Книга Воложин и евреи. История, холокост, наши дни - читать онлайн бесплатно, автор Маргарита Акулич. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Воложин и евреи. История, холокост, наши дни
Воложин и евреи. История, холокост, наши дни
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Воложин и евреи. История, холокост, наши дни

Если говорить о самом дворцовом комплексе, то это были 3 двухэтажных корпуса, выполненные в стиле классицизма [4]:

«развитые портики, искусно прорисованные декоративные элементы, лаконичные обрамления проёмов».

Декор был свободен от излишеств, не было присутствия чего-либо лишнего, наблюдалось органичное сочетание друг с другом всех деталей. Наибольшим изяществом отличался центр здания, элегантно украшенный колоннами и красивой лепниной.

Достопримечательности окрестностей Воложина


Достопримечательности окрестностей Воложина [8]:


Вишнево: усадьба Хрептовичей «Одровонж» (Андривонш) Источник: http://vandrouka.by/2011/vishnevo-usadba-hreptovichey-odrovonzh-andrivonsh/


«Вишнево (22 км) – центр металлургии (XVIII – XIX вв.): костел Марии (1637 – 1641), церковь Святых Козьмы и Демьяна (1865), усадьба Хрептовичей (нач. ХХ в.), дом израильского политика Шимона Переса (род. в 1923 г. в Вишневе), старые христианское и еврейское кладбища.

Раков (40 км): древнее городище, старые католическое, православное, еврейское кладбища, Костел Св. Духа ордена доминиканов – сейчас Спасо-Преображенская церковь (1793 г.), католическая часовня святой Анны на кладбище (1862), костёл Богоматери Святого Розария (1904—1906), склеп-усыпальница Друцких-Любецких (1920 е), этнографический музей и картинная галерея.

Ивенец (31 км) – центр гончарства: костел Михаила Архангела (1702—1705) и монастырь францисканцев, Алексеевский костел (1905 – 1907), Ивенецкая усадьба (ХІХ в.), деревянная синагога (начало ХХ в.), старые католическое и еврейское кладбища, музей традиционной культуры, дом-музей народного мастера, резчика по дереву, художника Аполлинария Пупко».

1.6 Стоит в Воложине посмотреть (посетить). Места памяти. Календарь

Стоит в Воложине посмотреть (посетить)

Стоит в Воложине посмотреть (посетить) [8]:


Воложин, краеведческий музей Источник: http://museums.by/muzei/muzei-g-minska-i-minskoy-oblasti/volozhinskiy-kraevedcheskiy-muzey/


« – Воложинский районный краеведческий музей (ул. М. Горького, 9; тел. +375 177255865; e-mail: muzeyv@mail.ru)

– Воложинский дворцово-парковый комплекс Тышкевичей (1782—1806 гг.), памятник архитектуры классицизма. Сейчас во дворце размещается штаб воинской части. В другом здании дворцового комплекса, Официне, размещено районное отделение милиции и ГАИ. За дворцом вдоль реки простирался шикарный пейзажный парк, сохранившийся лишь частично;

– Костёл святого Иосифа (1816 г.) с брамой-колокольней, памятник архитектуры позднего классицизма. В 1864 г. переделан в православный храм. С 2000-х гг. после реставрации, опять является католическим храмом. Рядом с храмом расположен памятник Иоанну Павлу II. Расположение костела на углу площади у пересечения с главной улицей города делает его заметной доминантой Воложина;

– Церковь Равноапостольных Константина и Елены (1866), памятник деревянного зодчества с чертами ретроспективно-русского стиля;

– здание иешивы (1806 г.);

– историческая городская застройка: городской особняк на бывшем Рынке (южная сторона площади Свободы), жилые дома застройки 1920-х гг. (еврейский деревянный дом начала ХХ в. по ул. Советской, 13 (на дверном косяке сохранился след от мезузы), гарнизонные жилые дома 1920-х гг. на ул. Горького);

– Спасо-Преображенская православная часовня (1850 г.), в 1 км к юго-востоку от города, на кладбище; строилась графом Тышкевичем как кладбищенская католическая каплица для костела бернардинцев, в 1885 г. передана православным».

Места памяти

Места памяти [8]:


Еврейское кладбище в Воложине. Источник: https://www.youtube.com/watch?v=2ik8cCbKahY

« – еврейское кладбище – размещается практически в центре города. В 1990-е гг. на средства зарубежных еврейских организаций была приведена в порядок территория еврейского кладбища и реставрированы памятники. На кладбище находятся могилы основателя воложинской иешивы, раввина Хаима Воложинера, и других известных воложинских раввинов, а также братские могилы евреев Воложина, расстрелянных в годы Второй мировой войны.

– памятник узникам гетто – Поповка (микрорайона города), около Подножия горы Высокой, где в сентябре 1942 г. было расстреляно около тысячи человек

– памятник на могиле евреев, убитых в октябре-ноябре 1942 г. на городском стадионе (100—220 стариков, женщин и детей). Весной 2015 г. вокруг был посажен парк.

– памятник на месте третьей акции уничтожения 200—300 евреев в августе 1942 г. Согласно сведениям из книги «Volozhin. The city, its people and the «ETZ HAYIM» Yeshiva» (Tel-Aviv, 2004.) в 1987 г.»

Календарь

Календарь [8]:


Воложин сегодня. Источник: http://taxivminske.by/taxi?d=Volozhin


«Конец XIV в. – первые письменные упоминания о Воложине в немецких хрониках: крестоносцы, проходя через поселение, называли его «Флосшейн» или «Влошин».

1407 г. – великий князь литовский Витовт выдал привилей на владение Воложином старосте виленскому Войцеху Монивиду

1413 г. – согласно Городельской унии Воложин вошел в состав Виленского воеводства Великого княжества Литовского

1507 г. – Воложин в составе Новогрудского воеводства, центр Воложинского староства

В начале XVI в. – Воложином владел А. Гаштольд, с 1542 г. – великий князь литовский и король польский Сигизмунд I Старый, с 1567 г. – его сын Сигизмунд II Август, с 1567 г. – Николай Радзивилл Рудый, с 1614 г. – Александр Служка

1551 г. Воложин – местечко в Ошмянском повете Виленского воеводства

Середина XVI в. – первые сведения о евреях в Воложине

1681 г. – основание бернардинского костела и монастыря со школой (ликвидированы в 1864 г.)

1710 г. – Служки построили деревянную униатскую церковь.

1713 г. – Воложин переходит во владения воеводы полоцкого Владислава Доенгофа, с 1730-х гг. – князей Чарторийских, в конце XVIII в. Воложин вновь принадлежал Радзивиллам, которые продали его Чарторийским

1793 г. – в Российской империи, местечко Ошмянского уезда Виленской губернии

1803 г. – Воложин купил граф Иосиф Тышкевич, который перестроил дворцово-парковый ансамбль и основал костёл святого Иосифа

1803 – основание иешивы Хаимом Воложинером

1806 – возведено здание иешивы

1863 – 1864 гг. – участие жителей Воложина в антироссийском восстании: по следствию проходили 22 чел., из них 2 еврея

1864 г. – основано трёхклассное народное училище

1866 г. – построена деревянная православная церковь равноапостольных Константина и Елены

Февраль—декабрь 1918 г. – оккупирован немецкими войсками, вошел в провозглашенную в условиях оккупации Белорусскую Народную Республику

В 1921—1939 гг. – в составе Польшы, центр повета в Новогрудском воеводстве

1929 г. – получил статус города

17 сентября 1939 г. – в составе БССР

25 июня 1941 – 5 июля 1944 г. – оккупирован немецкими войсками

С 1965 г. – районный центр

2009 г. – согласно переписи населения в Воложине проживает 11,1 тыс. чел., из них 22 еврея»

II Воложин еврейский

«Почти все в истории Воложина связано с евреями, которые в XIX начале XX века составляли большинство населения этого города». (В. М. Пучков

Научный сотрудник Воложинского районного краеведческого музея)

[9]

2.1 Появление в Воложине евреев и их расселение. Антисемитизм в шестнадцатом и семнадцатом столетиях

Год за годомВсе дороже мнеЭтот город, что сердцу мил.Я последний еврей в ВоложинеИ меня зовут Самуил.(Александр Городницкий)Появление в Воложине евреев и их расселение

Жители Воложина. Источник: https://www.radzima.net/ru/image_miejsce/wolozyn_1.html?id_galley=275


Проживание евреев в Воложине происходило с шестнадцатого столетия (с его середины).

В шестнадцатом столетии по Европе прокатился ужасный антисемитизм. Евреи уничтожались физически, их вырезали, топили и сжигали заживо. Им пришлось поэтому эмигрировать, они в массовом порядке покидали немецкие города, направляясь в Литву, Польшу и Беларусь. Среди эмигрантов можно было встретить как хорошо обеспеченных материально евреев, так и малоимущих еврейских бедняков.

На территории ВКЛ произошло появление литваков, особенной этнографической группы среди европейских евреев, у которых наблюдалось возникновение своего северо-восточного диалекта языка идиша, своих традиций и отдельных бытовых нюансов.


Евреи-литваки. Источник: http://edufuture.biz/index.php?title=Вплив_аграрної_реформи


Евреи пользовались покровительством со стороны крупных землевладельцев, и данные землевладельцы содействовали их поселению с шестнадцатого столетия в принадлежавших им имениях.

Год 1567-й. С данного года собственником Воложина являлся канцлер Великого княжества литовского Рудой Николай Радзивилл, при котором в городе происходило расселение первых евреев.

Если говорить о первых захоронениях на еврейском воложинском кладбище, то они имеют отношение к шестнадцатому столетию (к его середине). К данному периоду у еврейского городского населения произошло оформление кагала, являвшегося общинной формой самоуправления, способствовавшей окончательной изоляции евреев от других местных жителей.

На кагалах лежала ответственность за сбор с общины налогов, они также занимались исполнением административных функций. Высшим и главным должностным лицом в кагале и его духовным главой являлся раввин.

Год 1551-й. Данный год явился годом получения Воложиным статуса местечка, относившегося к Виленскому повету Виленского воеводства.

Под местечком принято понимание поселения, приближенного к городскому, в котором наблюдается преобладание в численности всего населения доли евреев. Если же говорить о понимании местечка в еврейском ежедневном обиходе, под ним подразумевается своеобразие еврейской культуры быта, религиозно-культурная обособленность евреев и духовно-социальная автономия общины. Небольшие по размерам местечки обычно называли штетлами. Штетлом, по сути, и был Воложин.

Когда в период 1565-го-1566-го г.г. произошла административная реформа, Воложин оказался в Ошмянском повете Виленского воеводства.


Антисемитизм, развернутый в шестнадцатом и семнадцатом столетиях


Источник: http://present5.com/palestino-izrailskij-konflikt-podgotovila-studentka-gruppy-kob-1-10/


Когда было время 2-й половины шестнадцатого столетия – 1-й половины столетия семнадцатого, имело место развертывание в Речи Посполитой антисемитской кампании. В ряде городов прошли еврейские погромы. Для литовских евреев спокойные времена завершились.

Огромнейшие беды евреям Воложина принесли [9]:

«московские войска воеводы Я. Черкасского в 1655 году во время ожесточённой войны 1654—1667 годов между Москвой и Речью Посполитой».

2.2 Еврейский Воложин времени от 2-й половины 16 в. до конца 18.в. Девятнадцатое столетие

Еврейский Воложин времени от второй половины шестнадцатого до конца восемнадцатого столетия


Вторая половина шестнадцатого столетия. В городе в данное время организовывались раз в неделю торги, на них происходила купля/продажа продукции сельскохозяйственной и изделий ремесленников.

Начало столетия семнадцатого. В данное время Воложин [9]:

«это рыночная площадь и три исходящие от неё улицы – Виленская, Сморгонская, Менская».

Год 1690-й. В данном г. в Воложине было восемьдесят три двора.

Период конца семнадцатого столетия – начало столетия восемнадцатого. В данный временной период Воложин являлся центром староства.


Шведские и русские войска. 1708-й год. Источник: https://places.by/2017/04/20/dvorets-grafov-tyshkevichej-volozhin/


Год 1708-й. В данном году произошло сожжение города и разграбление его шведами. Однако после этого Воложин снова превратился в приличный город [9]:

«Уже в следующее десятилетие в Воложине насчитывается 107 дворов, 5 улиц (Виленская, Сморгонская, Менская, Кривая,

Тыльная)».

Год 1738-й. С данного г. Воложин стал собственностью Чарторыйских.

В соответствии с данными инвентаря (год 1740-й) [9]:

«в Воложине – 139 дворов, из них еврейских – 36 (26%)».

Некоторые из воложинских евреев занимались сельскохозяйственным трудом. К примеру [9]:

«Шмуйло Якубович Дубинский имел в пользовании 5 моргов сенокосных и 4 морга аромных (т.е. пашенных). На все 36 еврейских дворов в местечке приходилось около 14 моргов аромных и около 16 моргов сенокосных. Однако главными способами зарабатывания средств к существованию у воложинских евреев были торговля и ремесло. Среди евреев были портные, кожевенники, кузнецы, сапожники, мастера по обработке бронзы, красильщики, плотники, шапочники, шорники, мыловары, парикмахеры, жестянщики и другие».

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги