Талант без грамотной упаковки и продвижения не вывезет вас к достатку. Иметь талант, духовность хорошо. Но плохо, даже наивно, ездить только на этом, игнорируя капиталистический путь в экономике.
Достаточно быть шумным, кому надо – тот поймет
Если вы никогда не были на концертах грув-дес-металл групп, вам будет сложнее представить их звучание. Пение вокалиста больше напоминает поросячьи визги и отрыжку дровосека, а музыка подобна ходьбе мамонта.
Я ничего не имею против такого направления в музыке. Просто не ложится на душу. Так же как вам может не ложится на душу милейший голосок Брайана Молко из группы Placebo, натянутый как струна вокал Винса Нила из Motley crue или интонация пьяного байкера в песнях Закка Уайлда из Black Label Society.
Эти перечисленные группы разнятся как свинья и ежик. У каждой из них в свое время была бешеная популярность. Каждая из групп шумная в своем диапазоне. Но главное – их понимала публика, потому что слышала в их песнях о себе. О своих переживаниях, надеждах, проблемах, мечтах.
Их песни заучивали и продолжают заучивать. Оттачивать игру на инструментах или вокальные партии. На их хиты записаны сотни или тысячи каверов.
Повторюсь, это обусловлено пониманием публики.
Популярны ли грув-дес-металл группы? Разумеется. В своей тусовке есть свои звезды. И многотысячные фесты тоже собирают. Даже найдется несколько групп мирового масштаба. В каком-то вокальном конкурсе участвовал 70-летний дедуля, который спел «Let the bodies hit the floor» ню-метал группы Drowning Pool – найдите на ютубе. А уж какие стадионы собирают Five Finger Death Punch! То есть популярность такого жанра определенно есть.
А теперь спросите себя. Вам что больше нравится – подпевать понятные вам слова или пытаться воспроизводить поросячий визг?
Ваша аудитория чувствует то же самое. Вас любят, уважают, за вами идут только, когда вы понятны. Проще говоря, откажитесь от птичьего языка.
Недостаточно быть шумным, точнее, блистать профессиональным сленгом. Для успешной коммуникации с аудиторией нужен человеческий язык. Тот, который понятен ей, а не вам.
Я об этом говорила тысячи раз и скажу еще – вашей аудитории плевать на то, какие методики и инструменты используете. Ей важен результат. Ей важно чувствовать себя с вами на одной волне.
Пишите о клиентах и для клиентов. Говорите понятным и простым языком о тех темах, которые у них болят и чешутся.
Если ваша аудитория – НЕ тарологи, а простые люди, тематика вашего контента широка как экватор. Транслируйте темы любви и отношений, карьерного роста и поиска работы по душе, финансовых затыков и способов увеличения дохода, здоровья и зачатия и т. д.
Неужели вы правда этого не понимаете? Неужели вы правда думаете, что вашим потенциальным клиентам интересен очередной авторский расклад или ваша 38-я колода? Неужели вы правда думаете, что ваш пост-знакомство привлечет вам 100500 единомышленников? Неужели вы правда думаете, что без всего этого аудитория не проживет?
Синдром дефицита внимания сейчас выработан практически у каждого. На нас льется лавина информации со всех утюгов. И даже если вы весь день не читаете новости, все равно знаете, что происходит в мире.
Правда ваш вектор внимания направлен в ту область знания, которая особенно отзывается в вашей душе или сильно влияет на вашу жизнь, безопасность, здоровье, благополучие. На вашу, слышите?
Вот и с вашими клиентами та же петрушка.
У них триллион заморочек и обязанностей. Они читают ваш контент другим местом, а не глазами. Скорее всего даже по диагонали. Ваш контент должен отвечать нуждам аудитории, быть поистине уникальным. Давать ну такую горячую пользу, которую аудитория не найдете больше нигде. Да таким языком, чтобы можно было понять легко, без словаря или карманного переводчика.
Вот тогда аудитория вас услышит, поймет и примет.
Если ваша аудитория – люди, которые НЕ пользуются и НЕ изучают таро, им начихать на пентакли и Рыцаря мечей. Им также начихать на диагностику чакр или денежного потока.
