Книга Знай и умей. Игры для детей 3–7 лет - читать онлайн бесплатно, автор Ольга Константиновна Разумовская
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Знай и умей. Игры для детей 3–7 лет
Знай и умей. Игры для детей 3–7 лет
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Знай и умей. Игры для детей 3–7 лет


Ольга Разумовская

Знай и умей. Игры для детей 3-7 лет

© ООО «ТЦ Сфера», оформление, 2016

© Разумовская О.К., текст, 2016

* * *

Памяти Евгения Григорьевича Козловского


От автора

Знаменитый французский писатель, философ-моралист, композитор Ж.-Ж. Руссо писал: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении».

Предлагаемая книга состоит из четырех частей: первая часть посвящена играм для детей 3–4 лет, вторая – для детей 4–5 лет, третья и четвертая части – для детей 5–6 и 6–7 лет соответственно. Это деление условно. Нередко младшие дети справляются с задачей, поставленной в игре, легче, чем дети постарше.

Игры на развитие внимания, памяти и наблюдательности

В повседневной жизни внимание имеет большое значение. Произвольное внимание воспитывается постепенно. Необходимо направлять и расширять интерес к окружающему. Заинтересовать детей увиденным и стимулировать к тому, чтобы увидеть больше, можно в ходе занимательной игры.

Игры на внимание развивают наблюдательность и укрепляют память, помогают сосредоточиться на чем-то одном. Они учат переключать внимание. Это нелегкая задача. Дети должны научиться сосредотачиваться не только на одном действии или предмете, но и переходить на другие действия, предметы.

Нужно дать детям наиграться. Через 4–6 дней можно включать новые игры.

Очень хорошо проверять внимание детей в быту, давать каждому задание на дом. Например, запомнить и найти свои игрушки и нужные вещи, которые оставили с вечера в разных местах. Дети обрадуются, когда поймут, что быть внимательными не так уж и трудно. Это поможет привить аккуратность, научить содержать вещи в порядке, класть их на свои места. Родители должны помогать и ободрять ребенка: проводить небольшие соревнования, которые стимулируют интерес.

Систематическое использование этих игр поможет детям стать более внимательными и быстрее запоминать. Нужно рассказать воспитанникам о значении внимания в повседневной жизни. Простой пример: «Переходя улицу, надо внимательно смотреть по сторонам; замечать, как проезжают машины: быстро или медленно. Нужно посмотреть на светофор, чтобы не попасть под колеса».

Игры-подражания и игры-распознавания

Данные игры не предполагают сильных физических нагрузок, но очень полезны. Они знакомят детей с животным миром, стимулируют желание познать и внимательнее присмотреться к «братьям нашим меньшим», воспитывают доброту, нежность, мягкость, любовь к животным, развивают наблюдательность.

Желательно использовать аудиозапись голосов птиц и зверей, стихотворений и песен. Это облегчит задачу воспитателю.

Игры на развитие точности движений рук

Игры, связанные с работой рук и пальцев, приучают управлять своими движениями. Постепенно они становятся более точными, скоординированными, осторожными. Обостряется осязание. Тонкие моторные движения – работа кисти рук и пальцев.

Начинать нужно с самых простых игр. Воспитатель показывает детям, как аккуратно и точно обращаться с предметами.

Игры на развитие координации

Игры на развитие координации расширяют и формируют двигательные навыки, равновесие, правильную осанку и походку. Появляются раскованность и свобода в движении. Эти игры развивают уверенность и смелость: «Я все могу».

Игры, предполагающие поднятие рук над головой, укрепляют мышцы плечевого пояса, спины и грудной клетки. Ходьба по шнуру и на пятках, пальцах или наружной стороне стопы укрепляет мышцы ног и стоп. Ходьба с мешочком на голове способствует выработке правильной осанки. Она требует поощрения, даже при больших ошибках нужно говорить детям, что все замечательно.

Игры на развитие глазомера

Данные игры развивают внимание, меткость, ловкость, тренируют мышцы плечевого пояса, улучшают глазомер. Точно попасть в цель – очень увлекательное и полезное занятие. В ходе игры желательно спрашивать детей: «Далеко находится предмет, в который мы закидываем или загоняем мячи и мешочки?» Нужно объяснить, что глазомер – способность определять на глаз расстояние до предмета и его размеры, которая развивается только путем упражнений. Если при выполнении заданий играющий делает ошибки, нужно сразу повторить упражнение и помочь ему.

Подвижные игры

Детям больше по душе подвижные игры, которые всегда проходят весело и оживленно. Игры должны быть непродолжительными и иметь несложное содержание. Большинство игр носит спортивный характер, учит все делать быстро. Они проходят в сложных условиях, требуют большего внимания, приучают к точному расчету движений. Командные соревнования – это борьба за скорость и сплоченность.

Начинать играть надо спокойно – все игры выполнять шагом. В дальнейшем желательно использовать бег.


В приложении даны малые формы устного народного творчества: пословицы, поговорки, прибаутки, потешки, считалки, дразнилки, мирилки, загадки, скороговорки. Их можно использовать при организации игр. Скороговорки и считалки сгруппированы по звуковому принципу. Приводятся также игры «Проверим ваши способности».

Игры не только развлекают, радуют, но и воспитывают, образовывают, помогают физическому воспитанию детей. Древние мыслители говорили: «Радость и забавы в такой же мере необходимы молодым людям, как еда и питье. Этим обусловливается их здоровье».

Раннее и дошкольное детство – важный период в развитии личности. Ребенок быстро познает окружающий мир, впитывает впечатления. Игры воспитывают многие качества, необходимые в жизни, формируют нравственное отношение к окружающему, необходимые психические навыки и усилия. Поэтому очень важно руководить игрой детей, подбирать игры и оказывать детям помощь по их ходу. Как сказал педагог и ученый К.Д. Ушинский, «для дитяти игра – действительность, и действительность, гораздо более интересная, чем та, которая его окружает».

Игры для детей 3–4 лет

При выборе игр для младших дошкольников нужно учитывать степень физической нагрузки. Следует чередовать подвижные игры с малоподвижными, чтобы дети не переутомлялись. Желательно, чтобы взрослый сначала провел игру в небольших группах (2–4 чел.) и только потом во всей группе.

Никто не должен выбывать из игры, участвуют все до ее окончания. Детям больше всего по душе подвижные игры, непродолжительные, с четкими, простыми правилами. Когда игра закончена, подводится итог, называются те, кто хорошо выполнил задания, и те, кому нужно в будущем постараться.

Если ребенок хочет играть с кем-то конкретным, нужно учитывать его желание и не разъединять детей.

Игры на развитие внимания, памяти и наблюдательности

Повтори точно

Оборудование: два стола, игрушки, бумага (салфетки).

На одном столе лежат 2–3 игрушки, прикрытые бумагой (салфеткой), на другом – расставлены 3–5 игрушек.

Воспитатель приподнимает бумагу (салфетку). Ребенок в течение 1–2 мин внимательно смотрит на игрушки, стараясь их запомнить. Воспитатель вновь закрывает их бумагой или салфеткой.

Варианты

1. Ребенок подходит ко второму столу и берет игрушки, которые только что видел.

2. Ребенок подходит ко второму столу и расставляет игрушки в том же порядке, в котором они лежат на первом столе. Лишние игрушки откладывает в сторону.

3. Игрушки лежат по-разному: перевернуты, друг на друге и т. п. На столах одинаковые игрушки. Играющий повторяет расположение игрушек.

Узнаю цвета

Оборудование: цветные карандаши, разноцветные палочки или полоски плотной цветной бумаги (картона).

На двух столах лежат цветные карандаши и палочки или полоски плотной цветной бумаги.

Варианты

1. Нужно запомнить цвета карандашей. На первом столе лежат 6 карандашей двух цветов. Играющий смотрит на них 1–2 мин. Воспитатель закрывает карандаши бумагой. На втором столе карандаши лежат стопкой. Ребенок берет по одному карандашу нужного цвета.

2. Нужно запомнить количество кучек и карандашей в кучке. На первом столе карандаши лежат кучками. Ребенок смотрит и запоминает, сколько кучек и сколько в них карандашей. Взрослый закрывает первый стол бумагой. На втором столе ребенок раскладывает карандаши по кучкам, как и на первом столе. С каждой игрой количество кучек и карандашей увеличивается.

3. Нужно запомнить количество и цвет карандашей в кучке. Составить две кучки из карандашей разных цветов. Цвета карандашей не повторять. Начинать игру следует с одной кучки из двух разноцветных карандашей, потом из трех и т. д.

Примечание. Игра будет интереснее, если к столу одновременно подходят 2–3 ребенка. Можно менять предметы на столах. Вместо карандашей взять пластмассовые палочки, потом цветные полоски из картона. Дети должны чувствовать материал.

Зеркало

Группа из 4–6 детей встает в шеренгу. Остальные – зрители. Воспитатель встает перед детьми и показывает 3–5 фигур. Каждую фигуру он повторяет несколько раз. Дети внимательно смотрят и повторяют все движения взрослого.

Затем играет другая группа детей.

Игра и сигнал

На небольшой площадке дети бегают, кружатся, приседают, нагибаются. По сигналу играющие останавливаются, поворачиваются в сторону звука. Воспитатель говорит: «Все бегают хорошо». По сигналу дети снова начинают бегать. Через несколько минут по повторному сигналу они прекращают бег, воспитатель просит повторить ее слова: «Все бегают хорошо».

Примечание. Игру нужно повторить несколько раз, изменяя фразы, которые должны быть очень короткими («Веселитесь»; «Дружите»; «Будьте умниками»).

Один-два сигнала

Дети встают в шеренгу. Воспитатель дает один сигнал (свисток или хлопок), игроки поднимают одну руку вверх, при двух сигналах – сразу обе руки. Подаются сигналы вразнобой: можно дать несколько раз по одному сигналу, а потом два. По окончании игры воспитатель отмечает самых внимательных детей.

Ближе к финишу

Дети встают в шеренгу. В 10–15 шагах от них воспитатель проводит линию финиша, встает около нее и считает вслух. Дети начинают шагать в ногу к финишу. Если воспитатель замолчал, они останавливаются, приставляют ногу. Играющий, который не остановился и сделал лишний шаг, переходит в конец шеренги. Внимательно слушая, дети продолжают шагать к финишу. После того как пройдено все расстояние, воспитатель хвалит самых внимательных и собранных детей.

Примечание. При разучивании игры дети могут держаться за руки.

Борщ и компот

Оборудование: 2 стола, коробка, муляжи овощей и фруктов, 2 кастрюли.

В стороне от детей 2 стола, на одном из них находится коробка с муляжами овощей и фруктов, на другом – 2 кастрюли. В данной игре скорость не важна, нужны внимание и знания.

Дети по очереди подходят к коробке и перекладывают овощи в кастрюлю, чтобы «сварить борщ». Каждый играющий вынимает по одному овощу из коробки, доносит его до кастрюли и возвращается на место. «Борщ сварили». Игра продолжается. Теперь дети по очереди перекладывают фрукты из коробки во вторую кастрюлю. «Вот и компот готов».

Варианты

1. Каждый участник выбирает полностью продукты для варки борща или компота. Задание дает и проверяет воспитатель.

2. Подходят двое играющих. Один откладывает в кастрюлю овощи для борща, а другой во вторую кастрюлю – фрукты для компота.

Игры-подражания и игры-распознавания

Кто это

Дети садятся на скамейку. Воспитатель по очереди просит изобразить, как лает собака, мяукает кошка, мычит корова, какие звуки издает ворона (кукушка, воробей, голубь, сорока). Если детям трудно это выполнить, взрослый показывает.

Немного меняем игру. Один из детей подражает животному или птице не только голосом, но и характерными движениями. Желающих показать, как прыгает зайчик, обычно бывает много. Пусть показывают все. Останется только решить, кто дольше пробудет зайчиком и у кого получается очень похоже.

На всех зверей места хватит

Дети встают в круг. Воспитатель спрашивает, кем бы каждый из них хотел быть: зайчиком, лисой, волком, медведем или даже тигром. Каждая группа «зверей» имеет свои угол, жилище.

Дети идут по кругу, подражая зверям, которых они выбрали. Воспитатель говорит: «По местам». Все «звери» разбегаются по своим «жилищам». Кто быстрее добрался до своего «жилища», тот победил.

Едем на лошадке

Оборудование: палочки.

У детей по палочке – это «лошадки». Двое детей – «добрые собачки», которые любят свою хозяйку и помогают сторожить дом.

Дети начинают не спеша прыгать вперед на палочках под песенку.

В конце песенки две «собачки» громко лают, а дети на «лошадках» останавливаются. Песенку напевает воспитатель или дети.

Едем, едем на лошадкеПо дорожке гладкой.В гости нас звала соседкаКушать пудинг сладкий.Мы приехали к обеду,А соседки дома нету.Две собачки у порогаНам сказали строго:– Ав-ав-ав!– Гав-гав-гав!Шведская народная песня

При повторе игры «собачками» становятся другие играющие.

Бедный заяц

Все дети – «зайчики». Они сидят на корточках и подпрыгивают. Только один «зайчик» хочет быстрее убежать и спрятаться. Воспитатель начинает петь песню. Если дети знают ее, то подпевают хором.

В конце песенки «зайчик» делает 2–3 небольших круга и прячется за что-нибудь.

Заяц мчитсяЧто есть мочи,Заяц схорониться хочет.То бежит онИ кружит,То лежит он –Весь дрожит.Бедный, онВсего боится…Уши – стрелы,Хвост – сучок,Прыгнул белыйИ – молчок.Кабардино-балкарская народная песня

При повторе игры «зайчиком» становится другой играющий.

Выручайте

Оборудование: палочка или толстый прутик.

Дети сидят на лавочке. Один ребенок-«муравей» несет «дуб» (палочку или прутик), очень старается, чтобы не уронить его. «Дуб» нужен для ремонта муравейника, кто-то неосторожно повредил домик, задел палкой.

Дети вскакивают со скамьи, берут «муравьишку» под руки, помогают ему нести «дуб». Воспитатель или дети произносят хором стихотворение или поют песенку.

Муравьишка в чащеДуб тяжелый тащит.Эй, товарищи-друзья,Выручайте муравья!Коли нет ему подмоги,Муравей протянет ноги.Чешская народная песня

При повторе игры «муравьишкой» становится другой играющий.

Игры на развитие точности движений рук

Кубики в коробке

Оборудование: коробки, кубики.

Дети делятся на две группы, у каждой коробка с кубиками. Первые играющие очень аккуратно укладывают кубики в коробки: ряд к ряду. Вторые вынимают кубики. Следующие участники делают то же – укладывают и вынимают кубики из коробок.

Не следует спешить, главное – аккуратность. Нужно отметить детей, которые делали всё хорошо. При повторе игры участники меняются местами: кто вынимал кубики, теперь укладывает их.

Вариант. Укладывать и вынимать кубики двумя руками (одной рукой).

Цветные палочки

Оборудование: цветные палочки.

У каждого играющего 4–6 цветных палочек. Надо положить их в один ряд друг около друга. Для облегчения задания провести на столе горизонтальную линию, от которой выкладывать палочки вплотную друг к другу.

Вариант. Положить палочки друг за другом (без промежутков) в одну линию.

Завернем конфету в фантик

Оборудование: небольшие кубики, цилиндры, шарики, бумага.

Играющим раздают по одному небольшому кубику, маленькому цилиндру и шарику. Нужно завернуть их в бумажки, чтобы получилась «конфета». Кубик можно завернуть со всех сторон, как ириску. Дети могут проявить инициативу: завернуть «конфетки» как хотят, как им нравится. Можно показать несколько изображений конфет в фантиках или положить на стол настоящие конфеты.

Сильные и ловкие пальчики

Оборудование: несколько листков цветной бумаги размером с фантик, тетрадные листы.

Воспитатель загадывает загадки. Дети их отгадывают.

• Пять братьев: годами равные, ростом разные. (Пальцы.)

• У двух матерей по пять сыновей, одно имя всем. (Рука с пальцами, руки.)

• Идут четыре брата навстречу старшему. «Здравствуй, большак!» «Здравствуй, Васька-указка, Мишка-середка, Гришка-сиротка да крошка-Тимошка». (Пять пальцев.)

Воспитатель организует небольшие соревнования.

Начинают игру одновременно все дети. У каждого играющего несколько листков цветной бумаги размером с фантик. их нужно скомкать одной, двумя руками или скатать в шарик.

Затем следует разгладить листки, чтобы они не топорщились: двумя руками, кулаками, ладонью (сначала одной, потом другой), двумя ладонями.

Далее дети сминают тетрадный лист, разглаживают его пальцами правой, затем левой руки.

Игра пальцев

Дети сидят на скамейке. Воспитатель стоит так, чтобы все ее видели. Она делает простые движения пальцами и кистью: сгибает один, три пальца, растопыривает пальцы, грозит указательным пальцем, хлопает в ладоши, соединяет пальцы, ладони.

Дети повторяют движения, которые можно усложнять.

Примечание. Во время игры нужно рассказать, что каждый палец имеет название, назвать все пальцы.

Сбор грибов

Оборудование: шишки, корзины.

Воспитатель рассыпает по полу «грибы» (шишки). По сигналу дети начинают собирать «грибы» в корзину любым способом, как хотят и могут.

Вариант. Собирать «грибы» разрешается только одной рукой: брать в руку по одной шишке и опускать в корзину.

Примечание. Если играющих много, разделить их на несколько небольших групп, чтобы они не мешали друг другу собирать «грибы».

Играем с шариком

Оборудование: шарик для пинг-понга.

Дети берутся за руки, образуют цепь. Затем разъединяют руки. У первого игрока в руках шарик для пинг-понга. По сигналу шарик начинают передавать по цепи, перекладывая его из одной руки в другую.

Можно провести игру по группам (3–4 чел.). Если ребенок уронил шарик, он должен его поднять, подержать в обеих руках и только потом передать дальше.

Игры на развитие координации


Простая проверка

Оборудование: узкая дорожка.

На пол нужно постелить узкую дорожку любой длины. Воспитатель предлагает детям не спеша друг за другом пройти по ней, повернуться, а обратно пробежать под ней. Затем нужно пройтись по дорожке с поднятой рукой, а обратно пробежать с поднятыми руками. Далее дети кладут руки на пояс и идут по дорожке, обратно бегут по ней, держа руки на поясе. Участники не должны выходить за границы дорожки, а двигаться только по ней.

Аккуратно по шнуру

Оборудование: шнур длиной 4–6 м.

Воспитатель кладет на пол шнур. Нужно аккуратно пройти по нему, чтобы не сдвинуть. Можно сделать змеевидную дорожку из шнура, по которой сложнее пройти. Тем, кому не удается пройти по шнуру, помогают другие участники игры (берут их за руку).

Преодолей коридор

Оборудование: 6 стульев.

Воспитатель ставит 6 стульев в два ряда спинками друг к другу. Расстояние между ними около 50 см. Нужно пройти через получившийся коридор, не задев стулья.

Варианты. Пройти по коридору из стульев с поднятой рукой (руками); заложив руки за спину; положив их на голову; положив одну руку на голову, другую опустив.

При исполнении некоторых заданий ширину коридора можно увеличить.

Кривая дорожка

Оборудование: 4 стула.

Воспитатель ставит на небольшом расстоянии друг от друга 4 стула. Нужно пройти (обежать) их «змейкой» в одну и другую сторону.

Вариант. 3–5 участников составляют цепочку – встают друг за другом, обхватывают соседа руками и проходят «змейкой» этот путь. Если цепочка разорвалась, виновный встает в конец.

Дружу с маленькой подушечкой

Оборудование: 2 стула, подушечка или тряпичный мячик.

Воспитатель ставит 2 стула на расстоянии 3 м друг от друга, на стул он кладет маленькую мягкую подушечку (тряпичный мячик). Дети сидят на скамейке. Один участник подходит к стулу, берет подушечку и, положив ее на голову, направляется к противоположному стулу. Подойдя к нему, он может поправить подушечку на голове, постоять и идти обратно. Первого играющего сменяет второй, который делает то же, что и первый. Так продолжается, пока не сыграют все дети. Если ребенок уронил подушечку, он должен ее поднять, положить на голову и идти дальше. Сначала можно придерживать подушечку одной рукой.

Дорожка по доске

Оборудование: доска.

Нужно пройти по доске обычным шагом. Дойдя до конца доски, повернуться и пойти обратно.

Вариант. Нужно пройти по доске, при этом пятка выставленной вперед ноги касается носка другой ноги. Сначала лучше потренироваться – походить таким способом по полу.

Примечание. Детям будет намного интереснее, если установить доску на чурбачки, поднять доску на высоту 10–15 см. Сначала играющих можно поддерживать за руку.

С кочки на кочку

На полу по прямой линии воспитатель чертит 4–6 прямоугольников размером немного больше ступни ребенка. Вокруг детей «болото», которое можно пройти, ступая по «кочкам» – прямоугольникам. Участники, шагая (прыгая) «с кочки на кочку», должны перебраться через «болото» и ни разу не оступиться. Если «кочек» много, некоторые из них можно сделать большими – для отдыха. На них можно встать двумя ногами. Расстояние между «кочками» выбирает воспитатель.

Вариант. Расположить «кочки» в беспорядке.

Игры на развитие глазомера

Что ближе

Оборудование: игрушки.

На некотором расстоянии от детей воспитатель ставит две игрушки: одну дальше, другую ближе – на расстояние детского шага. Спрашивает каждого ребенка, какая игрушка находится ближе к нему, а какая дальше.

Варианты. Две игрушки находятся на одинаковом расстоянии от детей; три игрушки: две на одной линии, третья ближе или дальше от этих двух; три игрушки располагаются на одной линии, две из трех игрушек стоят рядом, третья немного в стороне. нужно определить, как далеко расположена третья игрушка и сколько игрушек можно поставить между ней и остальными; желательно использовать кубики.

Кубики в ряд

Оборудование: кубики.

На столе 3–5 кубиков разного размера. Нужно расставить их в ряд по размеру.

Варианты

1. На столе 5–7 кубиков разного размера. Нужно разложить их в ряд по размеру.

2. Нужно собрать пирамидку из кубиков.

Полоски в ряд

Оборудование: полоски из картона разной длины.

Играют несколько детей. Нужно разложить картонные полоски разной длины по кучкам. Одни дети выбирают длинные полоски, другие – короткие, третьи – полоски разной длины. Выбранные полоски участники раскладывают около себя.

Варианты

1. Один играющий выполняет все три задания – раскладывает полоски по трем кучкам (длинные полоски, короткие и полоски разной длины).

2. Подобрать полоски по цвету и размеру.

Мешочки – в обруч

Оборудование: обруч, 3 мешочка с горохом (тряпичных мяча).

Дети встают в колонну. Перед ними лежит обруч. Играющим дают три мешочка с горохом (тряпичных мяча). Дети по порядку бросают их в обруч.

Расстояние до обруча выбирает воспитатель. С повтором игры оно увеличивается.

Мячи – в корзину

Оборудование: корзина (коробка или ведро), маленькие мячи.

У каждого играющего маленький мяч. На расстоянии 1–2 м от детей стоит корзина (коробка, ведро). Участники по порядку бросают мячи в корзину.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.