По прогнозам учёных нефть во всём мире должна была закончиться примерно в 40-х годах. На тот момент основная добыча нефти велась в США, в Пенсильвании, и Венесуэле. Огромных запасов нефти в Техасе на тот момент ещё не обнаружили, и разведанных запасов хватило бы примерно до 40-х годов. Все нефтяные компании вкладывали огромные деньги в разведку новых месторождений, но они не давали результата. При том, по опыту Первой Мировой Войны, все понимали, что без уверенных запасов горючего, не безопасно жить, так как всей военной технике нужно топливо. А если у тебя нет топлива – у тебя нет военной техники, и ты беззащитен в случае конфликта. И решения не было. Все переживали и просто надеялись, что кто-нибудь что-нибудь придумает.
К началу 30-х годов ситуация с нефтью была реальной проблемой. Во-первых, уже никто не представлял жизнь без автомобилей, так как они стали частью быта и, что на много важнее, стали частью экономики. Если бы власть, автомобильные концерны и нефтяники допустили бы исчезновение нефти, то накрылось бы абсолютно всё! От экономики до энергетики: на нефти и её продуктах ездили автомобили, а это перемещение всех людей и товаров, так же на ней работали многие производства, где ручной труд заменяли ДВС, да и элементарно большое количество электростанций и отопление домов работали на продуктах из нефти. Если бы нефть закончилась, то непросто бы машинки перестали кататься, а накрылся бы весь образ жизни в глобальном понимании. И когда перед автопроизводителями и властями встаёт серьёзный вопрос, который либо решают, либо всему конец, то экология и прочее – это последнее, что будет их интересовать. Нужно было решение любой ценной.
Глава 3. Тетраэтилсвинец
В США существует Институт Нефти США. Эту организацию основали нефтяные компании, чтобы представлять свои интересы на государственном уровне. Как только какая-то отрасль становится слишком большой частью экономики и приносит большую прибыль, то у государства тут же появляется вполне нормальное желание получить больше контроля в этой отрасли, зарегулировать все процессы, как им выгодно, а также собрать оттуда побольше налогов. А отрасль, в свою очередь, заинтересована в максимальной прибыли, в максимальной свободе и максимальных возможностях для самой себя. И обычно подобные организации создаются государством, но институт нефти США, сокращённо API (American Petroleum Institute), это единственная неправительственная организация подобного рода в штатах. Она сделана по инициативе частных компаний и руками этих же частных компаний. Помимо государства, на нефтяную промышленность постоянно пытались давить автопроизводители, так как они считали, что плохое качество топлива – причина, по которой на их автомобилях быстрее ломаются двигатели, так как на спирте они ездили заметно лучше и дольше. И вот для того, чтобы защищаться от подобных штук, отрасль создала отдельную организацию, которая будет решать подобные вопросы. Компании, состоящие в организации, сформировали общий бюджет в несколько миллионов долларов и поставили задачу перед институтом решать их вопросы и защищать их интересы. И ещё институту отдали кураторство над геологами, которые занимались поиском месторождений. Но геологи новых месторождений не находили и были уверены, что нефть скоро кончится. Основных проблем, которые нужно было решать институту, было две: что делать с кончающийся нефтью? Выяснить кто всё-таки виноват в ненадёжности моторов: автопроизводители или нефтяные компании? Нефтяники в ответ на все претензии автомобильных компаний о плохом бензине говорили, что вина лежит на автопроизводителях и в их неудачных конструкциях двигателей. А те, в свою очередь, обвиняли нефтяников в некачественном бензине. И все споры ни к чему хорошему не приводили, и благо люди это понимали, и ещё они понимали, что правда скорее всего где-то посередине: и бензин плохой и моторы не очень. Самое главное, что в этом вопросе сделал институт нефти, была создана площадка и атмосфера для обсуждений. Представители двух отраслей постоянно собирались за круглым столом и обсуждали все волнующие их вопросы, а когда создаются условия, в которых люди могут договариваться и думать над совместными решениями проблем, они что-нибудь обязательно придумают. И, как ни странно, решение для второго вопроса с бензином и разваливающимися моторами придумал человек из автомобильной индустрии.
Знакомьтесь, Чарльз Кеттеринг. Чарльз Кеттеринг – это человек, который придумал электростартер. На тот момент он занимал пост главы отдела разработок в GM. И ещё Кеттеринг – это один из выдающихся изобретателей США: за всю свою жизнь он получил 186 патентов на различные свои изобретения. До своей компании Delko, он работал в телефонных линиях и изобрёл систему, благодаря которой звонок приходил на конкретный телефон. Раньше, на заре появления телефона, звонок направлялся не к конкретному человеку или адрес, а на всю линию, то есть ты звонил не кому-то одному, а всей улице сразу. Вот эту проблему решил Кеттеринг будучи обычным сотрудником телефонной компании. Потом Чарльз успел поработать в торговой сфере, а именно, в автоматизации продаж и придумал автоматический кассовый аппарат. Благодаря ему появился, всем широко известный по американским фильмам, звук классического кассового аппарата. И потом, после этого изобретения, он уже попал в автомобильную сферу, где придумал электростартер и кучу других полезных штук. И когда он занялся топливом, у него была гипотеза, что для экономии нефти нужно две вещи: сделать высокооктановый бензин, который будет выдерживать большую степень сжатия и сделать мотор, который будет работать с высокой степенью сжатия без поломок. И все это вместе, считал Кеттеринг, снизит потребление бензина, при этом повыситься мощность и эффективность моторов.
Главная проблема была в том, что у бензина того времени октановое число было на уровне 50, и делать бензин лучше промышленность не хотела, так как пришлось бы перестраивать все заводы. По этой причине моторы того времени громко работали и разваливались из-за детонаций. При этом спирт имел намного более высокую степень сжатия, именно поэтому на нем машины раньше ездили нормально, но из-за «сухого» закона от спирта пришлось отказаться. И Кеттеринг решил заняться данным вопросом. Он заперся у себя в лаборатории вместе с другим химиком Томасом Миджли. Они вдвоём решили придумать присадку, которая могла бы повысить октановое число топлива и начали заливать в бензин всё, что попадётся под руку и смотреть, что из этого получится. Одновременно с этим в GM начинается внутреннее переустройство, так как компания несла огромные убытки и проигрывала рынок Ford. У компании была очень понятная и простая логика для кризиса: если что-то не приносит компании прибыль – от этого надо избавиться. И в общих статьях расходов Кеттеринг со своим напарником числились как убыточное предприятие. Их поставили перед серьёзным выбором: либо они сейчас предоставляют идею, на которой можно заработать или они прекращают свою работу. К тому моменту единственное, что давало результат в экспериментах Миджли – это спирт. Он сам на личном автомобиле ездил на смеси, состоящей из 40% спирта и 60% бензина. С чистым бензином вообще ничего толкового не получалось, а при этом даже отмена «сухого» закона бы им всё равно не помогла, так как спиртовое топливо невозможно запатентовать и соответственно нельзя на этом заработать, а GM нужно было то, на чём можно было бы хорошо заработать. Миджли был в панике: во-первых, к моменту начала 20-го года, разработка уже шла 5 лет: первые эксперименты над топливом парни начали ещё в 1915 году, и Томас очень сильно хотел найти решение, так как сложно было сдаваться, когда ты 6 год подряд бьёшься над решением одной какой-то задача. Во-вторых, он очень уважал Кеттеринга и не хотел его подставлять, так как за провал в работе, в первую очередь, нёс бы ответственность Кеттеринг как руководитель. Всё это давление приводит к тому, что Миджли начинает экспериментировать с токсичными и малотоксичными элементами, и такими методами решение находится очень быстро. И этим решением был свинец. При добавлении всего нескольких грамм свинца на целый галлон бензина, детонация пропадала, и мотор работал ровно, тихо, не теряя мощности. А также свинец дешёвый и его очень много в природе, он очень прост для производства, так как к тому времени из него делали очень много всего: водопроводные трубы, пули, а также его добавляли в краску. Миджли показал свою идею Кеттерингу, но он переживал за наличие в смеси свинца, так как потенциально он опасен для человеческого здоровья. Кеттеринг, посмотрев на результаты и изучив данные, понимает, что это то, что им нужно и даже лучше, потому что с детонацией он справляется, и присадка дешевая в производстве, и формулу можно запатентовать. А за свинец он сильно не беспокоился, так как половина страны на тот момент была покрашена свинцовой краской. В 1921 году Кеттеринг патентует свинцовую добавку в топливо под названием «тетраэтилсвинец». И добавлять присадку нужно было в пропорции пол грамма на литр топлива. Кеттеринг презентует разработку совету директоров GM, а также американскому химическому обществу. На презентации показывали данные, что присадка увеличивает октановое число топлива с 50 до 95 и значительно уменьшает его расход. Все, само собой, в восторге, поздравляют друг друга, Кеттеринг и Миджли рады, так как получили признание и смогли наконец-то решить проблему. По подсчётам GM, если бы у них получилось занять примерно хотя бы 1/5 от рынка топлива, то они бы получили около 36 миллионов долларов чистой прибыли за год, а с учётом роста рынка, потенциальная прибыль через 10–15 лет была бы заоблачной. В 1923 году в продажу поступает первая цистерна свинцового бензина, а спустя несколько месяцев GM и Standard Oil открывают совместное производство свинцового бензина, которое называлось «этил» и которое будет поставлять топливо на бензоколонки всей Америки. На должность президента завода ставят, само собой, Кеттеринга, а вице-президентом ставят Миджли.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги