Часть 1
Аура 1965 года
И опять события этого года связаны с новым этапом освоения космоса.
Человек в Космосе! Леонов вышел в космос.
А началось всё, как обычно с уже установившимся этикетом.
Городок космодрома: аккуратные дома, асфальтированные дорожки, молодые тополя, которые кланяются прохожим, подгоняемые ветром, дующим из степи. Дни перед стартом у всех космонавтов заполнены занятиями и тренировками. А те, кто готовится в этот раз полететь в космос, ездят на стартовую площадку посмотреть, как трудится многочисленный отряд специалистов, готовя корабль к полёту.
День старта приближается. Утром – заседание Государственной комиссии. За длинным зелёным столом – учёные, конструкторы корабля и ракеты, ну и конечно же – космонавты. Член Государственной комиссии докладывает о готовности космонавтов к полёту. Он называет фамилии командиров корабля и их дублёров. На этот раз на корабле «Восход-2» полетят – ЛЕОНОВ и БЕЛЯЕВ. Звучат тёплые напутственные слова. Командир корабля произносит взволнованные слова, благодарит за доверие, говорит, что они приложат все силы, знание и умение, чтобы с честью выполнить почётное задание партии и народа… Леонова и Беляева с разрешения Государственной комиссии приглашают для беседы и предварительного заполнения документов, предусмотренных спортивным комплексом ФАИ. Им рассказывают о порядке регистрации всех, необходимых данных на старте и в местах приземления. Заполняются карточки общих сведений о космонавтах.
В этот же день на стартовой площадке проходит традиционный митинг. Около ракеты собрались члены Государственной комиссии, Главный конструктор, учёные, инженеры, рабочие, космонавты. В центре – Леонов, Беляев и их дублёры. Руководитель стартовой команды докладывает о полной готовности космического корабля «Восход-2» к полёту. Выступают те, кто сделал всё, для того, чтобы полёт и приземление прошли отлично. Космонавты благодарят стартовую команду и говорят, что готовы выполнить задание Коммунистической партии и Советского правительства…
После митинга несколько человек идут к лифту, поднимаются на вершину ракеты, к кабине космического корабля. От имени конструкторов, инженеров, техников, рабочих, стартовой команды Главный конструктор передаёт «Восход-2» командиру – Беляеву Павлу Ивановичу и второму пилоту – Леонову Алексею Архиповичу. Беляев и Леонов остаются ночевать в том самом домике, где перед полётами ночевали предыдущие командиры кораблей. С ними остаются врачи, а все остальные возвращаются в город.
Утром, после зарядки и завтрака, начинается нелёгкая процедура облачения в космические доспехи: сперва – специальный костюм, потом – скафандр, белый гермошлем с алыми буквами – СССР, поверх скафандра – шелковый оранжевый комбинезон. Тщательно проверяется правильность подгонки одежды. В этом громоздком одеянии, похожие на двух огромных необычных русских медведей, они неуклюже влезают в автобус. Ехать недолго. Автобус останавливается. Космонавты выходят и докладывают: – Товарищ председатель Государственной комиссии, космонавт Леонов к полёту готов!. За ним рапортует и второй космонавт – "……….космонавт Беляев к полёту готов!". Короткое прощание. На площадке перед лифтом – ещё раз произносятся проникновенные слова, обращенные к советскому народу. Лифт уносит космонавтов вверх. Площадка пустеет…
Ракета, освобождается от ажурных металлических опор… Пуск!
Как взрыв – вспыхивает яркое пламя и оглушающий гул. Ракета отрывается от стартового устройства. Движется сначала медленно, потом всё быстрее и быстрей, скрываясь в бездонном небе.
Леонов Алексей Архипович родился 30 мая 1934 года. в селе Листвянка (ныне Тисульского района Кемеровской области), был восьмым (из девяти) ребёнком в семье. В 1937 году, вместе с матерью, переехал в Кемерово, учился в школе. В 1947 году они переехали по месту работы отца в город Кёнигсбург (Калининград). Окончил в 1953 году Калининградскую школу. В 1955 году окончил 10-ую военную авиационную школу первоначального обучения лётчиков в Кременчуге, куда поступил по комсомольскому набору. В 1957 году окончил Чугуевское военное авиационное училище лётчиков (ВАУЛ).
В 1960 году был зачислен в первый отряд советских космонавтов.
В 1960–1961 г. г. был слушателем курсов в Центре подготовки космонавтов.
В селе Листвянка жил дед Леонова, сосланный царским правительством за участие в революции 1905 года. Сюда, в разное время съехались с Донбасса родители Алексея – вначале мать, а после окончания Гражданской войны и отец. Донецкий шахтёр Архип Леонов стал в сибирском селе председателем сельсовета. В 1936 году отца репрессировали, в 1939 году он был реабилитирован.
Семья.
Отец – Леонов Архип Алексеевич.
Мать – Леонова (Сотникова) Евдокия Минаевна, учительница.
Супруга – Леонова Светлана Павловна.
Дочь – Леонова Виктория Алексеевна (1962 года рождения).
Дочь – Леонова Оксана Алексеевна (1967 года рождения).
Леонов 18–19 марта 1965 года совместно с Павлом Беляевым совершил полёт в космос в качестве второго пилота на космическом корабле – "Восход-2".
В ходе этого полёта Леонов совершил первый в истории космонавтики выход в открытый космос продолжительностью 12 минут 9 секунд.
В процессе полёта впервые в мире Леонов вышел в открытое космическое пространство, удалился от космического корабля на расстояние до пяти метров и провел вне шлюзовой камеры в открытом космосе 12 минут 9 секунд.
Во время выхода Леонов проявил исключительное мужество, особенно в нештатной ситуации, когда разбухший космический скафандр препятствовал возвращению космонавта в космический корабль. Войти в шлюз Леонову удалось, только стравив из скафандра излишнее давление.
Вот как это он сам описывает случившееся: – "На Земле мы проводили испытания в барокамере при вакууме, соответствующем высоте 60 км… В реальности, когда я вышел в открытый космос, получилось немного по другому. Давление в скафандре – около 600 мм., а снаружи – 10 -9. Такие условия на Земле смоделировать было невозможно. В космическом вакууме скафандр раздулся, не выдержали ни рёбра жесткости, ни плотная ткань. Я, конечно, предполагал, что это случиться, но не думал, что настолько сильно. Я затянул все ремни, но скафандр так раздулся, что руки вышли из перчаток, когда я брался за поручни, а ноги – из сапог. В таком состоянии я, разумеется, не мог втиснуться в люк шлюза. Возникла критическая ситуация, а советоваться с Землёй было некогда. Пока бы я им доложил… Пока бы они совещались… И кто бы взял на себя ответственность? Только Паша Беляев это видел, но ничем не мог помочь. И тут я, нарушая все инструкции, и не сообщая на Землю, перехожу на давление 0,27 атмосфер. Это второй режим работы скафандра. Если бы к этому времени у меня не произошло вымывание азота из крови, то закипел бы азот – и всё…гибель. Я прикинул, что уже час нахожусь под чистым кислородом и кипения быть не должно. После того, как я перешел на второй режим, всё «село» на свои места. На нервах сунул в шлюз кинокамеру и сам, нарушая инструкцию, пошел в шлюз не ногами, а головой вперёд. Взявшись за леера, я протиснул себя вперёд. Потом я закрыл внешний люк и начал разворачиваться, так как входить в корабль всё равно нужно ногами. Иначе я бы не смог, ведь крышка, открывающаяся внутрь, съедала 30 % объёма кабины. Поэтому мне пришлось разворачиваться (внутренний диаметр шлюза – 1 метр, ширина скафандра в плечах – 68 см.). Вот здесь была самая большая нагрузка, у меня пульс дошел до 190. Мне всё же удалось перевернуться и войти в корабль ногами, как положено, но у меня был такой тепловой удар, что я, нарушая инструкции, и не проверив герметичность, открыл шлем, не закрыв за собой люк. Вытираю перчаткой глаза, а вытереть не удаётся, как будто на голову кто-то льёт"…
Продолжительность полёта – 1 сутки 2 часа 2 минуты 17 секунд.
За успешное осуществление полёта и проявленные при этом мужество и героизм подполковнику Леонову Алексею Архиповичу 23 марта 1965 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".
В 1965 1969 годах Леонов входил в группу советских космонавтов, готовившихся по советским программам облёта Луны Л1 «Зонд» и посадки на неё ЛЗ.
30 мая Алексею Архиповичу Леонову исполнилось 85 лет. Почти мой ровесник. Историю его полёта помню в деталях. Их всего – первых Героев – космонавтов мы знаем нескольких: Гагарина, Терешкову, Титова, Леонова и ещё нескольких, в том числе и – отдавших жизнь – космосу. Остальные покоряли небо уже по «проложенным тропам…».
В отличие от рассказов о других космонавтах и о других полётах, историю Алексея Архиповича знают все во всех подробностях от него самого.
Кадры, снятые в 1965 году о выходе Леонова в космос производят впечатление более сильное, чем все остальные фантастические блокбастеры на космическую тему.
Но мне ярче всего запомнились нарисованные им картины. На них – буйство космических красок.
Рядом с местом гибели Гагарина, в деревне Новосёлово Владимирской области есть храм, в основу росписи которого положены Леоновские эскизы. Леонов сам долго помогал в реставрации старой церкви, теперь превращённый в храм – памятник космонавтам. На восстановленной колокольне – 9 колоколов, отзванивающих память девяти погибшим космонавтам.
Леонов – Человек с именем – Герой своего времени.
Почему – своего? Потому что есть – то, «наше» время, когда мы были все – патриотами и не названными героями советской страны.
Годы пролетели. Лихие 90-е всё поломали, развалили и собрали новый пазл, где в отличие от старого – детальки стали несоразмерными. Часть старых деталек за старостью лет – выброшены, порой и следов не найдёшь. А новые – выполнены по новым лекалам, больших размеров, потому они со старыми не стыкуются и торчат над старыми, задавливая их своей величиной.
К чему я это всё говорю?
Для меня всё, что было в старое – «моё» время, является моим прошлым, истинно – моим.
В юбилейный для Леонова год мне захотелось узнать – как поживает один из шестидесятников, которые уходят в иные миры сегодня шеренгой, один за одним – почти ежедневно…
Узнаю, что он уехал в США, говорят – на лечение.
Оказывается ещё – в начале 90-х он стал банкиром. В настоящее время – советник первого заместителя председателя совета директоров «Альфа-банка»…
А дальше – не хочу собирать сюда слухи о причинах истинного отъезда Леонова в Америку. Я запомнила его таким светлым и героическим, что хочу, чтобы в моей памяти он таким и оставался.
На государственной комиссии после полёта прозвучал самый короткий в истории космический доклад: "В открытом космосе жить и работать можно"…
В космосе – да… Можно жить и после жизни на земле.
А на земле живём столько, сколько нам отпущено Богом.
Сегодня, 11–го октября 2019 года, когда я продолжаю перед публикацией редактировать написанное, умер Алексей Архипович Леонов.
В этом году ему исполнилось 85 лет.
Павел Беляев, летавший вместе с Леоновым родился 26 июня 1925 года в селе Челищево Рослятинского района Северо-Двинской губернии (ныне Бабушкинский район Вологодской области). В 1942 году окончил 10 классов средней школы, и июня 42-го по май 1943 года работал сначала токарем, а потом приёмщиком готовой продукции завода № 105 в городе Каменец-Уральский Свердловской области.
В 1943 году добровольно вступил в ряды Советской Армии и был направлен в Ейское военное авиационное училище лётчиков, которое в 1943–44 годах размещается в городе Сарапул Удмурдской АССР. Училище окончил в 1945 году. Лётчиком-истребителем участвовал в советско-японской войне (август-сентябрь 1945 года), затем проходил службу в частях Военно-воздушных сил СССР. В 1959 году окончил командный факультет Краснознаменной Военно-воздушной академии в Монино (ныне имени Ю. Гагарина).
В 1960 году был зачислен в отряд космонавтов (1960 Группа ВВС № 1). Проходил подготовку к полётам на кораблях типа «Восток» и "Восход".
В начале первых тренировок случилось несчастье. Во время парашютного прыжка, в момент приземления, Павел Иванович сломал ногу. Перелом оказался сложный – двухсторонний. Инструктор, чемпион мира по парашютным прыжкам Николай Константинович Никитин, схватился за голову: из немногочисленной группы космонавтов выбывал один из самых надежных, и, пожалуй, выбывал навсегда. Врач, лечивший Беляева, сказал – "Буду откровенен. Пожалуй, навсегда отлетался Павел Иванович… Не видать ему больше истребителей…".
Летчик не желал стать инвалидом, не хотел оставаться калекой. Все в нем протестовало, все его усилия были подчинены одной цели – остаться в строю космонавтов. Хирурги утверждали: нужна операция, только она спасёт ногу, но летать уже не придётся. Павел спросил – "А есть другие пути?" – "Да, есть. Но это рискованно, и нельзя поручиться за результаты". – "Тогда пойдём на риск", – решительно заявил Павел Беляев. Это была самая настоящая пытка. Сломанные кости срастались под нагрузкой. Так, помнилось Павлу, давным-давно отец его Иван Парменович, деревенский фельдшер лечил своих односельчан.
Сначала повреждённая нога испытывала нагрузку тела, а затем всё возрастающий вес гимнастических гантелей. Процесс заживления проходил медленно, и Беляеву так и не удалось побывать на старте «Востока» и проводить в космос Юрия Гагарина. Но когда в полёт пошел «Восток-2», он вместе с Алексеем Леоновым уже был на космодроме и пожелал счастливой орбиты Герману Титову. Мужеству и силе воли Павла Беляева можно только позавидовать…
Семейное положение.
Отец – Беляев Иван Парменович, воевал в первую мировую войну и на Халхин-Голе. Последние годы работал заведующим поликлиникой на станции Баландино Челябинской области.
Мать – Беляева (Кудрявцева) Аграфена Михайловна, домохозяйка.
Сестра – Беляева Евгения Ивановна, учительница начальных классов на станции Чурилово Челябинской области.
Сестра – Младенцева (Беляева) Антонина Ивановна, работала старшим кассиром на железной дороге.
Сестра – Беляева Зоя Ивановна, работала дежурной по станции в Челябинской области.
Брат – Беляев Валерий Иванович, работал инженером-конструктором оборонного предприятия в городе Свердловск-40, затем жил отшельником в лесу Челябинской области.
Сестра – Беляева Алевтина Ивановна, работала на станции Голутвин Московско-Рязанской железной дороги.
Жена – Беляева (Приказчикова) Татьяна Филипповна, работала директором музея ЦПК имени Гагарина в Звёздном городке.
Дочь – Беляева Ирина Павловна, работала м. н. с. На экономическом факультете МГУ.
Дочь – Беляева Людмила Павловна, работает библиотекарем в технической библиотеке ЦПК имени Ю. Гагарина.
18–19 марта 1965 года Беляев совершил космический полёт в качестве командира корабля «Восход-2». Во время полёта второй пилот корабля А. А. Леонов совершил первый в мире выход в открытый космос.
При посадке корабля «Восход-2», из-за отклонений в работе системы ориентации корабля на Солнце, П. И. Беляев вручную сориентировал корабль и включил тормозной двигатель. Эти операции были выполнены впервые в мире. В результате "Восход совершил посадку в нерасчётном районе, в 70 км. западнее города Соликамска Пермской области. В сообщении ТАСС это называется посадкой в "запасном районе", который на самом деле является глухой пермской тайгой. Две ночи космонавтам пришлось провести одним в диком лесу при сильном морозе. Только на третий день к ним пробились по глубокому снегу спасатели на лыжах. Они вынуждены были рубить лес в районе посадки «Восхода», чтобы расчистить площадку для приземления вертолёта.
За успешное проведение полёта Беляеву Павлу Ивановичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".
Как-то так получилось, в одной из наших книг мы уже писали о полёте Гагарина и причинах его гибели.
Сегодня на эту проблему мы взглянем глазами Леонова, и приведём его суждения по этому вопросу, высказанные им самим.
Долго никто точно не знал, что погубило первого космонавта планеты.
Для расследования причин катастрофы была создана Государственная комиссия. Отчёт составил 29 томов и был засекречен.
Официального заключения специальной комиссии по расследованию катастрофы 27 марта 1968 года так и не последовало.
Советский космонавт, первый человек, вышедший в открытый космос, Алексей Леонов рассказал о причинах смерти Юрия Гагарина.
По мнению Леонова, официальная версия не правдива. В том, что МиГ-15 Гагарина потерпел крушение, виновата не стая гусей, которая по официальной версии, помешала пилоту, а самолёт, летевший не на своей высоте.
" – Это заявление для кого угодно, но только не для специалистов" – однозначно заявил Леонов, комментируя официальную версию.
27 марта 1968 года, Юра вместе с Володей Серёгиным полетели на МиГ-15 с Чкаловского аэродрома в район испытательных полетов, – рассказывает Леонов. В этот день на Чкаловском аэродроме не работал локатор высоты, поэтому район испытательных полётов делили между нашими и Жуковским аэродромом. «Жуковские» должны были летать на СУ до 10 тысяч метров сверху, а мы до 10 тысяч метров снизу. Высота полёта МиГа Гагарина была 4000 метров. Я в тот момент находился на аэродроме Киржач Владимирской области, руководил парашютными сборами. Шел дождь с огромными хлопьями снега. Мы стояли на КПП и ждали, что, может быть, погода наладится, и тут я услышал в небе два «взрыва» разгонов двигателей сверхзвукового самолёта с интервалом в 1,5 секунды".
Вскоре Леонову поступила команда вернуться в Чкаловский аэродром, что в 80-и километров от Киржача. Пока летели, постоянно Земля запрашивала позывной Гагарина. Он молчал. Звал его в эфире и Алексей Леонов, Гагарин молчал. Когда прибыли на место, инженер полка доложил, что 45 минут, как у самолёта Гагарина и Серёгина кончилось топливо, и он на базу не вернулся.
" – Я побежал на КПП Чкаловского, где уже собиралось командование, – рассказывает Леонов. Страшно сказать, но всей нашей группе одновременно показалось, что услышали снова один за другим взрывы разгона двигателей сверхзвукового самолёта именно в том направлении, где, как позже выяснилось, произошла катастрофа. Запросили Киржач, откуда сразу на поиски отправили вертолёт и вскоре пилот сообщил, что видит в лесу у деревни Новосёлово выброс земли и клубы пара.
В тот же день мы все выехали на место катастрофы. Почти сразу, на месте падения МиГ-15, наша команда обнаружила останки Серёгина, обрывок его демисезонной куртки. От Гагарина остался один планшет и всё, больше ничего. Мы подумали, что он катапультировался, и всю ночь два батальона прочесывала местность в поисках Юры, но ничего не нашли. Обрывок куртки Гагарина обнаружили только утром. От обоих летчиков остались лишь фрагменты тел уместившиеся в одно эмалированное ведро. Двигатель самолёта прошел через них, и, когда я посмотрел на то, что осталось, то увидел лишь часть плеча и родинку Гагарина. Накануне, мы с Юрием Гагариным в гостинице «Юность» ходили к знакомому парикмахеру Игорю, который и сейчас там работает. Игорь в тот момент постригал Юру, а я ему сказал: – "Смотри не срежь у него на шее родинку". А он мне ответил – "Я уже 10 лет стригу Юрия Алексеевича, так что не беспокойтесь". И когда я узнал эту родинку, то понял – всё, надежды нет, Юра, действительно погиб".
Анализы останков показали, что алкоголя в крови обоих лётчиков не было. Не было в крови и адреналина, что свидетельствует о том, что лётчики находились в сознании. Расшифровки приборов показали, что летчики пытались вывести самолёт из штопора.
" – Самолёт шел под углом 75 градусов с небольшим креном, – вспоминает Леонов. – Самолёт не воткнулся в землю, он был на выводе из штопора, и лётчикам не хватало всего 1,5–2 секунды, чтобы спастись".
Леонов утверждает, что 20 лет боролся за право рассказать правду о гибели великого космонавта Юрия Гагарина. Теперь это позволили ему это сделать, однако, при одном условии: – "Мне дали возможность объявить об истинной причине при условии, что я не назову имя лётчика, которому сейчас за 80 лет, и состояние его здоровья весьма тяжелое. Я дал слово, что не назову" – заключил Леонов.
Недавно, по его словам, он был допущен к недоступным ранее документам комиссии, расследовавшей гибель первого космонавта планеты. Теперь стала понятна реальная причина аварии, приведшей к гибели двух Героев Советского Союза – космонавта и командира летного полка.
Подробнее об этом рассказывается в специальном интервью Алексея Леонова телеканалу R T.
Маневр, привёдший к срыву самолёта с экипажем Серёгина-Гагарина в штопор, совершил истребитель Су-15, взлетевший с подмосковного аэродрома Жуковский и несанкционированно находившийся в том же районе, заявил журналистам космонавт Алексей Леонов со ссылкой на рассекреченные данные.
Первоначальный и единственный вывод комиссии был таков: самолёт сделал резкий маневр, уходя от постороннего предмета в воздухе, то ли от стаи гусей, то ли от шара-зонда и в результате столкнулся с землёй.
"На самом деле всё было по-другому. 27 марта 1968 года во время пилотируемого самолёта Серёгин – Гагарин в этом же районе несанкционированно оказался другой самолёт – Су-15, выполнявший полёт с аэродрома Жуковский. При этом летчик нарушил режим, спускаясь до высоты 450 метров. Я это знаю, так как я был рядом, сам слышал сверхзвук и беседовал со свидетелями.
На форсаже самолёт ушел на свой эшелон и на расстоянии 10–15 метров в облаках, пройдя рядом с Гагариным, перевернул его самолёт, вогнав в штопор, вернее, в глубокую спираль на скорости 750 километров в час. Самолёт Гагарина совершил полтора витка и на выводе из штопора столкнулся с Землёй" – рассказал Алексей Леонов.
Леонов отметил, что его рассуждения подтверждены документально, его очень расстраивал тот факт, что комиссия, зная правду, делала вид, что всё было иначе. Он очень хотел, чтобы семья Гагарина знала правду о его гибели.
Кроме того, Леонов винит в трагедии наличие подвесных топливных баков, которые затрудняли маневры самолёта.
"Тайны в этом нет, а есть разгильдяйство и нарушение режима полётов, но меня огорчает другое, что люди, работавшие в комиссии, в том числе и Каманин, знали правду, но делали вид, что это не так. Я хотел бы, чтобы и семья Гагарина знала правду о гибели" – пояснил космонавт.
В записях комиссии, которые писал Леонов собственноручно, всё было чётко зафиксировано и засвидетельствовано. В том числе и реактивные «взрывы» СУ-15 с интервалом 1,5–2 секунды. Но, когда Леонов увидел документы после расследования, то удивился, обнаружив в них то, что никогда не писал. Например, как утверждает Леонов, те же интервалы «взрывов» увеличились до 15–20 секунд. Исчезла одна запятая, которая меняла всё в корне, и говорила о том, что реактивный самолёт находился далеко от самолёта Гагарина-Серёгина.
" – Погубило экипаж Гагарина-Серёгина наше русское разгильдяйство – уверен Алексей Леонов. – Высокие чины ВВС не говорили тогда и не говорят сейчас об истинных причинах гибели Гагарина. Я много раз просил назвать имя того лётчика, нарушившего высоту полёта своего самолёта и сгубившего жизнь Гагарина. Ведь, вычислить, кто был в небе в тот момент – элементарно. Однако, всё засекретили".
Оно и понятно. Не трудно представить, как бы выглядела наша авиация и, что могло произойти с тем лётчиком, который хоть и не умышленно, из-за халатности спровоцировал катастрофу, погубившую Гагарина, человека, который был любимцем всех землян. Но, по мнению Леонова, имя этого лётчика станет известно после его смерти…
В этом, 1965 году отмечалось 20-летие Победы в Великой отечественной войне. После 1945 года, впервые этот праздник отмечался так торжественно. На Красной площади состоялся военный парад. Москве присвоили высокое почётное звание «Города-Героя» и Леонид Брежнев приколол к знамени Москвы орден Ленина и медаль "Золотая Звезда".
В этом году были и такие приятные события, как – присуждение главного приза Московского кинофестиваля картине "Война и мир" режиссера Сергея Бондарчука Нобелевская премия была присуждена автору "Тихого Дона" и "Поднятой целины" Михаилу Шолохову.
В МИРЕ17 января – Запуск американской автоматической межпланетной станции «Рейнджер-9» с целью доставки на лунную поверхность контейнера с оборудованием при условии жесткой посадки и передачи телевизионного изображения лунной поверхности при подлёте к Луне.
25 января – украинский диссидент Иосиф Слипый, отсидевший 18 лет в советских лагерях, избран в Ватикане кардиналом и главной Украинской греко-католической церкви.
07 февраля – После нападения северо-вьетнамских войск на американские объекты в Южном Вьетнаме, американская авиация наносит бомбовый удар по территории Северного Вьетнама. Повторные атаки на американские объекты приведут к регулярным бомбардировкам Северного Вьетнама. Американской авиацией. 08 марта – 3500 американских морских пехотинцев высадились в Южном Вьетнаме. А 29 июня американские войска впервые провели первую наступательную операцию против северо-вьетнамских войск.