– Какой ты, право, скептик, – попеняла брату Мария. – А я верю, что потомки станут мудрее и найдут способ, как жить в мире со всеми. И мост построят.
– Непременно построят, – поддержала её Софья. – И не будут, как мы, скучать и маяться на переправе по двое суток!
– Полноте, неужто вы маялись в Тамани? – удивился поэт. – Нам же здесь показали столько примечательного! Где бы мы ещё увидели настоящий вулкан? А камень? Тмутараканский камень – это же реликвия, на коей осело дыхание наших древнейших пращуров!
Девицы Раевские дружно прыснули:
– Да что-то вулкан уж больно смирный, не страшно смотреть на него! Вот если б извергся – тогда другое дело!
– И камень не назвать слишком искусным произведением!
После этого сёстры принялись беззлобно подначивать Пушкина, утверждая, что любой, даже самый заурядный предмет способен возбудить его поэтическое воображение, не говоря уже о разнообразных явлениях природы. Тот, приняв игру, отшучивался и швырял в воду камешки, да порой как бы нечаянно взглядывал на Анну Ивановну. Генеральская крестница при этом сводила густые брови и, закусив губу, опускала очи долу. В продолжение всей прогулки она не принимала участия в общем разговоре, думая о чём-то своём…
***
На обратном пути им встретился полковник Матвеев. Сообщил, что назавтра, если погода снова не испортится, назначена переправа, а сейчас комендант Каламара распорядился накрыть для всех прощальный ужин в крепости. Затем Григорий Кондратьевич посетовал, что ему приходится жить на два дома:
– Супружница моя с двумя сынами и пятерыми доньками живёт в Тамани, а мне – по службе – надлежит быть в Екатеринодаре. Вот и мотыляюсь туда-сюда, большей частью с семейством разлучённый. Как крепостной какой, право слово.
После помолчал недолго. И признался:
– С другой стороны, мне грех жаловаться, я ведь и вправду произошёл из подневольного корня… Мог бы и по сей день оставаться в графском услужении.
Разумеется, всем сразу стало любопытно.
И черноморский атаман поведал историю своей жизни, которую в кратком изложении можно передать следующим образом.
В юные годы Матвеев был крепостным графа Разумовского – служил лакеем в его семействе. Но затем бежал из господского дома и примкнул к казакам-черноморцам. С которыми вскоре отправился на войну против османов – участвовал во взятии Очакова, Березани, Бендер, а также в штурме Измаила под началом кошевого атамана Головатого. Отличился у Браилова при взятии неприятельской батареи, за что был произведён в прапорщики, а немногим позже – в есаулы. В критический момент одного из сражений Матвеев спас жизнь графу Ланжерону, который впоследствии неизменно оказывал покровительство Григорию Кондратьевичу и содействовал его продвижению по службе… В Персидскую кампанию Матвеев штурмовал Дербент и принимал участие во многих делах русского флота на Каспийском море… А во время следующей русско-турецкой войны он снова сражался на Дунае, уже в чине войскового старшины, и в 1810 году за особое отличие при взятии Силистрии был произведён в подполковники. Затем успешно командовал казачьими баркасами у крепости Рущук и громил турецкую флотилию под Лом-Паланкой…
– Почитай, во всех войнах принимал участие, кроме Отечественной, – выразил сожаление Григорий Кондратьевич.
– Отчего так? – спросил Раевский-младший
– Был оставлен на Дунае для содержания казачьих кордонов. Дослужился… А четыре года тому как меня перевели сюда атаманствовать. Вот уж не чаял! Тягостно мне в этом чине, да и возраст… Я бы уж давно – того, на покой, в отставку, да не могу. Мне ещё для матери надобно вольную добыть.
– Как так? Она у вас что же, ещё жива? И вы её не выкупили?
– Не могу. Старая графиня упёрлась: «Не продам, – говорит, – ни за какие деньги!». Видать, обиду затаила.
– За что ей на вас обижаться-то?
– Наверное, за мой побег… Или, не знаю – может, за то, что я не загинул в чужих краях, а наоборот, прошёл сквозь все баталии и в атаманы выбился… Бес её знает, старую макитру, но мне от этого не легче. Мать-то жалко: она уже слепенькая совсем, да и ходит-то еле-еле по-над стеночкой… Вот и коплю грошики, всё надеюсь: может, смилостивится-таки графиня, усовестится, эх-хе-хе…24
Так, за разговором, и пришли к крепости.
Как раз поспели к столу.
…А после ужина мужчины решили поехать на море и устроить вечернее купание. О дальнейшем Гавриил Васильевич Гераков оставил в своих «Путевых записках…» следующие строки:
«Выехав из крепости, в виду Керчи и Эниколя мы купались. Солёная вода здорова и тепла, но противна если в рот попадёт. Почти 5000 вёрст от С. Петербурга по сделанным нами кругам. В 10 часов Кикимора, Славянский бог сна, покрыл нас своим крылом».
Хронотоп четвёртый. В краю Тмутараканском, XXI век
…Я тоже ездил посмотреть на грязевой вулкан. И в Таманском заливе купался, и фанагорийские вина пил, и много ещё разного повидал-пощупал в земле тмутараканской.
Собственно, моё знакомство с Таманским полуостровом началось с Пересыпи. Точнее, с ближних окрестностей этой прибрежной станицы, превратившейся ныне в многолюдное и бестолковое курортное местечко на Азовском море, популярное у краснодарцев и прочих жителей Кубани, поскольку москвичи-питерцы и иже с ними туда не доезжают, а местным добираться довольно близко: от Краснодара – часа два на автомобиле.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Молодой Александр Пушкин – поэту в ту пору исполнился 21 год.
2
Пётр Иванович Бартенев – российский историк и литературовед, издатель журнала «Русский архив», зачинатель пушкиноведения, автор книги «Пушкин в южной России».
3
Горячеводск – таково было название Пятигорска до 1830 года.
4
Текст «Слова о полку Игореве», включённый в рукописный сборник XVI века, был обнаружен в конце XVIII века А. И. Мусиным-Пушкиным, а первая публикация состоялась в 1800 году.
5
Пушкин со многими делился своим замыслом поэмы о тмутараканском князе Мстиславе Удалом, однако так его и не реализовал.
6
В 1792 году императрицей Екатериной II была подписана Жалованная Грамота, по которой Черноморскому казачьему войску передавались на вечное владение кубанские земли.
7
Копыл – укреплённое поселение, возникшее в античные времена, затем последовательно принадлежавшее Боспорскому царству, Риму, Византии, Генуе, Золотой Орде, Османской империи. Находилось на территории современного города Славянска-на-Кубани.
8
Василий Долгоруков был родным братом убитого князя Юрия Долгорукова.
9
Екатеринославль – имеется в виду Екатеринослав.
10
Имеется в виду Иван Христофорович Калагеорги, бывший губернатор Екатеринославской губернии.
11
Пушкин в письме к своему младшему брату Льву описывал историю своей болезни следующим образом: «Приехав в Екатеринославль, я соскучился, поехал кататься по Днепру, выкупался и схватил горячку, по моему обыкновенью. Генерал Раевский, который ехал на Кавказ с сыном и двумя дочерьми, нашёл меня в жидовской хате, в бреду, без лекаря, за кружкою оледенелого лимонада. Сын его (ты знаешь нашу тесную связь и важные услуги, для меня вечно незабвенные), сын его предложил мне путешествие к Кавказским водам, лекарь, который с ним ехал, обещал меня в дороге не уморить, Инзов благословил меня на счастливый путь – я лёг в коляску больной; через неделю вылечился…»
12
Алексей Петрович Ермолов – командующий Отдельным Кавказским корпусом, руководил завоеванием Северного Кавказа. За связь с декабристами в марте 1827 года отозван Николаем I с Кавказа.
13
Григорий Кондратьевич Матвеев – войсковой атаман Черноморского казачьего войска с 1816 по 1827 год. Беглый крепостной графа Разумовского. Участвовал в двух русско-турецких войнах и в походе Антона Головатого в Персию. По слухам, утверждён атаманом благодаря покровительству новороссийского генерал-губернатора Александра Фёдоровича Ланжерона, которому он спас жизнь в одном из сражений с турками. За личное мужество неоднократно награждён орденами. Но в пору своего атаманства не сумел в достаточной мере укрепить кордонную линию, и кубанские станицы часто подвергались разорительным набегам горцев.
14
Мария Николаевна Раевская-Волконская по этому поводу вспоминала: «Как поэт, Пушкин считал своим долгом быть влюблённым во всех хорошеньких женщин и молодых девушек, с которыми он встречался. Мне вспоминается, как во время этого путешествия, недалеко от Таганрога, я ехала в карете с Софьей, нашей англичанкой, русской няней и компаньонкой. Завидев море, мы приказали остановиться, вышли из кареты и всей гурьбой бросились любоваться морем. Оно было покрыто волнами, и, не подозревая, что поэт шёл за нами, я стала забавляться тем, что бегала за волной, а когда она настигала меня, я убегала от неё; кончилось тем, что я промочила ноги. Понятно, я никому ничего об этом не сказала и вернулась в карету. Пушкин нашёл, что эта картина была очень грациозна, и, поэтизируя детскую шалость, написал прелестные стихи; мне было тогда лишь 15 лет…»
15
Армида – волшебница-обольстительница, героиня поэмы Торквато Тассо «Освобождённый Иерусалим».
16
Фанагорийская крепость – выстроена в 1795 году по распоряжению А. В. Суворова-Рымникского для обороны от османов. Поскольку Екатериной Великой было заведено обыкновение возвращать городам, отвоёванным у Турции, античные названия, крепость получила название Фанагорийской. На самом же деле последняя располагалась восточнее, подле станицы Сенной, а на месте Тамани в античные времена располагался город Гермонасса, позже ставший Тмутараканью.
17
Ени-Кале – крепость, построенная турками в начале XVIII века. В настоящее время Ени-Кале находится в городской черте Керчи.
18
Старинное русское гладкоствольное артиллерийское орудие-гаубица. Отличалось от обычной пушки более коротким стволом.
19
Артиллерийское орудие с ещё более коротким стволом, чем у единорога; применялось для навесной стрельбы.
20
Древнегреческий город, основанный в конце VII века до н. э. на месте современной Керчи. С 479 года до н. э. – столица демократического союза греческих городов на Боспоре, а с середины IV в. до н. э. – столица Боспорского царства.
21
Боспор Киммерийский – Керченский пролив.
22
Имеется в виду так называемый Тмутараканский камень – мраморная плита с древнерусской надписью, в которой сообщается: «В лето 6576 (1068) индикта 6 Глеб князь мерил море по льду от Тмутаракани до Корчева – десять тысяч и четыре тысячи сажен». Камень найден на Таманском полуострове в 1792 году; в настоящее время он хранится в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
23
Индикт – период в 15 лет, использовавшийся на Руси при летоисчислении, в соответствии с Византийской эрой от Сотворения мира (с началом в 5509 году до н.э.)
24
Атаману Матвееву так и не удалось выкупить мать у Разумовских.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги