Книга Безопасность личности в современном социальном и экономическом пространстве - читать онлайн бесплатно, автор Елена Юрьевна Мазур
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Безопасность личности в современном социальном и экономическом пространстве
Безопасность личности в современном социальном и экономическом пространстве
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Безопасность личности в современном социальном и экономическом пространстве

Е.Ю. Мазур, И.П. Матвеева

Безопасность личности в современном социальном и экономическом пространстве

Введение

Социально-экономические трансформации, начавшиеся в нашей стране на рубеже веков и активно продолжающиеся в настоящее время, повлекли пересмотр взглядов на трудовую этику, активность индивида и мотивы прибыли, проблемы общества, отношения личности и государственных структур, преимущества конкуренции и кооперации. Реакцией значительной части населения, особенно молодого поколения на перемены стало изменение формата мысли в сторону рыночно ориентированного образа. Частью жизни стала необходимость выбора и рост личностной ответственности, необходимость справляться с безработицей и неопределенностью, личная ответственность за расходы, накопления, а также задолженности, возникшие вследствие кризиса или кредитования. Данные изменения повлекли, с одной стороны, противоречия между мотивами активности человеческого поведения и защищенностью, а с другой, – необходимость повышения личностной ответственности в условиях финансово-экономической неопределенности.

Уровень финансово-экономических рисков, сложившихся на макро- и микроэкономическом уровне, коррелируют с социально-психологическими конструктами, возникающими в обществе, и отражают финансово-экономическую безопасность граждан Российской Федерации, в частности, подростков, как одной из самых незащищенных категорий населения. Их ощущение защищенности и стратегия социального поведения, напрямую связана с экономической ситуацией в государстве и культурой отношения к деньгам. Сегодняшние подростки завтра станут взрослыми специалистами в различных отраслях, многие из них свяжут свою жизнь с предпринимательской деятельностью. Экономическая культура данной категории граждан станет определяющим фактором индустриального развития государства, в том числе на внешнеэкономическом пространстве в ближайшие десятилетия.

В стране на сегодняшний день система финансово-экономической безопасности граждан слабо защищена от влияния различного рода угроз, и эта неустойчивость приобретает системный характер.

О недостаточной финансовой защищенности граждан свидетельствуют статистические данные, отражающие тенденцию финансовой неплатежеспособности граждан. В условиях нестабильной экономики эта проблема усугубилась увеличением количества несостоятельных кредиторов, неспособных отвечать по своим финансовым обязательствам, что привело к увеличению доли невозвратов по потребительским кредитам. Обсуждаемые меры, способствующие стабилизации взаимоотношений банковских структур и рядовых граждан, особенно подросткового возраста, в настоящее время носят дискуссионный характер, что говорит об отсутствии окончательной стратегии реализации финансовой безопасности населения.

Сущность и содержание понятия «финансовая безопасность»

В настоящее время наиболее актуальными становятся финансово-экономические аспекты безопасности личности, которые отражают социально-экономическое состояние человека, при котором гарантированы материальные условия защиты его основных жизненных интересов, обеспечение социального развития и социальной защищённости1.

Для поддержания необходимого уровня финансовой безопасности личности необходимо формирование нравственных и правовых норм, общественных институтов и организаций, которые позволяют личности развивать и реализовывать финансово значимые способности и потребности, не испытывая противодействия государства и общества. Уровень финансовой безопасности зависит от политики финансовой безопасности государства, которая включает в себя способы предотвращения угроз и ликвидации последствий отдельных отрицательных составляющих внешней и внутренней среды.

На рубеже XX–ХХI вв. широкое распространение во всем мире, в том числе и в России, получило понятие «безопасность» в самых разнообразных его проявлениях и интерпретациях. Наряду с терминами глобальной, экологической и другими видами безопасности в средствах массовой информации стало активно использоваться понятие экономической и финансовой безопасности.

Финансовая безопасность является одной из важнейших составляющих экономической безопасности, которая обеспечивает решение практических задач, стоящих перед государством. В данном аспекте достаточно убедительным аргументом являются слова М.М. Ермошенко2. Автор отмечает, что финансовая безопасность является составляющей экономической безопасности государства, поскольку в финансах базируется любая экономика, финансы – это кровь экономической системы государства. В своих работах он обосновывает необходимость обеспечения и поддержания финансовой безопасности государства, как фундамента государственной деятельности в целом и отдельно отраслей национального хозяйства. Недостаточное внимание к состоянию финансовой безопасности может стать причиной катастрофических последствий: банкротства предприятий, упадка отраслей, и в целом подрыва системы жизнеобеспечения государства с последующей потерей ее суверенитета.

Механизм обеспечения финансовой безопасности предусматривает выяснение сути данного понятия, определение факторов, влияющих на состояние финансовой безопасности, выяснение взаимосвязанности отдельных составляющих этой структуры.

Понятие финансовой безопасности широкое, как, собственно, и толкование финансов как экономической категории. Финансовая безопасность рассматривается под разными углами:

– в рамках ресурсно-функционального подхода финансовая безопасность характеризует защищенность финансовых интересов субъектов хозяйствования (домашних хозяйств, ведомств, организаций, секторов экономики государства) финансовыми ресурсами, достаточными для удовлетворения их потребностей и выполнения соответствующих обязательств;

– с точки зрения статики, финансовая безопасность – это состояние денежно-кредитной, финансовой, валютной, бюджетной, банковской, инвестиционной, налоговой, таможенной и фондовой систем, которые характеризуются устойчивостью и сбалансированностью к внутренним и внешним негативным воздействиям и способностью обеспечить эффективное функционирование национальной экономической системы и ее экономический рост;

– в контексте нормативно-правовой регламентации финансовая безопасность предполагает отсутствие возможности направлять финансовые потоки в незакрепленные законодательными нормативными актами сферы их использования и снижение возможности злоупотребления финансовыми ресурсами.

Обобщая обозначенные подходы, финансовая безопасность – это защищенность финансовых интересов на всех уровнях финансовых отношений, выражающаяся в стабильности и устойчивости финансовой системы государства под воздействием внешних и внутренних дестабилизирующих факторов и способность финансовой системы государства обеспечить эффективное функционирование национальной экономической системы и устойчивого экономического роста.

Факторы, обеспечивающие финансовую безопасность государства: уровень финансовой независимости, характер финансово-кредитной политики, политический климат в стране, законодательное обеспечение функционирования финансовой сферы3,4.

Безопасность внутренней финансовой сферы России определяется совершенством организационной, правовой, институциональной базы, политической стабильностью, существующими рисками рыночной конъюнктуры, масштабами теневой экономики и уровнем коррупции в государстве.

Таким образом, финансовая безопасность государства является отражением финансового суверенитета страны и независимости ее национальной финансовой системы от международных финансово-кредитных организаций и транснационального капитала. Тем не менее, эксперты считают, что говорить об абсолютной финансовой независимости в условиях глобализации некорректно в связи с ростом интеграционных процессов финансовых рынков, мобильности капитала, сформированностью обширных потоков «мировых денег». Поэтому при разработке стратегии экономической безопасности государства важно учитывать и прогнозировать ситуацию на мировых валютных рынках.

Финансовая безопасность государства включает налоговую, бюджетную, долговую, валютную, инвестиционную, страховую, денежно-кредитную, фондовую безопасность, финансовую безопасность банковской системы5 и определяется финансовой безопасностью регионов, их тесной взаимозависимостью и обеспечением устойчивого их развития.

Финансовая безопасность является не только национальной проблемой, но и определяющей детерминантной современной глобальной экономики, которая формируется путем углубления транснационализации и международной региональной экономической интеграции.

Учитывая многофакторность понятия финансовой безопасности, сложность взаимосвязей между ее элементами, а также взаимозависимость финансовых интересов предприятий, регионов, государства и граждан страны в направлении обеспечения устойчивого экономического развития, исследователи включают в понятие финансовой безопасности такие структурные компоненты, как финансовую безопасность гражданина (домохозяйства), предприятия и региона (см. рис. 1).

В стратегическом плане уровень финансовой безопасности индивидуума, предприятия и государства образуют единый конструкт и неделимы, поскольку финансовой основой существования государства как института являются, прежде всего, поступления в государственный бюджет от предприятий и населения как основных налогоплательщиков.


Рис. 1. Структура финансовой системы страны6


В связи с этим, рассмотрение вопроса финансовой безопасности отдельной личности тесным образом связано с финансовой безопасностью государства.

В этом контексте возрастает актуальность проблемы обеспечения финансовой безопасности как одной из важнейших составляющих национальной экономической безопасности государства и его граждан.

В психологии потребность людей в безопасности (в том числе финансовой) занимает второе место после простых физиологических потребностей (А. Маслоу). Таким образом, финансовая безопасность человека характеризуется обеспечением достойным и качественным уровнем жизни, правовой и экономической защиты его жизненных интересов, конституционных прав, а также социальными гарантиями, обеспечивающими минимальный уровень заработной платы и пенсии, необходимыми для жизнеобеспечения. Напротив, угрозами экономической безопасности граждан являются: нарушение прав потребителя, безработица, падение реальных доходов населения и обнищание, невыплата пенсий и заработной платы, обесценивание сбережений, усиление дифференциации доходов и т.д. Финансовая безопасность отдельного человека во многом зависит от общего состояния экономики и финансовой политики, проводимой государством.

Стоит отметить, что финансовая безопасность является ключевым звеном системы экономической безопасности страны и непосредственно влияет на другие ее составляющие, – промышленную, энергетическую, продовольственную и тому подобное. Поэтому предотвращение негативного влияния финансовых факторов на экономическое развитие собственно и является предметом политики в сфере финансовой безопасности.

Идет речь о проведении политики в таких аспектах, как налоговой бюджетной, монетарной и политики регуляции финансовых рынков, которые бы способствовали наращиванию финансовых ресурсов страны и не нарушали финансовую стабильность.

В сущность понятия «финансовая безопасность» заложена ее взаимосвязь с национальной безопасностью страны в целом, поскольку дефицит финансовых ресурсов может приводить к недофинансированию базовых потребностей в разных сферах жизнедеятельности общества и замедления экономического развития. Декомпозиция понятия «финансовая безопасность» в системе национальной и экономической безопасности представлена на рис. 2.

Следует отметить, что финансовая система государства, в первую очередь, в сфере накопления, распределения и использования финансов государства и частных организаций и лиц, представляет собой значительный интерес для организованной преступности, что сказывается в негативную сторону на развитии экономики российского государства, способствует снижению развития производства, росту инфляции, оттоку бюджетных средств, росту и распространению коррупции, легализации доходов, отмываемых преступным путем.


Рис. 2. Декомпозиция понятия «финансовая безопасность»7


Отмеченные обстоятельства обусловливают необходимость формирования системы государственного управления финансовой безопасностью государства, включающей как систему органов государственной власти, ориентированных на решение соответствующих задач, так и методы непосредственного воздействия на органы государственной власти, хозяйствующих субъектов (как отечественных, так и иностранных), а также физических лиц с целью стабилизации финансовой системы и защиты ее от внешних и внутренних угроз.

Потребность в выработке и реализации государственной политики обеспечения финансовой безопасности обусловлена тем фактом, что от надежности финансов и общественного доверия во многом зависит благосостояние современного общества. Таким образом, обеспечение финансовой безопасности государства позволяет последнему также обеспечить развитие собственной рыночной системы, а, с другой стороны, также и оптимизировать свою бюджетную политику.

Национальная безопасность, представляя собой более широкую категорию по отношению к понятию и содержанию финансовой безопасности, непосредственно связана с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов, т.е. с финансовой деятельностью государственных институтов. Эффективность обеспечения национальной безопасности в целом базируется на том, насколько эффективно осуществлены мероприятия в рамках обеспечения финансовой безопасности государства, т.е., создана финансовая база для функционирования государства и социально-экономического развития общества.

Финансовая безопасность российского государства актуализируется в зависимости от степени финансовых рисков для современной России. Соответственно, повышается значимость разработки нормативно-правовых основ формирования государственной финансовой политики, обеспечения финансовой безопасности, противодействия коррупции и теневым доходам. Параллельно растет потребность и в нормализации функционирования правоохранительной системы, в первую очередь, в данном контексте органов, ответственных за обеспечение финансовой безопасности государства.

Финансовая система государства складывается под влиянием финансовой политики, как результат практической реализации разработанных и официально утвержденных концептуальных идей механизма финансово-правового государственного регулирования и целенаправленного воздействия финансово-экономических инструментов на соответствующие общественные отношения.

Отмеченные обстоятельства свидетельствуют о том, что именно финансовая безопасность, заключающаяся в способности государства самостоятельно обеспечивать внутреннюю и внешнюю финансово-экономическую политику и обеспечивать стабильность национальной финансовой системы в условиях негативных факторов развития мировой финансовой системы и преднамеренных действий других государств, субгосударственных группировок, транснациональных корпораций в отношении государства, становится ключевым элементом экономической безопасности Российской Федерации.

Вопросы для самопроверки

1. Какова взаимосвязь между финансовой и экономической безопасностью?

2. Назовите основные факторы, обеспечивающие финансовую безопасность государства.

3. Назовите основные элементы структуры финансовой системы страны.

4. Проанализируйте роль и место финансовой безопасности в системе национальной безопасности страны.

Влияние современного экономического развития РФ на финансовую безопасность граждан

В настоящее время в России наблюдается самая долгая рецессия за последние два десятилетия. Среди факторов резкого падения экономики страны ученые и аналитики выделяют мировой экономический кризис, конфликт на Украине, обострение внешнеполитических конфликтов, нестабильное положение рубля на фоне снижения цен на нефть, военные операции в Сирии, продление санкций со стороны западных стран и США, сырьевую зависимость, снижение объемов производства собственной продукции в стране, отток капитала из страны и другие угрозы.

По предварительным данным ЦБ, в первом квартале 2019 г. чистый отток капитала из России составил $25,2 млрд8. В 2017 г., согласно официальным данным ЦБ РФ, данный показатель составил 31,3 млрд9.

Президент РФ В.В. Путин объяснил отток капитала оплатой зарубежных кредитов частью российских компаний, а также валютно-обменными операциями, совершенными резидентами страны после 17 ноября 2014 г. Однако, несмотря на то, что сумма оттока сократилась, столь значительная сумма позволяет судить об объемах упущенных возможностей от инвестирования во внутреннюю экономику России, что является одним из аспектов обострения проблем финансово-экономической безопасности России и ее граждан.

Аналитики утверждают, по данным на 1 августа 2019 г., объем золотовалютных резервов нашей страны растет на протяжении с 2015 г. и за этот период они увеличились с 385,4 млрд долларов до 519,8 млрд10. Международные резервы России состоят из средств в иностранной валюте, специальных прав заимствования (СДР), резервной позиции в МВФ и монетарного золота.

Значительное негативное воздействие на экономику России оказывают санкции со стороны Америки и ЕС, которые распространились не только на поставки военных, промышленных и продовольственных товаров, но и на ряд банков («Газпром», «Банк Москвы», «Банк ВТБ», «Сбербанк» и др.). Так, у банков, попавших под санкции были проблемы с заказом у изготовителей пластиковых карт Visa и Mastercard для использования во внутрироссийских расчетах через Национальную систему платежных карт11.

В 2018 г. санкционный список США, в который ранее попали российские банки и компании, политики и олигархи пополнился: на 28 страницах списка присутствуют ряд российских банков («Банк ВТБ», «Газпромбанк», «Внешэкономбанк», «Сбербанк» и пр.), компании «Лукойл», «Роснефть» и «Рособоронэкспорт», концерн «Газпром», заводы и предприятия, работающие в сфере ОПК, физические лица из числа российских политиков, чиновников и бизнесменов, а также представители властей на территории Крыма и отдельных районов Донецкой и Луганской областей.

Ограничения доступа к рынку внешнего капитала из-за санкций ощутили страховые компании РФ, возникли проблемы по перестрахованию, так как до сих пор большая часть рисков перестраховывалась за рубежом.

Рубль за 2018 г. потерял почти пятую часть стоимости к доллару из-за ввода западных санкций и угрозы новых, а также из-за ухода инвесторов с развивающихся рынков12. При этом важно отметить, что ранее потери у рубля были очень тяжелые. Так, с начала 2014 г. рубль потерял четверть своей стоимости по отношению к доллару, а в 2015–2016 гг., когда нефтяные цены опустились до многолетнего минимума, колебания рублевого курса составляли до 5% в день. Падение рублевого курса вызвало инфляционный скачок.

По мнению С.В. Горбуновой, анализ ситуации экономических проблем, которые оказывают влияние на финансовую безопасность государства, выявил ряд проблем, решение которых крайне важно для стабилизации ситуации: необходимо ограничить отток капитала из страны, найти дополнительные источники инвестирования в России. Капитал, находящийся за рубежом, подвергнут серьезному риску невозврата, ареста с ограничением неиспользования и потерей доходности и не используется для развития внутренней экономики России. Следует снизить уязвимость и зависимость страховых компаний, российских банков и иных кредитно-финансовых учреждений от мировой финансовой системы, и колебаний евро и доллара, постепенный вывод Россией денежных средств из экономики США, увеличение доли резервов в драгоценных металлах, способствовать развитию собственной национальной платежной системы13.

Многие из перечисленных мероприятий в настоящее время активно разрабатываются и внедряются в российскую экономику. Так, согласно данным РБК, на национальные карты «Мир» с 1 июля 2018 г. были законодательно переведены все зарплаты бюджетников, что снизило долю рынка у Visa – 5,5% и Mastercard – 6%.

Положительной тенденцией является увеличение количества стран – участниц БРИКС (Индия и Пакистан), ШОС (Афганистан), ЕАЭС (Кыргызстан). Расширение взаимодействия между странами, создание Банка развития с капиталом 100 млрд долларов и пулом условных валютных резервов ещё в 100 млрд долларов, реализация совместных проектов будут способствовать развитию экономики, укреплению национальной валюты и снижению валютных рисков.

Правительство планирует стимулировать приток частного иностранного инвестиционного капитала в РФ и увеличивать количество совместных предприятий с иностранными партнерами на территории России.

Внешние экономически факторы имеют прямую корреляцию с процессами, происходящими внутри страны. Практически в каждом третьем субъекте уровень государственного долга превысил 50%.

В России совокупный объем финансовых ресурсов внебюджетных фондов (Пенсионный Фонд, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования) составляет всего около 8% внутреннего валового продукта (в 2–3 раза ниже, чем в странах Европейского сообщества), что свидетельствует о низкой доли расходов на социальную защиту населения и препятствует повышению уровня жизни граждан14. Так, Пенсионный Фонд испытывает колоссальный дефицит бюджета, что обусловливает низкий уровень пенсионного обеспечения. Существуют также значительные финансово-экономические проблемы в системе обязательного медицинского страхования населения.

В связи с этим все острее встает вопрос о возможности проведения эффективной политики по обеспечению финансовой и экономической безопасности страны в целом и ее населения, в частности, в рамках имеющихся механизмов и инструментов для обеспечения суверенных интересов России.

Также подчеркнем, что традиционно обеспечение финансовой безопасности страны является прерогативой государства и входит в круг вопросов государственного финансового регулирования и контроля, включающих как систему органов и специальных структур управления, так и правовую инфраструктуру.


Рис. 3. Структура органов государственной власти, обеспечивающих финансовую безопасность России15


Законодательство и система государственных органов России, регулирующих финансовые рынки, формировались в 1990-е гг. в обстановке крайней неопределенности, кардинальных перемен – политических, экономических, социальных – в достаточно сжатые сроки и в условиях недостаточного профессионального опыта органов государственной власти. Это привело к тому, что принятые нормативные акты, если и не противоречили друг другу прямо, то не образовывали единой нормативной базы, что создавало существенные проблемы для участников рынка16.

В настоящее время государственные органы предпринимают активное и комплексное реформирование системы государственного финансового контроля и регулирования с целью совершенствования управления различными сторонами социально-экономического развития общества с учетом накопившегося отечественного и мирового опыта. Поскольку все сферы формируют единую финансовую систему, политика государственной власти должна быть согласована и выстроена в слаженно работающий механизм.

Единая система государственного финансового регулирования – это такая система, которая строится по единым правилам, базируется на единых законодательных нормах и основана на единых принципах и процедурах осуществления контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической деятельности и направлена на создание условий для стабильного экономического развития общества.

Необходимо подчеркнуть, что начавшийся в 2014 г. финансовый кризис в России спровоцировал ухудшение экономической обстановки, которая вызвана введением в отношении России экономических санкций и резким снижением цен на энергоресурсы, реализация которых составляет основную часть доходов бюджета страны17. Как указывает Караваева И.В. в рамках пролонгированной на три года бюджетной политики внутренние факторы экономического роста и финансовые источники обеспечения социальных интересов населения практически исключены ради сбалансированности бюджета и снижения инфляции18

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.