Идеология Дугина насквозь пропитана ядом того самого атлантизма, которому он якобы противопостоит. Он пишет: «Россия – уникальное многонациональное, многоконфессиональное, поликультурное государство».
Этому утверждению с радостью аплодировали бы все либеральные фундаменталисты. Евразийство сущностно либерально и готово противостоять только заокеанскому либерализму, предлагая свой вариант, сдобренный православием, хотя смысл либерализма в безбожии.
Дугин как бы предлагает вернуться от неолиберализма к либерализму классическому. Старый либерализм предлагал свободу для всех: «Пусть цветут все цветы». Неолиберализм предлагает свободу только для либералов, все остальные цветы старательно выпалывая, объявив их сорняками. Предлагаемое Дугиным равноправное сосуществование разнообразных Традиций – это просто возврат к либерализму классическому. Сущностный либерализм евразийства – в отрицании объективности Истины, в утверждении равноправия Истины и Лжи. По сути он предлагает равноправие Бога и дьявола. А это представление, мягко говоря, не соответствует объективной реальности. И конечный вывод неизбежен: евразийство – теория ложная. Именно, как цельная, законченная теория. Но в евразийстве всё же есть некоторая доля правды, которая может быть полезна, если выдернуть её из ложного контекста.
Полезность евразийства может вытекать из того самого факта, который эта теория принципиально отрицает: Россия глобально, трагически одинока. «У России есть только два союзника: её армия и её флот». Эту цитату из Александра III затаскали уже до того, что она совершенно стерлась, но глубины её смысла так и не осознали. (Если бы «Николя» услышал своего отца, Россия не приняла бы участие в первой мировой, а значит не было бы и революции). Одиночество России проистекает из того не всеми усвоенного факта, что границы нашей страны равняются границам цивилизации. Россия – отдельная, уникальная цивилизация. Если атлантическая цивилизация – это множество стран, так же как и латино-американская цивилизация, и арабская, и тюркская, то русская цивилизация – это одна единственная страна. Славянская цивилизация могла бы появиться, но не появилась. Евразийская цивилизация – химера, страны Евразии слишком разные.
Но беда России в том, что она очень похожа на Европу и действительно приобрела много признаков Европы. Триста лет Россия управлялась европеизированными элитами, исходившими из того, что «Россия есть держава европейская», век за веком наша страна отравлялась специфическими европейскими ядами. Без малейшей надежды стать Европой, она переставала быть сама собой. Дальнейшая ориентация России на европейские ценности приведет к окончательному разложению нашей страны. Россия, чтобы спастись, должна поставить окончательный крест на своей европейской ориентации, свести к минимуму даже экономическое сотрудничество с Западом, потому что оно усиливает нашу зависимость от них и дает им возможность выкручивать нам руки. Но ведь совсем-то в одиночку всё же прожить невозможно, надо же с кем-то и торговать. И вот тут евразийство указывает нам вектор ориентации.
Для России предпочтительны контакты с Азией уже хотя бы потому что ни каких «азиатских ценностей» не существует. Азиатская ориентация России не несет в себе ни каких духовных опасностей. Назвал бы это «принципом Александра Невского». Наш святой князь бил немцев и шведов, а с татарами пил кумыс. Не только потому что татары тогда были слишком сильны и бороться с ними Русь не могла. Он мог бы призвать Запад на помощь против татар, но он ни когда бы этого не сделал, потому что понимал: Запад претендует на нашу душу, а татарам наша душа совершенно не интересна. Союз с Западом без вариантов означал разрушение Православной Церкви, а татары готовы были её даже защищать. «Яса» Чингисхана строжайшим образом запрещала направлять насилие против жреческой касты завоеванных народов.
Вот так же точно и сегодня – долларовая экономика – это не просто экономика, это духовная угроза, это один из механизмов разрушения русской национальной идентичности. А вот сотрудничество, например, с Китаем для нас абсолютно безопасно с духовной точки зрения просто потому что Китаю нет ни какого дела до нашей духовности. У китайцев нет той религии, в которую они могли бы попытаться нас обратить. Китай очень агрессивен экономически и совершенно не агрессивен духовно. Ни когда ни какого единства с Китаем Россия не создаст, это такая «вещь в себе», которая вообще не может быть частью единства с кем бы то ни было. Но партнерские отношения с Китаем не только возможны, но и необходимы, как альтернатива партнерству с Западом. Так же и с другими странами Азии мы ни когда не объединимся ни в какой блок, и уж тем более ни в какое государство, но развивать с ними партнерство для нас необходимо в первую очередь потому что для нас это духовно безопасно, а, во-вторых, у нас просто нет выхода. Природа не терпит полного одиночества. Мне кажется, вектор, предложенный Дугиным, в Кремле приняли и действуют примерно в этом направлении, вот только химерическую часть евразийства надо не забыть проигнорировать.
Есть в евразийстве ещё одна принципиально неприемлемая для нас характеристика. Дугин пишет: «Как признают сами атлантистские футурологи, установление «нового мирового порядка» означает «конец истории», отмену и преодоление всех основных форм существования, которые составляли содержание исторического бытия человечества… Мир, который надвигается на нас, не должен стать реальностью. То будущее, которое подступает, не должно совершиться».
Спору нет, «новый мировой порядок» принесет с собой расчеловечивание, но понимание «конца истории», как трагедии, которую возможно предотвратить, характеризует совершенно неправославное мировосприятие. Ведь это не просто предложение повернуть историю вспять, это предложение отменить Библию – лишнее доказательство того, что православие в евразийстве – компонент механически внедренный, неорганичный. Но о «конце истории» мы будем подробнее говорить в следующей главе.
Кахетон и Аномия
Владимир Воложанин и Владимир Петров написали книгу «Основы теории новой Российской империи». Авторы – православные монархисты. И это прекрасно.
«Источником высшей власти в империи должен быть Бог, наделяющий властью императора…» «Власть должна быть истинно священной, от Бога и для людей». Это действительно фундаментальный принцип, который должен лежать в основании вменяемой и адекватной русской идеологии. Без этого ни какая наша идеология не будет русской.
Вот только, начав «за здравие», авторы заканчивают «за упокой»: «…Император избирается Народным Собором на определенный, достаточно длительный срок, например, на 10 лет, без права повторного избрания…»
В истории ещё не было ни одного случая, когда бы монарха избрали на определенный срок. Монарх получает власть через церковное таинство миропомазания. Таинство не может быть совершено «на определенный срок», потому что в таинстве человек получает дары Святого Духа, ограничивать срок действия Которого люди, мягко говоря, не могут. Это всё равно что совершить таинство крещения на определенный срок, по истечении которого человек перестает быть крещенным. Или совершать таинство брака только на 10 лет, по истечении которых супруги должны расстаться. Монарх – помазанник Божий, и в силу этого его достоинство не отторжимо. Похоже, что наши авторы шли на Голгофу, проходили через языческое капище и отвесили ритуальный поклон перед идолом демократии, будучи уверены, что иначе их не пропустят.
Они пишут: «Мы исходим из того, что человек создан по образу и подобию Божьему. Поэтому человеческая жизнь имеет высший смысл, и этот смысл заключается в развитии, в движении к Богу…» Прекрасно сказано, но дальше: «…В таком понимании смысла жизни едины и христианин, и мусульманин, и буддист, и иудей…» Это ещё один ритуальный поклон, сделанный на языческом капище, на сей раз перед идолом политкорректности. Кажется, дугинское евразийство сильно попортило концепцию господ Воложанина и Петрова. Что ж, повторимся.
Буддизм ни чего не говорит о Боге, поэтому ни при каких условиях не может считаться движением к Богу.
Иудаисту отнюдь не предписано приближение к Богу, он и так к нему близок в силу того, что родился евреем. Согласно учению раввинов ни один еврей, будь он самым худшим из евреев, не может быть помещен в ад более, чем на год, а это, согласитесь, не принципиально. Евреи уверены, что они уже с Богом, им не надо к Нему двигаться.
Ислам не предъявляет вообще ни каких требований к душе человека, поэтому ни о каком развитии личности в исламе речи не идет. Весь ислам держится на «пяти столпах»:
Шахада (Признание Бога единым, а Мухаммада Его пророком).
Намаз (Пять раз в день произнести установленные молитвы)
Закят (Религиозный налог)
Хадж (Паломничество в Мекку)
Рамадан (Пост в священный месяц)
Исполнение немногочисленных формальных предписаний – вот и весь ислам. Здесь нет движения к Богу.
Приписывать всем мировым религиям то «понимание смысла человеческой жизни», которое содержит одно только христианство – это крайняя степень некомпетентности. А господа Воложанин и Петров заходят ещё дальше, утверждая, что для России «родственные цивилизации Традиции – Китай, Иран, Индия».
В Китае господствует конфуцианство, но это не религия, а философия. В Китае вообще нет традиционной религии. Можно сказать, что китайская Традиция основана на атеизме.
Один из главных вероучительных текстов индуизма «Бхагават-гиту» называют древнейшим на земле сатанинским источником. Культ одного из основных богов индийского пантеона – Шивы отличается от известного нам сатанинизма только национальным колоритом. А перед подробностями культа богини Кали содрогнулись бы даже европейские сатанисты.
Чуть ближе к нам шиитский ислам Ирана, но шиизм, так же, как и суннизм, не предъявляет ни каких требований к душе человека.
Есть уверенность, что атеизм, сатанизм и безразличие к душе – это родственные для России Традиции? Или господа сами не понимают, что говорят? Хотя вполне понятно, почему они так говорят. Воистину, один из самых сильных демонов современности, это демон ложного миролюбия, обитающий в идоле политкорректности. Логика ложного миролюбия примерно такая: Как же мы сможем объединиться, как мы сможем дружить, если будем утверждать, что другие Традиции основаны на лжи, а мы одни правы? Мы не должны ни кого обижать, мы должны признать, что у каждого своя правда, только так мы сможем привлечь к себе другие народы, а иначе ведь опять начнутся религиозные войны. Такие мысли – это слащавая и фальшивая чушь.
Эта чушь основана на очень странном представлении: либо представители разных Традиций признают, что правы все, и ни кто не ошибается, либо тут же набросятся друг на друга с кулаками. Либо мы согласимся с тем, что Истина – у всех, либо религиозные войны ни когда не прекратятся. Либо мы даруем всем религиям равные права, либо погрязнем в конфликтах. Воистину: плебейский век, плебейские сердца. Плебею и в голову не придет, что благородный человек способен уважать и даже любить тех, кто, по его мнению, заблуждается.
Меня восхищают самураи-буддисты. Бусидо поражает моё воображение, хотя я прекрасно вижу все неправды кодекса самураев, и я вполне понимаю, что эти неправды порождены именно буддизмом. Но «Сокрытое в листве» и «Повесть о дома Тайра» я читал с замирающим сердцем. Какая тонкость, какая глубина, какое изящество линий души… Я хочу понять самураев как можно глубже, но я не хочу быть таким, как они, и ни кому не посоветую.
Меня восхищает исламское стремление всю жизнь вплоть до мелочей подчинить правилам, установленным Богом. Когда я познакомился с биографией Нур-ад-Дина, он навсегда стал одним из самых любимых мною героев средневековья. Абсолютно бесстрашный, совершенно бескорыстный, всегда стремящийся к справедливости. Великий человек. Но Нур-ад-Дин воевал с христианами. И в случае необходимости я, не задумываясь. одобрил бы приказ о казни такого человека, как Нур-ад-Дин. Не переставая им восхищаться.
Еврейская тоска по Храму вызывает у меня искреннее уважение. Евреи поют: «Если ты пашешь землю, и твой плуг наткнется на камень, сохрани этот камень, может быть он ещё ляжет в основание храма». А потом рефрен: «Храм будет восстановлен! Храм будет восстановлен! Храм будет восстановлен!» Я люблю их, когда они это поют. Мне доступно понимание глубины их религиозной тоски. Но храм, который они хотят восстановить, станет символом всего того, что противостоит христианству. И я ни когда не буду таскать камни вместе с ними.
Можно любить того, кто заблуждается. Не только можно, но и нужно, потому что Христос велел любить всех. Можно уважать того, кто тебе противостоит. Ведь нам противостоят не дураки и подлецы, а просто люди, которые иначе устроены. Постарайтесь как можно глубже понять другие Традиции, и вы сможете любить и уважать их носителей. Но любить – не значит соглашаться. Понять – не значит принять. Уважать – не значит дать равные права. Надо помнить, что мы правы, а они заблуждаются. И ни когда мы не признаем равноправия Истины и заблуждения. Мы ни когда не будем торговать Истиной на политическом рынке.
И мы ни когда не согласимся со следующими словами Воложанина и Петрова: «Русский – это равно православный или мусульманин, иудей или буддист, но всегда человек неразрывно связанный с исконной Традицией …»
Такое расширенное толкование понятия «русский» неприемлемо. Следующим шагом было бы признание русскими всех людей на планете, потому что все ведь сотворены Богом. Русский – это православный. Русским действительно можно не только родиться, но и стать. Но можно жить в России и не быть русским. У русского царя безусловно могут быть подданные, которые русскими не являются. Они будут находиться под защитой русского царя, их ни кто не будет угнетать и притеснять, но им ни кто не предложит сливаться с нами в единую биомассу.
Есть у Воложанина и Петрова ещё одна идея: «Идея Кахетона, то есть Удерживающего, впервые изложена апостолом Павлом и им же противопоставлена Аномии, то есть «Тайне беззакония». Аномия – это состояние деградации и упадка общества, отказавшегося от веры и традиционных норм и ценностей, как основы жизни. Св. Иоанн Златоуст говорил, что под Кахетоном понимается или Сам Святой Дух, или «римская власть» удерживающая силы Аномии до сих пор, пока «Кахетон» не будет «взят от среды». Возникает вопрос: посредством какой социальной силы Святой Дух удерживает силы, действующие в интересах Антихриста? Ответ на этот вопрос есть в христианском богословии: это имперская власть Рима, принявшего христианство и сдерживающего всякое беззаконие до момента собственного крушения. Именно эта миссия была унаследована от Первого Рима Вторым Римом – Византией, а затем Третьим Римом – Россией. И она должна быть восстановлена в полной мере в новой Российской империи.
«Только миссия удерживающего, миссия Кахетона формирует онтологическое, сакральное основание истинной империи, то есть определяет Смысл и Цель воссоздания и существования новой Российской империи».
«Воссоздание Великой России в качестве Кахетона… противоречит корыстным интересам современной мировой власти, олицетворяемой Западом, противоречит целям Князя мира сего».
Самое главное в этой концепции то, что она определяет политику, как производную от религии, формулирует главную цель государства, как цель чисто религиозную, и смысл существования России находит в православном вероучении. Этот подход не просто верный, он единственно верный. Вне православия мы не обретем ни какого смысла в нашем государственном строительстве. Любая самая могучая империя, если бы мы смогли её создать, была бы полной бессмыслицей, если бы цель её была в чем-то кроме служения Богу. Да, главный смысл России, её всемирно-историческая роль именно в противостоянии «Тайне беззакония», в противодействии Князю мира сего, в том, чтобы выполнить задачу Кахетона, Удерживающего. Кроме России уже ни кто не сможет выполнить эту задачу.
Но в концепции Воложанина и Петрова есть то, что делает её не вполне православной. Они пишут: «Если мы не проснемся, мы неизбежно проиграем эту войну, а если мы её проиграем, к чему мы теперь близки, как никогда – то история на том закончится. По крайней мере для нас».
В другом месте они пишут, что история человечества может пойти по двум вариантам. Первый: «Мир становится единым, однополярным… Это начало конца истории». Второй: «Мир становится многополярным… Это будет продолжение истории».
Не хочу подозревать авторов в том, что они не дочитали Новый Завет до конца, но, видимо, они не обратили достаточного внимания на Откровение Иоанна Богослова. Это вообще очень большая проблема церковного сознания: мы, вроде бы, думаем, как православные, а дышим, как безбожники. Наше мировоззрение бывает вполне ортодоксально, а наше мироощущение отдает атеизмом. В храме мы молим Бога даровать нам Царство Небесное, а потом идем и делаем всё для того, чтобы как можно дольше туда не попадать. Господь сказал: где будет сокровище ваше, там будет и сердце ваше. Так где же наше сокровище: на Небе, или на земле? Куда мы стремимся всем сердцем: ко Христу или к земному благополучию? Если бы мы всем сердцем стремились ко Христу, то не относились бы к «концу истории», как к трагедии, которой во что бы то ни стало надо избежать. Ведь история закончится вторым пришествием Христа. Поскорей бы, да? Но почему-то не всем православным этого хочется.
Концепция наших авторов строится на мысли, что «продолжение истории» – это высшая ценность, к которой следует стремиться, а «конец истории» – это беда, которой всеми силами надо стремиться избежать. «История» для них некая самоценность. Это совершенно неправославное мировоззрение.
Конца истории ни при каких обстоятельствах и ни какими способами не удастся избежать. «Откровение» совершенно внятно и однозначно говорит, что история будет иметь свой конец. Неужели кто-то хочет отменить Библию? Православных как-то даже и неловко в этом подозревать. Или, может быть, кто-то хочет отодвинуть конец истории как можно дальше? А зачем? С какой целью? Страшно?
Откровенно говоря, все мы пронизаны страхом «конца истории», прежде всего – личной, то есть страхом завершения собственной земной жизни, и православные от этого не избавлены. Переход в иной мир, в иной план бытия – это очень ответственно, это шаг в неведомое, поневоле тут начнешь побаиваться. Но православные не знают животного ужаса перед концом земного бытия и не могут ставить перед собой задачу продления этого бытия на максимально возможное время. Жизнь – это задание, если задание выполнено – можно уходить, а когда мы его выполним (или окончательно провалим) это известно Богу, и мы Ему доверяем.
Так же история человечества – это задание. Когда люди сделают, всё что смогут, история завершится, потому что в ней больше не будет смысла. Это, конечно, пугает, но так должно быть. Такова Божья воля. Мы знаем, что Бог любит всех людей, и конец земной истории придет тогда, когда для нас же будет лучше. Бывает трудно принять Божью волю, но если мы не будем хотя бы стремиться к этому, так что же в нас православного?
Да и потом – вы посмотрите вокруг себя. Всё идет «по писаниям». Мы видим массовое отступление людей от Бога, что и обеспечит приход к власти Антихриста. Мы видим, что мир стремительно глобализируется, а это тоже обязательное условие установление антихристовой власти. Мы видим появление всё новых и новых технических средств тотального контроля за каждым человеком, а это те самые технологии, которые сделают власть Антихриста возможной. Буквально по всем направлениям мы видим, как человечество идет к глобальной антихристианской диктатуре. Мы не знаем, когда она наступит. Процесс может очень сильно замедлиться, а может очень сильно ускориться. Но вектор очевиден, и движение к финалу, хоть и с неизвестной скоростью, неостановимо. Это не субъективная оценка. Это реальность, предреченная Библией. А кто-то тут у нас хочет повернуть историю вспять, обратно всё разглобализировать, вернуть народы к Богу, и счастливо зажить в новом цветущем многополярном мире? Если бы это предложил неверующий, я сказал бы ему, что он утратил чувство реальности. Если это предлагает верующий, я говорю, что он утратил вкус истинного православия.
Но что же такое «Удерживающий», по-гречески «Кахетон», по-славянски – «Держай». Этот термин, употребленный апостолом Павлом, не имеет в Церкви однозначной трактовки, как не имеют её образы Апокалипсиса. Весьма рискованно строить теорию на субъективной трактовке библейского образа. Надо очень четко различать, где заканчивается учение Церкви, а где начинаются личные представления о прекрасном. В любом случае, каждый фрагмент Библии надо понимать в контексте всей Библии, а поскольку Библия говорит нам, что история некогда имела своё начало и некогда будет иметь свой конец, то и Кахетон ни как нельзя понимать в качестве того, что предотвратит конец истории. Удержит на некоторое время, но не предотвратит.
Как бы ни понимать Кахетон, это в любом случае инструмент Божьего Промысла при помощи которого будет замедленно всеобщее движение к неотвратимому финалу ради спасения некоторого количества человеческих душ, которые иначе не смогли бы спастись.
Рискну представить себе Кахетон при помощи весьма символичной картины из реальной жизни: государь Александр III после железнодорожной катастрофы удерживает на своих плечах крышу вагона, чтобы его близкие успели спастись. Понятно, что это действие возможно лишь на некоторое время. Государь не может, как Атлант, вечно держать крышу на своих плечах.
Так же и Россия в конце истории действительно может сыграть роль Кахетона, но не для того, чтобы история длилась вечно, а … неизвестно для чего. Это тайна Премудрого Промысла. Возможно, духовная ситуация в России в последние времена будет лучше, чем в остальном мире, и это поможет спастись некоторому количеству душ. Но Россия не может вечно держать крышу на своих плечах после всеобщей катастрофы. Нам это не просто не по силам, но в этом и смысла нет.
И всё-таки я приветствую введение в политический словарь таких понятий, как «кахетон» и «аномия». Пусть весь мир катится в ад, а мы должны стремиться в рай. Результат зависит не от нас, от нас зависит выбор вектора.
***
Ещё на рубеже веков диакон Андрей Кураев написал книгу «О нашем поражении». Он сразу начал с главного: «Христианство – едва ли не единственное мировоззрение на земле, которое убеждено в неизбежности собственного исторического поражения. Христианство возвестило одну из самых мрачных эсхатологий: оно предупредило, что в конце концов силам зла будет «дано … вести войну со святыми и победить их» (Откр. 13,7). Евангелие обещает, что врата ада не смогут одолеть Церковь, что Церковь непобедима (Мф 16, 18). Но «непобедимое» не означает обязательно «победоносное». »
Не правда ли, эта мысль слегка шокирует? Но не успеваешь избавиться от шока, как уже понимаешь, что написанное о.Андреем абсолютно бесспорно и даже более того – совершенно очевидно. Тут даже нет ни какой новой мысли, это просто фрагмент основного содержания нашей веры. Таково христианство: уже две тысячи лет оно шокирует своим содержанием даже христиан.
Что, к примеру, нового в словах о.Андрея: «…свой последний выбор человечество сделает в пользу антихриста, а не в пользе Христа». Неужели мы не знали этого раньше? Мы прекрасно знаем, что в конечном итоге земная цивилизация накроется медным тазом, но мы как-то стараемся об этом не думать и жить исходя из необсуждаемой психологической установки, что история будет длиться вечно. Но это ровно постольку, поскольку в каждом верующем сидит немножко безбожника. Безбожники сделали грустный вывод о том, что человек смертен, то есть после смерти он исчезает бесследно. А поскольку душа требует бессмертия, то они придумали верить в бессмертие человечества. Безбожников можно понять, ребятам очень тяжело, но православным должно быть стыдно тешиться такими игрушками.
И что же вы думаете? В Кураева за его «несвоевременные мысли» кто только не бросил камня, включая братьев по вере. О.Андрей потом писал: «Несколько раз я слышал, что православные люди неприязненно отреагировали на мою брошюру «О нашем поражении». Очень уж им хочется, чтобы прежде всеобщего конца была бы дана им возможность поторжествовать». А диакон Александр Лисиков написал ответ под дивным заголовком: «Торжество Православия… а кто-то о своём поражении». Ах, господа, торжество в конце времен будет возможно только вместе с Антихристом, так что, если торжество для вас совершенно необходимо, то вы неизбежно попадете в очень дурную кампанию. А нам оставьте свидетельствовать «о нашем поражении», то есть об историческом поражении христиан.
Мы верим в «Откровение Иоанна Богослова» потому что это слово Божие. Нам не всегда дано понять, почему Бог решил так, а не иначе. Но в данном случае всё вполне понятно, и об этом пишет Кураев: «Смысл – это то, что находится за пределами события. Смысл всегда «вне». Если у истории есть смысл, значит история должна иметь свой предел, иначе у неё не будет того «вне», той цели, которая оправдывала бы собой весь ток истории… Итак, у истории есть Замысел, есть Смысл. Но если мир делает себя закрытым для Замысла, то история кончается. Прекращается движение к Смыслу, за свои пределы… Если мир не стремится за свои пределы – он гниет и исчезает».