Тема 9. Инфляция (И). Причины, социально-экономические последствия и методы регулирования. Особенности инфляции в России
И. – это рост общего уровня цен в стране и переполнение в связи с этим каналов денежного обращения бумажными деньгами сверх потребностей в них, появление избыточного денежного предложения (Шевчук Денис, Деньги Кредит Банки конспект лекций).
И. – это кризисное состояние денежной системы. Причина И. – диспропорции между различными сферами народного хозяйства, накоплением и потреблением; спросом и предложением; доходами и расходами государства. Существуют внутренние и внешние факторы инфляции: Внутренние (Не денежные – монополизация производства, нарушение диспропорций хозяйства, циклическое развитие экономики. Денежные – рост государственного долга; дефицит бюджета; эмиссия денег; увеличение скорости их обращения.); Внешние – мировые кризисы (сырьевой, энергетический, валютный).
Формы проявления И.: – рост цен на товары и услуги, что приводит к обесценению денег; – понижение курса национальной валюты по отношению к иностранной; – увеличение цены золота.
Виды инфляции:
1) ползучая: при ежегодных темпах прироста цен на 3–4%; характерна для развитых стран, как стимулирующая.
2) галопирующая: при среднегодовых темпах прироста на 10–50 %; для развивающихся стран.
3) гиперинфляция: при ежегодных темпах прироста свыше 100 %; в странах переживающих ломку своей экономической структуры.
Темпы И.: 2 типа
1) Инфляция спроса: возникает при избыточном спросе. Спрос на товары выше чем предложение, это ведет к росту цен. Много денег при малом кол-ве товаров (связано с ростом военных расходов; ростом государственного долга; кредитной экспансией).
2) Инфляция издержек производства. Причины: а) снижение роста производительности труда, что приводит к увеличению издержек на единицу продукции, к сокращению предложения на товары и росту цен; б)расширение сферы услуг, появление их новых видов с большими затратами и низким уровнем производства, что приводит к общему росту цен.; в)повышение оплаты труда, в результате активной деятельности профсоюзов; г) высокие косвенные налоги.
Основные формы борьбы с инфляцией:
1) Денежная реформа – полное или частичное преобразование денежной системы с целью укрепления денежного обращения (девальвация, деноминация);
2) Антиинфляционная политика – комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией:
– дефляционная политика (путем повышения % ставок; усилением налогового бремени; организация денежной массы);
– политика доходов – параллельный контроль за ценами и з/п, путем полного их замораживания или установления предела их роста.
Необходимые меры для антиинфляционной политики:
– разработка и осуществление государств. Программ, развитие экономики, отраслей и предприятий.
– Проведение антимонопольной политики.
– Изменение и совершенствование налоговой системы
– Стимулирование кредитно-инвестиционной деятельности банков
– Изменение денежно-кредитной политики, которая обеспечивает тесную взаимосвязь всех элементов рыночного механизма.
Отечественный тип И. отличается от всех других (переход от плановой к рыночной экономике). Главным не денежным фактором И. в 90 г являются: – кризис плановой хозяйственной системы, проявляющийся в спаде производства; – неэкономичность производства выражается в затратном характере производства, низком уровне производительности труда.
К основным денежным факторам относятся:1) развитие монополистических структур 2) дефицит бюджета3) кредитная экспансия банков 4) долларизация денежного обращения 5) введение приватизационных чеков.
Тема 10. Валютный рынок (ВР): понятие, структура, участники
ВР – механизм, регулирующий отношения по купле-продаже инвалюты на основе спроса и предложения, а также регулирующий отношения по купле товаров и услуг и отношения по предоставлению кредитов. ВР РФ – один из сегментов финансового рынка. Необходимость: в мире нет единого платежного средства.
Функции:
1) своевременное осуществление международных расчетов;
2) регулирование валютных курсов(соотношения денежных единиц различных стран);
3) спекулятивная прибыль;
4) инструмент экономической политики.
Структура ВР: – биржевой (межбанковский) валютный рынок; – внебиржевой; – фьючерсный (срочный валютный рынок); – форвардный (срочный валютный рынок) и рынок наличной валюты.
Особенности биржевого валютного рынка: высочайший уровень организации; обслуживает расчеты, связанные с экспортом-импортом товаров и услуг; именно на бирже покупают валюту для финансирования; проводит курсовую политику через валютные биржи ЦБ.
Преимущества: один из самых дешевых (минимальные комиссии); дешевый источник ин. валюты; ликвидный валютный рынок; позволяет быстро и без потерь превращать валюту в рубли; усиление роли региональных структур; все операции строго регламентированы (надежность и высокая ликвидность).
Внебиржевой рынок – система валютных операций между коммерческими банками.
Особенности внебиржевого ВР: темп роста значительно быстрее чем в биржевом валютном рынке (в 2 раза); по объему операций этот рынок больше.
Преимущества: меньше контроля ЦБ; более оперативный; самостоятельность действий; валютные операции совершаются быстрее; высокая скорость расчетов.
Участники:1) пассивные участники (нерегулярно, не массово совершают валютные сделки); 2) активные (крупные постоянные сделки); 3) депозитные, клиринговые (взаимозачетные) и расчетные центры.
ВР с институциональной точки зрения – это совокупность банков (транснациональные банки – на их долю приходится 85 % валютных сделок), брокерских фирм, корпораций (транснациональных компаний особенно), центральный банк страны.
Тема 11. Банковские рейтинги. Оценка банковского менеджмента (БМ)
БМ – система управляющих мер, предпринимаемых организационными структурами для обеспечения движения кредитных ресурсов, целью которых является достижение, как микро, так и макроэкономических приоритетов (Шевчук Денис, Банковский менеджмент, Менеджмент конспект лекций, Стратегический менеджмент конспект лекций). Менеджмент должен быть качественным, эффективным и адекватным, следовательно, возникает вопрос оценки менеджмента. Менеджмент отражен как составное оценки банковской деятельности, в ряде рейтинговых систем (например “CAMEL”, используемой в США). CAMЕL (C – достаточность капитала; A – качество активов; M – качество менеджмента; E – доходность, прибыльность, рентабельность; L – ликвидность). Три метода составления рейтингов: 1) номерной (количественные показатели); 2)индексный метод (группа количественных показателей, например надежности); 3) бальный метод (camel, опрос экспертов).
Показатели, по которым оценивается БМ, разделяются по категориям:
1) Показатели состояния и работы, по которым оценивают менеджмент банка: а) достаточность капитала, качество активов, прибыльность, ликвидность; б) скорость совершения операций; в) степень удовлетворения клиентов и т. д.
2) Показатели персонала, его соответствие нормативным требованиям: а) состав и компетентность; б) соблюдение дисциплины во внутренней политике; в) выполнения всех норм и соблюдения законов; г) способность предвидеть изменения конъюнктуры рынка персонала.
3) Социальные показатели: а) отношение персонала к труду; б) степень решения социальных проблем.
Когда менеджмент некачественный, он является причиной банковских рисков – это так называемый мисменеджмент – вид менеджмента, характеризующий как ненамеренными ошибками, так и противозаконными действиями персонала банка, отсутствием контроля.
Мисменеджмент бывает: а) технический (когда банк молодой; неопытное руководство; банк меняет руководство); б) косметический (цель – создать видимость, что банк здоров); в) мошенничество или авантюрный.
Тема 12. Управление пассивами (УП)
УП – это деятельность различных подразделений банка, направленная на: 1) совершение развитой депозитной базы банка; 2) на увеличение собственного капитала банка; 3) на рост доходов банка; 4) рационализация клиентской базы банка.
В процессе управления пассивами можно выделить 2 этапа:
1) Исследование структуры источников собственных и привлеченных средств а) определяется размер собственных средств и их соответствие требованиям Инструкции № 1; б) степень рискованности банковских операций; в) обращают внимание на иммобилизацию средств. Иммобилизация включает: стоимость основных средств; негосударственных ц.б.; собственные средства, отвлеченные в расчеты; факторинговые средства.
2) Оценка структуры привлеченных средств, в целях последующего управления. Определяется общая сумма привлеченных средств и их распределение по группам: срочные депозиты; депозиты до востребования; средства поступающие от продажи акций и т. д. Этот анализ показывает ту или иную преобладающую группу. Далее следует разработка систем мероприятий (реклама). Для оценки депозитной базы используются: Коэффициент использования депозитов = средняя задолженность по кредиту/средние остатки по привлеченным средствам. Коэффициент показывает какая часть депозитов используется в кредитных операциях. Коэффициент < 65, то рискованно; если > 75-агрессивная кредитная политика.
ВЫВОДЫ (в процессе управления пассивами):
– выявляются меры
– тенденции развития отдельных видов обязательств, определяется среднесрочный и долгосрочный уровень ликвидности;
– определяется темпы роста депозитной базы.
Основные из них: 1) средний срок депозитов = сумма депозитов данного вида*на срок их хранения. Показывает какой частью привлеченных депозитов банк может пользоваться сейчас. 2) коэффициент нестабильности = (сумма долгосрочного изъятия депозитов/общая сумма депозитов)*100 %. Характеризует уровень досрочного изъятия срочных депозитов.
Тема 13. Банковская политика (БП) и сфера ее реализации
БП – комплекс целей, базовая концепция функционирования банка. Основные вопросы на которые должна отвечать банковская политика: “зачем” – общие целевые установки, во имя чего предпринимаются те или иные действия; «что» – какие именно действия необходимо предпринимать; «кто» – организационные структуры, сотрудники; «как» – конкретные схемы, по которым должны осуществляться те или иные действия.
БП включает: – будущие рынки, их анализ; – должна способствовать реализации оптимальной стратегии по выбору банковских приоритетов; – комплекс рисков, который имеет право взять на себя банк; облик и имидж; – организационная структура.
Элементы БП:
1) название банка (должен иметь эксклюзивный характер);
2) специализация банка;
3) приоритеты целей (что в первую очередь должен характеризовать банк: стабильность, надежность);
4) лозунг
5) ориентация на клиента (какие клиенты будут обслуживаться);
6) партнерские отношения с клиентом, их уровень;
7) полномочия и ответственность организационных структур и персонала;
8) внутренний контроль и аудит;
9) иерархия, подчиненность и вознаграждения;
10) политика резервов;
11) документация;
12) конфиденциальность (степень закрытости информации).
Структура БП: 1-сегмент-кредитная политика, главный документ, который ее регламентирует, – кредитный меморандум, в котором указаны: размер, величина % ставок; распределение полномочий по выдаче ссуд; пределы кредитов; как проводится кредитный мониторинг и т. д.). 2-сегмент-депозитная политика – разрабатывает цели и ограничения по привлечению кредитных ресурсов, включая предпочтения вкладчиков и определенные виды вкладов. 3-сегмент-ценовая политика – определяет сумму и величину оплаты за предоставляемые банковские услуги. 4-сегмент-Инвестиционная политика: включает набор и предпочтения инвестиционных инструментов, отраслей). 5-Политика рисков: включает перечень рисков, анализ которых необходимо проводить; степень рисков, которую может принимать на себя банк; методы управления и оптимизации рисков. 6-Работа с проблемными клиентами. 7-Политика залогов: наиболее предпочтительные виды запасов и их объемы. 8-Санкции: свод мер, применяемых при нарушениях.
Сферы реализации БП: 1) организационная (отделы банка); 2) информационная (какая информация необходима для принятия управленческих решений); 2) экономическая (источники финансового обеспечения деятельности коммерческого банка и затрат на разработку БП).
Тема 14. Ломбардные кредиты (ЛК)
ЛК – форма краткосрочного кредита, который предоставляется под залог легко реализуемых ценностей (www.deniskredit.ru
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги