Тимур Юсупов
10 дней в Сахаре: дневник одной африканской экспедиции
В апреле 2021 года я впервые в жизни отправился в поход. Без какого-либо опыта, без какой-либо дополнительной физической подготовки и чёткого плана я улетел в Марокко, а оттуда на автобусах добрался до Западной Сахаре. Здесь мне предстояло провести в пустыне 10 дней и пройти её пешком насквозь от небольшого городка Смара до побережья Атлантики.
День 1
Перед Касабланкой меня ждёт ночь в Абу-Даби. Билеты на прямой рейс раздобыть не удалось, так что летим с пересадкой. На посадке заметил двух подозрительно похожих на меня парней – те же огромные рюкзаки, те же туристические коврики и спальники. Подходить не стал, они опознали во мне своего уже перед самой посадкой – по пустынным сапогам.
Аэропорт Абу-Даби сегодня похож на неприступную крепость. Только работающую ровно наоборот – попасть наружу из него невозможно, а внутри половина не работает. Ночь на лавках так себе удовольствие, так что я намеревался провести время в бизнес-зале, но что-то пошло не так и моя карта лояльности напрочь отказалась работать. Сколько я не бился, но ничего так и не вышло. Пришлось коротать время в ирландском пабе. В местном отеле мест тоже не нашлось, да и перспектива платить 60 баксов за 6 часов не радовала.
Женя и Дима, архитекторы из Питера и мои попутчики нашлись в индийской забегаловке. Выпили пива, обсудили перспективы российской часовой промышленности, походный опыт (его ни у кого не оказалось) и пошли искать место для ночлега.
В итоге разместились на полу у гейта 59. Дима поделился со мной туристическим ковриком (свой я сдал в багаж), и если бы не богомерзкий уборщик с пылесосом, то я бы проспал до самого утра.
Сегодня у меня целых 2 новых опыта – аэропорт Абу-Даби и сон на туристическом коврике в терминале.
День 2
Меня не пустили в туалет – буквально развернули. Выяснилось, что часть гейтов перекрывают под рейс в Штаты. Откуда-то сразу же появились ребята с идеальным американским английским, которые с заботой искали заплутавших сограждан. Я к ним не относился, так что проход в ближайший туалет мне был заказан.
В другом обнаружил кучку индусов, которые тоже приводили себя в порядок после ночи в аэропорту. Один из них, сняв налаченные туфли и повесив пиджак, тщательно мыл уши. Я последовал его примеру.
30К – что это вообще за место такое? Оказалось, у окна. Насладиться видами мне не позволил языковой барьер и вежливость – пришлось уступить место девушке, занявшей моё место. 8 часов посерединке, пф, подумаешь.
Etihad комфортный. Во-первых, много места, даже если это эконом. Во-вторых, тут бесплатно и хорошо кормят. Не сухие сендвичи, а полноценный завтрак с омлетом, сосисками, круассаном и кофе. Ещё и наливают бесплатно – вино, пиво, крепкий алкоголь (всегда можно попросить добавки).
Бортовая система говорит, что Абу-Даби и Касабланку разделяет 6300 км. У самолёта своя сотовая вышка, т.е. телефон работает. Хотя, как работает – мегабайт интернета обойдётся в 900 ₽.
Соседка справа (та, что отжала моё место) не говорит ни на английском, ни на арабском. Зато две милые стюардессы прекрасно говорят на русском – он для них родной. Было приятно обнаружить, когда в ответ на could you bring me sugar, одна из них попросила другую «принести сахара». А дальше особое расположение этих дам и всяческое внимание.
Посмотрел «Несносные боссы 2» – один из немногих фильмов на русском, что был в бортовой развлекательной системе. Фильм дерьмовый, но 2 из 8 часов пути всё же съел.
Перемещения в пандемию – отдельный вид садо-мазо. В Домодедово всем (почти) плевать на маски, в аэропорту Абу-Даби транзитных пассажиров от выхода в город везде отсекают очень вежливые сотрудники, местами стоят рамки, которые полностью окутывают вас дезинфицирующим паром и антисептики, а бортпроводницы Etihad одеты в костюмы химзащиты (почти), маски и большущий очки. Половина пассажиров относится к безопасности небрежно, другая в буквальном смысле надевает по две маски.
Самое странное, что ждало меня на этом рейсе – Дэвида Копперфильда в его автобиографии играет индус.
Из аэропорта в отель добрались на такси. Поезд-экспресс обошёлся бы нам на троих в 120 дирхамов, такси – в 300 (около 2 700 ₽). Зато не пришлось ждать лишний час.
Мне повезло оказаться в компании архитекторов, так что мы снимаем каждый угол. Я постоянно одёргивал себя от телефона – уже понял, что лучше всего воспоминания сохраняются на радужке глаза, а не на флешке.
Свежевыжатый апельсиновый сок в лавке, где мух в десяток раз больше, чем посетителей, был божественен.
– Тут очень красивые девушки, – говорит Дима. Женя вторит ему, я не смею спорить. Девушки улыбаются в ответ на улыбку, иногда отворачиваются, но никогда не прячут глаз.
Мы в рыбном кафе у Медины – старого города. Найти открытое заведение было сложно, от радости беру:
половину салата
3 устрицы
анчоусы во фритюре
тортилью с хамоном
Вместе с напитками выходит на две тысячи рублей. Устрицы оказались невкусными, а на тортилью у меня уже не хватило сил.
Из-за пандемии в городе не продают алкоголь в заведениях. Вообще. Но у Жени в походной фляжке виски. Я мешаю его с колой и устрицы уже не кажутся такими отвратительными.
Нам нужно успеть к мечети Мухамеда II до заката. На часах около семи вечера, закат в 19:46. После вокзала Casa Port утыкаемся в очередные трущобы. Они тут везде, стоят вперемешку с Хаятами, Рэдиссонами и торговыми моллами.
К мечети не подойти. Копы окружили периметр и никого не пускают. Виной коронавирус, обходим мечеть через жилой район и оказываемся на набережной. Лучший вид дня, позади нас ресторанчик La Gatsby – место тусовок местной золотой молодёжи. Ровно в восемь из мечети раздаётся призыв к молитве, а по набережной начинают ездить полицейские и разгонять гуляющих – комендантский час.
Город вымирает. Мы ныряем в лабиринты Медины и оказываемся на ночном рынке. Свежие омары, крабы, лангусты, сардины, скаты. Напротив лавки мясника жарят шашлыки, напротив шашлычника – давят сок, напротив продают сигареты, за углом – фрукты, почти у ног лежат омары, крабы, лангусты. Всё повторяется. Старый город живей чем днём, несмотря на комендантский час и ограничения. Копы сюда не суются.
Мы берём сладости у торговца с телегой, фотографируем всё вокруг и выходим из Медины. В какой-то момент нас чуть не накрывает поток из канализации – труба выходит прямо над тротуаром в районе второго этажа.
В отеле понимаем, что забыли купить воду. Непозволительная ошибка в локдаун. Охранник вызывается нам помочь. Идёт в закрытый магазин к знакомому и приносит нам воды. Теперь в душ, выпить перед сном и спать. Завтра нас ждёт дальняя дорога, к гадалке не ходи.
День 3
За завтраком познакомились с оставшейся частью группы. Завтраки, кстати, полный отстой – позавчерашние круассаны, подсохший сыр, отвратный кофе и оливки. Вот они были неплохие.
В 11:30 у нас поезд на Марракеш, а пока есть полтора часа на прогулку. Дошли до границы старого города – здание старого кинотеатра Rialto красивое.
Местные поезда прекрасны. 3,5 часа и вы в Марракеше. Внутри туалет и тележечник-проводник со снеками. Чтобы ехать было веселей, распили бутылочку виски. Попавшая к нам в купе марокканка была крайне удивлена компании из 7 попутчиков, говорящих на русском языке.
Наконец попробовал марокканский Макдональдс. Местный специалитет – Chilly Beef Burger. Вкус привычный, а вот цены втрое выше. МакКомбо с бигмаком, колой и картошкой обойдётся рублей в 550.
Наши вещи на стареньком мотороллере уехали на автовокзал у Медины, а мы дошли пешком. Автобус на Тан-Тан должен отходить в 20:30, но неожиданно нашёлся другой на 18:30. Из-за накладки поменялся наш зазывала, а значит первый, тот, который уже получил залог, потерял часть денег – около 100 (900 ₽) дирхамов со всей нашей группы. В итоге час споров, вскинутые к небу руки и переговоры всё-таки помогли им решить вопрос.
К слову, нас переговоры никак не касались – мы в глазах всей этой компании были правы полностью, а вот хитрый зазывала, который увёл клиентов у первого – конечно, неправ.
Свободный час провели в Медине Марракеша. Узкие улочки петляют, извиваются и так и засасывают в свои лабиринты. В какой-то момент ко мне привязался дед, который сперва хвалил мою бороду, интересовался моим барбером, а потом просил 20 дирхамов за помощь. Будучи посланным, сетовал, что для меня это не деньги.
Спустя 5 часов в автобусе добрались до Агадира. Полчаса стоянки на официальном автовокзале, где не купить даже чая и час – на нелегальном, где несмотря на комендантский час, из-под полы доступны любые яства – съел вкуснейший суп с лепешкой (10 дирхамов) и взял в дорогу варёные яйца, лепешку и сыра (ещё около 20 дирхамов ). Оставшуюся часть ночи мы проведём в автобусе. До Тан-Тана ещё около 500 километров
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги