Движение – это сущность всего сущего. Сущее – это Вселенная, природа, человек. Источником движения является энергия. Результатом движения является материя. Мерой движения является время. Средством выражения движения является информация.
Движение первично в сравнении со всем остальным. Движущееся не обязательно должно быть веществом, обладать массой, но оно всегда должно содержать энергию и характеризоваться интенсивностью, скоростью своего изменения. Само изменение – есть движение.
Вселенная с момента своего возникновения и по настоящее время представляет собой процесс, результатом которого и явилось окружающее нас пространство с многочисленными космическими объектами: галактиками, звездами, туманностями, которых мы имеем счастье видеть и исследовать.
Природа – все то, что окружает нас с момента нашего появления на свет, что существовало до нас и останется после нас, – представляет собой непрерывный процесс изменений нашей планеты, растительного и животного мира, рукотворной среды обитания человеческого сообщества.
Человек, явившийся результатом развития Вселенной, природы, эволюции, оказался обладателем самым удивительным движением, которое только и делает это разумное существо человеком, – сознанием. Сознание не привнесено кем-то или когда-то в голову человека. Оно формировалось и развивалось минута в минуту, мгновение в мгновение одновременно с его биологической материальной основой – мозгом человека.
Движение материальной среды, человеческого мозга, его сознание является первичным в создании образов и моделей реальности в мозгу человека посредством получения информации из окружающего человека мира и ее кодирования и трансформации соединениями и связями миллиардов нервных клеток, нейронов мозга.
Бытие человека, как материальная основа его существования, отражается и проявляется в общественном сознании. Общественное сознание есть форма движения человеческого сообщества. Результатом этого движения является знание. Знание – это приобретение, как отдельного человека, его сознания, в период жизни человека, так и результат научной деятельности всего человечества, его общественного сознания.
Знание отдельного человека, индивида имеет специфический характер. Дифференциация науки, как основного средства получения знания человеком и обществом, на все более частные и специальные области знания, ставит перед каждым отдельным индивидом практически невыполнимую задачу: быть специалистом в любой области науки и знания.
Талант и углубленное понимание ученым процессов и явлений в исследуемых объектах позволяет ему увидеть место полученного им знания в общей системе научных ценностей и истинность научного мировоззрения. Понятийная и терминологическая четкость и отчетливость суждений и представлений современных гениев науки опираются, прежде всего, на их собственные знания и убеждения. Смысл жизни этих людей состоит в поиске научных истин, в углублении понимания изучаемых и исследуемых ими явлений и процессов, – в этом проявляется сущность их разумного существования.
* Время есть мера движения, и ни что иное. Время многозначно. Но это только для нас, когда мы используем понятие времени в его разнообразных потребительских свойствах.
Утром я выхожу на прогулку, это не столько прогулка, когда можно восхищаться рассветом и восклицать от избытка эмоций о радостях жизни, сколько физическая нагрузка. Пешком прохожу примерно известное расстояние за 25—30 минут. Время, измеряемое по часам, – не более чем удобное средство определения величины нагрузки на мой организм. Часы позволяют определить продолжительность прогулки очень точно, но нагрузка может быть установлена только приблизительно. Изменение состояния моего организма и физического самочувствия – движение моего организма, – это меня интересует в первую очередь. Количественная оценка сердцебиений, пульса, величины давления кровеносной системы, – требуют специальных медицинских приборов.
Пульс и величина давления характеризуют мое состояние и испытываемую мной нагрузку от пешей прогулки. Но эти величины зависят, прежде всего, от интенсивности физиологических процессов в моем организме, скорости их протекания. И время здесь выступает как вторичный фактор оценки движения моего организма. Первичным оказывается скорость протекания процессов в моем организме, напрямую зависящая от скорости моего механического перемещения в пространстве, но наиболее удобно выражаемая продолжительностью этих процессов, измеряемой временем с помощью часов.
Относительность понятия времени, используемого в качестве меры нагрузки на организм человека, станет понятна, если речь идет о влиянии нагрузки на различных людей. Мы идем на прогулку вместе с женой. Стараемся идти вместе. Но вскоре ей становится уже жарко, а мне все еще холодно. Расстояние проходим одно и то же, время одно и то же, а нагрузка на наши организмы очень различна. И здесь время не может служить средством определения интенсивности процессов в наших организмах. И хотя его величина времени одна и та же для нас, но содержание его различно.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Написанное ранее никак не позволяет мне показать, что лежит в основе разумного существования человека, свободного от религиозных воззрений. Суверенное сознание является необходимым условием разумности человека. Только в сочетании с наукой оно позволяет найти смысл жизни.
2
Возникает вопрос: чем же определяется и поддерживается мой интерес к знанию? Ответ может быть только один – любознательностью. Именно любознательность заставляет преодолеть застой организма и леность мышления. Движение, движение и еще раз движение – физическое движение тела человека, движение мысли как идеального элемента сознания.
3
Самосознание и разумность существования. Речь идет о том, как собственное сознание человека оценивает разумность существования этого самого человека, то есть самое себя. Рассмотрение этого вопроса является прямым продолжением предыдущего обсуждения оценки разумности существования человека его собственным сознанием. В рамках рассмотрения этого вопроса мы попробуем выяснить следующие моменты. Первое, поскольку разумность существования мы считаем одним из оснований достоинства человека, а достоинство человека мы рассматриваем пока что с точки зрения его внутренней оценки, то есть самооценки, то следует выяснить не столько абсолютность или относительность понятия «достоинство», сколько направление изменения этого понятия в процессе развития человеческого общества. Второе, способно ли самосознание быть объективным? То есть может ли сознание человека быть в таком же отношении относительно решения вопроса разумности существования индивида, в каком дается оценка разумности существования этого индивида другими людьми, то есть общественным сознанием? И третье, какие условия должны соблюдаться человеком, чтобы разумность существования отвечала его смыслу жизни, или в каких случаях сам человек признает, что его жизнь наполнена смыслом?
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги