Владимир Щербаков
Барражирующие боеприпасы: оружие нового века
Стремительное развитие беспилотной авиационной техники военного назначения и высокоточных авиационных средств поражения стало одним из наиболее важных направлений новой революции в военном деле, которая происходит сегодня в буквальном смысле на наших глазах. Старт этой революции был дан ведущими странами мира на рубеже веков и тысячелетий и был обусловлен серьезными подвижками в ряде ключевых областей науки и техники, а также радикальным изменением взглядов военного командования и широкого круга военных специалистов ведущих в военном отношении государств планеты на характер войн нового поколения и на то, каким образом эти войны следует вести с целью достижения быстрой победы над противником или противниками.
При этом на стыке двух указанных магистральных направлений – беспилотных летательных аппаратов (БЛА) военного назначения и высокоточных авиационных средств поражения (АСП) – сформировалась обособленная и даже уникальная «продуктовая ниша», связанная с созданием первоначально узко специализированных, а затем уже и многоцелевых по своему характеру применения образцов авиационного вооружения – барражирующих боеприпасов (ББ), представляющих собой своеобразный симбиоз классического воздушного дрона-разведчика и таких многократно опробованных в бою видов высокоточных АСП, как управляемые или корректируемые авиабомбы (УАБ/КАБ) и крылатые ракеты различного типа базирования (КР).
Широко известные также как беспилотники- или дроны-«камикадзе», а в англоязычной специализированной литературе получившие обозначение «loitering munitions» или «loitering weapons» (русскоязычное название «барражирующий боеприпас» фактически и есть перевод этого англоязычного обозначения), эти крылатые «киллеры» впервые появились в армиях и спецслужбах стран мира в последней четверти ХХ века. Благодаря высокой эффективности они быстро приобрели популярность в среде военных профессионалов, а в последние годы в этой сфере наблюдается настоящий бум.
В результате в передовых государствах планеты к сегодняшнему дню создана целая линейка высокоточных авиационных средств поражения данного класса, а спектр их боевого применения достаточно быстро расширился от первоначально назначенной дронам-«киллерам» задачи поражения радиолокационных средств противника до борьбы с огневыми средствами системы противовоздушной обороны (зенитные ракетные и ракетно-пушечные комплексы, зенитная артиллерия), а также образцами бронетанковой техники и даже надводными кораблями небольшого водоизмещения.
При этом боевые возможности, которые дроны-«камикадзе» продемонстрировали в ряде тактических сценариев, были настолько уникальными, а спрос, возникший в конце ХХ – начале XXI века со стороны военных и спецслужб на данные образцы вооружения, оказался столь высок, что в достаточно сжатые сроки барражирующие боеприпасы поступили на вооружение целого ряда государств мира, а к их разработке и серийному выпуску постоянно подключаются все новые компании и страны.
В частности, в аналитической работе, подготовленной в 2017 году Дэном Геттингером и Артуром Холландом Мичелом – специалистами центра Center for the Study of the Drones (название последнего можно перевести с английского как Центр изучения беспилотной техники), указывается, что если в 1990 году и в 1998 году потенциальным покупателям было предложено всего по одному образцу готовых к серийному производству барражирующих боеприпасов, а в период 2003-2010 годов образцов дронов-«камикадзе» разной размерности на рынок было выведено уже девять типов, то начиная с 2011 года такие высокоточные авиационные средства поражения стали поступать на мировой оружейный рынок по два-четыре образца в год, а в 2016 году разработчики из ряда стран мира представили и вовсе сразу семь типов беспилотников-«киллеров» разных типов и размерности.
Причем в основном на дату подготовки указанного отчета такие образцы высокоточного вооружения разрабатывались и закупались в Соединенных Штатах и целом ряде государств Европы, Азии и Ближнего Востока. Впрочем, законодателями мод в этой области на протяжении достаточно длительного времени считались все же компании-разработчики из Израиля: достаточно сказать, что именно хорошо известный всем специалистам израильский дрон-«убийца» типа «Гарпия», появившийся еще в далеком 1990 году, на протяжении весьма длительного периода времени фактически считался эталоном барражирующего боеприпаса.
В последующие годы динамика по числу типов принимаемых на вооружение военными и спецслужбами беспилотников-«камикадзе» могла, конечно, по вполне объективным причинам и снизиться (трудно каждый год разрабатывать образец вооружения, существенно превосходящий его существующие аналоги хотя по одному-двум параметрам), но зато, если судить по информации о заключаемых разными государствами контрактах, существенно возросло количество поступающих в войска барражирующих боеприпасах. В первую очередь тех моделей, которые хорошо себя зарекомендовали в ходе различных вооруженных конфликтов и войн разного масштаба, буквально захлестнувших, словно цунами, нашу планету в последние десятилетия.
ББ «Гарпия». Ле Бурже, июнь 2007 г. (Фото Владимира Щербакова)
Первые попытки
История создания барражирующего боеприпаса – особого типа высокоточного авиационного средства поражения, способного длительное время в так называемом режиме ожидания находиться в воздухе в районе цели или в назначенном районе (районе операции, боя и пр.) и оперативно атаковать цель после получения соответствующей команды от оператора или при условии выполнения целью какого-либо типового действия, предусмотренного заложенным в бортовую электронно-вычислительную машину (ЭВМ) боеприпаса алгоритма, возникла еще на завершающем этапе холодной войны, которую вели между собой на протяжении второй половины ХХ века два мощных военно-политических блока. Причины этого заключались в следующем.
Дело в том, что военные специалисты ведущих в военном отношении государств уже давно нуждались в таком образце высокоточного оружия, который позволял бы устранить главные недостатки беспилотных летательных аппаратов и таких авиационных средств поражения как крылатая ракета или управляемая/корректируемая авиабомба.
В случае с беспилотниками таким недостатком в то время являлось отсутствие на борту мощных средств поражения, а в случае с управляемой и корректируемой авиабомбами – отсутствие возможности оперативно реагировать на появление цели. Последнее относилось и к крылатым ракетам: обладая большой, зачастую близкой к стратегической, дальностью полета, ей для подлета к цели требовалось определенное время, за которое цель может просто выйти из района или же успеть реализовать свой боевой потенциал (например, нанести огневой удар), тогда как осуществлять длительное барражирование в районе цели крылатая ракета – в зависимости от конкретной ее модификации – могла либо ограниченное время, либо и вовсе была не способна.
В наши дни указанные образцы вооружения упомянутых недостатков уже в целом ряде случаев лишены – беспилотники быстро стали ударными, научившись поражать наземные, надводные и даже воздушные цели с помощью размещенного на их борту различного оружия – вплоть до лазерного (такие проекты уже есть за рубежом), а многие современные крылатые ракеты получили способность достаточно длительное время барражировать в районе цели или в назначенном районе в ожидании уточненных данных целеуказания, но в 1970-1980-е годы они этими серьезными недостатками обладали.
Пилотируемая авиация здесь и вовсе рассматривалась в качестве аутсайдера. Действительно, держать даже в каком-то отдельном районе один или несколько боевых самолетов, способных оперативно отреагировать на возникновение угрозы, является делом чрезвычайно затратным и порой просто невозможным. Хотя здесь все, как мы понимаем, зависит от возможностей конкретных вооруженных сил: при наличии необходимого объема средств и количества самолетов и летчиков решение такой задачи вполне возможно и технически, и организационно вполне осуществимо.
Спрос со стороны военных стал стимулом для разработчиков. Причем первые попытки создания барражирующих боеприпасов были предприняты специалистами ряда компаний еще в конце 1970-х годов. Тогда речь шла о разработке и принятии на вооружение так называемых «беспокоящих беспилотников», то есть беспилотных летательных аппаратов, оснащаемых боевыми частями и способных длительное время находиться в воздухе в назначенном районе, а по команде оператора – атаковать выбранную цель противника.
Крылатая ракета «Далила». Бангалор, Индия, февраль 2011 г. (Фото Владимира Щербакова)
Одними из первых в этом плане можно считать следующие проекты.
В первую очередь, речь идет о проекте барражирующего боеприпаса, который был разработан специалистами израильском компании «Израэл Милитари Индастриз» (Israel Military Industries или сокращенно IMI). Последняя 25 ноября 2018 года была окончательно интегрирована в состав израильской компании «Элбит Системс» (Elbit Systems) и была переименована в «Элбит Системс Лэнд» (Elbit Systems Land).
Разработка данного образца высокоточного вооружения осуществлялась в рамках первого этапа создания хорошо известной специалистам крылатой ракеты воздушного базирования «Далила» (Delilah). Однако в итоге беспилотник-«киллер» как отдельный образец высокоточного средства поражения тогда создан все же не был, но зато принятая на вооружение версия этой ракеты, по заявлениям компании-разработчика, отличается от классических крылатых ракет своей способностью в течение длительного времени находиться в назначенной зоне в режиме ожидания появления необходимой для атаки цели. Данная возможность, в частности, подтверждается информацией, приводимой в рекламно-информационных материалах компании-разработчика.
Противорадиолокационный ББ AGM-136А «Тэсит Рэйнбоу». Национальный музей ВВС США в Дейтоне, шт. Огайо (Фото ВВС США с сайта www.nationalmuseum.af.mil)
Вторым же родоначальником отряда дронов-«киллеров», на взгляд автора данного труда, является проект по созданию образца вооружения, известного под обозначением AGM-136А «Тэсит Рэйнбоу» (AGM-136А Tacit Rainbow, в буквальном переводе с английского – «Молчаливая радуга»). Данный вариант барражирующего боеприпаса разрабатывался специалистами американской компании «Нортроп» (Northrop) для оснащения авиационных и наземных систем ударного оружия и предназначался для поражения радиолокационных станций системы противовоздушной обороны противника.
И хотя в различных источниках и справочниках AGM-136A принято классифицировать как «барражирующая противорадиолокационная ракета», на взгляд автора, именно этот проект можно с полным на то основанием считать первой документально зафиксированной попыткой создания такого образца высокоточного оружия, как барражирующий боеприпас. Впрочем, попыткой – неудачной.
Среди наиболее известных разработок можно также назвать проект компании MBB, недолгое время изучавшей возможность создания противотанкового варианта своего беспилотного летательного аппарата «Тукан» (Toucan, так и переводится – «тукан», название птицы), совместный американо-германский проект ударного беспилотника «Локаст» (Locust, в переводе с английского – «Саранча»), а также проект противорадиолокационного барражирующего боеприпаса YCGM-121B «Сик Спиннер» (Seek Spinner, можно перевести с английского как «Спиннер-ищейка» или «Волчок-ищейка», хотя слово «spinner» имеет также значения «прядильщик» или «паук»).
Последний разрабатывался специалистами американского многопрофильного концерна «Боинг» (Boeing) под требования командования Военно-воздушных сил США в качестве модификации базового противорадиолокационного дрона YCQM-121A «Пэйв Тайгер» (Pave Tiger, можно перевести с английского как «Тигр, прокладывающий дорогу»), который оснащался малогабаритной системой радиоэлектронной борьбы.
Американский беспилотник-«камикадзе», облетанный в 1988 году, имел максимальную стартовую массу около 200 кг и отличался уникальной для того времени системой хранения и пуска: данные аппараты, готовые к практически немедленному боевому применению, размещались по 15 штук в специальной блочной пусковой установке. С тех пор такая система запуска барражирующих боеприпасов получила широкое распространение и стала одной из наиболее активно используемых разработчиками по всему миру (причем используются как многозарядные пусковые установки, так и одиночные пусковые трубы).
Впрочем, в большинстве своем ввиду недостаточной степени развития авиационных и оружейных технологий того времени, а также нерешенных важнейших проблем в области создания высокоэффективных систем управления эти попытки тогда заканчивались безрезультатно или же не давали той надежности и эффективности боевого применения, на которые рассчитывали военные-заказчики. Естественно, что такое «неэффективное» оружие в стадию серийного производства не переходило.
При этом, как и следовало ожидать, военные эксперты и инженеры-разработчики достаточно быстро пришли к выводу, что наиболее эффективным и гарантирующим наилучший итоговый результат будет не создание барражирующего боеприпаса в качестве «опции» к каким-либо беспилотникам-разведчикам или, тем более, крылатым ракетам воздушного базирования, а разработка такого образца вооружения изначально в качестве самостоятельного образца высокоточного оружия. Только в таком случае, по оценке военных экспертов, можно было достигнуть две цели: обеспечить барражирующему боеприпасу необходимый боевой потенциал и устранить недостатки, присущие беспилотным летательным аппаратам соответствующей размерности.
В итоге первым более или менее успешным образцом барражирующего боеприпаса можно назвать «Гарпию» (Harpy), созданную в 1980-е годы израильской компанией «Израэл Аэроспейс Индастриз» (Israel Aerospace Industries или сокращенно IAI) по заказу своих военных для решения задачи подавления средств и объектов противовоздушной обороны противника. В первую очередь – для поражения входящих в эту систему радиолокационных станций, без которых применение средств поражения, в особенности зенитных ракетных комплексов, становится менее эффективным или вовсе невозможным.
Причем, что интересно, примерно в то же время компания «Боинг» пыталась вывести на международный оружейный рынок свой барражирующий боеприпас «БРЭЙВ 200» (BRAVE 200 – сокращение от полного названия боеприпаса «Boeing Robotic Air Vehicle», что можно перевести с английского как «Роботизированный летательный аппарат разработки компании “Боинг”»). Данный аппарат представлял собой фактически несколько доработанный вариант не пошедшего в серию барражирующего боеприпаса типа YCGM-121B «Сик Спиннер», но и эта попытка успеха не имела.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги