Вероятно, аллюзия на то же стихотворение содержится и у Ю. Л. Слезкина в «Столовой горе», где его герой Алексей Васильевич, обращаясь к Милочке, прототипом которой и была Л. Беридзе, говорит:
Да вы не девушка, а динамит! <…> Настоящий динамит!… Малейшая искра может воспламенить вас, объять пламенем…151
Поэтесса сохранила впоследствии привязанность и теплые чувства по отношению к Ю. Л. Слезкину, называла его своим первым учителем, что явствует из их многолетней переписки152. Однако с М. А. Булгаковым рассталась весьма прохладно, о чем откровенно писала Ю. Л. Слезкину 16.07.21:
Ни Гёте, ни Зиля, ни Щуклина, ни Булгакова в городе нет. Первый в Трапезунде, второй в «нигде» (в «неизвестности»), третий в Ростове, кажется, четвертый в Тифлисе. Но вообще со всеми кроме Гетэ я ничего общего под конец не имела. Все они мне безразличны153.
Первоначально у подотдела искусств, видимо, не было своего помещения: в газетных объявлениях в начале апреля, начиная с 4 апреля, в качестве его резиденции называется здание бывшей дирекции народных училищ154. В «Коммунисте» 20 апреля появилось объявление Ю. Л. Слезкина с адресом Новагинская ул., 63 (ил. 5)155. Однако у Отдела народного образования было и другое помещение дирекции народных училищ в несохранившемся доме бывшей Орловской школы на углу Евдокимовской и Шоссейной улиц156. Это прямо соответствовало тому факту, что одна организация становилась наследницей другой, о чем сообщала газета «Известия» от 02.04.20:
Дирекция народных училищ упраздняется и теперь уже навсегда. На ее место организуется новый орган, более понимающий свои задачи, Отдел народного просвещения157.
Вероятно, на Шоссейной улице подотдел занимал помещение на четвертом этаже, о чем говорится в «Записках на манжетах», поскольку большинство старых домов во Владикавказе имеют не более трех этажей158. Затем подотдел искусств получил здание клуба коммерческого собрания на Александровском проспекте (ил. 10)159. Это подтверждается документами:
О принятии движимого имущества в доме бывшего коммерческого клуба (в помещении, сим занимаемом) от 5-го мая 1920 года. Мы, нижеподписавшиеся, заведывающий подотделом искусств Юрий Львович Слезкин, и заведывающий помещением Сергей Алексеевич Федоровский, составили настоящий акт в том, что первый из нас сдал, а второй принял следующее имущество <…>160.
Ю. Л. Слезкин приглашал зав. подотделом искусств осетинского ревкома на объединенное заседание 13.05.20
в помещении подотдела искусств (Алекс. просп. бывш. коммерческий клуб)161.
Тот же адрес указывался в газетных объявлениях подотдела искусств162. Д. А. Гиреев дает его описание:
На Александровском проспекте, в центре – большое удобное здание бывшего коммерческого клуба. Есть уютный зал, много комнат, подсобные помещения163.
Кроме того, весной 1920 г. подотдел искусств располагал и другими зданиями. 23.04.20 от подотдела искусств в ревком было подано прошение:
Подотдел искусств, открывая во Владикавказе пролетарскую художественную студию, просит выдать соответствующий мандат на право занятия под таковую помещения верхнего этажа д. Ганжумова (Александр. пр.) или же помещение Тифлисского купеческого банка (Александр. пр. д. Киракозова-Оганова)164.
В конце апреля (дата не указана) Ю. Л. Слезкину было выдано два мандата для занятия верхнего этажа дома И. А. Ганжумова и дома Киракозова-Оганова165. Дом купца И. А. Ганжумова, кажется, не сохранился, дом Киракозова-Оганова почти примыкает к зданию коммерческого клуба (ил. 8). 30.04.20 администратор подотдела искусств обратился к Ю. Л. Слезкину с бумагой, на которой стоит его резолюция «Исполнить»:
Прошу Вашего ходатайства о выдаче мне мандата на реквизицию пом. магазина Сегаля и кафе-концерта, т.к. прежний мандат, выданный Ревкомом, не имеет силы в виду учреждения специальной реквизиционной комиссии при жилищном отделе. Помещение это необходимо для размещения учреждений отдела народного образования, каковые должны в ближайшее время перейти в дом искусства166.
Книжный и канцелярский магазин Р. М. Сегаля располагался в доме купца А. А. Гаджиева на том же проспекте, он сохранился. Какое здание обозначено как «кафе-концерт», не совсем ясно. Возможно, это помещение гостиницы «Бристоль», где был ресторан с кафешантаном и кордебалетом, единственное заведение в городе167.
Структура наробраза, количество и названия подотделов на протяжении весны менялись. В приказе № 2 от 01.04.20, опубликованном в «Известиях» 02.04.20, говорится, что при Отделе народного просвещения среди прочих учреждается подотдел
искусств с секциями: 1) театрально-кинематографической, 2) музыкальной, 3) изобразительных искусств, 4) литературно-издательской и 5) охраны памятников старины168.
В докладной записке от 22.05.20, подписанной Б. Е. Этингофом, среди 14 подотделов подотдел искусств уже не значится, но под № 4 отмечен
подотдел театральный – с секциями: театральной, кинематографической и музыкальной169.
12.06.20 в списках ответственных работников наробраза снова значится не театральный подотдел, но подотдел искусств170. Такое количество адресов и реорганизаций в течение весны отразилось у Ю. Л. Слезкина в тексте «Столовой горы»:
За два месяца наш подотдел три раза менял помещение, два раза реорганизовывался и сменил двух завов171.
Б. Е. Этингоф присутствовал на некоторых мероприятиях подотдела, в частности, его имя значится дважды в объявлениях о заседаниях печально знаменитого диспута о А. С. Пушкине, на котором М. А. Булгаков оппонировал молодому пролетарскому поэту Г. А. Астахову172.
М. А. Булгаков выступал в качестве лектора в открытых наробразом театрах, ставил в них пьесы, написанные во Владикавказе, и проч. В автобиографии 1931 г. о кавказском периоде он писал:
Изучал историю театра, иногда выступал в качестве актера173.
В письме писателя от 01.02.21 к К. П. Булгакову говорится:
Это лето я все время выступал с рассказами и лекциями. Потом на сцене пошли мои пьесы <…> Бог мой, чего я еще не делал: читал и читаю лекции по истории литературы (в Университ[ете] народа и драмат[ургической] студии), читаю вступительные слова и проч., проч.174
В романе Ю. Л. Слезкина «Столовая гора» его герой Алексей Васильевич, как уже говорилось, по единодушному мнению исследователей, наделен многими чертами личности М. А. Булгакова175. Это было сразу очевидно и обоим писателям: в 1925 г., как только вышло первое издание романа, Ю. Л. Слезкин подарил его М. А. Булгакову с надписью:
Дарю любимому моему герою Михаилу Афанасьевичу Булгакову176.Особенно содержательно недавно опубликованное издание «Столовой горы», где восстановлены купюры, сделанные в советское время177. Сам Ю. Л. Слезкин при первой публикации сожалел об этих сокращениях:
Она не была такая куцая, какая вышла из-под руки цензуры178.
Писатель приводит в романе рассказ Алексея Васильевича о своей работе в Лито:
Мы работали, мы строили новый мир. Я вертелся весь день как белка в колесе, не примите это за иронию. Утром я заведовал Лито: написал доклад о сети литературных студий и воззвание к ингушам и осетинам о сохранении памятников старины. Во всяком случае, армянский поэт – наш завподискусств – остался доволен <…> Потом <…> в театр, подымаю с одра болящую <…> и становлюсь по очереди – историком литературы, историком театра, «спецом» по музееведению и археологии, дошлым парнем по части революционных плакатов – мы готовимся к неделе красноармейца <…>179.
Без труда можно заметить, что работа зав. Лито распространялась на сферы, которые касались приказов и докладных записок, подписанных Б. Е. Этингофом в мае 1920 г. Вероятно, это отражало реальную ситуацию и вовлеченность М. А. Булгакова и Ю. Л. Слезкина в разные отрасли отдела наробраза. Можно сопоставить пассаж Ю. Л. Слезкина с официальным отчетом «Народное образование в Осетии за истекшее полугодие» в газете «Коммунист» от 30.07.20:
С самого начала возникновения Отдела, подотделом искусства проявлена большая инициатива в деле организации студий: изобразительных искусств, драматической, музыкальной и секций – литературной и охраны памятников старины и искусств. В настоящее время под руководством особых инструкторов и заведующих секциями в подотделе искусств происходит интенсивная работа по организации постоянного национального театра»180.
Очевидно, что хронология театральной деятельности М. А. Булгакова прямо связана с докладной запиской от 22.05.20, подписанной Б. Е. Этингофом. М. А. Булгаков заведует Тео с конца мая, а его первая пьеса, юмореск «Самооборона», прошла четыре раза на протяжении лета, начиная с 03.06.20, а затем 06 и 08.07.20, 01.08.20181.
Армянский поэт, упомянутый Ю. Л. Слезкиным, – заведующий подотделом искусств, сменивший самого писателя на этом посту, – Г. С. Евангулов (о хронологии этой смены речь пойдет ниже (ил. 16, 17))182. Герой его поэмы (романа в стихах) «Необыкновенные приключения Павла Павловича Пупкова в С.С.С.Р. и в эмиграции», которая была издана в Париже, – персонаж собирательный, переживший Первую мировую войну, Октябрьскую революцию, Гражданскую войну и эмиграцию183. Хотя приключения героя в СССР происходят в Краснодаре184, однако обстоятельства его жизни весной 1920 г. могли быть основаны на владикавказском опыте автора. Кажется, в советский период до эмиграции в 1921 г. поэт работал только во Владикавказе и в меньшевистской Грузии. Его опыт вбирал и факты биографии М. А. Булгакова, о которых Г. С. Евангулов не мог не знать, будучи его начальником в подотделе искусств. Можно предположить также, что уже в эмиграции он имел возможность познакомиться с утраченным ныне полным текстом «Записок на манжетах», который М. А. Булгаков посылал в Берлин. Название поэмы построено как бы по принципу общеупотребительной формулы. Однако в нем могла содержаться и аллюзия на М. А. Булгакова, поскольку он сам назвал одно из своих ранних сочинений, основанных на северокавказском материале, «Необыкновенные приключения доктора» и в «Театральном романе» почти теми же словами упоминал о «невероятных» приключениях героя,
<…> хотя, впрочем, почему невероятных? – Кто же не переживал невероятных приключений во время гражданской войны?185
Примечательно, что Г. С. Евангулов использует в поэме те же частушки времен Гражданской войны, что и М. А. Булгаков в пьесе «Зойкина квартира»:
Пароход идетпрямо к пристани,будем рыб мы кормитькоммунист… 186Павел Павлович Пупков при большевиках читал просветительские лекции в народной студии. Это вполне соответствует деятельности во Владикавказе как М. А. Булгакова и Ю. Л. Слезкина, так и самого Г. С. Евангулова:
Но какое безрассудство,И какой оригинал!Он «Историю искусства»В «Красно-Азбуче» читал <…>Большевизм какой-то нектар:Раз испив, захочешь вновь.Это знал товарищ лектор,Павел Павлович Пупков 187.Как свидетельствует Т. Н. Лаппа, М. А. Булгаков получил комнату в качестве сотрудника подотдела, вероятно, не позднее июня (ил. 15):
Комнату нам ревком дал <…> месяца два-три прошло – дом Гавриловых под детский дом взяли, а нам дали комнату на Слепцовской улице, около театра188.
В газете «Коммунист» не только подотдел искусств, но и заведующий отделом народного образования подвергался жесткой критике за буржуазные пережитки и несоответствие целям пролеткульта.
17.04.20:
Концерт подотдела искусств. С тяжелым чувством выходил я из театра, прослушав этот концерт. Богатый в смысле эстетическом, буржуазно эстетическом, он только лишний раз подтвердил, что заведыв. и отделом народного образования, этот в особенности, и подотделом искусств, одинаково неясно представляют себе задания, осуществления которых настоятельно требуется от них эпохой и властью. В выступлениях артистов чуждая предполагаемому слушателю буржуазная эстетика, в речах ораторов – либеральные мыслишки о приобщении (каком? для чего?) пролетариата к буржуазному искусству и о прочем таком. Продекламировать бы еще традиционное «Сейте разумное, доброе, вечное… Сейте…»189
27.04.20 – статья «Траурный концерт подотдела искусств» (памяти павших большевиков):
Задачи каждой организации – выявляются в ответственных речах их руководителей, осуществление – в практической деятельности <…> Мы давно хотели бы услышать от ответственных работников подотдела конкретное определение классовых целей его <…> Количество устроенных Подотделом концертов (три) и количество неудачных лекторов дебютантов (тоже три – Булгаков, Беме и Щуклин) дают основание задать, наконец, вопрос: да что же это – пролетарский Подотдел Искусств или же подотдел для цепляющихся за хвост революции?190
19.05.20:
Упорное нежелание подотдела искусств исправлять и удалять даже те очевидные промахи, которые бьют в глаза, и на которые определенно указывается советской прессой, – не может быть терпимо. Ибо это нежелание, поскольку оно вводится в принцип, приближается к тому, что принято называть саботажем191.
Недовольство вызывала и деятельность редколлегии «Коммуниста», состав которой неоднократно менялся, соответственно и Б. Е. Этингоф, и Г. А. Астахов были от нее отстранены. На заседании Терского областного бюро РКП (б) 14.06.20 на повестке дня стоял вопрос редакционной коллегии газеты:
Назначить редакционную коллегию, ответственную за газету в целом. В коллегию назначить тов. Машкевича и т. Бутаева и им предложить подыскать третьего товарища и представить на утверждение192.
С. М. Киров неоднократно обращался к В. Н. Квиркелии по этому поводу:
02 июля 20 г. <…> Прошу призвать к порядку редактора «Коммуниста», продолжающего помещать провокационные заметки <…> Киров193;
07.07.20 г. <…> в Бакинских и владикавказских газетах очевидно со слов провокаторов появляются сообщения <…> Вред этих сообщений тебе понятен. Необходимо самым строгим образом подтянуть редакторов, ставящих товарищей здесь в невозможное положение <…> Киров194.
В результате В. Н. Квиркелия неоднократно менял утвержденный 30.04.20 состав редколлегии, о чем он сообщил С. М. Кирову:
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
1
Чудакова М. О. Жизнеописание Михаила Булгакова. 2-е изд. М.: Книга, 1988.
2
Чудакова М. О. Жизнеописание… С. 225.
3
Булгакова Е. Дневник Елены Булгаковой. М.: Книжная палата, 1990. С. 323.
4
Так, В. Лакшин приводит реплику М. А. Булгакова в изложении Елены Сергеевны почти теми же словами: «Я не могу писать о том, чего не знаю». Лакшин В. Елена Сергеевна рассказывает // Воспоминания о Михаиле Булгакове. М.: Советский писатель, 1988. С. 413. В. И. Сахаров приводит рассказ Г. Потаниной о том, как М. А. Булгаков советовал ей писать: «Пишите о том, что вы знаете, видели». Потанина Г. Встреча в Ленинграде // Сахаров В. И. Михаил Булгаков: загадки и уроки судьбы. М.: Жираф, 2006. С. 213. П. Н. Зайцев вспоминал: «М. А. Булгаков был талантлив. По манере письма он был реалистом». Зайцев П. Н. Воспоминания. М.: Новое Литературное Обозрение, 2008. С. 282.
5
Лесскис Г. А. Триптих М. А. Булгакова о русской революции. «Белая гвардия», «Записки покойника», «Мастер и Маргарита». Комментарии. М.: ОГИ, 1999. С. 244.
6
НИОР РГБ, ф. 562, оп. 27, л. 5. Заметки автобиографического характера, сделанные П. С. Поповым со слов М. А. Булгакова; машинописная копия с автографа (см. ф. 547) с правкой Е. С. Булгаковой; 1956 дек. 11, Москва.
7
Евангулов Г. Необыкновенные приключения Павла Павловича Пупкова в С.С.С.Р. и в эмиграции. Париж: Типография Navarre, 1946. С. 14. См.: Этингоф О. Е. М. А. Булгаков и Б. Е. Этингоф: была ли встреча на фронтах Гражданской войны? // Историческая психология и социология истории. 2010/1. С. 164—183.
8
Чудакова М. О. Жизнеописание… С. 279. Ю. Г. Виленский воспринял эту коллизию как показатель верности М. А. Булгакова врачебному долгу. Виленский Ю. Г. Доктор Булгаков. Киев: Здоровье, 1991. С. 116.
9
Чудакова М. О. Жизнеописание… С. 280. Примеч.
10
Приведем основные ссылки, которые отмечены в архиве Е. Ф. Никитиной в ГЛМ: Захаров В. Литературный музей в Барвихе. Текст радиопередачи, 1962 г. ГЛМ, ф. 357, оп. 2, д. 228; Он же. Путешествие в юность. Машинопись, 1962 г. ГЛМ, ф. 357, оп. 2, д. 269, л. 15; Он же. Рождение музея, 1962 г. ГЛМ, ф. 357, оп. 2, д. 269, л. 20; Он же. Наша землячка, 1962 г. ГЛМ, ф. 357, оп. 2, д. 269, л. 19; Он же. Музей, подаренный людям // Московский комсомолец. 1962. 13 сентября; Он же. Евдоксия Никитина и ее музей // Молот (Ростов-на-Дону). 1963. 3 февраля, № 29; Он же. Второе рождение // Комсомольская правда. 1963. 16 февраля, № 40.
11
Этингоф Н. Кострома: Театр юного зрителя – ТЮЗ // Отечественные записки. Журнал для медленного чтения. 2008. Т. 40. № 1. С. 325—326.
12
Шенталинский В. Донос на Сократа. М.: Формика-С, 2001. С. 278.
13
НИОР РГБ, ф. 562, к. 27, ед. 5, л. 5.
14
Паршин Л. Чертовщина в американском посольстве в Москве, или 13 загадок Михаила Булгакова. М.: Книжная палата, 1991. С. 71—73; Гиреев Д. Михаил Булгаков на берегах Терека. Документальная повесть. Орджоникидзе: Ир, 1980. С. 27: «В предписании киевского коменданта говорилось, что М. А. Булгаков, врач военного резерва, направляется для прохождения службы в распоряжение штаба Терского казачьего войска в город Пятигорск <…>». Далее писатель сообщает, что в 3-м Терском полку якобы уже служил его младший брат Николай. Д. А. Гиреев сообщал в письме к Т. Н. Лаппа от 29.11.80, что он пользовался материалами архива Терского казачьего войска. Гиреева Т. Д. «Вы очень верно передали мир Михаила того времени…». Переписка первой жены М. А. Булгакова Т. Н. Булгаковой (Кисельгоф) с Д. А. Гиреевым. 1980—1981 гг. // Известия РАН. Серия литературы и языка. 1994. Т. 53. № 1. С. 52.
15
Гиреев Д. Михаил Булгаков… С. 27; Гиреева Т. Д. «Вы очень верно…» С. 52.
16
Земская Е. А. Михаил Булгаков и его родные. М: Языки славянской культуры, 2004. С. 130.
17
Паршин Л. Чертовщина… С. 71, 73.
18
Карум Л. С. Горе от таланта: М. А. Булгаков как человек и писатель. Очерк. 1967 г. Новосибирск. АМБК, л. 14.
19
Карум Л. С. Моя жизнь. Рассказ без вранья. Часть IV. Революция. АМБК, л. 2443, 2444(?), 2446—2448; Булгаков М. Киевское эхо. Воспоминания. Письма. Киев: Проминь, 2011. С. 242—243.
20
Красный террор в годы гражданской войны. По материалам Особой следственной комиссии по расследованию злодеяний большевиков / Под ред. Ю. Г. Фельштинского и Г. И. Чернявского. М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2004. С. 270—271, 288—289.
21
Литературные новости. 1994. № 6.
22
Булгаков М. Собрание сочинений: в 8 т. / Сост. В. И. Лосева. СПб.: Азбука-классика, 2004. Т. 1. Записки покойника. Автобиографическая проза. С. 167. (Далее указываются номер тома и страницы по этому изданию).
23
Ноженко С. Под флагом красного креста, или «Булгакова заменить некем» // Київ і кияни. Музей історії міста Киева. Матеріали щорічної науковопрактичної конференції. Вип. 5. Київ, 2005. С. 149; Булгаков М. А. Необыкновенные приключения доктора. Киев: Ателье нестандартных изданий «Закон жанра», 2006. С. 464. Б. В. Соколов и автор статьи на сайте «Удел Могултая» также допускают, что М. А. Булгаков сам перешел в деникинские войска, которые и были переброшены на Северный Кавказ. Соколов Б. В. Булгаков. Энциклопедия. Персонажи, прототипы, произведения, друзья и враги, семья. М.: Эксмо, 2005. С. 765; Могултай. Михаил Булгаков в 1919 году // URL: http://www.wirade.ru/history/ history_bulgakov.html
24
НИОР РГБ, ф. 562, к. 34, ед. 9, л. 1.
25
Чудакова М. О. Жизнеописание… С. 143. Примеч.
26
Яновская Л. М. Творческий путь Михаила Булгакова. М.: Советский писатель, 1983. С. 77; Туркаев Х. В. Исторические судьбы литератур чеченцев и ингушей. Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1978. С. 304—305.
27
Ноженко С. Под флагом… С. 148—149.
28
ГАРФ, ф. 446, оп. 2, д. 31, 32; Цветков В. Ж. «…Добровольческая армия идет на Ингушетию не с миром, а с войной» // Военно-исторический журнал. 1999. № 1. С. 39. № 2. С. 58—61; Белопольский В. Жизнь и судьба генерала Маслянникова // URL: http://www.regla.rsu.ru/n50/hist50.htm.
29
О К. Г. Булгакове известно также, что он родился в 1885 г., закончил Академию Генштаба в 1914 г., был капитаном, старшим адъютантом штаба Кавказской гренадерской дивизии, затем в Добровольческой армии и ВСЮР. К 16.07.20 оказался на о. Протии. Был в эмиграции в Югославии, в 1923—1924 гг. – член Общества офицеров Генерального штаба. После 1945 г. – в Аргентине, умер 13.03.68 в Буэнос-Айресе. Автор книги: Русский и германский военный мир о творчестве К. С. Попова. Буэнос-Айрес: Изд. автора, 1957.
30
Гиреев Д. Михаил Булгаков… С. 33—34, 37, 42, 44, 60.
31
Гиреева Т. Д. «Вы очень верно…» С. 50—52.
32
Гиреева Т. Д. «Вы очень верно…» С. 52.
33
Паршин Л. Чертовщина… С. 79—80.
34
Никоненко С. Юрий Слезкин и Владикавказ // Литературная учеба. 2007. № 2. С. 122—130.
35
Слезкин Л. Ю. До войны и на войне. М.: Парад, 2009. С. 13, 24.
36
Паршин Л. Чертовщина… С. 76—77.
37
Чудакова М. О. Жизнеописание… С. 280.
38
Там же. С. 118.
39
Булгаковы М. и Е.Дневник Мастера и Маргариты. М.: Вагриус,2004. С. 46—47.
40
Киреев Ф. С. По улицам Владикавказа. Ростов-на-Дону: Донской издательский дом, 2007. С. 199.
41
Булгаков М. Собрание… Т. 2. Белая гвардия. Гражданская война в России. С. 256—257, 348, 351—355.
42
Булгаковы М. и Е. Дневник… С. 64.
43
Слезкин Ю. Из дневника писателя. Публикация Ст. Никоненко // Советская Россия. 1987. 29 ноября. № 275 (9526). С. 3.
44
Гиреев Д. Михаил Булгаков… С. 60.
45
Булгаков М. Собрание… Т. 1. С. 176.
46
Чудакова М. О. Жизнеописание… С. 133—134.
47
Булгаковы М. и Е. Дневник… С. 64—65.
48
ГЛМ, ф. 135, оп. 2, д.13, л. 3.
49
Этингоф Н. Портреты сухой кистью // Этингоф Н. Портреты сухой кистью. Рассказы. Иерусалим, 2000. С. 54—55.
50
РГАСПИ, ф. 124, оп. 1, д. 2223, л. 3—4.
51
Городецкий С. Жизнь неукротимая. Статьи. Очерки. Воспоминания. М.: Современник. 1984. С. 13. Верные инициалы Кедрова – М. С.
52
Городецкий С. Письмо Б. Е. Этингофу от 19 декабря 1954 г. // Городецкий С. Об Армении и армянской культуре. Ереван: Айастан, 1974. С. 195—196.
53
Городецкий С. Алый смерч // Городецкий С. Избранные произведения. М.: Худ. лит., 1987. Т. 2. Проза. С. 149—150, 173—174.
54