Назидание Увещание Утешение
Евлампий-иконоборец
© Евлампий-иконоборец, 2022
ISBN 978-5-4493-7533-9
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
ПРЕДИСЛОВИЕ
Кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение. (1.Кор.14:3)
В книгу вошли статьи и проповеди Божьего человека Евлампия-иконоборца. Опыт, накопленный за годы служения в церковной среде, позволил автору изложить проблемы многих христианских конфессий. Произведения лишены сентиментальности и имеют твердую прямолинейную позицию.
Книга написана в форме сборника эссе – небольших по объёму текстов, свободных по темам и трактуемых индивидуально, что даёт возможность читателю проявить дополнительный интерес и начать более углубленно изучать поднимаемые в книге вопросы.
Ранее статьи книги публиковались в церковных периодических изданиях, а так же распространялись по различным религиозным организациям. Книга рекомендована широкому кругу читателей.
В 2019 году книга издана в 30-летнему Юбилею церковного служения Евлампия-иконоборца.
Для получения дополнительных экземпляров
обращаться по адресу:
E-mail: iconoclasticchurch@mail.ru
ВСЁ – СУЕТА И ТОМЛЕНИЕ ДУХА
И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их: и вот, всё – суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем! (Екк.2:11)
Сибирь. Какова этимология этого слова? Есть две версии. На старославянском языке «Сибирь» означает «спящий ягнёнок». На татарском – «спящая земля». Из-за своей бескрайности и длинных снежных зим, в течение которых вся природа погружается в спячку, в названиях двух народов, татарского и славянского, отображено «спящее состояние». Действительно, на бескрайних просторах Сибири у всякой души появляется некая отрешенность от всего суетного. История России имеет немало свидетельств, когда люди по одиночке или общинами уходили в таежные, дремучие леса, ища, прежде всего, для своей души покоя, свободы. Вспомним обнаруженную в сибирской тайге семью Лыковых во времена СССР. Однако современные охотники за пушным зверем не удивлялись и не удивляются появившейся в то время сенсации о старообрядцах. В сибирской тайге и ныне в XXI веке можно за период охотничьего сезона не раз набрести на никому неизвестные старообрядческие скиты.
Сегодня мы наблюдаем, как российский народ продолжает поддерживать практику некоего отшельничества. Интеллигенция покидает свои многоквартирные «скворечники» и переселяется в деревенскую глушь. Миллионер Стерлигов, порвав со своей прежней жизнью, переселился с семьей подальше от людей, заложив своими руками фермерское хозяйство. Представители шоу-бизнеса, художники, актёры, музыканты покидают свои дома ради успокоения своих душ, сознавая превосходство горнего (небесного) над земным.
Что или Кто стоит за этими явлениями? Душа человека полностью зависит от всёпреодолевающей благодати Божией. Непрерывный зов Святого Духа к избранным от вечности ко спасению заглушает все прелести этого мира. Бороться с Богом человеку невозможно. В этой борьбе победа всегда за Всемогущим! Творение бессильно! Вот и влечет Господь, всепобеждающей Своей силой, души народа Божия к истине, к Слову животворящему, к источнику жизни, вырывая оных из отринувшего Бога мира. Огромные города людей ныне уже не прельщают. Вспомним Лота, избравшего для проживания городскую среду. Его жизнь, по сути, превратилась в ад. Пришлось Аврааму бедного Лота выручать из неволи. Такова реальность и в нынешнем веке. Ничего не меняется за тысячи лет. А Россия, словно арена событий в русле библейских повествований, продолжает нас удивлять как своей особой набожностью, так и особым богоборчеством. Сколько сегодня еще заблудших сыновей Отца небесного томятся в неволе, в рабстве греха, в суете безбожного мира. Оттого в людях и томление духа.
Сибирь, подобно библейской пустыне, весьма и весьма располагает и создает условия для духовного поиска и общения с Богом. Моисей удалился в пустыню пред тем как взялся исполнить порученную Богом миссию по спасению народа Божия от рабства. Христос удалялся в пустыню для молитвы и поста. Савл, будущий апостол Павел, встретился с воскресшим Христом по дороге в Дамаск – местность явно пустынная. Всевышний освобождает своих детей, свершая их жизненные обстоятельства, таким образом, дабы человеку обрести главное в жизни: мир и молитвенное общение с Богом. Ему и слава и величие! Господь есть путь, истина и жизнь. В Нём спасение душам нашим. Аминь.
ДУХОВНОЕ ПРОБУЖДЕНИЕ
Наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали. (Рим.13:11)
Пробуждение – один из аспектов духовного освящения. Каждый из верующих, будучи призван Духом Святым на путь спасения, проживает в своей обновленной жизни этапы освящения. Борьба со грехом, оставление мирских привычек, переосмысление стереотипов, изменение мировоззрения, менталитета… На всё это уходят дни, месяцы и годы. Обращение к Богу происходит мгновенно, но процесс освящения длится всю последующую за обращением к Богу жизнь человека. И на этом пути духовное состояние верующего порою несколько притупляется. Нередко у верующего происходит охлаждение в вере. Хорошо, если духовные наставники проводят работу душепопечения не только с новообращенными, но и с теми общинниками, которые много лет посещают церковь, являясь ее членами. Духовное попечение над верующими с многолетним стажем пребывания в лоне церкви есть важнейший аспект служения. В противном случае церкви будут терять именно тех своих общинников, которые верою, правдою, искренностью и преданностью до недавнего времени служили Богу и ближним своим – братьям и сестрам по вере.
Кто занимался в своей жизни охотничьим промыслом, знает, что зимой в тайге нужно быть бдительным. Неопытные любители и замерзнуть могут, случись беда, к примеру – провалился в полынью. Так вот, чтобы выжить, нужно бодрствовать. Уснул – и замерз. Смерть неминуемая. Хорошо если охотник не один, есть кому посменно контролировать ситуацию. Вот и на духовном пути, если пал – спасение в духовном бодрствовании и хорошо, если есть рядом духовник способный оказать помощь.
Ныне наш призыв к бодрствованию посредством библейской цитаты о пробуждении направлен исключительно к верующим. Духовное охлаждение приводит христиан к охлаждению в преданности Богу. Библия читается все реже. Закон Божий (Десять Заповедей) становится все менее востребован. Появляются сомнения относительно полученного от Бога спасения. Отношения к братьям и сестрам охладевают. Посещение воскресной литургии становится всё реже и реже. В такие периоды охлаждения необходимо пробудиться от духовного сна. Роль духовника особо важна в этот момент. Поэтому наш призыв направлен в большей мере к духовникам, нежели к тем, кто испытывает проблемы на своем духовном пути. Как апостол Павел призывал Римскую церковь пробудиться от сна, так и духовникам необходимо взывать к общинам с призывом пробудиться от сна. Причем заметим, что Павел не исключал себя из числа тех, к кому он обращал свой призыв к пробуждению: «наступил уже час пробудиться нам от сна». Также каждому опытному духовнику важно всегда помнить о всеобщем равенстве (всеобщем священстве) всех членов церкви и не исключать самого себя из числа тех, к кому направлена проповедь. С каждым прожитым днем наше спасение становится к нам все ближе и ближе, в том плане, что небесная встреча с Богом неминуемо приближается, а земной путь сокращается. В назначенный Богом час мы все без исключения предстанем пред Богом. Будем же бодрствовать и трезвиться. Взбодримся все от духовной спячки. Наставники пусть займутся духовным попечением о всех чадах Божьих, а общинники, нуждающиеся в духовном окормлении, с благодарностью пусть примут душепопечение своих наставников: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно» (Евр.13:17).
ЦАРСТВО БОЖИЕ ИЛИ ЦАРСТВО ДВОЙНЫХ СТАНДАРТОВ?
Любая цивилизация имеет свои стандарты. Для чего нужны стандарты? Стандарты необходимы, чтобы внутри цивилизации люди не уничтожили друг друга в нескончаемых разбирательствах различных мнений. Внутренние конфликты, возникающие при упразднении единых стандартов, приводили к развалу цивилизаций, империй. Каждая отдельно взятая церковь тоже должна иметь свои стандарты. Их отсутствие приводит к разрушению религии и, соответственно, самой религиозной организации – общины. При отсутствии стандартов все спорные теологические вопросы заканчиваются взаимными обвинениями по типу: в тебе сатана! И в ответ: от сатаны слышу! Такие факты омрачают жизнь церкви.
Какие стандарты должна иметь уважающая себя современная церковь? Это – Библия, вероучительные и катехизационные документы, уставные документы. Общерелигиозные ценности являются фундаментом стандартов каждой церкви. Попрание религиозных ценностей (основных стандартов) происходит, как правило, в тоталитарной религиозной организации. В этом случае в данной церкви во главу угла ставится частное религиозное мнение, идущее вразрез общерелигиозному мнению – историческому богословию. Соответственно в тоталитарной религиозной среде нет общерелигиозных стандартов – нет вероучительных документов, нет устава церковного, отсутствует документально зафиксированная догматика и нет норм внутриобщинного социума; одним словом – нет закона. В таких условиях в религиозной организации становится нормой двойной стандарт. На практике такое положение дела активно используется руководством общины в собственных целях. Манипуляция людьми возможна при наличии двойного стандарта, который возникает при отсутствии фиксированного стандарта. Но удерживать длительный период людей в царстве двойных стандартов в настоящее время невозможно. Поэтому нередки в церквях конфликты, расколы, оставление общины прихожанами, всё то, что происходит в мире при появлении двойных стандартов, о чем мы писали выше.
Где же зарождается двойной стандарт? Мир, современная цивилизация порождает двойной стандарт, и этот негатив проникает в религиозную среду. Приведем пример двойных стандартов из сферы светского общества. Страны Балтии пересмотрели свое прежнее отношение на Великую Отечественную Войну (ВОВ). В недавнем прошлом мы знали одних героев ВОВ, теперь двойной стандарт позволяет рассматривать героев двух противоборствующих сторон. К чему привел двойной стандарт? Только к негативным последствиям. Народ стенает, политические лидеры подсчитывают рейтинги. Нечто подобное было и в прошлых веках, в средневековье. Религиозные войны порождали святых в среде каждой из противоборствующих сторон. Результат от наличия двойных стандартов всегда отрицателен. Это вражда народов, разъединенность, раскол, потеря единства, свержение власти, и, как итог, – развал религии, общества, страны (империи), цивилизации. Как сказал современный писатель Виктор Ерофеев: «Двойным стандартам надо мстить», что подтверждает опасность их в любом социуме.
Необходимо обратить внимание на наличие двойных стандартов в тех религиозных организациях, где верующие проводят немалую часть своей жизни все вместе. Помните, что тоталитарные лидеры успешно используют грех мира в виде двойного стандарта в своих личных целях, порождая новую форму идолопоклонства собственной персоне. Если в религиозной организации нет зафиксированных стандартов вероучения, катехизиса, канонов, основных доктрин, устава церкви или внутренних положений, то в такой организации посредством двойных стандартов руководство умело манипулирует массами, и правды здесь никогда не найдешь. Такая церковь не являет собой Царство Бога, которое внутри верующих обитает, это царство двойных стандартов в угоду религиозного кумира.
Апостол Иоанн в своем Первом Послании, борясь с возникновением двойного стандарта, пишет: «Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию и Духом, не водою только, но водою и кровию, и Дух свидетельствует о Нём, потому что Дух есть истина» (1.Ин.5:6). Порождение иного стандарта в древние времена с доктриной о том, что Христос пришел только водою и Кровию – человеком, творением, привело к отторжению части верующих от Вселенской (Соборной) Церкви исповедующей Христа Богом. Это так называемые ариане отвергнувшие Божественность Христа, Его Дух, Его безгрешность. Вот почему уместно нам закончить эту проповедь словами того же Апостола Иоанна: «Дети! храните себя от идолов. Аминь» (1.Ин.5:21).
ПО ДОРОГАМ СИБИРИ
Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. (Деян.1: 8)
Бескрайние просторы Сибири ныне всё чаще и чаще покоряются российским христианам, свершающим подвижнический труд в деле распространения веры христовой. Насколько опасен путь по дорогам Сибири порою мало кто задумывается. Стоит напомнить, что Западная и Восточная Сибирь имеют дороги, некоторые участки которых, практически без асфальтового и бетонного покрытия. Это дороги лишь с накатанным грунтом. От Читы до Владивостока можно ехать несколько дней и не встретить ни одного человека. А если и встретит иной путешественник, в безверии ходящий, на третий или пятый день путешествия идущего вдоль дороги старца в тулупе и с посохом, то кроме оторопи и желания промчаться, как можно быстрее, не останавливаясь, не возникает. Загадочная Сибирь и в XXI веке удивляет и поражает своей силою, угрюмостью и бескрайностью. В этих условиях живут сибирские христиане. Для некоторых уже стало обыденным покорять огромные расстояния ради общения с единоверцами, ради участия в святой литургии по своим только вероучительным стандартам, а не по чужой вере. Участников таких переходов из области в область, масштабы коих сопоставимы с территориями нескольких европейских государств, можно считать героями христианской веры. Едут братья за крещением, за Святым Причастием, за духовным общением, другие напротив стремятся преподать, в различных сибирских регионах, церковные требы жаждущим святости. И ни какие расстояния не могут поставить преграду Святому Духу, Который живет в каждой душе, в каждом сердце верующего. Вот потому и отступают от христиан сомнения и страх в дальних путешествиях во славу Божию. Христос предсказал то, что сегодня мы испытываем и наблюдаем. «Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян.1:8). Быть может, не стоит буквально понимать эти слова Спасителя о том, что наши пути будут каждым свершаться до конкретного края земли, будь то северная кромка Таймыра, Ямала или Чукотки. У каждого из нас свой край земли. Каждому Отцом небесным определены те возможности, которыми Он наделил нас по суверенной Своей воле дабы быть нам предопределенными образу Сына Его Единородного Иисуса Христа: «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями» (Рим.8:29). Где прервется земной путь христианина? На заснеженной трассе, на заболоченной от дождей грунтовке, на размытом мосте? Это и есть тот край земли, который мы смогли достигнуть и покорить его, служа всеми силами, всем сердцем и всею душою Господу Богу.
О ЗАКОНЕ
Нужно было умереть поколению вышедших из Египта евреев, и народится новому поколению способному жить в соответствии с Законом Божиим, который им принес на двух скрижалях Моисей. Те же кто вышел из Египта с менталитетом рабов еще не были научены мыслить и действовать по государственному, ибо территориально государство Израиля не было оформлено. Народ Божий не мог еще жить в соответствии с законами государства подобно уважающей себя нации, соответственно первые шаги в установлении законов были не без падений, не без ошибок. При оставлении Моисеем своего народа, тот сразу же отвергает практику поклонения только живому Богу и отвергает Закон Богом данный и устанавливает для поклонения золотого тельца.
Сегодня так называемое младохристианство тоже по большому счету отвергает Ветхозаветный Закон, видит в Законе некий архаизм, прикрываясь при этом мнимой для себя Евангельской благодатью, находя нужные Библейские цитаты в защиту своей позиции.
Истинная цель Закона – приводить людей ко Христу. Каким образом? Через осознание того, что мы являемся Божьим народом, царственным священством, наше Божественное Царство внутри нас и мы одновременно грешники, нарушители Законов своего Божьего Царства, нуждающиеся в оправдании и спасении. Вот как пишет Павел о себе: «Но я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай». (Рим.7:7). Закон Божий помогает ныне понять, тот важный для христиан аспект, что грешники нуждаются в спасении, которое дает только Иисус ибо Закон Божий открывает каждому верующему степень его греховной сущности, а следовательно и необходимость в спасении посредством заместительной жертвы Христа. Уж если находясь под Законом ветхозаветные верующие демонстрировали во времена пророков подвиг веры, стремясь исполнить Закон, так как же быть нам находящимся ныне под благодатью Божией? Ответ находим в посланиях святого апостола Павла: «Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью» (Рим.6:14). Грех есть ни что иное, как нарушение Закона Божия. Может ли желать грешить христианин, то есть нарушать Закон Божий? Никак. Находясь под благодатью нельзя не любить Закон (хотя мы и не под законом), не возможно его не желать исполнить (хотя и не делами закона оправдываемся, а праведностью Христовой) ибо в благодати Божией, которая в нас, не может быть противоречия. Не может благодать Божия противиться благому Закону Божьему: «Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра». (Рим.7:12). И хотя Закон не спасает, его отвержение есть свидетельство невозрожденной грешной души. А кто не родится от воды и Духа не может войти в Царство Божие (Ин.3:5). А значит, будем любить Закон Божий и исполнять его по мере сил. Ибо Десять Заповедей Закона никто и никогда не отменял. А Христос весь Закон сформулировал двумя Заповедями: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф.22:37—40).
Любить Бога – означает жить по Его Заповедям (Закону): «Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его нетяжки» (1.Ин.5:3).
КРОТОСТЬ И ЧИСТОТА ДУШИ
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. (Мф.5:5)
Как ясно отражается небо со всеми звездами, с глубокой синевой, как ярко блещут солнечные и лунные лучи на гладкой поверхности воды! Но стоит только налететь буре, как исчезает небесное отражение: вода темнеет, вздымаются волны, камень и песок, и раздраженная стихия пенится, ревет, разбиваясь о скалы и неся с собой разрушение и гибель! Не то же ли самое происходит в душе человеческой, когда ею овладевает раздражение и злоба? Там, где должна сиять любовь, где могли бы обитать мир и тишина, вдруг нарушается гармония, сеется несогласие, наносятся раны, разрушается дружная, мирная жизнь!
Отчего может произойти такая буря в душе?
Откуда идут эти тучи?
Раздражение чаще всего является последствием себялюбия, гордости, властолюбия. Мы желаем, чтобы нам уступали, чтобы с нами все соглашались; мы ищем своей воли, и каждое противоречие, каждая малейшая неприятность возбуждает в нас раздражение, которое бесовской силой овладевает нами, мутит нашу душу, навевает на нас целую бурю злобы и нетерпения. Если бы мы были смиренны и кротки, ничего подобного не могло бы случиться! Царствие Божие не может водвориться в раздраженной душе! «Ибо так говорит Господь Бог, Святый Израилев: оставаясь на месте и в покое, вы спаслись бы; в тишине и уповании крепость ваша; но вы не хотели» (Ис.30:15). Трудно бороться с душевной бурей: она часто налетает незаметно, внезапно и заранее духовно невооруженная Словом Божьим душа слабеет и поддается напору волн. Надо быть настороже и, если буря настигнет, воззреть к Тому, Которого апостолы разбудили в погибающей лодке: «встав, запретил ветру и морю, и сделалась великая тишина» (Мф.8 26).
Пусть же водворится в душах всех духовно ослабевших христиан Царствие Божие, и образ кроткого Спасителя да изобразится в ней!
Мы вращаемся ежедневно среди греха и злобы ибо весь мир лежит во зле: «Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле» (1.Ин.5:19), нравственная нечистота покрывает весь мир черной пылью, как густой завесой; она проникает повсюду и свирепствует с ужасающей силой. Но мы, верующие, призваны оставаться чистыми и нетронутыми среди всей этой грязи. Душе омытой Кровью Христа не должно касаться ничего нечистого; убеленная Господом и хранимая Им от греха, она должна оставаться чистою, даже среди густого мрака мирского зла. Благодатью Божьей может совершиться это чудо. Она (благодать Божия) может оградить душу человеческую от всякой нечистоты, соблюсти её чистою, нетронутою среди греховного, порочного мира и не допустить над нею власти тьмы. «Да будут во всякое время одежды твои светлы, и да не оскудевает елей на голове твоей» (Еккл.9:8). Милостью Божией пусть ничто нечистое не коснется христиан, и да будет одеяние души нашей во всякое время светло.
ЧТО ТАКОЕ СВЯТОСТЬ?
Апостол Петр называл святыми всех христиан без исключения.
«Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы. Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу, и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения» (1.Петр.2:9—12).
Но встречая нравственного или просто порядочного человека, мы тоже говорим: «Вот посмотрите, истинно святой человек!» Об этой ли святости проповедовал апостол? Что значит – быть святым?
Рассмотрим истинную святость как самую высшую степень духовного развития человека.
Эта категория истинной святости допускает и две предшествующие степени: начальную, которую условно можно назвать спасающая святость, и вторую – праведная святость. Соответственно мы будем поэтапно рассматривать все три степени святости
1. спасающая святость
2. праведная святость
3. истинная святость
1. СПАСАЮЩАЯ СВЯТОСТЬ
Вспомним сюжет из Евангелия, который повествует о том, что по правую руку от Христа был распят разбойник, который перед своею кончиной успевает осознать себя грешником и покаяться во грехах своих тяжких. Христос ему сказал: «Ныне же будешь со Мною в раю» (Лк.23:43). Рай был обещан, по сути, убийце, грабителю, вору, человеку, совершившему не одно тяжкое преступление, не сделавшего ничего доброго, ничего праведного.
Как же расценивать слова Иисуса Христа?
Невероятно, но в тексте Евангелия читатель неоднократно находит схожие с данным сюжетом описания. К примеру, в притче о фарисее и мытаре, последний оправдан Богом, хотя вся его жизнь наполнена обманом и лукавством. А фарисеи, демонстрирующие особую набожность, сравнимую с отрешенностью от мира современных христианских монахов, отвергаются Богом. В отношении блудницы взятой из прелюбодеяния Иисус Христос говорит в адрес фарисеев: «истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперёд вас идут в Царство Божие» (Мф.21:31). А вспомним, как Сын Божий достаточно резко высказывает нелицеприятные речи в сторону фарисеев за их надменность и превозношение над простыми людьми. За религиозное лицемере те получили сполна от Христа. Называя их гробами окрашенными снаружи кажущиеся святыми, а внутри хищения и лукавства, ничего нет в них святого, ничего Божьего: «Господь сказал ему: ныне вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства» (Лк.11:39).