Книга Энциклопедия наших жизней. Семейная сага. Созидание. 1963 год - читать онлайн бесплатно, автор Ираида Владимировна Дудко. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Энциклопедия наших жизней. Семейная сага. Созидание. 1963 год
Энциклопедия наших жизней. Семейная сага. Созидание. 1963 год
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Энциклопедия наших жизней. Семейная сага. Созидание. 1963 год

В процессе выпуска поздравительного номера газеты, у Виктора остались фотографии основных «виновников» успеха – сотрудников нашего родного НИХТИ, это –


ВЕНГЕРСКИЙ В. В., КАЛАБУХОВ, СЕНЯВСКИЙ, ЦВЕТКОВА В. К., и КАЗАРЯН.


ВЕНГЕРСКИЙ В. В.


КАЛАБУХОВ


СЕНЯВСКИЙ


ЦВЕТКОВА В. К.


КАЗАРЯН


Для тех, кому интересны подробности разработки ракетного комплекса ТЕМП-С и характеристики его, в первую очередь, наверное, для бывших специалистов, работавших в этом направлении, приведу статью с сайта



ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЕННАЯ ТЕХНИКА (после 1945 г.)

Комплекс 9К76 Темп-С, ракета 9М76 – SS-12 / SS-22 SCALEBOARD


Данная статья обсуждалась на форуме.


Вот то, что перед началом форума было рассказано о самом сайте…


О сайте MilitaryRussia.Ru


Интернет-проект MilitaryRussia.ru является независимым научно-популярным исследовательским ресурсом посвященным новейшей истории советской и российской военной техники. Сайт не претендует на 100 % достоверность информации и не может обеспечить максимально детальное представление всех возможных типов техники т. к. работа над сайтом ведется в свободное время и бесплатно. Тем не менее, мне кажется, что некоторые разделы сайта являются одними из наиболее информативных в числе открытых и не секретных источников информации об отечественной военной технике.

Использование информации сайта СМИ и другими ресурсами безусловно разрешено с указанием ссылки на источник информации – сайт http://militaryrussia.ru с активным линком.

На форуме сайта в соответствующих разделах можно задать вопросы и пообщаться с другими читателями.


© 2009–2015 militaryrussia.ru

Копирование и использование материалов

разрешается только с указанием ссылки

на соответствующую статью сайта


Мне особенно приятно выложить здесь эту статью, так как и я и особенно – Виктор принимали участие в создании этого ракетного комплекса. Пусть мы были маленькими винтиками среди огромного автоматизированного комплекса разработчиков и обслуживающего персонала, но так приятно осознавать свою причастность к таким важным проблемам, как – защита Родины…

А в дальнейшем – и к другим, не менее важным работам…

Комплекс 9К76 Темп-С, ракета

9М76 – SS-12 / SS-22 SCALEBOARD

Автор: DIMMI


ДАННЫЕ НА 2016 г. (стандартное пополнение)

Комплекс 9К76 «Темп-С», ракета 9М76 / «ТР-1» – SS-12A SCALEBOARD-A / KY-11

Комплекс 9К76 «Темп-С», ракета 9М76Б / «ТР-1» – SS-12A SCALEBOARD-A

Комплекс 9К76 «Темп-С», ракета 9М76Б1 / «ТР-1М» / "мод.9М76Б" / 9М76М (?) – SS-12B / SS-12M / SS-22 SCALEBOARD-B


Ракетный комплекс фронтового уровня / оперативно-тактический увеличенной дальности ракетный комплекс. Комплекс создан в НИИ-1 (Московский Институт Теплотехники с 1967 г.) под руководством А. Д. Надирадзе. Постановлением Совмина СССР № 839–379 НИИ-1 поручалось создание оперативно-тактического ракетного комплекса с твердотопливной ракетой "Темп", а ОКБ Волгоградского завода № 221 «Баррикады» и СКБ-1 Минского автозавода поручалось создание для комплекса пусковой установки.


После разработки рецептуры смесевого твердого топлива в НИИ-125 (позже переименовано в НИХТИ, а позже – в НПО «Союз», г. Люберцы) под руководством будущего академика Б. П. Жукова в 1961 г. в НИИ-1 под руководством А. Д. Надирадзе проведены проектные оценки создания новой баллистической ракеты с РДТТ на этом топливе. Полномасштабная разработка комплекса «Темп-С» начата по Постановлению Совмина СССР № 934–405 от 5 сентября 1962 г. в НИИ-1 (с 1967 г. МИТ, головной исполнитель по комплексу и ракете), главный конструктор – А. Д. Надирадзе, НИИ-592 (система управления), НИИ-125 (заряд двигателя), КБ завода «Баррикады» (СПУ и другое наземное оборудование). Ракета и комплекс создавались с использованием наработок по теме "Темп". Аванпроект комплекса защищен 13 декабря 1962 г.

Испытания. В 1962 г. по Постановлению СМ СССР начата подготовка производства ракет 9М76 на Воткинском машиностроительном заводе № 235 (г. Воткинск). Совместные испытания комплекса «Темп-С» и ракеты проводились на полигоне Капустин Яр с декабря 1963 г. по октябрь 1965 г. Первый пуск ракеты 9М76 «Темп-С» произведен 14 марта 1964 г. (дальность 580 км). По 18 июля 1964 г. произведено 5 пусков ракет (пятый пуск на дальность 850 км), из них 2 пуска аварийные. Ракета в комплектации 9М76Б была доработана с целью повышения точности. Полигонные и войсковые испытания СПУ 9П120–1964–1965 г.г. Всего в ходе испытаний на полигоне Капустин Яр проведены: летные испытания ракеты (29 пусков), проверка готовностей СПУ (8 пусков) и транспортной машины (5 подготовок), поддержания готовности № 1 (11 ракет), большие и малые транспортные испытания ракет (7 ракет), ходовые, транспортные и ресурсные испытания наземных агрегатов комплекса, дневные и ночные марши СПУ и транспортных машин, испытания арсенального оборудования (1 комплект).


Особая благодарность «Пенсионеру» (http://russianarms.ru) за помощь в подготовке материалов.


Комплекс 9К76 «Темп-С» – СПУ 9П120 и машина испытаний и пуска ("60 лет в строю полигон Капустин Яр. 1946–2006 г.г., ГЦМП "Капустин Яр", 2006 г.).


Принятие на вооружение. Комплекс 9К76 с ракетой 9М76Б принят на вооружение РВСН Постановлением СМ СССР № 1139–382 от 29 декабря 1965 г. (постановление СМ СССР № 99–27 от 7 февраля 1966 г. предположительно оговаривало порядок снабжения и поставок в войска). В 1965 г. 3 ЦНИИ Министерства обороны СССР подготовил для комплекса «Темп-С» таблицы стрельбы. В 1966 г. за создание ракетного комплекса 9К76 «Темп-С» Ленинской премии СССР удостоены главный конструктор НИИ-1 Александр Давидович Надирадзе, конструкторы-ракетчики Лагутин Борис Николаевич и Гоголев Александр Иванович. Начало серийного производства СПУ комплекса на заводе «Баррикады» – 1966 г. (окончание выпуска – 1970 г.). Серийное производство ракет развернуто на заводе № 235 в г. Воткинск с 1966 г. В 1967 г. комплекс развернут в составе нескольких отдельных ракетных дивизионов (полков) в структуре РВСН. В 1968 г. дивизионы комплексов «Темп-С» переданы из РВСН в подчинение командования сухопутных войск.


Комплексы 9К76 «Темп-С» на параде на Красной площади в Москве (фото с сайта http://9k72.ru)



7 ноября 1967 г. СПУ комплекса «Темп-С» впервые показаны на параде на Красной площади в Москве.


Комплексы 9К76 «Темп-С» на параде на Красной площади в Москве (фото с сайта http://9k72.ru)


В 1983 г. ракетные бригады, вооруженные ОТР «Темп-С» были размещены в ГСВГ (ГДР) и ЦГВ (ЧССР) ВС СССР в странах социалистического содружества. Передислокация ракетных бригад была проведена в ответ на размещение в Западной Европе американских ракет «Першинг-2» и «Томагавк» (которые в свою очередь, были там размещены в ответ на массовое развертывание в Европе советских БРСД "Пионер")


Снятие с вооружения и уничтожение. Ракеты уничтожены согласно Договору о сокращении РСМД в период с 1 января 1988 г. по 25 июля 1989 г. В ходе переговоров по подготовке к заключению Договора о сокращении РСМД комплекс «Темп-С» именовался «ОТР-22» (подлинность наименования «ТР-1» под вопросом, наименования ОТР-12 в документации по Договору о сокращении РСМД не существовало).


Ракета 9М76Б комплекса 9К76 «Темп-С» перед пуском (вверху) и в полете (внизу).


Ракета 9М76Б, часть контейнера для хранения и транспортировки и СПУ комплекса 9К76 «Темп-С» (http://www.young-science.ru)


Так аналитики Jane's Weapon Systems представляли себе ракеты SS-12A и SS-12B в 1987 году (Jane's Weapon Systems. 1987)


Пусковая установка:

Бр-253 – ПУ с размещением на двух машинах, разработка начата в КБ завода «Баррикады» 20 декабря 1960 г. Главный конструктор – Г. И. Сергеев. Не построена.


Бр-254 – ПУ с размещением на полуприцепе МАЗ-5248, разработка начата в КБ завода «Баррикады» (главный конструктор – Г. И. Сергеев) 20 декабря 1960 г. Не построена.


Бр-289 – ПУ на базе ПУ 9П11 (Бр-225) ракетного комплекса "Темп". Разработка начата в КБ завода «Баррикады» (главный конструктор – Г. И. Сергеев) 29 мая 1963 г. установка изготовлена в опытном экземпляре.


9П120 (Бр-278) – самоходная ПУ на базе проекта ПУ Бр-264 ракетного комплекса "Темп" на шасси МАЗ-543 (СКБ-1 Минского автозавода, главный конструктор – Б. Л. Шапошник). Разработка начата в КБ завода «Баррикады» 9 ноября 1962 г. Главный конструктор Георгий Иванович Сергеев. Опытный прототип изготовлен в 1963 г., полигонные и войсковые испытания пройдены в 1964–1965 г.г. Ракета размещалась в жестком контейнере 9Я230 с системой термообогрева РДТТ, автоматически открывавшемся перед пуском (осуществлялся подъем ракеты в стартовое положение в контейнере, контейнер раскрывался и опускался обратно на ложемент СПУ).

Двигатель – дизель Д12А-525А мощностью 525 л.с.

Колесная формула – 8 × 8

Первые две оси – поворотные

Длина шасси – 11490 мм

Ширина – 3050 мм

Объем топлива – 520 л

Радиус разворота – 13.5 м


СПУ 9П120 комплекса 9К76 «Темп-С» (фото из документации к Договору о сокращении РСМД).


СПУ 9П120 комплекса 9К76 «Темп-С» (http://swalker.org, обработано).


СПУ 9П120 комплекса 9К76 «Темп-С» – первый этап подготовки ракеты к старту – подъем ракеты в защитном контейнере 9Я230 в стартовую позицию (фото из буклета Минского автозавода)


Снятие крышки контейнера 9Я230 с СПУ 9П120 (кадр из документального фильма "Автомобили в погонах", ТРК ВС РФ «Звезда», 2009 г.)


Хранение и транспортировка ракеты 9М76 без БЧ осуществлялось в транспортном контейнере.


Ракета 9М76:

Ракета без БЧ / ракетная часть – 9М76

Ракета с БЧ – 9М76Б, 9М76Б1 и т. п.


Конструкция – количество ступеней – 2, раскрытие аэродинамических стабилизаторов второй ступени происходит при пуске ракеты. Ракета состоит из нескольких отсеков – головная часть, приборный отсек, вторая ступень с аэродинамическими стабилизаторами, первая ступень.


Фото из документации по Договору о сокращении РСМД – ракетная часть ракеты 9М76Б / ОТР-22–9М76.


Ракета 3М76Б в траспортном контейнере, фотоколлаж (http://zonawar.ru).


Система управления и наведение – система управления ракеты автономная инерциальная с использованием гиростабилизированной платформы. На стартовом участке траектории корректировка курса производится поворотными соплами двигателя первой ступени. Решетчатые аэродинамические стабилизаторы служат для стабилизации ракеты на атмосферном отрезке траектории (раскрываются во время старта, неуправляемые). Наведение ракеты осуществляется прицеливанием на стартовом столе, аналогично прицеливанию ракет 8К14 комплекса 9К72. Система управления ракеты создана в НИИ-592 под руководством Семихатова Н. А. (в последствии – академика). Разработка командных гироскопических приборов (КГП) – НПО Электромеханики (г. Миасс).


(Примечание: А вот теперь в статье упоминается непосредственно – НИХТИ, где мы работали с Виктором много лет…)


Двигатель:

Работы по созданию РДТТ и собственно ракеты «Темп-С» начаты после разработки в НИИ-125 (позже переименовано в НИХТИ, а позже – в НПО «Союз», г. Люберцы, ныне – ФЦДТ «Союз», г. Дзержинский) под руководством Б. П. Жукова рецептуры смесевого твердого топлива в 1961 г.

Постановлением Совмина СССР от 4 апреля 1961 г. на Павлоградском химическом заводе начато строительство производственной базы для изготовления зарядов из смесевых твердых ракетных топлив (СТРТ) и изготовления снаряжения корпусов и ракетных двигателей массой от 1 кг до 50000 кг (источник). Техническое задание на создание двигателя с зарядом смесевого твердого топлива на полиуретановой основе ПЭУ-7ФГ массой 4000 кг сформулировано в мае 1962 г. Натурные испытания РДТТ прошли впервые в ноябре 1962 г. Корпус двигателя изготовлен из стеклоткани методом намотки.

Освоение опытного производства зарядов на Павлоградском химическом заводе – 1963–1964 г.г., серийное производство зарядов для ракеты 9М76 начато в 1965 г. (моноблочные заряды 9Х118, смесевое топливо 9Х12, метод – свободное литьё). Заряды 9Х118 (в склееном варианте) для двигателя ракеты 9М76 разработаны в НИИ-125 под руководством Бориса Петровича Жукова (Ленинская премия 1976 г. по итогам принятия на вооружение комплекса МБР «Темп-2С», впоследствии – академик).

Серийное производство корпусов двигателей первой и второй ступеней ракеты комплекса велось Петропавловским заводом тяжелого машиностроения (г. Петропавловск, источник).


В 1965 г. в НИО-1 (Софринский артиллерийский полигон НИИ "Геодезия") начата огневая стендовая отработка двигателя ракеты «Темп-С» (источник). Вероятно, речь об испытаниях двигателей с моноблочными зарядами 9Х118 (смесевое топливо 9Х12, метод – свободное литьё).


Двигатели 1-й ступени ракет 9М76 комплексов «Темп-С» перед уничтожением в Сары-Озеке, 1989 г. (http://flickr.com).


В 1961 г. в НИИ-9 (позже – Алтайский НИИХТ и еще позже – НПО "Алтай") начата разработка бутил-каучукового смесевого топлива Т-9-БК с использованием которого с 1962 г. разрабатывается двигатель для ракеты «Темп-С». В 1966 г. проведены успешные демонстрационные испытания двигателя ракеты со скрепленным зарядом со смесевым бутил-каучуковым топливом Т-9-БК после термостатирования до -30 град. С. Вероятно, данное топливо использовано на втором варианте ракеты 9М76. Предположительно, позже использован третий вариант смесевого топлива Т-16 (? или Т-35).


Стартовое оборудование комплекса 9К76:

СПУ 9П120 с транспортным термообогреваемым контейнером 9Я230.

Машина испытаний и пуска (МИП) 9В243 на шасси Урал-375Д со встроенным мотор-генератором.


Ракета 9М76Б комплекса 9К76 «Темп-С» готова к старту. Рядом с СПУ стоит машина испытаний и пуска (МИП). Фото Ram с форума http://forum.11td.ru, 2009 г.


Вспомогательная техника комплекса 9К76:

Транспортные машины 9Т215 (для ракет в сборе или ракет без БЧ в термоизолированном с электроподогревом контейнере 9Т230), шасси МАЗ-543.

Транспортные машины 9Т219 (для транспортировки ракет без БЧ в термоизолированном контейнере без электроподогрева) на шасси МАЗ-543.

Машины-хранилища ядерных БЧ с изотермическим кузовом 9Ф21 / 9Ф21М на шасси на шасси ЗИЛ-157 или

9Ф223 на шасси ЗИЛ-131.

Машина автономных испытаний 9В476 на шасси Урал-375Д.

Топопривязчик 1Т12 / 1Т12–1 / 1Т12–1М на шасси ГАЗ-66.

Обмывочно-нейтрализационная машина 8Т311.

Автокран 9Т35 (грузоподъемность 16 тонн, шасси МАЗ-537К) – позже (видимо в 1980-е годы) заменен на аналогичный кран на шасси МАЗ-543.

Автокран 9Т31М (использовался для стыковки БЧ с ракетой).


Транспортная машина 9Т215 с контейнером 2Т230. Фото сделано во время вывода войск из ГДР (http://www.russianarms.ru)


Транспортная машина 9Т219 с контейнером, 1987–1988 г.г. (NBI 1987–1988 г.г.)


Кран 9Т35 комплекса «Темп-С» (фото с сайта http://9k72.ru/)


Кран 9Т35 комплекса «Темп-С» на территории 1168 ОРДН (в/ч 64468), п. Пашино Новосибирской области, весна 1988 г. (фото из архива Aml, http://militaryrussia.ru/forum/)


Кран на шасси МАЗ-543 осуществляет погрузку контейнера с ракетой на транспортную машину 9Т219 (фото с сайта http://forum.11td.ru).


Погрузка контейнера с ракетой на транспортную машину 9Т219 (видеофрагмент Russian nuclear might, http://www.youtube.com).


Автокран на шасси МАз-543 из состава комплекса «Темп-С», 1980-е годы (http://www.russianarms.ru)


Ракета 9М76 без БЧ в открытом контейнере (фото с сайта http://9k72.ru/)


Степени готовности комплекса 9К76:

– Готовность № 3 – ракетный комплекс находится в походном положении в районе стартовой позиции (твердая ровная площадка местности размером 40 х 20 м с уклоном не более 2 град.). До пуска ракеты около 25 мин.


– Готовность № 2 – ракета находится в контейнере 9Я230 СПУ в горизонтальном положении. Время до пуска ракеты – 20 минут, время нахождения в готовности № 2 – до 1 года.


– Готовность № 2А – ракета находится в контейнере 9Я230 СПУ в вертикальном положении, пусковой стол снизу закрыт теплозащитной крышкой. Время нахождения в готовности № 2 – до 6 месяцев.


– Готовность № 1 – выполнен весь объем предстартовой подготовки. Время нахождения комплекса в готовности № 1 – от 15 мин до 2 часов.


Модификации:

Комплекс 9К76 «Темп-С», ракета 9М76 / «ТР-1» – SS-12A SCALEBOARD-A – ракета прототип, испытания проводились в 1964–1965 г.г. 9М76 – ракета, ракетная часть ракеты.


Комплекс 9К76 «Темп-С», ракета 9М76Б / «ТР-1» – SS-12A SCALEBOARD-A – серийный вариант комплекса и ракеты с ядерной БЧ (1966 г.).


Подготовка к пуску ракеты 9М76Б (фото с сайта http://9k72.ru/)


Комплекс и ракета «Темп-СМ» – проект модернизации комплекса «Темп-С» с целью увеличения дальности действия (до 1100 км) и точности (КВО – 1500 м). Разработка велась в середине 1960-х годов. Данных о производстве или принятии на вооружение нет.


Комплекс 9К76 «Темп-С», ракета "модернизированная 9М76Б" / «ТР-1М» / ОТР-22 – возможно, 9М76Б1 – SS-12B / SS-12M / SS-22 SCALEBOARD-B – модернизированная ракета с улучшенной точностью и дальностью 900 км (1979 г. по западным данным). В системе обозначений NATO с 1979 г. известна как SS-22, позже переидентифицирована как SS-12B / SS-12M с сохранением обозначения SS-22. Встречается так же наименование 9М76М – существоание не подтверждено.


Пуск ракеты 9М76Б1 – вероятно эта ракета является SS-12B / SS-12M / SS-22 (рядом с СПУ стоит машина МИП, фото с сайта http://9k72.ru/)


Штатный состав ракетной бригады:

3 ракетных дивизиона, в составе (исключение – 122 РБР после ввода в ЦГВ):

– 2 х ракетные (стартовые) батареи (в каждой 2 ракетных отделения, каждое из которых включает СПУ 9П120 + МИП 9В243) = итого 4 СПУ; (122 РБР – 3 ракетных батареи по 2 СПУ – итого 6 СПУ).

– 1 х взвод управления и топопривязки с топопривязчиками 9Т12;

– 1 х ракетно-технический взвод (1 СПУ)

– 1 х запасная СПУ 9П120 (только 122 РБР после ввода в ЦГВ)

– 1 х КАУ (комплекс автоматического управления ударами) 9С943 «Плед» на шасси Урал-375Д (2 ЭВМ, радиостанции Р-134, Р-143) – с 1985 г. только в одной ракетной бригаде (вероятно 152 РБР ГСВГ или в/ч 79796). Позже, всего в двух – 124 РБР (ст. Дровяная) и 152 РБР (ГСВГ, выведена в г. Черняховск).


Штатный состав ракетного дивизиона (на примере 1168 ОРДН, Пашино):

– 2 х ракетные (стартовые) батареи;

– 1 х батарея управления;

– 1 х взвод ремонта вооружения;

– 1 х авторемонтный взвод;

– 1 х хозяйственный взвод;


Типовое укрытие СПУ 9П120 в расположении 122-й ракетной бригады (фото с сайта http://9k72.ru/)


СПУ 9П120 комплекса 9К76 «Темп-С» 122-й ракетной бригады на марше (фото с сайта http://9k72.ru/)


СПУ 9П120 комплекса 9К76 «Темп-С» (камуфляж – СССР, 1985 г.). Рисунок из книги Zaloga Steven J., The SCUD and other Russian Ballistic Missile Vehicles. Concord Publication,


Перед вводом в ГСВГ и ЦГВ в 1983 г. вводимые ракетные бригады были оснащены так же следующими машинами на шасси МАЗ-543 из состава техники РВСН:

– Дизельная электростанция 15Н1061 / 5С15 (шасси МАЗ-543А)

– Пункт боевого управления 15В129

– Машина жизнеобеспечения (столовая) 15Т117

– Машина жизнеобеспечения (гостиница) 15Т118


Машина жизнеобеспечения 15Т118, гостиница (http://www.russianarms.ru)


Машина-электростанция 15Н1061 (http://www.russianarms.ru)


Статус:

CССР:

– 1965 г. декабрь – после принятия комплекса на вооружение РВСН СССР (а позже – Сухопутных войск) на полигоне Капустин Яр проводились пуски серийных ракет с целью испытаний ракет, испытаний вырабатывавшего гарантийные сроки оборудования систем управления ракет. Пуски производились строевыми ракетными частями. В ходе испытаний произведены в т. ч. групповые пуски ракет комплекса, испытаний транспортной машины со съемным контейнером (вероятно, 9Т219).

– 1966 г. 19–20 октября – на космодроме Байконур при показе новейшей ракетной техники руководителям и министрам обороны стран социалистического содружества производился в том числе и пуск ОТР "Темп-С".



Пуск «Темп-С» 19–20 октября 1966 г. на космодроме Байконур (фото из архива Vovan, http://novosti-kosmonavtiki.ru)


– 1966–1967 г.г. – по данным из Музея РВСН Украины – из состава 19-й и 46-й ракетных дивизий РВСН формируются два полка ОТР «Темп-С» ("тактических ракет ТР-1") и передаются в Туркестанский ВО. Позже, после передачи комплексов в состав сухопутных войск полки реорганизованы в дивизионы. Но надо учитывать, что в исторической справке по 19-й ракетной дивизии упоминаний комплексов ОТР «Темп-С» нет.

– 1967 г. – начало развертывания комплекса 9К76 в структуре РВСН в составе 5 полков в основной своей массе расположенных за Уралом. В Европейской части СССР вероятно размещался 1 полк (возможно в составе 46-й дивизии РВСН).

– 1967 г. 7 ноября – комплексы 9К76 «Темп-С» впервые показаны на параде на Красной площади в Москве.


– 1968 г. 20 февраля – согласно директиве Генерального штаба ВС СССР полки с комплексом 9К76 переданы из РВСН в состав сухопутных войск (окружного/фронтового подчинения).


– 1970 г. – на заводе № 235 в Воткинске произведено 100 ракет 9М76Б;


– 1971 г. – на заводе № 235 в Воткинске произведено 90 ракет 9М76Б;


– 1971 г. 24–25 июня – с большой долей вероятности со стартовой площадки в восточной части космодрома Байконур силами прикомандированного ракетного дивизиона 126-й ракетной бригады (г. Сары-Озек, Среднеазиатский ВО) произведено два пуска ОТР 9М76 комплекса 9К76 «Темп-С». Пуски выполнены как часть программы космических экспериментов «Свинец» по отработке технологии обнаружения и идентификации пусков баллистических ракет по факелу двигателя на фоне земной поверхности. Эксперимент по программе «Свинец» проводился в ходе полета космического корабля «Союз-11» с экипажем Г. Т. Добровольский, В. Н. Волков и В. И. Пацаев на космическую станцию «Салют-1» (на которой и было установлено оборудование «Свинец» – вероятно, инфракрасный телескоп-спектрометр типа ИТС-К с рабочим диапазоном длинн волн 1–8 мкм). В рамках экспериментов по программе «Свинец» 24–28 июня 1971 г. с Байконура проводились следующие пуски: