Книга Размышления о воспитании - читать онлайн бесплатно, автор Алимбай Казакбаевич Матякубов
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Размышления о воспитании
Размышления о воспитании
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Размышления о воспитании

Алимбай Матякубов

Размышления о воспитании

ПРЕДИСЛОВИЕ

Поводом для написания опыта воспитательной работы послужили следующие обстоятельства:

1. Отсутствие в масштабах всей России общего взгляда на процесс воспитания. Или, как выразился академик Дмитрий Лихачев: «У России нет концепции воспитания». Происходят огромные политические и экономические преобразования, но в области формирования гражданина Российской Федерации – полный застой. К меняющимся внешним условиям необходимо менять и мировоззрение граждан.

2. Отсутствие в масштабах всей России общегосударственной идеологии. Кроме того, в главный закон России внесён запрет на наличие такой идеологии. В Конституции РФ ст. 13 п. 2. указано: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». По идее идеологию должны были бы предоставить на широкий всенародный просмотр политические партии. Но и здесь сплошные предвыборные обещания по улучшению материальных благ, а то и вовсе сплошная чушь.

3. Продолжающаяся реформа ВС РФ и связанная с нею реформа воспитательных структур. То хотят создать органы по морально-психологическому обеспечению, то ввести в Армии военную полицию, то взвалить всю ответственность за воинскую дисциплину только на заместителей командиров по воспитательной работе и т.д. То есть ещё не определились в МО РФ – кто и как будет заниматься этой работой. А время идёт. Дисциплина страдает.

4. Отсутствие на кораблях, в подразделениях, у большинства офицеров, мичманов, какого-либо представления о воспитательной работе. Начальники считают, что есть воспитатели, им и заниматься этой работой. Но печально то, что и сами воспитатели не имеют чётких представлений о своей работе.

5. С прибытием на флот большого количества молодого пополнения возросло количество правонарушений, резко снизилась воинская дисциплина, что также подтверждает отсутствие налаженного механизма формирования военных моряков.

Учитывая вышеперечисленные факты, предлагаю развернуть обширную дискуссию на тему: «Каким я представляю себе будущее воспитательной работы на флоте (в части, на корабле) после реформирования ВС РФ». Эта дискуссия даст возможность начальникам взглянуть по-другому на воспитательную работу, а молодым офицерам, мичманам и старшинам разобраться в хитростях формирования настоящих моряков. Эту тему необходимо было бы расширить на масштаб всей страны: «Каким я представляю себе воспитательную работу в масштабах Российской Федерации», с привлечением к обсуждению мэтров науки (учёных, академиков).

Прошло уже 25 лет с момента написания этого опыта воспитательной работы, «а воз и ныне там», ничего не изменилось. Кому я только не отправлял этот опыт – от учебных заведений до Президента РФ, но не видно результата. Продолжаются «цветные революции», продолжается из-за рубежа массовое воздействие на неокрепшее сознание молодёжи, продолжается через СМИ (Интернет) информационный поток пошлости, безвкусицы и разврата. А «творческая интеллигенция» сама стала носительницей этой пошлости.

Опять наступают на те же грабли – пытаются построить «светлое будущее», т.е. создать материальные блага для народа, а сознание народа якобы само изменится под меняющиеся условия жизни. Это утопия! Сознание народа надо формировать от колыбели и до самой старости. В идеологии нет и не будет вакуума! На смену одних идей всегда приходят другие. В России на смену монархической идеологии пришли большевистские идеи, а с разрушением последних образовалась пустота, которой сразу же воспользовались западные миссионеры. Увы, они не принесли нам ничего хорошего. Западные идеи «Золотого тельца» (кто имеет деньги, тот и заказывает музыку) стары, как свет и не ведут к общему благу.

Надеюсь, опыт воспитательной работы будет полезным для всех, особенно тем, кто работает с подчинёнными и подопечными. В семье, в детских садиках, в школах, в трудовых и спортивных коллективах…

ВСТУПЛЕНИЕ

«… Нет столь дурного человека, которого бы хорошее воспитание не сделало лучшим»

(В. Г. Белинский)

С того самого момента, как рухнули главные идеи коммунистического строительства, на которых основывалось наше общество, сперва развалилось ядро политического руководства, а затем и мощное государство – Советский Союз. Да! Были ошибки, были перегибы, но и была прекрасно налажена воспитательная работа. И если заняться статистикой, то мы увидим, что все всплески нарушений воинской дисциплины в Вооружённых силах (ВС) приходятся на периоды развала. Ибо в ВС, как в зеркале, отражается всё, что происходит в стране. Мощный институт формирования человека канул в Лету. Я не призываю к воссозданию КПСС и других подобных структур, но прошу разобраться, а всё ли так плохо было в нашем государстве? Может, не надо было всё выбрасывать на свалку?

Когда после многократной смены вывесок пришли к тому, чтобы создать органы воспитательной работы в ВС РФ, многие решили, что наконец-то обстановка стабилизируется. Появились органы, которые, как политотделы, будут решать социально-правовые и бытовые проблемы военнослужащих. Куда можно будет обратиться с жалобой на волюнтаризм начальников… Но, увы! Эти органы не имеют былой власти политотделов, и вряд ли будут иметь, а в своей работе замыкаются на строевых начальников и полностью от них зависимы. И если попадётся начальник с низкими нравственными качествами, то и вся воспитательная работа будет зависеть от его субъективных взглядов. Что и происходит сейчас в наших Вооружённых Силах.

В стране, да и во всём мире кризис! Кризис во всех сферах жизнедеятельности человечества. Тупик! И высокого ранга умы пытаются найти выход. В экономике, в политике, в идеологии, в культуре, в религии, в науке, в образовании… Образно выражаясь: надо найти главное звено, потянув за которое – вытянуть всю цепь. В любой сфере деятельности проявляется человек. Человек вершит политику, решает экономические задачи, творит культуру и пр., но, по невежеству своему, создаёт и кризисные ситуации. Значит – главным звеном является человек с его мировоззрением.

Под влиянием материалистического образования все живут одним днём и готовы ради хорошей жизни идти на преступления. Ради прибыли не гнушаются совершать обман и им всё равно, что от этого пострадают другие люди. При этом пользуются любыми лазейками в законе. Да и законов на все случаи жизни не прописать. В стране не изжиты: алкоголизм, наркомания, проституция, воровство, коррупция, казнокрадство… Процветает уголовная преступность. Проблемы с градостроительством и ЖКХ. Проблемы в здравоохранении, в демографии и прочее. И всё потому, что такое мировоззрение у чиновников, руководителей разных рангов и их подчинённых.

Любому государству нужны законопослушные граждане. Во всём мире существует две крайние дисциплины: дисциплина принуждения и сознательная дисциплина. Все остальные дисциплины находятся на одной шкале между ними. Принуждение – это дисциплина прошлого. Ярый пример тому, рабство. И законы государства, и весь госаппарат нацелены, прежде всего, на принуждение человека соблюдать прописанные правила. Советское государство пыталось создать сознательную дисциплину и даже отчасти преуспело в этом. Когда бойцы храбро сражались на поле боя, совершая невероятные подвиги, когда граждане самоотверженно восстанавливали разрушенную экономику страны. Сознательная дисциплина держится на высокой идее. Тогда была идея построения светлого будущего. Сейчас государство отказалось от национальной идеи.

Воспитанием занимаются все от мала до велика, но делают это так, как научились от своих предков. И порой не понимают, а как это у меня получается. Но, мы люди, сознательные существа и должны с пониманием относиться к тому, чем занимаемся. Человек – очень сложный «механизм», здесь допущенные ошибки могут привести к непоправимому. Нужны знания, как «настроить этот механизм», чтобы он приносил пользу себе и окружающему миру.

Я делюсь личным опытом воспитательной работы с подчинёнными. Служил я в ВМФ РФ в разных должностях и званиях от матроса срочной службы до капитана 2 ранга (сейчас в запасе). Служба требовала от меня гибко реагировать на меняющиеся условия жизни. Если в советские времена было всё регламентировано, что отчасти облегчало службу, то в лихие 90-е нужен был эксперимент, ибо была сломана старая «машина управления». Приходилось пробовать всё, чтобы сохранить управляемость подразделений (как тому учили боевые офицеры).

Практика моей работы была замечена вышестоящим командованием, которое стало приглашать меня поделиться опытом воспитательной работы с командным составом. Посудите сами, корабли и подразделения в которых я служил, становились лучшими в воинской дисциплине. А ещё, ко мне в часть стали списывать «нерадивых» военнослужащих: бывших наркоманов, пьяниц, суицидников (склонных к самоубийству) и др. И работа с этими военнослужащими приводила к тому, что многие из них по окончании службы просились остаться служить по контракту.

Да, трудно передать опыт устно и ещё труднее изложить его на бумаге. Но вот сделав небольшой анализ своей воспитательной работы с подчинёнными, я стал публиковать его в газетах и в журналах, а сейчас хочу поделиться со всеми, кто работает с людьми. Я специально убрал конкретные случаи работы с подчинёнными, ибо это будет обширный труд, а оставил только основные правила или методологию воспитания. Надеюсь, что кто-то возьмёт себе на вооружение опыт воспитательной работы.

Заглянув в различные словари старых и новых издательств, прихожу к выводу, что на воспитание в разные времена смотрели по-разному. Но чтобы вести дальнейший разговор, давайте определимся в общих понятиях. В определении понятий я буду исходить не из книжных источников, а из личного опыта. Итак, прежде всего, в чем различие и единство обучения и воспитания. До сих пор путают эти два аспекта единого процесса формирования личности. Даже в законодательных актах и в руководящих документах, издаваемых государством, существует эта путаница.

I ВОПРОС:

ЧТО ТАКОЕ ВОСПИТАНИЕ? РАЗЛИЧИЯ И ЕДИНСТВО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Для ответа на вопрос, что такое воспитание, нам необходимо выделить его из многогранной человеческой деятельности. Так как в нашей практике работы с людьми принято делить единый процесс формирования личности на обучение и воспитание, то мы и рассмотрим два этих понятия по отдельности.

Во-первых, что такое обучение?


Обучение – это процесс передачи знаний, умений и навыков, т.е. опыта конкретной деятельности от одного человека другому. Так как знания делятся на гуманитарные и технические, то и опыт имеет свои различия. Например, штурман может научить другого человека штурманскому делу, если будет последовательно использовать различные методы обучения – рассказ, показ и упражнения. А постоянные тренировки приведут к выработке у военнослужащего твёрдых навыков и умений. Вот здесь хорошо работает правило: «Повторение – мать учения». Кстати, это правило забыли многие новоиспечённые учителя в погонах и хотят быстро получить результат, занимаясь личным составом от случая к случаю, и то, только при сдаче курсовых задач. Поэтому и происходят срывы в дисциплинарной практике, приводящие к правонарушениям. А ещё забыли, что хорошо сформированный коллектив самообучаем, т.е. новички легко усваивают опыт предшественников без вмешательства начальников. Тема обучения требует отдельного рассмотрения, но мы вернёмся к воспитанию.

Так что же такое воспитание?


Воспитание – целенаправленный процесс формирования социально-нравственных и психологических качеств личности. Почему именно социально-нравственных? Да потому, что только общество или общность людей определяет, какими нравственными качествами должен обладать человек. И чем выше духовно развито общество, тем более высокие нравственные требования предъявляет оно к своим гражданам, закрепляя эти требования в законах и в моральных кодексах. И, если в первобытном обществе определённое поведение личности воспринималось всеми как норма, то в наше время это «хорошее» поведение, уже неприемлемо. Даже у фашистских организаций и банд формирований имеются свои требования к воспитанию. Значит, изучив нравственные критерии, предъявляемые к личности, можно прийти к выводу на какой стадии развития находится общество. Особенно легко определить это, взглянув на семьи, т.к. главным воспитательным звеном в обществе является семья. Ибо именно в семье, на этапах развития ребёнка закладываются нравственно-психологические основы будущей личности. Уделяя больше внимания семье, общество имело бы полноценных граждан.

А вот психологические качества личности всегда высоко ценились в любом обществе: мужество, храбрость, смелость, бесстрашие, сила, ловкость, выносливость, преданность и прочие. И всегда в обществе с презрением относились к проявлению низменных психологических качеств, таких как: малодушие, трусость, подлость, предательство и прочие.


Теперь давайте определимся, что объединяет обучение и воспитание:

1. Обучение и воспитание – единый процесс формирования личности и нельзя отделить одно от другого. Лев Николаевич Толстой по этому поводу отметил: «И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно» (Педагогические сочинения стр.409). Нынешняя школа это забыла и её больше интересует, какие знания получит человек. А то, как он будет этими знаниями распоряжаться – не их удел. Вот и вырастают профессора, использующие своё образование во вред людям.

2. И в обучении, и в воспитании проявляется преемственность. Хороший специалист может обучить другого человека своим знаниям. Точно так же человек или общность людей с высокими нравственными качествами может воспитать прекрасного человека.

А чтобы наглядно показать различия и единство обучения и воспитания, приведу пример. Старшина пытается научить своей специальности молодого матроса и говорит ему: «Надо изучить то-то и то-то». Матрос ему отвечает: «Не буду» или «Не хочу», т.е. проявляет свои личные качества – лень, безразличие или смелость, нежелание подчиняться, основанные на эгоизме. Возникает вопрос: «Можно ли научить матроса специальности, не прибегая к методам воспитательного воздействия?»

Но лучше всего об этом гласит восточная притча. К одному учителю пришёл ученик и говорит: «Я научился метко стрелять из лука». Учитель говорит: «Покажи». Ученик демонстрирует своё умение, посылая стрелу за стрелой в цель. Тогда Учитель говорит ученику: «Хорошо, но пойдём со мной». И ведёт его к пропасти. Поставив ученика на край пропасти, Учитель опять попросил его показать свою меткую стрельбу. Но ученик не смог даже натянуть лук. Мораль проста: страх падения парализовал все способности ученика и в изменившейся ситуации он не смог воспользоваться навыками. А как бы он повёл себя с такими низкими психологическими качествами в бою? Когда над головой летают вражеские стрелы?

Я всегда привожу эту притчу ученикам на занятиях по боевому искусству и говорю: «Неважно, какое боевое искусство вы изучаете, но если смалодушничали, струсили и даже если вы мастер спорта по боксу или у вас чёрный пояс по карате, то вы уже проиграли поединок. А парень, не владеющий каким-либо боевым искусством, но смелый, бесстрашный легко победит даже самых умелых бойцов». Психологическая подготовка бойцов должна занимать первое место в боевых подразделениях Армии и Флота.

Вот мы и подошли с Вами к значимости данной темы. Ибо эффективность воинской службы базируется на обучении и воспитании. Порой нынешние начальники в погоне за высокими показателями в боевой учёбе идут на сделку с совестью и закрывают глаза на то, какой ценой достигаются результаты и это видят подчинённые. Вот и задумайтесь теперь, почему мы проиграли первую войну в Чечне и породили такое огромное количество военнослужащих с расстроенной психикой, нуждающихся в психологической адаптации? А если снова война? Да при виде первой крови многие будут психически парализованы.

Я надеюсь, что те, кому не безразлично наше будущее, откликнуться на мой призыв. Ну а более подробно о воспитании – в следующих вопросах.

II ВОПРОС:

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ

Чтобы разобраться в том, как воспитывать, нам необходимо изучить, что и кто влияет на воспитание личности. Само слово «воспитание» несёт в себе информацию: питание средой обитания. Я думаю, что для большей наглядности мы рассмотрим схему о среде обитания личности, в масштабах отдельно взятого государства. В этой схеме я специально исключаю влияние на государство извне, т.к. нас интересует только этот масштаб, и позже поймёте почему (схема разработана лично мною и упрощена для восприятия).




Рисунок 1 – Факторы, влияющие на воспитание личности


На схеме №1 обозначено:




Как видим из схемы, на формирование конкретной личности влияет множество факторов.

Давайте рассмотрим эти факторы:

Но сначала хочу сделать оговорку. Пока философы всего мира до сих пор спорят: «Что первично: сознание или бытие?», т.е. что появилось первым – Сознание, которое сформировало Мир или Бытие (Материальный мир) из которого зародилось Сознание. Мы будем придерживаться мнения о наличии в Мироздании и того и другого. Вселенная состоит из двух начал: материального и духовного, а переплетение этих начал и порождает жизнь. Значит, на формирование конкретной личности влияет и бытие, и сознание окружающей действительности.

1. БЫТ – это природная и культурная среда обитания данной личности.

Посмотрите вокруг и Вы увидите, что человек, выросший на юге, отличается от того, кто вырос на севере. А воспитывавшийся в западной семье отличается от воспитанного на востоке. Различие в окружающей природе и культуре оставляет свой след на человеке. Взять хотя бы национальные особенности в характерах людей. То, как влияет природа на человека, требует отдельного научного исследования, но факт остаётся фактом – личность зависит от природы. Человек – продукт природы и тесно с нею связан. Он должен дышать, спать, пить, есть, одеваться и т.д., т.е. удовлетворять свои основные потребности. Основные потребности человека я разделяю на духовные и материальные (об этом я расскажу в отдельном труде). Неудовлетворённые потребности заставляют сознание человека концентрироваться на них, а все остальные вопросы жизни отходят на второй план.

Например, чувство сильного холода или голода не даёт возможности снайперу выполнять меткую стрельбу. Он будет постоянно отвлекаться от задания, обдумывая раз за разом то, как побороть остро возникшее чувство. У такого человека происходит борьба мотивов:

а) Осознание действий по удовлетворению возникшей острой потребности (в еде или тепле);

б) Осознание действий по выполнению боевого задания (чувство долга или страх быть наказанным);

в) Осознание действий по сохранению своей жизни (чувство страха быть убитым) и др.

И ещё неизвестно какие мотивы у него будут преобладать, все зависит от воспитания. Но всего лучше, когда есть возможность удовлетворять основные потребности.

Окружающая природная и культурная среда не только служит для удовлетворения потребностей человека, но и формирует их. В развитых странах человек хочет удовлетворить свой голод не простой пищей, а уже изысканной.

Но не только материальными потребностями живёт человек. У него есть и духовные потребности, такие как общение, сострадание, сопереживание, душевная теплота, любовь, дружба и т.д. А эти потребности может удовлетворить культурная среда обитания. И чем более развито общество, тем больше духовных потребностей может оно удовлетворить у личности через библиотеки, выставочные залы, театры, кинотеатры, клубы по интересам и т.д. И, опять же, сама культурная среда формирует эти потребности у людей. А если наступит в обществе преобладание духовных потребностей над материальными, то человечество выйдет на новый уровень культурного развития. Вот на это и должно быть нацелено воспитание в государстве.

2. ВЛАСТЬ – орган общественного руководства страной.

Обладая определёнными функциями (семь функций перечислено на схеме), она влияет на быт и сознание граждан. Именно власти поручено проявлять заботу об общем благе. Она создаёт культурные ценности и удовлетворяет основные потребности народонаселения. Кроме того, имея в своём распоряжении средства массовой информации (СМИ), культурные центры (КЦ) и научно-учебные заведения (НУЗ) формирует сознание людей. Власть обязана иметь общенародную концепцию воспитания.

3. Культурные центры (КЦ) – это все заведения государства, являющиеся созидателями, хранителями и распространителями культурных ценностей. Мы называем созидателями художников, поэтов, музыкантов, литераторов, сценаристов, режиссёров, скульпторов и многих других представителей искусств. Хранителями – библиотеки, выставочные залы, картинные галереи и т.д. Распространителями – книжные магазины, кинотеатры, театры, концертные залы, стадионы и т.д.

То, что искусство влияет на сознание и подсознание людей убеждать не надо, все и так это знают. Об этом немного подробнее скажу ниже.

Именно искусству выпала огромная миссия влиять на будущее нашей страны. Но искусству, ориентированному не на низменные потребности человека, а на общечеловеческие, мировые ценности. Жаль, что многие заведения искусства ушли из-под государственного влияния. Теперь вот пожинаем плоды пошлости и безвкусицы.

4. Научно-учебные заведения (НУЗ) – к этой категории я отношу все научно-исследовательские институты (НИИ), академии, учебные заведения: университеты, колледжи, техникумы, школы и др. Наука изучает окружающий нас мир, преображает его и передаёт накопленные знания потомкам. А значит, тоже влияет на воспитание населения. И здесь государство упустило своё влияние, а ведь в учебных заведениях формируется сознание граждан государства. А кто контролирует учебный процесс и по каким книгам учатся школьники и студенты? По книгам, изданным Соросом? Тогда ждите молодёжь на баррикадах.

5. Средства массовой информации (СМИ) – это все заведения государства, занимающиеся сбором, переработкой (анализом) и распространением информации. К этой деятельности относятся: телевидение, радио, редакции газет и журналов и т.п. Так как любая информация носит в себе познавательную, поучительную и воспитательную функции, то не трудно понять, что, подбирая определённым образом аргументы и факты можно влиять на сознание людей. О, это отдельная тема! Об этом я ещё скажу ниже. Но, отдав СМИ в частные руки государство потеряло контроль над сознанием народонаселения. А с появлением Интернета стало вовсе невозможным как-либо противостоять западной машине пропаганды. В советские времена была огромная партийная структура контрпропаганды, которая успешно вела борьбу с выпадами запада. Проводя профилактическую и порой упреждающую работу.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги