Зачастую жизнь требует от нас выбирать между разными ценностями и особенно часто между личным и общественным. И в этом случае человек тоже может войти в ситуацию нарушения своих базовых – «родительских» программ.
Если ему все-таки придется сделать что-либо, что для него неприемлемо, то у него может образоваться сильнейший интрапсихический конфликт, который смертельно опасен для него. И для того, чтобы сохранить психику в равновесии, он будет вынужден создать систему самооправдания.
Например, что он сделал свой выбор не по своей воле, но подчиняясь приказу другого человека, который он просто вынужден был выполнить (вот основа фашизма). Или же что, делая что-то, он действовал из высших соображений какой-либо идеологии. Таким образом, человек освобождается от угрызений совести и получает желаемое.
Франкл говорит: «В отличии от животных инстинкты не диктуют человеку, что ему нужно, и в отличии от человека вчерашнего дня традиции не диктуют сегодняшнему человеку, что ему должно. Не зная ни того, что ему нужно, ни того, что он должен, человек, похоже, утратил ясное представление о том, чего же он хочет. В итоге он либо хочет того же, что другие (конформизм), либо делает то, что другие хотят от него (тоталитаризм)».
Логика зачастую является слугой потребностей, системой самооправдания, если наши поступки нарушают наше самоуважение. Например, человек хочет взять что-то принадлежащее другому человеку. Но если взять и отобрать это, то придется признать, что ты являешься самым настоящим грабителем. Если же назвать евреев разорителями, то совершенно не грешно их разорить и взять их имущество себе.
Таким образом, идеология и мораль являются системами, которые оправдывают нас в своих глазах. Идеологии пронизывают всю ткань общества до самых глубинных и внешне совершенно не связанных с ней областей.
Слово «долг» является одним из тех манипулятивных якорей, при помощи которых общество направляет поведение своих членов на реализацию «генеральной линии». Поэтому вполне обоснованно можно утверждать, что нет абстрактных, оторванных от реальности, т.е. трансцендентальных моральных категорий – все они связаны с бытием и имеют (или имели когда-либо) строго практическое значение.
Естественно, если идеология неадекватна реалиям этого мира, то люди из-за следования ее постулатам постоянно будут попадать в конфликтные ситуации. Например, фраза: «Все люди братья!» принесла огромное количество разочарований тем людям, кто поверил в нее слишком серьезно.
Если мама в «припадке человеколюбия» говорит ребенку, что люди – добрые существа, то он начинает считать, что это действительно так. Но в реальной жизни он сталкивается с реальными людьми с их реальным поведением, которое совершенно не соответствует его представлениям. И ему кажется, что они поступают зло, мерзко и гадко. И в результате он жестоко разочаровывается в жизни.
Правда этот конфликт происходит неоднократно с каждым человеком в процессе его развития. Но практически все в результате корректируют свои представления, приспосабливаются к реальности. Проблема появляется у тех, кто по той или иной причине не может этого сделать.
Наши воспитатели, внедряя в нас подобные описанным выше представления, руководствуются самыми лучшими побуждениями, думая, наверное, при этом, что если сто раз сказать слово «халва», то во рту от этого станет слаще. Но жизнь жестко и однозначно дает нам уроки реальности. И мы убеждаемся, что люди совершенно не такие, как нам внушали идеалистически настроенные учителя. Получается так, что нас ожесточает не сама жизнь. А то, что нас ранят обломки воздушных замков, которые разрушились при первом соприкосновении с реальностью.
Родители, таким образом, оказывают своим детям медвежью услугу, запуская их на арену с тиграми с оливковой ветвью в руке. Отказаться от таких «родительских» программ человек не может. И вынужден ненавидеть плохих людей, которые его окружили. Если бы он с самого начала знал, что жизнь не плохая и не хорошая, а просто такая, как есть, то никакого разочарования у него не появилось бы.
Глава 10. Воспитание как способ создания сценариев жизни
Вы, конечно же, слышали такое выражение – проклятие поколений? Люди вкладывают в это понятие то, что в какой-либо семье из поколения в поколение члены этой семьи подвергаются воздействию какого-то рока: или болеют тяжелыми и смертельными заболеваниями, или погибают в юном возрасте.
Например, в Соединенных Штатах Америки бытует мнение, что клан Кеннеди проклят и над ним веет злой рок. Эти слухи вновь начали циркулировать в американском обществе в связи со смертью молодого мужчины из клана Кеннеди на горнолыжном курорте.
Но мне представляется, что рок здесь ни при чем. Каждая семья (и династия в особенности) характеризуется определенным менталитетом, который формирует специфическое отношение членов этой семьи к окружающему миру. И иногда в такой семье из поколения в поколение могут культивироваться достаточно дезадаптивные идеи, которые не настолько сильны, чтобы были видны невооруженным взглядом (например, как это происходит в семьях шизофреников). Но которые проявятся в том или ином дезадаптивном поведении, приводящем к неприятностям или горю у членов этой семьи.
Ведь воспитание – всегда чувство меры, движение по центральной оси, когда крайние меры наказания или поощрения или не используются вообще или же используются только в исключительных случаях. То же самое относится и к внедрению в ребенка тех или иных идей. И если есть какие-то отклонения от этой оси, то они обязательно проявятся в неких поведенческих стереотипах, которые могут привести к трагическим последствиям.
Например, погибший на горнолыжном курорте Кеннеди во время скоростного спуска на горных лыжах играл со своими партнерами в своеобразный футбол пластиковой бутылкой. Увлекшись этим занятием, он не заметил дерева и врезался в него.
Кто его заставлял делать это: рок или собственная беспечность? А может быть девиз, который был оставлен клану его основателем: «Бери от жизни все!» Можно также предполагать, что в клане Кеннеди недостаточно внимания отдают воспитанию в детях осторожности. И это проявляется в виде трагических последствий не только в жизни, но и в политике.
Таким образом, история много раз убедительно доказала, что завтра начинается сегодня, которое, в свою очередь, всегда вытекает из вчера. Невыученные уроки прошлого обречены на повторение в настоящем и будущем.
Воспитание приводит к формированию жизненного сценария, который будет выполняться человеком практически вне зависимости от его воли. Например, если ребенок рождается в царской семье, то его жизнь предопределена – у него сценарий жизни царский. Его будут воспитывать вполне определенным образом и через это готовить к той роли, которую он должен будет сыграть в своей жизни. К счастью, у большинства людей сценарий жизни не так жестко предопределен, как у ребенка из царской семьи.
И когда человек выполняет свой сценарий, то стимулов для дальнейшей жизни у него не остается. И очень многие люди не переживают этого события. Может быть, на Кавказе очень много долгожителей именно из-за того, что там старики чувствуют свою нужность племени или нации? Ведь старики на Кавказе отвечают за нравственность нации. И у них есть стимул жить как можно дольше.
Юнг утверждает, что дочь алкоголика, юность которой была сущим адом, будет искать такого же алкоголика и выйдет таки за него замуж; если же волей судьбы он таковым не окажется, то она его переделает -чтобы все было как у нее в семье. Она таким образом выполняет сценарий жизни, который был сформирован для нее в родительской семье. И передаст эти программы своим детям, которые передадут их своим…
На основе этих рассуждений можно предполагать, что в Человечестве есть как бы встроенный механизм отсечения дезадаптивных программ и генетических нарушений. Их носители или погибают сами или же не дают потомства (например, большинство шизофреников, людей с генетическими нарушениями).
А люди, которые унаследовали от своих родителей дезадаптивные культуральные программы, чаще, чем другие, погибают, заболевают тяжелыми и смертельно-опасными заболеваниями и т.д. и т.п. То есть в Человечество эволюционно встроен механизм улучшения человеческого естества, который и привел нас, в конце концов, к цивилизованным отношениям.
