Инновационная стратегия с позиций ее содержания зависит от таких переменных как ее характер, особенности инновационной активности компании и ее связь с единой организационной корпоративной стратегией.
Компании разрабатывают разные инновационные стратегии. При разработке инновационной стратегии каждая компания может выбрать свой путь. Один из путей именуется путем «сверху вниз», что подразумевает разработку стратегического плана силами руководства и доведение этого плана до всех управленческих уровней. Если стратегия разрабатывается по принципу «снизу вверх», каждым из подразделений (службой маркетинга, финансовым отделом, производственными подразделениями и т. д.) разрабатываются свои собственные рекомендации, касающиеся составления стратегического плана в пределах соответствующих компетенций. Руководителями компании обеспечивается обобщение предложений и принятие финишного решения. Это дает шанс использования накопленного в подразделениях компании опыта, касающегося непосредственно изучаемых проблем и создания у работников предприятия впечатления, что стратегия разрабатывается общими усилиями. Можно также прибегнуть и к использованию услуг консультантов, чтобы качественнее провести исследования и лучше выработать стратегию.
Практикуется детализирование конкретных приоритетных направлений исследований технологий и продуктов в таком перечне, каким является перечень тем критически важных инноваций. Это темы межотраслевые по характеру, и их значимость является существенной с позиций технико-технологического развития. Отбор таких тем руководством компании производится с учетом их влияния на показатели конкурентоспособности продукции и услуг, эффективности деятельности и улучшения ситуации в области экологии. Утверждение отличающихся приоритетностью направлений инновационных тем, относящихся к корпоративному уровню, происходит либо на собрании акционеров компании, либо их утверждает Совет директоров.
Если говорить о финансировании работ и программ по инновациям, то его нужно направлять на то, чтобы добиваться углубления исследований, касающихся товаров и технологий, и также повышения уровня эффективности деятельности компании в целом и усиления синергического эффекта. Возможно также выделение программ создания таких важных инновационных объектов, как машины и оборудование, производственные комплексы и перспективные информационные технологии.
Инновационные программы должны содержать комплекс мероприятий, разработок и исследований. При этом необходимо обеспечение их увязки по срокам, исполнителям и ресурсам. Эти программы находятся под руководством корпоративного инновационного центра.
Виды инновационной стратегии с точки зрения инновационной активности, традиционности и ориентированности
При ориентации на инновационное развитие компании прибегают к применению стратегий: традиционной; активной; ориентированной на маркетинг; наступления; защиты; промежуточной; поглощающей; имитационной, разбойничьей; выжидательной; предусматривающей непосредственное реагирование на потребительские нужды, потребности и запросы.
Инновационная стратегия традиционная. При следовании данной стратегии компания стремится к тому, чтобы реализовывать инновации, посредством которых обеспечивается повышение качества традиционных, то есть уже существующих изделий. Это означает необходимость превалирования в НИОКР работ, проводимых для совершенствования производства в данном текущем временном периоде. Причем повышению качества товаров должны содействовать как продуктовые НИОКР, так и технико-технологические. Данная стратегия распространяется обычно на устоявшиеся, находящиеся в стадии зрелости изделия с хорошо отработанными технологиями их производства. Реализация таких изделий обычно происходит на отличающихся стабильностью рынках, на которых у данной компании не имеется особо значимых конкурентов. Обычно при принятии традиционной стратегии компании выпускают технологически связаннее изделия, рыночная доля которых высока. Поэтому для их изготовления нужно эффективно использовать оборудование и материалы.
Инновационная стратегия активного вида. Принимающие эту стратегию компании активно занимаются НИОКР, получая самое сильное преимущество в конкуренции, ориентируясь на оригинальные, единственные в своем роде научно-технические разработки или же принципы либо методы. Они интенсифицируют НИОКР, идя на использование ключевых стратегических возможностей, открывающихся такими направлениями, как диверсификация деятельности, освоение новых товаров и рынков. Подобные компании идут на мобилизацию своих активов (к которым относятся, в том числе знания рынков), чтобы вступать на новые для них рынки. Поэтому им надо обеспечивать постоянство такого исследования деятельности разных их подразделений, которое состоит в выявлении связанных с технико-технологическим развитием возможностями. Они готовы идти на проведение своей внутренней реорганизации, необходимой для освоения товаров-новинок.
Инновационная стратегия, ориентирующаяся на маркетинг. При следовании данной стратегии компаниями обеспечивается целевая направленность компонентов производственных, обслуживающих и вспомогательных систем на то, чтобы было достигнуто ориентирование на задачи поиска связанных с выходом на рынок средств решения насущных проблем с принятием во внимание аспекта взаимоотношений продавца изделия-новинки и его покупателей. Эта стратегия может оказаться успешной лишь при обеспечении интенсификации инновационных активностей компании. Успех при этом означает обретение компанией устойчивых рыночных позиций и формирования в ней хорошего нацеленного на проявление у сотрудников творчества климата.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги