Единство трёх религий
2-е изд.
Салават Асфатуллин
Иллюстратор Александр Голубев
© Салават Асфатуллин, 2022
© Александр Голубев, иллюстрации, 2022
ISBN 978-5-0051-2842-3
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
К читателям
Книга писателя Салавата Газимовича Асфатуллина «Единство трех религий» представляет значительное явление как в российской, так и в мировой культуре в целом. Сегодня, в период резкого обострения радикального исламского экстремизма, она является особенно актуальной.
Эта яркая и высокохудожественная монография несомненно будет служить укреплению и сохранению уникального достижения российской цивилизации – мирного сосуществования почти всех основных религий мира в одной стране в течении многих столетий.
Член Президиума РАМН, академик А. Ф. ЦыбЗаповеди Евангелия, Корана и Еврейской Библии
Начиная книгу во Всероссийский день траура по погибшим в Москве заложникам чеченских террористов, есть необходимость разобраться в Коране и сопоставить с Библиями. Вытекают ли нетерпимость террористов и призывы к уничтожению инакомыслящих любыми способами из Корана? Автор верит в Бога напрямую, минуя конфессии. Надеюсь, это поможет ему беспристрастно взглянуть на суть важнейших книг человечества последних тысячелетий. Начнем с заповедей.
Евангелие
1. Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и
всей душою твоею, и всем разумением.
2. Возлюби ближнего твоего, как самого себя.
3. Не убивай.
4. Не прелюбодействуй.
5. Не кради.
6. Не лжесвидетельствуй.
7. Почитай отца и мать.
8. Продай имение твое и раздай нищим.
9. Не судите, да несудимы будете.
10. Больший из вас да будет вам слуга.1
Коран
1. Чтоб вы не придавали Ему (Богу-Аллаху) ничего в сотоварищи.
2. К родителям – добродеяние.
3. Не убивайте ваших детей от бедности – мы прокормим
их и вас.
4. Не приближайтесь к мерзостям, к явным и тайным.
5. Не убивайте душу, которую запретил Аллах, иначе
как по праву.
6. И не приближайтесь к имуществу сироты.
7. Выполняйте меру и вес по справедливости.
8. А когда вы говорите, то будьте справедливы.
9. Завет (ы) Аллаха выполняйте, следуйте за благословенным Кораном и будьте богобоязненны.
10. Те, которые разделили свою религию и стали партиями, ты – не из них ни в чем2.
Еврейская Библия (Ветхий Завет)
В еврейской Библии заповедей много, и они повторяются почти в каждой книге Пятикнижия Моисея с разными добавлениями, иногда очень детальными. Упрощая, можно считать, что заповеди Евангелия развились из иудейской Торы (Пятикнижия Моисея). Но это, только сильно упрощая. Если же производить детальный анализ, то окажется, что в Евангелии появилось новое – принципы социальной справедливости и повышенной духовности людей. Учение Христа было революционно по отношению к Ветхому Завету. К огромному сожалению, принципы социальной справедливости Нового Завета веками затушевывались даже в самых христианских странах Запада. Только в самом конце двадцатого столетия и только в странах посткапиталистического сообщества (Швеции, Норвегии, Финляндии, Франции, Германии и некоторых других) на деле возвращаются к этим принципам Нового Завета. Впрочем, судите сами, – в начале книги были заповеди Евангелия, сейчас из еврейской Библии, Вторая книга Моисея «Исход»:
«-Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в водах ниже земли.
– Не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Иегова, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий за вину отцов детей до третьего и до четвертого рода, ненавидящих Меня (пожалуй, излишне сурово, ведь каждый должен отвечать сам за свои деяния – авт.).
– И благотворящий до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. (Хотел, было написать, что милости в течение тысячи родов тоже могут привести к разложению, но понадеялся, что людей, соблюдающих заповеди, это не испортит).
– Не произноси имени Иеговы, Бога твоего, напрасно, ибо Иегова не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно. – Помни день субботний, чтоб святить его.
– Шесть дней работай и делай всякие дела свои.
– А в день седьмой – суббота Иеговы, Бога твоего, не делай никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб…
– Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы продлились дни твои на земле»3.
Сейчас почитания родителей явно не хватает во многих странах, а ведь здесь скрыта глубокая мудрость. Будешь беречь своих родителей, и воспитанные на твоем примере дети, будут беречь тебя, – значит, проживешь долго. Не зря сия мудрость повторяется во всех Писаниях. В течении ХХ столетия человечество все дальше и дальше уходило от заповедей. А между тем они настолько мудры, что стремиться к их соблюдению нужно даже атеистам, не верящим в Бога. Пусть они пока не верят в Творца (это имя Бога мне ближе всего, именно оно возникает при взгляде на красоты природы), может быть, поверят ближе к старости. И даже если не поверят, но будут соблюдать заповеди, то: «Нет лицеприятия у Бога… слава и честь и мир всякому, делающему доброе»4. Однако продолжим заповеди:
«-Не убивай.
– Не прелюбодействуй.
– Не кради.
– Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
– Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего
твоего, ни раба его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.
– Ни вдовы, ни сироты не притесняйте.
– Если дашь серебро взаймы бедному из народа Моего, то не поступай с ним как ростовщик, не требуй от него роста.
– Бога не хули, и начальника в народе твоем не проклинай.
– Не принимай пустого слуха, не давай руки твоей беззаконнику, чтоб быть свидетелем в пользу преступления.
– Не следуй множеству, чтобы делать зло, и не суди тяжбы, увлекаясь за многими, чтобы решить превратно.
– И нищему не благоприятствуй в тяжбе его.
– Не суди превратно тяжбы нищего твоего.
– Удаляйся от всякой лжи и не умерщвляй невинного и правого, ибо Я не извиню беззаконника.
– Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых.
– Пришельца не обижай…
– Шесть лет засевай землю твою и собирай произведения ее.
– А в седьмой оставляй ее, давай ей свободу, чтоб питались убогие.
– Соблюдайте все, что Я сказал вам, и имени других богов не упоминайте, чтоб не слышать его из уст твоих»5.
В случае ослушания предусмотрены ужаснейшие наказания. Автор из гуманности даже не хотел их приводить, но картина должна быть полной и ясной. Поэтому, хоть и в некотором сокращении, но цитирую: «Если же не послушаете Меня и не будете исполнять всех заповедей сих, и если презрите Мои постановления, и если душа ваша возгнушается Моими законами… – то и Я то же сделаю с вами, и пошлю на вас ужас, чахлость и горячку, которые повредят глаза и измучат душу, и будете сеять семена ваши напрасно, и враги ваши съедят их.
Обращу лицо Мое на вас, и вы будете побиты врагами вашими, и будут господствовать над вами неприятели ваши, и побежите, когда никто не гонится за вами. Если и при всем том не послушаете Меня, то Я всемерно увеличу наказание за грехи ваши; И сломлю гордое упорство ваше, небо сделаю, как железо, и землю вашу, как медь.
Напрасно будет истощаться сила ваша, земля ваша не даст произрастаний своих, и дерева земли [вашей] не дадут плодов своих. Если же [после сего] пойдете против Меня и не захотите слушать Меня, то Я прибавлю вам ударов всемеро за грехи ваши. Пошлю на вас зверей полевых, которые осиротят вас, истребят скот ваш и вас уменьшат, так что опустеют дороги ваши. Если и после сего не исправитесь и пойдете против Меня, то и Я [в ярости] пойду против вас и Я поражу вас всемеро за грехи ваши. И наведу на вас мстительный меч в отмщение за завет; если же вы укроетесь в города ваши, то пошлю на вас язву, и преданы будете в руки врага; Хлеб, подкрепляющий человека, истреблю у вас»6. На этом автор цитирование прерывает, потому что дальше дело дойдет до людоедства собственных детей.
Часть заповедей приведены в некотором сокращении. Из-за недостатка места не цитировались многие пункты книг еврейской Библии «Исход» и «Левит». В них описывается, какие суровые наказания должны быть применены людьми к нарушителям заповедей, включая, в большинстве случаев, казнь. Может быть, излишняя категоричность, суровость наказаний, трудность для восприятия текстов, и подвигли Бога создать второе Писание – Новый Завет и третье – Коран. А может, отсебятина раввинов-переписчиков. В Коране они поминаются недобрым словом несколько раз: «Горе же им за то, что написали их руки». Вот еще одна: «Многие из книжников и монахов пожирают имущества людей попусту и отклоняют от пути Аллаха»7.
Священная заповедь «не убий» есть во всех трех священных книгах, так что морального права и теоретического обоснования у террористов не было и нет.
«Неверные»
А может, они считали, что убивать неверных Коран разрешает? Сперва придется разобраться с понятием «неверный». Сегодня, благодаря СМИ, под словом «неверные» ошибочно понимаются люди всех других (не исламской) религий. Посмотрим, что пишет Коран: «А если бы они держали прямо Тору и Евангелие и то, что низведено им от их Господа, то они питались и от того, что сверху их, и от того, что у них под ногами»8. То есть Коран признает право на существование и других религий. И даже увещевает их служителей: «О люди писания! Вы ни на чем не держитесь, пока не установите прямо Торы и Евангелия и того, что низведено вам от вашего Господа»9. В переводе кандидата наук Валерии Пороховой это звучит так:
«Скажи: «О люди Книги!
Ничто (на сей земле) не станет вам опорой,
Пока вы твердо не последуете Торе, Евангелию
И тому, что вам ниспослано (сейчас)
от вашего Владыки!»
Но что тебе нисходит свыше от
Владыки,
У большинства из них лишь множит
Упрямое неверие и богохульство»10.
«У вас – ваша вера, и у меня – моя вера»11.
Так что люди, свято соблюдающие заповеди своей религии, под понятие «неверных» не попадают. Зато, начиная со второй суры, по всему тексту осуждаются люди, сперва уверовавшие и, особенно, прикинувшиеся уверовавшимися, а затем нарушающие заповеди. Вот они-то по сути Корана и считаются неверными, в первую очередь.
Судите сами: «И среди людей некоторые говорят: «Уверовали мы в Аллаха и в последний день». Но они не веруют. Они пытаются обмануть Аллаха и тех, которые уверовали, но обманывают только самих себя и не знают. В сердцах их болезнь. Пусть же Аллах увеличит их болезнь. Для них – мучительное наказание за то, что они лгут»12. Не здесь ли лежат корни сердечно -сосудистых болезней, занявших первое место по смертности на Земле?
Библия тоже довольно сурово относится к таким людям. В мягком варианте это звучит так: «А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке. И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налетели на дом тот; и он упал и было падение его великое»13. Это о неверующих. Об отступниках написано резче и грубее: «Лучше бы им не познать пути правды, нежели познавши, возвратиться назад от преданной им святой заповеди. Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идет валяться в грязи»14. Ну и кроме отступников от веры есть ведь еще миллионы людей, не верящих ни в Бога, ни в черта, соблазненные только текущей земной жизнью.
Их Коран предупреждает: «А те, которые не веровали и считали ложью наши знамения, они – обитатели огня, они в нем вечно пребывают»15.
И Новый Завет предостерегает: «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает»16.
Причем предупреждения не верящим ни во что, то есть «неверным» в чистом виде, рассыпаны и в Библиях, и в Коране по всем главам.
Особенно сурово порицается извращение, выдача черного за светлое: «Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем»17. И вторит ему Коран: «Кто же нечестивее того, кто препятствует, чтобы в местах поклонения Аллаху поминалось Его имя, и стремится разрушить их? Этим следовало бы входить туда только со страхом. Для них в здешнем мире – позор, и для них в будущем – великое наказание!«18.
В наше время к теме терроризма плотно примыкает тема средств массовой информации. И сегодня, когда нет никакой нравственной цензуры в электронных СМИ и большинстве печатных органов столицы России, совсем не лишним будет заглянуть в Библии, Коран и посмотреть заповеди на эту тему. Новый Завет: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: Ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься»19.
Коран еще более конкретен, он осуждает и сокрытие нравственных норм прямого действия и, особенно, извращение заповедей: «Поистине, те, которые скрывают то, что Мы ниспослали из ясных знамений прямого руководства, после того как Мы разъяснили это людям в писании, – этих проклянет Аллах и проклянут проклинающие». «Горе же тем, которые пишут писание своими руками, а потом говорят: «Это от Аллаха, – чтоб купить за эту небольшую цену! Горе же им за то, что написали их руки, и горе им за то, что они приобретают!«20.
Воистину, и Библии, и Коран – кладези мудрости. В них можно найти указания, как правильно действовать на все случаи жизни. Даже авторы бесчисленных детективов и книг, и фильмов ужасов, коих и в помине не было во времена появления этих священных трудов, могут найти для себя прямые указания. Евангелие: «Порождение ехидны! Как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста»21. Как вы понимаете, детективы и ужасы шлепают не от избытка сердца, а ради денег и славы. Коран: «А когда он отвернется, то ходит по земле, чтобы распространить там нечестие и погубить и посевы, и потомство, – а Аллах не любит нечестия!» А когда ему скажут: «Побойся Аллаха!» – то его схватывает величие во грехе. Довольно же с него геенны, и скверное она пристанище!«22. Представляю, какие мучения на протяжении скольких тысячелетий ожидают распространителей зла и нечестия в послеземной жизни. Очень не хотелось бы оказаться среди них. Ведь Коран порицает даже простое приобретение зла и грехов человеком, не говоря уже про его распространение по центральному телевидению или со страниц желтых газет. «Да! Тот, кто приобрел зло и кого окружил его грех, то они – обитатели огня, они в нем вечно пребывают»23.
Одна надежда на Бога-Аллаха, ведь сказал же он: «Всякий раз, как мы отменяем стих или заставляем его забыть, мы приводим лучший»24. Но когда же он устранит грязную пену вседозволенности на ЦТ?
В отношении к ближнему Библия и Коран едины.
Новый Завет: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки»25.
Коран: «Старайтесь же опередить друг друга в добрых делах!» Или еще: «Не обижайте, и вы не будете обижены!«26.
Еврейская Библия – Ветхий Завет
Книги Ветхого Завета писались на протяжении тысячи лет до Рождества Христова (!) на древнееврейском языке. В нем есть книги канонические и неканонические. К каноническим относятся более древние, написанные в XV – V вв. до Р. Х. А книги неканонические, т.е. не вошедшие в канон (собрание священных книг), написаны позже, в IV – I вв. до Р. Х. Первым собирателем священных книг считают Ездру (V в. до Р.Х.). Ветхозаветный канон приобрел тот вид, который существует в современной еврейской Библии в III в. до Р.Х. – I в. по Р.Х.
Широко распространено ошибочное мнение, что Библией иудеев является Талмуд. Между тем он является всего лишь толкованием еврейской Библии. На самом деле еврейской Библией являются 39 канонических книг Ветхого Завета. Да-да, тех самых, входящих и в христианскую Библию. Это утверждение автор нашел в Примечаниях к Библии Московской патриархии 1990 года, напечатанных мельчайшим шрифтом между Ветхим и Новым Заветами. Они разделены на три раздела: Закон, Пророки и Писания. Закон, по-еврейски Тора, содержит Пятикнижие Моисея: «Бытие», «Исход», «Левит», «Числа» и «Второзаконие». Пророки делятся на первых (старших) и на последних (младших), которые, в свою очередь, подразделяются на великих пророков и малых. Писание составляют: Псалтирь, Притчи, Иов, Песнь Песней, Руфь, Плач Иеремии, Екклесиаст, Есфирь, Даниил, Ездра, Неемия и Летописи (первая и вторая книги Паралипоменон).
Церковь держится следующих дат написания книг Ветхого Завета (книг Еврейских Писаний) 27:
Ученые считают, что многие книги были написаны на 150—200 лет позже и даже подвергают сомнению авторство людей, записавших некоторые откровения. Углубление в эти разногласия отвлечет нас от сущности Писаний и поисков объединяющего, поэтому мы не будем вдаваться в эти дебри.
Перевод Ветхого Завета на греческий язык был сделан в III – II вв. до Р. Х. для евреев-эллинистов и иудеев рассеяния, т. е. живших вне Палестины и говоривших уже на греческом. Предание говорит о 70 (или 72) толковниках, т. е. переводчиках, поэтому и перевод этот называется «переводом семидесяти», или по-гречески «Септуагинта». В христианский Ветхий Завет включены, помимо 39 канонических, еще и 11 неканонических книг. Перевод священных книг на славянский язык начат был святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием в IX в. На русский язык Библия переведена только в середине XIX в. Она, как и славянская, содержит 39 канонических и 11 неканонических книг Ветхого Завета плюс Новый Завет с Евангелием. Библейские книги на латинском языке были известны уже в конце II в. по Р. Х. Блаженный Иероним перевел их заново в конце IV – начале V вв., и этот перевод, известный под названием «Вульгата», получил широкое распространение в католической церкви.
Тщательно изучив все три священных труда, автор пришел к твердому убеждению, что они родственные части целого. Это главное. Новый Завет вырос из Ветхого, а Коран – из Евангелия.
Для критики же Ветхого Завета, представим слово французу, доктору Морису Бюкаю: «Выводы. Библейские Писания должны быть подвергнуты анализу безо всякого искусственного их приукрашивания, безо всякого наделения их теми качествами, которые кому-либо хотелось бы видеть в них. Напротив, их нужно рассматривать в объективном свете, такими, как они есть. Это предполагает понимание не только содержания самих текстов, но и истории их создания. Понимание последней позволяет сформировать некоторые представления об обстоятельствах, приведших к переделке текстов, обусловивших постепенность собирания текстов в единое целое. Именно так и происходило приведение Библии в тот вид, в котором она дошла до нас, – со всеми своими многочисленными сокращениями в одних местах и дополнениями в других. На основании вышесказанного можно считать, что Ветхий Завет содержит в себе различные варианты описаний одних и тех же событий, а также ряд противоречий, невероятностей, искаженных изложений исторических фактов и несовместимостей с данными, точно установленными наукой. Все это вполне естественно, поскольку Ветхий Завет написан людьми глубокой древности. С подобным просто невозможно не столкнуться, просматривая любые книги, написанные в тех же исторических условиях».
Не согласен с этим утверждением – считаю, что Писания переданы ангелами по поручению Бога. Потому – что содержат много научных сведений, которые были открыты людьми только через две тысячи лет. Конечно, здесь многое зависело от уровня понимания и общего развития первого записывающего писателя – пророка. А вот сонмы переписчиков за долгие тысячелетия, могли, вообще-то, кое-что добавить от себя или по указке властей. Или, наоборот, кое-что убрать. Однако продолжим цитирование доктора: «Еще во времена, когда практически невозможно было обращаться к науке, а о невероятностях и противоречиях можно было лишь догадываться, такой обладающий здравым смыслом человек, как святой Августин, посчитал, что Бог не мог преподать людям того, что не соответствует реальности.
Поэтому он выдвинул принцип, согласно которому любое положение, противоречащее Истине, никоим образом не может считаться исходящим от Бога, и выступил за то, чтобы исключить из Священных текстов все, что, по его мнению, заслуживало исключения на основании этого принципа.
Однако позже, когда уже стал известен факт несовместимости определенных мест в Библии с данными современной науки, позиция, подобная мнению святого Августина, была предана забвению. Причем отказ от нее был столь настойчив и категоричен, что это даже привело к возникновению и развитию целого литературного направления. Вопреки всем сопротивлениям оно отстаивало необходимость сохранения в Библии всех тех текстов, которые не должны там находиться ни при каких обстоятельствах в силу уже упомянутых причин.
Второй Ватиканский Собор (1962—1965) внес весомый вклад в смягчение этой бескомпромиссной позиции, введя оговорки, касающиеся тех частей Ветхого Завета, которые содержат «сведения несовершенные и устаревшие»28.
Ислам
Другое ошибочное мнение, будто ислам – жесткая религия. Однако это не так. Мусульманство возникло в Аравии в начале 7 века. Вероучение изложено в Коране, который, согласно преданию, был ниспослан Аллахом сорокалетнему пророку Мухаммаду через ангела Джебраила (Гавриила) в 610 году.
«Сие ниспослано Всемилостивым и
Милосердным!
(Святая) Книга, стихи которой разъяснены
Коран арабский для людей, которые внимают»29.
В самом Коране есть свидетельство, указывающие, что он записывался еще во времена Пророка: «Посланник от Аллаха, который читает очищенные свитки, в которых писания прямые»30. Известно, что Коран из его уст записывали несколько писцов, самый известный из которых, Заид ибн Табит, вошел в историю.
В предисловии к французскому переводу Корана (1971 г.) профессор Хамидулла охарактеризовал условия, господствовавшие во времена написания Корана вплоть до смерти Пророка: «Из всех источников однозначно следует, что всякий раз, когда ниспосылался Откровением какой-нибудь отрывок из Корана, Пророк звал одного из своих грамотных сподвижников и диктовал ему, при этом указывая точное местоположение нового фрагмента в общей структуре всего, что к тому времени уже было им получено. Источники отмечают, что Мухаммад каждый раз просил писца перечитать ему все записанное для того, чтобы иметь возможность уточнить правильность записанного. В другой знаменитой истории рассказывается о том, как каждый год в месяц Рамадан Пророк обыкновенно читал Архангелу Джибриилю Коран целиком (тот текст, который к тому времени уже был ему ниспослан). И что в месяц Рамадан, предшествовавший смерти Мухаммада, Джибрииль попросил его прочитать Коран дважды. Заид ибн Табит. был главным писцом Пророка.
Однако, наряду с записями, Мухаммад призывал верующих учить Коран наизусть. Что они и делали, поскольку во время молитв непременно произносилась какая-нибудь из его частей. Среди мусульман были люди, называемые «хафизами», которые знали наизусть весь Коран и распространяли его на других территориях. Подобный метод сохранения текста двояким путем – в письменном виде и в памяти людей – оказался чрезвычайно ценным и эффективным. Вскоре, после смерти Пророка в 632 году его последователь Абу Бакр, ставший первым Халифом Исламского государства, попросил Заида ибн Сабита сделать копию Корана. Такой шаг был предпринят Абу Бакром по предложению Умара (будущего второго Халифа). Заид ибн Сабит привлек все сведения, которые он только мог собрать в Медине: свидетельства от хафизов и экземпляры текстов Корана, записанные на различных материалах. Включая и находящиеся в пользовании частных лиц. Все это делалось во избежание возможных ошибок в процессе оформления Корана в письменном виде. Таким образом появился на свет точный экземпляр этого Писания.
После смерти Абу Бакра собранный в единую книгу текст Корана, «мусхаф», перешел к Умару, ставшему вторым Халифом в 634 г. Поскольку его дочь, Хафса (вдова Пророка Мухаммада) была грамотной женщиной, Умар передал ей на хранение книгу. Во время правления третьего исламского Халифа, Усмана (644—655 гг. н.э.), возникла необходимость размножить копию текста Корана для распространения его на быстро расширяющейся территории Исламского государства. Халиф поручил сделать шесть точных копий текста Корана тому же писцу – Заиду ибн Сабиту. По завершении переписи шести экземпляров Корана Xалиф Усман направил эти экземпляры во все центры Исламского Халифата, благодаря чему, по мнению профессора Хамидуллы, экземпляры, связанные с именем Усмана, сохранились в Ташкенте и Стамбуле. Если не считать одной-двух возможных ошибок при переписке текста, все древнейшие экземпляры, дошедшие до наших дней и находящиеся в различных местах исламского мира, абсолютно идентичны. То же самое касается и текстов, которые сохранились в Европе. Отдельные фрагменты Корана имеются и в Национальной библиотеке в Париже. Они датируются восьмым и девятым веком н. э., т. е. вторым и третьим веками Хиджры.