Управляемые колеса не должны быть подвержены произвольным колебаниям. Под воздействием толчков на неровностях проезжей части дороги управляемые колеса постоянно отклоняются от нейтрального положения. Способность колес сохранять нейтральное положение и автоматически возвращаться к нему называется стабилизацией управляемых колес. Если у автомобиля хорошая стабилизация, он способен двигаться прямолинейно, даже если вы не удерживаете рулевое колесо. При выходе из поворота управляемые колеса опять же без вашего участия должны автоматически вернуться в положение прямолинейного движения. Стабилизация зависит от наклонов шкворня в поперечной и продольной плоскостях. Если шкворни установлены неправильно, стабилизация колес ухудшается, могут возникнуть их колебания, которые будут затруднять управление автомобилем. Колебания колес вызывают их неуравновешенность – дисбаланс.
Возможен и другой случай, при котором неуравновешенные части передних колес направлены в разные стороны: на левом – вперед, на правом – назад. Несбалансированные колеса виляют даже на ровной гладкой дороге.
Следующая важная характеристика – поворачиваемость. Поворачиваемость может быть излишней или недостаточной. Рекомендуется стремиться к такой характеристике автомобиля, при которой обеспечивается слегка недостаточная поворачиваемость, правда, управление автомобилем при этом становится более утомительным. Можно довольствоваться и нейтральной поворачиваемостью, т. е. равными углами увода передних и задних колес. Излишней поворачиваемости допускать нельзя, так как она более склонна к заносу.
Под действием на автомобиль боковой силы (силы инерции, бокового ветра) шины деформируются в сторону боковой силы. Это явление называют уводом колеса. При вращении колеса ось отпечатка (следа) шины становится не параллельно, а под некоторым углом к плоскости колеса – это угол увода. Если боковая сила больше силы сцепления колеса с дорогой, увод сменяется боковым скольжением. Увод колес по направлению действия центробежной силы заставляет автомобиль поворачиваться еще круче, суммарная боковая сила неуклонно возрастает, и занос становится практически неизбежным. Увод отклоняет автомобиль от заданной траектории при повороте управляемых колес. Если угол увода передней оси больше угла увода задней, автомобиль движется по кривой большого радиуса, т. е. имеет недостаточную поворачиваемость.
При недостаточной поворачиваемости автомобиль хорошо сохраняет прямолинейное движение (обладает надежной курсовой устойчивостью), но для изменения направления движения требуются большие усилия.
Под маневренностью понимают способность машины совершать повороты небольших радиусов при малой ширине проездов. Оценивается эта характеристика главным образом радиусами поворота, шириной занимаемого автомобилем пространства и выносами передней и задней части при прохождении поворота. Радиус в этом случае зависит от максимального угла поворота передних колес и длины автомобиля. Маневренность очень важна при маневрировании, которое включает в себя перестроение в рядах движения, повороты, развороты, постановку автомобиля на стоянку.
Так, чтобы совершить перестроение, сначала следует подать сигнал поворота (налево или направо в зависимости от дальнейшего направления движения), затем, не изменяя направление, с помощью зеркала заднего вида и поворотом головы влево или вправо убедитесь, что тот ряд, куда необходимо перейти, свободен. Только после этого плавно перестройтесь в нужный ряд. Наилучшая траектория при смене полосы – очень плавная, почти прямая кривая из закруглений большого радиуса, хотя Правилами дорожного движения она не регламентируется. Обычно при перестроении придерживаются следующей последовательности: зеркало – сигнал – маневр. Перестроившись, например, для опережения, сразу же включайте указатель поворота. Маневрируя, нельзя снижать скорость – это может вызвать задержку других транспортных средств. Если заняты все ряды, автомобилисты перестраиваются постепенно, переходя под острым углом из ряда в ряд.
Проходимость– это способность автомобиля двигаться по неровной и труднопроходимой местности, не задевая контуром кузова за неровности. У автомобиля с хорошей проходимостью большие просветы между его нижними частями и дорогой, т. е. он обладает высокой посадкой. Однако автомобиль с большим дорожным просветом, но длинной базой может оказаться неспособным преодолеть сравнительно небольшой бугор, а при длинных и переднем или заднем свесах – пройти впадину, чтобы не задеть поверхность дороги буферами. Поэтому необходим не только большой дорожный просвет, но и малый продольный радиус проходимости и большие углы свесов. Очень важно также, чтобы оси автомобиля могли взаимно смещаться в вертикальной плоскости без отрыва колес от дороги, т. е. чтобы был возможен перекос передней оси по отношению к задней. Очень хорошо, если все колеса ведущие, а шины – с низким давлением.
Плавность хода – это свойство автомобиля двигаться по неровным дорогам без сильных толчков и колебаний. От плавности хода зависят скорость движения, расход топлива, сохранность груза, комфортабельность и пассажиров. Для обеспечения плавности хода большое значение имеет правильное расположение сидений и багажника по длине автомобиля. Колебания подвески менее всего ощутимы в средней части машины, более всего – на крайних участках переднего и заднего свесов. Влияние на колебания кузова оказывает и ширина колес. Чем шире колея, тем меньше угол наклона кузова. Свою роль играют и шины – они поглощают мелкие неровности дороги.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги