Мир послевоенный
Фото из источника: Мирский замок, Беларусь: история и мои приключения. https://club-hotels.ru/otzyvy-turistov/73558–mirskii-zamok-belarys-istoriia-i-moi-priklucheniia
Когда война завершилась, возрождения еврейской жизни в Мире не произошло. Иешива стала использоваться как здание учебного комбината сельскохозяйственных механизаторов, «холодную» синагогу превратили в местную почту. Синагога «теплая» оказалась пустой и заброшенной.
На площади, которую называли раньше Рыночной, остались еврейские дома-каменицы, но их осталось всего несколько, об остальных напоминал лишь ряд сохранившихся крылечек, ступенек ведущих, собственно, в никуда…
Сохранившееся здание хедера в Мире. Фото из источника: https://shalom.by/2020/02/i-tselogo-mira-malo/?f
Сегодня беларуский Мир считается городским поселком в Гродненской области (Кареличский район). Жителей в нем примерно 2,6 тысяч. На еврейское прошлое до последнего времени практически не обращалось внимания. Относительно недавно стали обеспечивать уход за еврейским кладбищем, бывшей «теплой» синагогой и сохранившимися домами на Рыночной площади.
В некоторых местах, где прежде проживали евреи, произошло размещение магазинов и кафе. Хорошо было бы, если бы евреи в эти места вернулись. Когда-нибудь…
Известные евреи Мира
Известные евреи Мира [1]:
«Мелцер Исер Залман (1870—1953), крупный раввин, глава иешивы и галахический авторитет в Белоруссии и в Палестине
Рабинович, Михл Ицхак ((1948—1879) – израильский писатель и журналист
Шазар Залман (1889—1974) – третий президент Израиля».
Шломо (Соломон) Маймон – величайший еврейский философ, рожденный в Суковыборге, находившемся близ Мира, закончивший в Мире еврейскую школу. Им была подготовлена и издана книга «Автобиография», о которой написано в ежемесячной газете Еврейская панорама следующее [4]:
Шломо (Соломон) Маймон. Источник: http://www.ejwiki.org/wiki/Файл:12579_L.jpg
«Исследователи утверждают: эта книга, написанная по-немецки и впервые изданная при жизни автора в Берлине в 1792 г., уникальна. Подобных ей в мемуарной литературе Европы XVIII в., говорят, не найти. Несмотря даже на то, что сочинения такого рода люди осьмнадцатого столетия – их очень интересовало становление личности и формирование ее собственными усилиями – и писали, и читали во множестве. Конечно, читателю вспомнится и неминуемый Жан-Жак Руссо с его „Исповедью“ (и справедливо: „Исповедь“, образец для многих автобиографий, стала таковым и для Маймона), и Михайло Ломоносов, ушедший из Холмогор в Москву за знаниями почти в том же возрасте (и даже примерно в то же время – чуть раньше), что и молодой талмудист Шломо бен Иехошуа, который покинул родной Суковыборг близ города Мир в Великом княжестве Литовском ради того, чтобы стать свободным философом. Как и Ломоносову, задуманное ему блестяще удалось. Соломон Маймон (1753—1800) добрался до Берлина, стал сподвижником Фихте и Канта и оставил внушительное философское наследие. Притом философом он был не немецким, а именно еврейским. Маймон – его литературный псевдоним, взятый в честь Моисея Маймонида – Моше бен Маймона. Но эта его книга, не менее важная, чем ученые труды, – даже не о философии главным образом. Она о том, как человек сумел преодолеть все неблагоприятные обстоятельства (мы ведь помним, что Солт Уиттмайер Барон считал основной чертой еврейского характера?) и вопреки им создать из себя выдающуюся личность. Интересна и культурная ситуация, в которой это происходило: как раз на время Маймона пришлось вызревание крупнейшего раскола среди европейского еврейства – формирование, с одной стороны, новой религиозной силы, хасидизма, с другой – нарастание интереса части еврейского общества к просвещению – Гаскале. Кстати, книга – важнейший источник для изучения быта и нравов евреев Восточной Европы того времени. Соломон Маймон. Автобиография / Перевод с немецкого. – М.: Книжники, 2016. – 348 [4] с. – (Наследие Соломона Маймона.)»
2.3 Мирске синагоги и еврейское кладбище
Мирске синагоги
«В 1897 году в этом местечке проживало 3319 евреев (общая численность населения – 5401 человек). В Мире функционировало 6 синагог. Одно из сохранившихся по сегодняшний день зданий наглядно представлено на снимке. Причём, его внешний вид почти не изменился». Источник: http://sinagoga.by/istoriya-belorusskih-sinagog
Мир. 1 сентября 1964г. Слева – здание бывшей иешивы. В центре – здание учебных классов. Справа – здание бывшей теплой синагоги. Источник: Книга памяти – http://shtetlroutes.eu/ru/yizkor-book-of-mir/
Синагога в местечке Мир. Фото: Википедия
О синагогах Мира написано на сайте Vetliva [5]:
«История синагогального двора в Мире началась в XVIII веке. Главный объект ансамбля «Холодный» дом собраний, выполненный в стиле классицизма – построили в 1896 году. Как вы думаете, почему синагога получила такое название? Оказывается, здание никогда не отапливалось и предназначалось только для проведения религиозных праздников для всех еврейских жителей. В послевоенное время в здании синагоги основали профессиональное училище, а в 2015 году, после тщательной реставрации и обновления, в еврейском здании открылась гостиница «Мирский посад», предлагающая гостям города комфортно провести время, поужинать или отметить праздники в уютном ресторане.
В городском поселке Мир сохранилось и яркое здание купеческой синагоги, построенное в XIX веке. Крыша молитвенного дома – зеленого цвета, а по всему кирпичному фасаду, выполненному из красного кирпича, вымощены арки».
пппп
Синагогальный двор. Мир. 30-ые годы 20-го века. Источник: https://shalom.by/2020/02/i-tselogo-mira-malo/?f
«Бывшая Главная синагога. Сегодня «Отель Мирский Посад. Адрес: улица Кирова 26, 231444 Мир, Беларусь». Источник: https://booking.traveltheworld.com.ua/hotel/by/mir/mirskiy-posad
Бывшая Главная синагога. Источник: http://www.europetourism.su/foto-galereya-mira-belorussiya/
Главная синагога. Явно претерпевает реконструкцию. Строили ее в самом конце XIX века. Андрей Бортников. Фотограф в Минске. Источник: https://arch-heritage.livejournal.com/1826490.html
Главная синагога. Явно претерпевает реконструкцию. Строили ее в самом конце XIX века. Андрей Бортников. Фотограф в Минске Источник: https://arch-heritage.livejournal.com/1826490.html
Сохранившееся здание Большой Холодной синагоги в Мире. Источник: https://shalom.by/2020/02/i-tselogo-mira-malo/?
Купеческая синагога. Сейчас там офис Орифлейм. Андрей Бортников. Источник: https://arch-heritage.livejournal.com/1826490.html
«Мир. Большая синагога, купеческая синагога 19 в.» Источник: http://shtetlroutes.eu/ru/yizkor-book-of-mir/
Купеческая синагога. Источник: https://vetliva.ru/tourism/what-to-see/sinagoga-v-mire/
Мирское еврейское кладбище
О Мирском еврейском кладбище написано в статье «Еврейское наследие в Беларуси: что и где посмотреть?» [6]:
«Сохранились в Мире и остатки еврейского кладбища. Оно находится в северо-восточной части местечка на улице Пионерской. После Второй мировой войны многие мацевы (еврейский аналог надгробий) были украдены и использовались для строительства. До наших дней дошли несколько сотен мацев».
Фото © К. Шастоўскі. Источник: https://www.radzima.org/ru/object-photo/1593.html
Фото © К. Шастоўскі. Источник: https://www.radzima.org/ru/object-photo/1593.html
«Эти фотографии сделаны примерно с одного места с разницей около 100 лет. Фото Михаил Судник. Источник: https://kindus.tourister.ru/photoalbum/25460/9166615#photo
Фото Михаил Судник. Источник: https://kindus.tourister.ru/photoalbum/25460/9166615#photo_9166453
ФОТО: Юлиана Миколуцкая. Вход на еврейское кладбище. Мир. Источник: https://shalom.by/2020/02/i-tselogo-mira-malo/?
Фото © К. Шастоўскі. Источник: https://www.radzima.org/ru/object-photo/1593.html
Еврейское кладбище в Мире. Фото © К. Шастоўскі. Источник: https://www.radzima.org/ru/object-photo/1593.html
Еврейское кладбище в Мире. Фото из источника: https://shalom.by/2020/02/i-tselogo-mira-malo/?f
III О Мирской иешиве
Здание бывшей иешивы в Мире. Источник: https://planetabelarus.by/sights/zdanie-byvshey-ieshivy-v-mire/
3.1 Что собой представляла Мирская иешива? Об основаниеи иешивы
«Ешива Мир – знаменитая еврейская ешива (высшее религиозное заведение для мальчиков), которая была основана в XIX в. в местечке под названием Мир в Российской империи (сегодня – на территории Беларуси) и стала одной из самых крупных и сильных в плане изучения Торы ешив. Мирская ешива сыграла огромную роль в деле изучения Торы и в становлении т.н. „мира ешив“, воспитав целую плеяду талантливых учеников, ставших большими мудрецами Торы и духовными лидерами своего поколения, раввинами еврейских общин по всему миру и главами других ешив. Сегодня ешива Мир, которая находится в Иерусалиме и занимает почти целый квартал, считается одной из самых больших ешив в мире». [7]
Здание Мирской иешивы. 1931—1932 годы
Heshy Boumerand. Источник: http://pages.uoregon.edu/rkimble/Mirweb/Mir3.html
Что собой представляла Мирская иешива?
Мирская иешива (иешива, расположенная в Мире) была самой солидной из иешив ответвления «литовского» (иудаизм ортодоксального типа).
Рассматриваемой иешиве принадлежит особая роль в деле развития религиозного образования евреев, недаром о ней говорили как об «Иешиве руководителей иешив» (на иврите это звучит «Иешиват рашей иешивот»), ведь как руководители, так и преподаватели иешив ответвления «литовского» в своем большинстве перед началом войны (Второй мировой) и после ее завершения проходили в данном учебном заведении обучение.
Основание рассматриваемого учебного заведения произошло именно на беларуской земле, в небольшом беларуском штетле. Но когда шла война, произошло разбиение на 3 иешивы – одна из них оказалась в городе Иерусалим (в Модиин-Илите открылся кроме того, ее филиал), и 2 иешивы – в Соединенных Штатах Америки (в Бруклине, в Нью-Йорке).
Об основании иешивы в Мире
Одно из зданий Мирской иешивы Источник: https://toldot.ru/eshivaMir.html
С восемнадцатого столетия штетл Мир рассматривался как важный духовный центр польско-литовского еврейства.
Год 1815-й. В данном году самым образованным евреем штетла считали знатока Торы и успешного предпринимателя Шмуэлья Тиктинского, ставшего основателем в нем иешивы и поддерживавшем ее 8 лет. Главой иешивы и помощником своего отца стал сын предпринимателя, которого звали Авраамом (Авромом) Тиктинским.
Год 1835-й омрачился трагической гибелью отца и сына Тиктинских. Управлением делами иешивы занялся местный раввин Айзенштадт Й. Д.
Дом раввина. Источник: https://toldot.ru/eshivaMir.html
Год 1840-й. В данном году в иешиве уже обучалась сотня студентов, учебное заведение превратилось в довольно известное.
Год 1850-й. Это был год обоснования в Мире раввина Хаим-Лейба (Хаим-Лейба-Иегуды) Тиктинского, он занял пост ведущего раввина иешивы. Он приходился основателю иешивы внуком. Его руководство принесло иешиве еще лучшую репутацию, а если посмотреть на тогдашнее число ее студентов, то выше его было лишь число студентов Воложинской иешивы.
ФОТО: Юлиана Миколуцкая. Дом раввина. Мир. Источник: https://shalom.by/2020/02/i-tselogo-mira-malo/
Год 1899-й. В это время ввиду ухода из жизни Хаим-Лейба иешивой занялся его его младший сын, его звали Авраамом Тиктинским. Им на должность главы иешивы был приглашен раввин Элиягу-Баруха Камай. Он добился получение Мирской иешивой полного признания как 2-й по значимости иешивы «литовского» ответвления. Первой иешивой была иешива Воложинская. Но когда иешива Воложина была закрыта, Мирская иешива оказалась первой. Она не передавала своего первенства никаким другим подобным учебным заведениям на территории Беларуси до начала Второй мировой войны.
В Год 1903-й явился годом заключения брака между дочерью раввина Камая Малкой и раввином Элиэзер-Иегудой Финкелем, приходящимся сыном легендарному раввину Слободки Натану-Цви Финкелю. В 1909-м году иешива была возглавлена раввином Финкелем.
Здание Мирской иешивы сегодня. Источник: https://www.turkaramamotoru.com/ru/Мирская-иешива-14504
3.2 Мирская иешива в период между мировыми войнами. О спасении Мирской иешивы и ее воссоздании после завершения войны
Мирская иешива в период между мировыми войнами
«Во время первой мировой войны в 1916 году ешиве пришлось покинуть родное место». Источник: http://tmtz.ru/arhiv-novosteyy/index.php/2013-01-08-17-40-07/554-eshiva-mir
Когда шла Первая мировая война, студентами иешивы был осуществлен переезд в гор. Полтаву. Однако раввин Камай не последовал за ними, оставшись в Мире, где в 1917-м г. его настигла смерть, после чего его сыном, раввином Авраамом-Цви Камаем была занята должность раввина штетла Мир. Иешива же возглавлялась раввином Элиэзер-Иегудой Финкелем.
Год 1921-й. В данном году имело место возобновление работы Мирской иешивы благодаря раввинам Камаю и Финкелю. А духовным руководителем машгиахом стал рав Йерухам Левовиц, являвшийся последователем «Мусара».
Рав Йерухам Левовиц. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Мирская_иешива#/media/File:Yeruchom_Levovit
В межвоенный временной период очень многие способные молодые евреи, проживавшие как в Литве и Польше, так и в Америке, Европе, Австралии и Южной Африке проявляли стремление к получению образования в Мирской иешиве.
Год 1931-й. В Мирской иешиве насчитывалось четыреста тридцать пять студентов, несколько позднее их было уже около пятисот.
Период 1930-х г. г. В данном периоде раввином Мирской иешавы был Авраам-Цви Камай.
О спасении Мирской иешивы
Рав Элиэзер-Иегуда Финкель. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Мирская_иешива#/media/File:Eliezer_Yehuda_Finke
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги