Обмен мнениями состоялся и по вопросу о том, что же представляет собой левая идея? Из доклада В.Л. Иноземцева явствует, что под левой идеей он понимает «комплекс мировоззренческих представлений и политических действий, который был характерен для социалистических партий и социалистических идеологов в конце XIX – начале XX в.», что можно считать «классическими представлениями о левой идее». Конкретно, уточнил М.И. Воейков (Институт экономики РАН), это означает «уничтожение (или снятие) частной собственности, равенство, демократию, ликвидацию бедности и нищеты, трудовое (фабричное) законодательство и т.п. Все или почти все эти положения за XX в. благодаря усилиям социалистических и социал-демократических партий в той или иной степени были реализованы» [Есть ли кризис…]. Для А.В. Бузгалина левая идея сегодня – это «борьба против эксплуатации наемного труда капиталом и внеэкономического принуждения там, где эти формы отчуждения до сих пор остаются господствующими или возрождаются реверсивным движением социального времени и тех (новых) форм отчуждения, которые порождает закат “царства экономической необходимости” и которые проявляют себя как глобальные проблемы, катализируемые корпоративным капиталом» [Бузгалин].
Главный изъян в представлениях В.Л. Иноземцева и А.В. Бузгалина о левой идее М.И. Воейков усматривает в отсутствии у них исторического подхода. В.Л. Иноземцев, считает он, не заметил, что левая идея существенно изменилась, а А.В. Бузгалин все выводит из классических представлений 100-летней давности. «Эти представления, – признает он, – давно уже устарели… Но суть левой идеи осталась: это улучшение жизни и благополучие большинства населения общества. Хорошая жизнь не для единиц, не для руководящего слоя, не для элиты, а для всех». «А пока существует элита, левая идея, – утверждает М.И. Воейков, – всегда будет выглядеть молодой и свежей» [Есть ли кризис…]. Он обратил внимание участников «круглого стола» на то, что за XX в. мировая социальная наука проделала большую работу в разработке левой идеи, например в том, что касается проблемы постиндустриального общества, его устройства, социальной структуры и т.п. Это и есть, убежден Л.И. Воейков, одна из граней современной левой идеи [Есть ли кризис…].
Интересной представляется попытка М.И. Воейкова расширить представление о содержании левой идеи путем ее сопоставления с правой идеей. «Чтобы понять левую идею, – считает он, – надо знать, что такое правая идея. В чем она состоит и где она ныне?» В период Великой французской революции, напоминает он, был выдвинут лозунг «Свобода, равенство, братство», в котором оказались смешанными левая и правая идеи. Правую идею в этом лозунге представляли демократия и свобода, а левую – демократия и равенство. В дальнейшем, подчеркивает Л.И. Воейков, оказалось, что «свобода и равенство как философские категории несовместимы. Свободное развитие человека приводит к тому, что одни развиваются быстрей и лучше, чем другие. И в мире материальной необходимости экономическое положение каждого человека складывается в жесткой зависимости от его развития (образования, квалификации, умелости, ловкости и т.п.). Свобода человека в этом мире опрокидывает равенство». Более того, свобода экономического успеха, т. е. свобода в делании денег, как неравенство превращается в мире экономической необходимости в одну из главных буржуазных ценностей общества. Даже демократия в этих условиях превращается в квазидемократию, когда господствует принцип «один доллар – один голос», а не принцип равенства «один человек – один голос». Вот это, заключает М.И. Воейков, и есть правая идея [Есть ли кризис…]. Что же касается сторонников левой идеи, то они выступают против ранжирования людей в зависимости от их денежных накоплений, от их умения «делать деньги». И пока существуют такие порядки, уверяет М.И. Воейков, левая идея будет жива. Более того, замечает М.И. Воейков, сторонники правой идеи, выдвинув лозунг «конца истории», по существу признали кризис правой идеи. Ибо, справедливо замечает он, «если движение по правому пути доехало до конца, т.е. пришло в тупик, то, значит, в тупике оказалась и сама правая идея. А левая идея… только начинает свое движение» [Есть ли кризис…].
Не удовлетворен ответом В.Л. Иноземцева на вопрос, что же представляет собой левая идея (идея социализма), Б.Ф. Славин (главный редактор газеты «Новая жизнь»). На его взгляд, левая идея в марксизме – или в научном социализме – состоит в ликвидации наемного труда, на котором базируется весь капиталистический способ производства. Левая, или социалистическая, идея, считает Б.Ф. Славин, кратко выражена в известном призыве левых: «Освобождение труда!» Не случайно эти слова были поставлены Г. Плехановым в название его группы, занимавшейся распространением марксизма в России. Левые, которые не понимают данной идеи, убежден Б.Ф. Славин, не могут считаться ни левыми, ни социалистами, ни марксистами [Есть ли кризис…].
Тесно связан с вопросом о том, что такое левое движение, и вопрос о том, кого же можно считать носителями левой идеи. По убеждению В.Л. Иноземцева, да и многих других (и не только российских) исследователей, левыми следует считать традиционные социал-демократические и бывшие коммунистические партии, преимущественно Западной Европы и Третьего мира. Иной точки зрения придерживается А.В. Бузгалин. На его взгляд, «наиболее активными участниками оппозиционных действий и наиболее яркими мыслителями левого спектра в последнее десятилетие являются представители других общественных структур. Ими являются новые социальные движения и представляющие эту тенденцию теоретики. Эта практическая и теоретическая работа протекает в контексте различного рода социальных форумов: мировых, континентальных, тематических (например, образовательных), в рамках собственно интеллектуальных встреч (конференций и т.п.), которые организуются такого рода структурами плюс интеллектуальными сетями». Поэтому для него левые – это прежде всего социальные движения и интеллектуальные сети. «Старые» же коммунистические партии, считает он, в большинстве либо действительно находятся в кризисе, либо они тесно связаны с этими новыми движениями и работают преимущественно в них и через них. Что касается социал-демократов, то они, считает А.В. Бузгалин, «реализовав многие задачи из программы-минимум “Манифеста коммунистической партии”, сейчас уходят вправо» [Есть ли кризис…], они уже давно центристы и это отчасти касается и их левого крыла [Бузгалин].
Предлагаются и более конкретные и жесткие критерии определения левизны. По убеждению российского социолога А. Тарасова, те движения, которые выступают против капитализма, расового или национального неравенства, царства частной собственности, отчуждения и эксплуатации человека человеком, являются, безусловно, левыми. Это – обязательный набор. Если что‐то из этого набора выпадает, считает А. Тарасов, вы имеете дело уже не с левыми, даже если они сами себя так маркируют. В этом смысле на мировой арене левых много [Тарасов].
Дискуссии о том, что представляет собой левая идея, какой смысл следует вкладывать в этой понятие, происходят не только в России, но и на Западе. По мнению Зигмунта Баумана (профессор социологии, Университет Лидса, Великобритания), в настоящее время существуют два основных подхода к левой идее, приводящие, как он признает, «к определению временному и непрочному, как и его исходные посылки».
Первый подход, пишет З. Бауман, «предполагает внимательное рассмотрение и тщательное изучение того, что ассоциируется в памяти с “левым”, чтобы затем “обновить” его, т.е. вплести в него новейшие идеи “правых”». Примерами такого подхода служат, считает он, «понимание Т. Блэром “нового лейборизма” как лейборизма, усвоившего политическую мудрость тэтчеризма, или призывы Г. Брауна избегать “детской болезни левизны в лейборизме” из-за очевидного дрейфа разочарованных избирателей к тори». В этом подходе, подчеркивает З. Бауман, «содержание “левого” полностью вторично и зависимо от текущей позиции правых, т.е. программа левых оказывается производной, зеркальным отражением программы, написанной правыми. И все же таких левых нельзя назвать до конца правыми, хотя в конечном итоге все сводится к вопросу о том, что левые могут сделать лучше и эффективнее, чем правые, в вещах, которые правые считают нужными и верными» [Бауман, с. 112]3.
Второй подход, согласно З. Бауману, «предполагает собирание “левого” из разрозненных и пестрых остатков и отбросов, забракованных правыми. Этот подход является целиком негативным, и в нем отсутствует внутренний стержень или связанность. Неприятие – или неполное приятие – чего-либо правыми идеологами и политиками служит единственной основой, необходимой для объединения левых» [Бауман, с. 112].
Однако, считает английский исследователь, есть еще один подход, дающий возможность «схватить и понять феномен ”левого”», который не следует путать с «третьим путем» или пресловутой политикой «по ту сторону левого и правого». Этот подход исходит из двух основных посылок, «важных для специфически левого видения человеческой жизни и ее перспектив и нераскрытых возможностей». Такие посылки, убежден З. Бауман, «служат основой для появления самостоятельных левых, которые, вместо того чтобы извиняться за свою оппозицию мейнстриму, стремятся выработать, защитить и проверить на прочность ценности, которые они считают необсуждаемыми. Этот подход к пониманию “левого” видит его повсеместное и прочное присутствие в современных формах жизни» и трактует так называемый «упадок» левых всего лишь временной спячкой и/или отступлением, необходимыми для того, чтобы набраться новых сил» [Бауман, с. 112–113]. Первая посылка, по З. Бауману, заключается в том, что «общество должно гарантировать своим членам защиту от индивидуальных несчастий». Вторая же посылка состоит в том, «чтобы оценивать качество общества по качеству жизни самых слабых его членов». Эти две неизменные и безусловные посылки неизбежно «приводят левых к осуждению капиталистического порядка с его расточительностью, аморальностью и вытекающей из этого несправедливостью» [Бауман, с. 113].
З. Бауман убежден в том, что эти посылки будут и впредь определять развитие левых по трем веским причинам. Во-первых, обвинения, предъявляемые левыми капитализму, не теряют своей актуальности и звучат более убедительно в условиях глобализации капиталистического порядка. Во-вторых, маловероятно, что коллективная защита от индивидуальных несчастий когда-нибудь станет полной и по-настоящему надежной. И, в-третьих, вряд ли когда-нибудь будет построено общество, в котором будут отсутствовать группы или категории людей, живущих хуже остальных или ниже среднего уровня [Бауман, с. 113].
Подводя итог своим размышления насчет содержания левой идеи, ее непреходящей значимости, З. Бауман заключает, что левые отстаивают мысль о незавершенности работы по созданию мира более чуткого по отношению к человеческому достоинству всех людей, что их действия целиком определяются этой идеей. И маловероятно, убежден он, что «левые вдруг окажутся на обочине истории, так как этой цели вряд ли удастся достигнуть в обозримом будущем». Единственное, в чем можно быть уверенным, считает З. Бауман, размышляя о форме будущего общества, так это в том, что «у него наверняка будут критики, и они будут левыми. Незаменимость и постоянное присутствие левых служит единственной постоянной, неизменной и, возможно, необходимой чертой в крайне непостоянном и беспокойном современном мире» [Бауман, с. 114].
Позицию левых он описывает как позицию постоянной критики реалий социальной жизни, которые не отвечают ценностям, провозглашаемым самим же этим обществом. Левые не придерживаются какой-то одной модели человеческой общности: единственная модель, которая для них неприемлема, – это режим, считающий себя безупречным (или, по крайней мере, лучшим из миров). Левые, подчеркивает З. Бауман, стремятся к человеческому обществу, которое заботится о справедливом отношении ко всем его членам. «Справедливым» левые называют то общество, которое сознает, что оно еще недостаточно справедливо, не забывает об этом ни на минуту и продолжает идти к поставленной цели [Бауман, с. 113].
Что касается будущего левого движения, задач, которые предстоит решать левым, вызовов, с которыми им предстоит столкнуться в обозримом будущем, то З. Бауман указывает на две, наиболее заметные, с его точки зрения, тенденции, вступающие в противоречие с двумя основными посылками левых. Первая из них – глобализация, отличительной особенностью которой, по З. Бауману, «является растущее разделение, даже разрыв между властью и политикой», что привело к «отсутствию силы, способной ответить на масштабные и серьезные задачи, которые требуют решения». Другая тенденция – «кризис гражданства, коммерциализация человеческих уз и взаимодействий, распространение консюмеризма, разложение человеческой солидарности», референтом которых является «глубокое чувство экзистенциальной неопределенности и неспособности определить ее источники» [Бауман, с. 114].
Обвинения, пишет З. Бауман, «предъявленные Марксом капиталистическому рынку, не утратили своей силы». Если их не сдерживать, они приносят огромный вред, приводят к росту поляризации уровней жизни и жизненных возможностей, порождают неуверенность, вызывают и укрепляют чувство никчемности, отчужденности и одиночества. На протяжении многих десятилетий, напоминает З. Бауман, современному национальному государству удавалось за счет создания государства всеобщего благосостояния смягчать разрушительное воздействие рынка. Однако в условиях «негативной» глобализации (финансов, капитала и торговли) территориальное национальное государство лишалось возможности контролировать и регулировать новые экстратерриториальные экономические силы. Не появилось и новых политических сил, способных даже взять на себя выполнение этой задачи, не говоря уж о ее осуществлении. Процесс освоения «ничейных земель», длительное время происходивший под эгидой национальных государств, необходимо повторить, считает З. Бауман, «новым, действующим в радикально более широком, планетарном масштабе силам, которые еще только предстоит найти и создать». И в этой борьбе с вредом, приносимым капитализмом, левые просто обязаны, убежден английский социолог, сыграть свою роль [Бауман, с. 114–115]. З. Бауман обращает внимание левых на требование, которое они обязаны учитывать при выработке своих стратегий. «На глобализованной планете, – пишет он, – различие между “внутри” и “вне” страны во многом утратило былое значение. И соответствующее разделение стратегий на “внутренние” и “внешние” больше не имеет смысла. В своем стремлении к лучшему будущему левым необходимо учитывать нынешнюю взаимозависимость и будущее единство всего человечества». З. Бауман предупреждает: это требование «не означает, что левых не должно волновать, что происходит дома у них самих. Внутренние национальные проблемы по-прежнему требуют пристального внимания. Забота о благосостоянии жителей своей страны – это первый шаг к благосостоянию всего человечества» [Бауман, с. 116].
Интересными представляются размышления о левых, левой идее, задачах и возможностях левого движения бразильского социального и политического теоретика Роберто Мангабейра Унгера. «Мир страдает от диктатуры безальтернативности, – утверждает Р. Унгер. – Хотя сами по себе идеи не способны свергнуть эту диктатуру, мы не можем свергнуть ее без идей». Во всем мире, пишет он, люди сетуют на то, что их национальная политика не в состоянии предложить реальные альтернативы, которые придали бы новый смысл, вдохнули бы новую жизнь и сделали бы снова действенной прогрессивную идею о возможности лучшей жизни для каждого. Возможности удовлетворять духовные и материальные потребности, возможности трудиться и получать помощь, когда трудиться человек не в состоянии, участвовать в жизни общества, сделать в своей жизни что‐то важное и ценное [Унгер, с. 138]. В число тех, кто не способен, с его точки зрения, предложить выход из этой ситуации он включает нынешнюю социал-демократию. «Самозваные прогрессисты, – утверждает Р. Унгер, – выступают на сцене современной истории в роли ”гуманизаторов“ неизбежного: их программой стала программа консервативных противников – своеобразная пилюля в сладкой оболочке. Они преподносят свою капитуляцию как синтез – к примеру, социальной сплоченности с экономической гибкостью. Их “третий путь” – это подслащенный “первый”: компенсационная социальная политика и социальное страхование скрывают неспособность расширить имеющиеся у людей возможности» [Унгер, с. 139]. Подытоживая свои размышления о европейской социал-демократии, которую принято считать альтернативой жесткой американской модели, Р. Унгер утверждает, что «исторически социал-демократия тоже выдохлась». «Пытаясь скрестить европейскую социальную защищенность с американской экономической гибкостью, социал-демократия, – констатирует бразильский ученый, – отреклась от многих своих традиционных целей и отступила к последнему рубежу обороны, ограничившись защитой социальных прав. Эта выхолощенная социал-демократия не может ни решить проблемы современных обществ, ни стать маяком для остального человечества. В самой Европе бывшие прогрессисты оказываются умеренными сторонниками своих неолиберальных противников. Во многих странах их предложения о реформах отвергаются избирателями, которым не предлагают никакой реальной альтернативы и даже больше – и политики, и ученые уверяют их в том, что такой альтернативы не существует!» [Унгер, с. 140–141].
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
1
Л. Митрович. Последствия неолиберализма и моноценоцентричного глобализма для отношений в мире. – Режим доступа: http://www.za-nauku.ru//index.php?option=com_content&task=view&id=1371&Itemid=39).
2
Ibid.
3
Небезынтересно познакомиться с характеристикой, которую дает такому типу левых сербский философ С. Жижек, к которому он причислил китайских коммунистов и европейских социал-демократов «третьего пути». «Урок, который можно извлечь из опыта китайских коммунистов, – пишет он, – при которых произошел, может быть, самый впечатляющий расцвет капитализма в истории, и из появления западноевропейской социал-демократии “третьего пути”, вкратце можно сформулировать так: “Мы сделаем это лучше!” В Британии тэтчеровская революция была хаотичной и непоследовательной, и в ней было немало непредусмотренных вещей. Именно Тони Блэр смог институционализировать или, пользуясь гегелевской терминологией, превратить случайность (точнее, то, что казалось ею) в необходимость. Тэтчер не была тэтчеристкой, она просто была сама собой; и именно Блэр (даже не Мейджор) придал тэтчеризму законченный вид» [Жижек, с. 134].
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги