Система – это создание автономной структуры, способной работать и приносить прибыль без твоего участия. Кто будет управлять бизнесом вместо тебя? Кто будет за тебя считать деньги и анализировать результаты за неделю, месяц, квартал, год? А затем строить планы вместе с тобой? Умеешь ли ты структурно мыслить, работать с людьми и создавать команду? Умеешь ли их стимулировать и мотивировать? Если да, то ты мегакрут! Ты сможешь выстроить систему!
А теперь еще раз посмотрим на формулу и вспомним школьный курс математики. Если хотя бы один из сомножителей равен нулю, то произведение… Ну, в общем, ты знаешь.
Итак, ПОКУПКА vs. СОЗДАНИЕ. Плюсы и минусы
Ты хочешь, чтобы у тебя появился бизнес. Или чтобы расширился тот, который уже есть. Ты можешь купить или создать. Что ты выберешь?
Если твой выбор – создать, то:
• вероятно, ты не веришь, что на рынке готовых бизнесов выставляют что-то стоящее. Тебе кажется, что надежнее взяться за дело самому;
• ты бы купил готовый бизнес, но твоя идея настолько креативна и экстраординарна, что ничего похожего на рынке не сыщешь;
• ты уже съел не одну собаку на этом деле и создаешь бизнес для того, чтобы потом выгодно его продать;
• тебя манит привлекательная франшиза, где, как вещает убедительная реклама с сайта, все уже продумано за тебя и ты просто обречен на прибыль. И я не премину высказаться на этот счет.
Приобретать франшизы в последнее время стало очень модно. Люди покупают чью-то готовую бизнес-модель и стараются реализовать ее самостоятельно. Но если ты подумываешь о таком варианте, боюсь, официальная статистика по этому поводу может тебя расстроить.
60 % купленных франшиз умирают в первые шесть месяцев, 30 % – в течение года, и только оставшиеся 10 % как-то вытягивают и даже становятся доходными.
Я часто, особенно за последние два года, сталкиваюсь с продаваемым бизнесом, открытым по франшизе (стоимостью до 5 миллионов рублей). Девяносто процентов из них продают неприбыльный или убыточный бизнес. И у этого есть объективная причина.
Мой друг Степан, молодой человек до 30, последние шесть лет работал завучем в школе и, как любой нормальный мужчина, созрел для собственного бизнеса. Его эго больше не давало покоя и настаивало на открытии собственного дела, а поскольку ранее он бизнесом не занимался и не понимал всех тягот и выгод, решился на красочные обещания с сайта по продаже франшиз. Он собрал все, что было накоплено на бюджетной работе, и вложил кровью и нервами заработанные 600 тысяч рублей в покупку франшизы и оборудования для небольшого островка мороженого в торговом центре. Решился, потому что ему клятвенно пообещали доход со второго месяца работы 50 тысяч рублей, а с третьего – 100 тысяч и более. При этом все процессы отлажены, место ему выбрать помогут, оборудование закупят, договоры заключат, персонал наберут и все запустят. В общем, живи и радуйся! Только приезжай за выручкой, оплачивай счета и клади прибыль в карман!
Даже я сейчас пишу и понимаю, что уже хочу купить такую франшизу! А ты? А! Забыл, перед этим его провезли по успешным точкам, которые и правда «качают», он пообщался с двумя франчайзи, которые его заверили, что надо брать! Ну он и взял.
Через неделю ушел продавец, Степе пришлось работать три недели за прилавком самому. И это, пожалуй, единственные его радостные воспоминания. Что может быть лучше – делать людям мороженое, прикалываться, шутить и поднимать настроение себе и любителям сладкого.
Продавца нашел, но первый месяц для него закончился с убытком 11 тысяч рублей, второй – с убытком 28 тысяч рублей (как он заметил, когда он сам стоит за прилавком, продажи идут значительно лучше, а заставить быть позитивным и продающим продавца у него не получалось), третий – с убытком 26 тысяч рублей. Кроме того, он столкнулся со штрафами от ТЦ за несвоевременное открытие точки, с опозданиями или невыходами продавцов, несвоевременными поставками, потерей клиентов из-за грубости или безответственности продавцов, низким трафиком посетителей ТЦ и прочее. На все вопросы к владельцу франшизы тот только разводил руками и говорил, что ничего не понимает, все должно работать, что нужно, видимо, еще подождать… В итоге бизнес пришлось закрыть. Деньги Степан потерял.
На мой взгляд, большинство предложений по продаже франшиз на сегодняшнем рынке – откровенное разводилово. Покупателю обещают несметные богатства, дают увесистый томик детальных инструкций (это в лучшем случае), принимают от него любовно скопленные сбережения и делают ему ручкой. Человеку кажется, что на него упала халява. Но никто не говорит, как ему интегрировать в свою голову понимание бизнес-процессов, видение продукта, опыт, а самое главное – порядок действий в случае нештатной ситуации (отсутствие клиентов/заказов, завышенная арендная ставка, воинственно настроенные соседи и много еще чего). Кстати, иногда у такого Инвестора желания зарабатывать собственными силами – и того нет. Да-да, я клоню к тому, что на рынке, само собой, есть крутые предложения по франшизе, но Инвестор сталкивается с другой проблемой – с собой!
Это неприятно, но чаще всего так и есть. В глазах профессионала это выглядит так, как будто ты захотел провести хирургическую операцию, хотя бы несложную. Ну… прям с детства мечтал стать хирургом, готовился к этому, смотрел сериалы «Доктор Хаус», «Клиника» и «Интерны». Штудировал умные энциклопедии и… копил деньги для того, чтобы начать оперировать! Ну да, так сразу. И тут тебе неожиданно повезло! Нашелся нуждающийся в деньгах человек, который ради них готов лечь под нож! Ты, как адекватный человек, само собой, все внимательно изучил, перечитал десять раз, как выполнять эту простую операцию, проконсультировался и начал резать! Каков шанс, что все пройдет хорошо? Не знаю. И ты не знаешь, хоть и подготовился. Теоретически может получиться, а может и человек умереть. Тогда ты и деньги потеряешь, и срок получишь. Если узнают. В любом случае риск гораздо выше вляпаться, чем если бы ты учился этому лет семь. Вот и в бизнесе так же. Если нет достаточного опыта, ты либо покупаешь готовую и доходную модель, которую до этого имеется возможность детально проверить. Либо создаешь с нуля с подсказками, а там будь что будет. Покупка франшизы жизнеспособна, когда Инвестор и так уже профессионал в конкретной сфере, и ему нужны только громкий бренд или прописанные регламенты и структура, чтобы выйти на рынок. Но даже такой Покупатель должен осознавать, что франшиза для него – смелый эксперимент: выстрелит – отлично, прогорит – ну и черт с ней.
Доход и прибыльность при покупке франшизы прогнозировать сложно. Когда кто-то гарантирует их тебе на 100 %, велика вероятность, что этот кто-то лукавит. Цена эксперимента с франшизой измеряется в твоих и только твоих денежных затратах.
Когда выгоднее создавать бизнес с нуля или покупать франшизу:
• когда есть большой опыт в управлении и в сфере покупаемой франшизы;
• когда есть опытные друзья или родственники, на чью помощь можно рассчитывать;
• когда нет денег, чтобы сразу вложить в покупку нужную сумму, но достаточно, чтобы на что-то жить, пока прибыль идет на развитие нового бизнеса;
• когда денег очень много и какую-то их часть не жалко потерять, если твой эксперимент провалится.
Михаил Баженов, вице-президент холдинга компаний «Адамант» и совладелец известной ресторанной сети Ginza Project, обмолвился на одной из встреч: «Любой может потерять деньги, даже когда он все тщательно проверил». В пример он привел один из своих IT-проектов, план развития которого был просчитан самым тщательным образом и с учетом всевозможных рисков. Проект прогорел все равно, что привело к потере миллионных сумм. Но конкретно Баженов не пребывает по этому поводу в депрессии – он испытывает всего лишь неудовольствие. Попробовал, не получилось, делаем выводы и живем дальше. Он может себе это позволить. В отличие от большинства начинающих Бизнесменов.
В чем минусы создания бизнеса:
• тебя ждет достаточно длительный период выхода на самоокупаемость. Для каждого бизнеса этот период будет свой, но в среднем нужно быть готовым ждать от 10 до 30 месяцев;
• нужно быть готовым к тому, что первые 3–9 месяцев у тебя вообще не будет прибыли. А жить на что-то надо;
• ты будешь покупать новое оборудование дорого (при покупке готового бизнеса оно достанется тебе дешевле, а то и бесплатно);
• нужно быть готовым и к потере бизнеса, и к невозврату инвестиций;
• в случае с франшизой ежемесячно несешь дополнительные затраты на уплату роялти.
Конечно же, это не значит, что именно у тебя с созданием ничего не получится. Если ты настолько опытный и профессиональный Инвестор, что способен создать успешный бизнес на ровном месте, если создание бизнеса для тебя – хобби, предмет самореализации или у тебя креативная и творческая натура, тогда плюнь на все вышесказанное и создавай!
Когда выгоднее купить бизнес, чем создавать с нуля или взять франшизу:
• когда относительно понятно, на какую доходность рассчитывать с первого дня;
• есть желание сразу начать зарабатывать, ты до приобретения уже проверяешь и убеждаешься в доходности покупаемого актива. При этом у тебя может не быть достаточного опыта, знания, что и как делать, профессиональной команды. Но зато есть огромное желание работать на себя;
• относительно понятно (насколько это возможно в России), какое будущее ждет этот бизнес в дальнейшем;
• ты хочешь развивать уже существующий бизнес и нет времени на раскрутку новой точки, ты покупаешь уже раскрученный ликвидный актив;
• у тебя горят контракты или есть клиенты, которыми ты сразу можешь загрузить купленный бизнес. Это гораздо выгоднее, чем тратить время на построение новой структуры и притирку кадров;
• можно получить кредит под действующий бизнес;
• ты хочешь быстрых денег и, видя недооцененный актив, покупаешь его. Поддерживаешь работу или развиваешь, чтобы затем продать его дороже.
Как видишь, все эти плюсы объединяет важный для бизнеса фактор – время! Твое время!
Твое время – самый ценный ресурс, который ты не можешь купить, но можешь сэкономить.
Сейчас внимательный читатель может ткнуть меня носом в текст и заявить: «Э, Егор, мне кажется, ты давишь на меня и подталкиваешь к покупке! Когда ты говорил про создание, то больше перечислил минусов, а когда про покупку – плюсы и никаких минусов!»
Да, верно, подталкиваю! А знаешь почему? Потому что всем, кто вставал перед выбором «покупка или создание», я всегда говорил и не устану повторять: «Покупайте! Или обращайтесь к тем, кто профессионально создает, а потом продает».
Именно покупка бизнеса подходит большинству Инвесторов гораздо лучше, потому что решает их текущие задачи (быстро приносит прибыль и реализует нематериальные желания) без «побочных эффектов» в виде воза и маленькой тележки задач по запуску и настройке процессов.
Плюсов много, они весомее, но есть три серьезных минуса при покупке:
1) тебе могут врать. Прибыль может оказаться убытком, персонал может уйти на следующий день, каждый день ты будешь узнавать о новых долгах… Продолжать? Риск реальный, но не критичный (если правильно подойти к проверке покупаемого актива). Но об этом в следующих главах;
2) ты не видишь, что нужно покупать. Зачастую неопытность, жадность или излишняя самоуверенность Покупателя не дают увидеть в куче песка золотую крупинку… Такое часто встречается, но исправимо (это мы также рассмотрим более подробно в следующих главах);
3) ты не умеешь правильно покупать.
Игорь обратился к нам, чтобы купить салон красоты. Мы подобрали ему очень интересный вариант, подходящий под все его запросы. Проверив доходность бизнеса по бухгалтерской отчетности, Игорь решил наведаться туда, подобно тайному Покупателю, и своими глазами увидеть, как идут дела.
Мы не первый раз работали с этим Клиентом и знали его как человека аккуратного и здравомыслящего. Никаких возражений его желание не вызвало. Правда, Продавцу мы все-таки рекомендовали присутствовать при этом визите, но он был сильно загружен и позволил Игорю действовать самостоятельно.
Через несколько дней Продавец позвонил нам в страшном расстройстве: оказалось, покупать Игорю больше нечего, поскольку из салона ушел почти весь персонал! И причиной тому, как выяснилось, стал тот самый «тайный» визит.
Изначально наш Клиент не планировал устраивать осмотр в день, когда в его офисе проходил корпоратив. Но под влиянием некоторых 40-градусных обстоятельств изменил планы и прямо с вечеринки вместе с коллегами, «профессионалами своего дела», но плохо контролирующими свои тела, поехал в салон проводить «аудит».
Там Игорь, во-первых, царственным жестом распахнул дверь. Во-вторых, с порога заявил перепуганным девушкам, видевшим его и еще четырех здоровых «ароматных» мужиков первый раз в жизни: «Я вас всех покупаю!» А в-третьих, потребовал показать ему кассовую книгу и бухгалтерскую отчетность, что стало последней каплей для двух парикмахеров, маникюрщицы и администратора, которые через день уволились по собственному желанию, не захотев работать с таким новым Собственником.
Игорю, конечно, потом было стыдно, он очень извинялся, но бизнес не купил, сказав: «А за что я буду платить 2,5 миллиона, если теперь там нет персонала? Кто работать-то будет?» И быстренько слился. Бизнес, конечно, мы помогли реализовать, но, к сожалению, только через 1,5 месяца, когда Продавец восстановил ситуацию после такого «тайного визитера».
Как видишь, при покупке бизнеса может случиться всякое. Как говорится, понимание приходит с опытом. И в конечном счете человек сам выбирает, откуда ему этот опыт черпать: из собственных ошибок или из чужих.
Кому-то нравится наступать на грабли самому, а потом делать выводы, изучая окраску и степень болезненности собственных шишек. А кто-то предпочтет нанять «Телохранителя», который в случае «нападения граблей» прикроет его своим телом. Или «Врача», повидавшего на своем веку столько шишек, что хоть целую книгу о них пиши. Применительно к нашей теме и то и другое называется «обратиться к Бизнес-брокеру». Он и поможет, и убережет. Однако если ты захочешь сделать все самостоятельно – честь тебе, хвала и флаг в руки! Можешь немедленно, не дочитывая эту главу, переходить к следующим, где я рассказываю о том, как правильно покупать и продавать бизнес.
Почему люди продают курицу, несущую золотые яйца? Почему ошибаются в оценке бизнеса его Упаковать бизнес – провести предпродажную подготовку
О, если бы каждый раз, когда я это слышу, мне давали по доллару!..
Ларри ЛафферНет, серьезно: меня постоянно спрашивают о том, почему же люди продают свои бизнесы, если с ними все в порядке. И логики этот вопрос отнюдь не лишен. Казалось бы: зачем избавляться от хорошей вещи? Давай-ка прикинем. Зачем люди продают на «Авито» б/у мобильники, блендеры, шкафы, дамские сумочки, разборные гантели, детские коляски?
Да по одной простой причине: не нужны.
В бизнесе принцип схож, но все несколько сложнее. Ненужным продаваемый бизнес становится по разным причинам.
Так зачем продавать прибыльный бизнес? Тем, кто задает мне этот вопрос, я часто отвечаю: «Откуда Вы знаете, что Продавец прибыльного бизнеса считает нужным, выгодным или успешным, а что – нет?» Для одного чистая прибыль 100 тысяч рублей в месяц – это безбедная жизнь всей семьи, включая домашних питомцев. Для другого – копейки, за которые и из дому-то выйти лень. Кто-то готов пахать днями и ночами ради этой суммы, а для кого-то это слишком муторно и неинтересно.
У людей меняются жизненные ситуации. Людям могут срочно понадобиться свободные средства для уплаты кредиторам или для новых инвестиций. Люди женятся и разводятся, переезжают на другое место жительства, меняют род деятельности. Для кого-то это источник заработка – купить дешево, раскрутить для того, чтобы затем продать дорого. Наконец, просто устают и решают посвятить остаток своих дней мирному выращиванию тыкв на приусадебном участке, понимая, что жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на работу.
Возьмем такой пример: в последние годы заметно выросло число предложений по продаже крупного бизнеса стоимостью от 1 миллиарда рублей. Почему? Не в последнюю очередь потому, что Владельцы такого бизнеса, как правило, уже далеко не юны. Им уже не так легко оперативно реагировать на изменение рыночной ситуации, а это, как известно, для успешного ведения дел совершенно необходимо. А чаще всего им это уже не приносит того драйва и удовольствия, как лет эдак …надцать назад. Этим Предпринимателям надоедает оперативная деятельность в конкретной области, и они уходят в другую (правда, если по-честному, то мало в ком из людей такого сорта вспыхивает страстная любовь к тыквам, чаще они просто меняют сферу бизнес-интересов, например, на рентный бизнес).
Основные причины продажи бизнеса
Изучая статистику, можно заметить такую закономерность: мотивы и для покупки, и для продажи проекта легко делятся на две группы. Первая – объективная (рациональная, логичная) мотивация. Вторая – мотивация субъективная (эмоциональная). При этом побудителем к продаже может быть как каждая из них по отдельности, так и обе вместе. И здесь также важно отметить, что чаще всего не деньги становятся причиной продажи такого бизнеса, а иные, в том числе эмоциональные, факторы. Точнее, если нет прибыли – все понятно, почему продают (об этом подробнее в конце). Мы же начнем с причин, почему продают, если прибыль есть. И даже попробуем разложить эти причины по полочкам (хорошие и плохие). Хорошие причины – это те, которые побуждают Продавца продавать, когда, казалось бы, в бизнесе все хорошо в плане доходности, но он все равно вынужден продавать по указанным ниже причинам. Плохие – когда все плохо, прибыли нет, Продавец беден и несчастен из-за всех и всего вокруг, кроме него самого (те причины, которые мы чаще всего подозреваем у Продавца и о которых слышим от других).
Хорошие причины продажи бизнеса
1. Эмоциональное выгорание. Как ты понимаешь, бизнес – дело рисковое. Оно требует физического напряжения, нервов (а они не у всех железные), времени и сил. Это надоедает. Понятно, что есть Цари-предприниматели, чьи характер, амбиции, желание всем владеть и все контролировать идеально позволяют управлять своим детищем до конца дней своих. Но этим могут похвастаться отнюдь не все. А если ты человек, постоянно увлекающийся чем-то новым, – бизнес рано или поздно тебя «достанет». Тебе будет порядочно лет, у тебя уже будет стабильный пассивный доход, ты решишь занять выгодную должность в чужой компании или увлечешься новым проектом, и – оп! (щелчок пальцами) – твой бизнес тебе больше нафиг не нужен.
У меня есть отличный пример такого выгорания – Предприниматель Виталий, бывший Владелец нескольких прибыльных автомоек. К тому времени, как пошел n-й год Виталия в бизнесе, эти мойки и сотрудники ему порядком осточертели.
И вот к его 50-летию мы помогли ему сделать себе подарок: автомойки перешли к новому хозяину, а Виталий взамен приобрел помещение с Арендатором (для пассивного дохода) и отличный пивной бар в центре Питера. Сейчас Хозяин-бармен Виталий стоит за стойкой собственного (ненаглядного) заведения, принимает друзей и, судя по всему, совершенно счастлив.
2. Отход от дел. Как ни посмотри, бизнесу в России, каким бы он ни был, сегодня около 25 лет. Если человек начинал в 1990-е, то сейчас ему может быть лет 55–60. За свою жизнь он уже напахался выше крыши и теперь хочет передать свое дело кому-то другому, чтобы отдохнуть (да-да, тыквы) и заняться здоровьем, так как последствия бурной молодости не дают дальше полноценно вести бизнес.
Один мой Клиент (эх… жаль, нельзя называть имена и продаваемые компании… Как бы это подняло статус моей компании в твоих глазах) – один из монополистов в сфере определенных комплектующих для оборонки, руководит своей компанией более 30 лет. Бизнес прибыльный, а в свете последних политических событий так еще и на о-го-го каком коне. Устал, управлением занимаются сотрудники, вроде все ладно и работает, но хочет продать, уехать из страны, на часть денег купить пару бизнес-центров, остальные – вложить в Австрии, где живут дочь и внуки. На мой вопрос: «Зачем продавать, если все автоматизировано? Езжайте и отдыхайте!» – ответил: «Так все равно душа болит, все же нужно контролировать и перепроверять, а вдруг кто не справится. Да и индусы эти… и китайцы…» Вот она, предпринимательская душа – все вроде автоматизировал, но все равно хочется все контролировать, и знать, и на все влиять, а это нервы, которые в его 66 лет уже пора поберечь. Вот и получается, что проще продать и сбросить с плеч бремя ответственности, чем отдать в управление и переживать, «а вдруг не справятся».
3. Инвесторский подход. Многие деловые люди изначально не планируют посвящать всю жизнь конкретному бизнесу. Они приобрели его когда-то, желая только лишь выгодно вложить средства. И если стоимость такого актива достигает пикового значения, его быстро-быстро продают, чтобы вложить полученную выручку в новый.
Типичный пример – небезызвестные Тиньков и Фридман. Либо это профи своего дела, которые, купив убитый актив за копейки или создав с нуля, вложив время, знания и немного денег, раскручивают и продают его как действующий, перспективный и стабильный бизнес. У моей компании есть ряд таких клиентов в разных сферах, которые находятся в постоянном поиске и стабильно раз в 6–12 месяцев приходят ко мне продавать бизнес с подтверждаемой доходностью 100 000–200 000 руб./мес., а некоторые из них даже продолжают управлять им после продажи, обеспечив тем самым пассивный и стабильный доход Покупателю.
Мой друг и деловой партнер Вячеслав, когда-то бывший моим Клиентом, владеет сейчас собственноручно созданной сетью гостиниц в историческом центре Питера. Изначально он не имел в этой сфере опыта и занялся этим бизнесом исключительно для последующей продажи. Но увлекся, втянулся, придумал сногсшибательную концепцию… Сегодня им создано уже три гостиницы, первую из которых продал, но продолжает ею управлять. А на полученные деньги открыл две и продолжает их развивать, в его сети уже на три месяца вперед нет свободных мест.
4. Острая потребность в деньгах. Я не говорю сейчас про критические случаи типа неоплатного долга Дону Корлеоне или смертельной болезни близкого человека – нет, все может быть гораздо безобиднее. Скажем, Предприниматель владеет несколькими бизнесами. Он видит, что один из них способен именно сейчас принести бешеный доход. Но для этого в него требуется вложить время (которого, как всегда, на все не хватает) или деньги (например, для участия в тендере). И если чистой прибыли для оного вложения недостаточно, банк не дает кредит или просто нет времени его получить, то остается только продать один или несколько менее «хитовых» проектов.
5. Дележка между партнерами. Малоприятное явление, скажу прямо, но встречается нередко. Положим, когда-то ты вложился в бизнес пополам с лучшим другом. Или с женой. Потом жена увела друга, или наоборот, или ты с партнером просто разошелся во взглядах на то, как вести дела. Каков будет финал? Вы продадите дело, чтобы поделить деньги и разойтись на все четыре стороны.
Либо еще бывает так, как поется в мультике: «Мы делили апельсин, много нас, а он один», то есть партнеров слишком много, а доход ограничен. Так, мы помогли продать доходный бизнес по оформлению праздников надувными шариками. Собственников четверо, среднемесячная прибыль – 250 тысяч рублей, вот и выходило на каждого чуть больше 60 тысяч рублей – негусто. Добавьте к этому еще и то, что чем больше Собственников, тем сложнее договориться о развитии и планах потребления прибыли: в бизнес или в карман? Вот и решили, что проще продать и остаться друзьями.
6. Неоправданные ожидания. Ты удивишься, какие радужные предвкушения бывают у людей по поводу их бизнеса. Некоторые просто не осознают, что выйти на самоокупаемость через месяц, а через два получать миллион долларов чистой прибыли, мягко говоря, сложновато. Когда идеальная картинка в голове рушится под натиском суровой правды жизни – бизнес продают.
7. Сброс балласта. Это очень характерно именно для русского человека: сперва схватиться за все, до чего дотянутся руки, а потом сообразить, что всего-то тебе не удержать. Если Предприниматель создает несколько компаний и все они успешно растут, в какой-то момент его корабль начинает «терять управление». Некоторые берут себе в помощь «старпомов» (наемных менеджеров, управленцев), но это не всегда хороший выход. Часто правильнее будет отказаться от каких-то бизнесов, чтобы сконцентрироваться на других. Сюда же я бы отнес и бизнес, полученный за долги. А что? Бывает.