Но им важно получить четкие инструкции, чтобы стать счастливыми. Под этим подразумевается и любовь, и деньги, и проф призвание, и здоровье, и дети, и исполнение желаний.
Так что тут без нишевания вам просто не обойтись. В противном случае вас разорвет, а аудиторию вы привлечете абы какую. Пытаться удовлетворить всех равносильно выстрелу из пушки по воробьям. А ваш профессиональный сленг для их ушей равносилен поросячьему визгу вокалистов тяжелых рок-групп.
Рокеры ничего тяжелее микрофона в руках не держали
Исключение – барабанщики, которые вынуждены таскать тяжеленные тарелки, а не только палочки.
На самом деле бас-гитара тоже тяжелая. Примочки-педали, комбоусилители и километры кабелей весят прилично. Так что организация концерта – не про то, как пришел, встал на сцену и спел-сыграл. Свое оборудование еще дотащить надо. А если это гастроли? Пусть не по миру, хватит и по области или России-матушке.
Тарологам тоже фортануло. Ничего тяжелее колоды таро в руках не держали. Ноут или телефон с каждым годом становится все тоньше и легче. Но мы же сейчас не об инструментах речь ведем, правда?
Быть музыкантом, так же как и тарологом, значит делать больше, чем то, что видит публика.
В ее понимании рокеру достаточно натянуть кожаные штаны, оголить торс и взять микрофон/гитару/сесть за барабаны. А тарологу – взять колоду и усесться поудобнее за столом с красивой скатертью.
Если вы тоже так думаете, возможно вам лучше закрыть книгу. Скорее всего, мы с вами вещаем на разных частотах.
Удерживать внимание аудитории, вести ее к кульминации в каждой песне. Быть на высоте на каждом концерте, независимо от желания и самочувствия, ведь деньги, как говорится, уплочены. Исполнять те же песни, в том же порядке, с тем же звучанием по 100 раз.
В вашем случае: удерживать внимание клиента, чтобы не ушел в строительство воздушных замков. Личным примером показывать силу духа, чтобы справляться с любыми трудностями. Говорить одно и то же из консультации в консультацию, от клиента к клиенту по 100 раз.
Этот труд не измерить в килограммах или килоджоулях. Он находится в области интеллекта и эмоций. Именно его аудитория зачастую не видит во всей полноте, но воспринимает как должное.
Для вас же это – неотъемлемая часть работы, которая не дается просто так. Она отнимает силы, нервы, заставляет вас подыскивать нужные слова, чтобы достучаться до клиента и прочее.
Когда мы сочувствуем музыкантам? Когда видим, как те не выспались за 3 часа перелета или езды на автобусе. Когда видим их сонные движения. Когда видим их конфликты. Когда видим, с каким аппетитом они уплетают еду. Когда видим их легкое волнение и сосредоточенность за минуту до выхода на сцену.
В такие моменты мы видим людей, а не небожителей рок-олимпа.
Я не призываю ныть и стенать своим клиентам, как вам тяжело и плохо работается на поприще таролога. Во-первых, насильно вас сюда никто не тащил. Во-вторых, аудитория плевать хотела на ваше самочувствие – ей своих проблем хватает. Она надеется, что вы со своим волшебным инструментом поможете их разрулить.
Я призываю вас беречь себя. Отстаивать собственные условия работы. Показывать «кухню» работы. Объяснять, как все происходит, какие имеются подводные камни. Об этом нужно говорить открыто, а не стесняться, будто 13-летняя девочка в разговоре о месячных.
А если «деньги уплочены», но вы перегорели, валяетесь с температурой, без сил и желания даже пальцем шевелить, верните деньги и откажитесь работать. Берегите себя.
Ищите баланс, чтобы быть в глазах аудитории (и своих, разумеется, тоже) специалистом, профи. Но в то же время оставаться человеком с присущей ему усталостью, нервяками, семейными обязательствами и т. д. В таком случае вас будут считать самым духовным, милейшим, добрейшим и человечным тарологом на свете.
Рок-н-ролл – это концерты, песни, клипы
А таро – это расклады, консультации, значение карт. Все? Фантазия закончилась?
Работа таролога может проявляться в двух направлениях – услуги и продукты. В первом случае – консалтинг, обучение, исцеление (медитации, трансформационные сессии и т.д.). Во втором – магазинчик с мерчем. Да, тем самым, которые фанаты рок-групп скупают подчистую.
Мерч можем быть вашим основным заработком, и вам никогда в жизни не придется консультировать. Или завидовать более востребованным тарологам, бояться поднимать цены из страха растерять клиентов.
Мерч может быть попутным доходом к вашей основной деятельности. Но тут очень важен баланс, иначе вас разорвет. Для услуг и продуктов аудитория разнится, как и ее потребности. Так что вам в два раза больше придется заниматься продвижением. В два раза чаще обрабатывать заявки. В два раза дольше работать.
Я сейчас говорю не в масштабах вашей комнаты. А в масштабах широкого спроса – мы ведь зрим на перспективу, верно?
Мерч создан для единства с фанами. Когда фанаты хранят частичку любимого исполнителя. Частику воспоминания того самого концерта, где была настоящая жара. Мерч объединяет людей со всего света. По футболке с надписью Iron Maiden вас признают за своего и в Гваделупе, и в Холливуде, и в Москве.
Вам, конечно, необязательно ваять мерч, если не хочется или если у вас и без того полно работы. Вы обучаете, консультируете, продвигаетесь, пилите контент, выпускаете инфопродукты – клиенты уже будут чувствовать себя частью вашего мировоззрения и творчества.
Но если вас прет от создания мерча, а еще он востребован вашей аудиторией – действуйте. Когда вы почувствуете, что мерч вас заводит больше, чем консалтинг, и приносит более ощутимый доход, тем более действуйте.
Мне странно было получить насмешливый комментарий под моим видео. Мол, вы, девушка, учите продвигаться обучением (массовыми продуктами), сами же на этом наживаетесь. А вы бы показали, как зарабатывать консультированием – посмотрели бы тогда на вас.
Мне странно это уже потому, что таро – это не про консультирование. Точнее не только про консультирование. Это такая гигантская область для исследований, что зацикливаться тупо на раскладах/консультациях – только сужать собственный кругозор.
Вам так комфортно – окей.
Но принципы ведения бизнеса одинаковы, как для консалтинга, так для обучения и для мерча. У вас продукт – у клиента потребность. И ему все равно, сколько значений карт помещается в вашу прекрасную головку. Сколько консультаций вы уже провели за N-лет своей практики. Сколько кучерявых раскладов отточили.
Вопрос один – вы способны удовлетворить его потребность или нет? Возможно решить его запрос вы сможете не только консультированием, но и парой-тройкой таро-медитаций, ритуалами с использованием заговоренных свечей по арканам таро.
Много гитар – это круто
Есть такое понятие, как мультиинструменталист. Это когда один музыкант способен играть на нескольких инструментах. Да не просто на акустической гитаре, электрогитаре, 12-струнной гитаре. А на барабанах, клавишах, бас-гитаре, диджерибу, скрипке и т. д.
Любой мало-мальский музыкант соображает, что игра на 6-струнной гитаре мало чем отличается от игры на 12-струнной. Но вот игра на скрипке и барабанах – капец как разнится.
Тарологи почему-то думают иначе. Некоторых из них громко именуют себя «хозяйками 200+» колод (реальный случай из инстаграма). Или размещают в описание профиля/паблика полное перечисление всех имеющихся в наличии колод.
У меня вопрос один: эти тарологи рекламируют себя как магазин что ли?
Ну не наличие колод делает таролога тарологом, а то, как он этим инструментом пользуется. Очевидно же!
Как игра на 6-струнке особо не отличается от игры 12-струнке, так и толкование одной колоды не особо отличается от толкования другой колоды. Будет ли у 12-струнки другое звучание? Разумеется. Более объемное и нежное. Будет ли у новой колоды другие символы, сюжеты на изображениях? Конечно. И это частично влияет на толкование. Но только частично.
Другое дело, когда вы владеете астрологией, тета-хилингом, технологией восковых отливок и т. д. Это делает вас мультиинструменталистом. Есть общие законы или, скажем, база, на которых зиждется работа с этими инструментами. Эта база – ваше мировоззрение.
Нет смысла хвалиться количеством и многообразием колод. Это так же глупо, даже по-мальчишески наивно, как если гитарист обставит квартиру полусотней гитар и будет именовать себя музыкантом всех времен.
Чтобы стать суперзвездой, достаточно попадать в ноты
А чтобы стать профессиональным тарологом, достаточно хорошо толковать карты.
Меня саму бесят эти очевидности, которые пишу, но проигнорировать их не могу. Ведь такое я встречаю сплошь и рядом в таро-среде.
Тарологи ходят по одним и тем же дорожкам, протоптанных на тысячи раз другими исследователями. Они читают одни и те же книги о толковании карт. Толкуют одни и те же расклады. Брызжут слюнями, доказывая «я умный – ты дурак» в тупых холиварах под постами-помогите-растолковать-расклад.
Единицы таро-литературы посвящены символике, синтезу дисциплин таро + астро, таро + каббала, таро + психо и т. д. В таких книгах есть что нарыть, поразмыслить и далеко не всегда понять.
Все остальное написано как под копирку: история карт таро (на хрена мне знать про Орден Золотой зари?), структура карт таро (ах, этот путь Шута, который мне, конечно, пригодился в работе с клиентами), старшие арканы (да, я написала это с маленьких букв), младшие арканы (и это тоже), 3—4 универсальных расклада (с совершенно непонятными позициями). Конец.
Больше писать не о чем? Это ж надо исследовать, тратить время, нервы, шишки набивать.
Порой кажется, тарологи совсем обленились. В одном тарошном паблике вижу очередную просьбу: «Купила колоду Prizma vision, но не понимаю ее. Помогите разобраться с колодой. Может у кого-то есть руководство?». А тебе, человек, совсем лень что ли изучать колоду самостоятельно?
Я пойму просьбы, когда есть определенный затык в раскладе/символе. Но какой смысл покупать колоду, а потом просить у кого-то помощи?
Изучайте, практикуйте, фиксируйте наблюдения, ловите инсайты, изучайте литературу о символике. Найдите страничку автора колоды (если он еще жив), свяжитесь с ним. Спросите, что он вложил в эту колоду, конкретный символ или сюжет на карте.
Вы даже представить себе не можете, как автору будет по кайфу отвечать на такие вопросы. Английский не знаете? Классная отмазка, чтобы ничего не делать. А профессионалом вы намереваетесь быть или как?
В далеком 2003 году у меня еще не было интернета, не было единомышленников. Боже, я даже не знала, что работе с таро где-то можно поучиться, и что есть разные виды колод.
Я просто попросила маму заказать мне Ошо Дзен таро из тогдашнего книжного (!) каталога «Эксмо». Открыла руководство, что прилагается к колоде и… ничерташеньки не поняла. А уж расклады, представленные в этой брошюре, так и вовсе что-то запредельное. До сих пор их не вкуриваю.
И что? Я могла бы отложить колоду на полку до лучших времен. Но вместо этого изучала, практиковала, ошибалась, осмысляла. А теперь накопленный опыт передаю единомышленникам. В 4х книгах (в планах еще 2), в наборе видеоуроков, на своем авторском курсе, вебинарами и марафонами.
Мое имя все чаще связывают с колодой Ошо Дзен таро. Аудитория уже знает: Ошо Дзен таро – это к Аньке. Озон присвоил статус «бестселлер» моей книге «Толкование Ошо Дзен таро». Она разбрелась уже не только по нашей стране, но и далеко за рубеж.
А что сделали вы, чтобы изучить колоду, которая понравилась, но осталась непонятной?
Чтобы стать суперзвездой, нужно не только владеть инструментом/голосом, но и писать музыку, уверенно двигаться на сцене, управлять вниманием публики, общаться с прессой и фанами, активно продвигаться, выпускать новые хиты и мерч. А еще заботиться о здоровье, стиле, заработке, команде и т. д.
Чтобы быть профессиональным тарологом, нужно делать куча всего, помимо изучения карт и толкования раскладов. Об этом не пишут книги (разве что я, без ложной скромности). Не выпускают видеоуроки (привет). Не обучают на таро-курсах (какбэ). Я могу назвать единицы тарологов, которые обучают именно профессии таролога, а не просто работе с картами.
И эти люди – профи с широченным кругозором и букетом навыков. Какой навык отточили вы, помимо чтения карт и консультирования? Достаточно ли этого вам, чтобы стать профи?
Это все необязательно
Когда я мониторю тексты или видосы о таро для новичков, волосы встают как у панка, а рука не отлипает от лица. Интернет-эксперты выдают гору советов, без которых якобы не получится работать с таро.
Всякая там атрибутика, лунный календарь, эгрегоры и духи таро, обязательно колода Уэйта и прочая, и прочая.
Я могу лишь предположить, что такую ширму авторы рисуют, чтобы придать важности занятиям с таро. И вроде как отсеять любопытствующих. Мол, тут у нас все серьезно, нечего тут с несерьезными мотивами ошиваться.
Как я уже отметила выше, для творчества нет пределов. А что такое работа с таро, как не вечные творческие искания? Собственно, поэтому здесь не может быть жестких правил, за нарушение которых эгрегор стукнет вас по шапке.
Эта глава как раз развенчивает подобные предубеждения.
Иметь дат или талант к музыке от рождения
Буквально на родовом столе взять си бемоль второй октавы. Или с 4х лет шарашить на барабанной установке «Enter Sandman».
Расслабьтесь вы, коллега. Нет такого дара, как толкование таро или особого таланта делать расклады на раз-два-три. Есть миллион часов практики, исследований, наблюдений, тонких ощущений, сомнений, ошибок и снова ощущений.
Можно иметь склонность к легкому пониманию символов. Или склонность разговорить, легко завести беседу хоть с бомжом, хоть с президентом.
Можно иметь склонность усваивать информацию налету или иметь такую феноменальную память, что Анатолий Вассерман закурил бы.
Но нет такого дара, как быть профессиональным тарологом. По крайней мере, за 17 лет возни с картами и за 8 лет регулярного консультирования я такого еще не встречала. Но может именно вы такой уникум.
Правда в том и дело, что таких уникумов один на сколько-то там миллионов. В таком случае выходило бы, что тарологов от рождения 2—3 на континент. А как мы видим, это совсем не так.
По весне мне в инстаграме постучался мужик. Мол, увидел вас на ютубе, купил ваши книжки по Ошо Дзен таро, помогите растолковать расклад. Я, естественно, снабдила его тонной инструкций для самостоятельных исследований. У меня жесткое правило – ни за кого ничего не толкую. Подсказать, направить – да, но не толковать. Иначе пользователь ничему не научится.
Следующие 3—4 месяца он закидывал меня сообщениями с просьбой подсказать, дать наводку, ссылку на что-нибудь еще и т. д. А на прошлой неделе спросил – кому можно продать колоду Ошо Дзен таро. «Ну не мое это», – завершил он тираду.
Правда легко опустить руки и сказать такое? Я не говорю, что все люди планеты должны хвататься за карты. Я лишь говорю, что изучение таро – тоже труд, который требует упорства и дисциплины.
Я видела много людей, у которых от природы шикарный голос или прекрасный слух, что за секунду подберут мелодию на любом инструменте. Но этим людям все равно. Для них это легкотня, само собой разумеющееся, потому и заниматься музыкой не хотят.
Но в то же время я знаю сотни, тысячи людей, которые стараются, тратят немыслимое количество часов на оттачивание игры, на вокал, на сценическое мастерство. Именно их я называю талантливыми. Они не родились, а стали такими. Приумножили богатство своего потенциала, хоть и далось им это очччень непросто.
Происходить из династии великих музыкантов
Если покопаться в истории музыки, можно найти достаточное количество музыкантов, у которых родители были мегатворческими людьми. Или которые были на частых тусовках с музыкантами. Но так же можно найти их детей, которые пошли куда угодно, только не в музыку. А музыкантов, у которых отродясь не было творческих людей в родне, считать замучаетесь.
В моей семьей вообще никто с музыкой даже близко не стоял. Мама занималась в музыкалке по классу баян. Боже, как она его ненавидела. Кажется, даже двух лет не обучилась – бросила к чертовой матери. А когда я пришла к ней в 21 год с просьбой помочь разобраться с длительностью нот, мама поморщилась.
– Аня, это было так давно, я вообще ничего не помню, – сказала она.
Это весь мой опыт общения с родственниками о музыке.
Заявления «Я – потомственный таролог/я приняла дар читать карты от бабушки/я – таролог в 35 поколении» вызывают у меня лишь недоумение.
Давайте начнем с того, что слово «таролог» появилось совсем недавно. А перенять дар читать карты невозможно – такого дара в природе не существует. Вы, конечно, можете думать иначе и происходить из династии гадателей. Дайте мне знать, черканите на любой адрес из первой главы.
А теперь начистоту. То, что вы происходите из какой-то династии (конечно, же нет) или научились работе с таро у какого-либо гуру, Гранд Мастера таро или просто таро-специалиста, не делает вас профессионалом. Прикрываться чужим именем или репутацией – себе дороже.
Чужое имя на то и чужое, что показывает его опыт, мировоззрение, методики работы, но не ваши. А вот его подмоченная репутация бросает тень и на вас. Подумайте об этом хорошенько.
Учиться в музыкалке, оканчивать консерватории
Привет, я – самоучка до мозга костей. Я ненавижу литье воды и пустословие в любой дисциплине, поэтому предпочитаю всему учиться сама. А когда не справляюсь, очень дотошно выбираю обучающий курс и специалиста.
Много вы знаете рокеров, которые окончили музыкалку и уж тем более консерваторию? Вот и я нет.
Поймите меня правильно, я не выступаю против обучения под чьим-то руководством. Наоборот, всеми руками за. Я лишь против умышленного раздувания программы курса, который можно пройти за 4 занятия, а не 24. Практика в миллиард раз ценнее теории.
Величайший Джими Хендрикс бросил школу и все время уделял игре на гитаре. От природы он – левша, но его отец считал леворукость от дьявола. Маленькому Джими приходилось при отце играть правой рукой, чтобы не потерять возможность в принципе играть. Когда отец оставлял Джими одного, тот играл левой рукой на гитаре, настроенной для правши.
Если вы никогда раньше не слышали, как играет Хендрикс, не поленитесь, послушайте. Он играл как бог. Когда на него смотрели тогдашние мальчишки, думали, что для такого мастерства нужно прожить несколько жизней.
А потом пришли Ramones. Сыграли два грязных аккорда, спели «Gabba gabba hey» и стали суперзвездами. На первом концерте они сыграли 12 песен за 16 минут или, наоборот, 16 песен за 12 минут. Первый альбом записали за считанные дни. Вот вам и «Gabba gabba hey».
Ваш профессионализм делает не таро-курсы, таро-школы или имя преподавателя, у которого вы обучались. Ваш профессионализм – это долгие часы, когда вы снова и снова практикуетесь с картами и клиентами.
Вы можете виртуозно владеть таро на уровень «Джимми Хендрикс». А можете по-быренькому освоить этот инструмент и делать простенькие расклады уровня «Ramones». В любом случае успех зависит от целого комплекса ваших действий, а не от того, где и как вы учились.
Кстати, величайший Хендрикс музыкалок не кончал.
200+ гитар и кудри Слэша
Атрибутика тру-рокера
Чем больше развивается интернет-среда, тем больше чуши она выдает. О рок-музыке существует заблуждений больше, чем о чем-либо еще. Таро-среда составит ей конкуренцию. В том числе и по количеству якобы обязательной атрибутики, без которой рокер не рокер, таролог не таролог.
Как обычно, сначала пройдемся по вашим, затем – по нашим.
Итак, какова же атрибутика тру-рокера?
– Кожаная куртка, которую надо снять самым сексуальным движением после первой песни под визги фанаток.
– Кожаные штаны, которые выигрышно обтягивают все стратегически важные места.
– Всевозможные подвески, серьги, бижутерия с шипами и заклепками – из секс-шопа, есессна.
– Волосы до пупа, чтобы ими трясти во время лютого соляка. Обливать их водой, чтобы они сексуально липли на лицо под те же визги фанаток.
– Если волосами на голове Бог обделил, подойдет борода. Чем длиннее или гуще, тем трушнее.
– Татухи! Куда ж без них? Чем их больше, тем рок-н-ролльнее.
– А и наконец – гитарус, ну конечно! Гитар должно быть много, самых расписных. Можно с выпендрежными светящимися струнами. А если вы – барабанщик, то в коллекции полезно будет иметь светящиеся палочки. Их вы потом будете швырять в толпу, да-да, под визги фанаток.