Амбары
Гуляя по улицам нашего цветущего города, мы порой даже не представляем себе, что соприкасаемся с историей. Об одном из знаковых уголков Краснодара, который давно потерял тот первозданный вид и значение, нам поведал бывший старший научный сотрудник Краснодарского государственного историкоархеологического музеязаповедника им. Е. Д. Фелицына, житель Краснодара Коваленко Виктор Михайлович.
Он вспоминает: «Для лучшего восприятия происходивших на этом месте событий я изложу их в бытовавшей на то время топонимике с привязкой к настоящим адресам и названиям.
Я буду следовать логике и лексике тех лет и под словами «наши», естественно, буду подразумевать Красную армию в целом и красноармейцев в частности. Под словами «немцы» – немецкофашистских и румынских оккупантов, особенно их карательные органы.
Так уж получилось, что наш дом по улице Новокузнечной, 41 находится рядом с местом описываемых событий. На территории, ограниченной улицами Коммунаров, Крестьянской (Хакурате) и Красной, ещё со времен Первой мировой, а затем и Гражданской войн располагались воинские склады. Позже, уже в мирное время 30х годов, по мере разрастания города территорию складов с севера стала ограничивать кирпичная стена цехов обознотарного завода им. Калинина (ныне на месте завода разместился торговый комплекс «Центр города»).
Воинские склады существовали и до войны, а в период немецкой оккупации здесь разместился немецкий фронтовой концентрационный лагерь № 182 для десяти тысяч советских военнопленных. После освобождения города вплоть до шестидесятых годов прошлого столетия здесь размещался армейский склад № 222. Главный въезд на территорию складов располагался на выступе угла улиц Крестьянской (Хакурате) и Красной. Со стороны улицы Коммунаров в том месте, где начинается улица Промышленная, на территорию складов входило ответвление железной дороги, которая доходила почти до улицы Красной. С обеих сторон железнодорожной ветки в пределах ограждения стояли деревянные складские помещения. С территории складов отходило ещё одно железнодорожное полотно, которое пересекало улицу Крестьянскую (Хакурате) и шло к улице Длинной, к главному тогда хлебокомбинату № 13 (ныне на этом месте расположен театр драмы)».
Непосвященному читателю покажется cтранным: какое отношение имеют бывшие складыамбары и располагавшийся рядом с ними, на месте нынешнего торгового комплекса «Центр города», обознотарный завод имени Калинина к судьбе города и страны? До 30х годов они вообще находились за пределами кубанской столицы? Не спешите с выводами.
Кондуктор шорноседельной фабрики В. И. Артиевич беседует с работницамиударницами (фото ЦГАКФД №066485)
Кондуктор бригады Т. Ф. Стельмах, слесарь С. А. Власович и ученик бригады А. Соколов – передовики завода им. Седина, 8.05.1942 г. (фото ЦГАКФД №066491)
Комсомольскомолодежная фронтовая бригада В. И. Артиева на шорноседельной фабрике Краснодара (слева направо: И. П. Сидковский и М. И. Белоусова) выполняют срочно военный заказ (фото ЦГАКФД №066484)
Справа налево: мастера водородного цеха Г. В. Ветлугин и П. Пригунов за ударный труд удостоены наград Родины (фото ЦГАКФД №067267)
«На складской территории, примыкающей к углу улиц Крестьянской (Хакурате) и Коммунаров, отсеченной ответвлением железнодорожной ветки, находился стройдвор. Там располагались несколько ям для гашения и хранения извести (на этом месте ныне расположен жилой дом № 7), штабеля брёвен, досок и других стройматериалов.
Со стороны завода имени Калинина от улицы Коммунаров почти до улицы Красной и вдоль неё стояли большие деревянные амбары. Это были продовольственнофуражные склады. В просторечии того времени – амбары, а у большинства краснодарцев они ассоциировались со «ссыпками». На самом деле «ссыпки», то есть пункт приема зерна, находились на территории хлебгородка. Сейчас это территория Краснодарского элеватора. Кроме того, горветка – ответвление от основной железной дороги в районе нынешнего моста по улице Садовой в сторону улицы Коммунаров ассоциировалось с железнодорожной станцией Черноморка, ныне товарная станция КраснодарII. Эти уточнения для исследователей и читателя не покажутся лишними, если учесть, что в документах военной поры встречаются наименования, которые в настоящее время утратили свой первоначальный смысл.
Участок территории воинских складов между пакгаузами вдоль железнодорожного тупика и амбарами занимал обоз, мастерские, конюшни и гараж. В этом месте стояли гужевой транспорт всех мастей, автомобили, прицепы и т. д. С этой территории был выезд на мощёную булыжную мостовую улицы Коммунаров. Вся территория армейских складов была огорожена колючей проволокой и хорошо просматривалась»98.
В истории Великой Отечественной войны это место сыграло важную, даже знаковую и в то же время трагическую роль.
После Гражданской строительство Красной армии проходило с учетом боевого опыта минувшей войны, где решающую роль играли кавалерийские войска. В целях подготовки военных кадров в Краснодаре с 1924го по февраль 1938 года находилось кавалерийское училище.
До снятия с должности наркома маршала К. Ворошилова, 15 мая 1940 года, методологические подходы к сохранению концепции прежнего наркома оставались доминирующими. Отсюда и сохранение больших стратегических запасов для кавалерийских войск играло важнейшую государственную роль. Потеряв связь с родиной, бывшие белогвардейские генералы Краснов и Шкуро, перешедшие на сторону врага, убеждали Гитлера, что с захватом Кубани на его сторону перейдут не менее 100 тысяч казаков. Но, как показала история, расчеты Гитлера и бывших белогвардейских генералов по привлечению казачества на свою сторону оказались переоцененными. Огромное количество граждан непризывных возрастов требовали призыва в ряды Красной армии и отправки на фронт. 19 июля 1941 года вышло решение Краснодарского райкома ВКП(б) и крайисполкома об организации кавалерийских казачьих сотен. Оно было принято во исполнение директивы Военного совета СевероКавказского военного округа от 10 июля 1941 года, в которой указывалось: «В целях подготовки отрядов самообороны и оказания помощи истребительным батальонам по борьбе с возможными парашютистами необходимо:
1. В казачьих районах края сформировать 15 казачьих сотен 4взводного состава, укомплектовав их колхозниками, служащими и интеллигенцией – в первую очередь добровольцами, и при некомплекте привлечь в обязательном порядке лиц призываемых по мобилизации возрастов.
2. Командирами сотен назначить проверенных командиров, зам. командиров сотен по политической части – из политсостава запаса, командиров взводов подобрать из бывших партизан, участников Гражданской войны и мл. начсостава запаса кавалерийских частей.
3. Конский состав, конское снаряжение и тачанки для этих сотен выделить из колхозов. Решая основную задачу по уборке урожая, эти сотни держать в боевой готовности.
4. Обмундирование казаков произвести за счет местных ресурсов.
К сколачиванию сотен приступить с 15 июля и проводить учебу во внерабочее время»99.
Именно для целей обеспечения и снабжения формирующихся кавалерийских соединений как нельзя кстати и пригодились склады со стратегическими запасами, называемые в народе амбарами.
В центре между складскими помещениями находилась огороженная колючей проволокой площадка, где и складировалась изготовленная на предприятии продукция. Позже на этой площадке немцы устроили гараж штабной техники 17й армии.
На этих складах, в двух десятках длинных деревянных бараков, хранились: конная упряжь, овес, сухари, шанцевый инструмент и прочее снаряжение, необходимое для кавалерийских дивизий, громивших оккупантов на фронтах Великой Отечественной войны.
На цели создания стратегических запасов для кавалерийских частей работали предприятия города: обознотарный, кожевенный, завод им. Калинина и другие предприятия.
Заводу «Октябрь» была поручена кроме обеспечения минометами, минами, гранатами и экипировка бойцов. Для изготовления сабель (шашек. – Прим. автора) не было материала, поэтому на заводе «Пожарпром» были организованы распрямление буферных пружин и изготовление из них клинков. Негде было взять цветные металлы для эфеса и деталей ножен сабель. На заводе нашли выход и стали изготавливать эти детали из ковкого чугуна, что помогло успешно решить эту задачу. Ни один из заводов Краснодара изза отсутствия соответствующего оборудования не смог изготовить стремена. «Краснолит» предложил отливать их из того же ковкого чугуна – и тоже достиг успеха. Завод, кроме того, изготовил все детали фурнитуры для сёдел и сбруи лошадей.
Это место сыграло знаковую роль в истории нашего города. Наряду с самоотверженной трудовой славой оно сыграло трагическую и в то же время героическую роль. Впрочем, более подробно об этом месте мы будем говорить в следующих главах.
Вторжение
Перед Семеном Михайловичем Буденным, назначенным командующим СевероКавказским фронтом 28 июля 1942 года, стояла нелегкая задача привести в порядок объединения, остатки соединений и частей Южного фронта, которые в беспорядке отходили с Дона, были малочисленны и зачастую небоеспособны. Времени для приведения в боеспособность войск не было. Попытки бросать их в бой больших результатов не давали. Противник на плечах отступающих войск стремительно продвигался по всему фронту.
Чтобы понять, как складывалась боевая обстановка на фронте в ходе первого этапа обороны Северного Кавказа, следует обратиться к директиве командующего фронтом № 4198. В ней 27 июля 1942 года С. М. Буденный отразил свое видение хода предстоящих событий на равнинной части Краснодарского края. Он хорошо понимал, что в равнинной части Кубани и Ставрополья имеющихся под его командованием сил, учитывая деморализацию оставшихся после боев под Ростовом соединений Южного фронта, отсутствие у них танковых и моторизованных частей, при полном господстве в воздухе немецкой авиации шансов мало. Поэтому главными рубежами обороны могли бы стать реки Терек, Ея, КугоЕя, Кубань и Кавказский хребет. Именно эти соображения маршала Буденного легли в основу его донесения Сталину100
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Кубань в годы Великой Отечественной войны 1941–1942. Рассекреченные документы. Хроники событий. Книга первая. – Краснодар, 2011. – С. 11. – 206 с.
2
А.А. Гречко. Годы войны 19411943. Военное изво. М.: 1976.
3
ЦДНИКК. Ф. р1771, оп. 1, л. 38.
4
ЦАМО.Ф.148а, оп.3763, д.97, л.266, 267; Ф.96а, оп.2011, д.26, л.162–165
5
ЦДНИКК. Ф. Р1771, оп.1, л.38
6
Сводка Совинформбюро 13 декабря 1941 г.
7
С 10 июля 1941 года в Краснодаре в здании института табака и махорки ВИТИМ был размещен штаб ЮгоЗападного направления под командованием Маршала Советского Союза С. М. Буденного. В состав направления вошли: ЮгоЗападный, Южный, а в конце 1941 года – Крымский фронт и Черноморский флот.
8
Симонов К. М. Разные дни войны (дневник писателя). – М.: Художественная литература, 1982. – Сорок второй. Гл. 1.
9
ЦДНИКК. Ф. 1774А, оп. 2, д. 300, л. 53–54.
10
ЦДНИКК. Ф. 1774А, оп. 2, д. 406, л. 1–3; д. 300, л. 17–19; д. 478, л. 14.
11
ЦДНИКК. Ф.1774А, оп. 2, д. 324, л. 14–15; д. 271, кор. № 118, л. 6.
12
ЦДНИКК. Ф. 4372, оп. 1, д. 23, л. 52; д. 86, л. 27–29.
13
ЦДНИКК. Ф. 1774А, оп. 2, д. 395, л. 5.
14
Архив УФСБ. Ф. 13, оп. 1, д. 254, л. 18–20.
15
ЦДНИКК. Ф. 1774А, оп. 2, д. 296, л. 33; д. 456, л. 19, 20; д. 478, л. 47–51; д. 297, л. 43–44, д. 374, л. 45.
16
ЦДНИКК. Ф. 1774А, оп. 2, д. 394, л. 11–12.
17
Краснодарский ордена Трудового Красного Знамени станкостроительный завод имени Седина – основан в 1911г. как завод «Кубаноль» для производства машин и инструмента глубокого бурения нефтяных скважин. С 1922 г. Получил название имени Седина. С 1935 г. Перешел на выпуск карусельных станков. В 1937 г. Первым в Советском Союзе стал выпускать токарнокарусельные станки ( ГАКК, ф. Р.—169, д.1893).
18
ЦДНИКК. Ф. 1774А, оп. 2, д. 394, л. 2–7, 24, 24 об.
19
ЦДНИКК. Ф. 1774А, оп. 2, д. 400, л. 26–28, 66.
20
ЦДНИКК. Ф. 1774А, оп. 2, д. 482, л. 46.
21
ЦДНИКК. Ф. 1774А, оп. 2, д. 400, л. 60–62, 69–73.
22
ЦДНИКК. Ф. 1774А, оп. 2, д. 500, л. 2–6, 23–25.
23
ЦДНИКК. Ф. 1774А, оп. 1 доп., д. 26, л. 7; д. 27, л. 45–47, 62–66.
24
ЦДНИКК. Ф. 1774А, оп. 2, д. 160, л. 87, 87 об.
25
ЦДНИКК. Ф. 1774А, оп. 1, д. 26, л. 11, 12.
26
ЦДНИКК. Ф. 1774А, оп. 2, д. 48, л. 30; д.479, л. 56–59.
27
ЦДНИКК. Ф. 1774А, оп. 2, д. 375, л. 94.
28
ЦДНИКК. Ф. 1774А, оп. 2, д.397, л. 12, 12 об.
29
ЦДНИКК. Ф. 1774А, оп. 2, д. 397, л. 12, 12 об.
30
Кубань в годы Великой Отечественной войны 1941–1942. Рассекреченные документы. Хроники событий. Книга первая. – Краснодар, 2011. – С. 11. – 206 с.
31
Федор Васильевич Ковешников (1883–1943) – российский и советский офицер, инженерконструктор, создатель ручных гранат и запалов к ним.
32
А. К. Сердюк – руководитель лаборатории Наркомата угольной промышленности, изобретатель винтовочных противотанковых гранат ВГПС41. Изза конструктивных недостатков на вооружение приняты не были.
33
Изза отсутствия необходимого количества металла рационализаторы завода изготавливали клинки для кавалерийских дивизий из рессор железнодорожных вагонов.