Книга Очерки истории российской рекламы. Книга 5. Роль уличных витрин в создании образа торгового заведения и продвижении товаров. Рекламное оформление наружных витрин магазинов в Российской империи – РСФСР - читать онлайн бесплатно, автор Александр Алексеевич Игнатенко
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Очерки истории российской рекламы. Книга 5. Роль уличных витрин в создании образа торгового заведения и продвижении товаров. Рекламное оформление наружных витрин магазинов в Российской империи – РСФСР
Очерки истории российской рекламы. Книга 5. Роль уличных витрин в создании образа торгового заведения и продвижении товаров. Рекламное оформление наружных витрин магазинов в Российской империи – РСФСР
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Очерки истории российской рекламы. Книга 5. Роль уличных витрин в создании образа торгового заведения и продвижении товаров. Рекламное оформление наружных витрин магазинов в Российской империи – РСФСР

Александр Игнатенко

Очерки истории российской рекламы. Книга 5. Роль уличных витрин в создании образа торгового заведения и продвижении товаров. Рекламное оформление наружных витрин магазинов на территории Российской империи – РСФСР – СССР (конец XIX века–30-е годы XX века)

Рецензенты:

доктор исторических наук, профессор В. Г. Афанасьев (Санкт-Петербургский государственный горный университет);

кандидат исторических наук, доцент А. А. Лебедев (Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации)


© А. А. Игнатенко, 2018

© Издательство «Алетейя» (СПб.), 2018

Предисловие


Книга Александра Игнатенко, посвященная истории становления и развития наружной витринной рекламы в нашей стране, представляет собой серьезное исследование по определению факторов, под влиянием которых происходило формирование витринного оформления на разных временных этапах.

На развитие витринной рекламы в России наибольшее влияние оказывали четыре фактора:

– меняющиеся к ней требования со стороны торговцев, стремящихся к максимально эффективному использованию витринного пространства;

– законодательные ограничения;

– влияние зарубежного оформительского рынка;

– ограничения, накладываемые российским общественным мнением, иногда негативно воспринимающим некоторые рекламные технологии.

Автор уделяет много внимания влиянию, оказываемому работами зарубежных рекламных специалистов на развитие как российского, так и советского витринного оформления. Причем, как показывают результаты исследования, это влияние играло значительную роль при формировании новых требований к оформлению витрин в нашей стране на всем протяжении рассматриваемого временного периода.

Однако при этом отмечается, что российские, а затем и советские специалисты не стремились слепо следовать зарубежным моделям, а творчески их перерабатывали, адаптируя под нужды внутреннего рынка, учитывая не только менталитет потребителей, но и более скромные, в сравнении с западными торговцами, финансовые возможности большинства российских купцов. Да и после смены социального строя стоимостный фактор продолжал оставаться основным критерием, на основании которого принимались практически все решения, связанные с выбором направления развития витринного оформления в стране.

Данное исследование интересно еще и тем, что в нем приводится большое количество примеров оформления витрин, на основе которых автор стремится убедить читателей в том, что многие подходы, применяемые в этой сфере еще в XIX – начале XX века, не потеряли своей актуальности и могут быть вполне успешно использованы и на современном этапе развития российского рынка, оставаясь по-прежнему весьма эффективным средством воздействия на формирование потребительского спроса.

В заключение хотелось бы отметить, что эта книга может представлять интерес не только для читателей, интересующихся историей российской и зарубежной рекламы, но и для профессионалов рекламного рынка, которые получают возможность ознакомиться с малоизвестными фактами из истории витринной рекламы и сформировать на их основе новые рекламные идеи. Ведь не зря говорится: «Новое – это хорошо забытое старое».

Актер театра и кино, специалист по художественному оформлению витрин, основатель и директор РПК «Помпиду»Илья Мозговой

Использование витрин в торговой рекламе

«Необходимо знать, как сделать витрину эффективным средством увеличения продажи товара и какие приемы следует применять для усиления привлечения внимания прохожих к витрине»[1].

Роль магазинной витрины в привлечении покупателей в торговое заведение

«По данным Кельнского института торговли, мужчины и женщины проводят у витрины в среднем примерно одинаковое количество времени – 17,3–17,6 секунды, однако витрины декорируются с расчетом на женского покупателя»[2].

Сегодня, в связи с активным развитием таких средств коммуникаций, как печатные СМИ, радио, телевидение и Интернет, некоторые торгующие организации стали меньше уделять внимания оконным витринам в качестве средства рекламной коммуникации. Многие российские и зарубежные специалисты в области рекламы и маркетинга, давая классификацию рекламных средств, вообще не упоминают в своих работах о таком носителе, и напрасно, ведь «по эффективности воздействия на человека витрину можно сравнить с газетной рекламой. Согласно исследованию, проведенному одним из универмагов в Нью-Йорке, среднее число людей, проходящих мимо его витрин в обычные дни, превышает тираж большой городской газеты. Кроме того, в среднем один из двадцати прохожих остановился, чтобы посмотреть на витрину. Такое соотношение, несомненно, сопоставимо с соотношением количества читателей газеты к числу покупателей, привлеченных газетной рекламой»[3].

К тому же демонстрация товаров в витрине имеет явные преимущества не только перед печатной рекламой[4], но и в некоторых случаях – перед рекламой в Интернете. Это связано с тем, что она:

– производится на месте продажи;

– позволяет с максимальной эффективностью использовать возможности натурального цвета продукта;

– показывает товар в натуральную величину.

Помимо этого она может спровоцировать прохожих на импульсную покупку, привлекая их внимание к выставленному в витрине товару за счет использования:

– увеличенных/уменьшенных в размерах относительно оригинала муляжей товаров;

– дизайна витринного пространства;

– яркого контрастирующего светового пятна на заднике;

– оригинальной цветовой гаммы подсветки и т. д.

В публикациях конца XIX – начала XX века, посвященных рекламе, витрины часто называли лицом магазина, это было связано с тем, что по ним прохожий мог составить мнение о торговом заведении, качестве выставленных товаров, уровне цен и т. д., не заходя в него. Таким образом, витрина знакомит потенциального клиента с магазином и его ассортиментом, подталкивая к совершению покупки и оказывая тем самым прямое и достаточно значительное влияние на объем продаж в торговой точке. Именно в этом воздействии и заключается важность витрин для успешной работы любого торгового предприятия.

Однако, как поняли рекламные специалисты еще в XIX веке, простое выставление товаров в витрине еще не гарантирует того, что она будет успешно выполнять свою рекламную функцию. Требовалось оформлять витрину определенным образом, с учетом психологии прохожих: «Хорошо и со вкусом убранное окно производит на покупателя иногда такое впечатление, что человек, вовсе не желавший купить ту или иную вещь, почти безотчетно заходит в магазин и готов потратить даже крупную сумму за предмет ему, в сущности, совсем ненужный.

И, наоборот, разыскивая ту или иную вещь, покупатель зачастую не берет ее именно в том магазине, где видел эту вещь в окне, потому что она показалась ему здесь невзрачной и некрасивой, только потому, что все окно убрано не умело, не красиво, не изящно, не привлекательно»[5].

Важность профессионального подхода к оформлению витрин также понимали и многие купцы, от мнения которых в значительной мере зависело то, как будут выглядеть витрины принадлежащих им магазинов. Вот как писали в газетах о роли владельца и торгового персонала в выборе оформления витрин в 1901 году: «В выставке магазинного окна отражается характер и тенденции не только главы самого магазина, хозяина, но и всего его служебного персонала, отражающего в этом окне степень своего коммерческого чутья, высоту понимания вкуса публики, ее привычек и стремлений, ее покупательской психики…»[6]. Главной задачей владельцев магазинов было так оформить витрину, чтобы она привлекала повышенное внимание прохожих, ведь, согласно сложившемуся в те годы мнению, именно «изящно и красиво составленная оконная выставка может скорее и виднее многих других способов обратить на магазин внимание случайного покупателя»[7].

Понимание важности той рекламной роли, которую занимало оформление магазинных витрин в торговле, определяло отношение к ним российских предпринимателей вплоть до Октябрьской революции 1917 года, после которой значение оконных выставок в торговой рекламе претерпело несколько поэтапных изменений начиная с практически полного отказа от их коммерческого использования на территориях, подконтрольных большевикам в период Гражданской войны и первых двух лет после ее окончания, и заканчивая частичным восстановлением в период НЭПа, когда государство помимо развития собственных торговых сетей и контролируемых им кооперативных разрешило и частную торговлю, что привело к массовому открытию коммерческих магазинов по всей стране. Такое развитие торговли привело к возникновению конкуренции между магазинами за покупателей, а, соответственно, и к необходимости использования всех наработанных до революции рекламных технологий, связанных с продвижением торговых заведений.

Надо отметить, что оформление витрин в 1920-е годы стало одним из важнейших факторов привлечения внимания потенциальных покупателей к магазину. Это хорошо понимали не только частники, но и руководители государственных торговых сетей, вынужденные конкурировать с частной торговлей. Особняком в этой конкуренции стояли магазины-спецраспределители, обслуживающие только своих пайщиков, в роли которых обычно выступали рабочие предприятий или жители, проживающие в расположенных рядом домах. В таких магазинах обычно просто закрашивали стекла белой краской. Это служило сигналом для прохожих, что этот магазин работает только с четко определенной группой покупателей.

Кроме того, начиная с середины 1920-х годов и до конца 1930-х произошло определенное смещение от торгового оформления витрин к политико-пропагандистскому, при котором оформление должно было служить пропаганде социальных и экономических достижений советской власти. Если в 1920-е годы таким образом обычно оформлялись только витрины госмагазинов, число которых было сравнительно невелико, то после свертывания НЭПа, когда все магазины стали работать под контролем государства, число витрин с пропагандистским оформлением значительно возросло. Особенно много их появлялось на городских улицах в преддверии различных революционных праздников или дат.

Пропагандистское оформление витрин в 1930-е годы стало привычным явлением для всех городов страны, частично подменяя собой торговое оформление, значение которого в ситуации отсутствия конкуренции между торговыми заведениями стало весьма низким. Таким образом, в стране произошел значительный перекос в оформлении витрин от торгового к информационному, необходимому для обеспечения пропагандистской поддержки государственной политики, проводимой в эти годы.

В начале 1930-х годов произошло и кардинальное изменение в отношении к торговой роли витрин, вызванное отсутствием конкуренции после сворачивания НЭПа. В этой новой для внутреннего рынка страны ситуации власти пошли на существенное сокращение расходов на рекламу. Однако при этом они требовали от руководителей торговых и рекламных трестов повышения художественного уровня оформления витрин и придания им идеологической направленности.

Таким образом, в 1930-е годы руководителей госторгов больше стал заботить не уровень художественного оформления витрин, а поиск возможностей для снижения затрат. Однако с учетом того, что после свертывания НЭПа значительно сократились затраты на наружную и печатную торговую рекламу, существенно возросла рекламная роль оформления витрин. Вот как ее оценивали рекламные специалисты в те годы: «Основным рекламным средством в настоящее время является витрина, посредством которой население информируется об имеющихся в магазине товарах. При помощи витрины пропагандируются новые товары, вместе с тем витрина является средством украшения улиц наших городов»[8]. Как можно видеть из приведенного текста, в те годы витрины не только выполняли важную рекламную роль в советской торговле, но и должны были являться одним из элементов украшения городских улиц. Это был абсолютно новый подход к осмыслению роли витрин в городе, совсем нехарактерный для конца XIX века с его более утилитарным отношением к витринам, основной задачей которых считалось привлечение покупателей в магазин.

С начала Великой Отечественной войны (1941–1945) и до середины 1950-х годов развитие рекламного оформления витрин в стране практически прекратилось. По окончании войны было необходимо восстанавливать разрушенное народное хозяйство, и в этой ситуации внешний вид витрин мало волновал руководителей торговли. Оформлению витринного пространства уделяли некоторое внимание только в магазинах, расположенных на центральных улицах крупных городов, и в центральных городских универмагах.

Ситуация начала постепенно меняться только ближе к концу 1950-х годов, когда страна восстановилась после военной разрухи и началось массовое производство товаров народного потребления и технических новинок: радиоприемников, телевизоров, холодильников и т. д. С учетом того что выставляемые в витринах товары были в дефиците, оформление витрин служило не рекламой товаров, а скорее пропагандистским подтверждением достижений промышленности страны.

Однако именно в этот период на оформление витрин снова стали оказывать сильное влияние сформировавшиеся еще в конце 1930-х годов взгляды, согласно которым основной целью оформления является не рекламирование товаров или магазина, а украшение улиц и эстетическое воспитание советских граждан.

Для усиления эффекта воздействия оформления на прохожих считалось целесообразным оформлять в одинаковом художественном стиле витрины всех магазинов, расположенных на одной улице. Надо отметить, что это требование относилось не ко всем городским магазинам, а только к расположенным в центре города и служащим его парадным фасадом.

Особенно популярными в эти годы стали прозрачные витрины, открывающие хороший обзор на торговый зал магазина, художественному оформлению и освещению которого стали уделять особое внимание.

Эта тенденция в оформлении витрин сохранялась до конца 1980-х годов. Причем основным примером для советских специалистов в те годы служил опыт социалистических стран, в первую очередь, ГДР, Венгрии и Чехословакии.

Серьезные изменения в оформлении витрин начали происходить в стране с начала 1990-х годов, когда на российский рынок вышли зарубежные торговые кампании, открывавшие свои магазины по всей стране. Витрины этих магазинов выглядели в полном соответствии с самыми современными на то время мировыми оформительскими технологиями.

Появление таких витрин послужило мощным толчком для ускоренного развития российского оформительского рынка, и сегодня российские витрины по уровню своего оформления уже практически неотличимы от их европейских и американских аналогов.

Рассмотрев историю становления рекламного оформления витрин в нашей стране за все время его развития, можно отметить, что отношение к нему в разные годы было весьма переменчиво и достаточно часто формировалось, исходя не из реальных потребностей рынка, а с учетом сиюминутной политической конъюнктуры и под жестким прессом властных структур. Это часто приводило к потере витринами своей рекламной функции.

Классификация витрин в зависимости от желаемого эффекта воздействия

«По витринам покупатель составляет первое впечатление о магазине – в этом их громадное значение и важность для торгового предприятия. Они знакомят покупателя с магазином, оказывают прямое и значительное влияние на его товарооборот»[9].

В специализированной литературе «витрины торговых точек принято подразделять на „продающие“ и „имиджевые“»[10], и уже из их названий можно понять, что они выполняют совершенно разные задачи. В то время когда целью продающих витрин является мотивация прохожих к совершению покупки, задача имиджевых значительно сложнее: они должны за счет своего оформления создавать у прохожих позитивный, хорошо запоминающийся образ торговой точки, а уже сложившийся образ должен оказывать опосредованное влияние на формирование необходимого покупательского поведения, подводящего потенциального клиента к желанию совершать свои покупки именно в этом магазине.

Рассмотрим подробнее эти два типа витрин.

1. Продающая витрина

Задачей продающей витрины является побуждение обратившего на нее внимание прохожего к совершению покупки, а с учетом того факта, что такое импульсное решение о покупке обычно принимают в отношении недорогих, с его точки зрения, товаров и услуг, то в первую очередь в таких витринах нуждаются продовольственные и хозяйственные магазины, предприятия общепита и сферы услуг, рассчитанные на массового потребителя со средним достатком.

Помимо выставленных товаров и их ценников, продающие витрины часто дополняются размещаемыми с внутренней или внешней стороны стекла рекламными объявлениями, которые должны стимулировать интерес прохожих и мотивировать их на покупку. Чаще всего объявления в витринах представляют собой простые текстовые плакаты, выполненные в самом дешевом варианте на бумаге или изготовленные из пластика на плоттере, без иллюстраций, обычно с довольно стандартным текстом (ил. 1). Вот несколько примеров наиболее часто используемых в этих текстах аргументов, которые, по мнению рекламных специалистов, должны стимулировать прохожих к совершению покупки: «распродажа», «цены снижены на 15 %», «сегодня низкие цены», «скидки», «у нас самые низкие цены в городе», «цены – ниже не бывает», «в воскресенье (или после 23:00) скидка каждому покупателю 15 %»; «после 22 часов все товары по цене 20 рублей» и т. д.


Ил. 1. Плакат на пленке, нанесенный на стекло полупрозрачной витрины


Из этого перечня, пожалуй, наиболее интересен вариант предложения, согласно которому «после 22 часов все товары по цене 20 рублей». Иногда цена при таком предложении может падать на отдельные товары в 2–3 раза, что весьма привлекательно для покупателей. Такую рекламу часто используют небольшие пекарни, распродающие таким образом оставшуюся к вечеру продукцию. Этот рекламный ход не только избавляет владельцев пекарни от убытков из-за скопившихся на конец дня нереализованных остатков продукции, но и привлекает значительное количество людей, желающих приобрести качественный товар со столь значительной скидкой, а с учетом того, что к обозначенному в рекламе времени распродажи иногда собираются очереди в 30–50 человек, дополнительное внимание прохожих к заведению гарантировано.

Такие же варианты текстовой рекламы с предложением значительных скидок в определенные часы или дни размещают на стеклах витрин или дверей и некоторые предприятия сферы услуг: парикмахерские, химчистки, швейные мастерские и т. д. Этой рекламой они надеются не только получить дополнительных клиентов, чувствительных к стоимости оказываемых им услуг, но и сократить потери за счет привлечения этой группы клиентов в неудобное для основной массы посетителей время работы заведения.

Как можно видеть, основной темой большинства рекламных текстов, используемых в витринах, является низкая цена. Ну действительно, а чем еще можно привлечь внимание прохожих и мотивировать их на импульсное приобретение стандартного товара или услуги, имеющихся в наличии и в других торговых заведениях?

Как известно, подход с обещанием низкой цены не является чем-то новым в магазинной рекламе, его широко применяли еще во второй половине XIX века, да и большинство технологий воздействия продающей витрины были разработаны достаточно давно и подробно описаны в публикациях, посвященных данной теме, еще в конце XIX – начале XX века.

Однако указание низкой цены – это только один из вариантов воздействия продающей витрины на потребителей, не менее важную роль играет ее художественное оформление и раскладка товаров, часто позволяющие и без объявлений о ценовой скидке подвести обратившего на нее внимание прохожего к мысли о покупке увиденной в витрине продукции.

Влияние, которое оказывает грамотно выставленный товар на увеличение объемов продаж, рекламные специалисты уже хорошо понимали в конце XIX века, когда витрины стали играть важную роль в торговой рекламе. Вот пример текста из статьи тех лет, посвященной этой теме: «Всякая вообще выставка служит как бы посредником между продавцом и покупателем. Коммерсант пользуется ею как средством привлечь на свой товар покупателя, умышленно стараясь путем эффективной группировки предлагаемых последнему предметов торговли, так сказать, прямо насильственно подействовать на его волю и непременно заставить его в конце концов приобрести себе ту или иную из красиво разложенных и выигрышно освещенных вещиц»[11].

Российские торговцы быстро перенимали опыт оформления витрин у своих европейских и американских коллег. В начале XX века витрины на центральных улицах российских городов мало в чем уступали лучшим зарубежным аналогам, а новые торговые помещения строились с большими оконными проемами и глубокими заоконными пространствами, позволяющими в полной мере использовать самые передовые на то время технологии оформления.

Поступательное развитие витринной рекламы в России прервала Октябрьская революция и последовавшая за ней Гражданская война. Возрождение продающих витрин в стране началось только в середине 1920-х годов, после перехода к НЭПу. Но и после его свертывания продающие витрины оставались важной частью торговой рекламы в Советском Союзе, и в период 1930–1950-х годов это было связано с тем, что при незначительном использовании других видов торговой рекламы в советский период именно витрина стала основным элементом в продвижении продукции к покупателям. Однако позднее, в 1960–1980-х годах, художественному оформлению витрин стали уделять намного меньше внимания, оно оставалось на достаточно высоком уровне только в больших универмагах и магазинах, расположенных на центральных улицах городов, а также в ресторанах и кафе.

Такое изменение отношения к роли витрин в эти годы было связано с тем, что:

– все магазины стали государственными, и они не конкурировали между собой в борьбе за покупателей;

– количество магазинов было недостаточным, поэтому в них, независимо от оформления витрин, практически всегда были очереди;

– ощущалась сильная нехватка пользующихся спросом у населения товаров, поэтому дефицитные товары при появлении в продаже и так молниеносно раскупались и не нуждались в дополнительной рекламе для своей реализации;

– цены на продукцию определялись государством, поэтому во всех магазинах они были одинаковые;

– ассортимент в магазинах был один и тот же;

– новые помещения магазинов часто проектировались, а затем и строились с очень неглубоким витринным пространством, не позволяющим разместить между стеклом и площадью торгового зала сколь-нибудь значительную по размерам художественно оформленную выкладку товаров.

Все вышеперечисленные обстоятельства делали абсолютно ненужными дополнительные затраты на оформление витрин, рекламная роль которых в продвижении товаров и услуг стала весьма незначительна.

В 1960–1970-е годы основным стимулом, влияющим на появление в центрах городов художественно оформленных витрин, стал эстетический подход, в рамках которого витрина являлась украшением улицы, участвуя в создании нового архитектурно-планировочного решения городской среды. При этом основными в этот период стали полупрозрачные витрины, позволяющие просматривать оформление торгового зала, и теперь дизайнеры видели свою задачу в формировании единого художественного пространства, включающего в себя оформление и витрины, и торгового зала.

В большинстве же магазинов, расположенных не на центральных улицах крупных городов или находящихся в небольших населенных пунктах, витрины оформлялись максимально просто. Так, например, в продуктовых магазинах обычно выставляли упаковки товаров длительного хранения, которые не пользовались большим спросом у покупателей и при этом не портились от длительного нахождения в витринном пространстве. Обычно продавцы выстраивали в витринах различные декоративные конструкции из консервных банок со сгущенным молоком или рыбой в масле, пачек печенья, вафельных тортов и т. д., иногда не меняя их в течение года. Продавцы промтоварных и хозяйственных магазинов также выставляли в витринах не пользующиеся большим спросом у населения образцы товаров.

Самыми проблемными, с точки зрения оформления, были витрины плодоовощных магазинов, в которых выставляли быстро портящиеся овощи и фрукты, что приводило к 25 %-й порче выставленных образцов. Ладно, если бы эта проблема касалась только региональных магазинов, но и московские также списывали большое количество, выставляемых в витринах товаров. Хотя существовала возможность замены свежих фруктов на их муляжи, ведь еще с 1930-х годов «муляжи фруктов и овощей художественно вырабатывались в мастерских Москвы, и на вид их невозможно было отличить от натуральных»[12]. Но многие завмаги не видели необходимости в использовании в витринах своих магазинов муляжей товаров, видимо, их вполне устраивала возможность официально разрешенного списания довольно значительных объемов фруктов и овощей, выставляемых, а может, и не выставляемых в списываемых объемах в витринах.