Третья группа факторов, обусловливающих развитие асоциальной личности, – это индивидуально-психологические особенности детей. У детей с нарушениями поведения обработка информации о социальных взаимодействиях происходит так, что у них вырабатываются агрессивные реакции на эти взаимодействия. Они ожидают, что другие дети будут к ним агрессивны, и интерпретируют их действия, исходя из этого предположения, вместо того чтобы полагаться на признаки реально встретившейся ситуации. Кроме того, дети с нарушениями поведения склонны считать всякое направленное на них негативное действие сверстников не случайным, а преднамеренным. Решая, какое действие предпринять в ответ на воспринимаемую провокацию сверстника, ребёнок с нарушенным поведением будет делать выбор из очень ограниченного набора реакций, как правило, включающих агрессию. Если такой ребёнок вынужден выбрать что-то помимо агрессии, он совершает сумбурные и неэффективные действия и всё, кроме агрессии, считает бесполезным и непривлекательным.
Дети, которые так представляют себе социальное взаимодействие, склонны проявлять агрессивное поведение к другим. Их может ожидать расплата: другие дети бьют их, родители и учителя наказывают, и они воспринимаются другими негативно. Эти ответные действия, в свою очередь, укрепляют их уверенность в том, что мир настроен против них, и заставляют их неверно интерпретировать будущие действия окружающих. Так может создаваться порочный круг взаимодействий, поддерживающий и вдохновляющий агрессивное и асоциальное поведение ребенка.
Эмоции – это один из самых интересных феноменов психики. Эмоции способны вызывать не только какие-то ощущения или общие реакции, но и конкретные действия. Одно из этих действий – агрессия. Под агрессией имеется в виду поведение, преднамеренно причиняющее вред другому человеку (физически или словесно) или разрушающее его собственность. Ключевое понятие этого определения – намерение. Особое внимание к агрессии вызвано её социальной значимостью. У многих людей часто возникают агрессивные мысли и импульсы, и от того, как они с этими мыслями справляются, зависит не только их здоровье и межличностные отношения, но и благополучие других людей. Сегодня существуют теории, которые по-разному рассматривают проблему агрессии и агрессивности человека. Например, психоаналитическая теория Фрейда рассматривает агрессию как врождённую потребность, а теория социального научения – как приобретённую в научении реакцию. Хотя мы и оснащены нервными механизмами агрессии, их активация обычно находится под контролем коры (кроме случаев повреждения мозга). У большинства индивидов частота проявления агрессивного поведения, формы, которое оно принимает, и ситуации, в которых оно проявляется, определяются в основном опытом и социальным влиянием. В теории социального научения подчёркивается важность викарного научения, или научения через наблюдение. Многие схемы поведения приобретаются путём наблюдения за действиями других и за последствиями, которые эти действия для них имеют. Теория социального научения подчёркивает роль моделей в передаче как конкретных видов поведения, так и эмоциональных реакций. В рамках данной теории отвергается понятие об агрессии как о потребности, порождаемой фрустрацией. Агрессия рассматривается в ней подобно всякой другой выученной реакции. Агрессивность может быть приобретена путём наблюдения или подражания, и чем чаще она подкрепляется, тем вероятнее её возникновение. Человек, испытывающий фрустрацию из-за того, что не может достичь цели, или обеспокоенный каким-то событием, переживает неприятную эмоцию. Какую реакцию вызовет эта эмоция, зависит от того, какие реакции этот индивид выучил для того, чтобы справляться со стрессовыми ситуациями. Человек в состоянии фрустрации может искать помощи у других, проявлять агрессию, стараться преодолеть препятствие, бросать всё или глушить себя наркотиками и алкоголем. Будет выбрана та реакция, которая успешнее всего облегчала фрустрацию в прошлом. Согласно такому взгляду, фрустрация провоцирует агрессию в основном у тех лиц, которые научились реагировать на враждебные ситуации агрессивным поведением. Однако сказать, что эта точка зрения: агрессия человека имеет социальную природу, – является абсолютно верной, психологи пока не могут. Необходимы дальнейшие целенаправленные исследования этой сложной и актуальной для человечества проблемы.
Именно эта социальная и психологическая проблема в каждом конкретном случае, связанном с преступлением разрешается только судом посредством разбирательства уголовного дела в судебном заседании открыто, то есть публично, кроме прямо предусмотренных федеральным законом случаев, на основе состязательности и равноправия сторон и завершается вступлением приговора суда в законную силу. Такой приговор суда имеет силу закона и подлежит неукоснительному исполнению. Такой приговор суда является основой государственной статистики, планирования, социализации и правоприменительной практики. Ориентиром деятельности правоохранительных органов. Истолкованием общественных запретов через нормы уголовного закона. Возможностью законотворчества. Средоточием человеческой печали и страданий в надежде на правосудие. В лапидарной форме это выглядит так: преступление – причина наказания. Любое искажение этой формулы – произвол. Этой формуле византийского (греко-римского) и русского права соответствует уголовный закон России.
Это внешняя общественная реакция на агрессию. Внутренняя причина проблемы – нечистое сердце, помрачённый и скотоподобный ум и нечистые помыслы[17]. Мотив злодея-душегубца – власть над подобными себе.
Растерянность испытывали многие люди, собираясь на судебный процесс в народный суд, не вмещавший в зал судебного заседания всех желающих. Эта ситуация неопределённости была вызвана сомнениями в самом событии преступления – убийстве мужем своей жены, от которой не осталось и следа, чтобы установить факт и причину смерти. Кроме этой неизвестности, сомнения в трагических событиях усиливал подсудимый, отрицавший убийство, настаивавший, что его жена пропала без вести. Более того, это дело иным составом суда уже «сходу» возвращалось прокурору района для производства дополнительного расследования. В связи с сомнениями относительно принадлежности изъятого со дна канализационного колодца объекта человеку. Поскольку судья изыскал сведения о том, что потерпевшая была донором и её группа крови не соответствовала образцам от объекта, уничтоженного при этом из-за гнилостного разложения. По этому поводу органы следствия ограничились допросом эксперта, которая заявила, что она ошиблась в определении группы крови по причине сильного гнилостного состояния объекта, представленного на исследование. После чего дело вновь направили в суд в надежде, что там разберутся. Ситуация, сложившаяся по делу вызывала сосредоточенность людей, соблюдавших на всём протяжении судебного процесса небывалую тишину в зале суда и внимательно прислушивавшихся к показаниям всех лиц, выступавших перед судом, а также к оглашавшимся материалам дела.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Архив Иркутского областного суда. Уголовное дело № 2–132–07.
2
Научно-практическое пособие по применению УК РФ / Верин В.П., Ворожцов С.А., Демидов В.В., Журавлев В.А., и др.; Под ред.: Лебедев В.М. – М.: Норма, 2005. С. 723.
3
Архив Верховного Суда РФ, дело № 66-О03–36.
4
Лебедев В. И. Раздвоение личности и бессознательное. – М.: Сирин, 2002. С. 6, 327.
5
Архив Верховного Суда РФ, дело № 66-О05–123.
6
Архив Иркутского областного суда, дело № 2–8–06.
7
Димитрий Ростовский, святитель. Летопись, повествующая о деяниях от начала Миробытия до Рождества Христова. – М.: Правило веры, 2011. С. 553.
8
Архив Иркутского областного суда, дело № 2–6–05.
9
Государство и право: эволюция, современное состояние, перспективы развития (навстречу 300-летию российской полиции): Материалы XIV международной научно-теоретической конференции. Санкт-Петербург, 27–28 апреля 2017 г. / под ред. Н. С. Нижник. В 2-х томах. Т. II. СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2017. С. 75–78.
10
Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 23 сентября 2009 года № 66-О09–104 приговор Иркутского областного суда от 13 апреля 2009 года в отношении Н-на и Н-ной оставлен без изменения, а кассационное представление государственного обвинителя Ж., кассационные жалобы осуждённого Н., адвокатов Т., К. и Л. – без удовлетворения.
11
Архив Иркутского областного суда, дело № 2–20–09.
12
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2016 года № 55 город Москва «О судебном приговоре» // Российская газета – Федеральный выпуск № 7145 (277) от 7 декабря 2016 года.
13
Экман П. Психология лжи. – СПб.: Питер, 2014. С. 359.
14
Реан А. А. Психология личности. – СПб.: Питер, 2013. С. 94.
15
Бехтерева, Н. П. Здоровый и больной мозг человека / Н.П. Бехтерева; под ред. С.В. Медведева. – М.: АСТ; СПб: Сова; Владимир: ВКТ, 2010. С. 379, 381, 388.
16
Архив Иркутского областного суда, дело № 2–33–11.
17
Иерофей (Влахос), митрополит. Православная психотерапия. – 2-е изд. – СТСЛ, 2010. С. 16.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги