Книга Дискуссия: логика и психология - читать онлайн бесплатно, автор Сергей Попов. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Дискуссия: логика и психология
Дискуссия: логика и психология
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Дискуссия: логика и психология

Пример. Такой, казалось бы, объективный показатель, как рост человека далеко не всегда равен фактическому. Четырем различным группам студентов был представлен один и тот же человек, каждый раз с присвоением ему нового титула, а затем попросили студентов определить на глаз его рост. Так вот! Когда человек был представлен как студент, его рост предполагался 171 см, но стоило назвать его ассистентом кафедры, он вырос до 173 см. Для старшего преподавателя рост превысил 180 см, и, наконец, рост профессора равнялся 181 см.

Пример. В связи с этим можно упомянуть и этнические стереотипы: все кавказцы жулики, а евреи – хитрые.

Сюда же относится и роль установок при формировании первого впечатления о незнакомом человеке. Установка (благоприятная или неблагоприятная) – это, как правило, бессознательная, оценочная реакция на что-либо или на кого-либо, выражаемая во мнениях, чувствах и целенаправленном поведении. В силу бессознательности, установки инертны, и поэтому сильно субъективизируют восприятие незнакомых людей и ситуаций.

Пример. Двум группам студентов была показана фотография одного и того же человека, причем в одной группе было сказано, что это преступник-рецидивист, а в другой – ученый. Затем каждую группу попросили составить его словесный портрет. В результате были получены диаметрально противоположные характеристики: например, глубоко посаженные глаза в первом случае говорили о преступной злобе, а во втором – о глубине мысли. То же касалось выдающегося вперед подбородка – решимость совершать преступления и воля в достижении цели.

Сам Петр может влиять на формирование Петра (Он – такой). Это сводится к созданию своего образа (сейчас говорят имиджа), который может существенно отличаться от прототипа. Имеется целая наука по формированию имиджа. Описание ее нюансов не входит в наши намерения. Отметим лишь, что Петр существенно выиграет в глазах Ивана, если присвоит некоторые несуществующие у него, но значимые для Ивана черты. Например, это может быть ссылка на всемогущего покровителя, или на знание о чем-то важном для собеседника. Так заявления наподобие: «У меня приятель – чемпион школы по боксу» всегда вызывают уважение среди сверстников.

Имидж может создаваться Петром и опосредовано – с привлечением третьих лиц, в том числе и средств массовой информации. Утверждая, что наш президент всегда принимает самый разумные решения, мы, тем самым, создаем ему образ всеведущего человека.

Заметим, что Петр (Он – такой) бывает не безобидным. С определенного момента он может вовсе игнорировать свой прототип и существовать самостоятельно. Тогда Петр становится его рабом.

II. Отношение к себе в большой степени мотивируется социальным поведением: наши действия часто являются стратегическими. Чтобы произвести хорошее впечатление, мы тратим деньги на косметику и разного рода диеты. Отношение к собственному имиджу во многом управляет нашим поведением.

Характеристику Петра (Я – сам) (аналогично Ивана (Я – сам)) можно пояснить следующим образом. Общаясь с себе подобными, человек, естественно, находится в ассоциированном состоянии, осознавая складывающуюся ситуацию, себя в этой ситуации, свои интересы, личность собеседника и т. д. Иными словами, он смотрит на мир своими глазами. При этом осознание себя происходит в результате рефлексии, идентификации и эмпатии.

Рефлексия есть оценка человеком, как он выглядит в той или иной ситуации и воспринимается партнером по общению. Это сопровождается приблизительно такими мыслями: «Не слишком ли плохое впечатление я произвел на собеседника?», “ Не был ли я слишком назойлив?», «А не уронил ли я чувство собственного достоинства?» и т. п.

При рефлексии навязчивое стремление «не уронить себя» вызывает желание отвечать определенным социальным критериям (чаще всего, субъективным). Постоянно рефлектирующий собеседник в первую очередь занят оценкой самого себя: «А не потерял ли я своего лица?» и не способен адекватно оценивать ситуацию. Наблюдательный оппонент, используя самую обычную, не прикрытую ничем лесть, всегда добивается своей цели в разговоре с таким человеком.

Пример. – Галина Валентиновна, этот берет Вам необыкновенно идет!

– Ах действительно? Я его покупала под цвет своих глаз. Так что Вы хотели подписать у меня? Давайте сюда эту бумагу.

Идентификация обозначает отождествление себя с другим, т.е. когда внутреннее состояние партнера строится на попытке поставить себя на место другого, так как уподобление себя кому-либо есть простая имитация его личности, восприятия и реакции на происходящее. Когда человек исполняет не свойственную ему роль, возникает идентификация. Тогда он произносит чужие слова и смотрит на мир чужими глазами: это могут быть глаза авторитета (например, кафедрального, институтского, группового или регионального), или глаза целого сообщества (например, профессорско-преподавательского состава «Первого Педагогического Университета гор. Петушки Московской области»). Когда человек идентифицирует себя с другими, то и ситуацию он оценивает как эти другие, воспринимая ее не адекватно, а частично извращая. Объективности от такого собеседника ждать не приходится.

Эмпатии – это стремление не рационального осмысления человека, а эмоционального отклика на его проблемы, близка к идентификации. Быть в состоянии эмпатии означает точно воспринимать внутренний мир другого человека, с сохранением эмоциональных оттенков. Человек реагирует на эмоции собеседника, в результате чего возникает эмоциональное окружение, объединяющее личности собеседников. Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения «как будто». Так, ощущаешь радость или боль другого, как он их ощущает, и воспринимаешь их причины, как он их воспринимает. Но обязательно должен оставаться оттенок «как будто». Если он исчезает, то возникает идентификация. Эмпатии есть аффективное понимание, когда проблема другого человека не осознается, а прочувствуется. Но, оказываясь в едином эмоциональном поле, человек поддается на эмоциональное воздействие, вследствие чего может возникнуть неадекватная оценка ситуации.

Эмпатии и идентификация схожи, и там и здесь присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения. Однако взглянуть на вещи с чьей-либо точки зрения – не значит отождествить себя с этим человеком. Если я отождествляю себя с кем-то, то и строю свое поведение так, как строит этот другой. Если же я проявляю к нему эмпатии, я просто принимаю линию его поведения (отношусь к ней сочувственно), но свою собственную могу строить по-другому.

Все перечисленные приемы (рефлексия, идентификация и эмпатия) в разумных пределах полезны для построения результативного общения: рефлексия не дает нам поступаться собственными принципами; идентификация позволяет без напряжения придерживаться социально приемлемого поведения; эмпатия заставляет адекватно реагировать на собеседника. Они приобретают негативный характер, если переходят допустимые пределы.

С другой стороны, у всякого человека существует возможность как бы выпрыгнуть из самого себя (диссоциировать) и посмотреть на возникшую ситуацию или обсуждаемую проблему как бы со стороны. Можно, например, взглянуть на себя из-за плеча собеседника и увидеть как вы беседуете с другим человеком; или увидеть всю сцену целиком и оценить свое поведение; либо взглянуть на это из очень удаленной точки – с позиции вечности, или сверху – с точки зрения высших интересов и пересмотреть свое отношение к проблеме. Диссоциация весьма полезна для объективизации вашего восприятия ситуации целиком, но она удается только после определенных тренировок, которые можно проводить самостоятельно.

Упражнение.

Сядьте в удобную позу, если хотите, закройте глаза; ноги поставьте так, чтобы тело заняло уравновешенное положение. Обратите внимание на спину – она должна быть прямой. А теперь сосредоточьте внимание на своем дыхании, его нужно просто осознавать. Делая вдох, осознавайте все физические ощущения, которые возникают в теле во время вдоха, подъема грудной клетки. Сознавайте и те ощущения, которые возникают в теле во время выдоха, опускании грудной клетки. Во время выдоха старайтесь освободиться от всех ощущений, вызванных жизненной суетой. Проделывайте это в течение 2 – 3 мин.

Теперь попробуйте вызвать в сознании и удержать образ какого-либо объекта, например яблока, апельсина, автомобиля, дерева, леса, луга, озера, знакомого лица. По мере удержания старайтесь представлять образ все более отчетливо, вплоть до мельчайших деталей. После того как вы добьетесь успеха в этом упражнении, можете приступать к диссоциации. Для этого представьте, что вы смотрите на себя со стороны из одной точки, и удержите это ощущение своим сознанием. После сравнительно небольшого числа попыток это чаще всего удается. Затем вы можете разнообразить опыты: смотреть на себя из разных точек, сверху, снизу, сбоку, из-за плеча собеседника, более того – с различных временных точек, например с позиций завтрашнего дня.

Ассоциация-диссоциация помогает корректировать беседу, как будто третий – независимый, незаинтересованный, но благожелательный человек присутствует во время беседы и советует как себя вести.

Собеседник (здесь Иван) также может изменить представление субъекта (здесь Петра (Я – сам)) о себе, используя самые разнообразные приемы. Обыкновенная лесть по-прежнему остается результативным средством повлиять на представление собеседника о себе, чтобы изменить его в нужную сторону. Другой более тонкий способ основывается на так называемом эффекте Барнума.

Пример. Финеас Т. Барнум был основателем знаменитого цирка в США. Ему принадлежит высказывание: «Каждую минуту на свет рождается простофиля», которое хорошо иллюстрирует эффект, названный его именем. Он состоит в том, что люди обладают удивительной склонностью принимать за чистую монету описание или общую оценку своей личности, когда они преподносятся под научным, магическим или ритуальным соусом. Добавим, что такое же воздействие оказывает и ссылка на авторитет (реальный или мнимый), значимый для человека.

Пример. Вы, Алексей, по гороскопу Рак, а следовательно, должны быть удивительно вдумчивым, проницательным и добрым. Не могли бы вы одолжить мне тысячу долларов на пару недель?

1.2. ПОВЕДЕНИЕ И УСТАНОВКИ

Если на клетке с клопом написано – лев,

не верь глазам своим.

(Фольклор)

Когда нас интересует отношение человека к чему-либо, мы обращаемся к своим представлениям о нем, к чувствам, которые он у нас вызывает, и к анализу его поведения. Тем самым мы исследуем оценки личности событий, фактов, людей и т. д. Собранные вместе оценки – вне зависимости от того выражены они в убеждениях, ощущениях или побуждениях к действию – определяют установки личности. Установка – это эффективный способ дать окружающему миру оценку. Когда нам надо быстро отреагировать или продемонстрировать, что мы чувствуем, именно установка определяет нашу реакцию. Поэтому важно знать, как наши установки влияют на наше поведение и, наоборот, определяют ли наши действия наши установки.

Проблема определяют ли установки поведение, связана с фундаментальным вопросом о природе человека: какова связь между тем, что у нас на душе, и тем, как мы действуем. Исходно психологи полагали, что по установкам можно достаточно точно предсказывать поступки людей. Но этот тезис оказался не состоятельным. Установки и поступки подпитывают друг друга, наши установки, служащие оценками, едва ли однозначно предопределяют наши поступки. Более того, меняющиеся установки людей обычно не вызывают сильного отклонения их поведения от стереотипного.

Пример. У человека может быть сильное чувство неприязни всего американского, но, тем не менее, он будет с большим удовольствием потреблять американское пиво, смотреть американские фильмы и даже ездить на фордовской машине.

Общественное воздействие может быть сильным до такой степени, что побуждает людей совершать насилие над своими глубокими убеждениями. Апостол Петр отрекся от Христа еще до его распятия.

Но в действительности можно выделить случаи, когда установки предсказывают поведение. Это происходит когда до минимума сведено постороннее влияние. Тогда установка в точности соответствует наблюдаемому поведению. Поэтому, когда социальное влияние на установки отсутствует или сильно снижено, тогда человек демонстрирует поведение, более согласующееся с ними.

С другой стороны, действия, выражающие установки, сильно подвержены внешнему влиянию. Именно поэтому в повседневной жизни иногда мы говорим то, что другие, как кажется, хотят от нас услышать, и выражаем установки, которых сами не придерживаемся.

Воздействие установок на поведение становится более очевидными, когда мы рассматриваем личность в целом, а не отдельные ее поступки (принцип агрегации). Хотя в общем случае установки не предсказывают поведения, но они реально делают это, когда измеряемая переменная полностью соответствует ситуации. Так установка на то, что надо вести здоровый образ жизни вряд ли предскажет побежит ли обладатель ее сейчас трусцой. Но если у человека есть твердая установка, что бег – это здоровье, то с большой степенью уверенности можно сказать, что он будет придерживаться здорового образа жизни, занимаясь бегом.

Установки достаточно инертны, но, тем не менее, и они поддаются изменению. Существует несколько способов повысить силу установки. В частности, если довести установку до сознания, то ее воздействие будет более сильным. В обычных условиях, когда мы действует автоматически, наши установки зачастую спят. «Цивилизация продвигается вперед, расширяя число операций, которые мы можем осуществить даже не задумываясь». (А.Н.Уайтхед) Но установки направляют наше поведение, когда они приходят нам на ум, т.е. осознаются. Поэтому люди, осознающие самих себя, обычно ладят со своими собственными установками. Установка подразумевает оценку. Установка – это связь, создаваемая нами, между объектом и его оценкой. Когда эта связь прочна, установка воспринимается – поэтому всякое взаимодействие с объектом влечет усиление соответствующей установки. В силу этого чем чаще твердят об установке, тем прочнее связь между объектом и оценкой.

С другой стороны если установка есть результат опыта, она, скорее всего будет более действенно определять поступки человека, нежели установки, приобретенные внушением.

Теперь мы можем ответить на вопрос почему же часто мы поступаем не так как говорим или думаем. Ответ таков: провозглашаемые нами установки и наше поведение подвержены влиянию многочисленных факторов. Поэтому наши установки предопределяют наше поведение лишь если: другие влияния сведены до минимума; установка полностью соответствует предсказанному поведению; установка сильна (что-то вызывает у нас воспоминание о ней, ситуация незаметно активизирует ее, или же мы поступаем так, что она становится сильной).

Такова связь между тем, что мы думаем и чувствуем и тем, что мы делаем, которая во многих случаях гораздо слабее, чем мы полагаем.

Теперь рассмотрим обратную проблему – насколько наши установки определяются нашим поведением.

Мы иногда отстаиваем то, во что верим, но верно и то, что мы часто верим в то, что отстаиваем (см. рис. 3). «Он делает то, что он есть, и становится тем, что он делает» (Р. Музиль). Психическое последствие нашего поведения в действительности проявляется в широком разнообразии социальных ситуаций. Приведенные далее примеры (наши роли, утверждение становится убеждением, феномен «нога в двери», дурные поступки и установки, расовые установки, социальные движения) иллюстрируют силу самоубеждения – установок, являющихся результатом поведения.



Наши роли. Роль – набор норм, определяющих, как должен вести себя человек данного социального положения. Когда мы преодолеваем новую ступеньку социальной лестницы, то вынуждены поступать в соответствии с нашим положением, даже если чувствуем себя не в своей тарелке. Но это чувство редко сохраняется длительное время. Мы привыкаем к своей роли.

Интересный эксперимент со студентами-добровольцами проводился в США в 1972 г. Моделировалась ситуация взаимодействия заключенных и охранников в тюрьме: при этом часть студентов исполняла роль заключенных, а часть – охранников. Студенты настолько натурально вжились в порученные им роли, что экспериментатор через шесть дней должен был прекратить рассчитанный на две недели эксперимент, увидев опасность социальной патологии.

Ни одни человек не сможет хоть сколько-то долго быть одним для себя и другим для остальных и в конце концов не запутаться, который настоящий. (Н. Готторн)

Эффект утверждение становится убеждением тесно связан с последствиями нашего вживания в роль. Мы поневоле запоминаем произнесенную информацию, и это есть причина того, что на нас влияет произнесенные нами же слова. («Пока я не попытался выразить словами свои собственные убеждения, я не понимал их» – утверждение вполне закономерное.)

Рассмотрим вначале обычную человеческую тенденцию представлять свое сообщение в виде, приятном для слушателя. Мы с большей охотой сообщаем хорошие новости, нежели плохие, и приспосабливаем свои сообщения под представления слушателя, стремимся скрывать свои взгляды, приспосабливаясь к мнению аудитории. Именно по этому заявления политиков более понятны во время предвыборных кампаний. После же выборов их заявления менее однозначны.

Люди, вынужденные давать показания относительно того, в чем не совсем уверены, чувствуют себя весьма неловко. Тем не менее, они начинают верить в то, что говорят, при условии, что их не принуждают к этому. Когда на говорящего не давят, то высказывание становится верой. Короче, мы подгоняем свои сообщения под слушателей, а сделав так, сами начинаем верить в то, что говорим!

Феномен нога в двери – тенденция, в соответствии с которой люди вначале (добровольно!) соглашающиеся на необременительную просьбу, позднее уступают более серьезным требованиям. Так если вначале получить согласие людей на добровольное участие в некотором мероприятии, то число участников значительно увеличивается, по сравнению с той группой, в которой такое согласие не получалось. Если торговое соглашение заполняет сам покупатель, то они, как правило, придерживаются взятых на себя обязательств.

Совет. Прежде, чем соглашаться на небольшую просьбу, подумайте о последствиях.

Принцип установки есть следствие поведения характерен также и для большинства безнравственных поступков. Зло порой является результатом постоянно увеличивающегося числа уступок. Незначительный дурной поступок может упростить попытку совершения более тяжелого, так как дурные поступки подрывают нравственную чуткость человека. Так причинение вреда невинной жертве, едкие словечки или шокирующие высказывания – обычно порождают у агрессора пренебрежительное отношение к объекту своих действий, тем самым давая ему возможность в последующем оправдать свое поведение.

Наоборот, опыты показывают, что позитивное поведение по отношению к кому-либо вызывает расположение к этому человеку. Поэтому, если вы хотите кого-либо еще больше полюбить, ведите себя так, как будто с вами это уже произошло.

«Мы любим людей за то добро, которое мы им сделали, и не любим за то зло, которое мы делаем» (Л. Толстой).

Однозначного ответа, почему поступки влияют на установки нет. В настоящий момент имеются три теории, которые содержат различные модели, позволяющие проследить связь между поведением и установками. Это теории: самопрезентации (полагающая, что мы по стратегическим причинам выражаем установки, которые представляют нас как последовательных личностей); когнитивного диссонанса (допускающая, что мы уменьшаем внутренний дискомфорт, находя оправдание своим поступкам) и самовосприятия (считающая, что наши поступки суть саморазоблачения, когда мы не уверены в своих оценках или убеждениях, то делаем выводы из собственного поведения, так же, как это сделали бы другие).

Рассмотрим самые существенные черты каждой из них.

А. Теория самопрезентации – управление впечатлением. Самопрезентация – акт самовыражения и поведения, направленный на то, чтобы создать благоприятное впечатление или впечатление, соответствующее чьим-либо идеалам.

В основу теории положен тезис, что каждый из нас хочет являться целостной личностью и никто не хочет выглядеть непоследовательным. Чтобы избежать этого, иногда мы выражаем установки, которые соответствуют нашим поступкам. Чтобы казаться последовательными, мы можем даже стимулировать установки, в которые на самом деле не верим. Конечно, это подразумевает некую неискренность или лицемерие, зато дает возможность произвести нужное впечатление.

Мы выражаем свое самоопределение (самоопределяемся), показывая себя как определенный тип человека. В знакомой ситуации это происходит без сознанных усилий. В незнакомой обстановке мы делаем это сознательно. Так, готовясь к фотографирования, мы придаем лицу (смотрясь в зеркало) разные выражения.

Изучение способов презентации себя в социальных ситуациях и регулирование поведения с целью произвести желаемое впечатление называется самомониторингом. При высоком показателе самомониторинга (согласие с утверждением: «Я стремлюсь быть таким, каким меня хотят видеть») люди приспосабливают свое поведение в соответствии с внешними ситуациями (хамелеоны). Настроив свое поведение в ответ на ситуацию, они, скорее всего, будут поддерживать установку, которой на самом деле они не придерживаются. Помня о других, они вряд ли будут поступать в соответствии с собственными установками. Поэтому у людей с высоким показателем самомониторинга установки выполняют функцию социального регулирования: помогают адаптироваться к новой работе, роли и взаимоотношениям.

Люди с меньшими показателями самомониторинга меньше заботятся о том, что о них думают другие, больше руководствуются внутренними ощущениями, и поэтому более вероятно, что они говорят и действуют так, как чувствуют на самом деле.

Б. Когнитивным диссонансом называется напряжение, которое появляется при осознании несовместимости двух знаний. Например, диссонанс возникает когда мы осознаем, что действовали без достаточных на то оснований, в противоречии со своими установками или приняли решение в пользу одного варианта, а логика требует другого.

Суть теории когнитивного диссонанса состоит в том, что наши установки изменяются потому, что мы вынуждены поддерживать согласованность между структурами Эго (т.е. нашими знаниями). Поэтому для уменьшения неприятного ощущения мы зачастую приспосабливаем наше мышление.

Половина любителей сигарет не согласилась с некурящими, которые почти полностью разделил мнение, что «курение действительно так опасно, как об этом говорят».

Эффект недостаточного внешнего оправдания состоит в уменьшении диссонанса путем внутреннего оправдания своего поведения, поступка, когда мало внешнее оправдание. Чувствуя свою ответственность за совершенные поступки или сделанные заявления, мы с большей силой начинаем верить в них или оправдывать их. Тем самым мы берем ответственность за свое поведение, если выбрали его без особого внешнего давления и побуждения.

С двумя группами студентов (добровольно!) проводили один весьма утомительный, скучный и бессмысленный эксперимент. Затем первой из них заплатили по 20 дол., а второй по 1 дол. После этого всем им был задан вопрос: «Был ли эксперимент интересным?» Более позитивные ответы давала вторая группа. Они имели меньшее внешнее оправдание своего участия в эксперименте, и поэтому ликвидировали диссонанс путем внутреннего оправдания своего поступка.

Таким образом, согласно теории диссонанса поощрения и стимулы должны быть достаточно велики, чтобы вызвать желаемое действие. Но необходимо использовать только достаточные побудительные мотивы, чтобы вызвать желаемые установки, и как следствие – поведение.

После принятия важных решений мы обычно ослабляем диссонанс, свыкаясь с выбранной альтернативой и забывая о том, что отклонили. При простых решениях эффект решение становится убеждением может проявиться очень быстро. Так после того, как вы поставили на определенную лошадь, у вас возникает чувство уверенности в своем поступке гораздо большее, чем до того.