Елисеева Е. Л., Роньшина Н. И.
История экономических учений. Конспект лекций
ЛЕКЦИЯ № 1. Возникновение экономической мысли в древнем мире
1. Предпосылки экономической мысли на Древнем Востоке. Древний Египет и Вавилония
Особенность развития цивилизаций Древнего Востока – масштабные хозяйственные функции государства, например постройка пирамид или ирригационной системы.
Древний Египет
Об экономическом развитии Древнего Египта нам известно не так много, как хотелось бы. По большому счету до наших дней сохранились лишь два документа о тех временах: «Поучение гераклеопольского царя своему сыну» (XXII в. до н. э.) и «Речение Ипуреса» (XVIII в. до н. э.).
В первом документе говорится о том, что царь оставляет своему сыну правила управления государством. В те времена для царей было важно освоить какое-нибудь искусство, а еще лучше – несколько из них. Царь как бы завещает своему сыну овладеть наукой правильного управления хозяйством и государством в целом, поскольку это так же важно, как самый высокий уровень мастерства в каком-либо искусстве.
Второй документ дает нам понять, что уже тогда цари старались не допускать бесконтрольности в росте процентов и ссудных операций, а также образования долгового рабства с той целью, чтобы не происходило расслоения в обществе, которое впоследствии могло бы привести к гражданской войне. Цари понимали, что гражданская война вызовет еще больший упадок страны в целом, а также приведет к обнищанию крестьян. Поскольку они будут считать, что терять им практически нечего, кроме жизни, то истребят последнее, что у них есть.
Вавилония
Вавилония – это древневосточное государство, которое располагалось в долине между реками Тигр и Евфрат. Из этого государства до нас дошли так называемые законы царя Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н. э.). В истории их чаще всего называют кодексом законов, который использовался уже в XVIII в. до н. э. Нарушение законов, которые были записаны в этом кодексе, могло повлечь за собой строгие наказания: экономическую, уголовную ответственность, смертную казнь. Также были очень распространены административные наказания. Некоторые из законов выглядели приблизительно так.
1. Самый большой процент по денежной сумме – 20%, а по натуральной немного больше – 33%.
2. Тот, кто посягнул на чужую собственность, даже на раба, сам может стать рабом или быть осужденным на смертную казнь.
3. Если царские воины или граждане Вавилона несвоевременно платили налоги, по новому закону их лишали земельных наделов.
4. Если кто-то попадал в долговое рабство, то не мог быть оставлен в рабах дольше, чем на три года, а после отбывания наказания в качестве раба долг прощали.
Из подобных примеров возможно увидеть, что уже в очень древних странах, существовавших еще до нашей эры, уже начинали появляться первые «ростки» экономической мысли и законов об устройстве этого общества. Хотя в каждой цивилизации были свои нюансы, но в общих чертах их развитие совпадало, пусть даже одни цивилизации опережали в развитии другие.
2. Экономическая мысль в Древней Индии
Об экономической мысли в Древней Индии тоже имеется недостаточное количество данных. Много интересного хотелось бы узнать историкам об этой удивительной стране.
«Артхашастра» («артха» – «учение», «шастра» – «доход», т. е. если переводить дословно, то получится «учение о доходах») – один из самых ярких документов Древней Индии в IV – III вв. до н. э. Этот документ повествует нам об экономических достижениях страны. Автором этого труда считают Каутилью, одного из советников царя Чандрагупты I (правившего приблизительно в конце IV в. до н. э). Он старался объяснить своему народу то, что богатство появляется за счет труда, а также то, насколько необходимо разделение прибыли купцов с государством, потому что только государство позволяет льготное землепользование, ведет строительство дорог, обеспечивает охрану сооружений, развитие промыслов, освоение полезных ископаемых (например, руды), борьбу со спекулянтами, которых не так-то просто выявить среди добропорядочных купцов. По его мнению, естественно, что существуют свободные люди и рабы. Кроме того, он призывал к тому, чтобы тех, кто не оплачивает использование земли, обращать в рабство на время или навсегда. Каутилья выступал за то, чтобы государство регулировало хозяйственный механизм. Издержки, по его мнению, должны быть установлены заранее, составляя 5% на местные товары и 10% – на привозные. Возможно, его взгляды современному человеку покажутся наивными и неправильными, но так представляли экономическую теорию в Древней Индии. Конечно же с течением времени она менялась и пришла к современному пониманию экономики, которое существует и по сей день.
3. Экономическая мысль в Древнем Китае
Чаще всего Древний Китай ассоциируется с Конфуцием. Также у более знающих историю этой страны он ассоциируется еще и с популярным в то время коллективным трактатом под названием «Гуань-цзы». Конфуций (Кун Фуцзы) (551(2) – 479 гг. до н. э.) – философ и мыслитель Древнего Китая. Он известен всем как автор трактата «Лунь-юй» («Беседы и суждения»). По мнению Конфуция, хорошее государство должно быть похоже на добропорядочную семью. Государь – это отец, который обо всех заботится, а жители государства – это дети, которые во всем слушаются своего государя-отца. (Возможно, что даже оттуда к нам пришло словосочетание «царь-батюшка».) Но так может править лишь высокообразованный государь. Только он способен повлиять на распределение богатства в стране. Конфуций всегда стоял на защите привилегий родовой знати. Также он считал, что все люди разделены по сословиям самим богом, но все-таки напоминал, что человек любого сословия должен стараться стать совершенным в моральном плане. Конфуций полагал, что может наступить тот момент, когда у каждого появится достаток, потому что управление хозяйством будет умелым, богатство государства станет приумножаться, причем независимо от того, будет ли это частное хозяйство или общее крестьянское владение.
Главной задачей автора книги «Гуань-цзы» тоже было построение такого общества, в котором весь народ стал бы обеспеченным и поэтому счастливым. Конфуций, считал, что народ по своей сути разделен на сословия правильно, хотя точно так и не известно, к какому же сословию он относился сам. Возможно, если бы он был из самого бедного класса, то думал бы немного по-другому. Также он полагал, что государство должно обязательно регулировать цены на хлеб и создать хлебный запас на случай неурожая. Еще, по его мнению, государство должно создать самые выгодные условия по кредитованию для земледельцев. Он предложил заменить прямые налоги на соль и железо на косвенные, которые бы учитывались уже в готовых продуктах, изготовленных из этих товаров. Золото он считал товаром, который существует для измерения других товаров.
4. Экономическая мысль в Древнем Риме. Учение Катона
Катон, гораздо менее знаменитый под своим настоящим именем Марк Порций (234 – 149 гг. до н. э.), известен как автор труда под названием «Земледелие». В нем он старался описать экономику Древнего Рима в общих чертах, а также само земледелие и сельское хозяйство в частности. Судя по отзывам многих ученых, это ему удалось в той степени, в которой было возможно на том этапе экономического развития. Катон призывал как можно больше заниматься сельским хозяйством, потому что физический труд не позволяет человеку быть грубым, злым, агрессивным и недовольным. Труд, причем только сельскохозяйственный, может приносить пользу здоровью. Нельзя сказать, чтобы Катон был ярым противником торговли, но он и не очень-то приветствовал ее, потому как считал опасным бедствием, которое может создать неудобства и неприятности и привести к появлению недовольных (например, некачественным товаром или слишком высокой ценой на него) граждан. По мнению Катона, все хозяйственные области следует объединить в одну большую. Он очень рьяно поддерживал рабовладельческий строй и указывал на то, что рабов следует постоянно наказывать, дабы они не ленились на своем рабочем месте. Поэтому Катон выдвинул предположение, что хозяин сам должен работать время от времени, чтобы рабы знали, что за ними присматривают, и не позволяли себе расслабляться. У каждого хозяина должен быть надсмотрщик над рабами, возможно, даже один из рабов, который будет наказывать тех, кто плохо работает, по всей строгости.
Со временем в Древнем Риме стали появляться те, кто работает за деньги или определенную часть урожая (впоследствии их стали называть издольщиками). Отражение того, как правильно заключать с ними договор и вести дела, мы можем найти в труде Катона. Также в его трактате можно почерпнуть множество полезных советов по поводу покупки земли или рабов.
Историки и современники считают, что в тот период не было более экономного и умеющего правильно распоряжаться деньгами человека во всем Риме. Катон искал выгоду во всем и четко знал, где можно сэкономить.
5. Учения Ксенофонта
Считается, что именно Ксенофонт (430 – 355 гг. до н. э.) предложил название «экономика», что дословно переводится как «наука об искусном ведении домашнего хозяйства» (или «домострой»). Основанием послужило создание трактата «Ойкономия», где была описана экономика в представлении древних греков. Этот трактат охватывает абсолютно все стороны быта того времени (от распределения обязанностей в доме до ведения сельского хозяйства). Это связано с тем, что хозяйства были натуральными, т. е. сами обеспечивали себя всем необходимым. Также Ксенофонт признается автором трактата «Домострой», который считался у древних греков образцом мудрости. В этом трактате можно прочесть то, что считалось истинным и мудрым в то время.
1. Труд следует делить на труд умственный и труд физический.
2. Людей же следует разделять на свободных и рабов (это естественно).
3. Природное предназначение – это в первую очередь земледелие, а уж потом ремесло и торговля.
4. Чем проще работа, тем быстрее и качественнее она будет выполнена.
5. Чем больше рынок сбыта, тем большее разделение труда идет.
6. У любого товара есть полезные свойства, т. е. то, для чего его приобретают. Также есть возможность постоянно менять один товар на другой.
7. Деньги существуют для более быстрого и простого обмена. Также деньги придуманы для накопления, но не для того, чтобы наживались ростовщики.
Самым главным видом деятельности, по мнению Ксенофонта, является земледелие. А вот ремесло совсем не нужно, поэтому надо порицать всех, кто им занимается или собирается это делать.
Также Ксенофонт считал, что рабство необходимо. Чтобы заставить раба трудиться усерднее, надо награждать тех, кто работает лучше, как материально, так и морально, «разжигая» тем самым соперничество между ними.
Обмен и торговля уже появились, так же как и разделение труда, но это пока еще не стало необходимым средством для выживания, так как греки все же опирались на домашнее хозяйство, особенно в более мелких городах. По мнению Ксенофонта, разделение труда могло бы принести больше выгоды, потому что чем чаще человек делает одну и ту же простую работу, тем более совершенным он становится в этой области.
В Древней Греции жизнь шла по обычаям: профессии передавались от отца к сыну, и считалось, что они не имеют права выбирать себе судьбу. Также сын наследовал все, что было заработано отцом. Если у отца был скот, деньги или другие блага, то люди считали, что сын получает много благ, хотя Ксенофонт смотрел на этот вопрос иначе. По его мнению, ничто не является благом для человека, если он не умеет правильно распоряжаться этим. (Корова не сможет быть постоянно полезной, если не уметь ее доить, ведь зарезать можно только раз).
6. Учения Платона
Платон (428 – 348 гг. до н. э.) – древнегреческий философ, один из первых мыслителей, которые пытались показать, как должно выглядеть идеальное государство. Он известен как автор произведений «Государство» и «Законы». Платон полагал, что идеальное государство – это нечто похожее на то, как устроена человеческая душа. По мнению Платона, государством должны управлять философы, потому что их главное достоинство – мудрость. Они составляют первый класс, второй – это воины, которые должны следить за порядком как в самом государстве, так и на его границах, а третий – торговцы, ремесленники, крестьяне, которые должны обеспечивать товарами первые два класса. Он считал, что землей надо наделить лишь низший класс, чтобы первые два не захватили ее как более умные люди. Платон думал, что самое лучшее – это когда государством управляет тиран, но его мысль была опровергнута, когда его самого продали в рабство. Во многом эта система напоминает построенную в Древней Индии – «разбиение» жителей страны по так называемым кастам. Платон же назвал их классами и внес свои усовершенствования. По его учению, должны существовать три класса: философы, воины и все остальные (горожане и жители окрестных земель, торговцы, ремесленники, крестьяне).
Платон первый классифицировал формы государственного управления по тому, как в них соблюдают законы и сколько человек правит государством. Это можно представить в виде следующей таблицы.
Платон, так же как и Ксенофонт, считал, что рабство необходимо, а чтобы раб работал лучше, его надо поощрять за трудовые успехи. Также он полагал, что рабы не должны понимать друг друга, как в библейском сказании о Вавилонской башне, т. е. общаться на разных языках, чтобы они не смогли договориться о побеге, или, чего хуже, восстании. Платон полагал, что рабов можно приравнивать к имуществу.
Согласно представлениям Платона, цены на товары должно устанавливать государство. Он полагал, что деньги могут быть лишь предметом для накопления, но отрицательно относился к людям, которые копили деньги или одалживали их под проценты. В своем произведении «Законы» он еще больше критикует ростовщиков, чем в трактате «Государство». Также он говорил, что не следует что-то делать, если за это будет заплачено позже, а делать стоит лишь тогда, когда тебе готовы сразу заплатить за твои услуги или товар, пусть даже другим товаром.
Самым главным Платон, как и Ксенофонт, считал земледелие, а не ремесло и торговлю. Также он предлагал, чтобы земля могла переходить по наследству. Еще Платон практически требовал, чтобы люди не были богаче друг друга больше, чем в 4 раза.
7. Учения Аристотеля
Аристотель (364 – 322 гг. до н. э.) – философ, ученик Платона и учитель великого Александра Македонского, первый мыслитель, который высказал мнение о том, что экономика – это наука о богатстве. Он также известен нам как автор многих трудов об идеальном государстве, например таких, как «Политика», «Никомахова этика» и др.
Аристотель полагал, что свободные люди не должны ни работать своими руками на земле, ни заниматься ремеслом, для этого существуют рабы. Он предполагал, что когда-то рабства не будет, хотя в своих трудах оправдывал рабство и считал его правильным. Аристотель поддерживал Ксенофонта и Платона в вопросах о разделении труда (на умственный и физический) и разделении людей (на свободных и рабов). Еще он, так же, как и его предшественники, полагал, что земледелие является главным, если сравнивать его с ремеслом и торговлей. Практически так полагали все ученые древности.
Аристотель в своих трудах противопоставляет экономию и хрематистику. Экономика – приобретение богатств для совершенно безбедного существования себя и своей семьи. Хрематистика – это накопление денег сверх того, что нужно для проживания человеку. Мыслитель делил хрематистику на два вида:
1) умение сохранить то, что понадобится после для экономии (ведения домашнего хозяйства);
2) накопление всего, в том числе и денег, сверх меры.
Он порицал, если деньги становились самоцелью, а не средством для достижения благих целей, особенно у тех, кто занимался коммерческой торговлей и ростовщичеством. Аристотель в своих произведениях постоянно упоминает, что ненавидит ростовщичество. Ведь деньги, по его мнению, существуют для совершенно других целей (например, для возможности помочь тем, кто живет не так хорошо). Деньги, по Аристотелю, появились из-за потребности торговать более удобным способом, т. е. не выяснять, сколько штук одного товара возможно поменять на несколько штук другого товара. Сама потребность в торговле возникла из-за разделения труда. Люди стали применять разделение труда, потому что каждый человек обладает какими-то способностями и навыками в большей степени, а другими – в меньшей. Поэтому древние греки поняли, что поменять одно на другое гораздо выгоднее, чем самому научиться делать этот товар столь же искусно.
Также Аристотель выдвинул теорию о стоимости денег и цене, но не закончил своих исследований в этой области, так как еще многого не осознавал. Однако Аристотель продвинулся гораздо дальше в своих исследованиях, чем Платон и Ксенофонт. Также для исследователей будущих поколений он «составил» темы, которые всегда будут интересны людям.
ЛЕКЦИЯ № 2. Экономическая мысль в эпоху средневековья
1. Средневековые учения Западной Европы. «Салическая правда»
О средних веках и развитии экономических учений в то время известно намного больше, чем об экономической мысли в древние века. В качестве примера можно взять «Салическую правду».
Ученые считают, что Европа вошла в средневековую стадию натурально-хозяйственных отношений в V – XI вв., т. е. значительно позже, чем восточные государства, у которых подобные отношения зародились в III – VIII вв. В средние века экономика еще не существовала как самостоятельная наука, а являлась дополнением к предмету о правильном ведении домашнего (феодального) хозяйства. Поскольку при феодальном строе вся земля принадлежала феодалам, крестьяне создавали прибавочный продукт и не могли стать участниками экономических отношений. Тем самым тормозилось развитие экономических отношений и страны вообще.
Существовало множество документов (таких, как «Салическая правда»), которые вбирали в себя крупицы знаний об экономике и не давали им выделиться в отдельную науку. «Салическая правда» («Салический закон») – сборник экономико-юридического права салических франков. В этом сборнике отражено развитие экономической мысли того времени. Этот документ показывает, как обстояли дела в основном в дофеодальном обществе после начала распада родового строя. «Салическая правда» была разделена на главы, каждая из которых описывала какую-либо сторону жизни крестьян во Франции. Как и во всем мире в это время, во Франции предпочтение отдавалось земледелию, хотя существовали и другие виды отраслей производства, например пчеловодство, садоводство, виноградарство, животноводство, рыболовство, охота. Также предпочтение отдавалось натуральному хозяйству. В «Салической правде» особое внимание уделяется простым крестьянам. В этом документе есть главы, которые посвящены воровству и наказанию за него.
2. Социально-экономические взгляды Ибн-Халдуна
Ибн-Халдун (1332 – 1406) – величайший мыслитель стран, где проповедуют ислам (арабских стран на севере Африки). По его мнению, человек ведет общественную жизнь лишь для удовлетворения своих естественных потребностей. Именно желание удовлетворить все свои потребности заставляет человека трудиться больше, чтобы суметь исполнить все свои мечты. Именно это развивает общество в целом посредством большего спроса на товары. Благодаря такому развитию рынок товаров и услуг постоянно увеличивается. Уже тогда Ибн-Халдун понимал, что рынок – это двигатель прогресса и перспективного развития общества. Частная собственность толковалась Ибн-Халдуном как дар свыше.
Ибн-Халдун подразделял товары на два вида: «предметы потребления» и «достояние». Достояние – это те предметы, которыми человек обладает благодаря своим способностям и труду, но которые не являются совершенно необходимыми для жизни. Предметы потребления – это те товары, которые служат для удовлетворения естественных нужд человека. Занимаясь этой проблемой, Ибн-Халдун делает следующие выводы.
1. Когда начинает расти город, тогда начинают расти потребности человека как в предметах потребления, так и в предметах роскоши.
2. Если начать понижать цены на то, что необходимо, и поднимать цены на роскошь, город в целом начнет процветать.
3. Чем меньше город, тем дороже необходимые товары.
4. Город будет процветать, даже если снизить налоги и пошлины. Это касается и общества в целом.
Ибн-Халдун полагал, что стоимость товара зависит от того количества труда, которое на него затратили, и, конечно же, от важности товара для людей.
Ибн-Халдун дал нам понятие стоимости. Он также постарался объяснить, как образуется эта стоимость. По мнению Ибн-Халдуна, в объеме стоимости должно отразиться несколько величин (стоимость сырья, стоимость труда, стоимость средств труда, т. е. предметов, которые понадобились для изготовления нового товара и остались пригодными для повторного использования).
Деньги Ибн-Халдун представлял и как средство для накопления, и как средство обращения для покупки товаров. Также он полагал, что деньги обязательно должны быть из золота и серебра.
Труд Ибн-Халдун разделял на две категории: необходимый и прибавочный. Необходимый удовлетворяет все потребности, а прибавочный, в отличие от необходимого, позволяет покупать предметы роскоши и накапливать богатства.
Ибн-Халдун считал, что можно зарабатывать как при помощи труда, так и при помощи торговли. Однако он полагал, что ради получения прибыли продавцы готовы искусственно создавать дефицит, т. е. нехватку товара, пряча его до поры до времени и поддерживая ажиотаж, т. е. излишний интерес к какому-то товару, пуская слух, что этот товар необходим абсолютно всем. Возможно, так зародилась реклама.
3. Учения Фомы Аквинского
Фома Аквинский (1225 – 1274) – философ, итальянский монах, экономический мыслитель. Он оказал огромное влияние на становление экономических взглядов своего времени, хотя и строил свои учения в большей степени на религиозной почве. Фома Аквинский полагал, что при рождении не все люди равны, поэтому не все люди равны в обладании собственностью. По словам Аквинского, все мы обладаем вещами лишь в этой жизни, поэтому бедным не стоит сильно печалиться, а богатым радоваться. Также Фома Аквинский порицал воровство и предлагал правителям очень жестоко за это наказывать. Идеальным он назвал государство, в котором все государи Европы строго подчинены Папе Римскому, а народ, в свою очередь, ни в чем не перечит государю, пока он стоит на стороне церкви. Поэтому Фома Аквинский допускал мысль о том, что народ способен поднять восстание, если государи перестанут всецело подчиняться римской церкви.
Также как и философы до него, Фома Аквинский анализировал торговлю. Он сделал предположение, что торговля может быть двух видов: дозволенной и недозволенной. Дозволенная торговля – это когда торговец стремится получить небольшую прибыль, которая позволит существовать его семье, а также стремится помочь людям приобрести те товары, которые им необходимы и которые производятся в другом городе или стране. Недозволенная торговля – это когда для торговцев извлечение прибыли становится самоцелью, и они начинают придерживать товар, чтобы выиграть после повышения цены на него. Такую торговлю Аквинский очень осуждал. Деньги, по словам Фомы Аквинского, были изобретены для измерения ценности товаров. Деньги – тот самый товар, который может быть эквивалентен любому товару, что очень упрощает обмен. Фома Аквинский выдвинул мысль о том, что прибыль с товара должна быть тем выше, чем выше человек по рангу. У каждого свои расходы, а прибыль существует для того, чтобы их покрывать.
Фома Аквинский считал, что невозможно давать деньги под проценты или сдавать дом в аренду. Но под давлением своего времени он соглашался, что в договоре о займе можно сделать правильную оговорку, тогда получение процента будет звучать не как получение прибыли, а как компенсация возможного ущерба для человека, одалживающего деньги.
4. Социальная утопия Томаса Мора
Томас Мор (1478 – 1535) – английский мыслитель, политический и экономический деятель. Известен как автор эпиграмм, политических стихотворений, автобиографического произведения «Апология», «Диалога об угнетении против невзгод», произведения «Утопия» (1515 – 1516). Его сочинение «Утопия» положило начало огромному количеству утопической литературы, авторы которой пытались нарисовать идеальное общество. Возможно, название «Утопия» образовано от двух греческих слов «нет» и «место», поэтому говорит само за себя. Томас Мор отрицал частную собственность вообще. Он считал, что все должно быть общественным и что все должны трудиться всего лишь по шесть часов в день. В идеальном государстве не должно быть денег. По этому поводу Т. Мор пишет: «Повсюду, где есть частная собственность, где все измеряется деньгами, там едва ли когда-нибудь будет возможно, чтобы государство управлялось справедливо или счастливо. Разве что ты сочтешь справедливым, когда все самое лучшее достается плохим людям, или посчитаешь удачным, когда все распределяется между совсем немногими, да и они живут отнюдь не благополучно, а прочие же вовсе несчастны». В свободное от работы время те, кто жил на острове Утопия, развивали свои таланты, занимаясь искусством и наукой. На одном виде производстве заняты родственники. Утописты стараются не воевать, а лишь защищаться, но они способны помочь другому народу справиться с царем-тираном.