Положительные сценарии и их влияние на будущее потомковЕстественно, клановые сценарии не всегда настолько трагичны, как это наблюдается у Кеннеди. Я знаю ряд примеров положительных клановых сценариев. Например, в Вене на кладбище, где похоронены Штраусы, я испытал настоящий шок.
Большинство из нас знает только одного Штрауса – который написал «Сказку Венского леса». Но оказывается, что композиторов в этой семье было очень много. Я не считал могил, но видел целую аллею склепов, в которых были похоронены все славные представители этой династии. И на многих надгробных камнях было написано: композитор!
Сын или «муж»?Достаточно часто можно наблюдать такую картину. Если женщина живет одна (разведена, овдовела или же всю жизнь была матерью одиночкой), то она делает все для того, чтобы ее дети или кто-нибудь из них (чаще всего это бывает младший сын) не ушли из дома. Ведь иначе у нее закончится сценарий жизни. Если это сын, то он остается с матерью в виде символического заменителя мужа.
Она позволяет ребенку жить так, как он хочет – пить, флиртовать с женщинами и так далее. Она заботится о нем, стирает, варит для него. И делает это лучше, чем это может сделать другая женщина.
Сын, влюбленный в мать, имеет пониженные шансы на счастье в браке. Он будет бессознательно искать в женщинах ее повторение. И вряд ли найдет, так как богиня всегда выиграет соревнование с простой смертной.
И как только «ребенок» попытается создать серьезные семейные связи, мама сделает все для того, чтобы это не произошло. Если же это все равно происходит, то она не мытьем, так катаньем, но разводит сына. Если же и это не удается, то она делает все для того, чтобы жить с молодой семьей вместе и быть «главной женой».
Естественно, мать на сознательном уровне мотивирует свои действия заботой о сыне. Но на самом деле она неосознаваемо боится остаться одна – ведь тогда она может полностью потерять смысл своей жизни! Это положение подтверждается тем, что после смерти матери эти «мальчики» тоже очень быстро умирают. У них со смертью матери тоже кончается тот сценарий, который они вынуждены были взять от матери.
Глава 11. Влияние жизни предков на болезни потомков
В этой главе я хочу поговорить с вами, уважаемые коллеги, о влиянии истории семьи или нации на то – чем и как будет болеть живущее поколение людей. Мы миллионами нитей связаны со своими предками. И их жизнь, их достижения и их грехи влияют на нас – хотим мы этого или нет!
К. Юнг считал, что это происходит через коллективное бессознательное семьи или нации. И я совершенно согласен с ним! То есть мы со своими предками составляем как бы единый организм, который образует эгрегор – своеобразный дух семьи или народа.
Ан Анселин Шутценбергер назвала это влияние предков на судьбу человека трансгенерационными связями. Естественно, влияние родителей и окружения на развитие ребенка огромно. Но не меньшее (а может быть даже в каких-то случаях большее) влияние на жизнь человека оказывает культура и жизнь его предков.
Семья, хочет она этого или нет, несет в себе весь багаж событий, которые произошли с ее представителями во многих поколениях. Может быть, поэтому в народе бытует представление о проклятии потомков – «до седьмого колена». Из поколения в поколение, от бабушек и дедушек, через отцов и матерей, детям передаются семейные мифы и готовые сценарии жизни.
Юнг в своих знаменитых «Тевингстонских лекциях» говорит, что мозг новорожденного имеет законченную структуру и он ни в коей мере не является «табуле раза». Мозг новорожденного англичанина отличается от мозга новорожденного австралийского аборигена. Мне представляется, что это связано с тем, что фенотипические изменения могут передаваться генетически (как это происходит с животными, когда через некоторое время жизни в определенных условиях животные приобретают изменения в генетической структуре, приспосабливающие их к этой среде обитания).
Можно сказать так, что жестокая необходимость наличия белой шкурки у зайца зимой приводит к тому, что у пращуров того зайца, у которого эта шкурка появилась, произошли направленные генетические мутации, которые привели к появлению через несколько поколений этой шкурки.
Говоря упрощенно, уже при рождении и даже в чреве ребенок получает определенное количество посланий: ему передают фамилию и имя, ожидание ролей, которые ему придется играть или избегать. Эти ролевые ожидания могут быть положительными или отрицательными. На ребенка может проецироваться, например, идея о том, что он – «копия дедушкиного брата». И все вокруг начинают думать, что он будет таким же авантюристом. И он, в конце концов, становится авантюристом!
Из ребенка сделают «козла отпущения», на него оденут «одежду покойного», которого ему придется замещать. Как феи вокруг колыбели Спящей Красавицы, ему много чего подскажут – предписания, сценарии, будущее. Это может быть сказано явно или же останется невысказанным и будет подразумеваться «по умолчанию» и храниться в строгой тайне. И его жизнь и смерть, брак или безбрачие, профессия и призвание, будущее станут, таким образом, производной от всего семейного контекста – высказанного или невысказанного.
Возможно, что комплексы и страхи, какие-то экстремальные события жизни человека, образуя внутри него голографическую энграмму, не погибают вместе с ним, а передаются его потомкам. И есть мнение, что травма, которая передается, намного сильнее той, которая получена. Болезнь Рейно (смертельный холод) часто исчезает, когда обнаруживается факт чьей-то тяжелой болезни или трагической смерти в предыдущих поколениях.
Никто не забыт?Понятия «призрак» и «склеп» – некие образования бессознательного, являющиеся результатом передачи бессознательного родителя в бессознательное ребенка («Скорлупа и ядро», Н. Абрахам и М. Терек, 1978) Это тайна, которую нельзя раскрыть. Такой невыразимый словами траур размещается внутри себя, в «потайной усыпальнице», «склепе». Семейные тайны, пополняемые энергией либидо, судьбоносным образом определяют выбор профессии, времяпровождения, увлечений.
Н. Абрахам приводит пример геолога любителя, который собирал камни и раскалывал их. Кроме этого он охотился на бабочек и умерщвлял их в банке с цианидом. Оказалось, что у него был дед, которого за ужасное преступление сослали на каменоломни и, в конце концов, умертвили в газовой камере.
Наше сознание представляет собой главным образом наши собственные общество и культуру, в то время, как наше неосознанное представляет собой универсального человека в каждом из нас.
Таким образом, важная грань бессознательного – это то, что мы наследуем, и именно здесь мы начинаем проникать в юнгианское коллективное бессознательное. Стюарт говорит: «Нечто, чем я не горжусь, но что, несомненно, существует в моем личном коллективном бессознательном, представляет из себя факт, что некто из моих предков занимался работорговлей. До вполне среднего возраста этот факт мне был не известен, и, тем не менее, меня с детства беспокоило положение побежденной стороны, и я выходил из себя, когда упоминалось рабство в какой-либо форме».
Семейная сага – это история, рассказываемая семьей о своей собственной истории, в которой перемешаны воспоминания, пропуски, умолчания, добавления, фантазия и реальность. Для детей, воспитанных в такой семье, все они имеют психическую реальность. То же самое происходит и с нациями: их истории прямо и непосредственно влияют на психологическое и физическое здоровье ее членов.
И то, что это не пустое теоретизирование, подтверждают исследования немецких ученых. Они обнаружили, что в сновидениях внуков обнаруживаются фрагменты образов, которые видели их дедушки\бабушки в концлагерях. То есть эти данные подтверждают наличие семейного эгрегора, как бы духа семьи, который на бессознательном уровне (и возможно телепатически) влияет на каждого члена этого эгрегора.
У меня была пациентка, которая болела раком. В ее семье все ее родственники со стороны матери и отца болели раком или каким-либо опухолевыми заболеваниями. И очень многие из них от этого погибли.
Оказалось, что один из ее пра – пра… дедов на смертном одре признался, что будучи 13-ти летним мальчиком согрешил со второй женой своего отца. Об этом никто не узнал, но он всю жизнь носил в себе это воспоминание как страшный грех. По описаниям, которые остались в семье пра – пра. дед перед смертью весь усох (краше в гроб кладут). И можно предполагать, что он умер от рака. И этот свой грех он передал всем своим потомкам. И они, из поколения в поколение, вынуждены были расплачиваться за это.
Моральное наследство столь же значимо, как и наследство профессиональное или экономическое. Каждая семья оценивает и учитывает вклады индивида на «семейные счета», соответственно которым он имеет право на то или иное отношение к нему членов этой семьи.
И если он посчитает, что его вклад больше, чем ему отдается, то он будет переживать несправедливость. Ни географическая отдаленность, ни бегство не освобождают индивида от того, что он мог бы назвать своими «долгами» по отношению к своей семье.
Таким образом, личный (семейный) эгрегор воздействует на поведение каждого человека. Но, видимо, точно также воздействует на каждого человека и эгрегор нации. Верность предкам, ставшая бессознательной или невидимой, правит нами. Важно сделать ее видимой, осознать, понять то, что нас заставляет, что нами руководит, в случае необходимости поместить эту лояльность в новые рамки, чтобы обрести свободу жить своей жизнью. Как это сделать – я буду описывать в практической части этой книги.
Глава 12. Программирование сексуального поведения
Все вышесказанное о программировании поведения и о взаимодействиях между сознанием и бессознательным в полной мере относится и к реализации половой функции организма. Только в нашей христианской по сути культуре реализация полового инстинкта в значительной степени деформирована. Возможно, что пословицу: «Изуродовал, как Бог черепаху!», придумал какой-нибудь домостроевец. Но, как бы там ни было, принципы программирования полового поведения от этого не меняются.
Например, основным типом женщины, которую мужчина будет считать потенциальной женой, является образ, который у него сформировался в первые 3-4 года жизни (на основе комплекса Эдипа). А этот образ практически всегда на основе импринтинга образуется под влиянием матери или же заменяющего ее лица женского пола. И если у мамы были маленькие груди, то у мальчика сформируется базовое влечение именно к таким женщинам. Это становится ядром его половых симпатий.
А в подростковом возрасте под влиянием конкретных условий (какие девушки его окружают, какова мода в данный момент на женские формы) образуются новые предпочтения, которые можно назвать оболочечными. И если ядро и оболочка резко не соответствуют друг другу, то может образоваться конфликт.
А он будет проявляться, например, в том, что человека будет тянуть к оболочечному типу женщин, но он не сможет с ними образовать крепкую семью. Или же он женится на женщине ядерного типа, но не сможет с ней жить полноценной половой жизнью (для его бессознательного это будет синонимом кровосмешения).
Или, например, мама говорит дочери: «Доченька! Мужики – грязные скоты! И они от нас хотят только одного, желая оставить нас с проблемами. Бойся их!» Вполне возможно, что мама сама очень сильно обожглась на этом деле, исходя из других установок. И она искренне желает помочь дочери избежать неприятностей. Но она своими словами ставит дочери антисексуальный блок – своеобразное «противозачаточное». В результате, когда девочка вырастет, она неосознаваемо будет бояться мужчин. И вполне может остаться старой девой до глубокой старости! Или же у нее будет бесплодие.
Если мама умна, то перед свадьбой снимет этот запрет, говоря, что с мужем вполне можно «Этим» заниматься. Тогда замки на сексуальности у женщины снимаются (но не обязательно). И она станет получать удовлетворение от половых отношений со своим мужем.
Но чаще всего мамы забывают об этом разговоре. Она благословляет дочку на замужество, забывая или же даже не думая о том, что надо снять и антисексуальный запрет. Девушка выходит замуж и остается фригидной. Таким образом фригидность – символическое сохранение невинности, девственности. И является психологическим аналогом мужской импотенции.
Ведь в представлении подростков секс связывается только с удовольствием. Когда же человек вырастает, то он начинает понимать, что сексуальная жизнь несет еще и очень важную социальную функцию. Это помогает выполнить свою биологическую роль, поправить свое материальное и социальное положение и т.д. Для многих женщин замужество является своеобразным социальным лифтом.
Девушка бывает вынуждена подчиниться социальным императивам и пойти на компромисс с собой, со своим внутренним запретом. Она выходит замуж, рожает детей, но не позволяет прикоснуться к тому, что для нее является «грязным» – сексуальному удовольствию. Внутри этой женщины проходит примерно такой диалог: «Если я ничего не чувствую, значит не нарушаю маминого запрета!»
Из-за этого или же других подобных программ человек не может адекватно реализовывать свои сексуальные потребности. И сексуальные связи такого человека могут быть нестабильными и неудовлетворяющими его из-за того, что он гонится за тенью, занимаясь любовью с самим собой при помощи любого подвернувшегося человеческого зеркала.
Неразвитая грудь у женщины в большинстве случаев является признаком того, что воспитанием подавлена часть, ответственная за «сексуальную презентацию». Действуя из бессознательного, сексуальные запреты приводят к тому, что девушка, взрослея, физически остается все тем же угловатым подростком, не выглядя сексуально привлекательной. Бессознательное таким способом уменьшает угрозу нарушения запрета.
На этой же основе у женщины могут возникнуть сложности при сбрасывании лишнего веса. Ведь жир на теле очень часто делает женщину непривлекательной. И бессознательное опасается, что если у нее это получится, и лишний жир уйдет, то она станет сексуально привлекательной.
И как только такая женщина под влиянием диеты и физических усилий сбросит лишний с ее точки зрения вес, то начинает ощущать беспокойство: бессознательное не знает – сможет ли она достойно справиться с теми ситуациями, в которые ее неизбежно поставит красивая фигура?
Мой многолетний опыт работы с пациентами показывает, что в большинстве случаев люди теряют физическую форму и привлекательность тогда, когда бессознательно себе это позволяют. Гармонично сложенное тело, мягкая шелковистая кожа, красивое лицо у женщин – это своеобразные сексуальные ловушки, которые установлены природой на мужчин.
Если женщина начинает толстеть, если перестает следить за своей кожей, волосами и «красе ногтей», то это является верным признаком, что ее сексуальные претензии практически исчерпаны. Женщины, которые «пробуждены» в сексуальном отношении, намного дольше сохраняют свой привлекательный внешний вид.
Это положение очень хорошо подтверждают факты, когда после родов у блондинок темнеют волосы. Ведь светлые волосы очень привлекательны для мужчин европейского типа. И бессознательно используются женщинами в качестве сексуальной «заманихи».
Если же исходить из того, что сексуальное поведение женщины в основе своей имеет потребность забеременеть и родить здорового ребенка, то понятно, что светлые волосы ей в этом очень хорошо помогают. Когда же она реализует эту потребность, то надобность в светлых волосах отпадает.
Кстати, информация для размышления: люди, живущие активной половой жизнью даже в пожилом возрасте, намного здоровее тех, кто по той или иной причине поставил крест на этом деле. Для бессознательного мужчины каждый половой акт является подтверждением: «Я молодой и здоровый человек! И могу иметь детей!»
А для бессознательного женщины половой акт, даже если он не сопровождается оргазмом, является сигналом: «Я могу забеременеть и родить ребенка. Надо быть в форме! Поэтому организм у таких людей успешно сопротивляется болезням и старению.
Можно считать вполне доказанным, что любой мужчина может совершать достаточно большое количество половых актов даже после шестидесяти лет (конечно же, не так, как в молодости – 3 – 4 раза подряд). Но его влечение и потенция к этому возрасту зачастую падают чуть ли не до нуля. И это связано не со старением организма. Но является в первую очередь результатом неудач, разочарований и накопления отрицательных эмоций, связанных с сексуальной жизнью.