Книга Международные организации и их роль в решении религиозных конфликтов - читать онлайн бесплатно, автор Светлана Петровна Шорохова
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Международные организации и их роль в решении религиозных конфликтов
Международные организации и их роль в решении религиозных конфликтов
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Международные организации и их роль в решении религиозных конфликтов

Е.В. Афанасьева, З.Р. Битиева, Б.А. Чернышов, С.П. Шорохова

Международные организации и их роль в решении религиозных конфликтов

Часть 1. Общая характеристика организаций и групп стран Ближнего Востока, взаимодействующих с западноевропейскими церковно-общественными организациями в оказании помощи христианам, пострадавшим в религиозных конфликтах

1.1. Значение и значимость западноевропейских инициатив церковно-общественных организаций и групп для преследуемых христиан Ближнего Востока

Притеснения и преследования христиан на Ближнем Востоке неуклонно возрастают с самого начала третьего тысячелетия, но особенно угрожающим это стало в настоящее время.

В последнее время мир стал свидетелем множества злодеяний, совершённых крупными террористическими группами, самой известной из которых является ИГИЛ-ДАИШ. Христиане вынуждены мигрировать в безопасные места на Ближнем Востоке – в Иорданию и на территории, контролируемые региональным правительством Курдистана в Ираке и Ливане.

Сегодня общая христианская община на Ближнем Востоке насчитывает в порядке от 7,5 до 15 миллионов человек1, наибольшее количество которых проживает в Египте, Сирии и Ливане. Эти цифры постоянно растут из-за огромных волн вынужденной миграции.

За последние несколько десятилетий доля христиан на Ближнем Востоке неуклонно сокращается. В конце двадцатого века они составляли приблизительно 20 процентов общего населения региона. На сегодняшний день, по оценкам специалистов, их осталось около 5 процентов. Тенденции таковы, что в недалёком будущем здания христианских церквей из мест поклонения могут превратиться в музеи2, что вызывает серьезную обеспокоенность во всём мире.

В Ираке и Сирии христиане относятся к тем, кто наиболее пострадал от преступной группировки ДАИШ. Многие исповедующие веру Христову были убиты или изгнаны из своих домов.

Ближневосточные христиане и раньше, еще до появления организованного террористического движения, подвергались преследованиям со стороны исламистов. В своих странах они всегда жили с пониманием того, что будут гонимы.

Политологи, проводившие исследования в этой области, пришли к выводу, что христиане особенно уязвимы также потому, что большинство из них живёт в стратегических районах и тех провинциях, где идут тяжёлые бои. Оказавшись в условиях, невозможных для безопасного проживания, многие вынуждены переселяться. Вынужденной миграцией называется территориальное перемещения людей, которые покидают место своего жительства вследствие того, что в отношении них или членов их семей совершено насилие или преследование, а также из-за сложившихся чрезвычайных обстоятельств, имеющих экономический, природный, техногенный характер3.

Ради безопасности близких большое количество христиан навсегда покинуло свои дома. Некоторые из них не хотят уезжать из родных мест несмотря ни на что, говоря: «Это моя страна, и я не желаю уходить», «Если я должен умереть, по крайней мере, я умру здесь, в своем доме». Для преследуемых экстремистами христиан это большая проблема, и все они стоят перед выбором, на который, безусловно, сильно влияет постоянно ухудшающаяся обстановка и страх за судьбу детей4.

На Ближнем Востоке христиане представляют собой значительную группу с глубокими корнями. Поэтому вопрос о том, как наиболее эффективно противостоять насильственному экстремизму и политически победить террористические силы и радикальные идеологии, подрывающие общую стабильность и процветание в регионе, является одним из главных для правительств и для различных групп и организаций на Ближнем Востоке.

Ведущая роль в предоставлении помощи преследуемым христианам принадлежит неправительственным организациям (НПО). Как правило, они учреждаются частными лицами или общественными группами без участия правительства и официальных институтов. НПО осуществляют свою деятельность на основании утвержденных уставов и на собственные средства, которые складываются из взносов их членов и из привлечённых средств. В первую очередь это частные и корпоративные пожертвования.

Характеризуя деятельность этих организаций, необходимо отметить, что в последние годы они играют всё большую роль в различных сферах жизни и деятельности людей во всех странах мира. Особенно это относится к благотворительной и гуманитарной помощи. По оценке некоторых экспертов, НПО в настоящее время предоставляют больше помощи, чем вся система Организации Объединенных Наций5.

Число неправительственных организаций постоянно растёт. Некоторые из них состоят из небольшого числа волонтёров, которые оказывают практическую помощь пострадавшим беженцам. В то же время есть организации с годовым бюджетом, близким к одному миллиарду долларов, – примерно с таким же, как и у Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев6.

Разнообразна и направленность деятельности НПО. Наряду со светскими организациями, активно проявляют себя и религиозные объединения. Некоторые из них связаны с определённой церковью, часть НПО функционирует независимо от конкретной церковной принадлежности7. Многие неправительственные организации сконцентрированы на местном уровне, но есть и те, которые вносят вклад в международное гуманитарное движение.

Значение и значимость их деятельности трудно переоценить, поскольку такие организации и группы становятся спасательным кругом для тех, кто испытывает притеснения, гонения и непосредственную угрозу для их жизни. Предоставляя убежище и спасая жизни, христианские организации совершают служение, занимающее центральное место в миссии Церкви, основанное не только на христианских принципах благотворительности и милосердия, но и на вере в безусловную ценность человеческой личности.

НПО Ближнего Востока, оказывающие помощь преследуемым христианам, активно взаимодействуют с западноевропейскими и российскими церковно-общественными организациями.

В 2006 году в России было положено начало Международному христианскому межконфессиональному движению ХХI века (МХМД), которое ставит своей целью всесторонне содействовать развитию международного сотрудничества с христианами различных конфессий. По мнению организаторов, основная миссия христианства заключается в проявлении братской любви и единства. На Ближнем Востоке созданы представительства МХМД, а также активно сотрудничающего с ним Международного фонда «Духовная дипломатия»8.

Одной из организаций, оказывающих помощь христианам, является Международный совет христиан и евреев (ICCJ). Входящие в него богословы, историки, педагоги направляют свои усилия на поиск христианско-еврейского согласия и взаимопонимания. Деятельность, ориентированную на то, чтобы, достигнув понимания и сотрудничества между представителями разных религий, совместно решать вопросы по защите прав человека и человеческого достоинства, осуществляют 38 групп в 32 странах. Выступая против всех форм нетерпимости, дискриминации, расизма и использования религии для национального или политического доминирования, представители этой организации подтверждают, что конструктивный диалог позволяет решать многие проблемы современности.

Практическая деятельность Международного Совета христиан и евреев включает в себя:

– поощрение образования, способствующего межрелигиозному пониманию среди студентов, учителей, учёных, религиозных лидеров;

– организацию встреч с представителями разных религий;

– поддержку христиан, подвергаемых притеснениям.

Глава ICCJ Двора Вайсман считает, что нельзя отбрасывать тему религии как одного из наиболее важных факторов в жизни Ближнего Востока. Построение мира возможно только c учётом религиозного аспекта9.

Более ста проектов10 в различных регионах, в том числе и на Ближнем Востоке, реализовано такой неправительственной организацией, как Фонд АВСИ. Основанный в Италии, он направляет усилия на оказание помощи иракским беженцам в области Эрбиль, предоставляя им убежище в церквях, школах и приютах. С лета 2014 года АВСИ работает совместно с патриархатом Ирака, обеспечивает беженцев предметами первой необходимости, медикаментами, продуктами питания. Представительство АВСИ в Ливане и Сирии работает в следующих областях:

– социальной,

– образовательной,

– здравоохранения,

– труда,

– сельского хозяйства,

– продовольственной безопасности,

– охраны окружающей среды,

– обеспечения водой и электроэнергией,

– оказания гуманитарной помощи.

Опираясь на средства и поддержку программ ЮНИСЕФ, в Ливане АВСИ сосредоточил свои усилия главным образом на социальной и образовательной сфере. В начале 2013 года был инициирован проект, направленный на образование и защиту детей. В проекте участвует 900 детей, 75 педагогов и социальных работников и около 300 семей. Его программа разнообразна: от организации учебных курсов для профессорско-преподавательского состава до психолого-социальной помощи семьям, имеющим детей, глубоко затронутых драмой войны11.

Начиная с марта 2013 года, в Сирию прибыло в общей сложности 11 партий гуманитарной помощи. Организаторы акции поддерживают прямые контакты с Верховным муфтием Сирии Ахмедом Бадрэд-Дином Хассуном и Патриархом Антиохийским и всего Востока Иоанном X.

Значительную роль в оказании помощи преследуемым христианам играет деятельность религиозных организаций Ближнего Востока. Верующим Сирии и Ирака помогают Антиохийская, Сиро-Яковитская Православные Церкви и Армянская апостольская церковь, крупнейшей из которых в Сирии является Антиохийская. Самая многочисленная христианская конфессия в Ираке представлена Халдейской Католической Церковью. Значительную деятельность осуществляют Коптские Православная и Католические Церкви.

Большое значение имеет также соглашение христианских организаций о совместном патрулировании в стране и борьбе против экстремистов из ИГИЛ. Идею сформировать вооружённое сопротивление христиан на Ближнем Востоке поддержали Свободное патриотическое движение во главе с католиком-маронитом ливанским генералом Мишелем Ауном, католикос-патриарх Ассирийской Церкви Востока Мар Дынха IV, негласно – Киликийский Католикос Армянской Апостольской Православной Церкви и другие. Хотя были и противники идеи – например, сирийский католический архиепископ Жак Бехнан Хиндо и предстоятель Мелькитской Католической Церкви патриарх Григорий III. Тем не менее, после этого соглашения стороны, противостоящих ваххабитским группировкам региона, достигли определённых успехов. Ливанская армия смогла перекрыть пути передвижения террористов вдоль границы с Сирией в районе Каламун. При попытке бегства в Ливан через границу в районе Эрсаль был захвачен главарь одной из действующих в Сирии террористических группировок – Халеда Хайдар Аль-Худжари. Ливанцы задержали около двух тысяч человек, которых обвиняют в терроризме и в иной связанной с террором криминальной деятельности12.

Чтобы активировать работу институтов гражданского общества ближневосточных стран и наладить сотрудничество по соблюдению норм международного права, религиозный диалог и взаимопомощь, была учреждена миссия по защите христиан Ближнего Востока – «Христианский мир». Представители Сирии, Ливана и Палестины выразили поддержку миссии. В частности, за продуктивное сотрудничество в рамках работы миссии высказался делегат из Сирии Карин Хасан13. Этот пример взаимодействия ближневосточных и европейских организаций имеет большое значение для решения проблем беженцев-христиан.

Старейшей коалицией ближневосточных христианских организаций – маронитов, коптов, ассирийцев, халдеев, сирийцев и других групп – стал комитет Восточных христиан (MECHRIC). Проведённая этой организацией конференция призвана была оценить нынешнюю ситуацию и те задачи,которые стоят перед христианами на Ближнем Востоке14. Но наиболее значимым стало обсуждение новых стратегий для решения этих вопросов.

Конференция имела следующие цели:

– объединить интересы всех ее участников;

– оценить ситуацию в регионе, исходя из докладов представителей различных стран Ближнего Востока;

– изучить факты насилия по отношению к христианам Сирии, Ливана, Египта и Ирака;

– проанализировать состояние христианских общин Ближнего Востока.

В конференции участвовали лидеры различных организаций: Коптской международной солидарности, Всемирного союза маронитов, Совета ассирийской национальной федерации, Европейского сирийского союза и других.

Важное значение конференции заключалось в том, что были оценены реальные масштабы гуманитарной катастрофы для христиан, находящихся в зоне конфликта.

Было отмечено, что христиане на Ближнем Востоке являются коренными народами и имеют право на признание и защиту.

Вырабатывая общую стратегию, делегации пришли к выводу о том, что по вопросу о христианском преследовании на Ближнем Востоке и политических репрессиях необходимо обратиться в ООН, ЕС, к правительствам США, России, Ватикана и других стран.

Широкое представительство на конференции различных международных, неправительственных и религиозных организаций – яркое свидетельство пристального внимания к проблемам христиан на Ближнем Востоке.

Председатель ассирийско-халдейско-сирийского Народного Совета Фахми Мансур подчеркнул, что, поддерживая христиан и помогая им оставаться на своих землях, нужно больше внимания уделять практическим шагам, а не участию в конференциях и медиа-мероприятиях15.

Именно такие, конкретные, пути выхода из кризисной ситуации были предложены на конференции. Один из них – создание специальной административной и культурной автономии для иракских христиан Ниневии и Курдистана, способствующей выживанию и процветанию христиан в области.

Конференция, организованная Комитетом восточных христиан (MECHRIC), имела огромное значение ещё и потому, что впервые в истории представители Ближнего Востока сообща обратились к европейским законодателям16.

Ближневосточные организации не только участвуют в работе различных конференций, но и сами проводят встречи и заседания.

В августе 2011 года Патриарх Антиохийской Православной Церкви Игнатий IV принимал в Дамаске делегацию общественных деятелей России17. В ходе встречи были намечены определенные мероприятия по защите христиан, в первую очередь – организация лагерей для беженцев и обеспечение нуждающихся продовольствием и медикаментами.

Для координации деятельности различных религиозных организаций был создан Совет Церквей Ближнего Востока, принявший в 2011 году Обращение к христианам всего мира с призывом молиться о безопасности жителей Сирии независимо от и вероисповедания, о скорейшем прекращении конфликта и начале мирного процесса общественных реформ18.

Позиция ближневосточных христиан отражена в обращении форума «Гражданство и принадлежность», который проходил в сентябре 2011 года в Сирии19. В нём приняли участие клирики и миряне. В числе многочисленных приглашенных присутствовали делегации других христианских конфессий, а также представители иных религий, – главным образом мусульмане. В ходе обсуждения тем, касающихся настоящего и будущего страны, гражданства и конфессиональной принадлежности, контактов с сирийскими иммигрантами-христианами в зарубежных странах, участники пришли к выводу о нежелании сирийских христиан покидать свою страну. И лишь до предела обострившаяся в ней политическая и экономическая обстановка становится причиной их массовой эмиграции.

1.2. Оценка эффективности и истинной востребованности разносторонней помощи, оказываемой гонимым христианам Ближнего Востока

Преследуемые боевиками, христиане-беженцы, как правило, лишаются всего необходимого – дома, работы, средств существования, что вынуждает их жить в лагерях беженцев, где условия в большинстве случаев не отвечают нормам человеческого общежития, современным социальным и санитарным нормам.

Согласно информации Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ), в начале 2015 года численность-покинувших родной дом жителей Сирии превысила 1,5 миллиона человек, большинство из которых – женщины и дети. Сейчас в Иордании находятся около 600 тысяч беженцев20, в Ливане – 409 тысяч, в Турции – 350 тысяч, в Ираке – более 121 тысячи человек21. Несмотря на то, что среди соседей Сирии Ливан является самой маленькой страной, он принял максимальное число людей, нуждающихся в приюте. По приблизительным подсчётам, на шесть местных жителей приходится один беженец22.

В Иорданию большинство беженцев попадает через северо-восточную границу. Их встречают сотрудники пограничных служб, которые устраивают прибывающих в одном из шести временных транзитных лагерей, которые уже созданы в Ливане, Турции, Ираке.

Временные лагеря для размещения беженцев оборудуются в инженерном отношении так, чтобы создать первичное жизнеобеспечение пострадавшему населению23. Для этой цели строятся жилые комплексы модульно-контейнерного типа и палаточные городки. В таких лагерях имеется несколько зон: жилая, коммунально-бытовая, зона питания, медицинская, а также зоны инженерного обеспечения, связи и управления, водоснабжения и другие. Временные лагеря создаются и используются в начальный период ликвидации чрезвычайных ситуаций, когда нет иных способов предоставить пострадавшим необходимые средства для спасения и поддержания жизни. Возможности подобных лагерей определяют на основании предполагаемой численности прибывающих в них людей.

Временные лагеря создаются для того, что предоставить убежище мигрантам, вынужденным покинуть свой дом из-за каких-либо чрезвычайных ситуаций, в том числе и военных конфликтов. Они предназначены для кратковременного пребывания. Предполагается, что беженцы находятся здесь в течение 2–3 дней, после этого их перевозят в регистрационные центры, а оттуда направляют в места уже более длительной дислокации.

Однако на самом деле ситуация часто вынуждает многих находиться в них длительное время, и едва ли здесь можно говорить о полноценной жизни. Чаще всего это палаточные города, число переселенцев в которых составляет тысячи. При таком количестве людей достаточно сложно обеспечить соответствующие санитарно-гигиенические условия проживания. Посещая такие лагеря, журналисты и миссионеры в большинстве случаев оценивают ситуацию в них как неблагоприятную. Один из лагерей, в котором нашли прибежище беженцы из города Масул, находится в Эрбиле. Люди здесь спят на бетонном полу, в качестве перегородок между «комнатами» используются покрывала. Одна отгороженная часть используется в качестве спальни, а другая – как столовая, в которой люди едят прямо на полу. Имеющаяся в лагере общая кухня расположена в непосредственной близости к туалетам и душевым24.

Находясь в палаточных лагерях в течение длительного времени, беженцы страдают и от жары, и от холода. Пытаясь согреться, люди разводят костры, используют работающие на бензине мобильные обогреватели. Всё это создаёт опасность возгорания. В результате возникающих пожаров гибнут взрослые и дети. Подобные случаи, к сожалению, происходят всё чаще. В январе 2015 года очередной пожар стал причиной гибели двух детей. В одном из лагерей в горах Шангала из-за костра вспыхнула палатка, в которой погибли дети в возрасте семи и пяти лет. Серьёзные травмы получила их мать25.

Ещё одной проблемой, с которой сталкиваются беженцы в лагерях, является нехватка чистой воды. Из-за частых перебоев с электроснабжением и повреждений сетей водоснабжения возникает необходимость доставки воды из других мест. Иордания – одно из государств мира, имеющих самые скудные водные ресурсы. А из-за увеличивающегося количества беженцев спрос на воду возрастает как среди мигрантов, так и среди местного населения. Кроме этого, стремительно повышается цена на воду, что приводит к подорожанию основных продуктов питания.

Даже в Ливане с его относительно богатыми водными ресурсами проявляется эта проблема, поскольку вследствие миграционных процессов растёт общее число населения. Поэтому и здесь приходится улучшать состояние сетей водоснабжения и насосных станций, постоянно очищать сточные воды, увеличивать запасы воды на случай засухи или притока беженцев.

Из-за того, что большинство временных убежищ в таких странах, как Иордания, Турция, Ливан и Ирак, переполнено, не хватает лекарств, еды и теплых вещей, существуют угрозы эпидемий26.

Примерно половина беженцев – дети, многим из которых меньше 11 лет. Одна из существенных проблем заключается в предоставлении им образовательных услуг. Дети растут в тяжёлых условиях, не имея ни достаточного питания, ни возможности учиться. В некоторых лагерях организовывают местные школы, но они не могут дать полноценного образования.

Не везде у христиан-переселенцев есть возможность совершать религиозные обряды. В некоторой степени эту проблему решают миссионеры, которые посещают временные лагеря и проводят там богослужения. Но часто христиане сталкиваются с негативным отношением к своим религиозным обрядам со стороны живущих с ними в одном лагере мусульман.

В условиях вооруженных конфликтов находящимся в лагерях христианским беженцам не удается избегать насилия. В результате они зачастую подвергаются значительным лишениям, так как фактически являются наименее защищенной частью населения. Стоит отметить, что мигранты часто становятся и своего рода оружием в борьбе между различными соперничающими группировками27. Так, палестинские беженцы иногда создают серьезные проблемы для принимающего государства.

Осуществление функционирования лагерей для беженцев-христиан – достаточно серьёзная нагрузка как для правительств отдельных стран и их населения, так и для организаций, занимающихся их устройством. Поэтому создать благоприятные условия для проживания беженцев удается далеко не всегда.

Исходя из этого, можно определить реальную востребованность помощи, необходимой гонимым христианам Ближнего Востока. Прежде всего, это:

– обеспечение их материальными средствами к существованию;

– организация медицинского обслуживания;

– предоставление образовательных услуг;

– предоставление возможности отправлять религиозные обряды;

– оказание правовой помощи.

Самостоятельно справиться с такой проблемой ни одному государству не под силу. Поэтому возникает необходимость налаживать международное сотрудничество. Различные неправительственные организации создают фонды по сбору средств, призывая общественность всех стран не оставаться равнодушными к проблеме христиан-беженцев. И надо сказать, что благодаря активной совместной деятельности удалось собрать значительные средства и оказать действенную помощь нуждающимся.

По оценкам специалистов, общий объем финансирования по каналам неправительственных организаций по всему миру находится в пределах 8,5 миллиардов долларов в год28.

Однако деятельность НПО в самого начала их создания не ограничивалась благотворительной деятельностью. Несмотря на то, что большую часть своей программной работы в первые годы эти организации связывали с предоставлением гуманитарной помощи, уже тогда они были вовлечены в лоббирование и информационно-пропагандистские мероприятия.

Религиозные НПО часто брали на себя инициативу в деле поощрения широких коалиций. В этом направлении им удалось добиться значительных успехов. Широкое международное сотрудничество – яркое тому подтверждение. Одним из его проявлений является развертывание иностранных структур международных неправительственных организаций в своих странах.

Религиозные гуманитарные организации имеют много общих характеристик с их светскими коллегами. Они создаются под влиянием такой же политический, социальный и экономический ситуации. Тем не менее, есть две характеристики, которые отличают религиозные гуманитарные организации от большинства светских: во-первых, они мотивированы верой, а во-вторых, имеют избирательный округ.

Выражение веры принимает различные формы в зависимости от религиозных традиций, но является мощным стимулом для гуманитарной деятельности.

Всё это позволяет считать религиозные организации крупнейшими благотворителями29.

Христианские НПО действуют практически в каждой стране мира.

В то время как еврейские и исламские неправительственные организации в первую очередь служат членам своих собственных религиозных общин, христианские, как правило, имеют более глобальный охват – помощь всем, кто в ней нуждается, независимо от их религиозной принадлежности.

Современные тенденции указывают, что все больший процент помощи направлен на чрезвычайные ситуации. За последние 15 лет он резко возрос. Некоторые крупные международные НПО получают из правительственных источников более 90 процентов30 своего финансирования, другие ввели ограничения на долю принимаемых ими государственных средств.

Сегодня большинство международных НПО отозвали своих иностранных сотрудников из Ирака из-за существующей там опасной обстановки. Тем не менее, местные НПО, такие как Ближневосточный совет Церквей, имеют возможность продолжать свою деятельность.