Книга Курс Современный ТРИЗ. Модуль Диалектический подход в ТРИЗ - читать онлайн бесплатно, автор Станислав Львович Горобченко
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Курс Современный ТРИЗ. Модуль Диалектический подход в ТРИЗ
Курс Современный ТРИЗ. Модуль Диалектический подход в ТРИЗ
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Курс Современный ТРИЗ. Модуль Диалектический подход в ТРИЗ

Станислав Горобченко

Курс Современный ТРИЗ. Модуль Диалектический подход в ТРИЗ

Введение

Обширный опыт познания сложных и высокоорганизованных систем с неизбежностью доказал действенность методов диалектики. Сегодня методы диалектики становятся все более инструментальными, и демонстрируют свою пригодность в лучшем понимании и развитии сложных систем. Во многих из них эффективно выделяются диалектические черты, позволяющие увидеть наиболее глубокие корни их существования и развития. ТРИЗ это применяет для лучшего познания систем и их системного конструирования.

Продвижение изобретательских техник во многом связано с повышением конкретности разработок в области использования диалектических моделей и их приложении к различным областям знаний, применяемым в ТРИЗ, как в самой общей постановке, так и моделировании изыскания противоречий и развития конкретных технических систем.

Представленный модуль "Диалектический подход в ТРИЗ" является частью общего курса "Современный ТРИЗ", разрабатываемый автором. Этот модуль является во многом первой попыткой обобщить результаты работ разных исследователей и разработчиков ТРИЗ с целью дать лучшее представление о возможностях инструментального использования положений диалектики и наиболее перспективных диалектических моделей в ТРИЗ.

В первых разделах рассматриваются общие теоретические принципы и построения диалектического подхода. Дается понимание диалектических моделей, имеющих наибольшее применение в ТРИЗ, В последующих разделах рассматриваются пути развития диалектических моделей и создания диалектических операторов, а также развитие собственных моделей ТРИЗ, например, системного оператора с использованием диалектического подхода. В конце приводятся примеры анализа сложных систем и конкретных технических систем с использованием диалектического подхода и диалектических моделей, используемых в рамках ТРИЗ.

1. Диалектический подход. Основные понятия и принципы

1.1. Диалектическая логика

Диалектическая логика основана на принципах всеобщей связи и развития. Исходя из этого всеобщего принципа, она рассматривает закон и закономерность связи явлений между собой как одну из основных посылок исследования и изучения явлений и объектов. Закон и закономерность в диалектическом понимании выражают существенную связь между явлениями.

Диалектическая логика основана на трех основных логических законах:

– закон перехода количественных и качественных изменений;

– закон единства и борьбы противоположностей;

– закон отрицания отрицания.

Для определения закона в диалектической логике используются понятия качества, свойства, количества, меры и скачка, как всеобщей формы перехода от одного качества к другому. Качество при этом выступает как существенная определенность предмета и определяется через ощущения, внешнее свойство, количество и закон.

Таким образом, диалектика – это учение о развитии, метод изучения явлений в развитии и взаимосвязи явлений. Исходя из этого определения, рассматриваются два основных принципа:

– принцип развития;

– принцип взаимосвязи.


Принцип развития

Принцип развития определяет виды развития как постепенные и скачкообразные. При этом постепенность в развитии – это не только механическое накопление качеств или количественное увеличение, – это качественное развитие, изменение качественных и количественных соотношений, часто скачком. Источником движения при этом являются внутренние силы, присущие самому явлению, его саморазвитие и самодвижение.


Принцип взаимосвязи

Принцип взаимосвязи определяет всеобщие отношения и взаимодействие явлений и то, что одно следует из другого.

Связь – это такое отношение, в котором те или иные изменения одного явления необходимым образом сопровождаются изменениями в другом.

Связи определяются как:

– существенные;

– внутренние;

– устойчивые;

– необходимые;

– повторяющиеся.

Связь в диалектической логике позволяет предложить следующее определение закона:

Закон – это повторение устойчивых, необходимых связей, форма всеобщей связи явлений, отличающихся определенными признаками.

В отличие от закона, возможно наличие закономерностей. Закономерности – это совокупное действие ряда законов. Существуют два вида закономерностей:

– статистические – когда закономерности действуют одновременно, приводя к неоднозначному результату, выявляемому статистическими измерениями. В частности, каждая наука или исследование начинается с количественного накопления фактов о явлении.

– динамические – законы действуют последовательно, сменяя друг друга.

Законы разделяются на:

– универсальные (всеобщие), охватывающие все явления.

– общие законы и закономерности – сфера действия одна из трех сфер действительности – природа, общество и дух (мышление). К примеру, ими могут быть закон сохранения энергии (природа), закон смены общественно-экономических формаций (общество) и закон исключенного третьего (сфера мышления).

– частные законы и закономерности относятся к одной из форм движения материи.

– специфические законы и закономерности относятся к подвидам родовых явлений.

Рассмотрим основные законы диалектики.


Закон перехода количественных изменений в качественные

Закон определяет появление качественных изменений, когда происходит накопление количественных изменений и достижение ими меры. Мера в свою очередь связана с понятием предела и показывает взаимосвязь качества и количества между собой. Основные категории закона – качество, количество, мера, скачок.


Закон единства и борьбы противоположностей

Взаимоотношения и борьба противоположностей являются важнейшим источником развития и преобразований в мире. Они основываются на развитом понимании форм диалектических противоречий и способах их разрешения.


Противоположность

Противоположности – это такие стороны, моменты, предметы, которые одновременно:

а) неразрывно связаны;

б) взаимоисключают друг друга, причем не только в разных, но и в одном и том же отношении;

в) взаимопроникают и – при определенных условиях – переходят друг в друга (положительное и отрицательное, ассимиляция и диссимиляция, теория и практика, материальное и идеальное и др.). Единство (тождество) противоположностей образует противоречие (диалектическое).

Противоположность в диалектике рассматривается как сумма простейших понятий – тождества и различия. В связи с этим основополагающим элементом закона является раздвоение единого и познание его противоположных сторон.

Тождество – это отношение вещи к самой себе и другим вещам, сторонами которых являются силы, свойства и тенденции, взаимно совпадающие друг с другом. Например, элементы множества А совпадают с элементами множества В.

В тоже время вещи не могут быть абсолютно тождественны друг другу, т.к. источник развития никогда не является тождеством с собой и неизменные связи никогда не приводят к развитию.

Различие – это отношение вещи к самой себе и другим вещам, сторонами которой являются силы, тенденции и свойства, не совпадающие друг с другом. Различие – необходимый момент всякого развития.

Различия бывают внешние и внутренние.

Внешние – это различия, просто отличающие данную вещь от другой. Причины различения при этом внешние.

Внутренние – это различия, показывающие, что в процессе развития вещь становится "как бы" другой, в тоже время, оставаясь собой. Причины различения вещи – внутренние.

Тождество всегда относительно и выражает относительную устойчивость вещи. Различие же характеризует абсолютность и изменчивость.

Тождество и различие в своем развитии приводят к противоположности.

Противоположность – это отношение различия между сторонами, которыми являются силы, свойства, тенденции, взаимоисключающие друг друга. Противоположность является одной из сторон противоречия.

Типами противоположности являются:

– внутренние – внешние;

– неантагонистические – антагонистические, относящиеся в основном к общественной жизни;

– основные – производные;

– главные – побочные.

В явлении выделяется одно основное и множество производных противоречий, которые могут изменяться. В производных противоречиях можно выделить главное на текущий момент. Главных противоречий может быть больше, чем основных противоречий и главное противоречие – временно, но иногда затмевает основное.


Закон отрицания – отрицания

Закон отрицания отрицания относится к наиболее общим законам развития природы, истории и мышления и основан на понятии границы вещи.

Сами границы могут быть внешними, т.е. качественными определенностями предмета, вещи, явления и тем, что характеризует вещь как вещь, отделенную от других.

Отрицание создает возможность для развития. Развитие, понимаемое через отрицание – это процесс, где старое подвергается отрицанию и возникает новое, ибо отрицание – непременный момент всякого развития. Как момент развития отрицание всегда относительно, т.к. полного законченного отрицания быть не может.

Основными чертами верного (не зряшного) отрицания являются:

– объективность отрицания, определяемая как независимость от познающего субъект;

– имманентность отрицания, как самоотрицание, т.е. внутреннее отрицание, присущее самой вещи;

– отрицание всегда остается и самоутверждением, поскольку сохраняется положительное, способствующее развитию и отбрасывается нежизнеспособное;

– отрицание – единство сохранения и устранения определенных качеств самой вещи;

– отрицание всегда относительно.

Чертами отрицания, не создающего пространства для развития и познания являются внешнее (не внутреннее) отрицание, необъективное (субъективное) и полное и устойчивое отрицание без выделения положительного в отрицании. Примером такого неправильного отрицания являются, например, желания новых руководителей отмести все достижения прошлого руководства, считая это "прошлым опытом". Человеческие понятия субъективны в своей абстрактности, оторванности, но объективны в целом, в процессе и, в итоге, в тенденции, в источнике.

Характер закона отрицания отрицания определяется следующими тенденциями:

– поступательностью,

– повторяемостью, где происходит отступление от поступательного движения и наличествует цикличность развития.

В связи с наличием отступлений от поступательного развития в самодвижении вещи всегда будут наблюдаться скачки. Закон теоретически обусловливает такой путь развития.

Элементами развития являются следующие:

– развитие невозможно без отрицания, но в развитии присутствует преемственность;

– полное уничтожение есть отказ от развития, тогда как полное и абсолютное сохранение также есть отказ от развития.

Традиционно эти две стороны – поступательность и повторяемость в развитии разрываются. Их единство не осознается. Часто ошибками в понимании развития являются непонимание скачков, упор делается только на поступательность развития; зависимость от внешних причин, например, только от изменений делового климата, курса валюты и пр.; фатализм, не учитывающий значительную зависимость от уровня принятия решений и роли субъективной активности. Часто говорится при этом, что "если от нас ничего не зависит, то остается только сидеть и ждать"…

Некоторые важные моменты в понимании действия закона отрицания отрицания демонстрирует блок-вставка.


БЛОК-ВСТАВКА

Закон отрицания отрицания выражает направленность, преемственность развития и его форму. Важнейшей категорией закона является категория «отрицание». Она выражает:

а) процесс уничтожения предмета в результате действия преимущественно внешних сил и факторов, т.е. прекращение существования данного предмета, конец его развития (внешнее, «зряшное» отрицание, деструкция);

б) самоотрицание как внутренний момент развития с удержанием положительного содержания отрицаемого («снятие»). В процессе развития оба вида отрицания тесно взаимосвязаны, но определяющую роль, в конечном счете, играет внутреннее отрицание.

Закон отрицания отрицания выражает поступательный, преемственный, циклический характер развития и его форму: «спираль» (а не «круг» или «прямую линию»), повторение на высшей стадии некоторых свойств низшей, «возврат якобы к старому». При этом развитие предстает как процесс, как бы повторяющий уже пройденные ступени, но повторяющий их иначе, на более высокой основе.

Форма циклического развития – триада: исходный пункт – его отрицание – отрицание отрицания (тезис – антитезис – синтез; теория – практика – новая теория, и т.п.). Каждый цикл выступает как виток в развитии, а спираль – как цепь циклов. Действие закона обнаруживается не в каждый данный момент, а лишь в целостном относительно завершенном процессе развития. Закон отрицания нельзя представлять как жесткую схему, пригодную на все случаи жизни, тем более недопустимо «втискивать» в эту схему всю действительность в ее полноте и живой, многогранный процесс познания.

1.2. Категориальный аппарат исследователя

Ниже мы рассмотрим основные категории, на которых основывается исследование в диалектической логике. Их необходимо знать, поскольку само познание – это знание, выраженное в понятиях. И первый шаг познания – это определение вещей, называние их "своими" именами.

Категории – это ступеньки в познании, имеющие объективное содержание, но субъективные по форме. Само название "категории" – это понятие, на котором должно быть основано познание. С одной стороны понятия служат для упрощения познания, с другой имеют свою основу в объективной реальности и выделяют из нее наиболее существенные элементы, служащие для облегчения познавательной деятельности.

Признаками категорий выступают:

– объективность содержания;

– объективность и истинность понятия;

– неаприорность категорий;

– относительность категорий, поскольку абсолютно полных категорий нет, они развиваются и дополняются;

– категории, применяемые в познавательной деятельности, не должны смешиваться с категориями частных методов.

В противовес этим признакам можно встретить различные теории о том, что категории существуют реально, а не в понятиях, или реальны только категории единичного, а не общего, "мы знаем все априори и не нуждаемся в категориях" и др.

Категориями познавательной деятельности в диалектической логике являются:

1. Общее – особенное – единичное

2. Причина и следствие

3. Необходимость и случайность

4. Возможность и действительность

5. Содержание и форма

6. Сущность и явление


1. Общее – особенное – единичное

Во всех объектах и явлениях могут быть выделены общие, особенные и единичные понятия. Они тесно взаимосвязаны между собой. Особенное несет в себе черты общего. Общее же существует только в особенном и через особенное. Категории важны для понимания явлений в развитии.


2. Причина и следствие

Категории проявляются, когда одно явление вызывает к жизни другое. Первое при этом является причиной, второе – следствием. При этом одна причина может вызывать разные следствия в разных условиях. Причину следует различать от повода. В своем развитом виде причины тесно переплетаются со следствиями.


3. Необходимость и случайность

Вещи и явления проявляются как случайным, так и необходимым образом. При этом необходимость пробивает себе дорогу через случайное. А случайность выступает как форма проявления и дополнение необходимости.


4. Возможность и действительность

Категории отражают возникновение и развитие предметов и явлений. Нечто становится действительностью, когда есть соответствующие условия (возможность). Так, вещи появляются не только тогда, когда есть необходимость в этом, но и когда созданы материальные условия и предпосылки для ее возникновения. Сама возможность определяется предшествующим развитием.


5. Содержание и форма

Содержание – это элементы и процессы, протекающие в предмете. Форма – это установившаяся связь и определенный порядок элементов предмета. В познании наиболее важно устанавливать внутреннюю форму и содержание. Они не существуют друг без друга. Содержание играет при этом ведущую роль, его изменение ведет к изменению формы.


6. Сущность и явление

Явление – это совокупность внешних признаков предмета, тогда как сущность – это коренные, внутренние свойства предмета. При этом они не существуют друг без друга и само явление есть выражение сущности.

Категории связаны друг с другом. По Марксу это:

"Снятое к а ч е с т в о равняется количеству, снятое к о л и ч е с т в о равняется мере, снятая м е р а равняется сущности, снятая с у щ н о с т ь равняется явлению, снятое я в л е н и е равняется действительности, снятая д е й с т в и т е л ь н о с т ь равняется понятию, снятое п о н я т и е равняется объективности, снятая о б ъ е к т и в н о с т ь равняется природе, с н я т а я природа равняется субъективному духу, снятый о б ъ е к т и в н ы й дух равняется нравственному объективному духу, снятый н р а в с т в е н н ы й дух равняется искусству, снятое и с к у с с т в о равняется религии, снятая р е л и г и я равняется абсолютному знанию (К. Маркс. Экономико-Философские рукописи 1844).

1.3. Принципы диалектического метода познания

В процессе познания необходимо соблюдать несколько основных принципов. При их применении возможность наиболее точного выявления истины будет наиболее высокой.

К принципам диалектического метода относятся:

1. Принцип отражения

2. Принцип активности

3. Принцип всесторонности

4. Принцип восхождения от единичного к общему и обратно. Единство индукции и дедукции.

5. Принцип взаимосвязи количественных и качественных характеристик

6. Принцип детерминизма

7. Принцип историзма

8. Принцип противоречия

9. Принцип диалектического отрицания

10. Принцип восхождения от абстрактного к конкретному

12. Принцип единства исторического и логического

13. Принцип единства анализа и синтеза.

Рассмотрим их подробнее.


1. Принцип объективности отражения

Объяснение предмета должно исходить из предмета, из него самого, из присущих ему свойств и отношений. Это должны быть не примеры и отступления, а отталкивание от самой вещи.

Принцип включает в себя принцип конкретности, предписывающий учитывать особенности объекта, специфические условия его существования, общие понятия и принципы, благодаря которым происходит осмысление объекта, и рассматривать лишь в качестве ориентиров, указывающих пути проникновения в его внутреннюю природу. Учитывается объективное содержание процесса в данный конкретный момент, в данной конкретной обстановке.


2. Принцип активности

Принцип активности познания требует изменения объекта с целью выявления присущих ему необходимых свойств и связей, раскрытия его сущности. Осуществляемые изменения должны соответствовать реальным закономерностям исследуемой области действительности.


3. Принцип всесторонности

Связи вещи с другими вещами многоразличны, всеобщи и универсальны. Связь может быть не только непосредственной, но и опосредствованной, когда взаимодействие преломляется через ряд звеньев, проявляя тем самым всесторонность и универсальность связей. Можно сказать словами Ленина: "Чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все его стороны, все связи (опосредствования), учитывать всю совокупность многоразличных отношений этой вещи к другим".

Чтобы уяснить роль какого-нибудь элемента в системе, надо исследовать все его связи с другими элементами, входящими в систему, исследовать те связи и отношения, в рамках которых они функционируют и развиваются.

Требование охватить в процессе познания все свойства исследуемой вещи невозможно, потому что объект имеет бесчисленное множество сторон. Но этим требованием необходимо руководствоваться, оно ориентирует на получение большей информации. Рассмотрение вещи в различных ее связях и отношениях, позволяет выявить у нее множество качеств и использовать для различных целей.

Качества, выявляемые в процессе рассмотрения вещи в различных ее отношениях, сначала просто сосуществуют. Имеющаяся связь ускользает. Возникает потребность выделить такое качество исследуемой вещи, которое позволяет объединить все другие ее качества, установить связь между ними. И здесь требование всесторонности уступает место своей противоположности – рассмотрению через призму одного, основного качества.

Раскрыв основное качество вещи, из него объясняется одно за другим, все ее качества, представляя их в виде форм его проявления. Теперь все свойства вещи рассматриваются в органической связи между собой и с основным качеством.

На этой ступени развития познания принцип всесторонности будет выступать уже не в виде требования охватывать все стороны вещи, а в виде требования выявлять все необходимые стороны (свойства) вещи, охватывать присущие ей связи и отношения.

Органическое целое необходимых свойств и связей, взятых в их естественной взаимозависимости, определит сущность. Чтобы воспроизвести действительную сущность необходимо выделить основу – определяющее свойство, отношение, которое выполняет системообразующую, интегрирующую роль. Так, в теории электричества на основе электрона и его взаимодействия с протоном дается объяснение всех необходимых свойств, и связей электрических явлений, в химии на основе заряда атомного ядра объясняются необходимые связи и свойства химических элементов.


4. Принцип восхождения от единичного к общему и обратно. Единство индукции и дедукции

Принцип восхождения от единичного к общему состоит в следующем:

– Выделяется общий признак, свойственный всем исследуемым формам или определяется движение от единичного к общему. Эта первая стадия познания еще не приводит к познанию сущности предмета, а фиксирует, лишь закрепляет в понятиях те или иные общие стороны, черты, т.е. вычленяет общее из отдельного. Это момент индукции.

– Движение от общего к единичному охватывает процесс познания от выявленных общих первоначал до раскрытия сущности специфических форм. Это момент дедукции.


5. Принцип взаимосвязи количественных и качественных характеристик

Количественная и качественная стороны имеют противоположные тенденции: количество постоянно изменяется, качество относительно устойчиво, остается одним и тем же, пока количественные изменения не достигнут определенного предела, не выйдут за рамки меры. Выход количественных изменений за эти рамки обусловливает изменение качества, его преобразование в другое качество. Но с появлением нового качества изменяются и количественные характеристики, возникает новая количественная определенность, которая, изменяясь в рамках данного качества, при достижении известного предела вызывает его изменение и т.д. без конца.


6. Принцип детерминизма

По мере накопления знаний пытаются объяснить то или иное свойство, т.е. перейти к осмыслению свойств как обусловленных соответствующими причинами. На этой стадии ведущую роль начинает играть принцип детерминизма, требующий выявления необходимой обусловленности каждого свойства и открываемых отношений. Принцип формируется на основе причинной обусловленности явлений, связи причины со следствием, связи качественных и количественных изменений, а формы – содержанием.

Причинность уходит своими корнями во взаимодействие. Оно же, в свою очередь, вызывает в них соответствующие изменения, потому что взаимодействие выступает в отношении этих изменений как их причина, а изменения в отношении взаимодействия выступают как следствие.

Когда взаимодействие, вызывая соответствующие изменения их свойств, не ликвидирует их относительной несамостоятельности, то мы имеем дело с внешней причиной. Когда взаимодействие элементов приводит к образованию новой целостной системы, то оно будет выступать в качестве внутренней причины. Например, столкновение двух шаров, обусловившее изменение скорости и направления движения, но не образовавшее новой, относительно устойчивой системы, является внешней причиной, тогда как взаимодействие между атомами хлора и натрия, повлекшие образование нового вещества – поваренной соли, обладающей новыми свойствами, будет представлять внутреннюю причину.

Все процессы в природе двухсторонни, они основываются на отношении между, по меньшей мере, двумя действующими частями, на действии и противодействии. Например, сила преломления света заключается столько же в самом свете, сколько и в прозрачных телах, при вязкости сила заключается, безусловно, столько же в твердой поверхности, сколько и в жидкости.