом Воздуха. На изображении преобладает желтый цвет фона, что также соответствует принятой в «Золотой Заре» цветовой гамме Алеф как Воздуха.

• Белое солнце с четырнадцатью лучами за спиной Дурака – это высшее эзотерическое указание на истинное положение Дурака на Древе Жизни. Путь Дурака (в качестве Алеф это одиннадцатый Путь) соединяет первую и вторую Сефиры. Первая Сефира, Кетер (Корона), может быть представлена ослепительно-белым сиянием Солнца, сам Путь – свисающим с палки узелком, перекинутым через правое плечо, а вторая Сефира – зияющей бездной у его ног.

• Направление движения Дурака – справа налево; и это тоже тайный символ. Если Дурак расположен во главе ряда Больших Арканов и двадцать две карты располагаются последовательно, начинаясь с Дурака, и справа налево (как и сам еврейский алфавит), то становится ясно: Дурак открывает цикл из двадцати двух картин и входит в последовательность карт, двигаясь влево. Интересно, что танцовщица в Мире (Аркан XXI) размещается в конце ряда и повернута телом вправо, как бы стремясь зарядиться энергией, генерируемой Дураком. При таком порядке расположения Смерть (Аркан XIII) оказывается единственной дополнительной картой, в которой движение происходит навстречу Дураку, потому что Смерть – это прекращение нашего нынешнего странствия на Земле в образе Дурака.

• Гематрия – замена еврейских букв их числовыми значениями – олицетворяется Солнцем за Дураком вместе с Луной и звездой на левом плече Дурака. Солнце, Луна и звезда – это символы еврейской буквы Алеф в каббалистической технике гематрии.

В гематрии два слова или выражения, обладающие одинаковой численной величиной, разделяют также и одинаковое символическое значение. При использовании такого приема еврейское буквенное название Алеф, записанное в общем виде, имеет такое же числовое значение, как и фраза «Солнце, Луна и звезды», и равно 831:

1. ALР = 1 + 30 + 800 = 831 = запись названия Алеф – еврейской буквы, связанной с Дураком.

2. ShMSh LBNH VKVKBIM = (300 + 40 + 300) + (30 + 2 + 50 + 5) + (6 + 20 + 6 + 20 + 2 + 10 + 40) = 640 + 87 + 104 = 831 = фраза «Солнце, Луна и звезды».

В этом же процессе гематрии мы обнаруживаем, что уэйтовское размещение еврейской буквы Шин в желтом кругу с восемью спицами, который расположен у нижней левой кромки платья Дурака, также подтверждает ассоциацию Алеф с Арканом 0.

Числовое значение Шин как буквы равно 300 и совпадает со значением фразы «Жизненное дыхание Богов», обычно переводимой в Библии как «Дух Божий», RVCh ALHIM = (200 + 6 + 8) + (1 + 30 + 5 + 10 + 40) = (214) + (86) = 300.

«Жизненное дыхание» – это специальный термин в «Сефер Йецира», который используется для описания буквы Алеф как элемента Воздуха. В соответствии с этим Уэйт получает возможность тайно сопоставить Алефу жизненное дыхание (поза Дурака предполагает, что он только что вдохнул полной грудью).

Итак, Шин – это ошибочная позиция, которую занимает Дурак во французском порядке Таро Элифаса Леви, попадая между Судом (Аркан XX) и Миром (Аркан XXI). Но именно такое положение Уэйт отводит Дураку в своем перечислении Больших Арканов.

Современное гадательное толкование

Важное решение и благоприятная возможность.

Здесь Вопрошающий стоит перед выбором образа жизни либо другим, не менее значительным решением. Выбор, о котором идет речь, чрезвычайно важен и в случае принятия изменит всю жизнь Вопрошающего. Ключевое слово здесь «благоприятная возможность». Вопрошающему может представиться случай оказаться в новом для себя окружении или избрать новый образ жизни. Благоприятные обстоятельства могут открыться в виде «единственного в жизни шанса» в деле, которое Вопрошающий принимает близко к сердцу. Карта Дурак указывает на новую страницу в жизни, начало с чистого листа. В прямом положении карта говорит о том, что открывающаяся возможность позитивна или полезна и, не упустив мгновения удачи, можно добиться немалого успеха. Посоветуйте Вопрошающему прислушаться к голосу сердца и руководствоваться потребностями души.


Глупое решение либо эгоистический поступок.

Если карта Дурак перевернута, то Вопрошающий, по-видимому, сделал неправильный выбор. Возможно, он попал под чье-то влияние или собственные тревоги заставили его избрать неверный путь.

Посоветуйте Вопрошающему, оказавшись перед выбором или потенциальной возможностью, прибегнуть к помощи своего подсознания. Не хочет же он, в самом деле, попасть под власть собственных страхов или чужое влияние. Подведите Вопрошающего к мысли о необходимости переоценить прежние ценности и разобраться, чего же он хочет от жизни. Поскольку речь идет о решении особой важности, Вопрошающий ни в коем случае не должен упустить своего шанса.

Перевернутая карта может указывать и на глупые, эгоистические поступки. Нередко Вопрошающий вмешивается в дела, отлично понимая, что вмешиваться в них не следует, и независимо от последствий простодушно гнет свою линию, пока в конечном счете его же действия не ставят его в глупое или униженное положение.

Дополнительные значения по Уэйту

Безумство, мания, сумасбродство, опьянение, бред, лихорадочное возбуждение, невольное предательство.

Небрежность, отсутствие, рассредоточение, беспечность, апатия, ничтожность, тщеславие.


I. МагБет = МеркурийОригинальный текст Уэйта

Юноша в облачении мага, с ликом божественного Аполлона, с уверенной улыбкой и сияющими очами. Над головой у него мистический знак Святого Духа, знак жизни в виде бесконечной ленты, образующей горизонтальную восьмерку ∞. Его талию опоясывает змей, кусающий себя за хвост. Большинству из нас он знаком как общепринятый символ бесконечности, но в данном случае он указывает на бесконечность духовного совершенствования. В правой руке Мага – жезл, поднятый к небесам, левая же рука указывает вниз, на землю. Этот двойной жест известен в самых высших степенях Учрежденных Мистеpий; он символизирует нисхождение благодати, добродетели и света от того, что вверху, к тому, что внизу. Таким образом, общей идеей является обладание Силами и Дарами Духа и их передача.

На столе перед Магом находятся символы четырех мастей Таро, представляющие природные стихии; они лежат перед адептом как фишки [некоей игры], которыми он распоряжается по своему усмотрению. Внизу – розы и лилии, flos campi и lilium convalium[5], превращенные в садовые цветы: символ взращивания [духовного] устремления. Эта карта означает божественное побуждение в человеке как отражение Бога, волю в освобождающем союзе с тем, что вверху. Это также единство индивидуального бытия на всех планах, а в наивысшем значении это мышление в его [наиболее] сконцентрированной форме. Возвращаясь к тому, что я назвал символом жизни, и его связи с числом 8, можно вспомнить, что христианский гностицизм говорит о возрождении во Христе как о превращении «в Восьмерицу». Это мистическое число связывают с небесным Иерусалимом, с Землей, текущей молоком и медом, со Святым Духом и Господней Землей. Согласно [учению] мартинизма, 8 – это число Христа.

Метафизическая интерпретация

Маг представляет собой воплощение веры в могущество разума и силу позитивного мышления. Это принцип «Я Есмь». Маг символизирует жизненную энергию сознательного разума, являющуюся ключом ко всякому творчеству и успеху. Наш сотворенный разумом образ – иными словами, то, какими мы себя видим, – обладает магической силой, ибо его применение порождает наши успехи и неудачи. Всякая магия коренится в нашем собственном ментальном программировании и является плодом нашего творчества. Карта Маг создана оккультистами как олицетворение потенциальных возможностей пробуждающейся ментальности и раскрепощения творческих способностей.

Вера в себя, свои силы и таланты способна пробудить к жизни сознательную ментальную магию, благодаря которой исполняется пророчество самореализации: мы становимся тем, чем себя вообразили. Чтобы достигнуть этого, следует помнить, что наш сознательный разум способен поддерживать связь со всемогущей энергией Сверхсознательного Разума, посредством которого мы получаем доступ к неизмеримому потенциалу карты Дурак. Как подлинный интеллектуал, Маг не забывает ни об узах, связующих его со Всевышним Творцом всего сущего (на что указывает парящий над его головой символ Бесконечности), ни о взывающем к его вниманию источнике Бесконечного Потенциала.

Его заостренный с обоих концов жезл указывает как вниз, так и вверх, говоря о том, что человек направляет свое мастерство и дарование вниз, к материальному проявлению, и в то же время отчетливо осознает, что его творческая сила черпает энергию из источника, неизмеримо более возвышенного, нежели его собственный ограниченный интеллект.

Карта пронизана атмосферой глубокомыслия. Здесь перед нами тоже юноша, но уже куда более зрелый по сравнению с беззаботным философом Дураком. На нем белая роба посвященного, указывающая на чистоту намерений, красная же тога свидетельствует о жажде великих свершений в этом мире, ибо красный цвет – цвет страсти и желаний.

На рабочем столе перед ним разложены те же атрибуты, которые Дурак нес увязанными в узелке. Жезл означает нашу волю и желания; Чаша – любовь и чувственность; Меч символизирует наши помыслы и деяния; а Пентакль – нашу физическую плоть и материальные нужды. В свою очередь, каждый из этих атрибутов представляет одну из четырех сторон личности самого Мага, наводя на мысль о том, что предстоит серьезная работа над всеми четырьмя аспектами нашей собственной личности.

Образный строй

Маг представляет ученика, с искренним усердием взявшегося за выполнение трудного задания; ремесленника, не дающего себе поблажки в достижении мастерства; профессионала, успешно продвигающегося в карьере.

Это художник, наделенный не только даром зарождения новых творческих идей, но и умением сочетать талант и практическое мастерство для воплощения замысла в жизнь.

В скитаниях Дурака жизнь досконально изучена и найден наконец ключ к самовыражению и реализации. Теперь же пришла пора подтвердить свой выбор, направив сконцентрированные усилия на достижение подлинного мастерства.

Символизм

Каббалистическим атрибутом Мага является еврейская буква Бет b, связанная с планетой Меркурий. Уэйт воспользовался следующим символизмом, зашифровывая меркурианскую природу еврейской буквы Бет: